Черноморова Е.И. - педагог дополнительного образования первой категории. МОУ ДОД РЦРТДиЮ г. Раменское, Московская область
"ИЗОТЕРАПИЯ - КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Аннотация
Цель статьи: раскрыть значимость изотерапии в развитии ребенка дошкольного возраста, как одной из сторон личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.
Ключевые слова:
Изотерапия - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя; выразить свободно мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой.
В современном мире человек постоянно подвергается нервным перегрузкам. К перенапряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям приводят негативные переживания, которые не всегда могут быть выражены в социально приемлемой форме. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на учебную и производственную деятельности, на взаимоотношения в семье. Особенно подвержены стрессовым ситуациям дети, подростки, люди с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих, современной проблемой - зависимостью от различных гаджетов и других электронных устройств.
Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности - игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.
Рисунок для человека - это удивительное средство общения с самим собой, форма свидания со своей душой и возможность экскурсии в «музей» своих тонких миров желаний и фантазий. Когда рисуешь, весь мир отодвигается за скобки сознания, и ты создаешь свою реальность, именно свою, и это как раз главное показание к тому, чтобы рисовать просто так: смело и без оглядки на мастерство пропорций и перспектив.
В своей практической деятельности я использую детский рисунок, как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.
Среди моих воспитанников есть дети, имеющие проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности).
Цель:
Задачи:
Приемы работы
Рисование - это процесс созидательный, а созидать, не разрушать, как себя, так и других.Рисованием создаётся ощущения полного погружения в процесс, а это с родни медитации и релаксации, что очень полезно в нашем суетном мире. Рисунок в символической форме дает место всем нашим переживаниям, проблемам и трудностям, обеспечивает активное взаимодействие с любой сложной для принятия ситуацией в удобном виде и форме для самого человека. Творчество обеспечивает ощущения контакта с миром своих фантазий и аллюзий, дает возможность определить внутреннюю реальность. Рисунок - это универсальная форма для самоподзарядки, дополнительные силы и возможности приходят в процессе творческой деятельности и обеспечивают достаточной активностью для изменения реальности. Рисование прекрасная форма дарования себя миру, обеспечивает потребность человека делиться, отдавать, помогать, вдохновлять. Через творчество легче реализовать стремления к гармоничному единству: любви к себе, к людям, любви к миру.
Рисунок обеспечивает соотношение порядка и его отсутствия, что всегда считалось главной характеристикой гармонии. Если говорить обобщенно, то структурирования внутреннего хаоса в процессе творческой деятельности дает возможность гармонизировать как внутренний, так и внешний мир. Рисунок - это цвет и форма, а разнообразие дает ощущение радости, ну и создания нового тоже очень значимо для позитивного состояния человека.
Заповедь изотерапии.
Правила изотерапии.
Чтобы не происходило в твоей жизни - просто рисуй:
Изотерапия позволяет детям самовыразиться через изобразительное творчество. С помощью изотерапии они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.
Литература:
2.Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2007. - 160 с.
3.Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. - СПб.: Речь, 2006. -216 с.
4.Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / О.В. Солодянкина. - М..: АРКТИ, 2006. - 88с.
5.Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». - М.: «ТЦ Сфера», 2006.
6.Борисова Е. «Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании».// Дошкольное воспитание. - 2008. - №2. - с.2.
7.Хасанова М., Видт И. «Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры».// Дошкольное воспитание. - 2007. - №2. - с.51-53. 8. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. — М., 1995.
Черноморова Е.И. МОУ ДОД РЦРТДиЮ город Раменское
«ИЗОТЕРАПИЯ - КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Аннотация
Цель статьи раскрыть значимость изотерапии в развитии ребенка дошкольного возраста, как одной из сторон личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.
Ключевые слова:
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и понять самого себя; выразить свободно мысли и чувства, мечты и надежды; быть самим собой.
В современном мире человек постоянно подвергается нервным перегрузкам. К перенапряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям приводят негативные переживания, которые не всегда могут быть выражены в социально приемлемой форме. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на учебную и производственную деятельности, на взаимоотношения в семье. Особенно подвержены стрессовым ситуациям дети, подростки, люди с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих, современной проблемой – зависимостью от различных гаджетов и других электронных устройств.
Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.
Рисунок для человека – это удивительное средство общения с самим собой, форма свидания со своей душой и возможность экскурсии в «музей» своих тонких миров желаний и фантазий. Когда рисуешь, весь мир отодвигается за скобки сознания, и ты создаешь свою реальность, именно свою, и это как раз главное показание к тому, чтобы рисовать просто так: смело и без оглядки на мастерство пропорций и перспектив.
В своей практической деятельности я использую детский рисунок, как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп. Среди моих воспитанников есть дети, имеющие проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности).
В течение учебного года я проводила занятия по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста, с применением изотерапевтических техник, которые способствовали коррекции агрессии, тревожности, общительности. После повторной диагностики результаты изменились: снизилось проявление негативных эмоций, тревожность, повысились самооценка, общительность и оптимизм детей.
Нельзя не согласиться, что изотерапия создает положительный эмоциональный настрой у детей, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.
Какие же цели и задачи я ставлю в работе с дошкольниками, используя изотерапию?
Цель: Помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.
Задачи:
создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
обогащать индивидуального художественно-эстетического опыта.
стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения.
поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы и явления.
формировать собственное мировоззрение, отношение к себе и окружающим.
воспитание гармоничной личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.
Для достижения поставленных цели и задач необходимы следующие условия подбора техник и приемов создания изображений:
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.
Приемы работы
Живопись пальцами; рисование окрашенной нитью; рисование мыльными пузырями; рисование трафаретом с помощью поролона; рисование набрызгом; монотипия; рисование смятой бумагой и др. техники нетрадиционного рисования.
Виды изотерапевтической активности.
наблюдение за комментируемой изобразительной деятельностью
совместная исследовательская игра с материалами и инструментами для изобразительной деятельности
совместное рассматривание и ощупывание объектов и изображений
совместная изобразительная игровая деятельность, сопровождаемая общением.
Рисование - это процесс созидательный, а созидать, не разрушать, как себя, так и других. Рисованием создаётся ощущения полного погружения в процесс, а это с родни медитации и релаксации, что очень полезно в нашем суетном мире. Рисунок в символической форме дает место всем нашим переживаниям, проблемам и трудностям, обеспечивает активное взаимодействие с любой сложной для принятия ситуацией в удобном виде и форме для самого человека. Творчество обеспечивает ощущения контакта с миром своих фантазий и аллюзий, дает возможность определить внутреннюю реальность. Рисунок - это универсальная форма для самоподзарядки, дополнительные силы и возможности приходят в процессе творческой деятельности и обеспечивают достаточной активностью для изменения реальности. Рисование прекрасная форма дарования себя миру, обеспечивает потребность человека делиться, отдавать, помогать, вдохновлять. Через творчество легче реализовать стремления к гармоничному единству: любви к себе, к людям, любви к миру.
Рисунок обеспечивает соотношение порядка и его отсутствия, что всегда считалось главной характеристикой гармонии. Если говорить обобщенно, то структурирования внутреннего хаоса в процессе творческой деятельности дает возможность гармонизировать как внутренний, так и внешний мир. Рисунок – это цвет и форма, а разнообразие дает ощущение радости, ну и создания нового тоже очень значимо для позитивного состояния человека.
Заповедь изотерапии.
Навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не художник». Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится. Здесь стоит совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы улучшить состояние своего здоровья.
Правила изотерапии.
Чтобы не происходило в твоей жизни – просто рисуй:
мечтаешь или сомневаешься – рисуй;
расслабленный или напряженный – рисуй;
скучно или занят – рисуй;
весело или грустно – рисуй;
страшно или смело – рисуй;
радостно или печально – рисуй;
тяжело или слишком легко – рисуй;
устал или отдыхаешь – рисуй;
одиноко или со всем миром сразу – рисуй.
Из всего вышесказанного хочется сделать следующие выводы:
Изотерапия позволяет детям самовыразиться. С помощью изотерапии они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и улучшается психологический климат в коллективе. Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться.
Литература:
1.Бережная, М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности / М.С. Бережная // http://www.art-education.ru/AE-magasine/new- magasine-1-2006.htm (26.01.2009)
2.Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
3.Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006. -216 с.
4.Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / О.В. Солодянкина. – М..: АРКТИ, 2006. – 88с.
5.Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: «ТЦ Сфера», 2006.
6.Борисова Е. «Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании».// Дошкольное воспитание. – 2008. – №2. – с.2.
7.Хасанова М., Видт И. «Дошкольник в мире художественно-эстетической культуры».// Дошкольное воспитание. – 2007. – №2. – с.51-53.
8. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.
Составитель: учитель – логопед МАДОУ ЦРР – детский сад № 50 города Тюмени С.С. Бадрызлова
Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности. При развитии мелкой моторики через рисование создаются предпосылки для становления многих психических процессов.
Изотерапия дает положительные результаты в работе с детьми, имеющими трудности в вербальном общении. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Изобразительная деятельность напрямую связана с важнейшими функциями – зрением, двигательной координацией, речью, мышлением – и потому способствует не просто развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Изотерапия способствует:
Прием изотерапии эффективно способствует коррекции связной речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных методов.. Рисование на сюжет рассказа с последующим оречевлением своего рисунка - эффективный приём работы над связной речью детей. Рисование на определённый сюжет способствует лучшему его осмыслению и повышает качество пересказа: его связность, последовательность, полноту, информативность. Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они играют роль наглядной опоры для речевых упражнений.
В работе над преодолением речевых нарушений у детей существует необходимость развития общей, мелкой и артикуляционной моторики; развития чувства ритма; формирования фонематических процессов и произносительных умений и навыков; совершенствования лексических и грамматических средств языка, а также обогащения коммуникативного опыта.
Изотерапия включает в себя несколько методов рисования:
Особое внимание уделяется использованию художественного слова при создании рисунков, деи учатся отвечать на вопросы, формируют практические умения, развивают речь.
Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются рисунки, которые создаются детьми, так как они выполняют роль наглядной опоры для речевых упражнений.
Учитывая, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое занятие по развитию речи носило характер учебно-игровой деятельности, было эмоционально окрашено. Необходимо проводить следующие виды занятий по обучению рассказыванию: занятия по пересказу, рассказывание по картинкам, рассказывание с элементами творчества.
При рассказывании дети могут составлять текст коллективно, при этом они могут сами распределять функции: кто будет рассказывать по первому рисунку, кто по второму и третьему, кто будет завершать рассказ. При таком распределении в рассказывание включается вся группа детей. Развитие умений выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у детей элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие у них наглядно-образного и логического мышления.
Нетрадиционные техники изотерапии
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: различные рамочки, печати, трафареты, штампы, палочки, трубочки, колпачки, печать-клише, природный, бросовый и необычный декоративный материал.
Художественные материалы оказывают непосредственное воздействие на художественную работу ребёнка. Они побуждают его видеть и осязать. Они порождают эмоциональный отклик на эстетические качества предмета, поддерживают и расширяют интерес.
«Рисование ладошками», «Пальчиковая живопись»
Коррекционная деятельность рисования ладошками и пальчиковой живописи: тактильное восприятие текстуры краски и бумаги, движение кистями рук, тонкие движения пальцами рук, согласованность в работе «глаза - руки», координация движений, сенсорное восприятие цвета, формы, эмоциональный отклик на эстетические качества предмета.
Используя нетрадиционные технологии «изотерапии», дошкольники формируют навык в умении создавать красивый образ или предмет, сюжетную композицию или фантастический образ.
Деятельность с бумагой, красками, карандашами и другим художественным материалом – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих их предметах, способствует проявлению умственной и речевой активности.
«Тестопластика»
На занятиях с использованием изотерапии дети сталкиваются с новыми словами, учатся понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи, что способствует активизации словаря дошкольников.
Так в лепке из необычного материала (солёное тесто или специальное тесто для лепки) у ребёнка формируется: тактильное восприятие необычной текстуры теста, владение приёмами лепки, развивается сила рук, тонкие движения пальцами рук, согласованность в работе «глаза - руки», координация движений, сенсорное восприятие цвета, формы, чувство удовлетворения от самостоятельного трудового усилия.
«ТАРО ГОМИ»
Раскрашивание картинок альбома Таро Гоми вызвало интерес у детей старшего дошкольного возраста. Японский иллюстратор Таро Гоми сумел сохранить видение маленького ребенка. Его рисунки взрослым могут показаться каракулями, но ребенок воспринимает их совершенно по-другому. Они ему понятны и привычны. У него не возникает страха испортить красивый взрослый контур, который встречается в обычных раскрасках. И ребенок с удовольствием развивает идею, которую подал автор.
«Мандалы»
Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок. Важно понимать, что разрисовывание мандал детьми – урок, который позволяет быть наедине самим с собой, проявляя фантазию, но при этом не выходя за рамки.
На раскрасках мандал желательно использовать всего 4 цвета: красный, жёлтый, зеленый и синий, хотя, конечно же, можно использовать и другие цвета. По умолчанию картинка чёрно-белая и любые её части можно оставить не закрашенными.
Раскрашивать нужно только цветными карандашами. Никаких красок, фломастеров и прочего, потому что только с карандашом можно действительно сосредоточиться.
По древним легендам, человек, приступающий к раскрашиванию мандалы, отправляется в путь. Рисунок мандалы по умолчанию признаётся совершенным, поэтому не терпит дорисовок. В картинку нужно погрузиться, раскрасить те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке, закрашивая полностью или частично. Раскрашивающий мандалы станет уравновешенней и спокойней.
В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной деятельности, различные виды изобразительного искусства благоприятны для развития речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные ситуации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» предложить какой-либо материал, ребенок вынужден просить недостающее, то есть проявлять речевую инициативу.
Все свои действия ребёнок старается проговаривать (почему он взял именно этот цвет, какое у него настроение, когда он рисует). После того как ребёнок нарисовал, обсуждается что он нарисовал, нравиться ли ему, что он использовал в работе.
Дошкольный возраст - важнейший периоджизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.
Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребенка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья (Медведева Е.А., Левченко Е.Ю., Смирнова Е.О.). В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Это особенно важно в коррекционной работе с невротичными и тревожными детьми.
Нельзя не согласиться с Л.Д.Лебедевой, которая указывает, что изотерапия создает положительный эмоциональный настрой в группе, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.
В своей практической деятельности я использую детский рисунок как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.
В течение 2011-2012 учебного года с детьми старшей группы, имеющими проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности), проводились индивидуальные и подгрупповые занятия (1 раз в неделю) с применением изотерапевтических техник, способствующих коррекции агрессии, тревожности, общительности. После повторной диагностики результаты изменились: снизилось проявление негативных эмоций, повысились самооценка, общительность и оптимизм детей, снизилась тревожность.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.
«Разноцветные листы»
Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.
Инструкция: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим.
«Рисунок глиной»
Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.
Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу).
Тема рисунка может меняться.
«Свободный рисунок в круге»
Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение.
Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга)
«Водный салют»
Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения
Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры.
«Мелки – наперегонки»
Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
Инструкция: ребенок в разном темпе (медлен – быстро) делает мелками штрихи на листе
«Разноцветные камушки»
Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.
Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет.
Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.
Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу.
«Мой страх»
Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.
Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога.
Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.
Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.
Конспект занятия по изотерапии для детей дошкольного возраста.
Тема занятия «Настроение цвета. Цвета веселые и грустные».
Автор-составитель: Барминова Ольга Егоровна, методист ГБУ ДО БелОЦД(Ю)ТТ
Изотерапия – это здравоохранительная инновационная технология, (дословно) лечение искусством, метод изменения мироощущения человека через творческую деятельность. Актуальность данной технологии состоит в создании современных интересных и эффективных занятий.
За последние десятилетия наука расширила представления о природе детских восприятий и впечатлений, об их влиянии на развитие личности ребенка в целом. Творческое воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире. Поэтапно надо напомнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.
Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Желательно чтобы все сенсорные процессы у детей развивались синхронно и сбалансировано. Ведь именно ни раскрывают внутренний мир ребенка и эмоционально окрашивают весь последующий процесс познания.
Работая с малышом можно заметить, что они как бы раскрепощенные в рисунке. Для них главное оставить след на бумаге, и при этом они много говорят, жестикулируют, потому что в младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны.
Некоторые дети боятся самовыразиться, поэтому нужно стараться заинтересовать их творческим процессом, раскрепостить, чтобы исчез страх перед листом бумаги, перед красками. Дети с большим желанием участвуют в проведении практических занятий.
Изотерапия с использованием нетрадиционных техник рисования (см. Приложение№1) помогает педагогу достичь максимальных успехов в развитии творческих способностей детей и формировании изобразительных умений и навыков. Цель занятия
: познакомить с эмоциональной характеристикой цвета, способами художественного выражения своего настроения и впечатлений.
Задачи:
-Определить настроение, как характеризуется «радость» и «грусть».
-Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывает ощущение радости, а какие грусти.
-Научить создавать цельность цветового впечатления путем разнообразия оттенков для выражения определенного настроения.
-Формировать эмоциональное восприятие к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.
-Познакомить с новыми приемами печати поролоном, созданием различных фактур.
-Развивать творческое воображение и фантазию.
-Воспитывать чувство эмпатии (сопереживания), умения слушать друг друга.
Задание: выполнить два живописных упражнения на создание контрастной гаммы цветов, выражающей состояние грусти и радости, используя соответствующие цветовые сочетания. Разместить веселого и грустного персонажей на соответствующий фон, сочинить название работе.
Применяемые методы: метод построения эмоционально – образной драматургии занятия, предполагает комплексные формы воздействия музыки, поэзии или сказки, игры, где педагоги выступает в роли режиссера, актера, художника, психолога; форма коллективной и индивидуальной работы, беседа с анализом, репродуктивная творческая деятельность.
Техника: гуашь, печать поролоном, коллаж.
Время: 2часа (1 ч. – теория, 1ч. – поролоном).
Наглядные пособия:
-разнообразный иллюстрированный материал,
-репродукции работ художников,
-скульптуры,
-декоративно-прикладное искусство,
-книжные иллюстрации и т.п. в соответствующем колорите,
-работы ребят,
-музыка-настроение и стихи-настроение для создания эмоционального настроя на выбор педагога,
-дидактические игры: «Цветные приветики», «Палитра художника».
Материал и оборудование: формат бумаги 30х30 см, 2 вырезанных персонажа, примерно 10х10 см (веселый и грустный), гуашь, кисти, поролон, клей ПВА, палитра, салфетка.
План занятия.
Организационный момент. Проверка готовности к занятию
I этап занятия «Вхождение в настроение».II этап занятия «Расположение персонажа».
Игра «Я превращаюсь…». Ребенок в пантомиме или игре осваивает и закрепляет содержание художественного образа, проживание ситуации изнури.
Практическое задание, расположение персонажа в пространстве фона.
Сочинение названия.
Устраивается выставка в галерее «Грустного настроения» и «Веселого настроения» для детей и гостей.
Итог занятия, анализ и рефлексия.
Предварительная подготовка к занятию.
Рассматривая дома и на занятиях репродукции с картин художников или иллюстрации в книгах, а также фотографии, обращайте внимание на то, какое настроение ни несут, какие выразительные средства – цвет, мимика, поза, композиционное расположение – помогает передать это настроение.
Попросить ребят подобрать картинки с персонажами – веселый и грустный, вырезать их можно из открыток, журналов, календарей и т.п. попросить обратить внимание на персонажей русских сказок, мультфильмов и т.п., постараться воздержаться от героев Диснея, т.к. они не соответствуют настроению персонажа, его цветовому решению, даже если персонаж грустный, цвет одежды всегда яркий, веселый. Картинки необходимо вырезать по контуру персонажа, не должны быть очень большими (10х10 см).
Варианты картинок.
Ход занятия
I этап занятия «Вхождение в настроение»Сейчас грустили мы сами, а бывают ситуации, когда мы грустим вместе с кем-то, переживаем за кого-то и для нас это очень важно, эти герои живут в своих история. Мы можем узнать о них, если только прочитаем в книгах, сказках, стихотворениях.
-Знаете ли вы грустных героев, грустных по чертам своего характера и взгляду на мир?
Дети называют разных героев.
-Вы помните, какие грустные стихи всегда читал Пьеро из сказки «Буратино»? Может ли кто прочесть нам грустное настроение?
-А что еще бывает грустным? (Время года, погода, дождь, туман и т.п.).
-Что еще? Конечно музыка. Под музыку очень хорошо грустить и даже если у вас было веселое настроение, то, слушая грустную музыку, вы все равно задумаетесь и взгрустнете. Давайте представим себе под эту музыку грустную комнату. Как она будет выглядеть? Опишите обстановку, предметы вокруг.
-Где еще может быть грустно? (Одному вечером дома, в больнице, когда болеешь и т.п.).
-Вы заметили, что «грусть» у нас какая-то трагичная и несчастная, а ведь она может быть совсем другая – мечтательная, меланхоличная, и это все тоже грусть.
Давайте рассмотрим репродукции картин художников и поразмышляем, как художники отражали настроение в своих картинах. Какими выразительными средствами и в первую очередь цветом. Сюжеты на картинках, как вы успели заметить, разные. И природа, и животные, и даже абстрактные картины, но одно у них общее – это колорит. А как вы считаете, какой цвет у грусти? (коричневый, зеленый, серый, синий и т.п.).
Бывает. Что очень часто называют черный цвет, здесь необходимо пояснить, черный цвет в данном случае может использоваться в качестве отражения горя, страдания, несчастья, а мы выяснили, а мы выяснили, что грусть – это немного другое настроение.
Дидактическая игра «Палитра художника»
Игра используется для подбора колорита. Те цвета, которые называют дети, составить на палитре. Выложить кружочки разных цветов на верхнюю половину палитры. Проследить достаточно ли разнообразно ее содержание. Наше практическое занятие включает в себя выполнение двух упражнений «Зарисовки путешествия».
Путем подбора цветовых сочетаний, созвучных настроению выполнить первое упражнение «Грустный листочек бумаги» - создание цветовой гаммы из спокойных, приглушенных тонов.
Педагог показывает последовательность работы в материале, смешение цвета на палитре. Приемы нанесения краски с помощью разных способов печати поролоном – приманивание, растирание, закручивание. Наносить цвет на лист, используя выразительные композиционные приемы – ритм цветового пятна и линий.
Далее дети приступают к самостоятельной творческой деятельности. Смешивают цвета на палитре, создают фактуру. Педагог корректирует и помогает затрудняющимся ребятам. Может в это время завершить и свой рисунок.
Приложения
Приложение №1
Нетрадиционные техники рисования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Полазненская детская школа искусств»
«Применение изотерапии
в с детьми
с проблемами здоровья и развития»
подготовила
преподаватель изобразительного искусства
Полазна 2013
Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство развивает личность, расширяет общий и художественный кругозор ребенка, реализует познавательные интересы детей. Искусство является своеобразной формой эстетического познания действительности и отражает ее в художественных образах, позволяет ребенку ощутить мир во всем его богатстве и через виды художественной деятельности научиться его преобразовывать. В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами воспитания и обучения. Современная специальная психология и педагогика в значительной мере ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства гармонизации личности ребенка с проблемами его культурного развития.
В настоящее время в практике специального образования широко используется термин - арттерапия. Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на ребенка и проявляется в реконструировании психотравматической ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создание новых позитивных переживаний, рождение креативных потребностей и способов их удовлетворения.
Арттерапия включает в себя изотерапию - лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, произведениями изобразительного искусства.
Интересующее нас направление изотерапии – педагогическое – имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и на первый план выходят задачи развития, воспитания и социализации – это забота об эмоциональном самочувствии, психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Практическое значение применения техник изотерапии в образовании большое: участники приобретают ценный опыт позитивных изменений, постепенно происходит углублённое самопознание, гармонизация личности, личностный рост. Развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей, чувств, улучшается общая атмосфера в группе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций. Влияние изобразительной деятельности на эмоциональное состояние личности изучается специалистами разных профилей: педагогами, психологами, философами, художниками, психотерапевтами.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития положительных эмоций. Она позволяет почувствовать себя художником, осознать свой потенциал, изменить самооценку и с миром, с окружающими. Изотерапия широко используется в психокоррекционной практике. Она даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами. Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для таких детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.
«Художественное самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья детей, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребёнку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.
Изотерапия по форме организации может быть как индивидуальной, так и групповой. Изотерапия рассматривается как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.
Изотерапия может способствовать достижению следующих целей:
Дать социально приемлемый выход и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом “ выпустить пар” и разрядить напряжение; Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов; Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и пациент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают учителю изобилие информации о ребёнке, который сам может помогать в интерпретации своих произведений; Проработать мысли и чувства, которые ученик привык подавлять; Наладить отношения между учителем и учеником. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного приятия; Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками и картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм; Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах; Развивать художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
Кроме описанных эффектов, использование изобразительного искусства даёт дополнительные результаты, стимулируя воображение и помогая разрешить конфликты и налаживать отношения между участниками. Искусство приносить радость, и это важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или она является результатом осознания возможности развлечься, а то и подурачиться.
Существуют определённые чёткие правила проведения изотерапии
Обеспечить рабочее место. Определить вид работы. Сформировать цели и задачи. Создать спокойную, деловую обстановку. Пробудить интерес. Временной промежуток 30-40 минут. Менять формы занятий. Подведение итогов (никакой критики, не превращать выставку в соревнование, не должно быть победителей и побеждённых)
Самое главное: нужно учить детей доводить начатое дело до конца, очень плохо, если он бросает свою работу на полпути. Позволяя не доканчивать, недоделывать, мы воспитываем неуверенного человека.
Применяются: индивидуальное рисование, парное рисование, групповое.
Примерные темы для занятий по изотерапии
1. Я дома. Свободный рисунок. Каждый ребенок рисует себя дома, все, что он хочет, как он представляет себя дома. Затем рассказывает, что он нарисовал, почему он нарисовал именно это, кому он хочет показать этот рисунок дома.
2. Мои родители. Каждый ребёнок рисует своих родителей. Никаких дополнительных инструкций ему больше не даётся, но затем педагог анализирует, как нарисованы родители, какого они размера, вместе они стоят или отдельно, кто из других членов семьи нарисован и т. д. Данный рисунок - показатель внутрисемейных отношений.
3. Я в будущем. Свободное рисование рисунка. Когда вырастет, кем хочет стать, кем работать, какой он будет большим. После того, как рисунки готовы, всем вместе поговорить о том, какие профессии существуют, кем работают родители детей.
4. Что я люблю. Совместное рисование. Рисуют дети в группах на одном листе. Что каждый из них любит (делать, есть, читать, играть и т. д.). Затем педагог говорит, что получились общие работы, на которых нарисованы любимые занятия наших детей, давайте посмотрим, что любят наши ребята (должен состояться разговор по работам).
5. Чего я боюсь. Свободное рисование на тему, когда рисунок выполнен, ребёнок говорит, он нарисовал, а затем раскрашивает свой рисунок яркими красками и делает рисунок радостным (дорисовывает глаза, улыбающийся рот), пока то, что он нарисовал, не начнет ему нравиться.
Вариант этого занятия – рисунок по кляксам (приготовленным заранее педагогом) – ребёнок дорисовывает эту кляксу до чего-то конкретного, а затем делает её весёлой, радостной.
6. Любовь. Ребята под лирическую музыку рисуют любовь, как они понимают это состояние, чувство, обязательно рисуют красками. Педагог помогает детям вопросами, какого цвета любовь, какая она - любовь, кого вы любите, как вы любите, кто любит вас и т. д.
7. День рождения. Педагог даёт инструкцию: «Сегодня мы поиграем в день рождения. Давайте нарисуем стол, на столе именинные свечи, вокруг стола нарисуем стулья - кружочки. Выберите стул, на который сядешь ты. Этот стул надо отметить звездочкой или снежинкой (мальчик выбирает звездочку, а девочка - снежинку). Кого ты хочешь посадить рядом с собой, с одной стороны, с другой стороны (всех можно обозначать буквам: м-мама, п - папа, б - баба и т. д.)». Ребёнок должен заполнить все стульчики.
8. Радость, праздник. Совместное рисование. Все вместе (или лучше 2-3 подгруппами) дети рисуют на большом листе бумаге радость и праздник. Лист бумаги педагог готовит заранее - он ставит на листе много разноцветных клякс. Задача ребят нарисовать праздник, используя эти кляксы - помощники. Можно включить радостную, торжественную музыку. Затем все смотрят на получившиеся рисунки и говорят, что они чувствуют, какие чувства у них возникли, когда они рисовали.
9. Как я помогаю маме. Сюжетный тематический рисунок. Дети рисуют любыми средствами, педагог анализирует что нарисовано, как соотносятся предметы и т. д.
10. Как я помогаю папе. Рисунок из кляксы – педагог готовит на каждого ребёнка листочек с кляксой. Дети рисуют любыми средствами на этом листе, дорисовывая эту кляксу до определенной темы – как он помогает папе дома.
11. Мои домашние животные. Нарисовать своего домашнего животного, если он есть, или того домашнего животного, кого бы ребёнок хотел иметь у себя дома. После окончания работы поговорить с детьми об их любимых домашних животных, как они с ними общаются, что они любят делать, что кушать, кто за ними дома убирает, помогают ли ребята ухаживать за домашними животными.
12. Моя семья. Свободное рисование. Ребёнок рисует, как он представляет свою семью, слово семья не объясняется.
13. Кто живёт в земле. Свободное рисование. Каждый ребёнок рисует на данную тему все, что он знает, что может и что хочет. Затем по возможности каждый ребёнок говорит, кто живет в земле, кого из насекомых видел, где он их видел.
14. Кто живёт в воде. Вся группа рисует на одном не очень большом листе бумаги. Каждый занимает место возле листа, и все дети вместе рисуют подводный мир (это может быть океан, аквариум, озеро и т. д.). Можно распределить роль каждого: кто рисует рыбок, кто камешки, кто и т. д. Можно всё это не рисовать, а сделать рыбок и водоросли из цветной бумаги, камушки и ракушки приклеить настоящие, красками закрасить фон – воду. Коллективный труд вывешивается и читается рассказ о подводном мире.
15. Кто умеет летать. Коммуникативное рисование. В группе организуются подгруппы и в каждой подгруппе на одном большом листе все вместе дети рисуют небо. А затем на этом небе не разговаривая, каждый ребёнок рисует свою птицу, которая умеет летать. Можно включить фоном музыку «Звуки неба» с птичьими голосами. После окончания работы ребята рассказывают, что они чувствовали, когда рисовали.
16. Животные. Дополнительное рисование. Каждый ребёнок, сидя в общем кругу, на своем листе, начинает рисовать какое - либо животное, по своему замыслу, затем каждый передаёт свой лист соседу справа и, получив лист от соседа, слева дополняет рисунок другого, стараясь понять, кого начали рисовать на этом рисунке. Так все рисунки проходят круг, пока не дойдут до своего хозяина. Получив свой рисунок, ребёнок говорит, кого он хотел нарисовать, и кто получился, почему, какое животное у него появилось. Заканчивается занятие выставкой животных и рассказом педагога и детей о том, какие животные бывают на свете.
17. Мой дом. Каждый ребёнок рисует свой дом, как он его себе представляет. После окончания рисунка, педагог просит ребят рассказать, какой у них дом, нравится ли он им, что им нравится в своём доме, кто живёт в их доме.
18. Дерево. Свободное рисование. Ребёнок рисует дерево, любое какое он хочет, как он его себе представляет. Затем все готовые деревья педагог вешает все вместе и получается целый лес. Начинается разговор, что такое лес, какой лес у нас получился (смешанный), какой ещё бывает лес, кто был в лесу, что вы чувствовали в лесу и т. д.
Упражнения и приемы изотерапии на снятие мышечного напряжения:
Рисование пальчиками – пальчиковая графика; рисование ладошками; рисование комочками мятой бумаги, полиэтилена и т. п.; выполнение папье-маше; украшение рисунков липкими блестками; выполнение коллажей из различных мелких материалов.
Рисуночное письмо
Написать (подобно древним людям) с помощью рисунков короткое письмо, адресованное вашему соседу по парте или лучшему другу:
«позвони мне сегодня», «приходи ко мне на чашку чая», «пойдём сегодня прогуляться по парку» и т. д.
Я – герой любимой сказки
Выберите иллюстрацию к сказке, которая вам больше всего нравится, определите, каким героем в этой сказке вы хотели бы быть. Теперь вырежьте с вашей фотографии лицо и наклейте на этого персонажа. Попробуёте ощутить эмоции и характер этого героя.
Лепка из солёного теста
В одном городе жил мастер-кондитер. Он выпекал булочки и калачи, плюшки и пончики, крендели и завитушки. Однажды он захотел изготовить из теста такое изделие, которое никогда никто не делал. Сначала он придумал своему будущему творению название, а потом принялся за работу. Попробуйте вылепить из пластилина, то, что задумал мастер-хлебопёк. А называется его изделие так:
РОМБУШКА ПИРАМИНДЕЛЬ КОНУСЕЛЬКА
ШАРОВАЙ ЦИЛИНДРОН
Взаимодействие с бумагой
Используя бумагу, создайте объёмную композицию или скульптуру. Можно пользоваться ножницами, клеем, скотчем и пр. Варьировать это задание можно как тематически, так и инструментально, например:
Передавайте по кругу лист бумаги и пусть участники делают с ним всё, что захочется (мять, рвать, вырезать, склеивать и пр.);
Создайте или вырежьте фигурки из бумаги и обыграйте рассказ, историю;
Используйте для создания композиции туалетную бумагу;
Используйте для создания композиции обёрточную бумагу, картон (гофрированный, цветной и пр.), пакеты, коробки, обёртки от конфет и пр.
Используйте для создания объёмной композиции газеты, журналы.
Рисунок на мятой бумаге
Используйте в качестве основы для рисунка мятую бумагу. Предварительно изомните её хорошенько и настройтесь на работу. Рисовать при этом можно красками или карандашами (мелом), можно оборвать края рисунка, оформив его в виде овала, круга и т. д.
Рисование на мокрой бумаге
Намочите лист бумаги и нанесите с помощью (либо порошка) рисунок, можно использовать распылитель. Следует поэкспериментировать с цветами, наблюдать, как они смешиваются, растекаются, и замечать какие чувства возникают при этом. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно групповое взаимодействие, обмен впечатлениями.
Эксперименты с цветом
1) Используя один цвет, попытайтесь, изображая им разные формы и линии, исследовать его смысловые значения;
2) Выберите цвета, которые вам наиболее или наименее предпочтительны в данный момент; те, что отражают ваши положительные и негативные стороны характера;
3) Подберите два или три цвета, составляющие гармоничную группу;
4) Используя большую кисть, с закрытыми глазами создайте изображение на листе или закрасьте его, попытайтесь увидеть образ или оценить особенности изображения. Затем создайте такое же изображение, используя другой цвет.
Каракули
Свободно водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой-либо цели и замысла и передайте партнёру, который должен будет создать из них образ и развить его.
Варианты: затем поменяйтесь с партнёром трансформированными каракулями и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное изображение, затем обсудите вместе ваши ассоциации, связанные с рисунками друг друга,
После завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ.
Монотипии
Создайте изображение густыми красками на стекле, а затем отпечатайте рисунок на бумагу, рассмотрите образы, развейте их, обсудите в группе.
Отпечатки
Используйте любые предметы и поверхности для изготовления рисунка из их отпечатков. Предметы могут быть найденными на природе, принесёнными участниками группы из дома, найденными в классе для занятий.
Техника раздувания краски
Нанесите на лист бумаги краску с большим количеством воды, используйте различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуйте через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ.
Чернильные пятна и бабочки
Капните чернилами на тонкую бумагу и сверните лист трубочкой или сложите пополам, разверните лист и преобразуйте увиденный образ. Обсудите результаты работы в группе, найдите наиболее понравившиеся вам изображения других участников.
Цель: раскрытие потенциальных возможностей человека, предполагает большую степень свободы, является эффективным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. Кроме того, при изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Эффективным является включение в коллаж рисунков, личных фотографий участников.
Список использованной литературы:
1. Бережная направления и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества. - Москва: ИХО РАО, 2006.
2. Вальдес Одриосола. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: методическое пособие.- Москва: ВЛАДОС, 2007.
3. Киселева в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми.- Санкт - Петербург: Речь, 2007.
4. Кожохина и развиваемся с помощью искусства.- Санкт - Петербург: Речь, 2006.