Главная » Анатомия еды » «Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках биологии» - Урок. Нравственное воспитание на уроках биологии через личностно ориентированный подход к образованию на уроках биологии

«Духовно- нравственное воспитание учащихся на уроках биологии» - Урок. Нравственное воспитание на уроках биологии через личностно ориентированный подход к образованию на уроках биологии

В условиях модернизации школьного образования первостепенной задачей является духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. В современном обществе востребованы интеллектуально-развитые и духовно-нравственные граждане России, умеющие решать нестандартные проблемы в различных сферах и видах деятельности. Общество способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, природе родного края, к самобытной культуре и культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Главные для человека вопросы о цели и смысле жизни тесно связаны с его мировоззрением. Именно в школьном возрасте формируются мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, художественные и прочие вкусы у детей. Каждый школьный предмет предназначен учить тем или иным знаниям, прививать детям определенные умения и навыки..

Реализация задачи духовно-нравственного воспитания на порядок сложнее и ответственнее, чем передача предметных знаний и возможна при особом состоянии души учителя, определяющемся ясностью его духовного зрения. По словам К.Д.Ушинского настоящего учителя и учеников роднит “особенная теплота и задушевность отношений”, основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. И не важно, какой предмет он ведёт, главное, какие условия создает учитель на своих уроках для гармоничного развития личности. Важное значение для реализации задач духовно-нравственного воспитания школьников имеет фактор жизненной и профессиональной активности самого учителя, так как воспитанник фиксирует прежде всего то, что ярче всего проявляется в личности наставника. Поэтому очень важен процесс осмысления педагогом ответственности своей социальной роли.

“Природа дала человеку в руки оружие - интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах”. Так говорил Аристотель.

Сегодня высокая нравственность - черта едва ли не самая важная для человека и общества в целом.

Высокоразвитое гражданское самосознание, понятие о долге и чести руководят нашими чувствами, умонастроениями, поступками. И первична здесь не природа, а воспитание.

Развитие и воспитание духовно-нравственной личности учащихся - непрерывный процесс на всех этапах становления личности, начиная с семьи, детского сада, продолжая в школе. Учитель может участвовать в этом процессе своим нравственным примером, личностно-ориентированным обучением, а также средствами своего предмета.

Поскольку в базовых национальных ценностях присутствует природа то средствами предмета биологии учитель непосредственно участвует в духовно-нравственном развитии учащихся.

Молодежь впитывает представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь.

Дети,подрастая,копируют поведение взрослых:родителей, педагогов, соседей и т.д., поэтому необходимо помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, у станков и чертежных досок, за пультами управления, на полях и фермах. Но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки нравственности они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности и на уроках биологии. “Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитать сердце” - писал, Ф. Шиллер. “Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик” - говорил Гёте.

Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением дает возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека, необходимости охраны окружающей среды и приумножения богатств природы.

Земля - планета животных и растений не в меньшей степени, чем планета людей. И все, что мы делаем на Земле, затрагивает прямо или косвенно всю планетарную систему жизни. Систему, за счет которой мы существуем, неотъемлемой частью... и главным врагом которой являемся.

Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества, что всё живое уникально и этим только уже ценно.

Биологическое образование должно формировать у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. В связи с этим актуальное значение приобретает биологизация и гуманизация образования в целом, основная задача которого - воспитание нравственности у учащихся, нравственности, определяющей поведение человека в обществе, его духовные и душевные качества, его отношение к природе. Эта нравственность определяет мораль нового типа: “То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено”.

Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Роль школы - развивать не только интеллектуальную, но и духовную, культурную жизнь школьника, так как недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Представьте себе человека, который никогда не слышал, как журчат ручьи, не видел, как первый росток проламывает корку земли, не любовался красотой цветка и не замирал, восхищенный вызолотившим осенний лес закатным солнцем. Не выйдет из такого человека ни ученого, ни поэта, ни просто человека, ибо природа - мать удивления и любопытства, пробуждающих в нас творческое начало. Она есть, говоря словами поэта, тайник вселенной, кладезь неизвестного, источник силы, успокаивающей и оздоравливающей наш дух.

Сухомлинский писал: “Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть”.

Уметь видеть природу - первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и научить нужно ребенка видеть вокруг себя чудесное. Рассматривая зимнюю почку сирени на уроке, нельзя не обратить внимание на удивительную способность кроющих чешуек сохранять в трескучие морозы крошечные нежные листочки, которые распустятся весной. Когда дети осознают чудесность этого явления, их лица начинают светиться.

Изучая строение цветка, как не восторгаться с детьми совершенством форм и изяществом линий, приспособленностью цветка и насекомого-опылителя. Дети начинают приводить примеры из личных наблюдений, рассказывая с восторгом о жизни насекомых и растений. А таинство зарождения новой жизни от слияния двух крошечных клеток. И таких примеров можно приводить огромное количество.

Традиционно биологическое образование, прежде всего, связывается с получением школьниками определенного объема соответствующих знаний. Биологическое образование будет развивающим, если целенаправленно создать условия для развития творческих способностей школьника, показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека и природы, включить их в созидание и сохранение красоты Российской природы. Человека,наделённого экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания “открытой” педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей природной средой. Опыт этот принадлежит В.А. Сухомлинскому. Воспитание человека через обще6ние с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему. Но он неоднократно подчеркивал, что природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога.

Организуя ежегодные походы, я могу наблюдать результат своего труда и продолжить обучение и воспитание детей в естественных природных условиях. Возвращаясь в цивилизацию, учащиеся создают творческие отчеты о путешествиях. В этих отчетах нельзя не заметить любовь к родной природе, восторженное описание пейзажа или явления, неподдельный интерес к встреченным растениям и животным, желание узнать о них как можно больше.

Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья,оказание первой помощи пострадавшему и др.)

Можно рассматривать несколько аспектов нравственного воспитания на уроках биологии:

Нравственный - научить не только видеть, но и чувствовать красоту природы, понимать необходимость разумного применения современных технологий для дальнейшего развития человечества и окружающей среды;

Патриотический - компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины;

Здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества;

Гражданственный-формирование творческой личности с активной жизненной позицией.

Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, что он сам возведет в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.

“Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит”.

Литература

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, М. “Просвещение”, 2009 г.

2. Новое воспитание. Н.Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России”, 2000 г.

3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования “Вестник образования России”, 2004, № 12, 13.

Духовно - нравственное воспитание на уроках биологии

«Ребенок восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Роль школы, как задачи - развивать не только интеллектуальную, но и духовную, культурную жизнь школьника»

«Основными воспитательными целями изучения биологии в школе являются:

Формирование научного мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;

Воспитание ценностного отношения к живой природе. Собственному здоровью и здоровью окружающих, культуры поведения в окружающей среде, т.е. гигиенической, генетической и экологической грамотности;

Овладение умениями соблюдать гигиенические нормы и правила здорового образа жизни, оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей к собственному организму.

Посредством изучения биологии создаются условия для дальнейшего развития личности ребенка как человека, изучающего окружающий мир и свой собственный (духовный) мир.

«Духовно-нравственное воспитание на уроках, биологии включает в себя:

- Нравственный - предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту природы, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.

- Гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки, обеспечивающим ведущую роль биологии.

- Политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.

- Патриотический - компонент, предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины.

- Здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества»

Это способствует воспитанию гражданина и гуманиста.

Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья,оказание первой помощи пострадавшему и др.)

Средства духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии: оформление кабинета; использованние литературных, исторических примеров на уроке; использование звукозаписи высказываний ученых; видеофильмов; мультимедийных презентаций; работа с натуральными объектами. Один из самых оптимальных путей духовно-нравственного воспитания; установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся

на уроках биологии.

Развитие и воспитание духовно-нравственной личности учащегося. Учитель - предметник участвует в этом процессе и своим нравственным примером, и с помощью личностно-ориентированного обучения, и средствами своего предмета. Посредством предмета учитель биологии непосредственно участвует в духовно-нравственном развитии учащихся.

Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества, что всё живое уникально и этим только уже ценно. В связи с этим актуальное значение приобретает биологизация и гуманизация образования в целом, основная задача которого - воспитание нравственности учащихся, нравственности, определяющей поведение человека в обществе и природе, его духовные и душевные качества, его отношение к природе. Эта нравственность определяет мораль нового типа и, может быть, мораль человека нового типа: «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».

В.А. Сухомлинский писал: “Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть”.

Научить ребенка умению видеть и чувствовать красоту, силу и нежность природы - первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и научить ребенка видеть вокруг себя чудесное во всем. Рассматривая зимнюю почку сирени на уроке, нельзя не обратить внимания детей на удивительную способность кроющих чешуек сохранять в трескучие морозы крошечные нежные листочки, которые распустятся весной. Когда дети осознают чудесность этого явления, их лица начинают светиться.

Изучая строение цветка, как не восторгаться с детьми совершенством форм и изяществом линий, приспособленностью цветка и насекомого-опылителя. Дети начинают приводить примеры из личных наблюдений, рассказывая с восторгом о жизни насекомых и растений. А таинство зарождения новой жизни от слияния двух крошечных клеток!

Практическая направленность уроков биологии формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, оказание первой помощи пострадавшему и др.)

Особого внимания заслуживает формирование экологического воспитания на уроках биологии: обсуждение экологических проблем, возникших по вине человека, экологические субботники, работа на пришкольном участке, участие в экологических акциях и конкурсах.

Охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления.

Задача учителя биологии приложить все усилия, чтобы школьники поняли главное: биосфера - целостное образование, и мы, при всей нашей гордости и разумности, лишь ее часть. Если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны сохранить основу нашего существования - природу Земли.

Можно рассматривать несколько аспектов духовно - нравственного воспитания на уроках биологии:

    нравственный - научить не только видеть, но и чувствовать красоту природы, понимать необходимость разумного применения современных технологий для дальнейшего развития человечества и окружающей среды;

    патриотический - предполагает изучение сведений о малой родине, ее богатстве и культурных традициях, что способствует любви к своему городу, селу, поселку, воспитывает гражданина своей Родины;

    здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества;

    гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией;

    политехнический - использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования.

Анализ ценностных аспектов современной биологии на базе современного и исторического материала способствует воспитанию гражданина и гуманиста.

Арсенал средств духовно-нравственного воспитания школьников на уроках биологии необычайно богат: это и оформление кабинета, использование литературно - исторических примеров на уроке, и использование звукозаписи высказываний ученых, и использование видеофильмов, мультимедийных презентаций, и работа с натуральными объектами. Один из самых оптимальных путей духовно-нравственного воспитания - установление тесной связи между классными и внеклассными занятиями и межпредметное взаимодействие.

Таким образом, нравственное воспитание является основой всех основ. В зависимости от того, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что он сам возведет в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой. “Спеши делать добро лучше настоящим утром, чем наступающим вечером, ибо жизнь скоротечна и время летит”.

Ребенок школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому так важно не упустить реализацию возможностей предмета «Биология» в развитии личности ребенка.

Из опыта работы.

Какие духовные качества и способности мы должны воспитать? Это способность воспринимать прекрасное, сострадание ко всему живому, высокие гражданские и патриотические чувства.

Создание нового отношения человека к природе – задача, вытекающая из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.

На уроке биологии в VI классе по теме «Виды корней, типы корневых систем» , говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака:

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти они не станут.

Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения , а также продолжить формирование у детей бережного отношения к природе.

Обучению видения природы во многом помогает живопись. Замечательные полотна отражают природу. На душу ребенка картина оказывает огромное воздействие.

Урок по теме «Растение - целостный организм, взаимосвязь клеток, тканей и органов растения» ( VI класс)можно начать следующим образом. На доске вывешены репродукции картин Левитана «Золотая осень» и «Березовая роща», Саврасова «Грачи прилетели», Грабаря «Берлинская лазурь» под общим названием «Береза в произведениях великих художников». Звучат слова учителя: «Сколько изящества и привлекательности в молодой кудрявой березке! Сколько красоты в старой, развесистой белоствольной березе! Она прекрасна в любом наряде. Кто не восхищался молодой, светло-изумрудной зеленью распустившейся березы (обращаемся к картине «Березовая роща»)! Кто не любовался осенним нарядом берез, когда под оскудевшим солнцем осенней позднею порой их каждый лист блестит червонцем над серебристою корой (обращаемся к картине «Золотая осень»)! А зимой, когда после морозного тумана иней обсыплет тысячами блестящих кристаллов свесившиеся книзу ветки, которые засверкают на солнце, подобно алмазному дождю! Какое зрелище по великолепию может сравниться со зрелищем, которое представляет роскошная плакучая береза в таком морозном убранстве? (Обращается к картине «Берлинская лазурь».) Словно видишь перед собой громадный фонтан, брызги которого внезапно обледенели, повиснув в воздухе. И стоит вся в слезах алмазных плакучая береза.

И как контраст - другие «слезы» березы.

Вы слышали, когда березы плачут?

Вы видели, когда березы плачут?

Вы знаете, когда березы плачут -

То вместе с ними стонет мать-земля».

И далее учитель говорю о том, что повреждение одного из органов растения влечет за собой нарушение жизнедеятельности организма в целом, которое ведет его к старению и преждевременной гибели; напоминает о правилах поведения в лесу во время сбора березового сока.

Не менее важной нормой нравственности человека является чувство патриотизма. Это чувство – могучая движущая сила общества, проявляющаяся в гордости за свою Родину, за ее мощный прогресс, в настойчивом желании участвовать в созидательном труде, внести свой вклад в развитие и процветание своего родного края, своей республики. Чувство гордости за страну воспитывается на тех уроках, на которых сообщаются данные о наших растительных и животных богатствах и о мероприятиях государства по охране и воспроизведению этих богатств (о деятельности заповедников, заказников, национальных парков и т. д.). Например, учебный материал по темам: «Млекопитающие» рассматривается на уроках биологии в 7-м классе.

Патриотизм воспитывается у учащихся и посредством чтения научно-популярных книг и статей в учебниках нового поколения курса биологии о достижениях отечественной биологической науки, о жизни и деятельности выдающихся ученых-биологов, селекционеров.

При изучении в 7 классе темы «Болезнетворные бактерии» знакомлю учащихся с учёными, которые ни сил, ни труда не жалели для установления причин заболевания чумой и путей распространения инфекции. Среди них Д.С.Самойлович, Н.Ф.Гамалея, Д.К.Заболотный, И.В.Мамонтов, знакомимся с работами З.В.Ермольевой. Обращаю внимание обучающихся на то, что Зинаида Виссарионовна успешно провела большую серию лабораторных опытов, подвергая свою жизнь опасности. Один из таких опытов – это опасный для жизни опыт с самозаражением, который она проводила на себе, изучая холерные вибрионы. Врач Н.К.Завьялова сама заразилась лёгочной формой чумы. Решив проверить на себе, насколько продолжительна невосприимчивость после выздоровления, она ставит героический эксперимент – вновь подвергает себя контакту с больными лёгочной чумой. Заразившись чумой при работе в экспедиции в Манчжурии, самый молодой врач И.В.Мамонтов написал матери: «Нет ничего лучше жизни, но из желания сохранить её я не мог бежать от опасности, которой подвержены все, и, стало быть, смерть моя будет лишь исполнением служебного долга. Надо верить, что люди добьются, хотя бы и путём многих страданий, настоящего человеческого счастья, на земле, такого прекрасного, что за представление о нём можно отдать всё, что есть личного, и самую жизнь» . А вот последняя, предсмертная телеграмма И.А.Деминского: «Я заразился от сусликов лёгочной чумой. Приезжайте, возьмите полученные культуры. Записи все в порядке. Остальное

расскажет лаборатория. Труп мой вскройте как случай экспериментального заражения человека от суслика. Прощайте. Деминский.»

Вместе с ребятами выясняем, какую цель преследовали учёные, отправляясь в районы, где вспыхивали опасные инфекции, проводили эксперименты, опасные для собственной жизни. О чём свидетельствуют их письма? Такие моменты на уроке воспитывают у детей чувства протеста против использования бактериологического оружия, предназначенного для заражения людей возбудителями особо опасных инфекций, таких как чума, оспа, холера, сибирская язва. Многие болезни ушли в прошлое и представляют лишь исторический интерес, благодаря таким подвигам учёных.

При изучении темы в 6 классе «Вегетативное размножение растений» мы знакомимся с выдающимся украинским поэтом и художником Т.Г.Шевченко, который находясь в ссылке (крепость Новопетровское) был лишён права писать и рисовать, тогда он, используя прутики вербы, трудился над тем, чтобы в безводной степи возник чарующий оазис. Это своего рода подвиг великого поэта. Обсуждаем с учениками, какой способ размножения использовал в своей работе Шевченко.

При изучении темы «Распространение плодов и семян» знакомлю учеников с известным учёным-астрономом Н.А.Морозовым. Он был многие годы заточён царским правительством в Шлиссельбургскую крепость. За короткие минуты прогулок он собрал около 300 видов маленьких, хилых растений, которые росли в тюремном дворике для гербария. Среди них были рябина и смородина. Обсуждаем с ребятами, как попали в тюремный дворик эти растения.

При изучении в 9 классе темы «Основы селекции » рассказываю детям о подвиге учёных которые в дни блокады Ленинграда. 14 ослабевших от голода человек не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур. Люди еле передвигали ноги, умирали, но коллекционное зерно сохранили. Печальный список, умерших от голода ведёт летопись: Д.С.Иванов – хранитель риса, А.Г.Щукин – хранитель масличных культур, Л.М.Розина – хранитель овса…

В 8 классе при изучении темы «Жизненная ёмкость лёгких» объясняю, что особенно велика она у людей, занимающихся спортом, знакомлю ребят с подвигом спортсмена Шаварша Карапетяна, спасшего из ледяной воды более 20 пассажиров, рухнувшего с моста троллейбуса на дно Ереванского водохранилища.

В практике работы наметилась определенная система работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, которая включает в себя следующие элементы:

Анализ и отбор содержания учебного материала, важного для воспитания учащихся;

Ознакомление школьников с фундаментальными основами биологической науки, с диалектическим подходом к изучению явлений;

Широкое использование связей биологии с другими учебными предметами, включение биологических знаний в общую систему знаний о научной картине мира;

Применение специальных вопросов и заданий, успешное решение которых убеждает учащихся в ценности и действенности мировоззренческих знаний;

Выработку у школьников ценностного отношения к живой природе, умений применять знания в практической деятельности;

Использование разнообразных методов и приемов, развивающих мыслительную деятельность учащихся и способствующих выработке духовно-нравственных убеждений.

Духовно-нравственное воспитание в школе должно лишь продолжаться, а начинаться оно должно в семье и поддерживаться обществом.

Воспитание личности на уроках биологии

Воспитание – явление социальное. Оно возникло вместе с человечеством и прошло вместе с ним длительный путь развития.

Образовательные, развивающие и воспитательные задачи в обучении биологии направлены на достижение главной цели – всестороннее развитие личности учащихся.

Для достижения этой цели при обучении биологии решаются следующие воспитательные задачи:

    формирование научно – материалистического мировоззрения,

    нравственное воспитание,

    патриотическое

    эстетическое воспитание,

    трудовое воспитание,

    экологическое воспитание,

    воспитание правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

    гигиеническое и половое воспитание,

Воспитание нравственности – одна из важнейших задач школы.

Немецкий педагог Иоган Гербарт писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность». Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «…из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Философ - Гегель так сформулировал свою мысль:

"Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим ещё не добродетелен; он добродетелен лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера".

Сегодня высокая нравственность - черта едва ли не самая важная для человека и общества в целом.

Человек должен быть достоен этого звания. Он не может жить без высокой цели, без идеала, без морали и нравственности. Качества эти не врождённые и не передаются из поколения в поколение.

Дома и в школе мы учим детей жить честно, поступать правильно. Мы учим их справедливости и бережливости, а жизнь порой преподносит свои уроки. В школе мы говорим о любви к природе, по весне ребята сажают деревья на пришкольном участке. А потом ребята узнают, что по вине людей горят леса, горят те самые деревья, которые надо любить и беречь.

Необходимо воспитывать в детях убеждённость, что добро победит, учить их добиваться этой победы. Но самое главное - самим нам соответствовать этим принципам. Помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра. Но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня.

Курс биологии со всей своей многогранностью, разносторонностью знаний и их прикладным значением даёт возможность для утверждения нравственных начал, понимания сути бытия, физической красоты человека и природы, важности охраны окружающей среды. Учитель биологии помогает ребёнку осознать, что человек – это малая часть окружающего мира. Обучение биологии должно происходить под девизом: «То, что нами не создано, не должно быть нами разрушено»

Патриотическое воспитание на уроках биологии

Нравственность – это не только определенные нормы поведения, но и чувство патриотизма. Его отличительной чертой является любовь к Отечеству, умение бережно хранить и передавать из поколения в поколение то, что делает человека поистине красивым, добрым, чутким, мужественным.

О патриотизме написано и сказано столько, что, кажется, добавить нечего. Наше Отечество изменилось. Пересматривается прошлое, тревожит настоящее, пугает своей неопределенностью будущее. Историю судить нельзя, ее надо изучать. Другого Отечества и другой истории у нас не будет. Воспитание чувства патриотизма неразрывно связано с глубоким изучением истории нашей Родины и других стран. В этом плане курс биологии предоставляет большие возможности.

Рассматривая тему «Методы селекции растений» , сообщаю ребятам, что работа по изучению центров происхождения культурных растений связана с проведением различных экспедиций и исследований. Первые такие экспедиции у нас в стране были проведены под руководством академика Н.И. Вавилова – выдающегося генетика и селекционера, который организовал научные экспедиции в разные регионы Земли для сбора образцов культурных растений, их диких предков и сородичей. Им же был создан Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). Здесь хранится мировая коллекция семян дикорастущих сельскохозяйственных культур.

Продолжая изучать данную тему, отмечаем работу еще одного ученого-селекционера Ивана Владимировича Мичурина. Он вывел около 300 новых сортов плодовых растений.

Изучая гипотезы о происхождении жизни, вспоминаем еще одного русского ученого А. И. Опарина, который высказал гипотезу о возникновении жизни в процессе биохимической эволюции углеродных соединений.

Еще один выдающийся русский ученый Владимир Иванович Вернадский – один из создателей современного взгляда на биосферу. Его мы вспоминаем при изучении темы «Эволюция биосферы».

При изучении темы «Оплодотворение» , изучаем процесс двойного оплодотворения у растений и отмечаем, что этот процесс был открыт русским ботаником С. Г. Навашиным в 1898г.

При изучении темы «Фотосинтез» отмечаем, что данный процесс открыл Тимирязьев

Успехи науки в борьбе с заразными болезнями огромны. Многие болезни ушли в прошлое и представляют лишь исторический интерес. Имя И.И. Мечникова вписано золотыми буквами в историю науки. Много сделали для развития микробиологии отечественные ученые и просто врачи. Врач Н.К. Завьялова в 1951 г. сама заразилась легочной формой чумы. Решив проверить на себе, насколько продолжительна невосприимчивость после выздоровления, она ставит героический эксперимент – вновь подвергает себя контакту с больным легочной чумой. Этот материал используется на уроке по теме «Иммунитет» .

Еще один пример – это имена двух великих ученых: Ивана Михайловича Сеченова и Ивана Петровича Павлова, которые изучали высшую нервную деятельность.

Эстетическое воспитание

Эстетические чувства и идеалы - продукт систематического воспитания. В курсе биологии объектами эстетического воспитания являются природные ландшафты, натуральные и изобразительные наглядные пособия, изобразительные, музыкальные средства и произведения художественной литературы. и т. д.

Эстетическое воспитание возможно в процессе непосредственного чувственного восприятия действительности и произведений искусства, которое оставляет большой след в сознании.

Так например на уроках использую загадки, отрывки из стихотворений

Например: 5 класс, тема «Царства грибы».

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят. (Грибы)

или

Есть два разряда путешествий:

Один – пускаться с места вдаль,

Другой – сидеть себе на месте. Листая старый календарь…

Вот и я, листая календарь, а за окном осенние деньки, решила отправиться с вами в необыкновенное Царство, где живут живые существа. Не за тридевять земель, не за тридевять морей, а совсем рядом, вокруг нас живёт-существует особое Царство. Большинство их – обитатели суши, но встречаются и водные. Поселяются они на растительных и животных останках, на живых организмах, на продуктах питания, на металлических и резиновых изделиях и даже на штукатурке в квартире. Кто мне может ответить, что это за существа? (это грибы)

5 класс, тема урока «Царства природы»

отрывок из стихотворения «Взгляд на природу» (автор Юрий Шмидт)

Дикой ягоды вкус.
Соловьиные, звонкие трели,
Запах спелых садов,
Родника ледяной перелив.
Снега первого хруст,
Первоцветы в начале апреля,
Желтых листьев покров
И дождя
незнакомый мотив.

На экране высвечивается слайды с картинами природы

6 класс, тема урока «Цветок»

Отрывок из стихотворения В. Солоухина

Вы проходите мимо цветка?

Наклонитесь, поглядите на чудо,

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета земли

Он - то красный, то - синий, то - сиреневый, то – золотой!

Так же для эстетического воспитания можно использовать экскурсии, во время которых школьники воспринимают гармонию красок, голосов, красоту природы. Важно отметить, что красота природы существовала и до человека, но только он в состоянии выполнить миссию ее ценителя и хранителя.

Трудовое воспитание

Особое значение в биологическом образовании имеет трудовое воспитание

школьников, их подготовка к самостоятельной жизни и труду.

Курс биологии органически связан с сельскохозяйственным трудом учащихся на школьных учебно-опытных участках по выращиванию культурных растений, поэтому в процессе разнообразной трудовой деятельности у школьников формируются такие важные нравственные качества, как трудолюбие, умение эффективно работать в коллективе, взаимопомощь и активное участие в совместной творческой деятельности. Выполняя практические работы в урочное и внеурочное время на учебно-опытных участках, школьники овладевают умениями обрабатывать почву, сеять семена, сажать, поливать растения, убирать урожай. Подготовка учащихся к трудовой деятельности продолжается в процессе изучения общей биологии, когда они овладевают знаниями теории эволюции, цитологии, генетики, экологии, селекции.

Экологическое воспитание

Важным направлением работы я считаю экологическое воспитание и просвещение учащихся.

Цель экологического воспитания: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Всё человечество и каждый человек - часть природы. Природа составляет постоянное окружение человека, эту естественную среду, в которой он живёт и которая накладывает существенный отпечаток на его жизнь.

Охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему важным в воспитании учащихся является формирование бережного отношения к природе, воспитание у каждого ученика правильного экологического мышления.

На уроке биологии в VI классе по теме «Виды корней, типы корневых систем» , говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака:

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко.

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти они не станут.

Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения , а также продолжить формирование у детей бережного отношения к природе.

Школьный предмет биологии занимает особое место в воспитании экологической культуры школьников, т.к. включает: систему знаний о взаимодействии общества и природы; ценностные экологические ориентации; систему норм и правил по отношению к природе; умения и навыки по изучению природы и ее охране.

Важнейшая задача учителя биологии в реализации данных аспектов – сформировать у обучающихся ответственное и бережное отношение к природе. Так на уроках говорим о растениях и животных занесенных в Красную книгу и нуждающихся в охране, составляем памятку «Правила поведения в лесу» или напомнить правила сбора березового сока и прочить следующие строки:

Вы слышали, когда березы плачут?

Вы видели, когда березы плачут?

Вы знаете, когда березы плачут -

То вместе с ними стонет мать-земля».

И сказать о том, что повреждение одного из органов растения влечет за собой нарушение жизнедеятельности организма в целом, которое ведет его к старению и преждевременной гибели.

Практически во всех разделах программы по биологии затрагиваются вопросы экологического плана: взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания. На уроках биологии формирую убеждение о том, что природа – целостная и саморегулирующаяся система. Важно при этом дать наиболее полное представление об экологических законах и закономерностях существования и образования биологических систем всех уровней.

Например, урок биологии в 11 классе «Влияние загрязнений на живые организмы»

В 9 и 11 классе на уроке «Типы взаимоотношений организмов» и т. д.

Здоровьесберегающий аспект в воспитании школьников

Цель: формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

"Мы все поступаем, как расточительный наследник богатых родителей, не зная постоянной цены здоровья. Мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, когда у нас является желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных".

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Неразумный образ жизни часто ведёт к болезням, потере трудоспособности и преждевременной старости. Поэтому каждый человек с детства должен следить за своим здоровьем, неуклонно соблюдать режим труда, отдыха и питания.

Забота о здоровье учащихся представляется весьма актуальной педагогической задачей.

Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии большое внимание уделяю формированию правил здорового образа жизни.

Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для воспитания у подростков этих правил. При изучении каждой темы включаю материал о вредном действии алкоголя, никотина и наркотиков на организм человека.

Для сохранения здоровья школьников в повседневной жизни обращаю их внимание на то, что есть ядовитые грибы и растения, какой вред здоровью они могут причинить и как их отличить от неядовитых. А так же говорим на уроках о том, что некоторые животные так же могут причинить вред здоровью. Называем этих животных, на слайдах и картинках в учебнике смотрим как они выглядя и говорим о мерах борьбы с ними или профилактике, чтобы не навредить своему здоровью.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии

подготовила

учитель биологии и экологии

Шевцова Елена Александровна

г. Кулебаки

201 3 г.

Духовно-нравственное воспитание.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, где формируются ценности личности и реализуются духовно-нравственное развитие и воспитание. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Базовые национальные ценности:

Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

«Духовно- нравственное воспитание обучающихся на уроках биологии»

Сухомлинский писал: «Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть». Самой доступной и реальной основой для осуществления этого является интеграция образования на основе меж предметных связей с такими предметами, как музыка, литература, изобразительное искусство, трудовое обучение, этика, эсте­тика и др.

Уметь видеть природу - первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и научить нужно ребенка видеть все вокруг себя. Воспринимается далеко не все, что отпечатывается на сетчатке глаза, а лишь то, на чем мы сосре­доточиваем внимание, о чем думаем. Мы годами можем встречать человека, ежедневно беседовать с ним и не знать, какого цвета у него глаза. А ведь сетчатка нашего глаза это отражает. Да, сетчатка, а не сознание. Детей надо учить умению видеть. Это значит, что надо не только показать, но и учить описывать увиден­ное словами, подводить ребенка к высказыванию своего отношения к увиденному. Рассмотрим несколько примеров.

На уроке биологии в VI классе по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака: Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко. Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти они не станут.

Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения, а также продолжить формирование у детей бережного отношения к при­роде.

Обучению видения природы во многом помогает живопись. Замечательные полотна отражают русскую природу. На душу ребенка картина оказывает огромное воздействие.

Во время весенней экскурсии в природу (лес, луг, роща, сад) в ответ на попытку ребенка поймать красивую бабочку учитель привлекает к ней внимание ребят, вспоминая слова Аксакова о бабочке: «Из всех насекомых, населяющих божий мир, из всех мелких тварей, ползающих, прыгаю­щих и летающих, - бабочка лучше, изящнее всех; это поистине порхающий цветок, расписанный чудными, яркими красками, блестящий золотом и узорами, не менее прекрасными и привлекательными; это милое, чистое создание, питающееся соком цветов. Как радостно первое появление бабочек весной! Какое оживление они придают природе, только что просыпающейся к жизни после жестокой и продолжительной зимы». А далее следуют слова учителя о том, что это крохотное создание перезимовало и вылетело погреться. Он предлагает детям рассмотреть бабочку повнимательнее, но уже думая о словах, которые только что услышали, И бабочка, как по заказу, «демонстрирует» перед ними свой божественный наряд. Таким образом, учитель вначале дает возможность не только посмотреть, но и уви­деть биологический объект, а затем уже говорит о его назначении в природе (обязательно) и значении в жизни человека.

У христиан бабочка иногда изображается сидящей на руке младенца Христа и символизирует возрождение и воскресение души.

Воспитание патриотизма через проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время.

Я считаю, что одна из основных задач биологического воспитания - воспитание патриота и гражданина, человека с активной жизненной позицией, новым мышлением, а не просто с огромными, но бесполезными знаниями. Этого требуют современные условия жизни, быстро меняющаяся обстановка. Только активно действующий гражданин может адаптироваться в современных условиях, участвовать и изменять жизнь своей страны. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданами, - все это составляет содержание процесса социализации, т. е. «процесса формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» (Н. Смелзер, американский социолог).

Такая работа развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает учащихся перспективами природоохранной деятельности, формирует у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде. Дети обучаются правильному поведению и деятельности в природе, выявляют случаи негативного отношения к ней.

Нам, биологам, в руки дано мощнейшее средство для патриотического воспитания ребенка - природа.

Уметь видеть природу – первое условие воспитания через природу. Надо научиться самим и научить ребенка видеть красоту в окружающем мире, ценить и беречь её, гордиться красотой родного края.

Для решения этих задач я использую новые педагогические технологии – проектную и исследовательскую.

Этот вид деятельности помогает воспитывать активную гражданскую позицию, оказывает большое влияние на становление личности ребёнка, формирование его мировоззрения, убеждений, высоких чувств к родному краю, стране, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма.

Проектная деятельность даёт возможность представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования.

Могу привести такие примеры.

Как сберечь деревья – Красильникова Т., Берсенева Ю., Юдина А. - заняли 2 место в области.

Международная Акция «Сделаем мир чище» - 7,8 классы.

Ежегодно школьники принимают участие в конференциях разных уровней и по результатам участия получают высокие оценки. Темы, которые поднимают в своих работах обучающиеся, очень актуальны, носят исследовательский и творческий характер. В работе используется краеведческий материал, что позволяет воспитывать у обучающихся гражданское самосознание, чувство ответственности за судьбу своей малой Родины.

Учитель учит детей не только видеть природу, но и слышать ее. Недаром говорят, что классическая музыка берет начало в музыке природы.

Мы должны приложить все усилия для того, чтобы школьники поняли главное: биосфера - целостное образование, и мы, при всей нашей гордости и разумности, лишь ее часть. И, если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны сохранить основу нашего существования - природу Земли. Пусть девизом в жизни человека станут священные слова «СПАСИ И СОХРАНИ!» Только обращение это не к Господу Богу, а ко всем ныне живущим.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним!

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

(Н.Старшинов)

Список использованной литературы

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я.,. Кондаков А.М, Тишков В.А. - М.: «Просвещение», 2009

2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с., 2009.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

Духовно-нравственное воспитание на уроках биологии

подготовила

учитель биологии и экологии

Шевцова Елена Александровна

г. Кулебаки

2013 г.

Духовно-нравственное воспитание.

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном воспитании общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, где формируются ценности личности и реализуются духовно-нравственное развитие и воспитание. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Базовые национальные ценности:

Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

«Духовно- нравственное воспитание обучающихся на уроках биологии»

Сухомлинский писал: «Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть». Самой доступной и реальной основой для осуществления этого является интеграция образования на основе меж предметных связей с такими предметами, как музыка, литература, изобразительное искусство, трудовое обучение, этика, эсте­тика и др.

Уметь видеть природу - первое условие воспитания через природу. Научиться нужно самим и научить нужно ребенка видеть все вокруг себя. Воспринимается далеко не все, что отпечатывается на сетчатке глаза, а лишь то, на чем мы сосре­доточиваем внимание, о чем думаем. Мы годами можем встречать человека, ежедневно беседовать с ним и не знать, какого цвета у него глаза. А ведь сетчатка нашего глаза это отражает. Да, сетчатка, а не сознание. Детей надо учить умению видеть. Это значит, что надо не только показать, но и учить описывать увиден­ное словами, подводить ребенка к высказыванию своего отношения к увиденному. Рассмотрим несколько примеров.

На уроке биологии в VI классе по теме «Виды корней, типы корневых систем», говоря о значении корня, предлагаю вниманию класса несколько строк из стихотворения В. Жака: Мы в букет собрали маки жаркие, Много незабудок голубых. А потом цветов нам стало жалко. Снова в землю посадили их. Только ничего не получается: От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут? Без корней расти они не станут.

Эти строки можно использовать для выполнения сразу двух задач урока: выяснить основное значение корня как органа, осуществляющего минеральное питание растения, а также продолжить формирование у детей бережного отношения к при­роде.

Обучению видения природы во многом помогает живопись. Замечательные полотна отражают русскую природу. На душу ребенка картина оказывает огромное воздействие.

Во время весенней экскурсии в природу (лес, луг, роща, сад) в ответ на попытку ребенка поймать красивую бабочку учитель привлекает к ней внимание ребят, вспоминая слова Аксакова о бабочке: «Из всех насекомых, населяющих божий мир, из всех мелких тварей, ползающих, прыгаю­щих и летающих, - бабочка лучше, изящнее всех; это поистине порхающий цветок, расписанный чудными, яркими красками, блестящий золотом и узорами, не менее прекрасными и привлекательными; это милое, чистое создание, питающееся соком цветов. Как радостно первое появление бабочек весной! Какое оживление они придают природе, только что просыпающейся к жизни после жестокой и продолжительной зимы». А далее следуют слова учителя о том, что это крохотное создание перезимовало и вылетело погреться. Он предлагает детям рассмотреть бабочку повнимательнее, но уже думая о словах, которые только что услышали, И бабочка, как по заказу, «демонстрирует» перед ними свой божественный наряд. Таким образом, учитель вначале дает возможность не только посмотреть, но и уви­деть биологический объект, а затем уже говорит о его назначении в природе (обязательно) и значении в жизни человека.

У христиан бабочка иногда изображается сидящей на руке младенца Христа и символизирует возрождение и воскресение души.

Воспитание патриотизма через проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время.

Я считаю, что одна из основных задач биологического воспитания — воспитание патриота и гражданина, человека с активной жизненной позицией, новым мышлением, а не просто с огромными, но бесполезными знаниями. Этого требуют современные условия жизни, быстро меняющаяся обстановка. Только активно действующий гражданин может адаптироваться в современных условиях, участвовать и изменять жизнь своей страны. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданами, — все это составляет содержание процесса социализации, т. е. «процесса формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям» (Н. Смелзер, американский социолог).

Такая работа развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает учащихся перспективами природоохранной деятельности, формирует у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде. Дети обучаются правильному поведению и деятельности в природе, выявляют случаи негативного отношения к ней.

Нам, биологам, в руки дано мощнейшее средство для патриотического воспитания ребенка — природа.

Уметь видеть природу – первое условие воспитания через природу. Надо научиться самим и научить ребенка видеть красоту в окружающем мире, ценить и беречь её, гордиться красотой родного края.

Для решения этих задач я использую новые педагогические технологии – проектную и исследовательскую.

Этот вид деятельности помогает воспитывать активную гражданскую позицию, оказывает большое влияние на становление личности ребёнка, формирование его мировоззрения, убеждений, высоких чувств к родному краю, стране, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма.

Проектная деятельность даёт возможность представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования.

Могу привести такие примеры.

Как сберечь деревья – Красильникова Т., Берсенева Ю., Юдина А. — заняли 2 место в области.

Международная Акция «Сделаем мир чище» — 7,8 классы.

Ежегодно школьники принимают участие в конференциях разных уровней и по результатам участия получают высокие оценки. Темы, которые поднимают в своих работах обучающиеся, очень актуальны, носят исследовательский и творческий характер. В работе используется краеведческий материал, что позволяет воспитывать у обучающихся гражданское самосознание, чувство ответственности за судьбу своей малой Родины.

Учитель учит детей не только видеть природу, но и слышать ее. Недаром говорят, что классическая музыка берет начало в музыке природы.

Мы должны приложить все усилия для того, чтобы школьники поняли главное: биосфера - целостное образование, и мы, при всей нашей гордости и разумности, лишь ее часть. И, если мы хотим сохранить человечество, обеспечить его будущее, мы обязаны сохранить основу нашего существования - природу Земли. Пусть девизом в жизни человека станут священные слова «СПАСИ И СОХРАНИ!» Только обращение это не к Господу Богу, а ко всем ныне живущим.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним!

Тогда мы на Земле и сами сохранимся.

(Н.Старшинов)

Список использованной литературы

1. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я.,. Кондаков А.М, Тишков В.А. — М.: «Просвещение», 2009

2. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2008. – 240 с., 2009.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта