Главная » Волосы » Первичные представления об объектах окружающего мира. Образовательная область «познавательное развитие

Первичные представления об объектах окружающего мира. Образовательная область «познавательное развитие

«ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЙСТВАХ И ОТНОШЕНИЯХ ОБЪЕКТОВ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Самара 2014 г.

Введение………………………………………………………………………….3

1.Проблема формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников в научно методической литературе……………………….…4

2.Разработка конспекта образовательной деятельности для формирования первичных представлений у дошкольников о свойствах и отношениях объектов окружающего мира…………………………………………………..5

Заключение………………………………………………………………...........12

Список использованных источников………………………………………….13

Введение

Вопрос формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников был актуален всегда. Наше непростое время требует от детей уже в дошкольном возрасте большое количество знаний, а развитие дошкольников в игровой деятельности еще никто не отменял. Поэтому важно построить образовательную деятельность так, чтобы дети получали максимальное количество знаний об окружающем мире во время игры. Ведь когда они пойдут в школу эти знания им очень пригодятся. А всем известно, что самый большой объем информации в ребенка можно вложить в возрасте до пяти лет. В это время он все впитывает, как губка. Следовательно, возрастает необходимость построения образовательной деятельности, так, чтобы ребенок и играл и учился.

Цель: разработать конспект образовательной деятельности для формирования первичных представлений у дошкольников о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

  • Конкретизировать сущность процесса формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников.
  • Отобрать средства и содержание для формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников.

1.Проблема формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира в образовательной деятельности дошкольников в научно методической литературе.

Как ребенку-дошкольнику рассказать о свойствах окружающего мира? Это объяснение должно быть интересным, нескучным, наглядным, чтобы ребенок сам мог все попробовать сделать во время образовательной деятельности. Именно поэтому опытно-экспериментальная деятельность, пожалуй, будет представлять максимальный интерес, для ребенка.

Экспериментирование - достаточно сложный вид деятельности. Но она также сложна, как и интересна. Такая образовательная деятельность предполагает погружение детей в атмосферу взрослости, дети сами на практике решают в присущей для себя форме работы - игровой, выполнять поставленные перед ними задачи. Опытная деятельность максимально расширяет знания детей о свойствах воды. Так как дети дошкольного возраста обладают наглядно-образным мышлением, т.е. ребенок лучше запоминает новый материал, когда он его видит, и когда увиденное сопровождается опытной деятельностью, поэтому, использование опытной деятельности способствует запоминанию и более качественному формированию знаний о свойствах воды и воспитывает к ней бережное отношение.

2.Разработка конспекта образовательной деятельности для формирования первичных представлений у дошкольников о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Тема: Эксперименты с водой.

Цель:

Способствовать развитию познавательной активности детей.

Задачи для детей:

1. Развивающие задачи:

Укрепить познавательное отношение через стремление узнавать новое и прилагать к этому усилие (Познавательное);

Развивать пассивный и активный словарь на основе углубления и расширения представлений детей об окружающем мире (Коммуникация);

Развивать интерес к музыке, воспитывать эмоциональную отзывчивость на хороводные песни (Музыка).

2. Обучающие задачи:

- обогатить и расширить представления детей о свойствах воды (Коммуникация);

Упражнять детей в умении экспериментировать (Познание).

3. Воспитательные задачи:

Приобщать детей к экспериментированию (Познавательное);

Поддерживать и поощрять инициативу детей в общении со взрослыми и другими детьми (Социализация, Коммуникация);

Приобщать детей к культуре взаимоотношений (Социализация, Коммуникация).

Методическое обеспечение:

1. Раздаточный материал: стаканы с водой; стаканы с молоком; миски; ложки;пипетки; соль; миски с маслом; миски с жидкостью для мытья посуды; порошковая краска; аромалампа; свеча; ватные палочки; кубики льда; кусочек стекла или зеркала; спички; трубочки.

2. Демонстрационный материал:

Столы, накрытые скатертями;

Музыкальное сопровождение:

Запись песни «Ой летят, летят снежинки»;

Запись звуков воды.

Предварительная работа с детьми:

Беседа о воде;

Пение хороводных песен;

Вождение русских народных хороводов;

Рассматривание иллюстраций о воде.

Взаимодействие с родителями:

Провести консультацию для родителей по подбору и чтению литературы о свойствах воды;

Организовать выставку работ в уголке природы;

Пригласить принять участие в приобретении необходимых атрибутов для мероприятия.

Ход ОД:

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о воде?

Дети: Ответы.

Воспитатель: А я предлагаю вам не просто побеседовать, а проверить все наши знания в процессе эксперимента. Давайте мы сегодня с вами превратимся в ученых, а наш зал будет мини лабораторией.

Воспитатель: Итак, коллеги, мы сегодня изучим два аспекта воды: ее состояния и свойства.

Воспитатель на мольберте фиксирует изучаемые аспекты.

Воспитатель: Как вы думаете, в каком виде бывает вода?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Вот посмотрите, коллеги, перед вами стакан с водой. Какая она?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Совершенно верно. Она жидкая.

Воспитатель вносит на подносе кубики льда.

Воспитатель: Ребята, что сейчас перед вами?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Правильно - это лед. Попробуйте по нему постучать ложечкой. Какой он?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Верно коллеги, он твердый. То есть мы с вами убедились, что вода, бывает какая?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Совершенно верно жидкая и твердая. Давайте мы это зафиксируем на нашем мольберте. А еще вода бывает и в виде газа или пара. А как все это происходит, мы с вами сейчас проверим.

Опыт:

Воспитатель: Итак, коллеги, давайте приступим. Михаил устанавливайте аромалампу на середину стола. Игорь, вам предлагаю установить свечу. Сейчас мы с вами продемонстрируем все три состояния воды, и как они переходят друг в друга. Мария, кладите кусочек льда в миску. А я подожгу свечу.

Идет таяние льда, затем нагревание вода, и ее испарение.

Воспитатель: Что происходит коллеги?

Дети: Комментируют каждый этап.

Воспитатель: Итак, давайте подытожим. Какие состояния воды ми изучили?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Все верно. Зафиксируем. Ну что же, состояния воды мы изучили. Давайте перейдем к ее свойствам. Итак, пред вами два стакана. Что в них?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Правильно в одном молоко, а в другом вода. Опустите пожалуйста по одной трубочке в каждый стакан. Что вы видите, коллеги?

Дети: Ответы.

Воспитатель: То есть мы пришли к выводу, что вода прозрачна. Это первое свойство воды.

Воспитатель записывает свойство на мольберте.

Воспитатель: А теперь попробуйте воду на вкус. Что вы можете о ней сказать?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Да действительно она безвкусная, и это второе свойство воды. Запишем. Коллеги, а что вы можете сказать о ее цвете?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Правильно она бесцветная, и это еще одно свойство воды.

А теперь, я предлагаю взять вам по формочке и перелить в них воду из стакана.

Дети переливают воду в формы.

Воспитатель: Коллеги предлагаю вам высказаться по этому вопросу. Виктория давайте начнем с вас. Какую форму приняла ваша вода?

Дети по очереди высказываются.

Воспитатель: На этом опыте мы с вами убедились, что вода очень текучая и в жидком состоянии заполняет любое пространство. Это свойство воды называется текучесть. Я предлагаю вам немного поиграть. Игра называется ручеек. Правила такие: мы цепляемся друг за друга и под музыку начинаем перемещаться, перетекать, как ручеек. Важно, чтобы ручеек был един и не обрывался.

Начинается игра.

Воспитатель: Ну вот, мы немного отдохнули. Предлагаю вернуться к нашим экспериментам.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Коллеги давайте исследуем следующее свойство воды. Для этого нам потребуется емкость с водой и порошковая краска. Возьмите, пожалуйста, ватные палочки и добавьте немного краски в емкость с водой. Ваше мнение о происходящем.

Дети: Ответы.

Воспитатель: То есть мы пришли к выводу, что краска начинает растворяться в воде. Значит коллеги можно сказать, что вода- это растворитель. Это тоже является свойством воды. А как вы думаете, все ли вещества вода может растворить?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Верно, коллеги, не все. У воды есть враг и это…

Воспитатель раздает детям емкости с растительным маслом.

Дети: Ответы.

Воспитатель: Да коллеги, вы правы - это масло. Масло является врагом воды. Вода не может растворить масло. Продемонстрируем это на опыте. Возьмите пипетки и добавьте несколько капель масла в миски с водой. Что происходит?

Дети: Ответы.

Воспитатель: А теперь секретный ингредиент. Возьмите еще раз пипетки и добавьте этот ингредиент в нашу емкость. Давайте обсудим получившуюся реакцию.

Дети: Ответы.

Воспитатель: Итак, когда мы добавили масло в воду, на поверхности воды появились капли масла. А при добавлении секретного вещества, и это была жидкость для мытья посуды, капли растворились. То есть у воды появился друг, который помогает ей бороться с жиром. В итоге мы выявили еще одно свойство воды. Какое?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Верно, вода не растворяет жир. Зафиксируем это свойство. А теперь давайте немного отдохнем и поиграем. Мы с вами выявили, что вода является хорошим растворителем. Так давайте, это закрепим. Ребята, становитесь в круг. Давайте считалкой выберем трех участников. Кто из вас знает считалки?

Дети выбирают считалкой двух участников.

Воспитатель: Выбранные участники будут красками. Все остальные будут большой каплей воды. И мы - капля будем не просто стоять, а водить хоровод. А наши краски будут проникать в хоровод, и растворяться в нем. Помните, как краска растворялась медленно и красиво в воде? Вот и ваша задача состоит в том, чтобы красиво раствориться. Хоровод будем водить под песню «Ой летят, летят снежинки». Все помнят слова? Ну, тогда начали.

Дети вместе с воспитателем играют и водят хоровод.

Воспитатель: А я ведь не просто так предложила вам вспомнить песню о снежинках. Мы же с вами ученые, поэтому сами сейчас вырастим снежинку, хотя зима еще и не наступила. Давайте вернемся за столы. И продолжим наш эксперимент. Мы уже выяснили, что вода растворяет некоторые вещества. Перед вами заготовка снежинки, соль и стакан с горячей водой. Возьмите ложки и добавьте в стакан по пять ложек соли и начинайте тщательно перемешивать. Что происходит с солью?

Дети: Ответы.

Воспитатель: Верно, вода растворяет соль. Вот теперь наш соляной раствор готов. Возьмите заготовки снежинок и медленно опустите их в емкость с раствором. Через час вы увидите, что произойдет. А пока, давайте еще раз вспомним, о каких свойствах и состояниях воды мы с вами сегодня узнали.

Воспитатель подходит к мольберту и акцентирует внимание на каждом изученном свойстве.

Воспитатель: Ну что ж час прошел, пришло время смотреть, что у нас получилось.

Дети достают снежинки.

Воспитатель: Посмотрите, какие снежинки у вас получились. Снежинки будут подарком для ваших мам. Но вы без подарка тоже не останетесь. Ваши мамы также подготовят вам сюрприз. А какой - это пока секрет.

Итак, дорогие коллеги, работа в нашей лаборатории закончена. Всем спасибо.

Заключение

В результате проведенной образовательной деятельности дети не только погрузились в игру, но и получили ряд знаний, таких как: свойства воды, ее состояния, приобрели опыт самостоятельного экспериментирования.

В процессе проведения образовательной деятельности использовались следующие методы:

  • беседа,
  • игра,
  • показ,
  • объяснение,
  • экспериментирование.

Итогом работы было приобретение знаний детьми в игровой форме, и этот итог был достигнут.

Список использованных источников

  1. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика/ Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова.- М.: Академия, 1998.- 240 с.
  2. Васильченко Л.В. Воспитание и развитие дошкольников/ Л.В. Васильченко.-М, 2000.
  3. Воспитание и обучение в детском саду /Под ред. А.В.Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. - 302 с.
  4. Воспитание и обучение детей шестого года жизни/ Л А Па-рамоновой. О. С. Ушаковой. М., 1987.- 340 с.
  5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский.- М., 1996.- 420 с.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.

И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Решение данной задачи педагогами дошкольных учреждений осуществляется в рамках сенсорного развития.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предметов. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Таким образом, проблема формирования первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Целью нашей работы является формирование первичных представлений детей о свойствах предметов, развитие аналитического восприятия детей посредством дидактических игр.

В своей работе мы поставили следующие задачи:

  1. Создать условия для формирования первичных представлений о свойствах предметов.
  2. Формировать представления о свойствах предметов, пространстве и времени, причинах и следствиях.
  3. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами.
  4. Привлечь родителей в процесс формирования первичных представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Наша работа строилась в три этапа.

  1. 1. Этап.

На первом этапе мы изучили педагогическую литературу, проанализировали исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

Идея использования сенсорных эталонов принадлежит А. В. Запорожцу. Эталоны рассматриваются как инструменты для осуществления перцептивных и опознавательных действий. «Эталоны опосредуют эти действия подобно тому, как практическая деятельность опосредуется орудием, а мыслительная – словом».

Основной нашей задачей было создание предметно-пространственной среды в группе.

При создании предметно-пространственной среды мы ориентировались на возрастные особенности детей.

При оборудовании окружающей среды мы руководствовались следующими принципами:

Информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования.

Полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды.

Педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников.

Трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Предметы обстановки группы подбирались таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, величину, материалов, гармонию окружающего мира. Много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Для развития мелкой моторики рук имеются специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, матрёшки, шнуровки. Игрушки подобранны чистых цветов, чёткой, несложной формы, разных размеров.

  1. 2. Этап.

Основной этап работы заключался в выявления уровня знаний и представлений детей по данной теме.

Детям предлагались задания различного уровня сложности, например:

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики. (либо цветные полоски с более сложным спектром цветов-розовый, бирюзовый, фиолетовый).

3. Сложить матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета из убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 4-5 частей.

В таблице 1. приведены данные о возможности выполнения исследуемыми каждого из предложенных занятий:

Знаком «+» отмечены задания, которые ребенок выполнил самостоятельно (или после показа).

Знаком «–» отмечены задания, не выполненные ребенком (или выполненные с неточным соответствием).

Мы выяснили, что дети имеют не полное представление о форме, величине, не умели анализировать, сравнивать, обобщать, обследовать предметы, неохотно играли в дидактические игры, не соблюдали правила, некоторые дети даже затруднялись с названием основных цветов.

Опрос родителей показал, что не все родители уделяют должное внимание сенсорному развитию детей, из-за недостатка знаний по данной теме.

Исходя из полученных результатов, мы разработали систему дидактических игр:

Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

«Чудесный мешочек», «Определи на ощупь», «Платочек для куклы», «Узнай фигуру», «Найди пару», «Угадай, что съел? », «Что, каким бывает? », «Тяжелый-легкий», «Теплый-холодный» и другие.

Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

«Из каких фигур состоит?», «Найди предмет такой же формы», «Какая фигура лишняя», «Составь орнамент», «Волшебный поезд», «Чудесный мешочек», «Дострой дом», «Заштопай штанишки», «Геометрическое лото», «Что лежит в мешочке», «Чьи домики похожи?», «Найди такой же узор», «Найди на ощупь», «Найди по описанию» и другие.

Дидактические игры и упражнения на формирование ориентировки в пространстве и времени.

«Топни правой (левой) ногой», «Возьми игрушку в левую (правую) руку», «Надень часики на левую руку», «Покажи правый карман», «Послушай, как бьется твое сердце», «Застегни верхнюю пуговицу», «Поставь игрушку слева от себя», «Застегни верхнюю пуговицу», «Поставь игрушку справа, слева», «Покажи, где у тебя голова, ноги, спина..», «Покажи, где у куклы голова, ноги, руки, грудь, спина», «Оденем куклу на прогулку», «Искупаем куклу», «Найди такую же игрушку по величине».

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

«Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «В какую коробку?», «Дальше – ближе», «Сбор урожая», «Подбери чашку к блюдцу», «Собери матрешку», «Собери башенку», «Подбери одежду для кукол», «Строимся на зарядку», «Сломанная лестница», «Палочки в ряд» и другие.

Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.

«Какого цвета не стало? », «Какого цвета предмет? », «Собери бусы», Разноцветное лото», «Цветные паровозики», «Назови оттенки цвета», «Воздушные шары», «Разложи фигуры по цвету», «Собери овощи», «Выложи по образцу», «Подбери себе соседа», «С какого дерева листок», «Сложи пирамидку», «Украсим елочку», «Сложи радугу», «Полосатый коврик», «Спрячь мышку», игры с мозаикой и другие.

Дидактические игры и упражнения применялись как в качестве одного из методов проведения образовательной деятельности, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных детьми знаний и умений. Для того, чтобы работы велась в системе (от простого к сложному), мы составили перспективный план, распределив игры по месяцам. Например, сентябрь, дидактические игры «Цветные фоны», «Разноцветные шарики», «Закрой мышке окошко», «Подбери чашку к блюдцу», «Собираем ягоды», «Разложи шарики», «Разложи ягоды по тарелочкам). Октябрь, дидактические игры «Собери пирамидку», «Три квадрата», «Просеивание через сито». (Пример. в сентябре познакомили детей с игрой «Разноцветные шарики», детям необходимо было выбрать из многообразия цветных шаров только красные; затем когда дети легко стали справляться с заданием, правила игры усложнялись. Ребята находили круги красного цвета…. Большие, красные круги).

В октябре, предлагается задание «Три квадрата». Когда дети должны построить башню из квадратов в определенной последовательности: самый большой квадрат внизу, на нем – квадрат поменьше, и внизу – самый маленький. Когда дети усвоили ряд из 5 предметов, предлагается увеличить их численность (8 предметов – детям послабже, более сильным – 10 предметов).

Ноябрь. Далее, дети обучаются правилам соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. Проводится игра «Кто выше», в которой проводится инсценировка: куклы – девочки мерятся ростом. Предлагается разрешить проблемную ситуацию: можно ли верно определить кто выше, если одна из девочек будет стоять на полу, а другая на кубе. Разрешая ее, дети приходят к выводу о том, что для точности измерения необходима единая точка отсчета.

В игре «Достроим домики» дети подбирают для домиков крыши соответствующей ширины. На этом этапе вводится обучение различным параметрам величины, в частности, ширине предметов. Выделению параметров ширины способствуют так же игры «Путешествие на лесную поляну», где в пути приходится переходить через реки (узкую и широкую).

Знакомство с длиной предметов происходит в играх «Кто скорее свернет ленту», «Завяжем мишкам банты». В первом случае, дети в процессе игры замечают, что выигрывает тот, у кого лента короче, и, соответственно, проигрывает игрок, выбравший длинную ленту.

Чтобы познакомить детей с параметрами высоты проводится игра с мячом. Дети с удовольствием отыскивают мяч, расположенный на разной высоте, подбирают способы. Как достать его, если он лежит высоко. Когда рассмотрены все параметры величины, идет закрепление знаний на материале игр «Магазин» и «Что изменилось?» в магазине покупка выдается ребенку, если он правильно описывает загаданный им предмет (например, толстая книга, широкий бант и т.п.).

Для того, что бы все дети в полной мере усвоили материал, мы неоднократно повторяли уже пройденное, при этом либо усложняли задания, либо использовали новые материалы для иллюстрации.

Параллельно проводилась работа с родителями: индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», родительские собрания, анкетирования по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании. Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.

3 этап.

Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности.

Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно и расчленено воспринимать свойства предметов, они научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

Анкетирование родителей показало, что:

80% опрошенных отметили, что у детей улучшилось настроение утром и вечером, дети с удовольствием идут в детский сад;

все родители увидели положительные изменения в сенсорном развитии своих детей;

75% родителей отмечают, что дети стали более активными дома после посещения детского сада;

повысился уровень участия родителей с 55% до 70% в образовательном процессе детей;

90% родителей отметили, что у них повысился уровень компетентности в вопросах воспитания и развития малышей;

эффективными формами работы с родителями являются выставки, конкурсы (85%), индивидуальные консультации и беседы (60%), информационно-наглядная агитация (61%).

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.


Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.). Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

  • Приобщение к социокультурным ценностям. Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.

    Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

    Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений обосновных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

    • Ознакомление с миром природы.
    Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

    Содержание психолого- педагогической работы


    • Развитие познавательно-исследовательской деятельности
    Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.).

    Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч - синий мяч; большой кубик - маленький кубик).

    Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

    Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

    Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5-8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2-4 частей), складные кубики (4-6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков - цвет, форма, величина).

    Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый -холодный», «Легкий-тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).

    Первичные представления об объектах окружающего мира. Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения. Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко). Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость,мягкость).

    Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет-не тонет, рвется-не рвется). Учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь-одежда; посуда чайная, столовая, кухонная).

    Сенсорное развитие. Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения). Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

    Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

    Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная). Дидактические игры. Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета; собирать картинку из 4-6 частей. В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

    Первичные представления об объектах окружающего мира. Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность.

    Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними.

    Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

    Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин -из металла, шины -из резины и т.п.).

    Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

    Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.

    Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.

    Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый). Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь, путем прикосновения, поглаживания (характеризуя ощущения: гладкое, холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).

    Формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности.

    Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т.п.).

    Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно- исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

    Дидактические игры. Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

    Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»).

    Помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»),

    Первичные представления об объектах окружающего мира. Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

    Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.).

    Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку (длинный - короткий, пушистый - гладкий, теплый- холодный и др.).

    Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда -фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая).

    Сенсорное развитие. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

    Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре.

    Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.

    Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.). Совершенствовать глазомер.

    Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам.

    Проектная деятельность. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.

    Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта.

    Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.)

    Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа. (Нормативная проектная деятельность -это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.)

    Дидактические игры. Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека; учить выполнять правила игры.

    Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку). Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.).

    Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально- положительный отклик на игровое действие.

    Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх- соревнованиях.

    Первичные представления об объектах окружающего мира. Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире; о простейших связях между предметами ближайшего окружения.

    Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов. Расширять представления о качестве поверхности предметов и объектов.

    Учить применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).

    Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы; привлекать к простейшим экспериментам и наблюдениям.

    Сенсорное развитие. Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, сенсомоторные способности.

    Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.

    Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.

    Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков, различные звуки (музыкальные, природные и др.).

    Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету).

    Закреплять знания детей о хроматических и ахроматических цветах.

    Проектная деятельность. Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормативную).

    В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации. Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.

    Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера.

    В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм.

    Помогать детям в символическом отображении ситуации, проживании ее основных смыслов и выражении их в образной форме.

    Дидактические игры. Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры (лото, мозаика, бирюльки и др.). Развивать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего.

    Учить согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. Привлекать детей к созданию некоторых дидактических игр («Шумелки», «Шуршалки» и т. д.). Развивать и закреплять сенсорные способности.

    Содействовать проявлению и развитию в игре необходимых для подготовки к школе качеств: произвольного поведения, ассоциативно-образного и логического мышления, воображения, познавательной активности.

    Приобщение к социокультурным ценностям

    Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

    Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.

    Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

    Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

    Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением. Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры- драматизации по произведениям детской литературы.

    Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской/поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская.

    Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

    Средняя группа (от 4 до 5 лет)

    Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

    Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

    Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Формировать первичные представления о школе.

    Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения. Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей. Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т.д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.

    Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода. Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.

    Старшая группа (от 5 до 6 лет)

    Обогащать представления детей о мире предметов. Рассказывать о предметах, облегчающих труд человека в быту (кофемолка, миксер, мясорубка и др.), создающих комфорт (бра, картины, ковер и т.п.). Рассказывать о том, что любая вещь создана трудом многих людей («Откуда «пришел» стол?», «Как получилась книжка?» и т.п.). Расширять представления детей о профессиях.

    Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз), сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство). Продолжать знакомить с культурными явлениями (цирк, библиотека, музей и др.), их атрибутами, значением в жизни общества, связанными с ними профессиями, правилами поведения.

    Продолжать знакомить с деньгами, их функциями (средство для оплаты труда, расчетов при покупках), бюджетом и возможностями семьи.

    Формировать элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).

    Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.

    Знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства; с результатами их труда (картинами, книгами, нотами, предметами декоративного искусства). Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет) Расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве. Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).

    Продолжать знакомить с библиотеками, музеями.

    Углублять представления детей о дальнейшем обучении, формировать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т. д.).

    Расширять осведомленность детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), представления об их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.

    Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на

    прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными).

    Расширять представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).

    Формировать элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных расформировать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.

    Рассказывать детям о том, что Земля - наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.

    Расширять представления о своей принадлежности к человеческому сообществу о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка), об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.). Формировать элементарные представления о свободе личности как достижении человечества.

  • Светлана Меженина
    Конспект НОД Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвет, форма, величина, …)

    Интеграция образовательных областей : «Социально – коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие»

    Задачи :

    Формирование умений обследовать предметы , выделяя величину , включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним;

    Формирование умений называть свойства предметов : большой, маленький;

    Упражнять в установлении сходства и различия между предметами , имеющими одинаковое название (большой мяч – маленький мяч) ;

    Развитие умения различать количество предметов : много – один (один - много) ;

    Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры простого содержания;

    Формирование умений отвечать на вопросы, повторять несложные фразы;

    Воспитывать желание слушать стихотворения, сопровождать чтение поэтических произведений игровыми действиями.

    Планируемые результаты :

    Различать один и много предметов .

    Может образовать группу из однородных предметов .

    Общается в диалоге со взрослыми.

    Слушает доступные по содержанию стихотворения.

    Эмоционально откликаться на игру, предложенную взрослым , подражать его действиям, принимать игровую задачу.

    Умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей.

    Приемы работы :

    Художественное слово;

    Показ и объяснение способов выполнения действия;

    Самостоятельное выполнение действий;

    Вопросы;

    Показ игрушки;

    Повтор ребёнком слов, фраз за воспитателем;

    Поощрение;

    Включение движения рук по предмету ;

    Подвижные игры;

    Самостоятельное выполнение действий.

    Материалы : корзина с большими и маленькими мячами (для каждого ребёнка) ; две коробки разной величины ; музыкальное сопровождение; звуковоспроизводящее оборудование.

    Ход непосредственно образовательной деятельности

    Деятельность воспитателя Деятельность детей

    Воспитатель читает стихотворение и отбивает от пола мяч.

    По мячу ладошкой бьём

    Дружно, весело вдвоём.

    Мячик, мячик, мой дружок,

    Звонкий, звонкий, звонкий бок.

    По мячу ладошкой бьём

    Дружно, весело вдвоём.

    Мяч бросаю и ловлю.

    Я с мячом играть люблю.

    Е. Железнова

    Воспитатель показывает детям мяч.

    Дети, что это?

    Сколько у меня мячей?

    Воспитатель показывает детям на большие и маленькие мячи, лежащие в корзине.

    Посмотрите, что лежит в коробочке?

    Посмотрите, мячи в корзине большие и маленькие. Вот это маленький мяч. Я беру его и зажимаю в ладошке. Мяч спрятался в ладошке.

    Какой по величине этот мяч ?

    Возьми, Арина, мяч двумя ладошками. Спрячь его в ладошках!

    У Арины в руках маленький мяч. Арина, какой по величине этот мяч ?

    Ребята, какой по величине мяч спрятался у Арины в ладошках?

    Дети, покажите ладошками, какого размера маленький мяч.

    Воспитатель показывает большой мяч.

    Вот это большой мяч. Максим, возьми его ладошками.

    Спрятался большой мяч в ладошках?

    Не получается спрятать мяч в ладошках. Мяч большой, он не помещается в ладошках. Обними мяч руками.

    Какой по величине этот мяч ?

    Покажите все руками, какой большой мяч.

    Дети сидят на стульчиках полукругом

    Ответы детей – мяч

    (много)

    Ответы детей. (мячики)

    Индивидуальные и хоровые ответы детей.

    Ответ ребёнка – Маленький

    Маленький

    Индивидуальные и хоровые ответы детей

    Дети соединяют кисти рук в форме шара .

    Ответ ребёнка – нет.

    Ребёнок берёт мяч двумя руками и прижимает к себе.

    Индивидуальные и хоровые ответы детей. (большой)

    Дети соединяют руки кольцом перед собой, показывая размер мяча.

    Сортировка мячей по величине

    Ребята посмотрите, у меня есть две коробочки : большая и маленькая.

    Какая по величине эта коробочка ?

    А это какая коробочка?

    Давайте в большую коробочку положим большие мячи, а в маленькую – маленькие.

    Я беру мяч и кладу его в большую коробку. В какую коробку я положила большой мяч?

    Даша, возьми один мячик.

    Какой по величине мяч взяла Даша ?

    Положи его в коробку. В какую по величине коробку ты положишь мяч?

    Это большая коробочка.

    Это маленькая коробочка

    В большую

    Маленький

    В меленькую

    Хоровые и индивидуальные ответы детей.

    Воспитатель с детьми сортирует мячи по величине , раскладывая их в большие и маленькие коробки. При этом воспитатель побуждает детей употреблять в речи словосочетания «большой мяч» , «маленький мяч» , «большую коробку» , «маленькую коробку» , используя индивидуальные и хоровые ответы малышей.

    Когда дети разложат мячи, воспитатель показывает пустую корзинку.

    Сколько мячей в корзине?

    Каждый взял по одному мячу, и в корзине ни одного мяча не осталось. Мы разложили мячи в разные коробки : большие мячи положили в большие коробки, а маленькие – в маленькие.

    Молодцы, у вас всё хорошо получилось.

    Давайте сейчас поиграем с маленькими мячами.

    Ответы детей

    Давайте поиграем.

    Малоподвижная игра «Соберём мячики»

    Воспитатель показывает на мячи в коробке, легко подбрасывает один мяч над коробкой и читает стихотворение.

    Ты поймай мой яркий мяч

    И отдай его, не прячь.

    Мячик, прыгай, не спеши

    И детишек посмеши.

    Н. Пикулева

    Воспитатель произносит : «Раз! Два! Три! Мячи лови!» - и просит детей считать вместе с ней.

    Звучит музыка. Воспитатель высоко подбрасывает мячи вверх, они рассыпаются по всей комнате.

    Дети повторяют слова за воспитателем.

    Дети собирают мячи и приносят воспитателю.

    Публикации по теме:

    Формирование первичных представлений о семье у детей 5–6 лет в деятельности педагога-психолога Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа.

    «Формирование первичных представлений о свойствах и качествах предметов в процессе образовательной области «Речевое развитие» Тема моей публикации «Формирование первичных представлений о свойствах и качествах предметов в процессе образовательной области «Речевое.

    Предлагаю вашему вниманию дидактическую игру сделанную своими руками по сенсорному развитию для детей раннего возраста (цвет, форма, величина,.

    Формирования первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира через экспериментальную деятельность. Федеральные.

    Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры для ознакомления детей младшего дошкольного возраста с дикими и домашними.

    Развитие»
    «Познавательное
    Образовательная
    Основные цели и задачи:
    Формирование элементарных математических представлений. ФЭМП,
    первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов
    окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом,
    пространстве и времени.
    Содержание психолого – педагогической работы:
    Количество и счет. Дать детям представления о том, что множество
    («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов
    разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя
    их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не
    прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков,
    одни – красного цвета, а другие – синего; красных кружков больше, чем
    синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков
    поровну».
     Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными
    приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить
    каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой
    группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным
    предметам, например: «Один, два, три – всего три кружка». Сравнивать
    две группы предметов, именуемые числами 1­2, 2­2, 2­3, 3­3, 3­4, 4­4, 4­
    5, 5­5, и т. д.
     Формировать представления о порядковом счете, учить правильно
    пользоваться количественными и порядковыми числительными,
    отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором
    месте?».
     Формировать представления о равенстве и неравенстве групп на основе
    счета: «здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек
    больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем, и т. д.».
     Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к
    меньшей группе один 9 недостающий предмет или убирая из большей
    группы один (лишний) предмет.
     Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать,
    приносить определенное количество в соответствии с образцом или
    заданным числом в пределах 20.
     На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп
    предметов в ситуациях, кода предметы в группах расположены на
    разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам,
    по форме расположения в пространстве.
    Величина. Совершенствовать умение сравнивать 2 предмета по величине
    (длине, ширине, высоте), а также учить сравнивать 2 предмета по толщине
    путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу;

    отражать результаты сравнивания в речи, используя прилагательные (длиннее
    – короче, шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше или равные (одинаковые)
    по длине, ширине, высоте, толщине).
     Учить сравнивать предметы по двум признакам величины (красная
    лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего.
     Устанавливать размерные отношения между 3­5 предметами разной
    длины (ширины, высоты), толщины, располагать их в определенной
    последовательности – в порядке убывания или нарастания величины.
    Вводить в активную речь детей понятия, обозначающие размерные
    отношения предметов (эта (красная) башенка – самая высокая, эта
    (оранжевая) –пониже, эта (розовая) – еще ниже, а эта (желтая) –
    самая низкая).
    Форма. Развивать представлении детей о геометрических фигурах: круге,
    квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять особые
    признаки фигур с помощью зрительного и осязательного – двигательного
    анализаторов (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и
    т.д.).
     Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом,
    квадратом, треугольником. Учить различать и называть
    прямоугольник, его элементы: углы и стороны.
     Формировать представления о том, что фигуры могут быть разных
    размеров: большой – маленький куб шар, квадрат, треугольник,
    прямоугольник.
     Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими
    фигурами: тарелка – круг, платок – квадрат, мяч – шар, окно, дверь –
    прямоугольник и др.
    Ориентировка в пространстве. Развивать умение определять
    пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении
    вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами
    положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от
    меня дверь, слева – окно, сзади на полках игрушки).
    Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях
    суток, их характерных особенностях, последовательности (утро – день –
    вечер – ночь).
     Закрепить значение слов «вчера», «сегодня», «завтра».
     Ознакомить с часами.
    Развитие познавательно – исследовательской деятельности. Развитие
    познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в
    окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности
    познавательной мотивации; формирование познавательных действий,
    становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
    формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о

    свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
    размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др).
     Развитие восприятия, внимание, памяти, наблюдательности,
    способности анализировать, сравнивать, выделять характерные,
    существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
    умения устанавливать простейшие связи между предметами и
    явлениями, делать простейшие обобщения.

    Познавательно – исследовательская деятельность. Продолжать
    знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов
    с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать
    осваивать персептивные действия. Формировать умение получать сведения
    о новом объекте в процессе его практического исследования.
     Формировать умения выполнять ряд последовательных действий в
    соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.
    учить понимать и использовать в познавательно – исследовательской
    деятельности модели, предложенные взрослым.
    Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных
    видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким
    кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования.
    Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.
     Совершенствовать восприятие детей путем активного использования
    органов чувств (осязание, слух, вкус, обоняние). Обогащать
    чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в
    речи.
     Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг,
    треугольник, квадрат, прямоугольник, овал.
     Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь
    путем прикосновения, поглаживания (характер ощущения: гладкое,
    холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).
     Формировать образные представления на основе развития образного
    восприятия в процессе различных видов деятельности.
     Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и
    качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т.п.); подбирать
    предметы по 3­4 качествам (цвет, размер, материал).
    Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно –
    исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее
    результатов и созданий условий для их презентации сверстникам.
    Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
    Дидактические игры. Учить детей играм, направленным на закрепление
    представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать

    предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей
    (кубики, мозаика, пазлы).
     Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей
    («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать
    наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого
    колечко?»).
     Помогать детям осваивать правила простейших настольно – печатных
    игр («Домино», «Лото»).
    Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с предметным
    миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета);
    восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.
     Формирование первичных представлений о многообразии
    предметного окружения; о том, что человек создает предметное
    окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей,
    делая жизнь более удобной и комфортной. Развитие умения
    устанавливать причинно – следственные связи между миром
    предметов и природным миром.
    Содержание психолого – педагогической работы.
     Создавать условия для расширения представлений детей об объектах
    окружающего мира. Рассказать о предметах, необходимых детям в
    разных видах деятельности (игре, труде, рисовании, аппликации и
    т.д.). расширять знания детей об общественном транспорте (автобус,
    поезд, самолет, теплоход).
     Продолжать знакомить детей с признаками предметов, побуждать
    определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о
    материалах (стекло, металл, резина, кожа, пластмасса). Из которых
    сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять
    целесообразность изготовления предмета из определенного
    материала (корпус машины – из металла, шины – из резины).
     Формировать элементарные представления об изменении видов
    человеческого труда и быта на примере истории игрушки и
    предметов обихода.
    Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с окружающим
    социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной
    картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и
    Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
    отечественных традициях и праздниках. Формирование гражданской
    принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения,
    патриотических чувств. Формирование элементарных представлений о
    планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов
    мира.
    Содержание психолого – педагогической работы.

     Расширять представления о правилах поведения в общественных
    местах.
     Расширять знания детей об общественном транспорте.
     Формировать первичные представления о школе.
     Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком,
    зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них
    правилами поведения.
     Рассказывать о самых красивых местах родного города (поселка), его
    достопримечательностях. Дать детям доступные их пониманию
    представления о государственных праздниках. Рассказать о
    Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину
    (пограничники, моряки, летчики).
     Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в
    городе. Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер,
    почтальон, продавец, врач и т.д.); расширять и обогащать
    представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах
    труда.
     Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.
     Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать
    детям о самых красивых местах родного города (поселка), его
    достопримечательностях.
     Дать детям доступные их пониманию представления о
    государственных праздниках.
     Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу
    родину.
    Ознакомление с миром природы. Ознакомление с природой и
    природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно –
    следственные связи между природными явлениями. Формирование
    первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
    Формирование элементарных экологических представлений. Формирование
    понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь,
    охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь
    человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание
    умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе,
    желание беречь ее.
    Содержание психолого – педагогической работы.
     Расширять представления детей о природе.
     Знакомить с домашними животными, декоративными рыбками,
    птицами.
     Знакомить детей с представителями класса пресмыкающих (ящерица,
    черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы

    продолговатое тело, у нее длинный хвост, который она может
    сбрсить; ящерица очень быстро бегает).
     Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей,
    бабочка, жук, божья коровка).
     Расширять представления о фруктах (яблоко, груша, слива, персик и
    др.), овощах (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и т.д.), грибах
    (маслята, опята, сыроежки).
     Закреплять знание о травянистых и комнатных растениях (бальзамин,
    фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула); знакомить со
    способами ухода за ними.
     Учить узнавать и называть 3­4 вида деревьев (елка, сосна, береза,
    клен).
     В процессе опытнической деятельности расширять представления
    детей о свойствах песка, глины и камня.
     Организовать наблюдения за птицами, прилетающими на участок
    (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их.
     Закреплять представления детей об условиях, необходимых для
    жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание).
     Учить детей замечать изменения в природе.
     Рассказывать об охране растений и животных.
    Сезонные наблюдения:
     Осень: учить детей замечать и называть изменения в природе:
    похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды,
    птицы улетают на юг. Устанавливать простейшие связи между
    явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли
    бабочки). Привлекать к участию в сборе семян.
     Зима: учить детей замечать изменения в природе, сравнивать
    осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и
    в уголке природы. Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.
    Оказывать помощь зимующим птицам, называть их. Расширять
    представления детей о том, что в мороз вода превращается в лет,
    сосульки; лед и снег в теплом помещении тают. Привлекать к
    участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на
    лыжах, лепка поделок из снега.
     Весна: учить детей узнавать и называть время года; выделять
    признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях,
    появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.
    Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные
    растения. Формировать представления детей о работах, проводимых
    в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и
    всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветнике.

     Лето: расширять представления детей о летних изменениях в
    природе: голубое чисто небо, ярко светит солнце, жара, люди легко
    одеты, загорают, купаются. В процессе различных видов
    деятельности расширять представления детей о свойствах песка,
    воды, камней и глины. Закреплять знания о том, что летом созревают
    многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают
    детеныши.



    Предыдущая статья: Следующая статья:

    © 2015 .
    О сайте | Контакты
    | Карта сайта