Главная » Рецепты » Логопедические домашние задания. Домашнее задание по лексическим темам.doc - Домашнее задание по лексическим темам Готовые задания по лексическим темам

Логопедические домашние задания. Домашнее задание по лексическим темам.doc - Домашнее задание по лексическим темам Готовые задания по лексическим темам

18.10.2019

Лексическая тема: "Наше тело".

1. Рассмотрите рисунок с изображением куклы или человека. Побеседуйте с ребёнком о теле человека, назовите ему части тела, пусть ребёнок покажет их на себе.

Проговорите правила личной гигиены. Объясните , почему важно соблюдать гигиену.

Повторите стихотворение:

Мы сегодня умывались

И друг другу улыбались.

Наши глазки заблестели,

Наши щёчки закраснели.

Заправляли мы кроватку,

Дружно делали зарядку.

Вырастем мы сильными,

Дружными, красивыми.

2. Развитие речевого дыхания.

Согреем пальчики: "Х-х-х". (С силой дуем на пальчики, повторяем 4-5 раз.)

3. Развитие мелкой моторики .

4. Игра «Покажи и назови».

Ребёнок показывает части тела и старается произнести все слова.

Это глазки. Вот. Вот.

Это ушки. Вот. Вот.

Это нос. Вот. Вот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп. Хлоп.

Это ножки. Топ. Топ.

Ой, устали. Вытрем лоб.

5. Игра «Один - два».

Посмотрите, у меня
Глаза два и уха два.
Две руки и две ноги. (Показываем, произносим вместе с ребёнком.)
Один нос и один рот. (Показываем, произносим вместе с ребёнком.)
Одна спина, один живот, (Показываем, произносим вместе с ребёнком.)
И сердце у меня одно, (Показываем, произносим вместе с ребёнком.)
Ну очень доброе оно.

6. Игра «Делай - повторяй».

Спросите у ребёнка:

Мы ногами что делаем? (Ответ ребёнка: "То-па-ем".)

Мы руками что делаем? (Ответ ребёнка: "Хло-па-ем".)

7. Игра «Жадина».

Образец:

Чей нос (рот, глаза, уши, щёки, спина, живот, руки, рука, ноги, нога) ?

Мой нос (рот, глаза, уши, щёки, спина, живот, руки, рука, ноги, нога).

1. Игра «У тебя - у нас» .

"У тебя" + сущ. в ед. ч., И. п. "У нас" + сущ. во мн. ч., И. п.

у тебя голова

у тебя глаз

у тебя нос

у тебя рот

у тебя щека

у тебя бровь

у тебя шея

у тебя плечо

у тебя рука

у тебя нога

у тебя спина

у тебя живот

у нас ...

у нас ...

у нас ...

у нас ...

у нас ...

у нас ...

у нас ...

у нас ...

у нас ...

у нас ...

у нас ...

2. Игра «Один - много».

3. Игра «Один - два - много» (взрослый спрашивает, ребёнок отвечает).

Чего у человека "один"?

У человека один... (нос, рот, лоб, ...).

Чего у человека "одна"?

У человека одна... (голова, шея, спина).

Чего у человека "два"?

У человека два... (уха, глаза).

Чего у человека "две"?

У человека две... (руки, ноги, брови).

Чего у человека "много"?

У человека много... (волос, пальцев).

4. Игра «Назови ласково».

Голова - головушка, нос - …, глаз - …, ухо - …, рот - …, рука - …, нога - …, палец - …, пятка - … .

5. Дидактическое упражнение «Что мы делаем?» (взрослый спрашивает, ребёнок отвечает) .

Образец:

Что мы делаем глазами?

Глазами мы смотрим.

Вопросы для упражнения: "Что мы делаем ушами?", "Что мы делаем ртом?", "Что мы делаем зубами?", "Что мы делаем носом?", "Что мы делаем руками?", "Что мы делаем ногами?".

6. Дидактическое упражнение «Подумай и ответь» (взрослый спрашивает, ребёнок отвечает, желательно - полным предложением).

Чем мы будем брать ложку? ("... руками".)

Чем мы будем рассматривать книгу? ("... глазами".)

Чем мы будем слушать музыку? ("... ушами".)

Чем мы будем кусать яблоко? ("... зубами".)

Чем мы будем лизать мороженое? ("... языком".)

Чем мы едим, поём, говорим? ("... ртом".)

Чем мы держим, обнимаем? ("... руками".)

Чем мы ходим, бегаем, прыгаем? ("... ногами".)

Чем мы трогаем, гладим, рисуем? ("... пальцами".)

Чем мы смотрим, подмигиваем, жмуримся? ("... глазами".)

Чем мы слушаем, слышим? ("... ушами".)

7. Дидактическая игра «Найди ошибку» (в зрослый произносит предложение, а ребёнок находит ошибку и повторяет правильно построенное предложение).

Руками прыгают, а ногами трогают.

Глазами нюхают, а носом смотрят.

Ушами едят, а ртом слушают.

Ногами хлопают, а руками топают.

Ногтями берут, а руками царапают.

8. Игра «Послушай и ответь» (взрослый произносит предложение и предлагает ребёнку ответить на вопросы по нему).

**************************************************

9. Игра «Закончи предложение» (необходимо закончить предложение одним и тем же словом в нужной форме).

1. УШИ.

У человека есть … .

Некоторые умеют шевелить … .

У рыбы нет … .

Я грею свои … .

На морозе холодно … .

Девочки носят серёжки в … .

2. РУКА (РУКИ).

Возьми карандаш в правую … .

Я рисую правой … .

У меня две … .

Я растираю свои … .

Я беру мяч двумя … .

3. НОГА (НОГИ).

Я прыгаю на левой … .

Сделай шаг правой … .

У человека две … .

У рыбы нет … .

Я опустил в воду … .

Я надеваю носки на … .

10. Игра «Скажи наоборот».

Большой - ..., трудолюбивый - ..., низкий - ..., глупый - ..., широкий - ..., детский - ..., грустный - ..., поднимать - ..., длинный - ..., смелый - ..., злой - ..., чёрный - ... .

11. Игра «Объяснялки» .

Узнайте, понимает ли ваш ребёнок фразеологизмы. Предложите назвать одним словом выражения:

"зарубить на носу" (запомнить),

"повесить нос" (грустить),

"сломя голову" (быстро),

"рукой подать" (близко),

"водить за нос " (обманывать, хитрить),

"набрать в рот воды" (молчать),

"ни в зуб ногой" (не знать).

12. Пересказ текста (взрослый читает текст, ребёнок отвечает на вопросы по тексту и пересказывает его).

Про нос и язык

У Кати было 2 глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.

Скажи, бабушка, - просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?

А потому, милая внучка, всего по два, - отвечает бабушка, - чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила. А язык один и нос один, чтобы ты меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.

Е. Пермяк.

Вопросы по тексту:

Каких частей тела у Кати по две?

Каких частей тела у Кати по одной?

Что спросила Катя у бабушки?

Что ответила бабушка Кате?

Что значит «болтать языком»?

Что значит «совать нос куда не надо»?

11.10.2019

Лексическая тема: "Грибы".

1. Рассмотрите с ребёнком картинки с изображением грибов или, если есть возможность, натуральные грибы.

Объясните , что грибы делятся на съедобные и ядовитые, обратите внимание ребёнка на ядовитые грибы, которые нельзя употреблять в пищу.

Назовите части гриба (ножка, шляпка).

Выложите с ребёнком гриб из палочек.

***Выучите названия грибов: "подосиновик", "подберёзовик", "лисичка", "сыроежка", "боровик", "опёнок", "маслёнок", "мухомор", "поганка".

Объясните , какие грибы - съедобные, а какие - несъедобные; где растут грибы.

Рассмотрите картинки грибов, наклейте их в тетрадь.

2. Развитие речевого дыхания " В осеннем лесу".

Глубоко вдыхаем осенний воздух (вдох носом, плечи не поднимаются) , выдыхаем ртом с произнесение слова «Ахххх».

Заблудились в осеннем лесу: "Ау - ау - ау!". (Тихо / громко.)

3. Развитие мелкой моторики .

Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.

Мы идём грибы искать.

Этот пальчик в лес пошёл, Загибают по одному пальчику,

Этот пальчик гриб нашёл, начиная с мизинца.

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

4. Игра "Покажи и назови" (РАСКРАСИТЬ!)

Попросите ребёнка показать и назвать грибы, их части, затем раскрасьте их.

Образец:

Где гриб? ("Вот гриб".)

Где грибок? ("Вот грибок".)

Где грибы? ("Вот грибы".)

Где шляпка? ("Вот шляпка".)

Где ножка? ("Вот ножка".)

5. Игра "Найди пару для каждого гриба" .

Соедините грибы парами, найдите грибы, которым не хватило пары.

*********************************************

6. Игра "У тебя - у нас".

7. Игра "Один - много".

8. Игра "Весёлый счёт".

1 гриб, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... .

1 боровик, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... .

9. Игра «Что готовят из грибов?»

- "Суп, соус, салат какой?" — "ГрибнОЙ".

- "Лапша, начинка, икра, запеканка какая?" — "ГрибнАЯ".

- "Котлеты какие?" — "ГрибнЫЕ".

- "Все блюда, которые повар готовит из грибов какие?" — "ГрибнЫЕ блюда".

10. Дидактическое упражнение «Назовите гриб по подсказке».

Под осиной растёт... (ПОДОСИНОВИК) .

Под берёзой растёт... (ПОДБЕРЁЗОВИК).

На пеньках или около пеньков растут... (ОПЯТА).

Растёт в бору... (БОРОВИК).

Морит мух... (МУХОМОР).

Едят сырой... (СЫРОЕЖКУ).

Гриб рыжий как лиса... (ЛИСИЧКА).

11. Отхлопайте слова: "ШЛЯПКА", "НОЖКА", "БОРОВИК", "МУХОМОР", "СЫРОЕЖКА", "ОПЁНОК", "ПОДОСИНОВИК", "ПОДБЕРЁЗОВИК".

12. Игра «Назови ласково».

Гриб - грибок, шляпа - …, нога - …, боровик - …, опёнок - …, поганка - …, мухомор - …, подосиновик - …, подберёзовик - … .

13. Игра «Где спрятался гриб?»

Взрослый прячет гриб на стол, на стул, на книгу, под стол, под стул и спрашивает: "Где спрятался гриб?". Ребёнок отвечает.

14. Игра «Какой за каким?»

Нужно расположить в ряд картинки с грибами: боровиком, подосиновиком, опёнком, подберёзовиком, мухомором. Взрослый спрашивает: «За каким грибом подберёзовик?». Ответ ребёнка: «Подберёзовик за опёнком» и т. д. .

17. Прочитайте сказку В. Сутеева «Под грибом». Предложите ребёнку ответить на вопросы по содержанию сказки:

Понравилась тебе эта сказка? О чём она?

Что случилось вначале?

Где спрятался Муравей?

Кто проползал мимо? (Бабочка) О чём они с Муравьем говорили? Пустили Бабочку под грибок? (Аналогичные вопросы про Мышку, Воробья и Зайца.)

Кто пришёл, как только Заяц спрятался под грибком?

Нашла ли Лиса Зайца?

О чём задумался Муравей, когда закончился дождь?

Кто ему ответил? (Лягушка).

********************************************************

18. Игра «Скажи наоборот».

Старый подберёзовик большой, а молодой … (маленький).

У белого гриба ножка толстая, а у подосиновика … (тонкая).

Сыроежка - съедобный гриб, а мухомор- … (ядовитый).

19. Игра «Четвёртый лишний» (нужно назвать лишнее слово в ряду, объяснить причину выбора).

Осина, подосиновик, сыроежка, груздь.

Рыжик, мухомор, волнушка, подосиновик.

20. Дидактическое упражнение «Что делают? Что делали? Что будут делать?".

Волнушку собирают, собирали, будут собирать.

Сыроежку сушат, …, ... .

Подосиновик солят, …, ... .

Подберёзовик режут, …, ... .

Боровик моют, …, ... .

Маслёнок маринуют, …, ... .

21. Игра «Закончи - повтори».

Если грибы варят, то получаются грибы какие? (Варёные.)

Если грибы жарят, то это грибы какие (как их можно назвать)? (Жареные.)

Если грибы маринуют, то это грибы какие? (Маринованные.)

Если грибы тушат, то получаются грибы какие? (Тушёные.)

Если грибы сушат, то получаются грибы какие? (Сушёные.)

Если грибы солят, то получаются грибы какие? (Солёные.)

22. Составьте рассказ-описание по схеме (о любом грибе):

  • Что это?
  • Где растёт?
  • Под каким деревом?
  • Строение.
  • Цвет, форма.
  • Величина.
  • В каком виде употребляем?

Например: "Подосиновик — это гриб. Он растёт в лесу под осиной, поэтому он так и называется. У него красная шляпка и толстая ножка. Подосиновик съедобный. Его можно варить, жарить, солить, мариновать. Это полезный гриб".

04.10.2019

Лексическая тема: "Осень".

1. Рассмотрите с ребёнком осенний пейзаж. Расскажите , какая сейчас пора года, что происходит осенью. Обратите внимание на изменения, которые происходят осенью в природе. Вспомните осенние приметы, что осенью происходит на улице, что делают животные, птицы, люди осенью. Выложите с ребёнком картинку осени, используя детали: тучу, солнце, дерево, осенние листья, грибы.

2. Игра «Покажи и назови» ("Большой-маленький"). РАСКРАСИТЬ!

Сначала взрослый предлагает показать, где лист, листочек, гриб, грибочек, зонт, зонтик, яблоко, яблочко. Взрослый чётко даёт инструкцию: «Покажи, где лист», «Покажи, где листочек» и т.д.

Затем взрослый просит, показать и назвать.

Образец:

Где лист? (Ребёнок: "Вот лист".)

Где листочек? (Ребёнок: "Вот лис-то-чек".)

3. Игра «Жадина».

Взрослый спрашивает у ребёнка:

Чей гриб?

Ответ ребёнка:

Мой гриб (или «Мой», в зависимости от речевых возможностей ребёнка).

Вопросы для игры: «Чей лист?», «Чей зонт?»; «Чья туча?», «Чья капля?», «Чья лужа?»; «Чьё яблоко?».

4. Игра «У тебя - у нас».

Показать, назвать, раскрасить.

Образец:

Это - гриб. ("Это - дерево" и т. д.)

А это - гри-бы. ("А это - де-ревь-я" и т. д.)

************************************************

5. Дидактическое упражнение «Скажи со словом «осенний» ».

«Солнце осенью какое?» - «ОсеннЕЕ».

«Небо осенью какое?» - «…».

«Ветер осенью какой?» - «ОсеннИЙ».

«Дождь осенью какой?» - «…».

«Лист осенью какой?» - «…».

«Деревья осенью какие?» - «ОсеннИЕ».

«Листья осенью какие?» - «…».

6. Игра «Подбери действие».

«Солнце что делает?» - «…».

«Туча что делает?» - «…».

«Дождь что делает?» - «…».

«Ветер что делает?» - «…».

«Лист что делает?» - «…».

7. Игра «У тебя - у нас»*.

Образец (взрослый начинает фразу, а ребёнок должен её закончить): "У тебя облако, а у нас - ... (облака). У тебя туча, а у нас - ... (тучи).

Слова для игры: "лист", "дерево", "гриб", "куст", "лужа", "ягода", "груша", "слива".

8. Игра «Весёлый счёт» («лужа», «туча»).

"1 лужа, 2 ..., 5 ...".

"1 туча, 2 ..., 5 ...".

9. Игра «Один - много» (по картинкам).

Взрослый показывает ребёнку картинку и начинает говорить фразу: «Осень принесла много...». Ребёнок должен закончить эту фразу, назвав то, что изображено на картинке: «… листьев».

Для игры необходимы картинки с изображениями: яблок, груш, свеклы; грибов, ягод, овощей, фруктов и т. д. .

10. Игра «Назови ласково».

Туча - …(тучка), солнце - …, дождь - …, ветер - …, лист - …, гриб - …, ягода - … .

11. Игра «Куда упал листок?».

Взрослый кладёт листок на стол (пол, стул и т. д.) и спрашивает: «Куда упал листок?». Ребёнок отвечает: «Листок упал НА стол (…)».

12. Составьте предложения по предметным картинкам: " Осень - солнце", "Осень - туча", "Осень - дождь", "Осень - дерево", "Осень - лист", "Осень - птицы", "Осень - ветер", "Осень - одежда".

Например: «Осенью солнце светит редко», «Осенью часто идут дожди», «Осенью листья желтеют, краснеют», «Осенью часто дует сильный ветер», «Осенью на небе большие серые тучи», «Осенью опадают разноцветные листочки», «Осенью птицы улетают в тёплые края», «Осенью люди надевают тёплую одежду».

***************************************************

13. Игра «Назови, какая погода».

«Какая погода бывает осенью, если идёт дождь?» — «Дождливая».

«Какая погода бывает осенью, если дует ветер?» — «… (ветреная)».

«Если на улице холодно, какая погода?» — «Холодная».

«Если на улице пасмурно, какая погода?» — «… (пасмурная)».

«Если на улице сыро, какая погода?» — «… (сырая)».

«Если на улице хмуро, какая погода?» — «… (хмурая)».

«Если на улице солнечно, какая погода?» — «… (солнечная)».

«Если на улице ясно, какая погода?» — «… (ясная)».

14. Игра «Скажи наоборот».

Осень ранняя — осень … (поздняя).

День весёлый — день … (грустный).

День солнечный — день … (пасмурный).

Облако белое — облако (туча) … (чёрное, чёрная).

Холодная — … жаркая.

Хорошая — … плохая.

15. Дидактическое упражнение «Я - начну, а ты - закончи».

Сначала ребёнок заканчивает предложение взрослого, а потом полностью предложение повторяет.

Люди осенью одеты (во что?) в …, …, … .

Школьники идут с портфелями (куда?) … .

Листья на деревьях стали (какими?) ... , …, …, … .

Цветы на клумбах (что сделали?) ... .

Птицы улетают (куда?) ... .

Звери делают на зиму (что?) ... .

Люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) ... .

16. Выучите стихотворение.

Падают листья

Падают, падают листья -

В нашем саду листопад…

Жёлтые, красные листья

По ветру льются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уже последняя стая

Крыльями машет вдали.

27.09.2019

Лексическая тема: "Фрукты".

1. Рассмотрите с ребёнком разнообразие овощей . Учите детей называть и показывать натуральные фрукты (яблоко, грушу, банан, ананас, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос, сливу). Закрепите обобщающее понятие «фрукты» («Фрукты растут в саду, на деревьях. Осенью собирают урожай фруктов».).

Назовите фрукты. Раскрасьте их.

2. Упражнение «Покажи и назови».

Взрослый задаёт вопрос, а ребёнку нужно показать и назвать фрукты на картинках.

Образец:

Где яблоко? («Где банан?», «Где лимон?», «Где груша?».)

Вот яблоко. («Вот банан», «Вот лимон», «Вот груша».)

3. Упражнение «Что это?».

Покажите на каждую картинку и спросите у ребёнка:

Что это? (Ответ ребёнка: «Это яблоко», «Это лимон», «Это банан», «Это груша».)

Закрепите с ребёнком понятие «фрукты». При этом обведите рукой все фрукты и скажите:

Это фрукты.

Затем опять обведите рукой все фрукты и спросите ребёнка:

Что это всё вместе?

4. Игра «Жадина».

Взрослый предлагает ребёнку собрать все фрукты (картинки), затем берёт фрукт и спрашивает:

Чьё яблоко? (Ответ ребёнка: «Мое (или «Мое яблоко»)».)

Чей апельсин (мандарин, лимон, виноград, банан, персик, абрикос)?

Чья груша?

Чьи фрукты?

5. Упражнение «Покажи и назови» (множественное число существительных).

Попросите ребёнка показать и дать ответы на вопросы:

Где яблоко? Где яблоки? («Вот яблоко», «Вот яблоки».)

Где груша? Где груши? («Вот груша», «Вот груши».)

Где лимон? Где лимоны? («Вот лимон», «Вот лимоны».)

Где банан? Где бананы? («Вот банан», «Вот бананы».)

*************************************************************

6. Игра «Подбери признак» (необходимо описать фрукты по цвету, форме, вкусу).

Образец: «Банан какой?» - «ЖёлтЫЙ, овальнЫЙ, сладкИЙ».

Мандарин какой? - …, …, … .

Апельсин какой? - …, …, … .

Лимон какой? - …, …, … .

Яблоко какОЕ? - …, …, … .

Груша какАЯ? - …, …, … .

7. Игра «У тебя - у нас».

Яблоко - яблоки, груша - …, апельсин - …, банан - …, мандарин - …, слива - …, ананас - …, персик - …, абрикос - … .

8. Игра «Один - много».

Груша - много груш, яблоко - много …, апельсин - много …, банан - много …, мандарин - много …, слива - много …, ананас - много …, персик - много …, абрикос - много … .

9. Игра «Весёлый счёт» (груша, банан).

1 груша, 2 …, 3 …, 4 …, 5 … .

1 банан, 2 …, 3 …, 4 …, 5 … .

10. Игра «Назови ласково».

Банан - …, апельсин - …, мандарин - …, груша - …, ананас - … и т. д.

11. Дидактическое упражнение «Где лежит фрукт?».

Часть фруктов лежит на тарелке, часть фруктов лежит в корзине. Взрослый спрашивает: «Где лежит яблоко?». Ребёнок должен ответить: «Яблоко лежит на тарелке». Взрослый спрашивает: «Где лежит груша?». Ребёнок отвечает: «Груша лежит в корзине» и т. д.

12. Дидактическая игра «Сказочное дерево».

Начало игры: «На сказочном дереве созрели различные фрукты». Ребёнок берёт фрукт. Взрослый спрашивает: «Что ты сорвал?». Ребёнок отвечает: «Я сорвал грушу» и т. д.

13. Игра «Поварята».

Взрослый даёт ребёнку картинку с изображениями фрукта и спрашивает: «Из чего ты сваришь компот?». Ребёнок отвечает: «Я сварю компот из груш» и т. д.

14. Обведите и раскрасьте фрукты.

*******************************************************

15. Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Мама собрала в саду яблоки, чтобы... .

Мама помыла груши, чтобы... .

Мама купила в магазине сливы, чтобы... .

16. Игра «Четвёртый лишний».

Объясните, что лишнее и почему?

Яблоко, груша, помидор, апельсин.

Слива, персик, абрикос, компот.

17. Игра «Из чего - какой?».

Из лимона сок - …, из апельсина сок - …, из яблока сок - …, из сливы сок - … .

18. Составьте рассказ-описание «Мой любимый фрукт».

Вопросы для составления рассказа-описания:

Как называется?

Где растёт?

Какой он по форме, цвету, вкусу?

Что из него можно приготовить?

19. Прочитайте сказку В. Сутеева «Яблоко». Перескажите её.

Вопросы по содержанию сказки:

Про кого эта сказка? Кто её герои?

Что случилось у Зайца, Вороны, Ежа?

Кто виноват, что не поделили яблоко, что поссорились?

Как вёл себя вначале Заяц, как его можно назвать?

Как себя вела сначала Ворона, как её можно назвать?

Как вёл себя сначала Ёжик, как можно его назвать?

Что получилось в конце сказки?

Кто помирил героев сказки? Как он их помирил?

Кому Ёжик дал 4-й кусочек и за что?

20.09.2019

Лексическая тема: "Овощи".

упражнять детей в назывании и показывании натуральных овощей(огурец, помидор, капуста, морковь, лук, свекла, репа, картофель);

закреплять обобщающее понятие «овощи» (например: "Овощи растут в огороде, на даче", "Осенью собирают урожай овощей" ).

Раскрасьте с ребёнком и назовите овощи: "Это - по-ми-дор, это - кар-то-фель, это - ре-па, это - мор-ковь, это - о-гу-рец. Это - о-во-щи" .

2. Игра «Жадина».

Взрослый предлагает ребёнку собрать все овощи (натуральные или картинки). Когда ребёнок соберёт все овощи, взрослый берёт по одному овощу и спрашивает: «Чей помидор?». Ответ ребёнка: «Мой» или «Мой помидор» (в зависимости от речевых возможностей ребёнка).

Образец:

Чей огурец? ("Чей лук?", "Чей помидор?", "Чей баклажан?"; "Чья морковь?", "Чья капуста?", "Чья свекла?"; "Чьи овощи?")

Мой. ("Мой огурец"; "Моя" или "Моя морковь", "Мои" или "Мои овощи".)

3. Игра «Подбери признак» (опишите овощи по цвету, форме, вкусу).

Образец: "Огурец какой?" - "ЗелёнЫЙ, овальнЫЙ, сладкИЙ".

"Помидор какой?" ("Кабачок какой?", "Лук какой?") - … .

"Морковь какая?" ("Свекла какая?", "Тыква какая?") - … .

4. Игра «У тебя - у нас» (по картинкам).

Образец: "У тебя - огурец, у нас - огурцы".

Огурец - огурцы, помидор - …, кабачок - …, баклажан - …, тыква - …, перец - … .

5. Игра «Весёлый счёт».

1 огурец, 2 …, 3 …, 4 …, 5 … .

1 репа, 2 …, 3 …, 4 …, 5 … .

6. Игра «Назови ласково» (по картинкам).

Огурец - огурчик, помидор - …, баклажан - …, кабачок - … .

Лук - …, чеснок - … .

Капуста - …, морковка - …, свекла - … .

7. Игра «Убираем урожай».

Взрослый спрашивает: «Как убирают этот овощ?». Ребёнок составляет предложение, например: "Капусту срезают" ("Морковь, свеклу, репу, редис... (дёргают)", "Огурцы, помидоры, горох... (срывают)", "Картофель... (выкапывают)").

8. Игра «Повар».

Предложите ребёнку назвать блюда, которые можно приготовить из разных овощей.

Взрослый: «Мы готовим борщ. Что ты положишь в борщ (щи, суп)?».

Ребёнок отвечает: «Я положу в борщ..., …, …» («Я положу в щи..., ..., …», «Я положу в суп..., ..., …»).

9. Закончите предложение.

Ребёнок сначала заканчивает предложение, а затем полностью повторяет его (в зависимости от речевых возможностей ребёнка).

Помидор круглый, а морковка … .

Огурец овальный, а репа … .

Лук горький, а морковка … .

Помидор кислый, а чеснок … .

Огурец зелёный, а свекла … .

10. Предложите ребёнку вспомнить сказку «Репка». Если ребёнок не помнит её, прочитайте. При этом читайте сказку выразительно и привлекайте ребёнка к договариванию слов и фраз из сказки, к ответам на вопросы по содержанию:

Кто посадил репку?

Что посадил дед?

Какая выросла репка?

Что стал делать дед?

Кого позвал дед?

Ответы на вопросы должны быть полными. Например: «Дед посадил репку» и т. д.

11. Обведите тыкву по контуру.

Дубинина Татьяна Алексеевна

учитель-логопед высшей категории МОУ Форносовская

Заикание – это нарушения темпо-ритмической организации речевой деятельности. Является распространённым речевым нарушением, чаще возникает у детей в период наиболее активного формирования речи (в возрасте 3-5 лет).

Заикающиеся дети дошкольного возраста получают специализированную помощь в логопедических группах детских садов, но только занятий с логопедом в детском саду недостаточно. Необходимы дополнительные занятия с родителями дома, по заданию логопеда. В последние годы заикание сочетается с общим недоразвитием речи, поэтому считаю целесообразным предлагать домашние задания в рамках определённой лексической темы.

Представленные упражнения тесно связаны с какими-либо движениями: манипуляциями с картинками, мячом, карандашом и т.д. Эти движения координируют речь с движением и обеспечивают благоприятную речевую динамику.

Кроме того, развивается чувство ритма и темпа, активизируются внимание и память, развивается мелкая и общая моторика, обогащается словарь, формируется лексико-грамматический строй речи.

ДЕРЕВЬЯ

1. Какие листья, спрятались на картинке? Назови.

2. «Деревья». Ребёнок повторяет за взрослым по одной строчке стихотворения, перекатывая пальцами по столу карандаш вперёд – назад.

Тили – тали, тили – тали,
Карандашик мы катали,
Карандашик мы катали
[И деревья] называли:
Дуб, берёза, тополь, рябина,
Ива, клён, липа, осина.

[У реки] росла осина (3 удара),
Рядом [с ней] росла рябина (4 удара),
Справа были дуб [и ель] (4 удара),
Мне [не веришь] (2 удара) –
Сам проверь (2 удара)!

4. Пальчиковая гимнастика «Я по веточкам шагаю»

5.«Что у дома, а что в лесу?» Ребёнок кладёт ведущую руку на бедро, возле колена, и делает лёгкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая союзы и предлоги (методика Л.З. Арутюнян).

[У дома] растёт клён, [а в лесу] – клёны.
[У дома] растёт берёза, [а в лесу] – берёзы.
[У дома] растёт дуб, [а в лесу] – дубы.
[У дома] растёт ёлка, [а в лесу] – ёлки.

ПОСУДА

1. «Посуда». Ребёнок повторяет за взрослым по одной строчке стихотворения, перекатывая пальцами по столу карандаш вперёд – назад.

Тили – тали, тили – тали,
Карандашик мы катали,
Карандашик мы катали
[И посуду] называли:
Чайник, чашка, блюдце, вилка,
Миска, ложка, нож, бутылка.

2. «Сосчитай слоги». Ребёнок повторяет за взрослым слова, сопровождая каждый слог движением: поднимается на носки и опускается на пятки.

Чай, чай-ник, чай-ни-чек.
Нож, но-жик, но-жи-чек.
Ковш, ков-шик, ков-ши-чек.
Таз, та-зик, та-зи-ки.
Ко-фе, ко-фей-ник, ко-фей-ни-чек.
Кув-шин, кув-шин-чик, кув-шин-чи-ки.

3. Считалка с мячом. Ребёнок повторяет слова за взрослым, ударяя мячом об пол на каждое слово, исключая предлоги и союзы.

Дружно [с мячиком] играем (3 удара)
[И посуду] называем (2 удара):
Чашка, блюдце, чайник, ложка (4 удара),
Сковородка, вилка, плошка (3 удара).

4. Рифмованный рассказ «Посуда». Ребёнок кладёт ведущую руку на бедро, возле колена, и делает лёгкие нажатия пальцами при произнесении каждого слова, исключая предлоги и союзы (методика Л.З. Арутюнян).

Жила-была посуда:
Чайник, чашка [и блюдо],
Ножик, вилка [и ложка],
Кастрюля [и поварёшка].
Посуда дружила [с едой],
Посуда дружила [с водой]
[И с человеком] дружила –
Его она вкусно кормила!

5. «Найди пару: соедини чашку с блюдцем». Раскрась картинки

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Виноградова М.А. Формирование навыков речевого общения у заикающихся дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов. – СПб.: КАРО, 2006 – 128 с.

2. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – Спб.: КАРО, 2003. – 96 с.

3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 208 с.

4. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников. Диагностика, профилактика и коррекция: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство «Союз», 2005. – 176 с.

5. Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. Монография. – СПб.: Речь, 2005. – 275 с.

6. Смирнова Л.Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез. 2006. – 64 с.

Повышают квалификацию не только педагоги, но и врачи. Курсы повышения квалификации врачей помогут обрести новые знания и найти достойную работу по своей специализации.

Уважаемые родители! Закрепить представления о времени года лето, явлениях природы, особенностях летнего периода вам помогут следующие задания:
Обратите внимание ребёнка на особенности летнего периода.

Какие изменения происходят на небе на земле, в воде. В растительном мире, изменения травы цветов, деревьев. Меняется ли поведение животных, насекомых, птиц. Сезонная одежда и обувь. Чем занимаются люди в огороде, в сельском хозяйстве? Сезонные игры детей, отдых взрослых.

Примерный словарь

Слова-предметы:

Лето, солнце; ветерок, гроза, радуга, роса; запах, цветы, ягода, гриб, хлеб, урожай.
Утро, день; жара, засуха, осадки, ливень, гром, град, молния; заря, закат; сенокос, коса, грабли, косилка, зерно; рыбалка, рыбак; купание, загар.
Год, сезон, месяц, сутки, июнь, июль, август; зной, солнцепёк, прохлада; отпуск, отдых, поход, пляж; жатва, созревание, сноп, косец, хлебороб.
Слова-признаки: жаркое, знойное, летний, долгожданный, солнечный, ягодный прохладный ясный, красочный наливной, ароматный, душистый, ласковый.

Слова-действия:

отдыхать, загорать, купаться, ловить, пахнуть, собирать, созревать, пригревать, путешествовать, нырять, плавать, наливаться, колоситься, жать, сохнуть вянуть, убирать, косит,сеять, бгагоухать

Наречия: Рано, поздно, жарко, облачно, красочно, ясно, солнечно, дождливо, сухо, ярко, ароматно, прекрасно.

Летние месяцы: июнь, июль, август.

Совершенствованию грамматического строя речи вам помогут следующие задания:

1. Подбери признаки (не менее трех признаков): дождь, день.(какой?) – … лето, солнце (какое?)-.....погода, одежда (какая?)-...,

2. Подбери действия (не менее трех действий):
(что делает?)-..., солнце-.., дождь-...

3. Упражнение «1- много» цветок-.., пляж-..., гриб-...,коса-..., рыбак-....,

4. Упражнение «Есть -нет» цветок, ягода, плоды, урожай, отдых

5. Согласование числительных с существительными : одна клумба, грядка -...., две-..., три....-, пять...-; гриб, корзина, ведро...- и.тд.
Красные помидоры -..., корзинка грибов-...., душистый букет цветов-..., и т. д.

6. Cпряжение словосочетаний в настоящем, будущем и прошедшем времени .
Одыхать на пляже-...., купаться в теплом озере-...., собирать грибы-...., варить малиновове варенье-..., и т. д.

7. Упражнение «Скажи наоборот» (слова-антонимы)
тепло-.., сухо-..., грязно-.., пасмурно-..., день-..., утро-..., вянет-..., быстро-..., и т.д.

8. Упражнение «Объясни словечко» : ненастье, урожай, закат, солнцепек, хлебороб, сенокос.

9. Упражнение «Почему это?»
Составьте предложения с союзом «потому что»:
Почему все расцвело?,
Почему косят траву? Почему это садовые, луговые цветы?

10. Назовите летние месяцы.

11. Составь свои рассказ о лете используя мнемотаблицу
Сравни приметы лета с приметами других времён года:
а) чем отличаются; б) чем похожи.

12. Нарисуй картинку по теме «Лето».

Загадки:

Белая корзинка - Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашка)

1. Рассмотрите вместе с ребенком свой дом. Ответь на вопросы:

  • Сколько этажей в твоем доме?
  • Как его можно назвать?
  • На каком этаже ты живешь?
  • Кто строит дома? (Дома строят строители.)
  • Кто их красит? (Красят их маляры.)

2. Посчитай в домах этажи. Скажи, сколько этажей в каждом доме. Дом, в котором один этаж, называется одноэтажным . А как назовем дом, в котором два этажа - … (3 этажа, 7 этажей, 12 этажей, много этажей)?

3. Скажи, как называется дом из кирпичей - … (кирпичный дом) (то, что ребенок не сможет назвать, стоит заучить!)

Слова : бетон, дерево, блок, камень.

4. Крыша у домов тоже из разных материалов.
- Крыша из железа - … (железная крыша). Скажи, какая крыша из черепицы -…, металла -… ?

5. Закрепить части дома. Назови части дома во множественном числе и со словом «много» по образцу: фундамент - фундаменты - много фундаментов

Слова : стена, окно, балкон, крыша, чердак, лестница, этаж, квартира, лестничная площадка, подвал, лифт.

6. Выучи с ребенком Ваш адрес, и запишите его.

7. Нарисуй свой дом и по своему рисунку составь рассказ о нем.
Например: «Дом высокий, девятиэтажный, пяти подъездный, красный, блочный дом с серым фундаментом и с зеленой крышей».

8. Закончи предложение подходящим словом - действием:

  • Лена по улице шла, через дорогу... (перешла) .
  • Лена к дому... (подошла) .
  • Она за угол дома... (зашла) , из-за дома... (вышла) , вокруг дома... (обошла) , и в подъезд … (вошла) , а потом из подъезда... (вышла) , по тротуару в магазин... (пошла) .

9. Рассмотрите вместе с ребенком свою квартиру. Покажи и назови, что ты видишь в квартире.

(Прихожую, комнаты, кухню, ванную, туалет.)

10. Посмотри и скажи, что есть в каждой комнате. (Пол, стены, потолок, окно, дверь.)

11. В квартире три комнаты - это трехкомнатная квартира . А как назвать квартиру, если в ней одна (2, 4, 5) комната(ы)?

12. В квартире есть детская комната, гостиная, спальня, прихожая. Подумай и скажи, почему эти помещения так называются. (Это прихожая, потому что сюда приходят с улицы.) И т.д.
Подумай и перечисли, какую мебель, в какую комнату (помещение) ты поставишь.



13. Измени слово «шкаф» (шифоньер) в соответствии с текстом предложений. Повтори каждое предложение.

  • В спальне стоит большой...
  • На кухне нет большого...
  • В прихожей тоже есть большой...
  • Я подошел(ла) к большому...
  • Я повесил(а) одежду в большой...
  • Я достал(а) белье из большого...
  • Я любуюсь большим...
  • Я рассказал(а) вам о большом...

14. По желанию - раскрась аккуратно.

https://pandia.ru/text/77/511/images/image003_11.gif" width="628">ПРЕДИСЛОВИЕ

Данный комплект предназначен для детей 5-7 лет с ОНР и состоит из четырех альбо­мов с логопедическими домашними заданиями по различным лексическим темам. Работа с альбомами рассчитана на три периода обучения в ДОУ.

На практическом материале лексических тем у ребенка происходит накопление и обо­гащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи и совершенствуются пси­хические процессы (внимание, память, мышление). Также происходит постепенное пре­одоление нарушений грамматического строя речи. Многолетний опыт работы с детьми логопедической группы доказывает эффективность такого рода домашних заданий.

Цель данного пособия - помочь логопеду спланировать коррекционную работу и при­влечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми. Таким образом происходит закрепление полученных на фронтальных занятиях знаний, умений и навыков.

Каждую неделю логопед информирует о названии лексической темы и отмечает сро­ки ее изучения на фронтальных занятиях. В течение этой недели родители и воспитатели по заданию логопеда дозировано занимаются с ребенком по альбому. В начале следую­щей недели логопед на индивидуальных занятиях проверяет выполнение домашнего за­дания, отмечая усвоение лексико-грамматического материала по теме и обсуждая с вос­питателями группы характерные для каждого ребенка ошибки. Это позволяет оценить эффективность проделанной и наметить план дальнейшей коррекционной работы.

Выполняя предложенные в альбомах упражнения с опорой на картинки:


Родители получают более доступную информацию о том, что должен знать и уметь их
ребенок по каждой теме;

Дети имеют возможность в игровой форме выполнять задания в альбоме под руковод­ством взрослого.

Преимущество этих альбомов состоит в том, что родителям не нужно переписывать домашние задания логопеда, подбирать картинки, рисовать или наклеивать их в тетрадь. Красочные иллюстрации помогают поддерживать интерес ребенка к занятиям. Все это способствует преодолению лексико-грамматических нарушений и развитию навыков связ­ной речи ребенка.

Система упражнений, предложенная в данных альбомах, основана на принципе по­степенного усложнения заданий. В процессе работы дети овладевают различными рече­выми умениями и навыками, переносят их в свободное речевое общение. Таким образом у детей улучшается речь, исчезают проявления общего недоразвития речи.

https://pandia.ru/text/77/511/images/image005_12.gif" width="608">Автор и издательство благодарят мастерскую-студию «СИНЕРГИЯ»

и лично Юрия Петровича Боровского и Дмитрия Ивановича Петровского за помощь, оказанную в издании данной книги.

Тема : ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

1. Посетить гастроном вместе с ребенком и познакомить его с названиями различных
продуктов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «продукты питания».

2. Познакомить ребенка с названиями отделов продуктового магазина (молочный, мяс­ной, бакалейный, овощной, рыбный).

3. Рассмотри картинки. Соедини муку с продуктами из нее желтыми линиями, молоко с
продуктами из него - синими, мясо с продуктами из него - красными. Какие это
продукты? { Мучные , молочные , мясные .)

4. Упражнение «Жадина» : Представь, что это твои продукты. Назови каждый продукт,
используя слова «мой», «моя», «моё», «мои». { Мой сыр . Моя булочка . Моё молоко .
Мои сосиски . И т. д.)

5. Упражнение «Помоги повару» : Выбери и обведи в кружок те предметы, которые по­требуются повару для приготовления пищи.

6. Упражнение «Подбирай , называй , запоминай» : Расскажи, как повар готовит, ис­пользуя предметы посуды и продукты (назови как можно больше слов-действий). (В
кастрюле варит , разогревает , кипятит . И т. д.)

7. Упражнение «Из чего - какой ? » : Для приготовления блюд повар использует разные
виды масел. Назови их. Образец: Масло из подсолнечника какое? (Подсолнечное .)

Масло из кукурузы - .... Масло из оливок - ....

Масло из сои - .... Масло из сливок - ....

Назови блюда правильно.

Образец: Салат из овощей - овощной.

Каша из гречневой крупы - .... Запеканка из творога - ....

Пюре из ягод - .... Сок из фруктов - ....

8. Упражнение «Рассмотри и назови» : Рассмотри рисунок. Какие предметы спрятались? Назови и обведи их по контуру цветными карандашами.

9. Упражнение «Скажи наоборот» : Дополни предложения словами-признаками.

10. Познакомить ребенка с названиями некоторых первых, вторых и третьих блюд. Показать дома на кухне, из каких продуктов состоят приготовленные Вами блюда.

11. Упражнение «Поваренок» : Помоги маме приготовить первое, второе и третье блю­до. Соедини линиями продукты и посуду с соответствующим блюдом.

12. Упражнение «Четвертый лишний» : Послушай слова и назови лишнее слово. Объяс­ни, почему оно лишнее.


Тарелка, вилка, хлеб , нож. Вафли, чашка , баранка, сухари. Творог, сыр, йогурт, колбаса .

Тема : ОДЕЖДА

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями предметов
одежды. Закрепить в словаре обобщающее понятие «одежда».

2. Упражнение «Поможем Тане и Ване одеться» : Проведи красные линии от Тани к ее
одежде и синий линии от Вани к его одежде. Составь предложения по образцу: «Это
Ванины брюки . Это Танина юбка» .

3. Познакомить ребенка с деталями одежды.

4. Покажи и назови детали своей одежды (воротник, манжеты, брючину, рукав, карманы
и т. д.).

5. Игра «Жадина» : Представь, что на картинках твоя одежда. Составь предложения по
образцу: «Мой жакет . Моя юбка . Моё платье . Мои носки» и т. д.

6. Вместе с ребенком наклеить в пустые клеточки кусочки материалов, из которых шьют одежду. Познакомить ребенка с их названиями. Составить словосочетания по образцу: кожаный плащ , меховой воротник и т. д.

7. Рассказать ребенку о том, кто шьет одежду. Какие инструменты и материалы использу­ются в работе?

8. Упражнение «Поможем маме» : Выбери те предметы, которые потребуются для изго­товления одежды, и обведи их линиями красного цвета.

9. Упражнение «Подбирай , называй , запоминай» : Ответь на вопросы (подбери и на­
зови как можно больше слов-действий).

Как появляется одежда? (Одежду моделируют , выкраивают , шьют , вяжут .) Покупая в магазине одежду, покупатель (что делает?) - ... . Ухаживая за одеждой, человек (что делает?) - ... .

10. Упражнение «Четвертый лишний» : Послушай слова. Выдели лишнее слово и объяс­ни, почему оно лишнее.

Одежду стирают, купают , гладят, сушат. Одежду моют , чистят, отжимают, складывают.

11. Упражнение «Из чего - какой ? » : Мама сшила разную одежду. Назови, что и из
каких материалов сшила мама. Закончи предложения. (Брюки сшили из шерсти . Они
шерстяные . И т . д .)

Пиджак сшили из шерсти. Он.... Куртку сшили из кожи. Она....

Платье сшили из шелка. Оно.... Плащ сшили из кожи. Он....

2. Рассмотри и покажи детали головных уборов: поля, ленточки, помпон, козырек.

3. Упражнение «Рассмотри и назови» : Какого цвета эти головные уборы? Составь пред­ложения по образцу. (Это красная шляпа . Это белый колпак . И т. д.)

4. Игра «Жадина» : Представь, что на картинках твои головные уборы. Составь предло­жения по образцу: «Мой колпак . Моя шапка . » и т. д.

5. Рассказать ребенку о том, как изготавливают головные уборы и какие инструменты и
принадлежности для этого используют.

6. Упражнение «Помоги разобраться» : Выбери и обведи в кружок те предметы, кото­рые потребуются для изготовления головных уборов.

7. Упражнение «Скажи наоборот» : Закончи предложения. (У маминой шляпы поля ши­рокие , а у папиной шляпы - узкие . И т. д.)

У девочки шапочка светлая, а у милиционера фуражка.... У Кати берет новый, а у бабушки платок.... У Вити кепка грязная, а у Коли....

Мамина шляпа большая, а Танина шляпа....

У повара колпак высокий, а у поваренка колпак....

8. Упражнение «Из чего - какой ? » : Закончи предложения по образцу: «Кепка из кожи

(какая ?) - кожаная кепка» .

Косынка из ситца (какая?) - .... Шляпа из фетра (какая?) - .... Шапка из меха (какая?) - .... Шляпка из соломы (какая?) - ....

9. Назови головные уборы. Дорисуй их в таблицу. Составь предложения по образцу: «В
магазине много шляп . У меня маленькие шляпки» .

10. Упражнение «Подбирай , называй , запоминай» : Закончи предложения (подбери и
назови как можно больше слов-действий).

При покупке головного убора в магазине покупатель (что делает?) - рассматривает, выбирает, примеряет, покупает.

Ухаживая за головными уборами человек (что делает?) - ... .

11. Упражнение «Считай и называй» : Незнайке, Доктору Пилюлькину и Знайке пода­рили головные уборы. Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и
назови их. Составь предложения по образцу: «Незнайке подарили шесть голубых
шляп» .

12. Упражнение «Помоги Незнайке» : Друзья подарили Незнайке много разноцветных шляп. Но он носил только голубую, а остальные просто разбрасывал по комнате. Од­нажды он решил собрать все шляпы, но не смог. Помоги Незнайке. Рассмотри картин-

ку, найди все шляпы в комнате и составь предложения по образцу: «Красная шляпа под столом. Незнайка достал из - под стола красную шляпу».

13. Упражнение «Расскажи - ка» : Составь рассказы о головных уборах по предложенно­му наглядному плану.

Тема : ЗИМА

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки и напомнить ему названия времен года. Уточ­нить последовательность смены времен года.

2. Какое время года сейчас? Назови предшествующее зиме и последующее за зимой вре­мя года. Какие изменения произошли зимой в природе?




3. Познакомить ребенка с названиями зимних месяцев.




4. Рассмотри картинку. Составь рассказ о том, какие изменения произошли в природе зимой.

4. Упражнение «Скажи наоборот» : Закончи предложения. Летом дни жаркие, а зимой - холодные.

Летом небо светлое, а зимой - ....

Летом день длинный, а зимой - ....

Летом солнце яркое, а зимой - ....

Весной лед на реке тонкий, а зимой - ....

Снег мягкий, а лед - ....

Одни сосульки длинные, а другие - ....

6. Что можно сделать из снега и льда зимой на улице? (Снеговика , крепость , снежный
город , ледяные фигуры , каток ).

7. Объясни значение слов «снегопад, гололёд». Придумай предложения с этими словами.

8. Выбери, назови и обведи в кружок предметы, которые подходят для зимних развлече­ний на улице.



11. Ваня с нетерпением ждал приближения зимы . Ро­дители купили ему к зиме лыжи , санки , снегокат . Вот пошел долгожданный снег и ночью Ване при­ снился сон , как будто он очутился в снежном цар­ стве . Его встретила женщина , которую все на­ зывали Снежной Красавицей . Проходя по владени­ ям Снежной Красавицы , Ваня услышал , что знако­ мые слова в царстве звучали совсем по другому , ласково .

Упражнение «Назови ласково» :

Снег - ... Солнце - ... Лед - ... Зима - ...

Снежная Красавица очень хорошо приняла Ваню в своих владениях, угостила мороженым. Она предло­жила Ване сосчитать разные предметы и пообещала за это выполнить его желание.

12. Упражнение «Считай и называй» : Помоги Ване. Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и назови предметы.

13. Снежной Красавице понравилось, как Ваня справился с ее заданием, и она решила вы­полнить желание мальчика - позволила ему покататься на сказочном снегокате с боль­шой горки. Упражнение «Подбирай , называй , запоминай» : Закончи предложения.

На снегокате Ваня к горке подъехал .

На горку... (въехал ) . Вокруг горки... (объехал ) .

С горки... (съехал ). Из парка... (уехал ) .

14. Снежная Красавица обещала показать Ване свои сокровища, если он выполнит еще
одно задание. Упражнение «Из чего - какой ? » : Помоги Ване выполнить задание
Снежной Красавицы - закончи предложения .

Горка из снега (какая?) - снежная. Дорожка изо льда - .... Погода с морозом - ....

15. Снежная Красавица предложила Ване найти сундук с сокровища­
ми. Упражнение «Лабиринт» : Помоги Ване. Рассмотри и запом­ни, как выглядит сундук. Найти дорожку, которая ведет к нему.

16. Ваня нашел сундук. Помоги открыть его. Упражнение «Четвертый лишний» : Послу­шай слова и найди лишнее слово. Это и есть богатство Снежной Красавицы.

Санки, клюшки, льдинки , коньки. Раскрась льдинки в разные цвета.

Тема : ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями птиц (воро­
бей, синица, сорока, дятел, ворона, голубь). Закрепить в словаре обобщающее поня­
тие «зимующие птицы».

2. Объяснить ребенку, почему эти птицы остаются зимовать. Рассказать ему о том, чем
питаются зимующие птицы и как взрослые и дети помогают птицам пережить холодную
зиму.

3. Покажи части тела птиц (туловище, голову, хвост, клюв, крылья и т. д.). Запомни их на­
звания.

https://pandia.ru/text/77/511/images/image048_1.jpg" width="529" height="769">

Кто на ветке дерева? - Воробьи. Кто под кормушкой? - .... Кто на стволе дерева? - .... Кто на кормушке? - .... Кто летит к кормушке? - .... Кто рядом с деревом? - ....

7. Упражнение «Скажи наоборот»: Закончи предложения.

8. Упражнение «Подбери слова»: Закончи предложения.

Одни воробьи к кормушке (что делали?)... (подлетали).

Другие воробьи от кормушки (что делали?)... (отлетали).

Маленький бойкий воробышек кормушку вокруг (что сделал?)... (облетел).

Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?) ... (залетел).

Воробышек зернышко схватил и с кормушки (что сделал?)... (улетел).

9. Упражнение «Чьи перья ? » : Когда птицы улетели, девочка Таня нашла на кормушке
разные перышки. Помоги Тане разобраться, чьи перья были на кормушке. Закончи пред­ложения.

Перья вороны (чьи?) - вороньи. Перья воробья (чьи?) - ....

Перья голубя (чьи?) - ....

10. Упражнение «Узнай птичку» : Найди недостающую часть тела птицы по картинкам.
Обведи ее в кружок. Что это за птица?

11. Упражнение «Расскажи - ка» : Рассмотри картинки на с. 30. Послушай рассказ взрос­лого и ответь полными предложениями на вопросы.

Была зима . Стояли сильные морозы . Дети в парке на снегу нашли замерзше­го воробышка . Он лежал и не двигался . Дети отогрели воробышка в руках , а потом положили его в теплую варежку и понесли домой . Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате . Дети кормили воробышка хлебными крошками , семечками . Когда кончились сильные морозы , дети выпустили во­ робья на волю и повесили в парке кормушку с кормом , чтобы помочь птицам пережить холодную зиму .

Вопросы :

1. Какое было время года?

2. Кого нашли дети в парке на снегу?

3. Какой был воробышек?

4. Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?

5. Когда дети выпустили воробышка на волю?

6. Что повесили дети зимой в парке? Зачем?

Составь сам рассказ по этим картинкам.




Тема : ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ ..................................................... 1

Тема : ОДЕЖДА .......................................................................... 5

Тема : ОБУВЬ 10

Тема : ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ ......................................................... 15

Тема : ЗИМА ............................................................................. 20

Тема : ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ .................................................... 26

ТеремковаН. Э.

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2 / . - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 20с.

Альбом 2 предназначен для работы с детьми 5-7 лет с ОНР. Он является составной час­тью комплекта из четырех альбомов с логопедическими домашними заданиями по различ­ным лексическим темам.

Цель данного пособия - помочь логопеду спланировать коррекционную работу и при­влечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми.

Преимущество этих альбомов состоит в том, что родителям не нужно по заданию логопе­да переписывать домашние задания, подбирать картинки, рисовать или наклеивать их в тет­радь. Красочные иллюстрации помогают поддержать интерес ребенка к занятиям.

Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с речевыми нарушениями.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта