Главная » Анатомия еды » Богиня мертвых в мексике. Как отмечают праздник мертвых в Мексике? Календарь празднования дня Мертвых

Богиня мертвых в мексике. Как отмечают праздник мертвых в Мексике? Календарь празднования дня Мертвых

Второй раз нам посчастливилось оказаться в Мексике в то время года, когда отмечается День Мертвых — 1-2 ноября. Но даже во второй раз я с нетерпением ждала этот день, чтобы погулять по украшенному цветами городу и пофотографировать алтари и раскрашенные лица. Но в этот раз захотелось понять о чем же этот праздник и почему он празднуется именно так.

9 интересных фактов о Дне Мертвых в Мексике

  1. Dia de los Muertos — мексиканский праздник, родившийся от смешения Испанских католических и мезоамериканских традиций. Считается, что один раз в год духи умерших возвращаются на землю, чтобы навестить живых. И вместо слез и плача, тут предпочитают встретить духи с радостными улыбками. Здесь верят, что рождение и смерь — неотъемлемые части жизни, поэтому празднование Дня Мертвых в какой-то мере это празднование жизни. На День Мертвых нет страшных костюмов, а украшения всегда яркие и веселые.

    Алтари делают из цветов и различных семян (фасоль, кукуруза, рис)

  2. День Мертвых длится целых 3 дня, а иногда и дольше! Все начинается 31 октября, когда сооружаются алтари и делаются подношения, дети наряжаются в костюмы и даже иногда получают сладости (хотя это недавнее нововведение и скорее пришло из американского хеллоуина). 1 ноября в католичестве отмечается День Всех Святых, а в Мексике в этот день поминают души ушедших из жизни детей. А уж официальный День Мертвых, 2 ноября, посвящен погибшим в текущем году взрослым.

    Мальчишки несут картонный гроб:)

    Яркие алтари на площади

  3. День Мертвых в Мексике — очень серьезный праздник. Это не Хеллоуин с костюмами и конфетами (против которого я лично ничего не имею). И даже, если этот праздник кажется веселой вечеринкой, все-таки это день, к которому мексиканцы относятся с большим уважением. В эти дни семьи собираются вместе, вспоминая ушедших из жизни родственников, и в один из дней (в этом году 3 ноября) никто не выходит на работу.

    Вечером зажигаются сотни свечей!

    С наступлением темноты празднества только начинаются

  4. Один из символов Дня Мертвых — Катрина (скелет в европейском платье и шляпе) — изначально была карикатурой на коренных мексиканских индейцев, которые пытались европеизироваться, но постепенно всем полюбилась и стала главным женским символом и костюмом на День Мертвых.

    Фото с сайта www.queconque.com.mx

    Сейчас Катрина — это единственный костюм для девочек и женщин на День Мертвых

  5. А вот черепушки на Дне Мертвых пришли от ацтеков и майя, которые также отмечали этот праздник, и одним из символов его были черепа, олицетворяющие смерть и возрождение.

    Черепа есть на каждом алтаре

    А на некоторых даже скелеты:)

  6. А как насчет “sugar skull”? Для кого-то это замысловатый принт на футболке, для другого — разрисованное на Хеллоуин лицо. Но оказывается, все эти узоры пришли из давней традиции украшать и разрисовывать сахарные черепушки, которые на самом деле сделаны из сахарного тростника! Так что разноцветные черепушки полностью съедобны (хотя и на любителя)!

    Фото с сайта www.escapehere.com

    Яркий алтарь в центре города

    Импровизированное кладбище перед главным собором Сан-Мигеля

    Каждый алтарь уникален и сделан вручную

  7. Традиционное лакомство на этот праздник — Pan de los muertos (хлеб мертвых) — сдобная булочка определенной формы.

    Фото с сайта www.negocilibre.com

    Детям очень нравится рассматривать яркие декорации

  8. Ну и традиционные оранжевые маргаритки — непоколебимая символика Дня Мертвых. Кажется, что откуда ни возьмись весь город оказывается вдруг оранжевым! А Сан-Мигелю этот цвет особенно идет, ведь город построен в оттенках, которые с маргаритками идеально сочетаются — желтый, оранжевый, бордовый, коричневый.

    Маргаритки на главной площади города

    Пожилые американки в костюмах Катрины

    Для украшения используются живые цветы

    Последние штрихи

    Все алтари очень красивые, хорошо, что не приходится выбирать лучший

    Вот так отмечается День Мертвых в Мексике. В каждом городе празднования могут отличатся, да что там — даже в том же городе каждый год появляется что-то новенькое, поэтому заскучать не получится. Вот мы в том же Сан-Мигеле, и все было немножко по-другому. В этом году было гораздо больше всяких мероприятий — парад Катрин, экскурсия на кладбище, мастер-классы для детей, специальные ужины в ресторанах и вечеринки у бассейна.

«День Мертвых» («Dia de los Muertos») в Мексике считают одним из самых экзотичных и впечатляющих праздников на земле. В течение двух дней празднования мир "становится" с ног на голову: ночью никто не спит и все от мала до велика идут на кладбища, чтобы побыть в образе покойника.

Смерть не финал, а начало счастливой жизни

Отношение к смерти у мексиканцев принципиально иное, чем у европейцев. Здесь верят, что с приходом смерти жизнь не обрывается, но продолжается в ином мире полном счастья. Поэтому даже поминовение усопших окрашено для людей весельем: считается, что именно в "День мёртвых" самые близкие родственники способны посетить свои семьи, вспоминающие о них в этом мире.

О мексиканском дне мертвых – история праздника

Истоки данного праздника лежат в религии исконных жителей Мексики – ацтеков, тольтеков, майя и других народов. До прихода европейцев на континент, здесь были распространены практики обращения к загробным силам и воскрешения мертвых. Культ предков, например, воплощался в том, что черепа умерших членов семьи хранили в домах, пили из них ритуальные напитки по особым датам. Летом на период около 30 дней наступала череда принесения кровавых жертвоприношений, благодаря которым должно было продолжаться существование нашего мира. Покровительницей покойных в ином мире считалась богиня Миктлансиуатль.

Симбиоз католичества и языческих обрядов

Едва столкнувшись с этими обрядами, колонизаторы-испанцы были поражены: в глазах истинных христиан эти язычники в своей дикости даже не ведали, до какой степени кощунственны! По мере завоевания земель и установления на них нового порядка началось и распространение католичества, однако новая религия не сумела на корню вытеснить предыдущую: вместо этого было положено начало необычному симбиозу. Да, жертвоприношения устранили, а длительность празднований сократили всего до пары дней - однако христианская скорбь о почивших не встала на место радости, как и крест не заменил собой ярких церемониальных черепов.

Когда празднуют день мёртвых в Мексике?

Согласно сложившейся традиции, мексиканцы отмечают "День мёртвых" 1 и 2 ноября. Празднование охватывает всю страну от мала до велика. Поверье гласит, что в эти дни потусторонний мир распахивает свои двери, чтобы покойные могли встретиться со ждущими их живыми. Вот почему почившим близким готовят вкусные блюда, размещают их фото, украшают жилища яркими черепами – проводниками духов предков. Неотделимая часть праздника - образ "Катрины": скелета женщины, который одевают в красочное платье и широкополый головной убор. В ней в превращённой форме дожила до наших дней богиня смерти Миктлансиуатль.

Празднуют масштабнее, чем Рождество

Празднуют день мёртвых мексиканцы гораздо масштабнее, чем Рождество. В некоторых районах Мексики столь сильно ждут праздник, что его начало переносят на 31 октября.

Официальный праздник – никто не работает

Но именно 1 и 2 ноября – даты национального празднования на официальном уровне: они объявляются выходными, государственные учреждения не работают.

Эти два дня имеют разный смысл:

1 ноября - «День маленьких ангелов» («Día de Angelitos»), он отводится светлому вспоминанию почивших новорождённых и детей в целом.

Улыбающийся череп – символ дня мертвых в Мексике

Череп – национальный символ праздника поминовения предков. Его изображают везде: на поверхностях стен, дверей и окон, на асфальтовом покрытии, на предметах одежды. Правило одно: череп рисуют яркими красками, и он улыбается. Так выражают радость, которую покойные предки привносят в наш мир.

Череп-сувенир

Туристам и гостям в эти дни часто дарят подарки: черепок или гробик, где написано имя одариваемого. Воспринимать это надо как подарок от чистой души, потому что ими же одаривают настоящих друзей, а также родственников. Ещё один необычный образ - пирамиды из черепов, которые ацтеки называли «цомпантли»: некогда их сооружали из голов побеждённых, а теперь они часть праздника и не символизируют угрозу.

Главные наряды праздника: скелет и маска-череп

Люди на улицах переодеты в скелетов или рисуют маску-череп на своём лице. Круглые сутки открыты ярмарочные площадки, где продают мини-скелетов, керамические черепа, черепа-свечи, сладости в виде гробов и прочие сувениры. Громадного размера черепа устанавливаются на городских улицах.

Как отмечают день мёртвых в разных городах Мексики?

За прошедшие столетия в разных районах Мексики успели сложиться несколько различные традиции этого праздника. Например, в городе Оахака-де-Хуарес событие достигает масштаба карнавала, сравнимого с бразильским. В дневное время улицы пусты, тогда как с приходом ночи песнопения гитаристов-марьячи и духовые инструменты служат аккомпанементом для «танцующих скелетов». Люди в костюмах потусторонних существ и туристы смешиваются в карнавальной толпе: шествия организуются без какого-либо плана, тут и там. Кто угодно может влиться в это пёстрое месиво и бродить до рассвета 3 ноября.

Более экзотический даже по меркам мексиканцев формат праздник приобрёл в городе Помучь. Местные жители куда меньше поддались влиянию католицизма, поэтому стоят ближе к аутентичным традициям ацтеков. Когда наступает "День мёртвых", они выкапывают то, что осталось от почивших близких, очищают кости от слоя плоти, или полируют кости, обработанные в прошлые годы. По этой причине особенно чувствительным гостям из других стран не советуют посещать местные кладбища в канун праздника.

Долгая подготовка к празднованию дня мёртвых

Задолго до начала праздника в ученики школы, студенты и просто добровольцы начинают подготовку: делают костюмы скелетов, маски, куклы в рост человека; музыканты репетируют, а художники планируют, как украсить алтари.

Само украшение алтарей начинается перед праздником, потому что требуются живые цветы: знакомые нам жёлто-оранжевые бархатцы. В Мексике их именуют «цветком мертвых» - они помогают открыть проход между мирами, через которые покойные и пройдут в наш мир обратно. Алтари подобного типа устанавливают во всех домах, супермаркетах, кафе, публичных местах и т.д. Накануне праздника помимо цветов у них размещают разные фрукты, горящие свечи, тамале (особая мексиканская еда), игрушки (в память детей), алкоголь (в память взрослых). Необходимый компонент - вода: мексиканское поверье гласит, что переход в наш мир отнимает у душ много сил, восстановить которые они могут лишь простой водой и особым сладким "хлебом для мёртвых".

В жилищах приготовляют еду, любимую покойными при жизни, а также заправляют кровать: считается, что на ней отдохнёт прибывший дух. Семьи и близкие собираются в жилищах с радостным настроением и ожиданием встречи.

Возможно, вам будет интересно:

Бесшабашный праздник, всепроникающее веселье и тысячи оживших мертвецов заполонили город — ничего удивительного. Это Мексика отмечает Dia de los Muertos (День Мертвых).

Все переворачивается с ног на голову. Ночь станет днем, кладбище — самым популярным местом в городе, живые нарядятся мертвыми, а усопшие — оживут.

Исторически так сложилось, что в Мексике совсем другое отношение к смерти, нежели в привычной нам Европе. Смерть для них не конец, а продолжение жизни в ином мире. Мертвых здесь не поминают, а встречают с радостью. Ведь это единственный день, когда любимые родственники, покинувшие этот мир, могут навестить их.

Dia de los Muertos: история

Празднование Дня мертвых своими традициями уходит еще к древним ацтекам и майя. Система их верований была прочно связана с ритуалами смерти и воскрешения. Еще до завоевания Мексики испанцами, ацтеки хранили у себя дома черепа родственников и использовали их в символических церемониях.

Летом, на протяжении одного месяца устраивался разгул в виде череды кровавых жертвоприношений, тем самым отдавалась дань уважения мертвым, загробному миру и его покровительнице — богине Миктлансиуатль.

Уже первым завоевателям Мексики казалось, будто ацтеки в своих обрядах насмехаются над смертью. Ритуалы посчитали кощунственными. Коренное население Центральной Америки принудительно обращали в католицизм, но их традиции было не так просто искоренить. Конечно удалось отменить кровавые жертвоприношения и сократить месячный разгул до 3-х дней. Но заменить радость на скорбь, а череп (один из главных символов Day of the Dead) на крест не вышло.

Когда отмечается День мертвых в Мексике

Языческий праздник попытались максимально вписать в христианский канон. Ранее Dia de los Muertos отмечали на 9-ом месяце ацтекского календаря, но его перенесли на 1-2 ноября, когда католики празднуют День всех Святых и День всех усопших. Иногда отмечать его начинают раньше, 31 октября.

Dia de los Muertos — национальный праздник в Мексике, так что эти дни считаются выходными, школы и предприятия не работают.

  • 1 ноября — День маленьких ангелов (Día de Angelitos), когда почитают усопших детей и младенцев.
  • 2 ноября — собственно сам Día de los Muertos, когда поминают умерших взрослых.

Традиции Day of the Dead

По верования мексиканцев считается, что мертвые продолжают жить в загробном мире — Миктлане, а смерть лишь переход от одной жизни к другой. И спустя год после смерти усопшие возвращаются в свои дома, чтобы ощутить радость жизни, повидаться с родственниками и друзьями, получить то, что любили.

В крупных городах к Dia de los Muertos готовятся за несколько месяцев. В школах, институтах и местных сообществах начинают изготавливать маски и костюмы, ростовые куклы. Музыканты ежедневно репетируют. Рисуется дизайн алтарей, заказываются грузовики свежесрезанных цветов.

Алтарь и подношения

Алтарь из желтых бархатцев — это символическая дверь между мирами, которая призвана помочь душам побывать дома. Сам цветок часто называют цветком мертвых — flor del muerto. Алтарь должен стоять в каждом доме. В последние годы их устанавливают даже на площадях, в школах, магазинах и ресторанах, больницах, отелях и аэропортах.

К алтарю возлагаются подарки: цветы, свечи, тамале (блюдо из кукурузной муки), фрукты, игрушки для детей, алкоголь для взрослых. Обязательные атрибуты — вода, так как духов мучает жажда после путешествия, и специальный сладкий хлеб мертвых (pan de muertos).

Женщины целый день готовят еду, которую больше всего любили усопшие. В домах заправляется кровать, на которой умершие могли бы отдохнуть. Друзья и родственники собираются вместе для радостной встречи с покойными.

Черепа, скелеты и прочее

В преддверии праздника мертвых прилавки магазинов заполняются миниатюрными черепами, скелетами и гробами, которые сделаны из шоколада, глины или картона. На витринах они часто стоят пирамидками, отдаленно напоминая ацтекские цомпантли — стены из черепов побежденных, как символ неразрывной пары смерти-жизни.

Черепа и скелеты повсюду: в окнах, дверях, на улицах, нарисованы на одежде, стенах и асфальте. Часто они улыбаются, выполнены в ярких жизнерадостных цветах. Вам даже могут подарить череп или гроб с вашим именем, не удивляйтесь — это от всей души. Их принято дарить родственникам и друзьям. А дети вообще могут лакомиться эдакими чупа-чупсами в виде черепов.

Калавера Катрина

Скелет, облаченный в богатую женскую одежду с широкополой шляпой, также один из неизменных символов Дня мертвых. Некоторые считают, что именно так должна была бы сейчас выглядеть богиня Миктлансиуатль. Но на самом деле этот символ пришел из гравюры художника Хосе Гуадалупе Посады — La Calavera de la Catrina (1913 год). Художник стремился показать, что богатые и успешные также подвержены смерти. Но так или иначе, со временем образ Катрины прочно вошел в атрибутику Дня мертвых.

Гравюра: Хосе Гуадалупе Посада

Посещение кладбища — кульминация праздника

Парковки возле кладбища заняты на километры вокруг, а люди стекаются к нему плотным потоком.

Могилы приводят в порядок. Их усыпают лепестками, венками и букетами из желтых бархатцев, украшают свечами, приносят любимую еду и напитки покойного, его фотографии. Здесь же устраивают пикник и танцы под музыку мариачи.

Ночной поход на кладбище — не грустное событие, а долгожданная встреча с родными, возможность провести с ними время, а заодно и повеселиться, хорошо поесть и выпить в кругу родных и друзей. Возле каждой могилы семейная идиллия. Мужчины беседуют, женщины суетятся возле закусок, старшие родственники рассказывают смешные истории из жизни покойного, наряженные дети играют, а младенцы спят на руках родителей.

Парад мертвецов

И тем не менее, традиция задушевных ночных посиделок на кладбище скорее присуща жителям небольших городов и сел. А вот в крупных полисах все чаще устраивают настоящий карнавал.

В Оахака-де-Хуарес Dia de los Muertos устраивают с большим размахом. Это город танцующих скелетов, ярких черепушек, духовых оркестров и мариачи.

Пустынный днем город ближе к ночи внезапно заполняется бродячими оркестрами. Классические и народные инструменты создают невероятный музыкальный микс мотивов, которые и мертвого поднимут из могилы, а уж живых заставят плясать всю ночь.

За оркестрами собираются длинные шествия ряженых и просто зевак — это так называемая компарса. Удивительно, но такое шествие возникает спонтанно и не имеет ни четкого маршрута, ни расписания. Вы в любой момент можете примкнуть к пляшущей толпе и в музыкальном безумстве нарезать круги по городу.

Карнавал проникает всюду. Но очищающее разум безумие уйдет с первыми лучами солнца 3 ноября, до следующего года.

Региональные отличия

В наше время размах празднования Дня мертвых в некоторых местах Мексики затмевает собой Рождество. Но традиции часто варьируются от региона к региону. Мы вспомним о них лишь вкратце.

В Оахака-де-Хуарес отдают предпочтения карнавальным шествиям.

В долине Мехико — доминирует украшение алтарей и домов усопших.

В городе Помучь еще соблюдают традиции более характерные для доколумбовой культуры. Здесь каждый год эксгумируют останки своих близких и очищают от плоти, а в последующие годы и протирают. Следующее видео слабонервным не смотреть .

В районе Тлахуак в г. Мексика сохранили сельские народные традиции. Именно здесь вы сможете увидеть одно из самых ярко украшенных кладбищ.

В Окотепеке устраивают огромное количество жертвоприношений. А от домов, где за последний год умерли люди, до кладбища ведет дорога устеленная цветами.

Хеллоуин и День мертвых

Оба этих праздника проводятся практически в одно время, и на первый взгляд имеют много похожего. И Хеллоуин, и День мертвых произошли из ранних культур и позднее смешались с христианством. Также оба основаны на вере в то, что в эти дни мертвые возвращаются в мир живых. Весьма похожа и атрибутика с символами смерти. Но на этом общие черты заканчиваются.

Хеллоуин — это скорее страх смерти. Праздник изобилует отрицательными персонажами: демонами, ведьмами, вампирами, зомби и так далее. Маски надевают, чтобы злые духи приняли живых за своих и не причинили им вреда.

А День мертвых — это скорее любовь к близким, радость встречи с усопшими, их почитание. В Dia de los Muertos смерть — это то, что нужно отмечать, а не бояться.

Прошлый пост про историю Катрины был неким экскурсом в древнюю историю Мексики и закончился 1947 годом, а следующей важной датой в создании современного праздника стали 1960-е годы, потому что именно в это время мексиканское правительство в культурных и политических целях решило сделать День Мертвых национальным праздником и распространить традиции на всю страну.

Дело в том, что этот праздник первоначально в Мексике имел большое значение только в южных ее частях, а также в соседних Белизе и Гватемале, там, где когда-то существовали древние индейские цивилизации майя и ацтеков.

Более того, этот праздник до такой степени был связан с местными локальными обычаями, что даже местные названия у него могли быть разными. На полуострове Юкатан его называли Ханал Пиксан (Hanal Pixan на языке майя "Путь души через сущность пищи"), в горах Мичоакан его называли Джимбанква (Jimbanqua), а в штатах Сан-Луис-Потоси, Идальго и Южной Оаксаке использовали название Ксантоло (Xantolo). А вот на севере Мексики, где индейцы больше напоминали североамериканских, то есть кочевников, День Мертвых как-то особо не был популярен и не праздновался.

В 1960-e годы в мире, как известно, рушилась колониальная система, страны во всем мире обретали независимость и национальное самосознание.

И хотя Мексика в то время уже была независимой страной, с национальным самосознанием возможно были некоторые проблемы.

Лично мне кажется, что мексиканцам не хотелось выглядеть потомками варваров-дикарей, какими их в свое время описывали испанцы. Мексиканцам хотелось выглядеть потомками многовековой цивилизации с собственными корнями, культурной идентичностью и традициями.

И какой-то национальный праздник или праздники могли стать базисом для такой вот объединяющей страну идеи o мексиканской цивилизации.

Видимо, Дня Независимости Мексики было недостаточно, а День Мертвых был связан с древней индейской цивилизацией, жившей на территории Мексики до прихода испанцев и имел явно выраженный культурный фон, уходящий в века. И он был объявлен национальным праздником.

И теперь это любимейший национальный праздник, посвящённый памяти умерших, в который по поверью души умерших родственников посещают родной дом. Для того, чтобы их встретить как можно более радушно, семьи сооружают алтари в честь покойных родственников, как дома, так и на кладбище, украшают их черепами из сахара (напомню, что у древних ацтеков череп умершего часто хранился дома, как жилище души TONALLI, которая отвечала за любовь и огонь, об этом было в предыдущей части), любимыми продуктами и напитками умершего, свечами, игрушками и цветами, в первую очередь оранжевыми бархатцами.


Сахарные черепа



Украшение могилы на кладбище

С точки зрения значимости и денежных трат это самый главный мексиканский праздник года, семьи часто тратят все свои заработки за пару месяцев, чтобы соорудить приличный алтарь, за который не будет стыдно, и который покажет пришедшим в гости умершим родственникам, как их в семье помнят и любят.


Алтарь для умершего

Еще в Мексике есть традиция, по крайней мере в деревнях, одеваться в одежду умерших и мазать лицо белой краской, чтобы пришедший в гости умерший родственник не чувствовал себя как-то уж сильно "другим" со своим черепом вместо лица. И нарядные костюмы часто называют "Щеголеватый скелет" или "Элегантный череп", в связи с чем эти слова сейчас являются синонимами для Катрины.


Алтарь для умершего

А еще популярно устраивать гуляние с компарсами.

Компарса (Comparsa) — это в испанском и латиноамериканском мирe группа самодеятельных артистов, певцов, музыкантов и танцоров, которые принимают участие в каких-то народных гуляниях, часто каких-то специфических карнавалах.


Компарса на ходулях во время празднования Dia de Los Muertos

Как я уже писала в предыдущем посте, на День Mертвых в Мексике популярно придумывать и читать литературные калаверы - шуточные поэмы - эпитафии в честь умерших. Кроме того Мексика, это страна мариачи и очень красивой музыки. Так вот в мексиканской культуре существует огромное количество песен, исполняемых специально на День мертвых, так же как в англоязычных странах существует огромное количество песен, исполняемых специально на Рождество.

И раз уж я взялась знакомить тут народ с мексиканской культурой и этим конкретным праздником, то выложу я некоторые самые известные из этих песен, исполняемых на День Мертвых.

Автор песни La Llorona (Плачущая женщина) неизвестен, но создана она где-то на перешейке Техуантепек в Оахаке. Песня рассказывает историю любви и боли в стиле, характерном для времён мексиканской революции.

История La Llorona отсылает к легенде о мексиканской богине Чихуаатль, которая как-раз перед прибытием испанцев, зная ужасающее будущее своих мексиканских детей, которое ждало их после завоевания испанцами, громко рыдала на стенах Теночтитлана, и ее крик был услышан

Песня La Bruja была написана Хосе Гутьерресом и братьями Очоа и рассказывает о незамужней женщине, которая пыталась найти себе мужчину и завладеть им. За этой песней стоит легенда о женщине, известной как "Ведьма из Уастеки", очень популярная в Веракрусе.


Песня "El día de Muertos" или "День мертвых" очень хорошо передает идею о том, как индейцы относились к смерти, рассказывая о боли, вызванной безответной любовью. Это одна из самых популярных романтическиx мелодий в песенных книгах "pireris", которая всегда исполняется на праздник

Песня "La Calaca" ("Скелет"), которая была написана Хосе Эрнандесом и увековечена Ампаро Очоа, рассказывает о том, что происходит на крупнейшем кладбище Мехико Сити "Пантеоне Долорес". Она повествует о различных событиях, происходящих вокруг смерти и калаки. У мексиканцев есть выражение se lo (la) llevó la calaca - его забрала калака/скелет, что означает, что человек умер, смерть его забрала.


Песня "Viene la Muerte Echando Rasero" рассказывает о том, что цвет кожи, раса, религия, возраст или что-то еще не имеют значения перед лицом смерти, смерть настигнет каждого из нас и в конце концов мы все там будем.

Ну вот такие популярные песни поют на народных гуляниях в Мексике во время празднования Дня Мертвых.

B большинстве деревень и мелких населенных пунктов Мексики компарса — это просто группа местных жителей без каких-то сногсшибательных театральных или вокальных талантов. Это в чистом виде народное гуляние с художественным исполнением именно на уровне самодеятельности.

Однако, в Мексике есть туристические места, где компарсы сделали более профессиональными и коммерческими именно в целях привлечь туристов. В частности, одним из таких очень известных мест является город Оахака, где выступление компарс называют фестивалем.

А вот так выглядит компарса в городе Темпоаль-де-Санчес

Эти два видео - традиционные выступления компарс. То есть традиционно никаких тебе специальных парадов и шествий специальной колонной на кладбище или еще куда-то. В конце-концов посещение кладбища - дело личное и семейное, колонной туда не маршируют. Сцена (площадь в центре города/деревни) для выступлений, народные танцы, народные костюмы.

Так традиция карнавала-парада во главе с Катриной откуда взялась?

В эти дни устраивается карнавал, готовятся сладости в виде черепов, делаются специальные фигурки одетых женских скелетов — Катрина, то есть модница, франтиха (исп. La Calavera de la Catrina).

В 2004 году студенты Национального автономного университета Мексики выстроили из 5667 сахарных, шоколадных и карамельных черепов стену, что на 2667 черепов превышает прежнюю стену. Стена занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

Ко дню мертвых украшают кладбища лентами и цветами, дороги к домам умерших их родственники заставляют свечами, чтобы покойник мог найти дорогу домой.

День мертвых стали отмечать на территории современной Мексики ещё древние народы, такие как ольмеки и майя. По мнению ученых ритуалы, связанные с почитанием умерших отмечались ещё 2500—3000 лет назад. В период до испанской колонизации местные жители часто держали в домах настоящие черепа умерших — как своеобразную семейную реликвию, их часто демонстрировали во время различных ритуалов, они должны были символизировать смерть и воскрешение.

Во времена империи ацтеков праздник, похожий на День мертвых, отмечался в девятый месяц ацтекского календаря, который приходится на современный август. Ацтеки праздновали этот праздник целый месяц, во время которого почиталась богиня Миктлансиуатль — богиня смерти. В современной мифологии этой богини соответствует символ Катрины. Во многих областях Мексики этот праздник празднуется в течение двух дней: 1 ноября почитают умерших детей и младенцев, который ещё называют Днем ангелочков (исп.Día de los Angelitos). 2 ноября, в День умерших (исп.Día de los Difuntos) почитают всех взрослых мертвецов.

Многие из тех, кто отмечает этот праздник верят, что в День мертвых души умерших могут посетить живых родственников и друзей. В этот день люди посещают кладбища чтобы пообщаться с душами умерших, на могилах строят алтари с фотографиями и реликвиями, приносят любимые напитки и еду умерших. Все это делается для того, чтобы побудить душу усопшего посетить живых. Иногда празднования приобретают весёлую окраску, когда родственники умерших вспоминают у надгробия смешные или веселые факты из жизни умершего.

Празднование Дня мертвых в разных регионах имеет свои отличия. Как правило, к празднику готовятся на протяжении целого года, когда понемногу собирают вещи, которые должны быть на алтаре умершего. Во время празднования 1 и 2 ноября родные украшают цветами и фруктами могилы умерших. Очень часто в украшениях на могилах используют специальные цветы — оранжевые бархатцы, которые по повериям притягивают души умерших. В Мексике эти цветы называются «Цветы мертвых» (исп.Flor de Muerto). В День ангелочков приносят игрушки для детей и сладости. Для взрослых же чаще всего приносят текилу, пиво и другие алкогольные напитки.

В Москве мексиканский Алтарь мертвых можно увидеть в дни праздника в Институте Сервантеса, где его уже два года подряд строят преподаватели из Мексики.

День мертвых в современной Мексике - красочное, мистическое, пародийное, немного ностальгически щемящее и детски наивное действо. Для возвращающихся в этот день на землю усопших на специальном домашнем алтаре раскладывают разнообразное угощение и те вещи, которые они любили при жизни (по языческим повериям, духи могут любоваться ими, а также вдыхать запахи приготовленных для них блюд). Кроме того, на алтарь часто кладут подписанные именами умерших близких сахарные фигуры в виде черепов, pan de muertos (хлеб мертвых) - специальную выпечку с изображением перекрещенных костей и посыпанную сахаром - и букетики сезонных желтых бархатцев flor del muerto (считается, что это любимые «цветы мертвых»). Семьи, в которых кто-то умер в последние 12 месяцев, готовят особые яства - тамале (традиционное мексиканское блюдо из кукурузной муки) и атоле (горячий напиток из кукурузной муки).

Любопытно, что одну кровать заправляют нарядным покрывалом - это постель, на которой умерший может отдохнуть после долгого путешествия. А в некоторых мексиканских селениях существует обычай выкладывать лепестками цветов и горящими свечами дорогу от могилы умершего к дому, где его ждет торжественный прием. Так исключается вероятность того, что он случайно заблудится по пути.

Массовое посещение кладбищ знаменует кульминацию праздника. Семьи не только приводят в порядок могилы, но и устраивают пикники и танцы под живую музыку, участвуют в шумных и веселых гуляния до поздней ночи.

День мертвых в Мексике - национальный праздник и всенародный выходной.

Отличие от Хэллоуина

Необходимо отметить, что, хотя День мертвых и Хэллоуин имеют сходное происхождение и ряд смежных черт, это абсолютно разные праздники. Хэллоуин в больше степени связан со страхом перед нечистой силой, сумевшей пробраться из потусторонних миров. День мертвых же представляет собой гостеприимное приглашение дружелюбных духов на землю и чествование их за общим столом. Тем не менее заразительная традиция отмечать Хэллоуин проникает и в Мексику. Наряду со специальными товарами ко Дню мертвых, сахарными черепами, скелетиками из папье-маше и pan de muertos, в магазинах в больших количествах продаются тыквы-фонари и вампирские клыки. А в больших городах на северо-западе дети даже взяли на вооружение традицию trick-or-treat, только облаченные в костюмы ведьм и дракул мальчики и девочки выпрашивают сладкий символ Дня мертвых - calaverita (шоколадный или сахарный череп).

В праздничные дни толпы туристов собирает, как правило, Сан Андрес Мишкик, часть Мехико, где расположено единственное открытое для посещения кладбище в пределах столицы. В дополнение к классическим обычаям здесь проводятся веселые игры, концерты и народные танцы, а также весьма любопытное шествие с картонным гробом. Под конец «покойник» неожиданно выпрыгивает из гроба и со всех ног убегает под дружный смех толпы.

Тем, кто обладает крепкими нервами и хочет увидеть ожившие языческие ритуалы, стоит отправиться в город майя Помуч. Здесь в канун Дня мертвых проводят жуткую церемонию эксгумации останков усопших. По прошествии трех лет после захоронения человеческие кости достают из гроба, очищают, аккуратно складывают в красиво оформленный именной ящик и выставляют на кладбище на всеобщее обозрение. После торжеств останки укладывают в специальное хранилище. На следующий год церемония повторяется. Считается, что такого рода кощунственные в понимании многих манипуляции - знак уважения и проявления заботы. Если их не проводить, души умерших будут беспокоить своих живых родственников и в праздник не смогут побывать дома.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта