Главная » Диеты » Педагогический проект в старшей логопедической группе доу. Проект "логопедические тропинки" Краткосрочные проекты логопеда в доу

Педагогический проект в старшей логопедической группе доу. Проект "логопедические тропинки" Краткосрочные проекты логопеда в доу

В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Тараданова Дарья

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекции. В современной педагогике возникает противоречие между требованиями учебной программы и трудностями ее усвоения учащимися, имеющими нарушения речи. Данное противоречие влечет за собой проблему коррекции отклонений в речевом развитии.

В развитии устной речи особое значение имеет индивидуальная работа с каждым ребенком в семье, в образовательном учреждении. Невзирая на то, что большую часть дня современный ребенок находится в образовательном учреждении, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. Ведь семья – это первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие педагогов образовательного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков.

В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, где могут ознакомиться с основными и индивидуальными методами и приемами коррекции речевых нарушений у детей. Следовательно, задача учителя-логопеда — максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему. Выход из данной ситуации мы видим в очном и дистанционном просвещении родителей в форме Консультативного пункта «Пусть говорят!» . В данном случае Консультативный пункт выступает как:

  • средство решения коррекционных задач;
  • социально-психологическое обеспечение образовательного процесса;
  • способ организации взаимоотношений участников образовательного процесса, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.

Информационное и обучающее просвещение родителей является способом, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного процесса; с помощью просвещения работники школы готовят из родителей соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив. Иными словами, «единство требований» начинается с определения поля проблем, общих и для учителей, и для родителей.
Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе учителя-логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Цель Проекта – повышение эффективности коррекции речевых нарушений младшего школьника посредством взаимодействия учителя-логопеда с семьей.

Задачи Проекта:

1. Создать Консультативный пункт для родителей «Пусть говорят!»:

  • смотивировать родителей младших школьников, зачисленных в логопункт, на сотрудничество и взаимодействие;
  • активизировать систематическую деятельность Консультативного пункта для родителей на основе диалога, открытости и конфиденциальности на основе современных педагогических технологий (в т.ч. информационно-коммуникационных);

2. Распространить опыт в области расширения инновационного поля взаимодействия через активные формы работы.
Создание единого пространства развития ребенка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга. Поэтому осознанное включение родителей в единый, совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволят значительно повысить его эффективность.

Новизна Проекта заключается в том, что в нем, кроме традиционного информационного и обучающего просвещения родителей, представлен вариант дистанционного просвещения через активное использование информационно-коммуникационных технологий в рамках коррекционного процесса образовательного учреждения.

Практическая значимость Проекта состоит в том, что содержащиеся в нем положения и выводы обеспечивают качественно новый подход к работе по взаимодействию с родителями и разработку практических рекомендаций, необходимых для повышения эффективности коррекции речевых нарушений младшего школьника.

Консультативный пункт для родителей «Пусть говорят!» будет функционировать как образовательная сеть, направленные на наиболее полное использование совместных ресурсов участников взаимодействия.

Взаимодействие в рамках данного Консультативного пункта будет реализовываться двумя способами:

  1. Виртуальное образовательное взаимодействие с использованием достижений современных информационных технологий и, в первую очередь, сети Интернет.
  2. Реальное взаимодействие школы и семьи с целью совместной реализации образовательных задач.

Таким образом, функционирование Консультационного пункта для родителей «Пусть говорят!» позволит семье с легкостью преодолевать различные сложности, возникающие при выполнении домашних заданий. «Виртуальный» учитель-логопед будет оказывать реальную помощь семье и ребенку.

С этой целью на помощь приходят новые технические, информационные, аудиовизуальные средства и специфические технологии, основанные на применении современных информационно-компьютерных средств.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны:

  • во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят, так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие;
  • во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционного процесса;
  • в-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день;
  • в-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и обучения ребенка в образовательном учреждении и семье.

Организация работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями будет строиться по следующим направлениям:

Информационное просвещение

Обучающее просвещение

- знакомство с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;- знакомство с возрастными особенностями нервно-психического развития, этапами становления детской речи;- знакомство с методами коррекционно-развивающего воздействия. - привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;- обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом;- формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Успешность воспитания и обучения детей в школе во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей (информационное и обучающее). Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей будет осуществляться комплексно: с помощью традиционных и инновационных форм и методов взаимодействия.

