Как помочь ребенку стать внимательным?
Внимание - это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.
Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.
Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.
Что же такое внимание? Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще - это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.
Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.
Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.
Объем внимания - это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.
Устойчивость внимания - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).
Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).
Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).
Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито - можно приступать к занятиям.
К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.
Примеры игр и игровых упражнений
Серия сообщений " ":Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку
Волнующая многих родителей и далеко не самая простая сама по себе тема о постановке звуков у детей пятилетнего возраста требует тщательного рассмотрения. Занятиям по логопедии у детей часто уделяется очень мало внимания, и совершенно зря. Взрослые отмахиваются, мол, пройдет само с возрастом, но ведь может и не пройти. Зачастую “корявая” речь взрослого человека берет свои истоки именно с этих детских «недоучек».
Неправильная нечистая речь создает сначала ребенку, а потом и взрослому, массу комплексов. Он становится замкнутым и малообщительным. Спешите исправлять недостатки уже сейчас, чтобы помочь крохе избежать подобных проблем в будущем. Этим можно заниматься и дома. Домашняя обстановка раскрепощает ребенка, и ему проще свободно заниматься. Предлагаем вашему вниманию ряд полезных и интересных игр, которые вы сможете организовать самостоятельно.
Проработка речи у ребенка должна начинаться с дошкольного возрастаОбратимся сначала к основным видам речевых нарушений. Существует их огромное количество, но каждый в итоге становится уникальным, так как принадлежит конкретному ребенку:
Будьте всегда начеку. От вашего пристального внимания не должны ускользнуть никакие изъяны. Заметив неладное, не откладывайте лечение, а как можно скорее обратитесь к опытным врачам.
Если скудость речи дошкольника бросается в глаза, нужно проконсультироваться с опытным логопедом – возможно, будут выявлены определенные отклонения
Надо с грустью признать, что современные средства коммуникации, такие как телевизор, компьютер, резко и основательно вытеснили из жизни общение. Чтение книг свелось к минимуму, а вот просмотр телепередач и мультфильмов занимает чуть ли не полдня. Дети чрезмерно мало общаются как с родителями, так и друг с другом. Телевизор предлагает широкий спектр всего интересного и увлекательного, а значит искать другие пути получения информации нет смысла.
Отсюда появляются проблемы со звукопроизношением. Встречаются они все чаще и чаще, а усугубление проблемы подчас становится быстрым. За телевизором и монитором родитель может не заметить, что ребенку нужна помощь, а ее стоит оказывать чем раньше, тем лучше. Любая проблема, в частности логопедическая, не терпит отлагательств, тогда возможность исправить неладное и поставить правильную речь значительно увеличивается.
Наиболее часто врачей-специалистов по логопедии посещают родители с детками после четырехлетнего возраста. Это возраст, когда дети могут уже освоить произнесение сложных согласных звуков, а также умеют строить логически законченные предложения. В шестилетнем возрасте ребенок запросто может построить рассказ – к примеру, по картинке. Такая задача не по плечу вашему чаду? Это повод обеспокоиться и попросить помощи у специалиста.
Постановка диагноза у логопеда или иного специалиста будет подразумевать посещение уроков – как правило, несколько раз в неделю. Нужно обязательно соблюдать график, иначе добиться устойчивого результата будет достаточно сложно.
Усидчивость и упорство непременно дадут свои достойные и приятные плоды в виде чистой речи. Игры дома желательно проводить в хорошем настроении и не заставлять кроху заниматься против его воли. Предложим вашему вниманию интересные и полезные упражнения, которые можно проводить в домашних условиях, отталкиваясь от имеющейся проблемы.
Родители тоже могут заниматься с ребенком дома, используя для этого дидактические материалы
Чаще всего в поле деятельности логопеда попадают звуки Л, Р и Ш. Именно они являются самыми коварными. Кроха может сначала их просто пропускать в словах и не произносить. Это вариант нормы, со временем малыш освоит эти звуки, но ситуация усложняется, когда на их смену ребенок выбирает более легкие звуки и заменяет ими трудные для произношения.
Важно перед играми размять весь артикуляционный аппарат. Работать у детей должно все – и язык, и губы, и небо. Начнем со звука Р. Хорошими помощниками станут такие упражнения:
Правильно поставить артикуляцию для произнесения звука «р» вам поможет обучающее видео, которое вы увидите ниже. Переходим к следующему трудному звуку.
Произносим звук «Л»:
Переходим к сложному звуку «Ш»:
Это были упражнения на артикуляцию и правильную постановку звуков. Ниже мы рассмотрим интересные варианты упражнений для ежедневной развивающей деятельности.
Дети-пятилетки уже весьма сообразительны и прекрасно умеют повторять за взрослыми, воспроизводить даже очень сложные действия. Действительно, задания на артикуляцию подчас могут быть весьма тяжелыми. Мы исключили все самое сложное и оставили только те упражнения, которые просты в исполнении и в то же время весьма эффективны. Они будут отличной тренировкой и для деток с ОНР.
Времени для разминки понадобится не больше 15 минут. Все упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, имеющим некоторые нарушения в дикции.
Предложим еще забавные и эффективные речевые игры для детей 5-6 лет для правильной постановки звукопроизношения:
К слову сказать, пение весьма полезно для обучения правильной речи. Любая любимая песня окажется кстати. Многие детки очень любят песни вроде «Во поле березка стояла» или «Жили у бабуси два веселых гуся». Они станут отличными помощниками, ведь там происходит плавное растягивание звуков, а для коррекции произношения – это отличная вещь. Не зря в детских садах в образовательную программу, обязательно включаются музыкальные занятия, правда они не исключают деятельности логопеда, присутствующей там же.
В детских садах, как правило, проводятся игры по логопедии, которые делятся на 2 основных типа:
Такие занятия необходимы в каждом дошкольном учреждении, но правда бывают не повсеместно. Ближе к школьному возрасту занятия по логопедии становятся обязательными, ведь идет подготовка к школе. Прекрасной тренировкой станут распевки. Вроде бы и песни, но не простые. Звуковое произнесение происходит вместе с совершением определенных действий.
Хорошая игра «Летящий самолет». Малыши хором изображают звук летящего самолета: «Уууууу!». При этом для убедительности следует расправить руки-крылья. Командуем:
Позанимайтесь с микрофоном. Попробуйте показать детям, как меняется громкость звука, когда мы то приближаем, то отдаляем микрофон.
Помните, что большинство проблем решаемо. Главное – не запускать и не сбрасывать все на самотек, а заниматься и развиваться, тогда даже диагнозы вроде ЗПР или ЗПРР не будут казаться такими уж страшными.
Кроме родителей, готовых самостоятельно найти массу недостатков у своего кровинушки, есть и такие, которые наоборот не замечают очевидного. В пять лет ребенок должен уметь свободно и связно излагать свои мысли. Путать слоги в словах в этом возрасте недопустимо.
Приведем ряд диагнозов, постановка которых часто очень пугает родителей:
При постановке одного из диагнозов следует как можно скорее обратиться за помощью к специалистам, ведь чем раньше будет начат процесс лечения, тем быстрее и эффективнее произойдет реабилитация. Запущенность может произойти в любом виде заболевания, поэтому не откладывайте начало терапии.
Любящие родители должны в первую очередь создать для ребенка положительную и спокойную внешнюю среду, а также заняться поиском толковых врачей. Здесь, скорее всего, понадобится логопед и невролог. Ниже мы приведем небольшой список дидактической литературы, которая может оказаться весьма полезной при корректировочных упражнениях с ребенком.
Когда у кого-то в семье имеются речевые дефекты, под рукой и на полках обязательно должны быть дидактические тематические книги. Грамотные авторы предлагают комплексы уроков для логопедических игр, которые будут весьма полезны.
Сегодня многим родителям, которые заботятся о всестороннем развитии малыша, известно, что формированию навыку грамотного письма и чтения способствует нормальное речевое развитие ребенка. До начала занятий необходимо провести обследование речи малыша, найти все недостатки в произношении.
Вот какова характеристика ребенка данного возраста:
Если ребенок не умеет делать чего-то из указанного выше, ему будет полезно посещать логопедические занятия. Они будут направлены на развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие воздушной струи и, конечно, коррекцию нарушения звукопроизношения.
В частных логопедических центрах консультации и занятия проводит логопед. При этом его работа стоит недешево. Но родители, у которых есть возможность заниматься дома со своим малышом, вполне смогут проводить это время с пользой. Тем более в домашней непринужденной обстановке ребенок чувствует себя более комфортно: нет излишнего напряжения от общения с незнакомым человеком.
На помощь мамам приходит различная литература.
Одним из пособий, которым можно воспользоваться дома, является «Логопедические домашние задания для детей с ОНР для 5-7 лет» Теремковой Н.Э. Эти задания можно предлагать ребенку и не достигшему возраста 5 лет.
Предлагаем воспользоваться пособиями еще двух авторов – это Бардышева Т.Ю.и Моносова Е.Н. Они предлагают воспитателям и родителям большое количество пособий, предназначенных для развития детей с -х летнего возраста.
Для того чтобы домашние занятия были успешными, нужно соблюдать некоторые правила:
Давайте уточним порядок действий при проведении занятий дома:
Рассмотрим по порядку каждый этап занятий в домашних условиях.
Известно, что между рукой человека и мозга имеется сильная взаимосвязь. Поэтому, выполняя мелкие движения рукой, мы тем самым тренируем зоны коры головного мозга. Ну а если эти движения сочетаются с речью, то пользы от таких упражнений будет намного больше.
Родители, занимаясь пальчиковой гимнастикой со своим малышом, должны не просто просить выполнить какие-либо действия, а разучивать и повторять с ребенком недлинные стишки, поговорки, песенки.
Варианты упражнений для пальчиков имеется огромное множество. В книжных магазинах можно встретить большое количество литературы с целыми комплексами упражнений на развитие моторики. Этими изданиями может воспользоваться любая мама.
В целом, можно выделить ряд движений, способствующих развитию мелкой моторики:
Огромную пользу несет игра с «волшебным мешочком», в который мама насыпает крупу. В каждом мешочке может быть как крупа одного вида, так и разного. Обычно используется гречневая крупа, горох, фасоль, рис.
Ребенка просят потрогать пальчиками мелкие и крупные включения. Еще один вариант использования крупы: просто перемешать в тарелочке разные виды и попросить малыша ее перебрать.
Основные упражнения показаны в этом видео:
Эти упражнения направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие амплитуды движений. Любой последующей постановке звуков предшествуют артикуляционные упражнения.
Упражнения делятся на динамические и статические. При выполнении первых язык, губы выполняют какие-либо упражнения, то есть постоянно двигаются. При выполнении вторых – органы артикуляции должны «занять» определенное положение и удерживать его на протяжении нескольких секунд. Такие упражнения сложнее даются малышу, важно научить ребенка делать это.
Различаются упражнения, которые можно делать всегда и всем малышам. Они просто способствуют развитию движений всех мышц аппарата.
Существуют упражнения, которые «подготавливают» те мышцы, необходимые при произнесении того звука, что ребенок плохо выговаривает.
Среди упражнений можно выделить следующие:
Вот некоторые из этих упражнений:
«Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.
«Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.
«Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя...».
«Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.
«Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.
«Часики - тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
«Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).
«Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» - поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.
Выполнять упражнения лучше не просто по требованию. Заинтересуйте малыша. Предложите ему совершить путешествие в волшебную страну, где главный герой – язычок. Пофантазируйте вместе, и эти занятия принесут много пользы ребенку.
Не забывайте, все упражнения на развитие органов артикуляции необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен не только чувствовать, где находится язычок и что делают губки, но и видеть все это.
Основные упражнения показаны в следующих видео.
Так как ребенок осваивает речь не сам по себе, а воспринимая звуки от окружающих, необходимо, чтобы живущие рядом люди говорили правильно.
Помимо этого, окружающие люди на этапе развития речи ребенка могут оказать огромную роль в ее становлении. Многие занятия на развитие слуха основаны как раз на звукоподражании.
Рассмотрим, какие упражнения можно делать с малышом дома:
Большую роль в развитии слуха и чувства ритма играют логоритмические упражнения. Это упражнения, в которых совмещается движение, речь и музыка. Этот вид занятий очень нравится ребенку. Взрослый показывает ребенку движения и произносит слова, все это делается под грамотно подобранную музыку. Главное в этом – заранее подготовиться. Ведь как занятие окажется интересным, если взрослый будет постоянно ошибаться в словах?..
Работа по развитию речи ребенка включает два направления:
Словарная работа решает следующие задачи:
Ребенок осваивает окружающий мир, и, чтобы эта работа была ему интересной и полезной, необходимо использовать строительные наборы, игрушки, детские книги, предметные и сюжетные картинки.
Хочется порекомендовать для использования на домашних занятиях по развитию речи демонстрационный материал, разработанный авторами Ольгой Громовой и Галиной Соломатиной. Он представлен картинками с четкими и яркими иллюстрациями, которые будут понятны и интересны детям.
Не забывайте, при работе с картинкой необходимо поставить вопрос правильно для того, чтобы малыш смог найти слова для обозначения качества предмета.
Важно понимать, что в речи данное слово может и не использоваться. С этой целью новые слова нужно повторять в сочетании с другими знакомыми словами. Например, при чтении стиха Сурикова «Зима» ребенку предлагают подумать, что еще можно назвать словом «пушистый»: котенка, полотенце. Повторяя его в сочетании со знакомыми словами, ребенок начинает использовать его в самостоятельной речи.
Материал, с которым будете работать, должен соответствовать возрасту ребенка. Для 4-летнего могут быть сказки «Курочка Ряба», «Колобок» и другие. Сказка побуждает сочувствие ко всему хорошему, она необходима как для развития речи, так и для нравственного воспитания.
Чтение сказок должно сопровождаться показом ярких иллюстраций. Хорошо подкрепить прочитанное красивым мультфильмом. Это углубит впечатление от сказки.
В возрасте пяти лет ребенку можно предлагать сравнивать признаки предметов, обобщать (овощи, фрукты), составлять предложения по опорным словам (девочка, лес, корзина). Закрепление материала происходит в дидактических играх, большую помощь в этом оказывают пословицы, скороговорки.
Вот примерный список тем, которые предлагаются ребенку: «Части тела человека», «Одежда», «Времена года», «Овощи, фрукты и ягоды», «Дом и его части», «Мебель», «Животные», «Транспорт» и другие.
Развитие грамматического строя речи происходит при обогащении и активизации словаря, формирования связной речи. Чаще всего у детей встречаются ошибки в изменении существительных по падежам и по числам (нет сапогов, карандашов, котёнки, гусенки). На эти трудности и нужно обращать внимание при проведении индивидуальных занятий с ребенком.
Вот некоторые виды упражнений, которые проводятся с ребенком: «Один – много» (рука-руки), «Что покажу?» (Цветы, лампу) «Кому – что? (косточку – собаке), «Кто чем питается?» (корова – травой), «Назови ласково» (кот – котик, кольцо – колечко), «Раздели слово на два» (самолет – сам летает), «Кто это и какой?» (яблоко круглое, сладкое), «Чья это часть?» (у лисы хвост – лисий хвост), «Вчера – сейчас» (вчера я ходила в парк, сейчас я играю с куклой) и другие.
Сегодня на полках магазинов можно встретить большое количество литературы, в которых подробно расписаны упражнения и занятия для развития связной речи малыша, которыми вполне можно пользоваться дома.
Не забывайте, ребенок растет и совсем скоро пойдет в первый класс. И от того, насколько будет сформирована его речь, зависит успешность обучения в школе. Период от 4 до 7 лет - наиболее благоприятный для развития и коррекции речи.
Уделите на этом этапе развития максимально много времени своему малышу и вы, тем самым заложите крепкий фундамент для будущих успехов ребенка.
Пример логопедического занятия вы можете увидеть в следующем видео.
Известно, что время коррекционно-развивающих занятий логопеда ограничено: каждое занятие 15-30 минут. Очень часто начинающий логопед затрачивает своё свободное время на заполнение тетрадей (запись домашнего задания ) для своих учеников или, того хуже, записывает задание в процессе занятия. Встает вопрос: как сократить время заполнения тетрадей с домашним заданием логопеда?
Это очень просто. Для этого достаточно затратить немного времени для разработки каталога «Домашнее задание» в начале учебного года. Также родителей ребенка необходимо попросить предоставить не тетрадь, а папку форматом А4 и несколько вложенных файлов, в которые Вы по будете вкладывать листы с заданиями.
В своей практике я прошла путь от записи домашнего задания в тетрадь и вклеивание заранее заготовленных заданий до листов, с разработанным алгоритмом упражнений.
Вашему вниманию предлагаю задания артикуляционной гимнастики для постановки звука Л (Л’) и для автоматизации его в речи.
В связи с тем, что комплекс содержит весь комплекс упражнений, номер задания обозначен квадратом, в котором при необходимости выполнения ставиться символ. Таким образом, при обозначении того или иного задания символом родители знают какое задание им необходимо выполнить.
Например:
Как только у ребенка формируются необходимые движения языка, губ и т.д., листы с заданиями меняются на другие, где Вы также отмечаете упражнения, которые нужно выполнить.
Аналогичные листы с заданиями мною оформлены по разделам «Автоматизация звука», «Фонематическое восприятие», «Языковой анализ и синтез», «Развитие лексико-грамматического строя речи», а также «Задания групповых занятий» и многое другое.
Логопед, Анна Куликова .
_____________________________________________________________________________________________
Подпишись на получение логопедических занятий по или .
Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"Н. Э. Теремкова Данное пособие предназначено для детей 5-7 лет с ОНР (общее недоразвитие речи). В нём Вы найдёте домашние задания по различным лексическим темам. Задания направлены на увеличение словарного запаса, развитие навыков связной речи, внимания, памяти, мышления.
Примеры заданий
Игра «Жадина» : представь, что это твои фрукты. Ответь на вопросы: Чей это апельсин? (Мой апельсин.) И т.д.
Упражнение «Расскажи-ка!» : Составь рассказ о фруктах по предложенному наглядному плану (Цвет – форма — вкус)
Упражнение «Из чего – какой?» : Обведи пунктирные линии и назови, из каких фруктов и что приготовила мама. Какой это сок (варенье, пирог, компот)? (Яблочный пирог, грушевый сок)
Упражнение «Поварёнок» : Расскажи, что нужно сделать, чтобы приготовить суп? (Овощи моют, чистят, режут, варят.) Сок? Пюре?
Упражнение «Отгадай загадки, нарисуй отгадки».
Упражнение «Помоги Незнайке» : исправь Незнайкины ошибки.
Упражнение «Послушай, запомни и назови» : Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.
Упражнение «Закончи предложения нужными словами» .
Упражнение «Скажи наоборот» .
Упражнение «С какого дерева лист, веточка?» : Раскрась расположенные выше листья и веточки. Проведи лини от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это листья и веточки.