Дети учатся изъясняться со взрослыми и говорить на первом году жизни, но не всегда четкое и грамотное произношение достигается и к пяти годам. Часто детские сады, где ребенок среди равных учится говорить интенсивнее и резко увеличивает словарный запас, знания и понимания, становятся невольными участниками вовлечения в процесс активного говорения малыша. Однако нет сомнений в том, что темпы развития технологий и знания детей о бытовой технике, компьютерных приспособлений часто дают фору взрослым, а вот речевые навыки оставляют далеко позади. И к возрасту четырех-пяти лет ребенок порой не способен не только правильно выговорить звуки, но и сформулировать мысль.
Единое мнение педиатров, детских психологов и логопедов-дефектологов совпадает: ребенку стоит ограничивать доступ к компьютерным играм и по возможности максимально заменять на игры на свежем воздухе, дидактические материалы и развивающие игры: лото, домино, мозаики, рисование, лепку, аппликации и т.д. Внимание ребенку стоит уделять постоянно, по возможности поощрять эмоциями восторга, радости, похвалой каждое новое достижение в правильном произношении и постоянно тренировать мышцы нёба, языка, губ и глотки.
Если ребенок в год говорит менее двадцати простых слов, нужно обратить внимание на то, как в семье происходит общение старших с младшими, какой общий психологический фон в семье, взаимоотношения членов семьи и способы воспитания детей.
Если по мнению психолога умственное состояние ребенка хорошее, слух и интеллект в норме, логопедические 3-4 лет скорректируют произношение и позволят научиться ребенку правильно говорить быстрее.
Иногда по ряду причин неврологического, физического или психического характера нарушения речи выливаются в определенную форму.
Это может быть вызвано бедностью словарного запаса, неверного произношения слов, путаницы в окончаниях или перестановке слогов слова, могут быть проявления и в темпе речи.
Логопеды делят нарушения речи на фонетико-фонематическое недоразвитие речи (когда проглатываются гласные, не выговариваются или мягкие и т.д.), общее недоразвитие речи и отдельные виды проблем речевого характера:
Как правило, в раннем детском возрасте малыши не одинаково развиваются, поэтому классифицировать какое-либо нарушение при внешних общих признаках здоровья достаточно трудно. При внимательном отношении к маленькому члену семьи проявления нарушений могут заметить родители и старшие дети.
Начинаются логопедические когда в норме сформирован определенный словарный запас, и ребенок активно общается или вынужден стремиться к изъяснению своих потребностей и желаний словесно, а не жестикуляцией. Психологи отмечают этот возраст еще и потому, что личностный рост одновременно с новыми формами мышления и самоидентификации ребенка заставляет интересоваться новым, стремиться к общению, особенно к общению со сверстниками. Благодаря тому, что дети сами учат друг друга объясняться понятнее в игровой и естественной форме, и меняется словарный запас, а соответственно, и речь ребенка в 3-4 года.
Тестовые задания, которые дают логопеды, позволяют определить уровень нарушений или выявить отсутствие нарушений у ребенка. Часто некоторое время, посвященное занятиям, увлекает малыша, он с интересом включается в выполнение заданий и через непродолжительное время начинает говорить намного лучше и правильней. Если нарушения речи все же выявлены, родителям следует знать, что зачастую они поддаются коррекции легко, при условии, что занятия и упражнения с ребенком проводятся не только в группе с дефектологом, логопедом, но и дома.
В ходе психолого-логопедических занятия для детей 3-4 лет обучение ребенка одновременно ведется не только в речевом смысле, ведь связанные процессы активности мозга, функций речи, моторики в комплексе должны проводиться в разных направлениях:
Описание логопедического занятия для детей 3-4 лет включает обязательную артикуляционную гимнастику для снятия тонуса и спазма мышц, динамические и статические упражнения для языка, углов губ, мышц нижней челюсти, щек, и мелкую моторику, иногда рефлексотерапевтический массаж. В ходе корректирующих занятий дети учатся пространственным представлениям, развивают моторику и память, зрительные образы, внимание, мышление и наблюдательность. Развиваются сенсорные функции, практикуется постепенно нормализуется мышечный тонус.
Особенности логопедических занятии с детьми 3-4 лет могут касаться психологической составляющей, часто дети с нарушениями речи из-за противопоставлений себя тем, кто говорит хорошо, комплексуют или замыкаются в себе. Задача педагога - расположить ребенка, заинтересовать и заставить его преодолеть барьеры, созданные им самим в отношении собственной особенности. Обратная сторона может заключаться в противопоставлении себя конфликтным образом, недисциплинированности, капризам, отказу от совместной работы. В таком случае рекомендуются индивидуальные занятия логопеда для детей 3-4 лет - особенного ребенка наедине проще убедить и заинтересовать, когда взрослый становится малышу другом и помощником, способным увидеть старания за капризами.
Физкультура хоть и не входит в комплекс упражнений с логопедом, все же важна, гимнастика развивает правильный дыхательный такт, что, в свою очередь, способствует лучшему насыщению мозга кислородом и хорошей циркуляции тока крови. Логопедические занятия с детьми 3-4 лет часто сопровождаются с подручными средствами в виде пазлов, мозаики, оригами, конструктора, рисования и игр, направленных на развитие мнемонической памяти. Кроме того, память тренируется загадками в стихотворной форме, скороговорками и стишками на веселую тематику. Конечно, и обучение проводится в игровой форме, в противном случае малыш может наотрез отказаться выполнять упражнения и гимнастику. Задача логопеда и родителей - участвовать в становлении правильной речи ребенка как можно полнее, ведь чем раньше замечены нарушения, тем больше шансов искоренить их и помочь малышу красиво и правильно общаться, а значит, становиться грамотным и приятным собеседником.
Логопедические занятия с детьми 3-4 лет включают гимнастику жевательно-артикуляторных, мимико-артикуляторных мышц, гимнастику губ и щек, языка, приротовой области, в случае надобности (классический, точечный), включающий вибрирующие поглаживания, разминания, растягивания.
Существует расхожее мнение, что до 5 лет нет необходимости показывать ребенка логопеду-дефектологу. Однако опыт специалистов говорит о том, что многие проблемы в речевом развитии можно обнаружить, а значит и скорректировать уже в значительно более раннем возрасте. Именно поэтому рекомендуется профилактическое посещение логопеда-дефектолога уже в 2-3 года.
Причину задержки речевого развития или нарушений в работе языкового аппарата выявить довольно сложно. Для этого ребенку предлагается провести профессиональное обследование у специалистов. Коррекции с помощью логопедических занятий поддаются:
Чем раньше выявлена проблема, тем больших успехов может добиться специалист. Постоянный контроль за развитием ребенка позволяет заметить появление либо отсутствие результатов и корректировать направление занятий.
Кроме того, логопед-дефектолог проводит с детьми занятия по развитию речи в целом. На уроках дети учатся правильному построению фраз, расширяют словарный запас, учатся правильным грамматическим построениям.
Найти хорошего специалиста, не только знающего особенности работы с маленькими детьми, но и умеющего находить с ними контакт, не так просто. Однако опытный дефектолог может избавить ребенка от многих речевых проблем и дать возможность успешной учебы в школе.
Когда ребёнок в 2-3 года так и не говорит, у родителей наступает паника. Им кажется, что если соседские дети разговаривают очень хорошо, то их Однако это не так. Логопеды утверждают, что каждый ребёнок индивидуален. С можно заниматься дома. В этой статье вы сможете ознакомиться с упражнениями, советами и рекомендациями, которые помогут заинтересовать ребёнка. Вы узнаете, для чего нужны логопедические занятия для детей. 2-3 года - возраст интереса ко всему и любознательности. Поэтому проблем у вас не возникнет.
Каждый ребёнок индивидуален. Один начинает разговаривать рано, другой - поздно. Конечно же, все родители переживают, когда их карапуз в 2 года не хочет говорить вообще, а только показывает пальчиком. Чтобы таких казусов не происходило, нужно с малышами регулярно проводить логопедические занятия.
В первую очередь чаду необходимо регулярное общение. Чтобы ему было интересно проводить время со взрослыми, нужно заинтересовать кроху. Тогда будут полезны 2-3 года - возраст, когда ребёнок должен уметь говорить хотя бы отдельные слова. Если этого не происходит, тогда уделите максимум внимания упражнениям.
Чаще всего основаны на подражании. Малыши стараются копировать окружающих. Это действия, слова, жесты, мимика и т. д. Ребёнок 2-3 лет неусидчив и не умеет сосредотачиваться, поэтому лучше всего с ним заниматься тогда, когда он сам этого захочет. Прежде всего родителям необходимо достигнуть эмоционального контакта с ребёнком. Когда это произойдёт, можно смело заниматься с малышом, играть или просто общаться.
Мало кто верит, что развивает речь. Однако это научно доказано. Поэтому старайтесь уделять внимание Приведём несколько примеров:
Пальчиковая гимнастика - это разминка, которая необходима каждому ребёнку, чтобы заинтересовать его дальнейшим уроком. Ведь требуют усидчивости логопедические занятия для детей. 2-3 года - это возраст непосед. Поэтому мы сначала заинтересуем кроху, а потом уже приступаем к упражнению.
Прежде чем проводить логопедические занятия для детей 2-3 лет дома, необходимо разработать мышцы языка. Для этого и нужна Её желательно проводить вместе с малышом перед зеркалом:
Так проходят логопедические занятия для детей (2-3 года) дома. Однако ребёнку будет весело и интересно только тогда, когда вы в игре будете заниматься с малышом, а не заставлять его.
Когда вы удачно прошли пальчиковую и артикуляционную гимнастику, можно приступить к изучению звуков или слогов. Для этого нужно с ребёнком подражать звукам животных или предметов. Проговаривайте с малышом следующие фразы:
Логопедические занятия для детей (2-3 года) дома очень полезные и увлекательные. В игровой форме вы с малышом сможете достигнуть больших успехов.
Такие занятия помогают малышам не только освоить речь, но и пополнить словарный запас. Логопедическая ритмика развивает у ребёнка моторику, речь, мышление, память, внимание. Упражнения даются детям с двух лет. Когда малыш плохо говорит, пусть повторяет только то, что запомнил. Если же он совсем не разговаривает, тогда взрослый поёт, а у ребёнка в это время развивается слух и пополняется речевой запас.
Логопедические занятия для детей 2-3 лет интересные и увлекательные. Когда вы начнёте петь и выполнять упражнение, ребёнку станет интересно, и он непроизвольно начнёт за вами повторять. Есть несколько увлекательных игр:
Наши ножки (тянется ладошками к ногам)
шагают по дорожке (ручками хлопает по коленкам).
По кочкам, да по кочкам (передвигается медленными шажками)
переступают все цветочки (высоко поднимает ноги).
Это интересные логопедические занятия для детей 2-3 лет. Упражнения нужно проводить только с музыкальным сопровождением. Тогда ребёнку очень понравятся такие занятия, и он вас порадует своими успехами.
Эти занятия нужны для того, чтобы у ребёнка развивался слух. Дети должны определять звуки. Это может быть звук дождя, грома, лай собаки или мурлыканье кошки и т. д. Логопедические занятия с неговорящими детьми 2-3 лет должны проходить в обычном режиме. Помните, это - не патология, а скорее всего, лень, которую необходимо побороть при помощи увлекательных упражнений.
Дайте прослушать малышу 2 звука, например плач ребёнка и работающего пылесоса. Пусть карапуз определит, кто или что издаёт звук. Когда ему уже легко даются задания, можете усложнить упражнение. Дайте прослушать малышу 3 разных звука, а затем 4. Если он не торопится сказать, тогда помогайте ему и не ругайте кроху.
Занятия логопеда для детей 2-3 лет можно проводить родителям и в домашних условиях. Если будете упражняться с малышом ежедневно, тогда он начнёт говорить быстрее, чем вы ожидаете.
Стихи - это неотъемлемая часть развития речи. Важно, чтобы присутствовала несложная рифма, тогда ребёнку будет интересней заниматься:
Стихи для детей 2-3 лет предлагаются совсем небольшие, чтобы ребёнку их можно было легко запомнить. Когда вы увидите, что малыш начинает полностью рассказывать маленькие стишки, тогда можно усложнить задание.
Они тоже необходимы для развития речи малыша. Чистоговорки, как и стихи, должны быть недлинными и легко запоминающимися:
Такие чистоговорки можете придумать самостоятельно. Всё зависит от того, какие буквы не выговаривает малыш.
В настоящее время очень часто можно встретить неговорящих детей в возрасте 2-3 лет. Это не означает, что у ребёнка проблемы с речью. Логопеды утверждают, что до трёх лет не стоит переживать. Однако всё равно не помешают логопедические занятия для детей. 2-3 года - это любознательный возраст, поэтому малыши с удовольствием будут упражняться, если их заинтересовать.
Первые несколько занятий должны проводиться не более 3 минут. Затем можно время постепенно увеличивать. Важно, чтобы малышу нравилось. Если вы видите, что ребёнок устал и не хочет заниматься, не заставляйте. Отложите упражнения до тех пор, пока у малыша не появится настроение для занятий.
Лучше понемногу заниматься ежедневно. Тогда у малыша формируются навыки, привычки и память. Не ругайте его за неправильные движения и произношение. Помните, ваш кроха только учится. Не отбивайте у него охоту от занятий. Ведь если будете ругать и наказывать, тогда ничего хорошего не получится.
В статье мы познакомились с несколькими видами игр. Они отлично способствуют развитию речи. Отсюда можно сделать вывод, что упражнения несложные. Поэтому занятия логопеда с детьми 2-3 лет можно проводить маме в домашних условиях. Главное - придерживаться рекомендаций специалистов.
Благодаря вышеперечисленным играм вы хорошо пополните словарный запас ребёнка, поможете логически мыслить, воображать и фантазировать. У детей улучшается память, они становятся более усидчивыми и быстрее начинают говорить: сначала некоторые звуки, затем слоги. Многие малыши при помощи таких игр заговорили сразу же не словами, а предложениями. Поэтому не переживайте за речь своего крохи. Ежедневные занятия помогут вам и малышу достичь больших успехов.
Добрый день, уважаемые читатели блога!
С каким трепетом мы ожидаем от своего детёныша первых слов! Когда время «агу» отходит на задний план, долгожданное «мама» стоит на первом месте. Затем словарный запас пополняется неуклюжими «дяй», «уди» и т. д. В этот период нарушений не видно, если кроха увеличивает количество произносимых слов с каждым месяцем. А к 3-м годам их можно легко заметить, если постоянно заниматься с малышом. А вот что должен уметь карапуз в этом возрасте, как определить патологии я и хочу рассказать в этот раз. А ещё порекомендую некоторые эффективные уроки.
Логопедические занятия с детьми 3 ― 4 лет используются довольно часто. Просто до этого времени патологии обычно не выявляются. Моему первенцу сейчас 4,5 годика, мы активно посещаем логопеда и общие развивающие курсы. Кроме этого, я не отодвигаю роль детского садика в формировании звукопроизношения. За год (с 3 лет) маленький человек способен освоить многое.
Словарный запас к этому моменту 1500 слов, иногда больше. Но всё же крохотуля в этом возрасте неспособен грамотно составить рассказ, путает окончания. А с произношением некоторых звуков или букв могут быть недочёты. Кто не знает коварную «Р» или «Л»? Но это не говорит о недоразвитии, ведь всё должно происходить постепенно. Отводить глаза в сторону тоже не нужно. Крохе требуется помочь преодолеть такой непростой рубеж. А чтобы увидеть недочёты, давайте разберёмся, что вообще должен уметь ребенок в 3 ― 4 года.
Начнём с . Мы в 3 года уже активно лепетали. Моим удивлением было, когда я читала длинный стих, а сынок вдруг начал произносить вперёд меня! Сейчас уже точно не помню, как-то: «… мышка, маленький мышонок, зайка, белка, лягушонок, гусеничка, мошка, мушка, крот, сорока ― тарахтушка…». И всю эту гвардию он уже запомнил. Память их пока ещё ничем не забита, детишки способны в этот срок запоминать короткие стишки, небольшие рассказы и сказки. Говорить тексты из нескольких предложений. Пусть коряво, но память тренируется!
И в части математики тоже знают цифры до пяти ― это минимум! Способны посчитать предметы, некоторые детки делают это даже в обратном порядке. Конечно, до действий сложения-вычитания ещё далековато. Но и простой счёт ― достижение, если проходят с родными. Знаете, по навыкам малыша, скорее ставится оценка родным. Откуда он сам узнает числа? А ещё, понятия длинное ― короткое, широкое ― узкое, твёрдое ― мягкое. Хотя, мягкость к 4-м годам кроха познаёт сам, синяками да шишками… А родные должны ему озвучивать словесно, не так ли?
Кроме того, непоседа может разукрашивать простые предметы более-менее аккуратно. Это рисованные шары, мячи. А как же знакомство с геометрическими предметами? Тоже на ура детишки запоминают. Самые элементарные: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. С 3 лет могут даже изображать. Ну и, конечно, цвета и части тела. Это обязательно. Поэтому если чадушко словоблудит, путая окончания ― не беда. Но если человечек не способен запомнить простые для своего возраста вещи, это повод обратиться к специалисту.
Врачи неустанно повторяют, что каждый ребенок индивидуален. И если дитятко не говорит множество слов ближе к двум годам, это далеко не повод беспокоиться. Конечно, невольно сравниваешь с теми, кто уже в 2 годика вовсю бормочет. Но для чего?
Я отвечу, чтобы поволноваться. Надо просто выставить максимально возможные рубежи, когда карапуз начинает делать что-то новое. Что касается нарушения речи, пожалуй, если до 3 лет дитя не связывает 2 слов, это повод поволноваться. Но наряду с этим, Вы должны замечать другие недочёты. Отзывается ли он на своё имя, обращает внимание на новые игрушки, как контактирует с другими детками. Давайте пройдёмся немного по списку:
Знаете, общаясь с логопедом, я узнала, что за последние годы услуги специалиста более востребованы. И проблема не только в заболеваниях, но и в воспитании. Крохотное существо лучше взрослых соображает в телефонах и компьютерах, даже в 3 годика. Замечали? Ну а в 5 лет, вообще становится вундеркиндом! При этих талантах какой там разговор…
Как детишки проводят время? В основном они уже владеют познаниями, как включить телевизор, подходят к ноутбукам родителей. Это новое поколение, которое двигается в ногу со временем. Печально. Так мы вообще имеем риск утратить дар звукопроизношения, если призадуматься. А ведь для нормального формирования малютки, с ним просто нужно говорить. Читать, рассказывать о том, что наблюдаете. Гулять не молча. Отвечать на вопросы… Ведь так росли мы.
Дочери одной моей знакомой крёстный папа на 3-х-летие подарил настоящий телефон. Конечно, непоседы не должны отставать от прогресса. Но мама даёт ей этот телефон за особые заслуги. И на короткое время. Пусть лучше мозг деточки будет заинтересован конструкторами, так она мотивирует.
Это приобретённые причины. Их можно и не допустить, как вы считаете? Но есть и врождённые. Тут требуется кропотливая работа. Знайте, что к задержке приведут:
Если эти симптомы выявлены при рождении, пулей мчите к неврологу (в последнем пункте стоматолог устанавливает причину)! До года это лечится в 90% случаев. Тогда и последствий, вероятно, не будет.
С самого рождения грудничка нужно показывать неврологу. Даже если педиатр об этом умалчивает, ведите сами. Большой процент деток сейчас нуждается в консультациях и коррекциях по части неврологии. Если причина дефектов врождённая, специалист даст назначения, которые нужно строго соблюдать.
Но если в 3 ― 4 года чадо не разговаривает, это может быть общее недоразвитие речи (ОНР). Какие болезни можно выделить?
Был у нас один преподаватель, говорящий странные фразы «ныш-ныш». Он вставлял это в самых неожиданных местах своих лекций. Так вот, оказывается, что раньше так могли лечить заикание. Человек переставал тянуть слова, но вместо этого вставлял в свои рассказы подобные слова.
Я выделила самые основные моменты. Подробно об этом сможет рассказать хороший врач. А мы поговорим об упражнениях на улучшение качества разговорной функции.
Как я уже рассказывала, в возрасте 3 ― 4 лет наступает момент, когда необходима помощь специалиста. В садике, куда я вожу Доминика, с детьми проводятся занятия (индивидуальные и фронтальные).
Также с августа по октябрь мы отдельно посещали логопеда. Но выдерживал Доминик только 20 минут, а иногда и меньше. После смены специалиста сына стали интересовать уроки. Появились сдвиги. Рассказываю это я к тому, что маленькие сорванцы не должны принимать это за навязчивую процедуру. Врач с ними должен играть! Вернее сказать, малыш так должен считать.
А теперь хочу рассказать об индивидуальных и фронтальных типах.
Когда малютка сидит только с педагогом ― эффективность намного лучше. Внимание уделяется ему одному. Играя в специальные забавы, направленные на исправление отклонений конкретного человечка, врач добивается результатов. Сюда относятся и упражнения для язычка, напевание различных песенок. Замечали певцов, которые поют на сцене, но говорят с заиканием? Если начать упражняться, недочёты можно исправить.
Иначе называются групповыми. Уроки такого типа проводятся для детишек, находящихся в одинаковых положениях. Это может быть и нарушение слуха, неспособность различать парные звуки, другие разговорные моменты. Обычно группа состоит из 6 ― 8 человек, педагог подбирает специальные упражнения, направленные на расширение словарного запаса и устранение основной причины.
И необязательно отдавать кроху в специализированный детский сад. Такие кружки есть почти во всех учреждениях государственного плана.
Со своим сынишкой мы с удовольствием практикуемся дома. Всё что рекомендует логопед, мы проводим в игровой форме. Одним из часто встречаемых дефектов является неправильное воспроизведение шипящих и свистящих звуков. На исправление ситуации могут прийти такие упражнения:
Понимаете, если исправлять дефекты, то делать это сразу и навсегда. Поэтому домашние уроки необходимы. Только если сорванец устал, не навязывайте! Он не должен чувствовать давления с вашей стороны. Ещё хорошо рисовать по контурам. Мы выполняем это без особого удовольствия, но штука полезная.
Вообще, уроки по логопедии должны проводиться в развлекательной форме. Так что можно использовать интересные картинки, по которым малыш должен составить короткий рассказ. Разминка язычка нас всегда забавляла и так. Но остановимся подробнее, тем более эти советы подойдут ко всем детям с ОНР.
К сожалению, есть ребятишки, у которых задержка не только звукового произношения, но психического характера. Этот вид носит название задержка психического развития или ЗПР. Само собой, разумеется, что такие человечки либо неправильно говорят, либо не говорят совсем.
Виновником тому может быть внутриутробное развитие. Когда на этапе беременности мама находилась в постоянном стрессе. Самой трудноизлечимой причиной является поражение клеток головного мозга.
Медикаментами можно поправить ситуацию, компенсируя работу организма участием здоровых клеток. Очень сложно, требует силы воли от родителей. Но имеется риск приобретённого ЗПР. Как правило, это неблагополучные семьи, где на глазах чада происходят выяснения отношений.
Самый лучший тест на выявление данного осложнения ― наблюдение за общим развитием. К 2-м годам непоседа должен уметь просовывать геометрические фигуры в подходящие отверстия, различать части тела, цвета. К 3-м ― умение говорить. Если Вы заподозрили серьёзную задержку и отклонения, обратиться надо к психоневрологу. Он сможет определить диагноз. Кроме того, поможет дефектолог.
Помощь при ЗПР носит в первую очередь медикаментозный характер. Но не менее эффективным будет домашняя поддержка. Самое главное ― не отчаиваться. Относитесь к крохотному существу с уважением. Играйте с ним. Пусть забавы станут полезными! Очень положительное действие окажут пальчиковые игры.
Основное правило, комментируйте происходящее!
Дорогие родители, услуги логопеда, конечно, необходимы. Но всегда интересно попробовать и самим проделать определённые упражнения для исправления дефектов любимого создания. К услугам родителей предлагается литература, составленная простым языком. Тут подобраны интересные конспекты по каждой ситуации в отдельности. С некоторыми я хочу Вас познакомить.
Посоветую Вам также свои любимые книги по развитию речи, артикуляционной гимнастике и автоматизации звуков:
Елена Косинова "Уроки логопеда. Игры для развития речи ". Отличная подборка упражнений для пальчиков, сказки про язычок, упражнения для тренировки язычка, огромное количество скороговорок. Эта книга подойдет не только деткам, которым нужно исправлять речь, но и всем детям от 0 до 6 лет. Меня в этой книге еще подкупило то, что в ней есть реальные фото выполнения артикуляционных упражнений (очень удобно для родителей).
Володина В.С. "Альбом по развитию речи ". Эту книгу мне советовал логопед, хотя на тот момент мы ее уже приобрели. Отличное пособие, понятные и интересные развивающие задания.
Когда требуется небольшая коррекция, можно прибегнуть к вышеуказанной литературе. Но когда диагноз более серьёзный, нужна особенная методика. Я не говорю, что это приговор. Нет! Помните, дорогие читатели, что рано обнаруженную проблему исправить допустимо. Бывают пограничные стадии при задержке психического формирования.
На этом, уважаемые читатели блога, позвольте попрощаться. Помните, что на ранних стадиях можно вылечить практически любую болезнь или отклонение. Здоровья Вам и Вашим близким. Не забудьте подписаться на обновления блога.
На четвертом году жизни дети переживают один из самых значительных скачков в своем развитии. Человеческая речь начинает представлять для них небывалый интерес, они активно пытаются разговаривать, повторяя все звуки, которые им доступны. Именно в это время родители и педагоги должны внимательно прислушиваться, отмечая, укладываются ли особенности детской речи в норму, не требуются ли ребенку 3-4 лет логопедические занятия.
Ученые подсчитали, что в этом возрасте словарный запас ребенка в среднем колеблется от 1500 до 2000 слов. Подобные вычисления сложно произвести в домашних условиях, но есть несколько более простых показателей, по которым легко можно определить, насколько развитие речи малыша укладывается в рамки нормы.
Поводов для беспокойства нет, если ребенок:
Перечисленные признаки относятся как к мальчикам, так и к девочкам, хотя специалисты утверждают, что девочки по речевому развитию опережают мальчиков в среднем на 4-5 месяцев. Бывают молчаливые дети, которые не разговаривают при посторонних, но это далеко не всегда означает отклонение от нормы: чуткий родитель обычно сам знает, на что действительно способен его малыш.
В это время важно как можно больше разговаривать с ребенком, следя при этом за правильностью собственной речи, не сюсюкать, с выражением читать малышу книги.
Представленный выше перечень носит общий характер, но если хотя бы три пункта из него не характерны для речевого поведения малыша - это повод задуматься.
Вот несколько признаков, которые могут свидетельствовать о задержке в развитии речи ребенка:
При наличии одного или нескольких признаков из этого списка целесообразно провести диагностику развития речи ребенка. Возможно, действительно имеет место патологическое нарушение, требующее специального лечения, а возможно, малышу просто нужны логопедические упражнения. Но прежде чем обращаться к логопеду, нужно показать ребенка неврологу, психиатру и дефектологу: они помогут определить, связана задержка в речевом развитии с нарушениями работы ЦНС или проблема только в произношении звуков. Также может понадобиться помощь сурдолога - это специалист, выявляющий дефекты слуха. Если врачи не нашли никаких физиологических причин для ЗРР, то малышу помогут занятия с логопедом.
Логопедические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. С одной стороны, как более эффективные себя зарекомендовали занятия один на один, когда все внимание специалиста направлено на конкретного ребенка. С другой - в группе малыши чувствуют себя более комфортно. Чаще всего положительный результат достигается чередованием этих двух видов деятельности: на групповых, или фронтальных, занятиях дети закрепляют навыки, полученные на индивидуальных.
Самое главное для логопеда здесь - найти подход к ребенку, суметь его увлечь, «расшевелить». Малыш должен чувствовать себя непринужденно, играть, показывать язык перед зеркалом, повторять за специалистом все, что он попросит. Поэтому и настрой занятию дается соответствующий: все это просто игра. Чтобы научиться произносить трудные звуки, ребенку даже не обязательно знать, для чего он сюда пришел. Для каждого такого звука у логопеда имеется подборка специальных игровых упражнений, выполняя которые, маленький ученик незаметно для себя совершенствует речевые навыки. Дыхательная гимнастика, песенки, скороговорки, «зарядка» для языка - все это эффективные средства в арсенале специалиста.
Если индивидуальные занятия логопеда с детьми чаще всего направлены на исправление отдельных звуков, то фронтальные подразумевают работу с более широким спектром отклонений в развитии речи. Это могут быть как дефекты звукопроизношения, так и нарушения слуха, и грамматические проблемы, и заикание. Группы подбираются небольшие, в идеале - 7 человек, дети должны быть примерно одного возраста и с похожими речевыми нарушениями. Занятию всегда задается какая-то интересная тема, дающая много возможностей для расширения словарного запаса детей и тренировки устной речи. Например, зимой актуальна тема «Новый год»: помещение украшается соответствующим образом, создавая у детей праздничное, приподнятое настроение, которое способствует результативности упражнений.
Как и в индивидуальных занятиях, здесь многое зависит от личности специалиста, от его умения создать нужную обстановку, вызвать у детей желание проявить себя. Для детей 3-4 лет, у которых процесс социализации еще только начинается, непросто создать такие условия. Многие из них бывают стеснительными и замкнутыми именно в силу своих речевых нарушений. Чтобы групповые логопедические занятия приносили плоды, малыши на них должны чувствовать себя уверенно и свободно.
Одна из наиболее очевидных причин неправильного произношения маленькими детьми звуков - несовершенство их речевого аппарата. Эту проблему помогает решить логопедическая гимнастика.
Существует множество забавных упражнений, которые дети с удовольствием выполняют перед зеркалом, повторяя за логопедом.
Такая гимнастика для языка нравится детям, но быстро их утомляет. На следующем этапе занятия можно перейти непосредственно к устной речи. В этом помогут различные игры описательного характера. Например, из мешка или из коробки педагог достает какой-то предмет, игрушку и просит ребенка назвать ее. Потом спрашивает о свойствах и признаках предмета, подталкивая малыша к его описанию (мячик круглый, зеленый, маленький, прыгучий). В случае успеха можно усложнить игру: попросить ребенка сунуть руку в мешок с игрушкой и попытаться рассказать, какая она на ощупь.
В качестве учебных пособий выступают дудочки и вертушки для дыхательных упражнений, пальчиковые игрушки и тренажеры, наборы со щипчиками для захвата мелких деталей, тактильные мешочки и дощечки - для профессиональных логопедов выбор очень большой. Можно приобрести такие вещи и для домашнего использования, а можно обойтись подручными средствами.
От родителей, прежде всего, требуется максимум внимания к малышу, к его интересам и открытиям, страхам и печалям. Нужно создавать ему условия для общения с миром, брать с собой на прогулки, показывать новые места, знакомить с людьми разных возрастов. Все это расширяет кругозор и развивает мозг, а также укрепляет привязанность между детьми и родителями.
На качество речи прямое влияние оказывает развитие мелкой моторики, поэтому любые занятия с мелкими предметами, конструкторами, песком, крупами принесут большую пользу в этом отношении.
Можно попробовать проводить дома и специальные упражнения. Например, произношение шипящих и свистящих звуков относительно легко отработать самим, без вмешательства специалиста. Что касается звуков [р] и [л], то они считаются более сложными для коррекции, хотя можно попробовать «поставить» и их.
Воспроизвести дома логопедическую гимнастику сможет каждый родитель - малышу намного веселее и проще будет повторять за мамой, чем за незнакомой тетей. Это займет совсем немного времени, зато принесет большую пользу и подарит приятные эмоции участникам. Для занятий понадобится зеркало – желательно большое, чтобы ребенок мог свободно видеть и свое отражение, и отражение мамы, выполняя упражнения «Дудочка», «Чашка» и другие.
После гимнастики можно поиграть в игры с ответами на вопросы, а можно потренироваться произносить слова, содержащие проблемные звуки. Если написать эти слова на карточках, учиться будет удобнее. Также отлично работают скороговорки, подобранные так, чтобы в них часто повторялись нужные звуки. При этом важно помнить, что на ребенка нельзя оказывать давление. Игры, занятия не должны приносить ему ничего, кроме радости и удовольствия, иначе эффект может оказаться прямо противоположным.