Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка»
Педагогический проект по методике
М. Монтессори.
«Помоги мне это сделать самому»
Составила: Валей Т. В.
Актуальность:
У детей младшего дошкольного возраста слабо развиты тактильные ощущения, зрительные, слуховые восприятия, отчего страдает речь, память, внимание, воображение. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, рецепторов кожи, слизистой носа и рта).
Монтессори-методика хороша тем, что полностью погружает детей в мир самых разнообразных, трансформирующихся игр, которые никогда не заканчиваются, не ломаются, не надоедают. Более того эти игры обучают ребенка навыкам, которые в дальнейшем помогут ему легче ориентироваться в жизни, в быту, и даже в отношениях.
Качественное развитие детей можно организовать совершенно бесплатно с помощью самых обыкновенных предметов, находящихся у нас под рукой.
Цель проекта:
Знакомство детей раннего возраста с многообразием окружающего мира.
Задачи проекта:
Помочь ребенку в процессе ориентировочно - исследовательской деятельности приобрести чувственный опыт.
Развивать представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.
Развивать представление о звуках окружающего мира (детские музыкальные инструменты, звуки природы, человеческая речь и т.д.)
Развивать и расширять словарь детей.
Воспитывать живой интерес ко всему новому необычному.
Участники проекта:
Воспитатель, дети, родители.
Формы работы:
Работа с родителями:
Консультации для родителей: «Помоги мне это сделать самому», «Гуляем зимой», «Играем с водой и песком».
«Мамины книжки»
«Развиваем мелкую моторику» (индивидуально)
Предложение к родителям:
«Шьём мешочки», «Изготовим погремушки», Изготовим рамки», « Делаем карточки», «Соберём винтики и болтики»,
Методика: дидактические, подвижные, словесные игры, использование дидактического материала, природного и бросового материала.
Прогнозируемый результат:
Накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.
У детей развиты представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.
Развиты представление о звуках окружающего мира (детские музыкальные инструменты, звуки природы, человеческая речь и т.д.)
Активизирован словарный запас.
Родители принимают активное участие в совместной деятельности с педагогом по данной теме.
Расширены представления о разнообразии окружающего мира.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап. Октябрь 2014 г.
Анкетирование родителей.
Изучение литературы по теме проекта.
Разработка перспективного плана работы по методике М.Монтессори.
Подбор наглядно-методических пособий, наборов бросового материала.
Оформление родительского уголка.
Мероприятия | участники |
||
Игры с водой: «Переливаем», «Цветная вода» 1. | Знакомство со свойствами жидкости (течёт, перекрашивается) Знакомство с цветом | Воспитатель и дети |
|
Игры с крупой: «Пересыпаем», «Наполним кастрюлю» 1. | Развитие мелкой моторики. Учить определять количество сыпучего материала (много – мало, больше – меньше, столько же) | Воспитатель и дети |
|
Игры детей с коробочками (по боковым сторонам отверстия): «Угадай на слух» (ощупь) | Развитие тактильных, слуховых ощущений, речи и словаря детей | Воспитатель, родители и дети |
|
Мешочки с наполнением | Развитие тактильных и зрительных ощущений | Воспитатель, родители, дети |
|
«Тени на стене» Изготовление теневого театра «Гуляем в темноте», «Фонарик», «Свеча» | Развитие зрительного восприятия (свет и тень). Формирование представлений о свете и темноте. Развитие словаря (темно – светло, тускло – ярко) | Воспитатель, родители и дети |
|
Показ русской народной сказки «Теремок» (теневой театр) | Развитие зрительных ощущений, восприятие света и тени | Воспитатель родители и дети |
|
Игра « Холодно – тепло – горячо» Игра «Помоем посуду» | Знакомство со свойствами льда снега и агрегатным состоянием воды | Воспитатель и дети |
|
Игры: «2 коробки», «Где твоё место» | Закреплять знания о величине в ходе практических действий с игрушками | Воспитатель родители и дети |
|
Игра «Назови правильно» | Расширение словарного запаса, умение классифицировать предметы по категориям | ||
Игра «Разложи фигуры по местам» | Знакомство с геометрическими фигурами (плоские формы) | Воспитатель и дети |
|
Игры с объёмными геометрическими фигурами (одного цвета): «Найди такую же фигуру», «Лишняя фигура» | Подбирать нужную форму путём зрительного соотношения | Воспитатель и дети |
|
Игры со шнурами, пуговицами, крючками, петлями, бантиками, липучками, застёжками «молния» | Развитие мелкой моторики пальцев рук | Воспитатель, родители и дети |
|
Игра «Разложи по порядку» | Расширение представлений о живой природе. Расширение словарного запаса (зёрнышко -росток - подсолнух; яйцо- цыплёнок - курица). | Воспитатель и дети |
|
Игра: «Винтики – болтики» | Развитие кисти, концентрация внимания | Воспитатель, родители и дети |
|
Игра: «Солнышко свети» | Развитие трёх пишущих пальцев | Воспитатель, родители и дети |
Литература:
1. Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
2. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой.
3. К. Сумнительный (кан. Пед. Наук) «Помоги мне это сделать самому» (школа Монтессори).
Содержание
Уникальную систему раннего развития детей выбирают многие родители как в России, так и многих других странах мира. Эта программа развивающих занятий универсальна, поэтому подходит и для коррекционных классов. Методика Монтессори поощряет свободное воспитание ребенка и позволяет проводить раннее обучение даже самых маленьких крох возрастом до года.
Это система воспитания ребенка, которую разработала в начале двадцатого века Мария Монтессори – итальянский педагог. Она создала особую развивающую среду и основной своей задачей видела адаптацию малышей к обществу и развитие у них навыков самообслуживания. Педагогика Монтессори не ставила цель повысить уровень интеллекта, но результаты обучения были неожиданными – в течение нескольких месяцев дети с отклонениями в развитии догнали и в некоторых случаях даже перегнали своих здоровых ровесников.
После обобщения теоретических работ других ученых и самостоятельно проведенных экспериментов педагог создала авторскую методику развития детей, которая была названа ее именем. Вскоре после этого программа Монтессори была внедрена в образование деток с нормальным уровнем психического развития и показала впечатляющие результаты. Главное отличие методики от других подобных систем – это стремление к саморазвитию крохи.
Главный девиз итальянского педагога – «помоги ребенку сделать самостоятельно». Предоставив малышу полную свободу выбора занятий и организовав индивидуальный подход к каждому, Монтессори умело направляла деток на самостоятельное развитие, не стремясь переделать их, а признавая их право оставаться самими собой. Это помогало ребятам легче раскрывать творческий потенциал и достигнуть более высоких результатов в развитии мышления, чем у их сверстников, которых обучали иначе.
Занятия по методике Монтессори не допускали сравнения детей или соревновательных настроений. В ее педагогике не было общепринятых критериев оценивания или поощрения ребят, как запрещены были и принуждения, наказания. По наблюдению педагога, каждый ребенок хочет быстрее стать взрослым, а достичь этого у него выйдет только, получая свой жизненный опыт, поэтому воспитатель должен дать ему право быть независимым, выступая преимущественно наблюдателем, а помогать лишь при необходимости. Предоставление крохе свободы приводит к воспитанию самостоятельности.
Детям разрешено самостоятельно выбирать скорость и ритм занятий, который будет для них максимально эффективным. Они сами определяют, сколько времени отвести на игру, какой материал использовать в обучении. При желании ученик меняет окружающую обстановку. И самое главное – кроха самостоятельно выбирает направление, в котором хочет развиваться.
Школа Монтессори ставит перед собой цель в направлении к самостоятельной деятельности. Задачей педагога является использование всех доступных средств для развития независимости, чувственного восприятия ребят, особое внимание уделяя осязанию. Воспитатель должен с уважением относиться к выбору малыша и создать для него среду, в которой будет комфортно развиваться. Педагог в процессе обучения соблюдает нейтралитет и выступает наблюдателем, помогая ребенку лишь, если тот сам обратиться к нему с просьбой об этом. Монтессори в процессе своей работы прошла к таким выводам:
Ключевую роль методики играет идея самовоспитания. Родителям и учителям следует определить, что деткам интересно и создать подходящие развивающие условия, объяснив, как можно получать знания. Авторская методика Марии Монтессори предполагает действие по принципу ответа на запрос ребенка: «Помоги мне сделать это самому». Постулаты данного педагогического подхода:
Автор методики говорила, что нет необходимости обучать чему-то детей специально, следует лишь увидеть в них личностей. Ребята самостоятельно реализуют свои способности и возможности, для этого их помещают в подготовленную среду. Чтобы развитие проходило в оптимальном режиме, Монтессори сформировала ключевые принципы обучения:
Невзирая на то, что педагогика Марии Монтессори признана одной из лучших в мире, многие не поддерживают ее идеи. Родителям следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны. Плюсы системы воспитания:
Недостатков у системы Монтессори меньше, но для некоторых родителей они являются принципиально важными при выборе методики воспитания. Минусами такого подхода к воспитанию являются:
Главный элемент авторской педагогики – развивающая среда: все оборудование и мебель должны строго соответствовать росту, возрасту, пропорциям ребенка. Ребята должны самостоятельно справляться с необходимостью перестановки предметов в комнате, при этом делать это максимально тихо, чтобы не мешать другим. Такие действия, по мнению Монтессори, прекрасно развивают моторику.
Ученикам предоставляется свобода выбора место, где они будут заниматься. Помещение должно иметь много свободного пространства, доступ свежего воздуха, быть хорошо освещенным. Приветствуется панорамное остекление для максимального обеспечения зоны дневным светом. При этом интерьер должен быть элегантным и красивым, со спокойной цветовой палитрой, не отвлекающей внимание детей. Обязательное использование хрупких предметов в обстановке, чтобы малыши учились ими пользоваться и понимать их ценность.
Обязательно предусматривается возможность использовать учениками воду, с этой целью раковины устанавливаются на доступной малышам высоте. Учебные пособия находятся на уровне глаз учеников, чтобы они могли использовать их без помощи взрослых. При этом всех материалов, предоставленных детям, должно быть по одному – это учит ребят поведению в обществе, учитывать потребности других людей. Основное правило эксплуатации материалов – пользуется тот, кто первый взял. Ребята должны уметь договариваться, обмениваться друг с другом.
Развивающая среда делится на несколько зон, для каждой из которых предусмотрены определенные материалы для занятий. Ими выступают игрушки и предметы из натуральных материалов. Авторская система выделяет такие основные зоны:
Данную область обучения еще называют практической. Основная функция материалов здесь – обучить ребят бытовым делам, сформировать гигиенические привычки. Занятия в зоне реальной жизни помогают малышам научиться:
Обычные игрушки в практической зоне не приветствуются, а все учебные материалы должны быть настоящими. Детям предлагаются:
В данной части используются материалы для развития сенсорного восприятия, с помощью которых малыш также тренирует мелкую моторику. Использование этих вещей готовит ребят к знакомству с разными предметами, преподающимися в школе. В зоне сенсорного развития используются:
Эта часть помещения связана с сенсорной: кроха сравнивает, упорядочивает, измеряет предметы. Такие материалы, как штанги, розовая башня, цилиндры отлично готовят к усваиванию математических знаний. В данной зоне предполагается взаимодействие с конкретным материалом, что облегчает усвоение математики. С этой целью используют:
Материалы, которые используются в части сенсорного развития способствуют речи малыша, поэтому эти 2 зоны тоже тесно связаны между собой. Педагоги, которые работают в детских садиках и развивающих центрах по методике Монтессори, ежедневно предлагают ребятам игры и упражнения на развитие речи, следят за правильным произношением и использованием слов. При этом используются различные ролевые и творческие игры, где малыши учатся сочинять рассказы, описывать действия и предметы, пр. Для отработки навыков чтения и речи применяют:
Это часть класса, где ребята получают знания об окружающей среде. Педагогу здесь нужно учитывать, что построение занятия происходит абстрактно. Часто деткам предлагают наглядный пример с каким-то явлением, благодаря чему он самостоятельно приходит к определенным выводам. В космической зоне работают с:
Чтобы воплотить в жизнь методику, родителям стоит создать для малыша подходящую атмосферу – заняться зонирование пространства. Место для индивидуальных занятий обустраивается дидактическим материалом, помогая взрослым поддерживать порядок, а ребенку хорошо ориентироваться в «игрушках». Пять основных зон свободно располагаются даже в небольшой комнате, главное требование – чтобы все предметы были упорядочены и доступны для ученика. Чтобы добиться успеха при обучении ребенка по методике Монтессори, к зонам предъявляются такие требования:
Процесс обучения построен на взаимодействии ученика с материалом, которым могут выступать любые предметы – специально купленные или сделанные игрушки, бытовые вещи (баночки, кусочки ткани, щеточки, пр.), книжки, объемные цифры и буквы, геометрические фигуры, краски, пластилин. Важным элементом в методике Монтессори является музыкальные приветствия, которые помогают к каждой фразе подобрать несложные действия, легко повторяемые малышом. Это предоставляет возможность дополнить занятия физической активностью, развивать память.
Систему Монтессори по желанию можно использовать при воспитании деток в домашних условиях. Все необходимые обучающие и игровые материалы родители покупают или делают собственноручно. Детские песенки легко найти и скачать из интернета. От родителей требуется лишь обустройство помещения для занятий и пассивная помощь ребенку во время уроков. При этом, большим плюсом методики является ее универсальность, то есть даже разновозрастные детки могут одновременно заниматься в игровых зонах, выполняя разные упражнения.
На данном этапе тренируется моторика пальцев и продолжается развитие сенсорного восприятия. Кроме того, деткам дают элементарные знания о порядке. Система Монтессори для самых маленьких предполагает использование безопасных материалов и игр, выполненных из натурального сырья (дерево, каучук, ткани). Кроха возрастом 1 год и старше уже умеет концентрировать внимание, активно повторяет действия за взрослыми, учиться связывать действия с последствиями.
Методика Монтессори гармонично вписывается в любую систему семейных отношений. Малыша не нужно заставлять выполнять какие-либо действия, вместо этого проследите, к чему он больше тянется, чем любит заниматься, и направьте энергию в нужное русло. С этой целью можно использовать творческие, логические, дидактические игры. К примеру:
По ходу взросления деток роль родителей все больше должна переходить в наблюдательную позицию. В возрасте 2-3 лет ребята уже понимают, что для получения определенного результата, нужно учиться, причем процесс обучения становится им интересен. Походящими играми будут:
Основным преимуществом методики является самостоятельное развитие ребенка, при комфортной ему скорости, без строгого вмешательства взрослых. Тем не менее, есть несколько спорных аспектов, которые ставят под сомнение эффективность системы Монтессори, к примеру:
Всем знакома методика Монтессори созданная и предложенная итальянским врачом, а позднее философом Марией Монтессори, жившей в первой половине ушедшего века. Поначалу она была применима для раннего и быстрого развития детей. Со временем метод Монтессори перешёл в педагогическую систему, основанный на идеях свободного воспитания. Важное место в этом процессе уделено развитию органов чувств, при помощи дидактических занятий.
Данный метод оказался очень эффективным.
Доказано это было во время проверки знаний, которая показала, что дети, занимающиеся по индивидуальному методу Монтессори, превосходят своих ровесников по навыкам письма, счёта и чтения. Результатом проверки стала постановка вопроса о неэффективности традиционного метода обучения здоровых детей. Позднее к этому методу были приобщены дети с особенностями развития, называемые сейчас инвалидами или детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).
Суть методики Монтессори состоит в раскрытии её основного постулата, который гласит «Помоги мне это сделать самому». Исходя из этого можно сформулировать главный постулат методики Монтессори в следующем виде: «выполнение действия ребенка при минимальной помощи взрослого» иными словами развитие самостоятельности.
Метод Монтессори признан альтернативой традиционной педагогики. Он применяется в работе с детьми от 3-х до 6-ти лет при посещении ими занятий самостоятельно, то есть родители на них не присутствуют. От 8-ми месяцев до полутора — двух лет дети приходят на занятие вместе с родителями. Может показаться, что методика Монтессори, это полностью неорганизованная система. Но это только на первый взгляд.
Главная мысль методики Монтессори – замечательный пример из практической педагогики в реализации идей в свободном воспитании детей с самого раннего возраста, способствующего самостоятельному их развитию.
Основные материалы необходимые для организации обучения гениального педагога находятся в окружающей нас среде.
Отличительной чертой детей, воспитывающихся по системе Монтессори, являются:
Именно эти качества позволяют им найти своё место в социуме, оставаясь индивидуальными.
Каждый малыш учится общаться через естественное стремление, свойственное всем детям все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Следуя мнению столпов отечественной психологии «…путь к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а через органы чувств».
Для того чтобы понять, что такое методика Монтессори, достаточно, следуя её теории, согласившись с убеждением, что любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности
В отличие от детских садов, работающих по традиционным методикам, относящимся к детям, как к неразумным существам, ещё совсем не способным на самостоятельные действия, — специалисты детских учреждений, работающие по методу Монтессори относятся к любому ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Это потому, что основной идеей, которую «несёт» метод Монтессори является стимулирование ребенка к саморазвитию. Поместив ребёнка в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую конкретным психологическим его потребностям, специалист всячески подталкивает его к принятию собственных решений для реализации всех тех желаний, которые у него есть согласно возраста.
Другими словами – задача воспитателя, или наставника, как его называют в системе Монтессори — помощь любому ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.
Необходимо отметить, что принципы системы Монтессори сейчас согласуются с положениями Федерального государственного образовательного стандарта:
Общее пространство делят на 6 зон:
Совет родителям : следуя методике Монтессори рекомендуется приобщать ребёнка, в игровой форме к бытовым делам: уходу за собой, забота о животных и растениях, приобретение одного из важнейших элементов социальных навыков – блока навыков общения;
Инструментами выступают :
Совет родителям . В первом случае используются карточки изображающие предметы.
Во втором — подвижный алфавит, шероховатые буквы, рамки для штриховки, коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения, подписи к предметам окружающей среды, простые книжки;
Совет родителям : материал, предлагаемый к изучению ребёнку, рекомендуется располагать не выше одного метра от пола. По мнению психологов именно такое расстояние оптимально для того, чтобы ребёнок воспринял, как призыв к действию и стал изучать самостоятельно.
При всей эффективности и положительности рассматриваемые методики невозможно обойти вниманием её отрицательные моменты .
К плюсам этой системы можно отнести :
Примером этому могу быть основатели двух великих компаний Стив Джобс и Билл Гейтс, принц Уильям, писатель Габриэль Гарсиа Маркес, 42-ой президент США Билл Клинтон, основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин.
Дети, обучавшиеся по системе Монтессори, обладают хорошей остротой внимания, наблюдательностью, дисциплинированы и самостоятельны.
Систему Монтессори ребёнку нужно вводить по этапам (например возраст от 1 до 3 лет называется тоддлер монтессори):
Основными игрушками у ребёнка до года остаются предметы повседневной жизни.
Совет родителям : не препятствовать в открывании и закрывании ящиков, а также в манипулировании вещами, не предназначенными для игры. Все опасные и ценные предметы рекомендуется хранить в недоступном для ребёнка месте. А в одном (двух) выдвижных ящиках, которые доступны ребёнку по росту, хранить предметы из повседневной жизни, играя которыми он не нанесёт себе вреда.
Совет родителям. Самые лучшие упражнения для детей от 1 до 2 лет – естественная природная среда. В этом возрасте ребёнок начинает осознавать, что вода отлично наливается в ведёрко до краёв. А песок так налить нельзя. Его можно насыпать. Можно начать собирать с ребёнком листики с деревьев или кормить птичек на улице, также можно повесить кормушку за окном.
Игротека для ребенка от 2 до 3 лет – основной игрушкой в этом возрасте является участие в повседневной жизни. Помощь родителям в чистке варёных яиц и картошки (отваренной в мундире), вымешивании теста, а также уборке.
Фильм рассказывает о жизни и работе итальянского врача и педагога Марии Монтессори. Он охватывает всю жизнь этой интересной женщины. Для того чтобы ознакомиться с её методикой и личность достаточно его просмотреть.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 7» МО
«Лениногорского муниципального района» Республики Татарстан
Рабочая программа
дополнительной образовательной деятельности
«Круг Монтессори»
Для детей первой младшей группы
(2 - 3 лет)
Составила воспитатель
первой квалификационной категории
Галимова Лилия Рихватовна
Лениногорск 2015 г.
Пояснительная записка
Программа «Круг Монтессори» предназначена для работы с детьми от 1,5 лет. Она способствует постижению маленькими детьми обыденной жизни, их самостоятельному развитию в окружении простых вещей. И направлена на раннее развитие детей. Программа включает в себя к упражнения по методу Марии Монтессори и ее последователей. Раннее развитие – интенсивное развитие способностей ребенка до 3-4 лет. Получение информации для ребенка является необходимостью. Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.
Почему в основу программы положены идеи М. Монтессори? Развивающих методик много, но методика Марии Монтессори не только признана – в некоторых странах (Италии, Японии, Германии), она является ведущей. Метод Марии Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.
В процессе развития личности бывают периоды спада и подъема. Когда наступает благоприятный (сенситивный) период, малыш становится наиболее восприимчивым к формированию определенных умений и навыков, а заложенные в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны. Но благоприятные периоды приходят и уходят безвозвратно. К сожалению, повлиять на этот процесс невозможно. Но можно в нужное время создать максимально подходящие условия для развития малыша. Можно также предвидеть наступление следующего благоприятного периода и заранее подготовиться к нему. Так, период от рождения до 6 лет – период активного развития речи, от рождения до 5 лет – период активного чувственного (сенсорного) развития, от рождения до 3,5 лет – движение как способ познания мира, от 2 до 4 лет – период формирования представления о порядке и аккуратности, от 2,5 до 6 лет – период усвоения норм поведения в обществе.
Упражнения по методу Марии Монтессори позволяют создать условия для развития тех или иных способностей.
Основной девиз методики: «Помоги мне это сделать самому».
Основные принципы:
Создать развивающую среду, предоставив объекты для изучения;
Не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случае необходимости, или если ребенок сам вас об этом попросит;
Помочь ребенку освоиться в окружающем мире, подготовить для этого условия;
Поддерживать детский интерес.
Цель программы:
Изучение окружающего мира доступным для ребенка способом – опираясь на чувственный опыт и развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
Образовательно-развивающие:
Обучение навыкам практической жизни и развитие самостоятельности;
Сенсорное развитие ребенка;
Развитие математических способностей;
Расширение кругозора ребенка;
Развитие речи ребенка путем развития мелкой моторики рук.
Оздоровительные:
Создание благоприятного эмоционального фона у ребенка;
Организация максимально подходящих условий для развития ребенка.
Воспитательные:
Формирование у ребенка интереса к работе с различным материалом;
Усвоение социальных норм поведения;
Развитие навыков общения: учить детей играть, не мешая друг другу; уметь договариваться.
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, практический
Кружок «Круг Монтессори» проводится один раз в неделю по 10 минут, с сентября по май 2015– 16уч. года.
Для методики Марии Монтессори не существует понятия: дети должны. Есть свои критерии:
Дети естественным образом развивают математические способности;
Отличаются развитым словарным запасом;
Развивается культура речи (учимся слушать тишину);
Развивается чувство собственного достоинства (свобода выбора);
Развивается чувство сопереживания.
Формы работы с родителями.
Родительское собрание «Педагогика Марии Монтессори» - ознакомление родителей с программой ДОДОктябрь
Не традиционное родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорику»
Ноябрь
1.Изготовление пособий для развития мелкой моторики рук
2. Конкурс «Лучшая дидактическая игра из бросового материала»
Декабрь
1.Мастер – класс для родителей «Учимся играть с детьми»
2. «Вечер вопросов и ответов» - обсуждение интересующих вопросов
Январь
Родительское собрание «Как я играю с ребенком» - родительские презентации
Февраль
Показ видео занятия по ДОД
Март
Фотовыставка
Апрель
Открытый показ ДОД для родителей «День открытых дверей»
Май
«Мама, папа, я – лучшая семья» - обсуждение достигнутых результатов,
Перспективный план кружковой работы
«Круг Монтессори»
СентябрьТемы
Задачи
Методические приемы
Оборудование
Построение на линию
Учить детей выполнять задание, развивать равновесие, двигательную активность,
Наглядный показ воспитателя
Ходьба по линии
Показательные движения. Объяснение
Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс),
Пальчиковые упражнения
Показ. Объяснение
Октябрь
Построение на линию
Учить детей выполнять задание, развивать равновесие, двигательную активность
Наглядный показ воспитателя
Пальчиковые упражнения
Учить детей выполнять вслед за воспитателем, развивать мелкую моторику рук, речь, память
Показ. Объяснение
Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева
Рамки с застежками
Учить детей завязывать и развязывать банты, развивать мелкую моторику рук.
Наглядный показ воспитателя
Рамки с лентами
Розовая башня
Ноябрь
Ходьба по линии
Учить детей ходить по линии полосы, ставить ступни полностью, развивать равновесие
Наглядный показ воспитателя
Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс)
Пальчиковая игра «Семья»
Учить детей выполнять вслед за воспитателем, развивать мелкую моторику рук, речь, память
Показ. Объяснение
Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева
Упражнение в тишине «Подойди ко мне»
Диск
Шумящие коробочки
Показ с помощью демонстрационного материала
Два ящика по 6 коробочек. Коробочки 2 –х цветов – синий и красный, заполненные различным материалом и шумовым эффектом (громкий – тихий»
Декабрь
Ходьба по линии с игрушкой
Учить детей ходить по линии держа в руках игрушку, развивать равновесие
Наглядный показ воспитателя
Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Игрушка
Упражнение в тишине
Учить детей сидеть тихо, не разговаривать, развивать усидчивость, терпение
Аутотренинг (музыка для расслабления)
Диск. Аудиомагнитофон
Рамки с застежками -пуговицы
Учить застегивать и расстегивать пуговицы
Наглядный показ воспитателя
Рамки с застежками - пуговицы
Баночки с запахами
Учить детей различать различные запахи, развивать обоняние.
Показ с помощью демонстрационного материала
Баночки наполненные остро пахнущими веществами
Январь
Клавишная доска
Показ с помощью демонстрационного материала
Переливание воды
Наглядный показ воспитателя
Сосуды с водой
Вкусовые баночки
Учить детей различать различные вкусы, развивать вкусовые качества
Баночки с различными вкусами
Подкрашивание воды
Учить детей окрашивать воду в различные цвета, развивать восприятие
Наглядный показ воспитателя
Баночки с водой гуашь, кисточки
Февраль
Ходьба по линии с колокольчиками
Учить детей ходить по линии держа в руках колокольчик, развивать равновесие
Показ с помощью наглядного пособия
Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Колокольчик
Пальчиковая игра «Засолка капусты»
Наглядный показ воспитателя
Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева
Розовая башня
Формировать понятие большой – маленький, развивать умение упорядочивать предметы
Показ с помощью демонстрационного материала
10 деревянных окрашенных в розовый цвет кубиков. Длина наименьшего 1см., длина наибольшего 10 см.
Показ с помощью демонстрационного материала
Март
Ходьба по линии с бутылочками
Продолжать тренировать в ходьбе по линии, соблюдая цепочку друг за другом, удерживая равновесие, держа в руке бутылочку
Показ с помощью наглядного пособия
Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Бутылочка с водой.
Переливание воды
Учить детей переливать воду из одного сосуда в другой, развивать координацию движений, усидчивость, аккуратность
Наглядный показ воспитателя
Сосуды с водой
Клавишная доска
Учить детей различать различные поверхности, развивать осязание
Показ с помощью демонстрационного материала
Доска обтянутая различным материалом
Пальчиковая игра «Мылом мою..»
Продолжать учить детей выполнять пальчиковые упражнения
Наглядный показ воспитателя
Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева
Апрель
Ходьба по линии со стаканчиками
Продолжать тренировать в ходьбе по линии, соблюдая цепочку друг за другом, удерживая равновесие, держа в стакан с водой
Показ с помощью наглядного пособия
Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Стакан с водой
Игры с застежками - замочки
Учить детей застегивать и расстегивать замочки,
Показ с помощью наглядного пособия
Рамки застежки - замочки
Шумящие коробочки
Учить детей прислушиваться к различным шумам, развивать слуховое восприятие
Показ с помощью демонстрационного материала
Шумовые коробочки
Перебирание крупы
Развивать мелкую моторику рук
Показ с помощью наглядного пособия
Крупа двух видов, тарелочки
Май
Ходьба по линии под музыку
Продолжать тренировать в ходьбе по линии, соблюдая цепочку друг за другом, удерживая равновесие,
Наглядный показ
Полоса длиной 4 м и шириной 4 см., нарисованная на полу (элипс). Музыка
Ящик с кусочками ткани
Развивать чувство осязания, моторику рук
Показ с помощью наглядного пособия
Коробка наполненная кусочками ткани разной фактуры и цвета
Конструирование из треугольников
Учить детей конструировать из треугольников, составлять фигуры, развивать логическое мышление
Показ с помощью демонстрационного материала
Набор пластиковых треугольников
Перебирание крупы
Развивать мелкую моторику рук
Наглядный показ
Крупа двух видов, тарелочки
Список литературы
Хилтунен Е. А. Практическая Монтессори-педагогика: книга для педагогов и родителей. – М.: Астрель: АСТ, 2010. – 399 с.
Книга «Здравствуй пальчик» 2-4 года Т.Ю. Бардышева
Марина Юрга
План работы с детьми по Монтессори педагогике.
Месяц : ИЮНЬ
1. Упражнения с конструктивными треугольниками : Учить детей составлять фигуры путем перемещения одного треугольника вокруг другого и путем переворачивания
2. Звуковые игры : Учить детей различать звуки на слух
3. Деревья, кустарники, трава : Научить детей делить растения на деревья, кустарники и траву, определять их по характерным признакам
4. Дефиницион : Учить детей определять части целого и составлять предложение из частей.
5. Карта континентов : Научить детей рисовать карту континентов
6. Географические карты-вкладыши : Познакомить детей на сенсорном уровне с формой и расположением на карте континентов и стран.
7. Развитие растения из семени : Уточнить представления детей о том, что растения вырастают из семени, показать процесс развития растений.
8. Книжечки для чтения : Учить детей читать предложения, сопоставлять текст с картинкой
9. Созвездия : Сформировать у детей представления о том, что звезды соединяются в созвездия, узнавать созвездия, находить их на небе, учить детей моделированию созвездий.
10. Времена года : Продолжать закреплять представления детей о фенологических изменениях в природе
11. Развитие рыбы с полным превращением : Показать детям процесс развития рыбыю
12. Игра с существительными : Дать понятие о функции имени существительного- обозначение предмета.
Месяц : ИЮЛЬ
1. Введение прилагательных : Дать понятие о функции имени прилагательного, о том, что оно обозначает признак предмета.
2. Природные зоны и их обитатели : Познакомить детей с природными зонами, отметить приспособительные признаки животных к определенной среде обитания.
3. Круглый год : Учить детей определять последовательность, сменяемость времен года
4. Триноминальный куб : Научить детей собирать куб.
5. Опыты : Научить детей проводить эксперименты.
6. Малая шестиугольная коробка : Показать детям, что правильный шестиугольник можно построить из двух трапеций, шести равносторонних треугольников, шести равнобедренных тупоугольных треугольников и из трех ромбов
7. Упражнения в тишине : Учить детей ощущать полную тишину. Упражнения в тишине сидя по-турецки.
Публикации по теме:
Доклад на педсовете «Из опыта работы по организации среды с использованием методов М. Монтессори» Доклад на педсовете «Из опыта работы по организации среды с использованием методов М. Монтессори» Разработала воспитатель Карагозян Римма.
В современной отечественной педагогической практике четко прослеживается тенденция к развитию вариативности в организации образования детей.
Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми Календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми Дата недели Режимные моменты. Совместная деятельность. Самостоятельная деятельность.
Перспективный план работы с детьми по патриотическому воспитанию Перспективный план по патриотическому воспитанию детей младше – средней группы на 2016 – 2017г. Цель: воспитание любви, уважения к своей.
Цель: Создание условий для воспитания внимания, развития навыков самоконтроля на основе воспитательных занятий по формированию нравственных.
План работы с детьми «Клубные часы» План работы с детьми клубные часы «Театр и дети» Название занятия Месяц В мире театра. Знакомство с театром и видами театра октябрь Настольный.
План работы с одаренными детьми и детьми с высоким уровнем развития (первая младшая группа) Основная цель. Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на совершенствование и реализацию.