К традиционным формам и методам работы мы относим:

  • анкетирование,
  • семинары-практикумы,
  • консультации,
  • родительские собрания,
  • открытые занятия,
  • домашние задания.

К высоким результативным показателям, уверены, приведет использование следующих форм работы:

  • совместные праздники,
  • видеотека,
  • игротека,
  • домашняя библиотека.

Со всеми предложенными формами работы родителей запланировано знакомить не только при очной встрече, но и посредством использования ресурсов сети Интернет. В силу своей занятости родители не всегда могут присутствовать на периодических очных консультациях или на логопедических занятиях, а в домашних условиях они с легкостью могут выкроить несколько минут своего времени для ознакомления с предлагаемым логопедом материалом. Имея методические рекомендации на электронном носителе, родители всегда с легкостью найдут тот материал, который необходим им для проведения занятия с ребенком в домашних условиях.

Кроме консультаций по телефону, обратная связь через тетрадь ученика, записи в дневнике или заполнение специальных анкет, будет использована специальная литература и различные пособия для занятий дома. Весь материал, который будет рекомендован родителям для изучения в домашних условиях, будет интересным, ярким и доступный. Всё это поможет в незначительные сроки повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей.
Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями через Консультативный пункт «Пусть говорят!» позволит повысить эффективность коррекции речевых нарушений младшего школьника.

Этапы реализации Проекта

I этап, подготовительный (май 2013г. – сентябрь 2013 г.)

Задачи этапа:

1. Разработка документации.
2. Подготовка коллектива обучающихся и их родителей к реализации данного Проекта.

II этап, основной (сентябрь 2013 г. – апрель 2014 г.)

Задача этапа — реализация ключевых мероприятий Проекта, функционирование Консультативного пункта для родителей.

III этап, обобщающий (май 2014 г.)

Задачи этапа:

1. Обработка данных, описание результатов деятельности.
2. Соотнесение результатов с целями.
3. Оценка эффективности внедрения Проекта.
4. Подготовка аналитического отчета по результатам, методических рекомендаций, презентации.

Основные мероприятия Проекта

Информационное просвещение

Обучающее просвещение

Цели

Сроки

Организационные формы работы Консультативного пункта

Цели

Сроки

Родительское собрание «Давайте познакомимся!»

Знакомство родителей с итогами стартовой диагностики речевого развития детей, с содержанием коррекционно- развивающей работы с ними в условиях логопункта.

Сентябрь 2013г.

Анкетирование

Изучение педагогической наблюдательности родителей по отношению к своему ребенку, выявление адекватности позиции родителей по отношению к ребёнку и его речевому дефекту.

май 2013г.

Консультирование «Автоматизация звука» (очная и дистанционная форма)

Ознакомление родителей с правилами автоматизации поставленных звуков.

Ноябрь 2013г

Консультирование « » (очная и дистанционная форма)

Развитие умений родителей по применению артикуляционных упражнений.

Октябрь 2013г.

Родительское собрание «Экватор»

Знакомство родителей с рубежными результатами детей.

Декабрь 2013г.

Открытые занятия

Знакомство родителей с речевыми возможностями детей.

Октябрь 2013г.

Консультирование «Нетрадиционные упражнения» (очная и дистанционная форма)

Применение нетрадиционными артикуляционными упражнениями. Ознакомление родителей с правилами их выполнения.

Декабрь 2013г.

Семинар-практикум

Совместное с детьми разучивание артикуляционных упражнений, общение родителей со специалистами, получение информационно- психологической помощи.

Ноябрь 2013г

Консультирование «Развитие связной речи» (очная и дистанционная форма)

Обогащение представлений родителей о возможностях использования бытовой ситуации для развития речи ребенка.

Февраль 2014г.

Консультирование «Развитие мелкой моторики» (очная и дистанционная форма)

Расширение представлений родителей об особенностями мелкой моторики детей и ее влиянии на речевое развитие.

Январь 2014г.

Консультирование «Речевые игры дома» (очная и дистанционная форма)

Знакомство родителей с разнообразием речевых игр.

Февраль 2014г.

Консультирование «Обогащение словаря» (очная и дистанционная форма)

Знакомство родителей с видами словаря и способами его обогащения.

Март 2014г.

Родительское собрание «Подведём итоги»

Ознакомление родителей с результатами коррекционного процесса.

Апрель 2014г.

Консультирование «Продолжение…» (очная и дистанционная форма)

Рекомендации родителям по работе с детьми в летний период. Библиотека для родителей.

Март 2014г.

Анкетирование

Оценка качества совместной работы родителей и учителя-логопеда.

Развлекательная программа «Говорун-шоу»

Демонстрация знаний, умений навыков приобретенных детьми за год. Награждение участников коррекционного процесса.

Апрель 2014г.

Ожидаемые результаты реализации Проекта:

Качественные:

  • создание в образовательном учреждении организованного пространства взаимодействия с семьей с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений младшего школьника;
  • обеспечение качественного образования в школе через создание условий вариативности, здоровьесберегающей направленности, современного информационно-методического и технологического обеспечения образовательного процесса;
  • информирование родителей о физиологических возможностях ребенка с целью успешного осуществления коррекционного процесса.

Количественные результаты:

  • повышение качества коррекционно-образовательного процесса (не менее 80% от общего числа обучающихся зачисленных в логопункт);
  • увеличение числа младших школьников (не менее 90%), выпущенных из логопедического пункта с отсутствием недостатков речи;
  • увеличение числа родителей младших школьников (не менее 85%) удовлетворенных качеством образовательных услуг.

Перспективы распространения Проекта

Проект может быть востребован образовательными учреждениями различных типов и видов города, округа, страны в качестве руководства по совершенствованию модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями в рамках коррекционного процесса.

(3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)


Учитель-логопед:

Антонова Наталья Владимировна

п.Монастырщина

«От того, как прошло детство,

кто вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце
из окружающего мира - от этого
в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с речевыми нарушениями к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.

В ходе логопедической работы необходимо:

    помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,

    разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,

    подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления достигнутого на занятиях.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

    ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;

    необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Участники проекта: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, их родители, музыкальный руководитель, воспитатели.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

З адачи:

    выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;

    заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Логопед советует»

    выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Сроки реализации проекта: 2017-2018 учебный год.

Ожидаемые результаты:

    Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях.

    Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Логопед советует».

    Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Эффективность данных результатов

Возможные риски:

    трудности взаимодействия с родителями.

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический).

Задачи:

    Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.

    Создание рабочих групп по интересам.

    Подбор упражнений для развития мелкой моторики.

    Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.

    Легкие упражнения для языка и губ - выполнение в игре.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования.

Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2 этап - основной (практический).

Задачи:

    разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.

Средства и методы проекта:

    проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.

    проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);

    создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);

    Сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).

    подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап - заключительный (контрольно-диагностический).

Задачи:

    Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

    Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.

    Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района, республики.

Перспективный план реализации проекта

N
п/п

Срок

Формы и
методы работы

Содержание работы

Результат

Ответственный

1.Подготовительный этап

сентябрь

Анкетирование родителей

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития
Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.
Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего логопункт.

Анкета для родителей

Учитель-логопед

2 этап

Октябрь

Семинар-практикум

«Традицион и нетрадицион упражнения для развития мышц речевого аппарата».

Протокол проведения мастер -класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Ноябрь

Семинар-практикум
«Пальчиками играем - речь развиваем»

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей

Учитель-логопед

Декабрь

Консультации

«Речевое дыхание -основа правильной речи»

Тематическая консультация с практической частью.

Протокол проведения консультации, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Январь

«День открытых дверей»

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются.

Протокол проведения мастер - класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед, воспитатели

Февраль

Март

Апрель

Мастер-класс
Использование мнемотехники в коррекционной работе

Выпуск журнала «Речевичок»

для заботливых родителей и смышленых детей

выпуск

мини-газеты «Капелька»

Обучение составления рассказа по схеме-мнемотаблице, заучивание стихов, потешек

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Май

Праздник красивой и правильной речи «День рождения звуков»

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях

Протокол проведения праздника, отзывы родителей

Учитель-логопед
Муз. рук-л

Ежемесячно

«Домашняя игротека»

Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей.

Картотека игр и упражнений

Учитель-логопед

Еженедельно

Индивидуальные консультации

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Журнал регистрации консультаций для родителей

Учитель-логопед

Ежемесячно

Оформление информацион-методического стенда «Уголок логопеда»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей

Учитель-логопед

3. Заключительный этап

Май

Мониторинг
(анкетирование
работы логопеда с родителями

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Анкета для родителей

Май

Мониторинг детей

Выявление уровня речевого развития детей

Логопедическая диагностика

Апрель

Участие в РМО

Презентация проекта



Список литературы:

  1. Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.

    Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.

    Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.

    Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.

    Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.

    Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.

Логопедический проект «Раз словечко, два словечко…»

В последние годы особенно остро дискутируются проблемы преемственности в работе между дошкольными и школьными образовательными учреждениями. Особая проблема таких дискуссий - суть понятия готовности к систематическому обучению, а именно: какие предпосылки, определяющие гармоническое развитие ребёнка в дошкольном учреждении, должны быть сформированы? Исследованиями последних лет доказано: чем раньше начать формирование готовности к обучению (естественно, методами, адекватными возрастным особенностям ребёнка) , тем оно эффективнее.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 2014 года является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

Согласно ФГОС дошкольного образования, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка;
  • непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов, поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Один из важнейших показателей гармоничного развития ребёнка является уровень его речевого развития. Количество детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях растёт с каждым годом. К сожалению:

  • не все дети могут получить квалифицированную помощь специалиста своевременно;
  • не все родители адекватно оценивают возможности своего ребёнка и часто не видят, или не хотят видеть, проблемы в развитии своего ребёнка;
  • и многие родители просто не знают, как помочь своему ребёнку в его гар-моничном развитии.

Анализируя создавшуюся обстановку, созрела необходимость создания проекта «Раз словечко, два словечко..» , направленного на взаимодействие с родителями воспитанников средних групп в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.

Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:

  • ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возмож-ности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ общеразвивающего вида;
  • необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом про-цессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образова-тельного учреждения и семьи по данному направлению.

Участники проекта: учитель-логопед, дети среднего дошкольного возраста, их родители,

Цель проекта: «Повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей» .

Задачи:

  1. Повышение педагогической компетентности родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.
  2. Обучение родителей доступным приёмам логопедического воздейст-вия на ход речевого развития своего ребёнка.
  3. Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества родителей и учителя-логопеда в вопросах гармоничного развития ребёнка.

Ожидаемые результаты:

  1. Заинтересованность и активное участие родителей в работе по профилактике и коррекции речевых нарушений детей среднего дошкольного возраста.
  2. Обученность родителей доступным формам и методам коррекции звуков (артикуляционная и дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, навыки простого звукового анализа) и умение применять полученные знания в работе по исправлению произношения своих детей.
  3. Положительная динамика речевого развития детей среднего дошкольного возраста в конце года.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Проектная деятельность осуществляется в три этапа.

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический) .

  • Анкетирование родителей воспитанников средних групп с целью выявления проблемных вопросов речевого развития детей;
  • Экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп;
  • Анализ уровня педагогической компетентности родителей о речевых про-блемах детей и способах их устранения;
  • Подбор методической литературы по практической логопедии в работе с дошкольниками;
  • Презентация: информирование родителей об основных направлениях проектной деятельности «Раз словечко, два словечко» .

2 этап - основной (практический) .

подборка и апробирование системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.

  • проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, выставок методической литературы для родителей.
  • проведение индивидуальных консультаций (по необходимости) ;
  • создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал) ;

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап - заключительный (аналитический) .

  • Анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей;
  • Повторная экспресс-диагностика уровня речевого развития детей средних групп
  • Анализ эффективности проделанной работы: со стороны родителей и со стороны логопеда;
  • Творческий отчет о проекте «Раз словечко, два словечко…» на педсовете ДОУ и МО учителей-логопедов.

Список литературы:

  • Маханёва М.Д., Козлова Т.М «Основная общеобразовательная программа детского сада - начальной школы» М. 2011.
  • Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования.
  • Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
  • Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия» . Екатеринбург, 1998.
  • Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях» . М. 2007.
  • Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» . М. Воронеж, 1997.

Проект

Неделя логопеда в ДОУ

«Логопедическая палитра».

Паспорт проекта

Тема проекта : «Логопедическая палитра»

Вид проекта : краткосрочный

Тип : коррекционный, информационный, творческий, социальный, педагогический.

Руководители проекта: учителя-логопеды: Комарова М.А., Аверина О.Г.

Участники проекта : дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.

Цель проекта:

Коррекция речевых нарушений у старших дошкольников, в процессе творческой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий. Пропоганда логопедических знаний.

Задачи проекта:

  • Формирование практических умений и навыков у детей правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной).
  • ознакомить педагогов и родителей с работой логопеда в детском саду, в условиях логопункта;
  • использование современных технологии в логопедической работе;
  • создать специальную среду, побуждающую ребенка к активному образовательному процессу и стремлению к творчеству;
  • побуждать детей к речевому общению со сверстниками и взрослыми ;
  • вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс;
  • использовать методы и средства побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
  • Вызвать интерес дошкольников к логопедическим играм, потребность в них.

Актуальность проекта С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. П оэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из форм такой работы является “Логопедическая неделя”, во время которой также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта.

Развивать высшие психические функции; фонематическое восприятие; общую и тонкую моторику пальцев рук; творческие способности, координацию речи с движением .

Образовательный продукт:

Презентация проведенных мероприятий,

Выставка творческих работ воспитанников и стенгазета

Буклеты для родителей

Выступление на ГМО логопедов

Этапы реализации проекта:

Предварительный. Изучение методической

литературы. Подбор материалов для «методической копилки» и разработка

планов проведения недели «Логопедическая палитра».

Организационный. Педагогическая планёрка. Консультирование педагогов. Разработка планов. Объявление о проекте.

Основной. Проведение коррекционных занятий и мастер-классов по плану, создание презентаций.

Взаимодействие с родителями (групповые выставки, консультации, мастер-класс, день открытых дверей).

Итоговый. Презентация в ДОУ. Анализ результатов проекта.

Предполагаемый результат:

У детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.

. Неделя логопеда в ДОУ

«Речевая палитра»

«Если сильный язычок

И ловкие пальчики,

Будут чётко говорить

Девочки и мальчики»

Дни недели

Мероприятия

Участники

Ответственные

Понедельник

Открытие недели

  • Выставка «Моя любимая буква»
  • Стенгазета «Логопед глазами детей»
  • Подгрупповое занятие

«Сказка о весёлом язычке»

(подготовительная группа)

Воспитатели

Родители

Дети

Учитнля-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Воспитатели

Вторник

  • Мастер-класс для воспитателей

«С пальчиками играем, речь развиваем»

  • Подгупповое занятие

«Игротека пальчиковых игр»

(старшая группа)

Учителя-логопеды

Воспитатели

Учителя-логопеды

дети

Учителя-логопеды

Среда

  • День открытых дверей для

Родителей и воспитателей

  • Индивидуальные занятия

«В гостях у свистящей семейки»

(подготовительная группа)

Учителя-логопеды

Воспитатели

Родители

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Четверг

  • Тренинг для родителей

«Игровые упражнения для развития артикуляции и дыхания»

  • Буклеты для родителей
  • Занятия в микрогруппах

«Волшебный песок»

(старшая группа)

Учителя-логопеды

Родители

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Пятница

Закрытие недели

ГМО «Коррекция артикуляционной и мелкой моторики, как часть здоровьесберегающих технологий»:

  • Речевое развлечение

«Сюрпризы от Смешариков»

  • Сообщение «Коррекция артикуляционной и мелкой моторики,

как часть здоровьесберегающих технологий»

  • Мастер-класс

« «Бионергопластика «Развивать движения

Нужно - руки и язык подружим»»

Учителя-логопеды

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды


  1. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

  2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.М., 2008.

3. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса пособие «Проектная деятельность дошкольников», Мозаика Синтез, Москва 2010.




Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта