Главная » Анатомия еды » Сенсорное развитие занятие старшая группа октябрь. Конспект открытого занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием сенсорных эталонов для старшей группы «Приключения Зайчонка» составила: воспитатель

Сенсорное развитие занятие старшая группа октябрь. Конспект открытого занятия по развитию элементарных математических представлений с использованием сенсорных эталонов для старшей группы «Приключения Зайчонка» составила: воспитатель

Раиса Гасымова

Тема НОД: «Здравствуй, страна "Сенсорика"»

Образовательные области: «познавательное»,

«речевое развитие», «Физическое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «художественно эстетическое развитие».

Цель: Обогащение сенсорного опыта создание игровых условий для развития воображения, мышления, памяти, словарного запаса, познавательного интереса у детей.

Задачи:

Воспитательная: воспитывать эмоциональную отзывчивость,

вежливость, дружелюбие, уважительное отношение к окружающим;

умение радоваться достигнутому результату, культуру честного соперничества.

Развивающая: развивать двигательную активность, коммуникативные способности, интерес к экспериментальной деятельности (социально-коммуникативное, физическое развитие); формирование уверенности в своих силах, укрепление физического и психического здоровья детей (физическое развитие)

Обучающая: Помочь ребенку развивать его сенсорные возможности: зрительные, аудивные, тактильные.

Научить применять теоретические занятие на практике.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, социально - коммуникативная, продуктивная.

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок, изготовления продукта детского творчества.

Оборудование: разноцветные флажки, волшебный ящик, мешочки с наполнителями (вата, камни, грецкие орехи, пуговицы и т. п., баночки с различными пахучими наполнителями (чеснок, сладкий перец, лук, огурец и т. п.) картинки с изображением этих предметов, детские стульчики.

1. Вводная часть

Звучит весёлая музыка, дети под музыку заходят в зал.

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера,

А теперь давайте улыбнемся нашим гостям и поздороваемся с ними.

Дети приветствуют друг друга

Вы любите играть?

(Ответы детей)

А хотите попасть со мной в волшебную страну, которая называется «Сенсорика»?

(Ответы детей)

А вы знаете, как попасть в волшебную страну? Мы туда поедем на поезде!

Но перед тем, как отправиться в путь, я хочу показать вам волшебный ящик. Ящик ощущений!

(Звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?» и вносят «ящик ощущений»)

Интересно, что в ящике?

(Дети высказывают предположения)

Что в ящике вы узнаете в конце нашего путешествия. Садимся поудобнее в паровоз и… Поехали!

(Дети изображают движение поезда, а в это время звучит музыка из м/ф «Паровозик из Ромашково»)

Солнышко светит,

Облака плывут,

Паровозик едет

Тук, тук, тук, тук, тук.

Тук, тук, тук колеса,

Мчится паровоз,

Он в страну Сенсорику

Всех детей привез!

Внимание! Наш поезд прибывает на станцию «Фигурная». Выходите из вагонов, подходите к столикам.

(Дети выходят из поезда и подходят к столикам, на которых разложены геометрические фигуры)

2. Основная часть

«Цветные человечки»

Жителями этой станции будут цветные человечки, которых мы с вами придумаем. Вам необходимо собрать из геометрических фигур человечков. Что для этого потребуется?

(Ответы детей «геометрические фигуры, скрепки, прищепки»)

Я буду загадывать загадки, а отгаданную фигуру вы возьмёте и положите перед собой.

Прикатилось колесо,

Ведь похожее оно,

Как наглядная натура

Лишь на круглую фигуру.

Догадался, милый друг?

Ну, конечно, это …

Ответы детей (круг).

Если взял бы я окружность,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте дети дружно -

Получился бы.

Ответы детей (овал).

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -

Что ты видишь? -.

Ответы детей (треугольник).

Четыре палочки сложил

И фигуру получил.

Вам её представить рад,

А зовут её… (квадрат).

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник –

Стал квадрат?.

Ответы детей (прямоугольник).

Ребята, чем отличаются геометрические фигуры?

(Ответы детей «формой, цветом, величиной»)

Детям предлагается из угаданных фигур сделать человечков,

при помощи недостающих деталей и цветных скрепок и прищепок.

(Дети крепят прищепки, где недостаёт деталей, руки, ноги)

Вот какие человечки получились! Спасибо, ребята! На этой станции ещё одно задание. Цветные человечки любят кататься на цветных автомобилях. Они у них разобраны. Поможем собрать?

(Дети собирают автомобили – пазлы, заодно, повторяем порядковый счёт)

«Цветные автомобили»

Цветные человечки хотят нам помочь узнать, что находится в ящике ощущений и дают подсказку (конверт). В конце путешествия с помощью подсказок, мы узнаем, что находится в ящике.

Спасибо, цветные человечки, а нам пора в путь! Быстрее занимаем вагоны и едем дальше.

(Дети садятся в поезд, и под музыку едут на следующую станцию)

Наш поезд прибывает на станцию «Всезнайкино»

(Дети становятся полукругом и отвечают на вопросы воспитателя)

Сколько ушей у собак?

Ответы детей (4).

Сколько глаз у светофора?

Ответы детей (3).

Сколько солнышек на небе?

Ответы детей (1).

Сколько пальцев на одной руке?

Ответы детей (5).

Какое число больше 8, но меньше 10?

Ответы детей (9).

Какое число стоит после 4?

Ответы детей (5).

Сколько носов у двух котов?

Ответы детей (2).

Сколько дней в неделе?

Ответы детей (7).

Сколько в неделе выходных дней?

Ответы детей (2).

Дидактическая игра «Живая неделя»

Детям раздаются листочки с названиями дней недели в хаотичном порядке

Ребята, посмотрите, на этой станции перепутались дни недели. Нам нужно их построить друг за другом в нужной последовательности.

Воспитатель обращается к ребятам символизирующим дни недели:

Неделя, стройся!

(Дети выстраиваются в нужном порядке)

Игра «Назовите свой день недели»

Вторник, топни ногой! Назови своих соседей!

Ответы детей (понедельник и среда).

Пятница, хлопни в ладоши, назови своих соседей

Ответы детей (четверг и суббота).

Суббота, помаши рукой, назови своих соседей.

Ответы детей (пятница, воскресенье).

Молодцы! Все справились с заданием, и мы забираем конверт с подсказкой. Выходите на перрон, отдохнём немножко!

«Разноцветные флажки»

Воспитанники приглашаются в круг. У воспитателя в руках 4 флажка. При поднятии красного флажка все воспитанники должны присесть, жёлтого – попрыгать, зелёного – пошагать на месте, синего – побежать по кругу друг за другом.

(Дети выполняют движения)

Садимся в паровоз, закрываем глазки (релаксация)

Звучит соответствующая музыка

Игра на развитие слуховых ощущений

Послушай эту тишину,

Закрой глаза, и я начну.

А что ты слышишь?

Дождь стучит, мурлычет кот,

Огонь трещит.

И в этой мягкой тишине

Так хорошо тебе и мне.

Я слышу твердый бой часов,

Закрыли двери на засов,

Как легкий ветер тронул шторы,

Твои шаги и разговоры.

Теперь открой глаза, скажи:

Какие звуки слышал ты?

Как можно было в мире жить,

Не понимая этих звуков? (Яна Алексюк)

А весёлый паровоз нас опять зовёт в дорогу (звучит музыка)

Паровоз летит,

Паровоз гудит,

Чох, чох, чух, чух

Я далеко укачу! (2 раза)

Станция «Ощущений»

Комнаты ощущений

Воспитанников подводят к трем «комнатам», чтобы они описали что они почувствуют. Дети по очереди входят сначала в белую «комнату», затем в чёрную, после в жёлтую. Выходят и рассказывают о своих ощущениях

Игра «Угадай на ощупь»

Воспитанникам раздаются непрозрачные тканевые мешочки с разными наполнителями. Дети с помощью воспитателя исследуют мешочки наполненные камушками, пуговицами и т. д.


Игра «Душистые баночки» Угадай-ка»

Воспитатель показывает и открывает баночки с разными запахами (чеснока, лимона, лука, сладкого перца и т. п. и предлагает понюхать и определить, чем наполнена каждая баночка, а после этого, найти изображение этого наполнителя на картинке.

(Ответы детей)

Хорошо! Молодцы! Забираем еще одну подсказку!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Открываем конверты с подсказками «Круглый», «оранжевый», «сочный»

Ответы детей что это)

Теперь уже пора догадаться, что же находиться в нашем «ящике ощущений»! Правильно! Апельсины!

Молодцы!

Каждый воспитанник достает из «ящика ощущений» для себя апельсин.

А теперь нам пора возвращаться в детский сад! Ребята вам понравилось путешествие?

(Ответы детей)

Садимся в наш паровозик и возвращаемся!

(Звучит музыка из м/ф «Паровозик из Ромашково»)

А паровоз снова зовёт нас в путь.

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Тук. Тук, тук, колёса,

Мчится паровоз –

Всех ребят он снова

В детский сад привёз!


3. Заключительная часть

Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Что больше заполнилось в нашем путешествии?

(Ответы детей)

4. Рефлексия

На столе лежат смайлики веселые и грустные. Давайте каждый выберет себе смайлик под свое настроение после нашего путешествия.

(Дети выбирают себе по смайлику)

Занятие.

«Потерянные бусы».

Программное содержание.

Научить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов. Формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

Закреплять умение узнавать и называть цвета.

Стимулировать использование детьми в активной речи слов: «пушистый», «мягкий», «круглый», «длинный», «короткий», «много», «один», «большой», «маленький».

Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.

Предварительная работа с детьми.

Учим детей обращать внимание на цвет при выполнение элементарных действий с игрушками и предметами в повседневной жизни.

Пособия.

Игрушки – заяц, медведь, белочка.

Цветные бусы.

Грибочки: красные, зеленые, желтые.

Тарелочки: красная, зеленая, желтая.

Морковка, баночка с медом.

Организация занятия.

Занятие проводиться в группе, где в одной из групповых зон оформлена лесная полянка. В роли лесных зверей выступают игрушки. Вторая часть занятия проводиться за столом.

Ход занятия.

Говорю детям:

Все садитесь рядком

Поиграем ладком

Приготовьте ушки, глазки,

Начинаем нашу сказку

Я сегодня в лес пошла

Бусы дивные нашла.

— Смотрите, какие красивые, цветные бусы. А бусинки разного цвета. Какого цвета бусинки? (Дети отвечают, если затрудняются с ответом, помогаю им).

— Кто же потерял такие красивые бусы?

— Мы сейчас пойдем все вместе в лес и поищем хозяина.

По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки, шагают наши ножки.

Через лужу – прыг, через ямку – скок.

Бух – упали. Куда же мы попали?

Шли, мы, шли, в темный лес пришли,

А у кочки под кусточком

Зайка беленький сидит,

Хвостик у него дрожит.

— Ребятки, давайте покажем, как дрожит хвостик у зайчика. (Упражнение «Зайки хвостик» — движение языка влево и вправо).

— Давайте позовем его тихонечко. Теперь громче: «Иди к нам зайка!». (Дети повторяют приглашение).

— Пожалеем, ребята, зайку: «Не бойся, зайка, здесь волка нет. А какая у зайки шкурка? (Мягкая, теплая, пушистая)».

— Какие у зайки ушки? (Длинные)

— Какой хвостик? (маленький, короткий).

— А теперь спросите у зайки, не потеря ли он бусы. (Дети спрашивают). Зайка машет головой. (Нет).

— Давайте, ребятки, угостим зайку морковкой, он любит ее, и пойдем дальше искать: кто же потерял бусы.

— Пойдемте тихонечко, на носочках, здесь, где-то мишка живет. А вот и мишка. А вот и мишка. (Подходим к дереву, где сидит мишка).

— Здравствуй Мишенька-медведь. (Дети здороваются с мишкой. Рассматривают его).

— Какой мишка? (Толстый, мягкий).

— А кто больше мишка или зайка? (Медведь больше)

— Посмотрите, какой у мишке нос.

— Какой? (Круглый, маленький).

— А это что? (Ушки)

— А где же хвост? Давайте попросим Мишку показать хвостик. Нее у медведя хвостика.

— Мишенька-медведь! А не ты ли потерял эти бусы? (Спрашивают дети).

— Нет! (Отвечает медведь)

— Что же, ребята, давайте угостим медведя медом (это самое любимое лакомство для него). И пойдемте дальше искать хозяина этих бус.

— До свидания, мишка! (Дети прощаются с медведем).

— Ой, ребята, а кто это на дереве сидит? (Дети видят белочку, здороваются с ней).

— Какой у белочки хвостик? Носик? Ушки? Глазки? (На вопросы отвечают дети, я помогаю, если они затрудняются с ответами).

— Белочка, а мы про тебя знаем потешку:

Сидит белочка в тележке,

Продает она орешки:

Лисички-сестрички,

Воробью, синички,

Мишки-толстопятому,

Заиньке усатому.

(Провожу пальчиковую гимнастику. Дети поочередно загибают пальчики на левой, потом правой руке).

— А что-то, белочка, ты такая грустная? (Спрашиваю у белочки).

— Я потеряла очень красивые бусы (плачет).

— Не плачь, белочка! Мы с ребятами нашли твои бусы. Правда, детки?

— Да! (отвечают дети).

Белочка благодарит детей и дарит им корзиночку с грибами. Но грибочки не простые, а цветные. Она просит разложить их по тарелочкам: красный грибок – в красную тарелочку; желтый – в желтую зеленый — в зеленую. При этом дети называют, что грибочки маленькие, а один – большой.

Работают дети за столами, возвратившись из «леса» вместе с белочкой. Она хвалит малышей и обещает придти к детям еще раз в гости.

Дети прощаются с белочкой.

Создание положительного эмоционального настроя;

Развитие сенсорики;

Развитие мелкой моторики рук;

Формирование представления о диких животных (белка, заяц, медведь, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.

Дать понятие о свойствах и качестве льда.

Закрепить умение узнавать и называть цвета.

Побуждать к использованию полных предложений.

Развитие мелкой моторики;

Развитие сенсорики;

Развитие речи.

Материал к занятию:

Игрушки (заяц, белка, медведь)

Цветные бусы из льдинок и крупные деревянные бусы разных цветов. Шнур для нанизывания бус.

Ход занятия

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в волшебный лес.

Сказку дети очень ждали, Сказку дети в гости звали:

Сказка, сказка. Приходи, будут рады малыши!

Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда.

Я сегодня в лес пошла.

Бусы дивные нашла.

Смотрите какие –

Блестящие, цветные

Посмотрите, потрогайте. Какие они?

(холодные, скользкие, мокрые)

Почему они такие? Из чего наши бусы?

Правильно, изо льда. Ледяные. Давайте вместе скажем: ледяные бусы.

Кто же потерял такие красивые бусы? Давайте пойдем в лес и поищем их хозяина. А бусы положим вот сюда, чтобы не потерять.

(дети идут и выполняют движения в соответствии с текстом) :

Едут, едут по дорожке

Наши маленькие ножки.

Мы шагаем понемножку.

Протоптали мы дорожку.

Шли мы шли

В темный лес пришли.

А у кочки под кусточком

Белый заинька сидит

Хвостик у него дрожит.

В. : Наверное зайчик чего-то испугался. Давайте позовем его тихонечко. А теперь погромче.

Дети: Зайка, иди к нам.

(достать зайца из-за дерева)

В. : Посмотрите, какой зайка? Какого цвета шубка? Потрогайте. Какая она? Какие у зайки ушки? Хвостик?

В: Спросите у зайки, не терял ли он бусы?

(дети спрашивают)

Давайте с зайкой поиграем.

Игра «Зайка беленький сидит»

В. : (замечает белочку) Детки. Может этот зверек напугал зайчика? Кто это: в дупле живет, да орешки грызет? (белочка)

В-ль берет игрушку-белочку:

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу

Здравствуйте (цокает)

В. : Это белочка так с нами здоровается. Давайте и мы с вами поздороваемся с белочкой.

Дети, может белочка напугала зайчика? Почему? Какие у нее ушки, хвостик?

Белочка, послушай, какую мы о тебе потешку знаем (дети выполняют движения по тексту) :

Сидит белочка в тележке, продает она орешки

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому, заиньке усатому,

Кому в платок, кому в роток,

Кому в лапочку.

Ребята, спросим белочку, не она ли потеряла бусы?

Продала белочка орешки и домой побежала. А где у нее дом?

(дети идут и видят под деревом спит медведь)

Ребята, давайте расскажем про Мишку стишок (показать движения)

Как под горкой подставляют ладонь под кулачок

И на горке кладут ладонь на кулачок

Снег, снег опускают руки, шевелят пальцами

А под снегом подставляют ладонь под кулачок

Спит медведь кладут ладони «лодочкой» под щеку

Тише, тише указательный палец к губам

Не шумите грозят указательным пальцем

А почему медведь спит? (потому что зимой медведи спят)

Ребята, нам нужно Мишку разбудить.

Мишка, Мишка, что ты спишь?

Мишка, Мишка, что храпишь?

Миша, Мишенька вставай,

Вместе с нами поиграй.

Мишка проснулся.

(в-ль берет Игрушку-Мишку)

Мишка плачет у-у-у.

В-ль: Дети, давайте спросим, почему Мишка плачет?

Мишка потерял красивые ледяные бусы. Это, наверное, те, что мы нашли. Давайте их ему отдадим.

(Дети ищут бусы, а видят воду)

В-ль: А где же бусы? Почему их нет? Потому что у нас тепло и они растаяли.

Что же нам делать, как успокоить Мишку? А мы сделаем ему другие бусы, не ледяные. А настоящие. Вот у меня есть веревочка и бусинки. Возьмите каждый по бусинке и наденьте на веревочку.

(дети нанизывают бусины, а воспитатель спрашивает, какого цвета у них бусинки)

Вот и готовы наши бусы. Подарите их Мишке.

Вот тебе Мишка новые красивые бусы.

Вот обрадовались звери,

Засмеялись и запели, ручками захлопали,

Ножками затопали.

(дети танцуют)

А теперь нам нужно вернуться из сказочного леса обратно в группу..

Понравилось вам в лесу? Кого мы встретили?

(Дети и воспитатель вспоминают, какие игры и упражнения проводились и обсуждают, что им больше всего понравилось)

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Развитие речи Открытое занятие Тема: «Описание игрушки». Провела воспитатель средней группы №6 Вишнякова Нина Викторовна. Задачи: связная речь, учить детей составлять короткий описательный...

  2. Загрузка... Конспект открытого занятия в старшей группе детского сада Автор: Вишнякова Нина Викторовна воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ № 12 Дошкольное отделение. Предмет: Развитие речи....

  3. Загрузка... Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Дарование» с Ташла Оренбургская область. Открытое занятие с детьми по развитию речи с элементами артикуляционной гимнастики и рисования. Воспитатель...

  4. Загрузка... Здравствуйте ребята! Скажите мне это садик» Светлячок»? Ой как хорошо! Ребята вот этот волшебный Цветочек сказал что Только вы сможете мне помочь. В Вашей...

  5. Загрузка... Осенний праздник «Осенние топотушки в гостях у Петрушки» Ход праздника Зал украшен по-осеннему. В правом углу зала стоит домик. Под спокойную русскую народную мелодию...

Сенсорное развитие - важное направление в образовании ребёнка. Оно заключается в совершенствовании восприятия окружающего мира с помощью органов чувств, формировании представлений о свойствах предметов и явлений. Особое внимание сенсорному развитию уделяется именно в дошкольном возрасте, так как при наличии пробелов в этом направлении могут возникнуть серьёзные проблемы в первом и последующих классах.

Цели сенсорного развития

Цели сенсорного развития определяются отдельно для каждого возраста. Они зависят не только от интеллектуальных и творческих способностей малышей, но и от их приоритетов в процессе обучения. Рассмотрим основные цели и задачи занятий по развитию восприятия для каждой группы в детском саду.

Первая младшая группа

Первую младшую группу составляют дети от 2 до 3 лет. Главная задача воспитателя при работе в этой возрастной категории в направлении сенсорного развития - совершенствование восприятия малышей, анализ и практическое применение одного или нескольких органов чувств в деятельности, обследование предметов по их первичным свойствам.

Развитие навыков восприятия окружающего мира начинается у детей с первых недель жизни. Даже если родители до детского сада не занимались с ребёнком в рамках этого направления, это не значит, что он не может использовать свои органы чувств для исследования объектов действительности.

Воспитатели учат детей:

  • Устанавливать сходства и различия между конкретными предметами и явлениями, выделять их свойства.
  • Осуществлять сериацию, т. е. некоторую последовательность действий. Она используется в таких играх, как сбор матрёшки или пирамидки, которая состоит из блоков разных размеров.
  • Классифицировать предметы и явления по конкретному признаку.
  • Определять количество объектов и т. д.

Видео: занятие по сенсорике для первой младшей группы

Вторая младшая группа

Со второй младшей группы и далее начинается процесс систематизации, закрепления и углубления уже полученных ранее основных навыков и умений в области сенсорного развития. Дети продолжают знакомиться с объектами действительности, но используют сразу несколько органов чувств и новые методы обследования предметов, успешно совмещая их для более быстрого достижения результата. Если ранее изучаемые вещи классифицировались только по одному признаку, то теперь ребёнок должен соотнести их сразу по нескольким.

Знакомство детей с музыкальными инструментами позволит задействовать несколько форм восприятия, включая слуховое

Средняя группа

Среднюю группу детского сада составляют дети от 4 до 5 лет. В таком возрасте у них развиты все органы чувств в достаточной степени для того, чтобы в полной мере использовать их в познавательной деятельности. Ребёнок 4–5 лет стремится получать знания преимущественно в процессе игры, что обязательно должен учитывать воспитатель.

В средней группе детям предлагается уже самостоятельно анализировать предметы, используя ранее изученные и нестандартные, неизвестные методы, фиксировать полученные знания в речи. В рамках такого вида деятельности формируются и самостоятельность, нестандартное мышление, умение находить решения даже в трудных ситуациях.

Воспитатель передаёт опыт об окружающем мире - общественно определённые (эталонные) признаки и свойства конкретных предметов. Оценивается их:

  • размер;
  • форма;
  • цвет;
  • материал;
  • практическая польза и т. д.

Старшая группа

В старшей группе значительно расширяются изучаемые свойства действительности. Дети оценивают теперь не только цвет, размер, форму, вес, но и расположение в пространстве, количество сторон и рёбер (при исследовании геометрических фигур), высоту звуков (при работе с музыкальными инструментами), возможную опасность и т. д.

Значительно расширяются знания о цветах. Теперь они делятся на хроматические (красный, жёлтый, синий и получаемые при их соединении в разных пропорциях) и ахроматические (белый, чёрный, серый). Воспитатель должен активно заниматься с детьми смешиванием оттенков, изучением спектра и их расположения в нём. Дошкольники учатся правильно называть более сложные оттенки, классифицировать их по теплоте, насыщенности и другим признакам.

Воспитатель должен доступно объяснить, что в ахроматических цветах нет цветового тона. Иными словами, белый и чёрный цвета - любой цвет при максимальном повышении или понижении насыщенности соответственно. К примеру, максимально яркий красный - белый, а максимально тёмный - чёрный. Серый же цвет можно назвать промежуточным между двумя основными ахроматическими.

В старшей группе особое внимание уделяют совершенствованию глазомера.

Подготовительная группа

Главной задачей для этой возрастной категории является подготовка к образовательному процессу уже в рамках школьной программы. Дети учатся концентрироваться на небольших, но важных деталях, к примеру, вчитываться в текст или вслушиваться в речь для выделения главной мысли.

Совершенствуется мелкая моторика, глазомер. Закрепляются знания о цветах и спектре. Дети учатся соотносить специфичные оттенки по предметному признаку (морковный, салатовый и т. д.).

Проанализировав цели сенсорного развития для каждой группы, можно сделать следующие выводы:

  • Плодотворное сенсорное развитие - непрерывный процесс, который начинается с самого младшего возраста и продолжается в детском саду.
  • Значимость в формировании восприятия ребёнка играет воспитатель в детском саду. Он передаёт опыт о свойствах предмета, учит анализировать их.
  • Нельзя ставить конкретные, универсальные задачи для каждого возраста. С течением времени они должны только усложняться и распространяться.

Виды деятельности

Какие виды деятельности можно включить в сенсорное занятие? Очевидно, чем они разнообразнее, тем плодотворнее образовательный процесс. Задача воспитателя - максимально разнообразить занятие, что поможет ещё и повысить заинтересованность детей, их мотивацию.

Деятельность для сенсорного развития может быть:

  • игровой (дидактические игры с водой, песком, глиной, предметами);
  • трудовой (поручения воспитателя убрать игрушки по местам, сортируя их);
  • коммуникативной (взаимодействие с мячом в кругу детей);
  • познавательно-исследовательской (наблюдения за природой, эксперименты);
  • продуктивной (занятия по типу «Помоги мишке собрать все ягоды», «Привези машинку в гараж» и т. д.);
  • музыкально-художественной (работа с музыкальными инструментами, звуковыми игрушками);
  • двигательной (подвижные упражнения, хождение босиком по «дорожкам здоровья»).

Процесс обучения в детском саду преимущественно состоит из элементов игры

Можно ли индивидуализировать задания

Сенсорные занятия должны состоять из нескольких блоков, что позволит обеспечить всестороннее развитие навыков восприятия. Это уже противоречит явлению индивидуализации заданий.

Не каждый воспитатель сможет точно определить сенсорные возможности ребёнка. Индивидуализируя задания, то есть занимая каждого ребёнка в группе отдельно согласно его способностям, есть большой риск одностороннего развития в рамках этого направления. Именно поэтому воспитателям рекомендуется заниматься в группах, где коммуникативная, трудовая и игровая виды деятельности будут более продуктивны.

Однако можно организовать занятие таким образом, чтобы дети вначале получали разные задания, а после менялись ими друг с другом. Появляется возможность взаимопомощи, ребёнок выполняет разные виды деятельности.

При групповых сенсорных занятиях появляется возможность общения между детьми, взаимопомощи, совместной деятельности

Мотивирующее начало сенсорного занятия

Началом любого развивающего занятия для детей должен обязательно быть мотивирующий момент, который вызовет интерес к дальнейшей деятельности. Именно от организационного вступительного слова зависит ход урока. Самый лучший вариант для мотивирующего начала - моделирование проблемной ситуации. Могут использоваться как реальные, так и сказочные мотивы, герои. Второй вариант, как правило, наиболее интересен детям. У них появляется возможность помочь любимому герою из книги, мультфильма и т. д.

Возможны закрепление ранее изученного материала, быстрый опрос, тест на сообразительность. Похожий вариант - предложить детям проверить свои умения (к примеру, отправиться в Страну знаний с королевой).

Примеры начала занятий

Рассмотрим несколько примеров мотивирующего начала для сенсорных занятий на разные темы.

«Знакомство с сенсорной комнатой»

Это занятие проводится у первой младшей группы при первичном знакомстве с сенсорной комнатой. Подходящим для него мотивирующим началом является приветствие с игрушками.

Воспитатель в начале урока говорит: «Ребята, посмотрите, сколько игрушек поджидало нас в этой волшебной комнате. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Давайте помашем игрушкам ручкой и весело поприветствуем их».

Открытое занятие по сенсорному развитию в старшей группе.

Воспитатель: Яцкова Л.В.

Путешествие в лабораторию по сенсорному развитию детей 5-6 лет

Цель : используя геометрические фигуры, упражнять детей в различении и названии основных цветов, учить детей находить предметы определенного цвета по слову педагога, способствовать развитию детского воображения.

Воспитатель : Ребята, сегодня я приглашаю вас поучаствовать в увлекательном путешествии и приглашаю вас в лабораторию, где вы узнаете много нового и интересного.

В лаборатории работают очень грамотные умные ученые. Вы хотите быть похожими на них? (Да). Тогда давайте подготовимся к работе.

Разминка:

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Воспитатель : Молодцы. Тогда начинаем наше путешествие. И мы подошли к двери первой лаборатории. В этой лаборатории проверяют мед. Вы любите мед? (Да).Давайте посмотрим, сможете ли вы его проверить?

Игра «Чудо-соты»

(Из геометрических фигур детям необходимо заполнить соты, по 1 ребенку выходят и находят пару или элементы сот и заставляют в свою ячейку)

Воспитатель: Справились с заданием, умнички. А вот и следующая дверь лаборатории. В этой лаборатории мы можем увидеть все краски радуги.

Игра «Цветные полоски»

(Дети на мой вопрос о цвете того или иного предмета показывают цветную полоску, а не отвечают словами).

Воспитатель: Молодцы! А сейчас мы пойдем к самой интересной двери лаборатории, в которой вы сами будете участвовать как ученые. Давайте зайдем. Присаживайтесь на свои места.

Упражнение «Из каких фигур состоит предмет»

(Один из детей выходит и показывает на дидактическом материале предмет, а дети должны у себя на листе выложить из геометрических фигур. В конце упражнения загадываются загадки: елочка, дом, мяч, гриб).

Воспитатель : И здесь вы справились хорошо. Хорошие ученые должны из вас получиться!

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения маятника)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).

Воспитатель: Вот мы и отдохнули, настроение у нас улучшилось, можем дальше продолжать путешествие. Давайте заглянем в лабораторию, где делают опыты. Вы хотите поучаствовать? (Да). Вот и мы своими руками будем делать «чудо-коврик».

Дети садятся за столы и под тихую музыку выполняют из цветных полосок «чудо-коврики».

Рефлексия:

Воспитатель : Посмотрите, какие вы молодцы. У каждого получился опыт. Вот и мы сделали чудо-коврики, они вам понравились? Может кто-то захочет забрать домой и сделать подставку под карандаши?

Я думаю, вам понравилось путешествие. В какой лаборатории больше всего понравилось? Какое чувство вы испытывали, когда были учеными сами ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию в старшей группе

Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию в старшей группе, подготовительной(ЗПР, нарушение речи системного характера)...

Занятие по сенсорному развитию в старшей группе.Тема "Полет к Марсу"

Знакомство с ракетой.Дается представление о космосе.Знакомство с новой фигурой-трапеция.Закрепление знании о геометрических фигурах,формах и их признаках.Развитие мышления, внимания,сообразительности....

Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию в старшей группе (ЗПР, нарушение речи системного характера)

Перспективное планирование занятий по сенсорному развитию в старшей группе для детей с задержкой психического развития, нарушением речи....



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта