✍ К институтам воспитания (воспитательным организациям) можно отнести:
. семью;
. дошкольные учреждения;
. школу;
. учреждения дополнительного образования;
. группы, коллективы;
. общественные организации;
. средства массовой информации;
. институты политики, культуры, церкви. Воспитание осуществляется и другими общностями, сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением (дискотеки, компании и т. д.).
|
Социальный институт - исторически сложившаяся устойчивая форма совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и др.). Воспитание как социальный институт возникло для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности -осмысленного взращивания членов общества.
В процессе развития общества в воспитании как в деятельности отмечаются следующие процессы:
Воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;
Воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);
В процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;
Появляется коррекционное воспитание;
Складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;
Меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;
Растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.
Воспитание как социальный институт включает в себя:
Совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;
Набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;
Воспитательные организации различных видов и типов;
Системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;
Набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;
Ресурсы: личностные (качественные характеристики субъектов воспитания - детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и пр.).
Воспитание как социальный институт имеет определенные функции в общественной жизни:
Создание условий для относительно целенаправленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей в процессе воспитания;
Подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
Обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, способствование ее преемственности, обновлению;
Способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально-профессиональных и этноконфессио-нальных групп (что является предпосылками и условиями внутренней сплоченности общества);
Социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;
Адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.
Составными частями воспитания как социального института являются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное, которые существенно различаются между собой. В религиозном и семейном воспитании большую роль играет эмоциональный компонент, в социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспитания является психическое и физическое насилие. Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам. Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания. В семейном воспитании взаимосвязь субъектов имеет кровнородственный характер. В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов имеет конфессионально-общинный характер, т.е. она определяется исповедуемым ими вероучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания имеет институционально-ролевой характер. В биосоциальном воспитании взаимосвязь субъектов и объектов имеет характер отношений «господин - раб». Воспитание как социальный институт, обладая универсальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существенные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.
Современные социальные институты – высокоорганизованные формы жизнедеятельности, отвечающие за отражение в человеке экономических, культурных, правовых требований общественного строя. Задача их – воздействовать на поведение, мировоззрение индивида установленными социумом правилами, ценностями, нормами, принципами, законами; через специальные органы, организации, структуры.
Человечество благодаря институтам создало мощную действенную систему социализации каждого его члена.
Воспитание как социальный институт возникло в виде необходимости осуществления управляемой, для передачи культуры, норм, опыта. Первостепенная задача воспитывающей деятельности – подготовить достойных членов общества.
Каждый из них регулирует определенные отношения (религиозные, политические, духовные), принятые данным обществом, способствует его развитию, поддержанию целостности, устойчивости.
Существует два основных вида функций: общие и отдельные.
Специальные:
Социальное воспитание – составляющая процесса социализации, установившаяся исторически деятельность членов социума, создающая направленное действие по взращиванию членов общества. Многокомпонентная система, обладающая ресурсами: материальными, человеческими, духовными, состоящая из многочисленных государственных, негосударственных учреждений.
Институт социального воспитания – структура, отвечающая за подготовку молодого поколения к независимой самостоятельной общественной жизни, содействующая адаптации, развитию совместно с обществом.
Составляющие:
Главная функция – поддержание внутренней стабильности общества, структуры, внутренних связей.
Функцией определяются задачи:
Выделяются многочисленные скрытые функции, зависящие от формы общественного устройства, отношений, особенностей культуры, политической системы, режима.
Воспитание – развивающийся процесс, возникающий на зрелом этапе развития общества. Вскоре он отделяется от социализации.
Развитие его связано с изменением общественного строя, изменением оценок, норм, требований к качествам человека.
Наблюдаются тенденции изменения направлений воспитания:
Составные части воспитания – семейное, социальное, религиозное, коррекционное, а также диссоциальное, отличающиеся задачами, содержанием, методами.
Институты воспитательного процесса: семья, образовательные воспитательные учреждения, общественные, религиозные организации, культурные учреждения, средства массовой коммуникации, находящиеся в постоянном сотрудничестве и взаимодополняемости. Они отвечают за нормальную социализацию человека, направленно воздействуют на формирование значимых, необходимых качеств личности.
Особую роль играют общеобразовательные учебные заведения, профессионально-технические, ВУЗы, специальные, коррекционные учреждения образования, досуговые, оздоровительные, общественные организации, аппарат управления, учреждения культуры, разрешенные религиозные организации.
Важнейшие из них – семья и школа.
Семья – группа, участники которой связаны между собой родственными отношениями, браком на законодательном уровне, общностью быта, досуга, взаимной ответственностью. Главная ее задача – помогать развитию подрастающего поколения, его социализации. Семья – первый источник социализации индивида. С ранних лет нахождения в составе семейной общности происходит зарождение основных характеристик и качеств личности, эмоций, навыков, необходимых для дальнейшего оптимального вхождения человека в окружение.
Воспитательная, социализирующая функция зависит от факторов:
Семья – комплексное образование с многообразием форм взаимоотношений, процессов, формирующая основные общественные функции маленького человека. Она удовлетворяет потребности ребенка. При поступлении в школу, ребенок – уже наполовину сформированная личность.
Семейные ценности накладывает отпечаток на последующее развитие ребенка. Эта структура определяет дальнейшую жизнь человека. Все, что дети приобретают благодаря родителям, сохраняется надолго. Важность определяется также тем, что люди находятся в семье всю жизнь. По длительности влияния ей нет равных. Она предоставляет ребенку минимум, необходимый для становления личности.
В учебных, воспитательных заведениях ребенок обучается значительную часть жизни (минимум 11 лет с дошкольным учебным заведением). На ребенка влияют взрослые и сверстники. Воспитательный процесс – основная задача работы школы. , отделяющий их от общеобразовательных:
Учебное заведение обладает методами, формами работы,формирующими любые качества личности, гарантирующие поддержку нуждающихся, корректирующими нарушения личностного развития.
Школа может воспитывать ценные качества, одновременно не допускать формирования вредных качеств, значительно ограничивать воздействие факторов стихийной социализации, негативно влияющих на становление зарождающейся личности.
Институты влияют на индивида комплексно. Рациональное их взаимодействие, осуществление своего влияния с соблюдением всех гуманных принципов формирует активную личность, соответствующую требованиям среды, современного окружения.
Семейное, социальное, религиозное и коррекционно-адаптационное воспитание
Введение
Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, процесс, ценность, как систему, воздействие, взаимодействие и т. д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.
Ниже предлагается определение, в котором сделана попытка отразить то общее, что свойственно воспитанию как процессу относительно социально контролируемой социализации, но не затрагивается специфика семейного, религиозного, социального и коррекционно-адаптационного воспитания, о которой речь пойдет в дальнейшем.
Воспитание - относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется. Это определение не является общепринятым. Оно лишь одно в ряду многих.
В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание» (не углубляясь при этом в частные различия, на которых настаивают те или иные авторы). Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:
· воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т. е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;
· воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;
· воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;
· воспитание в еще более узком значении - решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т. д.).
С точки зрения характера отношений участников процесса воспитания, его определяют как целенаправленное воздействие представителей старших поколений на младшие, как взаимодействие старших и младших при руководящей роли старших, как сочетание того и другого типа отношений.
По доминирующим принципам и стилю отношений воспитателей и воспитуемых выделяют авторитарное, свободное, демократическое воспитание.
В зарубежной педагогической литературе также нет общепринятого подхода к определению воспитания. Э. Дюркгейм дал в свое время определение, основная идея которого разделялась большинством европейских и американских педагогов до середины XX столетия (а некоторыми и сейчас): «Воспитание есть действие, оказываемое взрослыми поколениями на поколения, не созревшие для социальной жизни. Воспитание имеет целью возбудить и развить у ребенка некоторое число физических, интеллектуальных и моральных состояний, которые требуют от него и политическое общество в целом и социальная среда, к которой он в частности принадлежит».
В последние десятилетия подход к воспитанию и, соответственно, определение его как педагогического понятия существенно изменилось. Это нашло отражение не только в различных педагогических теориях, но и в словарно-справочной литературе.
Так, в американском «Педагогическом словаре», изданном в Нью-Йорке в 1973 г., воспитание (education) определялось как:
· совокупность всех процессов, посредством которых человек развивает способности, отношения и др. формы поведения, позитивно ценные для общества, в котором живет;
· социальный процесс, с помощью которого люди подвергаются влиянию отобранного и контролируемого окружения (особенно такого, как школа) для того, чтобы они смогли достичь социальной компетентности и оптимального индивидуального развития.
В 1982 г. в изданном там же «Кратком педагогическом словаре» воспитание трактуется как:
· любой процесс, формальный или неформальный, который помогает развивать возможности людей, включающие их знания, способности, образцы поведения и ценности;
· развивающий процесс, обеспеченный школой или другими учреждениями, который организован главным образом для научения и учебы;
· общее развитие, получаемое индивидом через научение и учебу.
Эти определения свидетельствуют о том, что принятая в отечественной педагогической литературе трактовка термина Education как образование, обучение, по меньшей мере, односторонняя, а скорее просто неточная. Этот термин и этимологически (от латинского educare - взращивать, питать), и в культурно-педагогическом контексте обозначает, в первую очередь, воспитание:
· семейное (Family Education);
· религиозное (Religious Education);
· социальное (Social Education), осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях (в том числе и в процессе обучения), так и в социуме (в общине - Community Education).
Воспитание - конкретно историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным состоянием общества, а также с его этноконфессиональными и социально-культурными особенностями.
Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания - готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).
Воспитание как социальный институт
В современных модернизированных обществах существует целая система социальных институтов - исторически сложившихся устойчивых форм совместной деятельности членов общества по использованию общественных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей (экономические, политические, культурные, религиозные и др.).
Воспитание как социальный институт возник для организации относительно социально контролируемой социализации членов общества, для трансляции культуры и социальных норм, а в целом для создания условий удовлетворения социальной потребности - осмысленного взращивания членов общества.
Воспитание как социальный институт представляет собой развивающийся феномен, который возникает на определенном этапе развития конкретного общества, автономизируясь от процесса социализации.
Нарастающее усложнение структуры и жизнедеятельности каждого конкретного общества приводит к тому, что на определенных этапах его исторического развития:
· воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и социальное, роль, значение и соотношение которых не являются неизменными;
· воспитание распространяется от элитарных слоев общества к более низшим и охватывает все большее количество возрастных групп (от детей до взрослых);
· в процессе социального воспитания выделяются как его составляющие сначала обучение, а затем образование;
· появляется коррекционное воспитание;
· складывается диссоциальное воспитание, осуществляемое в криминальных и тоталитарных, политических и квазирелигиозных сообществах;
· меняются задачи, содержание, стиль, формы и средства воспитания;
· растет значение воспитания, оно становится особой функцией общества и государства, превращается в социальный институт.
Воспитание как социальный институт включает в себя:
· совокупность семейного, социального, религиозного, коррекционного и диссоциального воспитания;
· набор социальных ролей: воспитуемые, воспитатели-профессионалы и волонтеры, члены семьи, священнослужители, руководители государственного, регионального, муниципального уровней, администрация воспитательных организаций, лидеры криминальных и тоталитарных групп;
· воспитательные организации различных видов и типов;
· системы воспитания и органы управления ими на государственном, региональном, муниципальном уровнях;
· набор позитивных и негативных санкций, как регламентированных документами, так и неформальных;
· ресурсы: личностные (качественные характеристики субъектов воспитания - детей и взрослых, уровень образования и профессиональной подготовки воспитателей), духовные (ценности и нормы), информационные, финансовые, материальные (инфраструктура, оборудование, учебно-методическая литература и пр.).
Воспитание как социальный институт имеет определенные функции в общественной жизни. Наиболее общие функции воспитания следующие:
· создание условий для относительно целенаправленного взращивания и развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей, которые могут быть реализованы в процессе воспитания;
· подготовка необходимого для функционирования и устойчивого развития общества «человеческого капитала», способного и готового к горизонтальной и вертикальной социальной мобильности;
· обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры и способствование ее преемственности и обновлению;
· способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально- профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внутренней сплоченности общества);
· социальная и духовно-ценностная селекция членов общества;
· адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации.
Отметим некоторые существенные различия семейного, религиозного, социального, коррекционного и диссоциального воспитания - составных частей воспитания как социального института.
В основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т. е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится ведущим в семейном воспитании. В то же время в социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспитания является психическое и физическое насилие.
Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так, в еще большей мере, имплицитно присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе.
Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания. В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородственный характер. В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, т. е. она определяется исповедуемым ими вероучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитание осуществляются в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных - воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых - коллективов; социальных - организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. В биосоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин-раб».
Воспитание как социальный институт, обладая универсальными элементами и характеристиками, имеет более или менее существенные различия, связанные с историей развития, социально-экономическим уровнем, типом политической организации и культурой того или иного общества.
Идеологическая неопределенность, социально-политическая изменчивость, стремительная социальная дифференциация общества существенно влияют на воспитание как социально контролируемую социализацию. Наиболее кардинально и ярко это проявляется в том, что задачи воспитания и его содержание в изменяющемся обществе имеют принципиальные отличия от стабильного общества (В. Розин).
С точки зрения определения задач воспитания важно то, что в стабильном обществе интересы, возможности разных социальных слоев, профессиональных и возрастных групп относительно гармонизированы, что определяет их заинтересованность в поддержании стабильности. В связи с этим перед воспитанием в стабильном обществе объективно стоит задача развития человека в процессе и в результате трансляции сложившейся в обществе культуры от поколения к поколению и от элитарных слоев к низшим (независимо от любых идеологических и педагогических деклараций). При этом вопрос «что транслировать?» объективно не стоит, хотя он и может активно обсуждаться.
В нестабильном, изменяющемся обществе, для которого характерен переход от одного типа общества к другому, или существенное изменение общества внутри одного типа, ситуация принципиально иная. В нем отсутствует социальный консенсус, т. е. интересы разных социальных, профессиональных и даже возрастных групп не стыкуются, противоречат друг другу. Большую часть их объединяет лишь согласие в том, что это общество надо изменить. Но в вопросе о том; что надо изменить, а тем более в каком направлении изменить, единства нет. Меняющееся общество не в состоянии ставить реальные и адекватные задачи перед воспитанием, ибо оно не имеет устоявшегося канона человека и устойчивого сценария своего развития, оно лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологические установки. Оно лишь знает, что нужно развивать «другого» человека и делать это «по-другому».
В условиях меняющегося общества перед воспитанием фактически стоит задача одновременно с обществом искать ответ на вопрос «что развивать в человеке?», а вернее, «в каком направлении его развивать?» и параллельно искать ответ на вопрос «как это делать?».
Подобная ситуация существенно влияет на функционирование в обществе воспитания как социального института.
Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и “чужой” (влияние родителей, обучение).
Стадии социализации.
В соответствии с критериями психического развития выделяются восемь стадий человеческого развития, которые стали сегодня общепризнанными.
Доверие - недоверие – грудной возраст;
Автономия - сомнение – возраст 1–2 года;
Инициатива - чувство вины – возраст 3–5 лет.
Трудолюбие - неполноценность – младший школьный возраст (6–11 лет);
Идентификация - диффузия – юность (12–18 лет);
Интимность - одиночество – начало взрослого периода;
Творческая активность - застой – средний возраст;
Умиротворение - отчаяние – старость
Механизмы социализации
В научной литературе выделяют, прежде всего, психологические механизмы социализации.
Одним из первых это попытался сделать З.Фрейд. Он выделил механизмы подтверждения - исключения, имитации, запрещения, замещения (подстановки), идентификации.
В концепции ролевого поведения Дж.Мида механизмы социализации раскрываются через восприятие ролей. Осознание “обобщенного другого” происходит, по его мнению, через процессы принятия и исполнения роли. Принятие роли - это процесс присвоения роли в другой, непривычной ситуации взаимодействия, а исполнение роли - фактические действия или акты ролевого поведения. К этим процессам необходимо добавить еще обучение ролям.
Факторы социализации .
На разных стадиях социализации активную роль играют те или иные агенты и институты. На дотрудовой главными являются семья, учебные учреждения и сверстники. На трудовой стадии большое значение имеет коллектив, профессиональное сообщество, дружеская компания, средства массовой информации. На послетрудовой стадии круг агентов социализации существенно сужается.
Вместе с тем социализация осуществляется под влиянием совокупности условий - социально-контролируемых и направленно-организуемых, стихийных и спонтанных (непроизвольно возникающих). Это - экономические, социально-политические, духовно-идеологические условия и факторы, необходимые или достаточные для обеспечения развития личности.
Воспитание как институт социализации
Полноценный и достойный член общества должен быть хорошо воспитан. Воспитание дает возможность человеку к более обширному познанию мира, знакомит с достижениями человечества, позволяет систематизировать процессы, происходящие в обществе. С самого раннего детства ребенок вступает в сложные отношения с окружающей средой. Повторяя за взрослыми, он овладевает речью, нормами поведения. С развитием школьника возрастает и уровень его ответственности перед обществом, формируются гражданские качества. На этом этапе важно всестороннее развитие и воспитание растущей личности. Необходимо воспитание активной жизненной позиции.