«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» – эти слова
Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) и семьи. Именно от взрослых, их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в воспитании детей зависят личностное развитие ребенка и его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.
В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ и семьи с целью личностного развития ребенка вместе с взрослыми с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и особенностей.
Изменилось и понимание сотрудничества:
Одним из эффективных способов работы с родителями является клубная работа.
В нашем детском саду под руководством педагога-психолога действуют «Клуб родителей будущих школьников» , цель которого – помочь родителям подготовиться к школе, подготовиться к возможным трудностям, с которыми их ребенок может столкнуться в школе, и клуб «Азбука семейного счастья». Само название предполагает, что семья может быть по-настоящему счастливой лишь тогда, когда в ней счастливы все: мама, папа и, конечно же, ребенок, который ждет, что взрослые станут его друзьями, верной опорой в жизни.
Представляют интерес для родителей встречи в «Экологическом клубе»
, работа которого построена по принципу сочетания теоретического занятия и практического (познавательно-развлекательного). Занятия в данном клубе способствуют расширению сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию детей, объединяют родителей, представляют возможность самовыражения (чтение стихов, пение, инсценирование, драматизация и прочее) и
встречи в «Творческой гостиной»
, которая создана с целью развития творческого педагогического потенциала родителей.
С целью определения условий, способствующих развитию у детей позитивного отношения к жизни, родителям предлагалось ответить на следующие вопросы:
Большинство родителей считают совместные мероприятия (игротеки детей, педагогов и родителей «Родительские пятницы», встречи в «Творческой гостиной», праздники, утренники, конкурсные программы и прочее) как вызывающие у детей радостное настроение . Педагоги детского сада, по мнению родителей, своим участием, неравнодушием, умением заинтересовать, включить ребенка в игру могут и должны изменить настроение и самочувствие ребенка в положительную сторону. И ничто не заменит ребенку радость и гордость за своих родителей, которые играют вместе со всеми, и все видят, какие они умные, добрые и красивые.
Праздники в детском саду не только оставляет эмоциональный след в сердце ребенка, но и обогащает его нравственным содержанием. Исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием взрослых, сюрпризами и играми, вплетаясь в общую цепь эмоциональных впечатлений, делает праздник ярким событием в жизни ребенка и остается в его памяти надолго. Для родителей это – уникальная возможность попасть в мир детства и в игре стать «равным» ребенку.
Художественный Совет осуществляет координацию деятельности «Творческой гостиной», решает финансовые вопросы, устанавливает контакты с социальными институтами детства. Совет выпускает свой печатный орган – газета «Театр + Я» , которая выходит один раз в месяц. В «Положении о газете» отражены организационно-педагогические основы, права и обязанности издателей. Каждый выпуск посвящен теме прошедшей встречи и информации предстоящей встречи. Авторами могут быть родители, администрация, воспитатели, педагоги дополнительного образования и, конечно же, дети. «Детский» материал (высказывания по поводу праздника, пожелания друг другу и взрослым, ответы на вопросы анкеты и прочее) наиболее интересен.
Встречи отражают и тематические фотографии на стенде «Счастливы вместе» .
Заведующая детским садом:
Педагог дополнительного образования по театрализованной деятельности:
Музыкальный руководитель:
Воспитатели:
Родители:
1. Организационный:
2. Подготовительный.
3. Проведение праздника.
4. Подведение итогов, обмен впечатлениями, выпуск газеты «Театр + Я».
Из практического многообразия видов и форм работы с родителями наиболее действенными являются активные формы взаимодействия , когда родители – не только зрители, но и участники встреч и мероприятий. Одной из таких форм стала совместная игротека детей, педагогов и родителей «Родительские пятницы», тематику и содержание которых помогают определить родители. Они же проводят с детьми.
«Родительские пятницы» помогают сформировать у родителей правильное понимание игры в жизни ребенка как ведущего вида деятельности. Но насыщенность детской игры определяется отношением к ней взрослого. Дети с интересом, увлекательно играют с тем, кто сам не утратил способности играть, выдумывать и фантазировать, любит детей.
детям:
родителям:
педагогам:
Результатами такой совместной деятельности могут быть:
Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе:
Педагог-психолог:
Воспитатели:
Родители:
1. Подготовительный (определение теоретических вопросов, практической части мероприятия).
2. Организационный
(выбор ответственных за проведение игр, дизайн предметной среды группы, подбор материалов
и атрибутов к играм).
3. Проведение мероприятия.
4. Подведение итогов (анализ мероприятия всеми участниками).
Структура проведения. 1 часть мероприятия – теоретическая (выступление ответственного педагога). Далее детям предлагаются игры, которые проводят родители: дидактические, развивающие, подвижные, оздоровительные (дыхательная гимнастика, корригирующие упражнения, пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки и прочее).
В заключение – подведение итогов.
Определение тем «Пятниц» связано с основными видами детской деятельности в дошкольном учреждении: «Экологическое воспитание», «Математическое развитие», «Художественно-творческая деятельность», «Социально-нравственное воспитание», «Физическое развитие», а также тем, что волнует родителей, например: подготовка ребенка ко сну, организация и проведение семейного праздника, домашнего театра; вопросы социально-нравственного поведения ребенка, экологической культуры детей и взрослых и др. (выявляется при регулярном анкетировании родителей).
Ежемесячно для всех групп ДОУ планируется общая тема, например: «Волшебные краски», «Мастерская сказки», «Оздоровительная пятница», «Встречаем праздник весело», «Экологические знаки».
Форма взаимодействия детей и взрослых на «Родительских пятницах» может быть различной:
Материал предоставлен , № 4 за 2008 год.
Ирина Смирнова
Весёлые игры с родителями
Программное содержание :
1. Способствовать укреплению эмоционально-положительных отношений в семье, а также укрепить взаимосвязь между семьей и д/садом.
2. Закрепить знания детей о режиме дня, валеологические знания, а также понятия
3. Закрепить основные движения : виды ходьбы (по ограниченной площади опоры, с перешагиванием через препятствия, змейкой, пролезание в обруч, имитационные и танцевальные движения.
4. Развить быстроту и ловкость, внимание и мышление, творчество и воображение.
5. Воспитать чувство здорового соперничества в единстве с добрым отношением друг к другу.
Предварительная работа :
1. Беседы о режиме дня, на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Закрепление понятий : фрукты-овощи, плоды, геометрические фигуры.
2. Разучивание музыкально-ритмической композиции «Весёлая зарядка » (из мультфильма «Зарядка для хвоста» , «Воспи-питание» .
3. Обучение пролезанию в обруч в движении.
4. Пропаганда знаний среди родителей о здоровом образе жизни и необходимости совместных физкультурных досугах в детском саду.
5. Подбор настольно-печатного материала.
Инвентарь :
Кегли, два обруча большого размера, четыре модуля, два зонта, две пары обуви большого размера, 2 мольберта и 2 фломастера.
Две команды (дети с одним из своих родителей ) входят в зал под спортивный марш.
ВЕДУЩИЙ :
ПАПА, МАМА + ДВИЖЕНИЕ
И В СЕМЬЕ НЕТ НАПРЯЖЕНИЯ.
ВСЕМ СТАНОВИТСЯ ПОНЯТНО,
ЧТО ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ ПРИЯТНО.
Ребята давайте расскажем и покажем вместе с вашими родителями как интересно вы живете в детском саду. Согласны? Тогда я предлагаю начать спортивную игру «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ» с разминки : «Кто дружнее и быстрее придумывает название команде» .
Действие - Команда произносит свое название дружно и вместе
Всем знакома ситуация, когда утром вы с ребенком спешите в детский сад.
Эстафета «НЕ ОПАЗДАЙ В ДЕТСКИЙ САД» .
Действие – под зонтом, который держит взрослый, ребенок передвигается в большой обуви (папины тапки) до ориентира и обратно.
Если вы вовремя пришли в детский сад, то день у вашего ребенка начнется с зарядки, которую ребята сейчас вам покажут.
ТАНЕЦ «ВЕСЕЛАЯ ЗАРЯДКА» (песня из мультфильма «Зарядка для хвоста» )
Затем время для проведения водных процедур.
Эстафета «ВАЛЕОЛОГИЧЕСКАЯ» .
Действие – ребенок двигается до ориентира наступая только на мягкие модули, которые ему подкладывает взрослый на каждый шаг. На ориентире ребенок выбирает нужную карточку-запрещение показывающую недопустимые действия : при умывании, при еде, при чтении книги. Обратно ребенок бежит с выбранной карточкой, а взрослый с мягкими модулями (передает на финише модули следующему участнику) .
После умывания – завтрак, а воспитание детей проходит в течении всего дня, о чем следующая песня «ВОСПИ-ПИТАНИЕ» .
ТАНЕЦ «ВОСПИ-ПИТАНИЕ» (Сборник Л. А. Бурениной)
(Для танца дети строятся в шеренгу перед родителями ) .
После завтрака – разные интересные занятия.
Сегодня проведём комплексное занятие, в котором надо показать знания по математике, рисованию и физкультуре.
ЭСТАФЕТА «НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»
Действие – взрослый до мольберта прокатывает большой обруч, в который ребенок пролезает по ходу движения, рисуют соответственно большого и маленького человека и бегом обратно.
После занятий наступает любимое время – прогулка, на которой можно поиграть в подвижные игры :
ВЫШИБАЛЫ (МЕДВЕЖЬИ) – дети играют без родителей .
ДОГОНИ МЯЧ – дети с родителями по кругу передают 4 (5,6) мяча.
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА – народная игра, проводится с родителями .
А что дети делают после прогулки?
ЭСТАФЕТА «ПРИГОТОВЬ НА ОБЕД ВИНЕГРЕТ И КОМПОТ» .
Действие – бег змейкой до ориентира, обратно по прямой, принести на пластмассовой тарелке соответственно фрукт или овощ.
Тем временем у родителей :
КОНКУРС КАПИТАНОВ СРЕДИ ВЗРОСЛЫХ :
Для мам – кто быстрее очистит яблоко?
Для пап – кто быстрее съест это яблоко?
Наступает тихий час – звучит спокойная музыка, команды готовят задание «ПОКАЖИ СВОЙ СОН»
Действие – имитационными движениями без слов показать русскую народную сказку, например «Колобок» или «Репка» - отгадывает команда соперников.
После сна и полдника наступает время для спокойных игр.
ЭСТАФЕТА «НЕ ЗАЗВЕНИ КОЛОКОЛЬЧИК»
Действие – тихая ходьба до ориентира и обратно через препятствия с колокольчиком в руке, на ориентире необходимо положить одну карточку настольно-печатной игры .
ОЦЕНКА ЖЮРИ, БЛАГОДАРСТВЕННОЕ СЛОВО И РУКОПОЖАТИЕ КОМАНД.
ОЧЕНЬ РАДА Я ЗА ВАС СЕГОДНЯ
И СОВЕТ ТАКОЙ ВАМ ДАМ :
ЗАНИМАЙТЕСЬ ФИЗКУЛЬТУРОЙ
ПО УТРАМ И ВЕЧЕРАМ!
БУДЬТЕ В ДРУЖБЕ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ
ПАПЫ, МАМЫ, ДЕТИ.
ВОЗДУХ, СПОРТ И ВИТАМИНЫ
ВСЕМ НУЖНЫ НА СВЕТЕ.
А ЗА ПРАЗДНИК НАШ ВЕСЕЛЫЙ
Я ВАС ВСЕХ БЛАГОДАРЮ,
СВОЙ ПОДАРОК ВИТАМИННЫЙ
НА ЗДОРОВЬЕ ВАМ ДАРЮ!
Награждение фруктами. Выход команд под весёлую музыку .
С первых дней жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность. И, именно родители оказывают самое большое влияние на его развитие. Создание единого пространства развития ребенка необходимо поддерживать как в детском саду, так и в семье. Следовательно, важной задачей дошкольного учреждения является установление партнерских отношений детей и взрослых через совместную деятельность.
С 2006 года МОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 355” города Омска принимает участие в экспериментальной работе по реализации программы “Из детства в отрочество”.
Работа в опытно-экспериментальном режиме предполагает внедрение и апробацию нетрадиционных форм работы с семьей. Мы считаем наиболее эффективными те, в основе которых лежит детско-родительское взаимодействие. Формирование традиций группы заложено в содержание программы, и представлены они следующим образом:
Понедельник – “Утро радостных встреч”.
Цель. Создать положительный эмоциональный настрой дошкольников на неделю.
Среда – “Сладкий час”.
Цель . Формирование культуры поведения за столом, закрепление сервировки праздничного стола и развитие дружеского общения в системе “Педагог – ребенок – родитель”.
Во второй младшей и средней группе это была самостоятельная традиция, направленная на ознакомление детей с этикетными нормами, традициями русской культуры. Для проведения “Сладкого часа” придерживались разработанных программой критериев: эстетическое обеспечение, высокая культура и образец применения этикетных правил воспитателем. Родителями группы были приобретены красивые чайные пары, блюда для выпечки, розетки для варенья. Совместно с детьми была изготовлена праздничная скатерть. Угощение для всех готовили дома или совместно с воспитателем в группе. Данная традиция
имеет музыкальное сопровождение, а ее обязательный элемент – познавательный рассказ взрослого (этикетные правила, традиции русской культуры). На “Сладкий час” приглашаются как родители, так и сотрудники ДОУ, которые закрепляют с детьми знания о профессиях и угощают детей своими кулинарными изделиями.
Со старшей группы “Сладкий час” объединился с традицией “Встречи с интересными людьми”.
Цель. Знакомство с трудовой деятельностью (профессиональной, домашней, хобби), создание условий для совместной детско-родительской деятельности.
На I-м этапе мы знакомили детей с сотрудниками детского сада, проводили беседы о трудовой деятельности этих людей. Результатом этих бесед явилось создание альбомов “Все работы хороши” и папки-презентации для родителей “Давайте познакомимся”, где сотрудники детского сада представлены не только как профессионалы, но и как интересные люди.
На II-м этапе стали приглашать на встречи родителей, считая, что наиболее интересными для ребенка будут эмоционально близкие люди. В основе формирования традиции на этом этапе лежит детско-родительское взаимодействие. Именно поэтому мы изменили структуру, предложенную авторами программы, и создали свою:
Четверг – “Познавательные игротеки”.
Цель. Через взаимодействие с семьями воспитанников закрепление знаний по разделам программы в игре.
Проведение игротек предполагает два варианта.
I-й вариант – в течение 20–30 минут (в зависимости от возраста детей) детям предлагаются знакомые игры по разделам программы.
II-й вариант – в группу приглашаются 3–5 человек родителей и совместно с детьми они играют в предложенные игры, знакомясь с их содержанием и правилами.
Введение традиций “Игры напрокат”, “Игры в гости к нам” – неотъемлемая часть “Познавательных игротек”. Дети приносят из дома игры по различным направлениям и в течение определенного времени знакомят товарищей с их содержанием. Отработка правил, направленных на бережное отношение к игре и игрушке позволила на выходные бать их домой.
Пятница – “Театральная пятница”.
Цель . Развитие творческих способностей, умения взаимодействовать через театрализованную игру, формирование артистических навыков.
Проходит “Театральная пятница” в два этапа.
На I-м этапе идет работа над инсценировкой: проходит знакомство с текстом, идет работа над образами героев, оговариваются движения, обращается внимание на выразительность речи, готовятся несложные атрибуты, костюмы и т.д.
На II-м этапе в группу приглашаются родители, и дети показывают им подготовленную инсценировку.
В конце представления обязательным условием считается поименное представление артистов и награждение их аплодисментами.
Однако, как показывает опыт работы, одной театральной пятницы в неделю для достижения цели, недостаточно. И мы стали включать театрализованные игры и упражнения в различные виды деятельности, а поиск нетрадиционных форм работы с семьей подтолкнул на идею проведения детско-родительских праздников.
Традиционными стали новогодние детско-родительские праздники , ежегодные “Взрослые и дети”, “Вот и стали мы на год взрослей”.
Цель таких праздников – привлечение родителей к сотрудничеству и предоставление им большего общения с детьми.
Сценарии составлены так, что у детей есть свободный доступ к общению с родителями, так как взрослые являются непосредственными участниками праздника. Это – помощь в играх, совместное исполнение номеров, посадка по периметру зала, обеспечивающая взаимодействие взрослого и ребенка.
В организации и проведении праздников придерживаемся следующих правил:
В 2006 году на базе Центра развития ребенка организована театральная студия “Веснушки”, а детско-родительская театрализованная деятельность позволила родителям принять участие в ее работе и пополнить состав (15 человек).
Результат работы студии:
В 2010 году закончена практическая часть экспериментальной работы, и мы можем говорить о том, что формирование традиций группы через взаимодействие с семьей способствовало укреплению отношений в системе “ребенок – воспитатель – родитель”. Улучшилось детско-родительское взаимодействие не только со своим ребенком, но и с детским коллективом, а у детей, чувствующих понимание и поддержку взрослого, повышается уверенность в себе, своих силах, что пригодится для успешного обучения в школе.
Оборудование: детские шумовые инструменты: бубны ложки, погремушки; большой лист белой бумаги, гуашь.
План подготовки: разучить песню «Про лес» музыка В. Витлина, слова Когановой, музыкальную игру на музыку И. Гайдена «Прогулка в заколдованном лесу» (Н. Алпарова, А. Николаев, И. Сусидко из сборника «Музыкальный игровой материал для дошкольников и младших школьников “На лугу”»), песню «Мы цветочки» музыка и слова Н. Алпаровой.)
(Зал украшен бумажными цветами, шарами, дети сидят на стульчиках.)
Ведущий:
Как у наших, у ворот,
Нынче все наоборот.
Мы не будем здесь учиться,
Будем петь и веселиться.
Будем в игры играть,
Танцевать и рисовать.
Ребята, вы хотите играть? Но для игр надо выбрать подходящее место. Давайте придумаем свой город и назовем его «Играй-город». В нем будут улицы, переулки, площади, сады и парки. В отличие от обычного города, в нем можно играть везде и всем: и детям, и взрослым. Ну что, согласны отправиться в такой город? (Ответы детей.). Попасть туда можно лишь на ковре-самолете. Закройте глаза, сядьте поудобнее. Полетели! Приземляемся в лесу, который окружает наш город.
(Дети исполняют песню «Про лес» музыка В. Витлина, слова А. Когановой.)
Лес у нас не простой, он заколдованный.
(Музыкальная игра на музыку И. Гайдна «Прогулка в заколдованном лесу» (Н. Алпарова, А. Николаев, И. Сусидко из сборника «Музыкальный игровой материал для дошкольников и мл. школьников «На лугу»». Проводится с детьми, затем с детьми и родителями.)
Вы хорошо поработали, расколдовали всех животных и птиц, но осталась одна птичка, которая хочет с вами поиграть.
Игра «Веселая ворона»
Веселая ворона сидела на сосне,
Веселая ворона приснилась мне во сне.
Она сказала: «Мяу», потом сказала: «Хрю».
Потом она сказала: «Красиво говорю».
Потом она звенела, как тысяча звонков.
Потом она гудела, как тысяча гудков.
Потом она скрипела, как тысяча ворот.
Потом она взлетела хвостом наоборот.
И тут же превратилась в прекрасный красный шар,
На землю опустилась и закричала: «Кар-р-р».
(Дети интонационно выразительно рассказывают стихотворение, четко проговаривая звуки и сопровождая каждую фразу пластическими движениями рук.)
Ведущий: Вот мы и пришли к воротам нашего города. На улицах города надо быть очень внимательными.
(Игра «Будьте внимательны». Дети повторяют за педагогом движения, ориентируясь на голосовые команды.)
Давайте проедем в волшебном автобусе. Садитесь прямо, руки лежат на коленях. Отправляемся в путь. Посмотрите направо, какое высокое здание. Посмотрите налево, какая широкая река, а справа вверху светит яркое солнце, слева внизу растут прекрасные цветы. Куда мы приехали, догадайтесь сами.
Игра со словом «Доскажи словечко»
На ветке не птичка
Зверек-невеличка.
Мех теплый, как грелка,
Кто же это? (Белка.)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной - ... (медведь).
В реках Африки живет
Злой, зеленый пароход.
Кто б навстречу не поплыл,
Всех проглотит... (крокодил).
Хобот длинный, пасть с клыками
Ноги кажутся столбами.
Как гора, огромный он.
Ты узнал, кто это? (Слон.)
Ведущий : Вы догадались, где можно встретить всех этих животных в нашем городе? Конечно, это зоопарк.
(Подвижная игра с участием родителей «Птички в гнездышке» (См. С.Н. Чистякова «Психогимнастика»).)
В нашем зоопарке в самом центре большая клумба, а на ней столько много красивых цветов. Хотите на них посмотреть?
(Исполняется песня «Мы цветочки» музыка и слова Н. Алпаровой.) Вот в этом домике живут слоны и они все время передвигаются. Нам нужно их посчитать. Давайте попросим родителей помочь нам.
(Игра с родителями «Посчитай слонов». Ведущий читает стихотворение М. Пляцковского.)
Слонялся долго в джунглях слон,
Ломая зарослей заслон.
Бедняжка утомился
И к пальме прислонился.
Сколько слонов спрятано в этом стихотворении? (Ответы родителей.) Сейчас мы пройдем по улице Внимания, где жители очень любят играть в различные игры, одна из них называется «Лови ладошку».
(Проводится игра «Лови ладошку. Дети стоят по кругу, водящий в центре.)
Дети (хором):
Мы лепили куличи,
Прилетели к нам грачи.
(Ha каждую фразу дети поочередно показывают ладони.)
Первый грач испек пирог,
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол.
Ну, а пятый не зевал
И пирог у них украл.
(Водящий должен поймать одного участника игры, который занимает его место.)
Ведущий: Теперь мы отправимся на концерт и вы услышите польку на музыку Александрова в исполнении детского шумового оркестра.
(Выступление шумового оркестра.)
Замечательный у нас получился город, но его можно сделать еще красивее. Давайте нарисуем в нем прекрасные деревья.
(Дети рисуют листья на деревьях приемом приложения ладоней.)
К сожалению, наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться домой. Вам понравилось наше путешествие? Что вам больше всего понравилось? Да, во время нашего путешествия мы очень хорошо играли, и у нас все получилось. Вы догадываетесь почему? Потому, что мы все делали дружно.
Задачи:
1. повышать родительскую компетентность;
2. способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком;
3. формировать у детей психологическую готовность к школьному обучению.
Добрый день, уважаемые родители и дети!
Я приветствую вас на игре «Скоро в школу мы пойдём». Наши дети подросли и совсем скоро пойдут в школу. Сегодня они продемонстрируют всем присутствующим знания, которые приобрели в подготовительной группе, покажут себя выпускниками детского сада, готовыми учиться в школе. Конечно же, им будут помогать родители.
I. представление команд и жюри.
1 команда: девиз, эмблема. («Знайки», «Почемучки»)
2 команда: девиз, эмблема.
II. конкурс «Разминка»
(Участвуют только дети) Победившая команда получает 2 балла.
Игра «Да – нет»
Вопросы первой команде:
1. Пять груш больше, чем пять яблок? (нет)
2. У рубашки три рукава? (нет)
3. Ноль меньше трёх? (да)
4. Неделя заканчивается субботой? (нет)
5. Год начинается в марте? (нет)
6. Земля квадратная? (нет)
7. У квадрата четыре угла? (да)
8. Один меньше, чем много? (да)
9. Весами измеряют температуру? (нет)
10. Есть ли числа больше, чем тысяча? (да)
×××
1. «А» — последняя буква в алфавите? (нет)
2. Звук «М» — гласный? (нет)
3. В слове может быть только один ударный звук? (да)
4. Названия городов пишутся с маленькой буквы? (нет)
Вопросы для второй команды:
1. Десять – это один десяток? (да)
2. Неделя начинается со вторника? (нет)
3. У восьми собак восемь хвостов? (да)
4. У треугольника два угла? (нет)
5. У большого льва четыре лапы? (да)
6. А у маленького льва три лапы? (нет)
7. У курицы два хвоста? (нет)
8. Градусником измеряют длину? (нет)
9. Может ли быть пятница после четверга? (да)
10. У пятиугольника шесть сторон? (нет)
×××
1. «Я» — первая буква в алфавите? (нет)
2. Предложение всегда начинается с большой буквы? (да)
3. Ударный звук всегда гласный? (да)
4. Имена людей всегда начинаются с заглавной буквы? (да)
Молодцы справились со всеми вопросами! Жюри подводит итоги.
III. конкурс Игра «Танграм»
А сейчас посмотрим, какие вы смекалистые. В этом конкурсе участвуют взрослые и дети. У каждого набор геометрических фигур и образец – один на двоих (для ребёнка и родителя). Чья команда быстрее справится с заданием, получает два балла.
Игра с родителями «Школьная лотерея».
Скоро учиться ребенок пойдет,
Школьная жизнь для вас настает.
Новых забот и хлопот вам доставит,
Всю вашу жизнь перестроить заставит.
И мы при всех здесь сейчас погадаем,
Что будет в семьях, сегодня узнаем…
Выходят несколько родителей. Ведущий задает вопрос, участник вытаскивает из мешочка кубик или карточку с ответом и читает ответ. Ответы: мама, папа, сам ребенок, кот Васька, сосед, вся семья, дедушка, бабушка.
1. Кто будет вечером будильник заводить?
2. А кто за формой первоклашки следить?
3. Кто в 6 утра будет вставать?
4. Кто будет завтрак первым съедать?
5. Кому же придется портфель собирать?
6. Кто будет букварь ежедневно читать?
7. Кто будет плакать, оставшись без сил?
8. Кто виноват, если ребенок двойку получил?
9. Кто на собрания будет ходить?
10. Кому первоклассника в школу водить?
IV. конкурс «Грамота для дошкольников»
Правила:
прослушав вопрос, команда обсуждает его, и кто-то один даёт ответ.
Вопросы первой команде:
1. Какие звуки называются гласными? Какой фишкой мы обозначаем гласные звуки?
2. Зачем нужны заглавные буквы в алфавите, какие слова с них начинаются?
3. Когда мы читаем, как мы узнаём, что предложение началось и закончилось? Почему легко узнать, сколько слов в предложении?
Вопросы второй команде:
1. Какие знаки препинания ставят в конце предложения? Если в предложении говорится о чём-то радостно, возбуждённо, какой знак следует поставить?
2. Что такое слоги? Какое правило знаете о гласных звуках и о слогах?
3. Какие звуки называются согласными? Какими фишками их обозначаем?
V. конкурс «Графический диктант»
Участвуют взрослые и дети, чья команда справится первой.
Объяснить взрослым символы: → 1 клеточка направо; 1 клеточка вверх; ↓ 1 клеточка вниз; ←1 клеточка налево.
Перед вами листочки в клетку. Дети, возьмите, пожалуйста, простые карандаши, а взрослые получите диктанты. Дети будут писать, Вы им диктовать (не мешая другим, т.е шёпотом).
Физминутка Игра «Портфель»
(дети кричат «Да» или «Нет»)
Если в школу ты идешь,
То в портфель с собой берешь:
В клеточку тетрадку?
Новую рогатку?
Веник для уборки?
Дневник для пятерки?
Альбом и краски?
Карнавальные маски?
Азбуку в картинках?
Рваные ботинки?
Фломастеры и ручку?
Гвоздиков кучку?
Карандаши цветные?
Матрасы надувные?
Ластик и линейку?
В клетке канарейку?
VI. конкурс «Задачи для родителей»
Дети могут помогать.
Прослушав задачу, родители могут её обсудить и дать ответ.
1 команде:
если в 12 часов ночи идёт дождь, можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (через 72 часа, т е через трое суток, будет 12 часов ночи, поэтому солнечной погоды быть не может)
2 команде:
недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду верёвочной лестницей. У лестницы 5 ступенек. Самая нижняя ступенька касается воды. Расстояние между ступеньками 30 см. Океан спокоен, но начинается прилив, во время которого вода поднимается на 30 см каждый час. Через какое время покроется водой средняя ступенька? (вода никогда не покроет среднюю ступеньку, т к с приливом одновременно поднимаются и корабль, и лестница на нём)
Подведение итогов
VII. конкурс «Задачки для детей»
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Дарит бабушка — лисица
Трём лисятам рукавицы:
— это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!
VIII. конкурс «Найди цифру»
Потерялись цифры, их нужно найти.
Участвуют дети и взрослые. Дети ищут пропущенную цифру, а взрослые её записывают на листочке. Желаю успеха! Победившей в этом конкурсе команде достаётся 2 очка.
IX. конкурс «Поставь знак»
Команда «Знайки»
5 4
6 5
3 4
6 6
8 9 и т.д.
Команда «Почемучки»
4 5
5 6
4 3
7 7
9 8 и т.д.
Дети по очереди идут к доске и выполняют задание.
Чья команда быстрее и правильнее поставит нужный знак, та и побеждает в этом конкурсе.
X. конкурс капитанов.
Отгадай ребус.
XI. конкурс.
Жизнь без книги, как без света,
Как без доброго совета,
Жизнь без книги, как без рук,
Книга – самый лучший друг!
Ребята, а вы читаете вместе со взрослыми книжки! Хорошо знаете русские народные сказки? А вот ваши родители, оказывается, не только знают сказки, но и являются замечательными актёрами. Не верите? Я вам сейчас это докажу! Мы с родителями покажем вам сказку «Репка»
Репка:
вот я какая!
Дед
(потирая руки) : так – так!
Бабка
(топнув ногой): ох, ёлки зелёные!
Внучка:
я готова!
Жучка:
гав – гав!
Кошка:
мяу!
Мышка:
оба –на!
Далее ведущий читает сказку, родители импровизируют.
Посадил дед репку — выросла большая, пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку.
Подведение итогов, награждение победителей!
воспитатель,
МКДОУ ЦРР – д/с «Солнышко», п. Ленинская Искра Котельничского района Кировская область