Главная » Мода » Подвижные игры на свежем воздухе как способ закаливания детского организма у детей с нарушением интеллекта в ддиуод (из опыта работы). Подвижные игры на свежем воздухе как способ закаливания детского организма у детей с нарушением интеллекта в ддиуод (из

Подвижные игры на свежем воздухе как способ закаливания детского организма у детей с нарушением интеллекта в ддиуод (из опыта работы). Подвижные игры на свежем воздухе как способ закаливания детского организма у детей с нарушением интеллекта в ддиуод (из

Алексей Олегович
Закаливающие игры: давайте играть, чтобы не болеть!

Закаливающие игры :

давайте играть , чтобы не болеть !

Часто нам с вами закаливание кажется очень сложным и неинтересным процессом. На самом деле это не так. Закаливающие процедуры могут быть увлекательными и интересными. Надо просто предложить малышу поиграть в такие специальные игры . Как же это сделать?

Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей . Повышается сопротивляемость организма ребенка к простудным и инфекционным заболеваниям . По мере того, как дети учатся играть на воздухе , растет и их интерес к этим играм .

Я думаю, что все взрослые помнят, как увлекали их в детстве ледяные дорожки. Поделитесь опытом со своим малышом, увлеките и его упражнениями на ледяных дорожках. Они развивают чувство равновесия при скольжении, умение управлять своим телом во время движений. Не забудьте соблюдать при этом правила : кататься в одном направлении, кататься с интервалом, быстро уходить с дорожки после скольжения, не перебегать дорожку.

Игра «Загони льдинку» . Играющие перебегают с одной стороны площадки на другую, подталкивая льдинку ногой, лопаткой, палочкой или клюшкой. Выигрывает тот , кто первым достигнет противоположной стороны.

Еще одно увлекательное занятие – это катание на санках : бег с санками, влезание на горку и спуск с нее, приседания, наклоны, толкание санок с сидящим на них другом. Катание на санках укрепляет силы детей, при этом развивается ловкость, координация, смелость и решительность, согласованность движений.

Игра «Проезжай-бери» . Чертятся на снегу две линии на расстоянии 6 м. От первой линии ребенок везет санки до второй, быстро собирает на санки снежки, разбегается, становится на колени на санки, скользит по инерции. Оставшееся пространство везет санки за веревку.

Очень увлекательно построить самим горку и покататься с нее. Неоднократно поднимаясь на горку, ребята тренируют сердце и легкие. Съезжая с горки, они могут проделать много дополнительных движений, развивающих ловкость, смекалку, решительность, мужество, координацию движений. Дети должны уметь падать при необходимости на бок.

Строить горку лучше во время потепления. Скатать шары из снега, сложить горкой. Утрамбовать снег, срезать лопатой лишний и из него сделать барьеры у дорожки, по которой будут скатываться ребята, а также лесенку, по которой они будут забираться на горку. Когда подморозит, залить все водой, лучше горячей. Высота для малышей - 1 м, для старших ребят - 1,5-2 м. Ширина - 1м. Хорошо, если есть возможность делать скат длинным.

Игры :

«Попади в цель» . При спуске с горы попасть в цель.

«Подними» . При спуске присесть, взять предмет и продолжить движение.

«Поверни» . Спускаясь с горки, приехать в указанное место, выполняя поворот налево (направо) .

«Не задень» . Проехать в ворота, сделанные из двух прутьев. Провести сани извилистой дорожкой между расставленными веточками.

Хорошее средство физического развития, закаливания – ходьба на лыжах . Она способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, связок голеностопных суставов, упражняет вестибулярный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивает быструю ориентировку в пространстве и времени.

Нормально развивающемуся ребенку можно встать на лыжи с 2-2,5 лет. Палки вначале не даются, надо учить ходить без палок, сохраняя равновесие. Для малышей высота лыжи должна быть до локтя, для старших дошкольников – по поднятой вверх руке без учета кисти. От этого во многом зависит успех обучения ходьбы на лыжах. Лыжные палки – ниже уровня плеч на 3-5 см.

Начинающий лыжник должен освоиться с непривычным для него ощущением тяжести лыж, их скольжения по снегу. Поэтому первые его движения – постоять на лыжах, присесть, поочередно поднять одну и другую ногу с лыжей, поставить на снег, попытаться пройти ступающим шагом. Носок лыжи при ходьбе должен подниматься, задний конец прижиматься к снегу. Движения руками при ходьбе с перекрестной координацией.

Игры :

«Восьмерка» . Играющие должны пройти по проложенной фигуре восьмерки (диаметр кольца не менее 3 м) и не сойти с рисунка.

«Попади в цель» . При спуске попасть в мишень (щит, корзину) снежком или маленьким мячом.

«Фонарик» . На склоне положить предмет (платочек, клубок) . Спускаясь, объехать его, разводя ноги.

«В ворота» . Присев, проехать под воротами, образованными из веток.

При катании с горки скорость вначале должна быть небольшая, чтобы дети овладели этим навыком, научились гасить скорость либо поворотом в сторону, либо правильным падением (быстро перейти из положения стоя в сидячее и затем падать назад, вбок от лыж). Приседать и падать надо мимо лыж, так как при падении на лыжи, потеряв управление, можно уехать в нежелательном направлении.

И последнее, о чем мы хотим сказать, говоря об играх зимой , это катание на коньках. При катании значительно повышается устойчивость вестибулярного аппарата, чувство равновесия, правильно распределяется мышечное напряжение. Катание на коньках улучшает также терморегуляционные процессы, при этом повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям . Учить детей этому виду упражнений начинают с 5 лет.

Ноги на ширине плеч, ступни параллельны; руки внизу. Сделать 5-6 пружинистых приседаний; руки свободно выносить вперед. После отдыха упражнение повторить еще 2-3 раза.

Ноги на ширине плеч, ступни параллельны; руки внизу. Сделать глубокий присед, руки вперед, выпрямиться.

Ноги на ширине плеч. Поочередно наклонять оба конька то вправо, то влево; руки свободно.

Постоять на правой, затем на левой ноге. Рукой придерживаться за опору и без нее.

Переступая, делать повороты вправо, влево, кругом, на 90,180,360 градусов.

С первых шагов на льду учите ребёнка правильно падать : на бок, пригибая голову к груди, или вперед «рыбкой» - проскользить по льду на животе, вытянув руки.

Во время катания надо следить, чтобы ребенок дышал через нос и не задерживал дыхания. Ослабленным детям рекомендуется катание при температуре воздуха от +2 до -8 градусов.

Вы можете сделать с детьми снежные фигуры, помогающие закрепить двигательные умения ребят. Снежной бабе «дайте» в руки корзину, в которую забрасывают снежки. Построить ворота, через которые надо проползти. Колпак на голове снеговика дает возможность упражняться в меткости. Зима дарит детям возможность закаляться весело и интересно . В ней есть свои особенные радости, веселые забавы на снегу, на льду.

Пусть зима принесет и Вам и вашим детям

здоровье и хорошее настроение!

Публикации по теме:

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра - это искра, зажигающая.

Игры «Интервью», «Давайте познакомимся» Интервью (О. Хухлаева, О. Хухлаев) Цель: развитие коммуникативных навыков, активно­го словаря, умения вступать в диалог. Нарушение: агрессивность,.

Консультация для родителей «Будем вместе мы играть и здоровье укреплять. Игры с детьми на прогулке осенью» Без движений ребенок не может вырасти здоровым. Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми. Однако,.

Консультативное практическое занятие для родителей «Учимся играть дома». О значении игры в развитии ребенка Консультативное практическое занятие для родителей «Учимся играть дома»Цель. Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; заинтересовать.

Подвижные игры на свежем воздухе как способ закаливания детского организма у детей с нарушением интеллекта в ДДИУОД

(из опыта работы)

Дети с нарушением интеллекта - особая категория. У таких детей характерно ярко выраженная неравномерность, фрагментарность развития, наличия в нем своеобразных «пустот», скудность представлений, нарушено восприятие, все виды памяти, нарушение речи, страдает эмоциональная сфера. Поведение хаотично и плохо управляемо. Ребёнок плохо переключается с одного вида деятельности на другой. Кроме того, отсутствие коррекционной помощи приводит к ограниченности, малоподвижности зоны ближайшего развития этих детей.

Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.

У детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики. Поэтому неотъемлемой частью физического воспитания и режима дня является закаливание как средство сохранения и укрепления здоровья детей, тренировки защитных сил организма

В настоящее время закаливание получило всеобщее признание как одно из действенных средств укрепления здоровья не только взрослых, но и детей. Под этим термином понимается правильно составленная система физических воздействий, которая способствует тренировке адаптационных возможностей организма и мобилизации всех защитных сил для сохранения нормального состояния. Обычно под закаливанием понимается комплекс воздействий,

направленных на улучшение приспособляемости организма к резким изменениям метеорологических факторов: температуры, влажности и движения окружающего воздуха, степени и продолжительности облучения солнечными лучами. При более глубоком изучении физиологической сущности закаливания стало очевидным, что оно способствует совершенствованию регулирующей функции центральной нервной системы, выработке наилучших адаптационных реакций организма не только в ответ на изменения погоды, но и на другие внешние воздействия. Установлено, что регулярно принимающий закаливающие процедуры, гораздо реже болеет, особенно процедурными заболеваниями, связанные с переохлаждением. А также легче переносит любое заболевание, быстрее выздоравливает и имеет некоторый иммунитет к «зимним болезням».

Мой опыт показал, что подвижные игры на свежем воздухе делают закаливание более интересным и увлекательным. В организации игры проявляется мастерство педагога. В руководство игрой входят наблюдение за каждым играющим и игрой в целом, регулирование нагрузки, коррекция неправильных действий, стимулирование и эмоциональная поддержка играющих, предотвращение конфликтных ситуаций.

Подготовка к проведению подвижной игры начинается с ее выбора. При этом важно учесть состав группы, возраст, медицинские показания, количество участников, условие, место и форму проведения игры. Например, утреннюю зарядку для детей можно провести под музыку в виде игровых имитационных упражнений, каждое из которых имеет свое название: «Лошадка», «Силачи», «Березка», «Пружина» и т.д. Подвижным играм на воде должны сопутствовать хорошие погодные условия и абсолютная безопасность. При проведении спортивного праздника заранее должен быть составлен его сценарий с описанием содержания и последовательностью подвижных игр, эстафет, полос препятствий, спортивных игр, включенных в программу, с назначением ответственных за проведение каждой игры

Любой игре предшествует объяснение, которое дается в следующей последовательности:

1)название игры;

2)роли играющих и их расположение на игровой площадке; 3)правила и ход игры;

4)определение победителя.

Поэтому для преодоления и компенсации недостатков в развитии является двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной игре.

Так же игра оказывает благоприятное воздействие на детскую нервную систему.

Игра как форма активности занимает важное место в жизни ребенка и благотворно влияет на формирование детской души, развитие его физических и психических сил и способностей. В игре растущий организм познает жизнь, учится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, расширять кругозор, уточнять представление об окружающем мире.

Не случайно В.В. Зеньковский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др. психологи детства считают игру основным средством социализации личности. Благодаря игре в психике ребенка формируются качества, подготавливающие переход к высшей стадии развития. Глубочайший биологический смысл детских игр заключается в том, что они, функционально нагружая весь организм, все его ткани, органы и системы, структурно их создают, формируют и совершенствуют (В.М. Лебедев).

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Дети с нарушением интеллекта отстают в развитии духовных интересов, потребностей. Поэтому сама игровая деятельность, вызывающая у детей интерес и содержащая в себе необходимые компоненты развития личности, является средством духовного развития. В игре складываются отношения между детьми, вырабатываются привычки, правила поведения.

Желание играть - главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы. Особая ценность подвижных игр для детей с нарушением интеллекта заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех.

Используя игру в своей работе у детей появилась положительная динамика развития. Улучшилась координация движений, речь и память, дети стали более, самостоятельней, спокойней, эмоционально отзывчивей, чаще улыбаются, идут на контакт со взрослыми и детьми.

Таким образом, подвижная игра, выступая первоначально как детская забава, развлечение, позволяет ненавязчиво решать множество коррекционно-развивающих задач, инициируя активность самих детей. Соединение в подвижной игре трех компонентов - физического упражнения, эмоционального тренинга и умственной нагрузки - приближает ребенка к естественной жизни, освоению элементов социальных навыков и взаимоотношений, развитию личности в целом.

Список литературы:

    Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта. Программно – методические материалы /под редакцией. – М.: ВЛАДОС, 2010.

    Конеева Е.В. Детские подвижные игры– Ростов – на Дону: Феникс, 2006. (Мир вашего ребёнка).

    Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.:1998.

    Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.И. Игралочка. – М.: Баласс,2001.

    Стаковская В.Л. Подвижные игры в терапии больных и ослабленных детей. –М.:2005.

Игры в ЛФК подразделяются на 4 возрастающие по нагрузке группы: 1) игры на месте; 2) малоподвижные; 3) подвижные; 4) спортивные. Они позволяют использовать избирательное воздействие, достаточно точную дозировку интенсивности упражнений, разносторонних по своему влиянию на волевые качества больных. Игры применяются в целях нормализации функций или закрепления различных компенсаций.

2.4.5. Естественные факторы природы

Естественные факторы природы применяются в следующих видах: а) солнечное облучение в процессе ЛФК и солнечные ванны как метод закаливания; б) аэрация в процессе ЛФК и воздушные ванны как метод закаливания; в) частичные и общие обливания, обтирания и гигиенические души, купание в пресных водоемах и в море.

Наиболее благоприятные условия внешней среды и более широкие возможности для применения средств ЛФК имеются на курортах и в санаториях, где движение, солнце, воздух и вода являются мощными факторами оздоровления больного.

Закаливание - комплекс методов целенаправленного по­вышения функциональных резервов организма и его устой­чивости к неблагоприятному действию физических факторов окружающей среды (пониженной или повышенной температуры воздуха, воды, пониженного атмосферного давления и др.) путем систематического тренирующего дозированного воз­действия этими факторами.

Закаливание - одно из важнейших направлений профи­лактики, составная часть мероприятий по укреплению здоровья в санаториях, домах отдыха, пансионатах. Закаливание можно рассматривать как адаптацию, которая достигается путем систематического многократного воздействия того или иного физического фактора на организм, что вызывает перестройку метаболизма и некоторых физиологических функций, на­правленную на обеспечение гомеостаза; при этом совершен­ствуются нейрогуморальные и обменные процессы в различных органах и системах.

Закаливание специфично, т.е. определяется постепенным снижением чувствительности организма только к действию определенного физического фактора.

Организм человека, несмотря на разностороннее воздействие внешних факторов, обладает высокой способностью сохранять

постоянство своей внутренней среды (состав крови, температура тела и т.п.), при которой только и возможна его жизнедея­тельность. Малейшее нарушение этого постоянства уже свидетельствует о заболевании.

Закаленный человек обладает высоким жизненным тонусом, не подвержен заболеваниям, в любых условиях способен сохранять спокойствие, бодрость, оптимизм.

Наиболее эффективны систематические закаливающие тренировки с использованием воздействия разнообразных природно-климатических факторов.

Приступая кзакаливанию воздухом, водой и солнцем, необходимо учитывать следующее.

    Закаливание необходимо начинать с простейших форм (воздушные ванны, обтирание, обливание прохладной водой и др.) и только после этого постепенно увеличивать закаливающую дозировку и переходить к более сложным формам. Приступать к купанию в холодной и ледяной воде можно только после соответствующей подготовки и консультации у врача.

    Полезно чаще и дольше находиться на свежем воздухе. При этом нужно одеваться так, чтобы не испытывать в течение продолжительного времени ни холода, ни излишнего тепла (чрезмерное укутывание создает тепличные условия для кожи и сосудов, что способствует перегреву, а понижение температуры приводит к быстрому переохлаждению и

простуде).

Нельзя злоупотреблять закаливанием. Так, при воздействии холода нельзя допускать появления озноба и посинения кожи, при солнечном облучении - покраснения кожи и перегрева тела.

Закаливание солнцем. Солнечные лучи являются сильным раздражителем. Под их воздействием происходят определенные изменения почти всех физиологических функций: повышается температура тела, учащается и углубляется дыхание, расши­ряются кровеносные сосуды, усиливается потоотделение, активизируется обмен веществ.

При правильном дозировании регулярные солнечные облучения положительно влияют на функциональное состояние нервной системы, повышают устойчивость организма к действию солнечной радиации, улучшают обменные процессы. Все это

совершенствует деятельность внутренних органов, повышает работоспособность мышц, усиливает сопротивляемость орга­низма заболеваниям.

Злоупотребление солнечными ваннами может вызвать серьезные осложнения, в том числе и такие, как малокровие, нарушение обмена веществ, а при повышенной радиационной активности солнца - развитие лейкемии. Поэтому, приступая к солнечным закаливающим процедурам, необходимо строго соблюдать постепенность и последовательность в наращивании дозировок облучения, учитывая при этом состояние здоровья, возраст, физическое развитие, климатические и радиационные условия солнцестояния и другие факторы.

Начинать прием солнечных ванн лучше летом - утром (с 8 до 11 ч), весной и осенью - днем (с 11 до 14 ч) в защищенных от ветра местах.

Здоровым людям следует начинать закаливание солнцем с пребывания под прямыми солнечными лучами в течение 10- 20 мин, постепенно увеличивая продолжительность процедуры на 5-10 мин с доведением ее до 2-3 ч (не более). Через каждый час закаливания необходимо не менее 15 мин отдыхать в тени.

Закаливание воздухом является простейшей, наиболее доступной и легко воспринимаемой формой закаливания. Оно повышает устойчивость организма к переохлаждению, предохраняет от простудных заболеваний, улучшает функцию дыхания, обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы. Такое закаливание можно проводить независимо от времени года и погодных условий (во время занятий физическими упражнениями, находясь в туристском походе, во время прогулки и др.).

Важной формой закаливания являются воздушные ванны (табл. 2.2). Начинать их прием лучше всего в теплые дни в защищенных от ветра местах, можно в движении (например, во время выполнения физических упражнений), при этом продолжительность процедуры дозируется индивидуально (в за­висимости от состояния здоровья и степени закаленности занимающихся, а также в соответствии с температурой и влажностью воздуха).

Таблица 22 Продолжительность процедуры закаливания (мин)

Закаливание водой. Систематические обливания и купания, особенно в холодной воде, сочетаемые с физическими упражнениями, массажем, являются мощным стимулятором бодрости и источником здоровья.

Влияние холодной воды рефлекторно вызывает сужение сосудов кожи (а в ней содержится "/ 3 объема крови). За счет этого часть периферийной крови перемещается во внутренние органы и в мозг и несет с собой дополнительные питательные вещества и кислород к клеткам организма. Вслед за перво­начальным кратковременным сужением кожных сосудов наступает вторая рефлекторная фаза реакции - их расширение, при этом происходят покраснение и потепление кожи, что сопровождается приятным чувством тепла, бодрости и мышеч­ной активности. Сужение, а затем расширение кровеносных сосудов являются как бы гимнастикой сердечно-сосудистой системы, способствующей интенсивному кровообращению. Она вызывает мобилизацию и поступление в общий кровоток резервной массы крови, особенно находящейся в печени и селезенке.

Под воздействием холодной воды активизируется диафрагма, усиливается вентиляция легких, дыхание становится более глубоким и свободным, в крови увеличивается количество гемоглобина, эритроцитов и лейкоцитов. Все это благоприятно сказывается на повышении окислительных процессов и обмене веществ в целом. Однако основным моментом в закаливании водой является совершенствование аппарата терморегуляции, вследствие чего температура тела при самом неблагоприятном состоянии окружающей среды остается в оптимальных пределах, а защитные силы организма всегда находятся в «боевой

готовности».

В то же время следует помнить, что при чрезмерно длительном охлаждении тела происходит стойкое сужение сосудов кожного покрова, чрезмерно увеличивается потеря тепла, а тепло­продукция оказывается недостаточной, чтобы компенсировать такие потери. Это может вызвать серьезные отклонения в деятельности организма и привести к нежелательным послед­ствиям. Поэтому при закаливании организма холодной водой большое значение следует придавать дозированию Холодовых нагрузок и постепенности в их наращивании.

Особенно благоприятна комплексная система закаливающих тренировок, сочетающая различные формы закаливания с двигательной активностью.

Обтирание тела - наиболее мягкое средство закаливания. При этом вначале следует использовать воду комнатной температуры, снижая последнюю постепенно, в течение 2-3 нед,

до 10-12 °С. После адаптации к обтиранию можно приступить к обливанию или душу.

Эффективным средством закаливания, интенсивно тре­нирующим механизм терморегуляции и значительно повы­шающим тонус нервной системы, является контрастный душ (попеременно теплый и холодный). В зависимости от разности температуры воды различают сильноконтрастный душ (перепад температуры более 15 °С), среднеконтрастный (перепад температуры воды 10-15 °С) и слабоконтрастный (перепад температуры воды менее 10 °С).

Практически здоровые люди мо|ут начинать закаливание со среднеконтрастного душа и по мере адаптации к нему переходить к сильноконтрастному.

Купание в открытых водоемах - наиболее действенное средство закаливания водой. Его лучше начинать летом и продолжать систематически, совершая не менее 2-3 купаний в неделю. При плавании водная среда оказывает легкое масси­рующее воздействие на тело - мышцы, подкожные сосуды (капилляры) и нервные окончания; одновременно происходит повышенный расход тепловой энергии, в то же время уси­ливается теплопродукция в самом организме, которая обеспе­чивает сохранение нормальной температуры тела при правиль­ном дозировании на весь период купания.

Продолжительность пребывания в воде должна регулироваться в зависимости от ее температуры и погодных условий, а также от степени тренированности и состояния здоровья занима­ющихся закаливанием.

Систематическое закаливание водой обязательно для всех, кто хочет достигнуть высшей формы закаливания холодом - «моржевания». Зимнее плавание дает наибольший закаливающий эффект.

2.5. Формы и методы лечебной физической культуры

К основным формам проведения ЛФК относятся: а) утренняя гигиеническая гимнастика (УГТ); 6) процедура (занятие) ЛГ; в) дозированные восхождения (юрренкур); г) прогулки, экскурсии и ближний туризм.

2.5.1. Утренняя гигиеническая гимнастика

Гигиеническая гимнастика в домашних условиях проводится в утренние часы и является хорошим средством перехода от сна к бодрствованию, к активной работе организма.

Применяемые в гигиенической гимнастике физические упражнения должны быть нетрудными. Здесь неприемлемы статические упражнения, вызывающие сильное напряжение и задержку дыхания. Подбираются упражнения, воздействующие на различные группы мышц и внутренние органы. При этом надо учитывать состояние здоровья, физическое развитие и степень трудовой нагрузки.

Продолжительность выполнения гимнастических упражнений должна быть не более 10-30 мин, в комплекс включают 9-16 упражнений. Это могут быть общеразвивающие упражнения для отдельных мышечных групп, дыхательные упражнения, упраж­нения для туловища, на расслабление, для мышц брюшного пресса.

Все гимнастические упражнения должны выполняться свободно, в спокойном темпе, с постепенно возрастающей амплитудой, с вовлечением в работу сначала мелких мышц, а затем более крупных мышечных групп.

Следует начинать с простых упражнений (разминка), а затем переходить к более сложным.

Каждое упражнение несет определенную функциональную нагрузку.

    Ходьба медленная. Вызывает равномерное усиление дыхания и кровообращения, «настраивает» на предстоящее занятие.

    Упражнение типа потягивания. Углубляет дыхание, увеличивает подвижность грудной клетки, гибкость позвоночника, укрепляет мышцы плечевого пояса, исправляет осанку.

    Поднимание рук с отведением их в стороны и назад, медленные вращения плечевых суставов, сгибание и разгибание рук. Эти и подобные движения увеличивают подвижность суставов, укрепляют мышцы рук.

    Упражнения для стоп. Способствуют увеличению подвижности суставов, укреплению мышц и связок.

    Приседания. Укрепляют мышцы ног и брюшного пресса, оказывают общетренирующее влияние.

    Ходьба с медленным глубоким дыханием. Способствует рас­ слаблению и восстановлению функций организма.

    Рывковые и маховые движения руками. Развивают мышцы плечевого пояса, укрепляют связки, способствуют увеличению амплитуды движений.

    Наклоны туловища вперед. Укрепляют мышцы спины, увели­ чивают гибкость позвоночника (хорошо сочетаются с глубоким, энергичным дыханием).

    Прогибание и другие упражнения для мышц спины и позво­ ночника. Способствуют увеличению его гибкости.

    Выпады с движением рук и туловища. Хорошо развивают и тренируют мышцы ног.

    Силовые упражнения для рук. Увеличивают мышечную силу.

    Повороты, наклоны, вращение туловища. Увеличивают подвиж-

ность позвоночника и укрепляют мышцы туловища.

13. Поднимание вытянутых ног в положении лежа. Укрепляет мышцы брюшного пресса.

14. Бег, прыжки. Тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую систему, повышают выносливость.

15. Ходьба в конце занятия. Способствует равномерному снижению

физической нагрузки, восстановлению дыхания.

Конкурсная игра «О пользе закаливания»

«Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! »

Ведущий . Почему люди простуживаются? Дело в том, что кожа человека гораздо чувствительнее к холоду, чем к теплу. И для того чтобы даже легкий сквозняк не вызывал переохлаждения и не привел к насморку, чиханию, более серьезным последствиям, необходима тренировка тела к холодным воздействиям. Но это еще не все. Наше тело –«общежитие» для микробов. Защитные силы организма сдерживают их размножение и «подрывную» деятельность. Но вот в результате какого –то сильного воздействия, например охлаждения, защитные силы ослабевают и болезнетворные микробы, дотоле спокойно гнездившиеся в определенном месте организма, начинают проявлять свои вредные свойства. Обостряется хронический ринит, и начинается насморк, замучает ангина или возникает общая реакция организма, которая прежде называлась простудой.

Блиц – опрос

1. Как часто в этом году у вас была простуда?

0- ни разу

1- от 1до 4 раз

2- более 4 раз

2. Есть ли у вас хронические заболевания органов дыхания (бронхит , гайморит, ринит, тонзиллит, ларингит, ангина)?

1- одно заболевание

2- комплекс заболеваний

3- Бывают ли у вас дни общего недомогания (вялость, упадок сил, сонливость, слабые головные боли и т. д.)?

0- крайне редко

2- Очень часто

Если вы набрали 0-1 балл, то ваше здоровье в порядке,

2-4 балла – вы в группе риска,


5-6 баллов – ваш организм ослаблен.

Ведущий Подводя итоги опроса, мы увидели, что среди нас многие имеют ослабленное здоровье и подвержены простудам и заболеваниям органов дыхания. Как помочь себе? Ответ один - закаливание.

Закаливание организма.

Что такое закаливание?

Современные жилища, одежда, транспорт и т. п. уменьшают воздействие на организм человека атмосферных влияний, таких как температура, влажность , солнечные лучи. Уменьшение таких влияний на наш организм снижает его устойчивость к факторам окружающей среды.

Давно замечено, что очень низкая или высокая температура наружной среды вызывает заболевание одних людей, тогда как другие легко это переносят. При одинаковых условиях (возраст, пол, одежда) легче переносит мороз и жару тот человек, который с малых лет закаливал свой организм, приучал его к колебаниям температуры.

Следовательно, закаливание – это комплекс приемов, которые систематически используются для тренировки устойчивости организма к температурным воздействиям окружающей среды.

Физиологический механизм закаливающего воздействия.

Систематическое и многократное действие на организм понижения или понижения температуры окружающей среды, солнечного облучения вызывает перестройку уровня обмена веществ и многих других физиологических функций.

Наиболее важным является закаливание к холоду, так как переохлаждение – самая частая причина острых респираторных заболеваний (ОРЗ). При закаливании под влиянием систематического действия холодного воздуха усиливается обмен веществ, повышается иммунитет – способность быстро мобилизовать защитные силы. Сердечная деятельность становится более интенсивной, ускоряется движение крови по сосудам. В кожу поступает больше согретой внутри тела крови, что предохраняет поверхность организма от переохлаждения. Закаливание обеспечивает тренировку этих процессов, их более четкое, отлаженное управление.

У закаленных людей, которые регулярно обтирают тело влажным полотенцем или обливаются холодной водой, расширение и сужение сосудов кожи происходит быстрее.

При изменении температуры окружающей среды организм сразу же приспосабливается к этим условиям: сосуды кожи сужаются, обмен веществ повышается. Поэтому закаленные люди мало подвержены простуде. Они более выносливы. Охлаждение у таких людей вызывает не угнетение защитных сил, а, наоборот, их активизацию.

В выработке устойчивости к простудным заболеваниям большая роль принадлежит реакции сосудов не только того участка, который подвергается охлаждению, но и всего тела. Так, у незакаленных людей при охлаждении стопы менее чем на 5 градусов С возникает реакция слизистой оболочки носа – расширение ее сосудов, набухание и выделение обильного секрета, т. е. развитие насморка, часто осложняющегося ангиной, гриппом и другими заболеваниями. У закаленных людей таких изменений со стороны слизистой оболочки носа почти не возникает. Поэтому закаленные люди страдают насморком значительно реже, чем незакаленные.

Методы закаливания.

Основными условиями, которые нужно выполнять при закаливании организма, являются систематическое использование закаливающих процедур и постепенное наращивание силы воздействия.

Надо помнить, что через 2-3 месяца после прекращения закаливания достигнутый ранее уровень устойчивости организма начинает снижаться.

Наиболее распространенной формой закаливания является использование свежего прохладного воздуха . Для этого в теплое время года хороши длительные прогулки, туристические походы, сон в помещении с открытым окном. Дома полезно ходить по полу босиком, причем в первый раз в течении 1 минуты, затем каждую неделю увеличивать продолжительность на 1 мин.


В холодное время прогулки пешком хорошо дополнять ходьбой на лыжах, бегом на коньках, медленным закаливающим бегом в облегченной одежде.

Повышению устойчивости к низким температурам способствует также занятие утренней гимнастикой на открытом воздухе или в тщательно проветриваемом помещении.

Более сильный закаливающий фактор - вода.

Кроме, температурного, вода оказывает механическое воздействие на кожу, что является своеобразным массажем, улучшающим кровоснабжение. Закаливание можно проводить в виде обтирания или обливания водой.

Начинают закаливание водой при температуре ее не ниже 33-35 Си дальше через каждые 6-7 дней воду охлаждают на 1 С. При такой температуре можно продолжать обтирание и обливание довольно продолжительное время. Если со стороны организма не возникает никаких изменений, температуру воды можно довести до температуры водопроводной – 10-12 С.

Большим закаливающим действием обладают купания в открытых водоемах .

При этом раздражение водой сочетается с воздействием воздуха. При купании согреванию тела способствует усиленная работа мышц во время плавания. Обычно начинают купаться при температуре воды и воздуха не ниже 18-20 С и прекращают при температуре воды 10-12 С, воздуха 14-15 С. Вначале продолжительность купания составляет 4-5 мин., постепенно ее увеличивают до 15-20мин. Во время слишком долгого купания или купания в очень холодной воде усиленный обмен веществ не может восполнить потерю тепла и организм переохлаждается. В результате вместо закаливания человек наносит вред своему здоровью.

Одним из закаливающих факторов является солнечное облучение.

Оно вызывает расширение сосудов кожи, усиливает деятельность кроветворных органов, способствует образованию в организме витамина D. Это особенно важно для предупреждения заболевания рахита у детей. Продолжительность пребывания на солнце вначале не должна превышать 5 минут. Постепенно ее увеличивают до 40-50 мин, но не более. При этом надо помнить, что неумеренное пребывание на солнце может привести к перегреванию организма, солнечному удару, ожогам кожи.

Но, начиная закаливаться, нужно помнить, что:

1. Сначала надо избавиться от «микробного гнезда» в организме в виде больных зубов,

воспаленных миндалин и т. д.

2. Закаливание должно быть постепенным.

3. Закаливаться нужно систематически, не пропуская ни одного дня.

4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности организма, ведь разные люди

по-разному реагируют на низкие температуры.

5.Нужно использовать любую возможность для закаливания.

Викторина.

1. Назовите средства закаливания.

(Солнце, воздух и вода).

2.Приведите пример общих закаливающих процедур.

(Душ, купание, загорание)

3.Приведите пример местных закаливающих процедур.

(Умывание прохладной водой, ножные ванны, ходьба босиком и т. д.)

4. Как возобновить закаливание, если по какой – либо причине оно было

прервано.

(Нужно «вернуться назад», например, если до перерыва в занятиях вы обливались водой 20 градусов С, то после перерыва будете пользоваться водой до 24 градусов С).

5.Какие процедуры можно принимать, не выходя из своей комнаты?

(При открытом окне – солнечные и воздушные ванны)

6. Как влияют занятия физкультурой на процесс закаливания?

(Положительно, так как в процессе занятий спортом «приучение»

организма к воздействию холода идет быстрее).

7. В каком возрасте можно начинать закаливание?

(С рождения)

8. Как умение одеваться может помочь в закаливании?

(Одежда должна соответствовать сезону года. Нельзя ходить зимой без

шапки и куртки, а в теплом помещении ни в коем случае нельзя

находиться в теплой одежде)

9. Почему считается, что успех в закаливании зависит от настойчивости и

упорства?

(Потому, что главное в закаливании – систематичность процедур)

10. Можно ли соревноваться в закаливании?

(Нет, у каждого – свой ритм и график)

Цель занятия по закаливанию детей:

— учить детей движениям и действиям, направленным на самооздоровление, способствующих профилактике простудных заболеваний;

— снимать психологическую заторможенность детей, используя музыкально-двигательные задания;

— учить детей удивляться, интересоваться предметом и действием с ним;

Развивать умение быть организованными, приспосабливать предмет к своим действиям; воспитывать самостоятельность, способствовать эмоциональному комфорту детей в дошкольном учреждении.

Оборудование: мягкие модули, игрушка гномик, маска солнышка, коврик резиновый с шипами, циновка, ребристая дорожка, ящик с камешками, «апельсиновая» дорожка, пластиковые бутылки с фольгой и дыхательными трубочками, кубы, тоннель, осенние листья, раздаточный материал (грибы), цветные карандаши, листы бумаги с изображением солнца.

1. Побудка.

Воспитатель (В.) (в маске солнца обращается к детям).

Солнце встало из-за тучки,

К вам протягивает ручки -

Просыпайтесь, детвора,

Вам вставать уже пора!

Я согрею вас теплом,

Своим ласковым лучом!

Я, солнышко лучистое,

Люблю играть с детишками.

Поздороваться без слов

Приглашаю всех мальцов!

Поздороваемся:

Глазками,

Кивком головы,

Ладошками,

Пожатием руки,

С помощью улыбки.

А теперь скажем все вместе «Здравствуйте!»

В. Я ласкаю всех теплом,

Я люблю наш светлый дом!

Кузя-гномик, выходи,

Нас массажу научи.

Сюрпризный момент. В руках воспитателя появляется игрушка гномик.

2. Точечный массаж.

Гномик в пальчиках живёт.

Он здоровье нам несёт.

(Дети сгибают и разгибают пальцы рук.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Начал гномик наш играть.

(Фалангами пальцев массаж точек у крыльев носа.)

А потом спустился ниже,

Прямо к ротику поближе.

(Массаж точек над верхней губой.)

Гном в окошко посмотрел.

Засмеялся, улетел.

(Массаж пальцами надбровных дуг.)

Прятался за ушками,

Словно за подушками.

(Массаж точек ушной раковины.)

Мы возьмём его в ладошки,

Помашем ручками немножко.

(Расслабление кистей рук.)

В. Лучик в комнате играл

И дорожку показал.

По дорожке мы пойдём,

Ножки наши разомнём!

(Ходьба по «дорожке здоровья».)

3. Игровое двигательное упражнение «Художники».

(Дети зажимают между пальцами ноги карандаш и дорисовывают лучи солнцу.)

4. Дыхательная гимнастика «Ветерок».

(Упражнение с использованием пластмассовых бутылок, заполненных фольгой и дыхательными трубочками.)

Ветер, ветер, ветерок

Засвистел у наших ног,

Спрятался от наших глаз,

Поиграем с ним сейчас.

5. Подвижная игра «Поезд».

(Используются элементы дыхательной гимнастики, контрастные воздушные ванны при переходе из помещения в помещение с разным температурным режимом.)

В. Слышу шум и стук колёс,

Это едет паровоз.

Становитесь все за мной,

Мы поедем в лес густой.

Дети. Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух.

Чух-чух! Чух-чух!

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу

Сто вагонов я тащу!

(Паровоз объезжает препятствия, дети продвигаются змейкой между кубов.)

(Паровоз едет через тоннель, дети пролезают в него.)

В. Ребята, остановка «Лес».

Игровые имитационные упражнения:

«Собираем грибы» (наклоны вперёд);

«Срываем рябину» (тянемся на носочках);

«Переступаем колючие кусты» (ходьба широким шагом);

«Медведи» (ходьба на внешней стороне стопы, руки чуть согнуты в локтях перед собой);

«Лиса» (ходьба на носках);

«Зайчики» (прыжки с продвижением вперёд);

«Тигры» (ходьба с движением рук перед собой);

«Гусеница» (ползание);

«Змея» (вдох медленный через нос, выдох с произнесением «ш-ш»).

В. Загудел паровоз

И вагончики повёз.

Чух-чу! Чух-чу!

Далеко укачу.

Дети. Возвращаемся домой

Все с улыбкой озорной.

Умываемся водичкой -

С настроеньем - ключевой.

6. Пальчиковая игра «Водичка-водичка».

Водичка-водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

(Умывание прохладной водой лица и рук до локтя.)

В. Умываемся и даже не вытираемся,

Ручками обмахиваемся.

Воздушное полотенце личико вытирает,

Здоровье на личике, на ручках оставляет!

Чтоб здоровья набираться,

Надо, дети закаляться!

Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей.) Какое у вас настроение? (Весёлое, радостное, хорошее, светлое.) Тогда будьте здоровы и до свидания!

Занятие по закаливанию детей подготовила А. Шевко



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта