Главная » Красота » Как работает нервная система ребенка? Значение знаний особенностей процессов торможения у детей и подростков в оптимизации обучения и воспитания.

Как работает нервная система ребенка? Значение знаний особенностей процессов торможения у детей и подростков в оптимизации обучения и воспитания.

Тема личностного роста не утрачивает популярности уже с десяток лет, до этого психологи говорили о развитии детей. Взрослый человек должен непрерывно совершенствоваться, чтобы сохранять позиции и не выпасть из бурного течения жизни. Что тормозит личностное развитие.

Всё чаще можно слышать и в средствах массовой информации, и на телевидении, что необходимо создавать условия для личностного развития.

И если прежде речь шла о развитии личности ребёнка, школьника, то гораздо актуальнее может звучать сейчас вопрос о том, что тормозит личностное развитие взрослого человека в продолжение всей его жизни.

Ещё корифеи отечественной психологии, такие как Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, уделяли огромное внимание развитию личности ребёнка. Новорожденный младенец и ребёнок первого года жизни абсолютно эгоцентричен в проявлениях своего характера: он воспринимает мир исключительно через собственные желания, к удовлетворению которых и стремятся все взрослые.

Однако с возрастом уже дошкольник и школьник начинает осознавать себя некой частью мира, а значит, отводит для себя место под солнцем.

И если родители и педагоги прикладывают к формированию личности ребёнка много сил, то он впоследствии становится более организованной и высокоразвитой личностью. И этой проблеме всё больше родителей уделяет особое внимание.

Но когда человек взрослеет, определяется с выбором профессии, начинает строить свою жизненную модель, заводит семью - словом, начинает самостоятельное движение по жизненному пути, происходит затормаживание личностного развития и даже потеря собственного "я".

Как часто взрослые уже люди с вполне успешной биографией, добившиеся в жизни немалых успехов, вдруг в какой-то момент осознают собственную ненужность, невостребованность обществом.

Психологи склонны объяснять такую закономерность тем, что у подобных людей появляются своеобразные "тормоза" личностного развития, что и приводит в конечном итоге к ощущению потери собственной личности.

1. Скука

Именно скука становится тормозом развития в любом возрасте. Как ни вспомнить детей, которые не хотят ничего узнавать, потому что им скучно. Погасшие детские глаза - это печально.

Но и для взрослого это катастрофа. Скука убивает любопытство. А ведь любопытство - это своеобразный пусковой механизм любого действия. Только любопытство способно заставить решиться человека на смелый эксперимент, проверить что-то на личном опыте или заняться поиском новых путей решения уже известной задачи.

Поэтому нельзя терять интерес даже к знакомым и привычным вещам. Нужно стараться находить что-то новое, тогда интерес не угаснет и скука вас не одолеет.

2. Однообразие

Александр Пушкин, описывая в своём известном романе "Евгений Онегин" один день из жизни главного героя, использовал очень о многом говорящую фразу:

И завтра то же, что вчера...

Да, именно однообразие во всём, что окружает человека, останавливает какое бы то ни было развитие. Однообразие в работе подрывает интерес к ней. Однообразие в сексе убивает страсть. Однообразие в отношениях с друзьями приводит к одиночеству.

Подобную жизнь так и хочется сравнить с жизнью бычка на привязи: он каждый день ходит вокруг одного и того же колышка, ест траву и видит однообразный пейзаж. Бычку легче - он пока не знает другого, к тому же он лишён воображения и разума.

А вот человек, существо разумное, не может довольствоваться монотонностью, поэтому нужно искать новые способы, чтобы отдыхать, развлекаться, прокладывать новые маршруты, путешествовать по разным странам, пробовать экзотические блюда, читать новые книги, смотреть премьеры спектаклей и кинофильмов. В общем, постоянно искать новую пищу для сердца, ума и души. Тогда жизнь будет напоминать яркое кино, где вам отведена главная роль.

3. Поиск лёгких путей

Есть множество песен, стихов, басен, в которых прославляется трудный, извилистый, каменистый путь к вершинам. Те же, кто ищет лёгких путей, привыкает обходить все трудности стороной.

Иными словами говоря, в таком человеке ослабевает воля к победе, и ему не хочется покорять новые вершины. И речь, конечно же, не об альпинистах - у каждого есть в жизни свои высоты, которые нужно покорить, чтобы стать личностью. Только в преодолении жизненных препятствий - путь к развитию. А с вершины путь один - в пропасть.

Если же отвлечься от аллегорических образов, то гораздо важнее общаться с теми людьми, кто с вами спорит, не соглашается, кто говорит вам правду, пусть и нелицеприятную. Ведь личность закаляется и в отстаивании своих собственных интересов - это помогает "снять шоры" с глаз и раздвинуть узкие рамки собственного мышления. Тут требуется всё-таки взгляд со стороны.

4. Промедление

Собственная жизнь - самая главная ценность для каждого. Поэтому не так уж много найдётся людей, рискующих ею понапрасну. Правда, это вовсе не означает, что нужно в жизни быть нерешительным. Однако многие всё-таки предпочитают выдержать паузу, выждать более удобный момент для принятия важного решения.

Такое промедление воистину смерти подобно. Ведь даже короткая пауза может слишком затянуться, удобный момент будет упущен - и тогда прощай, мечта. Не случайно говорят: "Лучше сделать и пожалеть, чем потом пожалеть, что не сделал".

Это означает, что лучше не медлить в нерешительности, не откладывать на потом принятие важного решения. Всё равно его придётся сделать, этот трудный шаг. Главное - реально представлять себе цель, к которой вы идёте. И пусть на пути к ней вы набьёте шишек, зато наберётесь ценного жизненного опыта, который больше никто вам не сможет передать. Многие сравнивают жизнь с суровым учителем, который хорошо учит, но дорого берёт за свои уроки. Пока цена действительно не стала для вас слишком высокой, пора что-то предпринимать.

5. «Мне всё понятно»

Сколько раз эту фразу все слышали от учеников, стажёров, начинающих специалистов. Казалось бы, если всё так хорошо понятно, почему ничего не получается? Скорее всего, внутренний голос в этом случае твердит: "Зачем опять слушать то, что уже и так понятно?" Только на деле оказывается понятно, да не совсем.

Гораздо сложнее с теми, кто имеет за плечами большой опыт. Естественно, они всё уже знают досконально: каждую мелочь, все "подводные камни", все возможные варианты ответов. Но время не стоит на месте, появляются новые технологии, находятся другие способы решения. А опытные люди не хотят принимать новшества, уверенные в правильности только своих методов. Иногда это напоминает упрямство осла, который привык ходить по одной дороге и не желает идти по другой.

А бывает так: цель достигнута, путь решения открыт и понятен, а ощущение победы не приходит. Наоборот, есть ощущение какого-то провала. Человек словно в тупике, и в течение длительного времени ему ничего не хочется делать - опускаются руки. В какой-то мере виновата именно самоуверенность, с которой человек сто раз проходил по одной и той же дороге. Только построили более новую дорогу - прямую, короткую, без ограничения скорости. Может, стоит выучить новые "правила движения"?

6. Обвинение

Чувство вины - это очень важное чувство для человека. Подобное состояние за свою жизнь человек испытывает неоднократно, если у него есть шкала нравственных ценностей, есть свои табу, есть собственное представление о чести и достоинстве. Есть люди, способные испытывать чувство вины за других. Не случайно именно так - "Без вины виноватые" - назвал русский драматург Александр Островский свою пьесу, а советский поэт Александр Твардовский написал своё знаменитое стихотворение "Я знаю, никакой моей вины...".

Однако чересчур рефлексирующие люди во всём всегда обвиняют только себя. Таким людям трудно живётся на свете. Они боятся сделать лишний шаг вправо или влево, боятся проявить инициативу или взять на себя ответственность. О каком развитии личности в таком случае вообще идёт речь?

Но самой ужасной можно считать ситуацию, в которой оказываются такие подчинённые, чей начальник - самодур. Он всегда будет искать виноватых во всевозможных промахах и провалах. А промахи и провалы будут постоянно, ведь люди не могут двигаться вперёд, если их только обвиняют и никогда не находят слов ободрения. Человек так устроен, что он, независимо от возраста и опыта, нуждается всё-таки во внешней оценке. Какой бы высокой ни была его самооценка, ему важно с кем-то или с чем-то сверяться. Иначе можно сбиться с курса и потеряться в бушующем океане жизни.

Самым правильным ориентиром, наверное, можно считать чувство ответственности. Когда личность в ответе за принятие решения, за чью-то жизнь, за выбор верного пути - сомневаться уже не приходится. Нужно делать шаг в неизвестность, совершать прыжок в ничто. Если их совершить с полной мерой ответственности, то и искать виноватых будет просто некогда.

7. Оправдание всему и вся

Обратной стороной чувства вины можно считать стремление всегда и во всём найти оправдание. Странно, что это слово когда-то произошло от слова "правда". По крайней мере, сейчас оправдание для себя ищут как раз люди безответственные, кто боится брать эту самую ответственность на себя.

Те, кто не боится, прилагают максимум усилий, и им не в чем оправдываться. Если же уверенность в том, что вы оказались не в том месте и не в то время, побеждает все доводы рассудка, пора задуматься о переменах в своём личностном развитии. Лучше меняться самому, чтобы мир менялся вместе с вами.

Чувство вины и желание оправдаться - те важные факторы, которые тормозят личностный рост, останавливают правильное развитие. Только боязнь перемен и ложные убеждения перекрывают ваши возможности. Если же вы почувствуете внутреннюю силу, открытие второго дыхания или каких-то скрытых резервов, то это снимет с вас ощущение вины. Если вы начнёте понимать, что именно в ваших силах что-то изменить или получить достойный результат, то это придаст силы и уверенности в себе.

Не случайно когда-то жизненным девизом активной части населения были слова: "Если не я, то кто же? Кто же, если не я?" Много ли сейчас найдётся тех, кто подпишется под этими словами и сделает их своим жизненным кредо? Вряд ли.

И всё-таки, несмотря на внутренний страх, боязнь перемен и многие другие факторы, о которых шла речь выше, нужно расти над собой, меняться, преодолевать в себе негативные качества, "выдавливать по капле из себя раба" (как называл это А. П. Чехов), чтобы не мучиться потом от осознания собственного бессилия, не испытывать мучительный стыд перед теми, кто вам дорог. Чтобы всегда можно было открыто смотреть в глаза любимому человеку, своим детям, а не прятать их в надежде, что они не заметят вашей растерянности или покрасневших от стыда щёк.

Пожалуй, в этом и заключается сущность каждого человека - понимать и принимать всю степень ответственности за жизнь, которая дана свыше, но за которую с тебя и спросят тоже там, перед лицом Вечности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Литература

1. Характеристика условных рефлексов

торможение условный рефлекс дети

Те рефлекторные реакции, которые могут обеспечить существование организма лишь при относительном постоянстве окружающей (а также внутренней для организма) среды, И. П. Павлов назвал безусловными рефлексами. А так как условия существования весьма сложны, изменчивы и многообразны, то приспособление организма к среде должно обеспечиваться при помощи другого рода реакций, которые позволили бы организму адекватно реагировать на все изменения окружающей среды. Эти реакции и были названы И. П. Павловым условными рефлексами.

Детальное изучение условных рефлексов позволило вскрыть основные закономерности взаимодействия процессов возбуждения и торможения, определяющих приспособительную деятельность организма. Проявление различных сторон высшей нервной деятельности зависит от свойств основных нервных процессов, определенная совокупность которых характеризует те или иные индивидуальные особенности поведения.

У высших животных и человека необходимым субстратом для формирования условных рефлексов является кора больших полушарий.

Правила образования условных рефлексов. Многолетний опыт павловских лабораторий позволил специалистам выделить в качестве основных следующие правила образования условных рефлексов.

1. Для образования условных рефлексов необходимо совпадение во времени (сочетание) какого-либо индифферентного раздражителя (условного) с раздражителем, вызывающим соответствующий безусловный рефлекс (безусловный раздражитель).

2. Необходимо, чтобы действие условного раздражителя несколько предшествовало действию безусловного.

3. Условный раздражитель должен быть физиологически более слабым по сравнению с безусловным раздражителем и возможно более индифферентным, то есть не вызывающим значительной реакции. Физиологическая сила, например, пищевого безусловного рефлекса (слюноотделительного или иного) определяется уровнем пищевой мотивации. Физиологическая сила защитно-оборонительного безусловного рефлекса, избавляющего от угрозы самому существованию организма, несомненно выше, чем пищевого безусловного рефлекса. Индифферентность же условного раздражителя состоит в том, что он не должен вызывать безусловного рефлекса, используемого в качестве подкрепления.

4. Для образования условного рефлекса необходимо нормальное, деятельное состояние головного мозга.

5. Во время образования рефлекса должны быть исключены другие виды деятельности как ответной реакции на посторонние раздражения.

На примере хорошо известного слюноотделительного условного рефлекса в павловских лабораториях были определены следующие общие признаки условных рефлексов.

1. Их приспособительный характер. Смысл условного рефлекса в том, что он делает поведение особенно пластичным, подогнанным к конкретным условиям среды (времени, месту, качеству подкрепления и пр.).

2. Любые условные рефлексы образуются при участии высших отделов головного мозга (а у насекомых, например, высших головных ганглиев). Поэтому приспособительные реакции простейших или кишечнополостных (лишенных, как известно, центральной нервной системы) не могут быть отнесены к реакциям условно-рефлекторного типа.

3. Условные рефлексы приобретаются и отменяются в индивидуальной жизни каждой конкретной особи. Этим они принципиально отличаются от безусловных рефлексов, одинаково проявляющихся у всех особей данного вида и в определенной мэре детерминированных генотипически. Основная масса условных рефлексов образуется только при повторяемости сочетаний условного и безусловного раздражителей. Иными словами, в индивидуальную память в виде условнорефлекторных реакций записываются не всякие случайные совпадения условного и безусловного раздражений, а лишь те, сочетание которых во времени оказывается наиболее вероятным. Все остальные, случайно возникшие связи затормаживаются. Однако, если вероятность получения подкрепления (пищевого или полового, например) по данному сигналу становится близкой к нулю, такие условные рефлексы постепенно отменяются, ибо перестают выступать в качестве фактора организации целесообразного поведения.

4. Условный рефлекс имеет сигнальный характер, то есть всегда предшествует, предупреждает последующее возникновение безусловного рефлекса. Смысл условного рефлекса в том, чтобы обеспечить подготовку организма к какой-либо биологически целенаправленной деятельности.

Таким образом, условные рефлексы -- это индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования в центральной нервной системе временной связи между условным (сигнальным) раздражителем и безусловнорефлекторным актом.

Классификация условных рефлексов. Существует несколько систем классификации условных рефлексов, каждая из которых, естественно, не может считаться исчерпывающей. Многое в оценке этих систем зависит от тех ведущих факторов, которые положены в их основу.

1. В связи с тем, что основой условного рефлекса является безусловное подкрепление, начнем рассматривать классификацию условных рефлексов с особенностей подкрепления. В зависимости от наличия или отсутствия подкрепления условные рефлексы делят на положительные (подкрепляемые), вызывающие соответствующую реакцию организма, и отрицательные , или тормозные (неподкрепляемые), которые не только не вызывают соответствующей реакции, но и ослабляют ее. Эти рефлексы будут специально рассмотрены в связи с обсуждением процессов условного торможения.

Согласно биологическому значению подкрепления различают условные рефлексы в соответствии с биологическими потребностями животных и человека. Различают витальные условные рефлексы (пищевые, оборонительные, регуляции сна и пр.), зоосоциальные условные рефлексы (половой, родительский, территориальный и пр.) и, наконец, условные рефлексы саморазвития (исследовательский, имитационный, игровой и пр.).

Наиболее распространенной формой исследования условно-рефлекторных механизмов поведения служат условные рефлексы на пищевом и оборонительном подкреплении. Иногда в самостоятельную группу выделяют подражательные (имитационные) условные рефлексы.

Подкреплением условному рефлексу может служить любая деятельность организма. Поэтому достаточно грубо ее можно разделить на две большие группы: двигательные условные рефлексы и вегетативные условные рефлексы. Такое деление, конечно, относительно, так как акцент делается на характере регистрируемого безусловного рефлекса. Например, двигательный условный рефлекс, связанный с захватом пищи, определяется обычно по виду соответствующего движения (хватание, клевание, сосание и пр.). К вегетативным условным рефлексам относится классический слюноотделительный условный рефлекс. Практически условнорефлекторному контролю могут подчиняться все внутренние органы, хотя и по-разному проявляться для отдельных органов, с разной скоростью вырабатываться и угашаться.

В самостоятельную группу следует отнести условные рефлексы, подкреплением которым служит прямое электрическое (или химическое) раздражение мозга. Такие лабораторные модели могут быть полезны для изучения отдельных мозговых механизмов условнорефлекторного процесса.

Различаются условные рефлексы и по особенностям подкрепления. Если в качестве подкрепления используется безусловный рефлекс, такой условный рефлекс относят к условным рефлексам первого порядка . Если в качестве подкрепления используется ранее выработанный прочный условный рефлекс, то такой новый условный рефлекс именуют условным рефлексом второго порядка . Соответственно, могут быть условные рефлексы третьего и последующих порядков. Именно такого типа условные рефлексы формируются у детей и составляют основу развития у них мыслительной деятельности (см. гл. 4).

2. Важнейшим компонентом условного рефлекса является условный сигнал , то есть собственно рецепторная часть условнорефлекторного процесса. По этому признаку условные рефлексы подразделяют на две большие группы: экстероцептивные и интероцептивные .

В соответствии с тем, на какие рецепторные приборы действует раздражитель, выделяют следующие экстероцептивные условные рефлексы: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, температурные. Кроме того, экстероцептивные условные рефлексы делятся на дистантные (зрительные, слуховые и др.) и контактные (тактильные, вкусовые). Эти рефлексы играют определяющую роль в поведении и психической деятельности человека. Обучение речевому общению между людьми в основе своей имеет специально человеческие условные рефлексы на словесные сигналы. Интероцептивные условные рефлексы возникают в том случае, если поступивший в головной мозг афферентный залп из внутренних органов становится условным сигналом к тем или иным изменениям в вегетативной сфере или двигательной деятельности всего организма.

По характеру условного раздражения условные рефлексы подразделяются на натуральные и искусственные . К натуральным условным рефлексам относятся такие, которые образуются на естественные признаки безусловного раздражения. К таковым относится, например, запах пищи.

По структуре условного сигнала различают следующие четыре группы условных рефлексов: а) условные рефлексы на простые раздражители (звонок, метроном, вспышки света и пр.); б) условные рефлексы на одновременные комплексные раздражители, состоящие из нескольких компонентов, действующих одновременно (например, свет + звук + кожное раздражение); в) условные рефлексы на последовательные комплексные раздражители, отдельные компоненты которых действуют последовательно, накладываясь друг на друга, и г) условные рефлексы на цепи раздражителей, когда отдельные компоненты сложного раздражителя действуют последовательно, не совпадая друг с другом, а безусловное подкрепление присоединяется к последнему из них.

3. Важнейшим признаком для классификации условных рефлексов является соотношение во времени действия условного и безусловного раздражителей. По одному признаку различают: а) наличные условные рефлексы, образующиеся при совпадении во времени условного раздражителя и подкрепления, и б) следовые условные рефлексы, при образовании которых условный раздражитель и подкрепление отделены друг от друга определенным временным интервалом.

Таким образом, приведенная классификация подчеркивает достаточно широкий диапазон условнорефлекторного приспособления высших организмов и ставит условный рефлекс в качестве одного из основных феноменов высшей нервной деятельности.

2. Сущность и особенности механизма торможения условных рефлексов

В физиологии долгое время отсутствовала теория, позволявшая объяснить координированный характер поведения. В этих условиях открытие в 1862 г. И. М. Сеченовым центрального торможения сыграло значительную историческую роль. И. М. Сеченов рассматривал центральное торможение как деятельность (возбуждение) специальных тормозных систем по аналогии с хорошо изученными к тому времени тормозными эффектами блуждающего нерва на сердце.

Ч. Шеррингтоном (1906) развивалось представление об активном торможении мышц-антагонистов в процессе рефлекторного акта. Согласно его представлению в двигательном центре мышцы-антагониста при возбуждении центра другой мышцы возникает путем индукционного наведения состояние торможения. Однако дальше констатации фактов наличия индукционных отношений между центрами мышц-антагонистов он не пошел.

А. А. Ухтомский (1923), опираясь на предшествующие взгляды, выдвинул представление о сопряженном торможении при формировании доминанты. Центральные механизмы наиболее биологически значимого рефлекторного акта подкрепляются конвергирующими к ним разнообразными возбуждениями, возникающими в центральной нервной системе, и, достигнув определенного уровня возбудимости, эти центральные механизмы одновременно с запуском доминирующей рефлекторной реакции активно тормозят биологически несовместимые с ней любые другие формы рефлексов (1, с.249).

Громадный экспериментальный опыт позволил выдвинуть И.П.Павлову собственную схему классификации видов торможения при условно-рефлекторной деятельности.

Внешнее (безусловное) торможение . Наиболее общим поведенческим признаком торможения является отсутствие ожидаемой специфической реакции при действии порогового или даже надпорогового раздражителя или прекращение в этих же условиях какой-либо текущей деятельности или начавшейся двигательной или секреторной реакции.

Под внешним торможением понимается срочное подавление текущей условнорефлекторной деятельности при действии посторонних для нее раздражителей, вызывающих ориентировочный или другой какой-либо безусловный рефлекс.

По механизму своего возникновения этот тип торможения относят к врожденным, который осуществляется благодаря явлениям отрицательной индукции . И. П. Павлов даже предлагал называть этот тип торможения индукционным. А. А. Ухтомский же именовал его сопряженным торможением и видел в нем физиологическую основу для реализации доминирующей формы деятельности организма. Безусловное торможение также называют внешним потому, что причина его возникновения лежит вне структуры тормозимого рефлекса.

Одним из факторов, вызывающих безусловное торможение, является ориентировочный рефлекс . Всякий неожиданный посторонний раздражитель содержит новую для организма информацию, и для ее более полного восприятия выполняется ориентировочный рефлекс (рефлекс «что такое?», по И. П. Павлову). В момент возникновения этого рефлекса возникает индукционное торможение конкурирующих рефлексов. Оно может быть более или менее глубоким, кратковременным или более длительным, что зависит от физиологической силы ориентировочного и тормозимого рефлексов. Однако неоднократное повторное раздражение вызывает ориентировочный рефлекс меньшей интенсивности, который затем в силу привыкания к этому раздражению и вовсе пропадает. Одновременно с этим постепенно снижается и эффект внешнего торможения. Такой вид торможения был назван гаснущим тормозом. Механизмы гаснущего тормоза развиваются одновременно на разных уровнях головного мозга с участием ретикулярной системы ствола (1, с.250).

Другой вид безусловного торможения отличается постоянством своего эффекта на тот или иной тормозимый рефлекс и поэтому называется постоянным тормозом . Стабильность внешнего торможения определяется физиологической силой того рефлекторного акта, который становится главной причиной этого торможения. К таковым относятся оборонительные безусловные рефлексы на разные вредящие раздражения, включая болевые. Внешнее торможение может возникнуть и при выполнении условного рефлекса, например защитно-оборонительного.

Как и в случае гаснущего тормоза, длительность тормозного действия оборонительного рефлекса определяется его силой и характером тормозимого рефлекса, и в частности степенью его упроченности. «Молодые» условные рефлексы тормозятся легче и на более длительный срок, чем более «старые», при одних и тех же условиях. Болевые воздействия с внутренних органов обладают более длительным тормозным влиянием на условнорефлекторную деятельность. А иногда их сила настолько велика, что извращает нормальное протекание даже безусловных рефлексов.

Итак, два антагонистических рефлекса - пищевой и оборонительный - не могут сосуществовать, более слабый тормозится под влиянием более сильного. А чем сильнее этот рефлекс, тем ярче выражено индукционное торможение конкурирующих форм рефлекторной деятельности.

Безусловное торможение, которое И. П. Павлов рас» сматривал на примере конкретных рефлексов, А. А. Ухтомский положил в основу существования целостных поведенческих актов. Причем он подчеркивал, что такое сопряженное торможение не есть уничтожение всяческой деятельности на местах, но ее переработка, трансформирование согласно с направлением доминирующей деятельности.

Запредельное (охранительное) торможение . Хорошо известно, если увеличивать интенсивность какого-либо раздражителя, то вызываемый им эффект увеличивается. Однако это увеличение ответа будет наблюдаться лишь до определенного предела интенсивности раздражения. Дальнейшее усиление раздражения приведет к падению или полному исчезновению эффекта. Это и есть результат не утомления, а запредельного торможения, которое И. П. Павлов назвал охранительным , так как оно ограждает клетки мозга от избыточного расходования энергетических ресурсов. Этот вид торможения зависит от функционального состояния нервной системы, возраста, от типологических особенностей, состояния гормональной сферы и пр. Предел выносливости клетки в отношении раздражителей разной интенсивности называется пределом ее работоспособности, и чем выше этот предел, тем легче клетка переносит действие сверхсильных раздражений. Причем речь идет не только о физической, но и об информационной силе (значимости) условных сигналов. Для корковых клеток существует предел безвредного функционального напряжения, за которым следует вмешательство торможения. Этот вид торможения имеет общие черты как с безусловным, так и с условным и занимает своеобразное срединное положение между ними.

Крайним случаем запредельного торможения является оцепенение , возникающее у животного и человека под влиянием сильного раздражения. Человек может впасть в состояние ступора - полной неподвижности. Такие состояния возникают не только в результате действия физически сильного раздражителя (взрыва бомбы или снаряда, например), но и вследствие тяжелых моральных потрясений (например, при неожиданном сообщении о тяжелой болезни или смерти близкого человека).

Внутреннее (условное) торможение . К данной форме торможения текущей условнорефлекторной деятельности относят те случаи, когда условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. Такое торможение возникает не срочно, не сразу, а развивается постепенно, вырабатывается по общим законам условного рефлекса и является столь же изменчивым и динамичным. И. П. Павлов назвал его поэтому условным торможением в отличие от безусловного. Он считал, что такое выработанное торможение возникает внутри центральных нервных структур самих условных рефлексов, а отсюда и его название - внутреннее (то есть не наведенное извне, не индукционное) торможение. Правильно ли это предположение, до сих пор неизвестно.

Выделим основные характеристики условного торможения.

1. Как уже подчеркивалось, оно развивается при не под креплении раздражителей, которые постепенно приобретают свойства условного тормозного раздражителя. И. П. Павлов называл подкрепляемый условный сигнал положительным, а соответствующая реакция именовалась положительным условным рефлексом. Неподкрепляемый же условный сигнал снижал интенсивность реакции, а иногда и вообще подавлял ее, он именовался отрицательным сигналом . Соответствующее поведение было названо отрицательным (или тормозным) условным рефлексом .

2. Условное торможение поддается тренировке, а значит выработка его при повторной процедуре облегчается. Однако заторможенный условный рефлекс может самопроизвольно восстанавливаться под влиянием как внешних, так и внутренних причин. Это свойство условного торможения чрезвычайно важно при воспитании поведенческих навыков ребенка в раннем возрасте.

3. Способность к различным проявлениям условного торможения зависит от индивидуальных свойств нервной системы организма. У возбудимых индивидуумов условное торможение вырабатывается труднее и медленнее, чем у более спокойных.

4. Условное торможение зависит от физиологической силы безусловного рефлекса, подкрепляющего положительный условный сигнал.

5. Условное торможение зависит от прочности ранее выработанного условного рефлекса. Более прочные стабильные условные рефлексы значительно труднее поддаются торможению, чем только недавно сформированные условные рефлексы.

6. Условное торможение способно взаимодействовать с безусловным, в этих случаях возникает явление растормаживания, или, в других случаях, в результате суммации условного и безусловного торможения их общий эффект может усиливаться.

И. П. Павлов подразделил условное торможение на четыре вида (2).

Угасательное торможение развивается при отсутствии подкрепления условного сигнала безусловным. Теперь тот же раздражитель становится сигналом отсутствия реакции. Степень и скорость выработки угасательного торможения зависят от: 1) прочности условного рефлекса (более прочно выработанные рефлексы угашаются медленнее); 2) физиологической силы подкрепляющего рефлекса (угасить пищевой условный рефлекс у голодной собаки значительно труднее, чем у сытой); 3) частоты неподкрепления (при остром неподкреплении угасательное торможение развивается в течение минут и часов, при хроническом неподкреплении - в течение многодневных экспериментов). Пищевые условные рефлексы угашаются значительно быстрее оборонительных. Особенно трудно поддаются угашению двигательные оборонительные условные рефлексы. Угасательное торможение быстрее и прочнее образуется при тренировке (повторном угашении и восстановлении), при этом угашение одного рефлекса -(первично угашенный рефлекс) ведет к ослаблению или даже исчезновению других рефлексов (вторично угашенные рефлексы). Угасательное торможение развивается волнообразно, и в его выработке наблюдаются индивидуальные типологические различия.

Дифференцировочное торможение развивается при неподкреплении раздражителей, близких к подкрепляемому сигналу. Этот вид торможения лежит в основе различения близких по своим физическим свойствам раздражений. Отметим следующие основные свойства дифференцировочного торможения: 1) чем ближе дифференцируемые раздражители, тем труднее на один из них (неподкрепляемый) выработать дифференцировочное торможение; 2) степень торможения определяется силой возбуждения, развиваемого положительным (подкрепляемым) условным рефлексом. Как и в случае угасательного торможения, дифференцировочное торможение легче вырабатывается при пищевом подкреплении, чем при оборонительном, легче у накормленных животных, чем у голодных; 3) выработка этого торможения происходит волнообразно; 4) дифференцировочное торможение тренируемо, что лежит в основе тонкого распознавания сенсорных факторов среды.

В самостоятельный вид условного торможения И. П. Павлов выделил условный тормоз , который образуется при неподкреплении комбинации из положительного условного раздражителя и индифферентного.

Основные свойства условного тормоза следующие: 1) он легче вырабатывается, если к слабому (световому, например) положительному раздражителю присоединяется сильный дополнительный, например звонок; 2) роль прибавочного раздражителя может играть след от примененного раздражения достаточно большой силы. ; 3) если прибавочный раздражитель имеет недостаточную силу, то он может превратиться в условный раздражитель второго порядка, то есть выступить в качестве положительного сигнала основного условного рефлекса; 4) если прибавочный раздражитель приобрел свойства условного тормоза, то, будучи присоединенным к любому другому положительному сигналу, он затормозит соответствующий этому сигналу условный рефлекс; 5) прибавочный раздражитель в первый момент своего применения в комбинации с положительным сигналом вызывает ориентировочный рефлекс и индукционное торможение условной реакции, затем превращается в индифферентный раздражитель (гаснущий тормоз), и, наконец, на месте безусловного торможения развивается условный тормоз.

Торможение запаздывания . При выработке такой разновидности условного торможения подкрепление соответствующим безусловным рефлексом не отменяется (как в предыдущих видах торможения), а значительно отодвигается от начала действия условного раздражителя. Подкрепляется лишь последний период действия сигнала, а предшествующий ему значительный период его действия лишается подкрепления. Поэтому первый период действия условного сигнала, который сопровождается торможением запаздывания, называется недеятельной фазой запаздывающего условного рефлекса. По истечении его торможение прекращается и сменяется возбуждением - так называемая деятельная фаза рефлекса. Адаптивное значение торможения запаздывания состоит в тонком анализе времени отставления раздражителя; условный рефлекс более или менее точно приурочивается ко времени действия сигнализируемого безусловного рефлекса.

Отметим основные свойства данного вида условного торможения: 1)чем сильнее условный раздражитель, тем труднее выработать торможение запаздывания; 2) чем больше сила подкрепляющего рефлекса, тем труднее выработать запаздывание условного рефлекса; 3) чем медленнее удлиняется от опыта к опыту изолированное действие условного раздражителя, тем легче вырабатывается запаздывание. Если подкрепление сразу отодвинуть от начала действия положительного сигнала на 2-3 мин, то запаздывание выработать чрезвычайно трудно; 4) значительное упрочение совпадающих или короткоотставленных условных рефлексов препятствует выработке торможения запаздывания.

Хотя торможение запаздывания и отличается от трех других видов условного торможения благодаря участию временного фактора, в основе его развития также лежит неподкрепление определенного периода действия условного сигнала.

Взаимодействие разных видов торможения . Взаимодействие условного и безусловного торможения может происходить чаще всего в форме феномена растормаживания, о котором уже упоминалось. Суть его состоит в том, что безусловное индукционное торможение, возникающее при ориентировочном рефлексе, временно ослабляет или полностью уничтожает эффект условного выработанного торможения (угасательного, дифферен-цировочного, условного тормоза и торможения запаздывания).

Другое направление взаимодействия разных видов торможения состоит в их суммации. Например, угашение условного рефлекса может ускоряться, если кроме неподкрепления применить умеренной силы посторонний раздражитель. Происходит суммация условного угасательного и безусловного индукционного торможения (3).

Не меньше примеров суммации разных видов условного торможения; скажем, одновременная тренировка угасательного и запаздывательного торможения взаимно усиливают друг друга. Или в другом случае один из видов условного торможения (например, дифференцировочное) формируется быстрее, если ему предшествовала процедура с тренировкой угасательного торможения. Биологическое значение эффекта суммации торможения понятно, если иметь в виду, что тренировка торможения - одно из основных условий формирования и воспитания различной сложности поведенческих навыков. Сами факты взаимодействия разных видов торможения являются достаточным основанием, чтобы предполагать их близкую физиологическую природу.

3. Особенности развития торможения условных рефлексов у детей

Торможение условных рефлексов возможно с первых дней жизни ребенка. Его первые тормозные реакции относятся к внешнему типу торможения. У детей первого года жизни, особенно у новорожденных, легко возникает как запредельное, так и индукционное торможение. Проявлением индукционного торможения может служить ориентировочный рефлекс, когда при действии нового раздражителя возникший фокус возбуждения тормозит другие отделы мозга, что вызывает обездвиженность, которую обозначают термином «замирание». Однако при длительном действии раздражителя ориентировочная реакция тормозится вследствие развития запредельного торможения. Незрелость нейронов коры головного мозга является причиной быстрого возникновения пессимального тopможения. Условное торможение в первые годы жизни ребенка развито слабо, и с возрастом сила всех видов внутреннего торможения, а следовательно, и скорость образования отрицательных условных связей увеличиваются. Угасательное торможение у детей до школьного возраста вырабатывается с трудом.

Так, в условиях неподкрепления период сохранения условной реакции у детей 5-6 лет, в 2 раза больше, чем у детей 11 -12 лет, и в 3 раза больше, чем у взрослых. Детям 4-6 лет требуется 40-60 неподкреплений условного раздражителя, чтобы реакция угасла, в то время как в 10-16 лет достаточно 3-4 раза не подкреплять условный раздражитель, особенно в сочетании со словесной инструкцией. Запаздывающее торможение у детей дошкольного возраста развивается только после нескольких сот сочетаний условного и безусловного раздражителей при соблюдении всех условий его выработки.

Дифференцировочное торможение зависит от степени созревания анализаторных систем. Поэтому по мере развития этих систем и усложнения межанализаторных связей увеличивается скорость образования, дифференцировочного торможения, растет тонкость и точность диф-ференцировок, различение осуществляется по целому комплексу признаков.

Вариабильность в сроках появления в онтогенезе дифференцировочного торможения очень велика. Так, одни исследователи отмечают возможность дифференцирования новорожденными тонов, находящихся в пределах одной октавы и отличающихся на 80 Гц. Другие говорят, что различение 2 тонов, отличающихся почти на октаву, возможно только на 3-м месяце жизни, а различение звуковых сигналов, отличающихся на 5,5 тона,- лишь в 5,5 месяца.

В дошкольном возрасте дифференцирование предметов уже очень хорошо развито. Оно может осуществляться по самым различным показателям. Однако особенность этого процесса в дошкольном возрасте заключается в том, что различение производится главным образом по наглядным, конкретным, бросающимся в глаза признакам. Различение и обобщение раздражителей до 4 лет происходит чаще всего по одному признаку: по цвету, форме и т. д. В 5-б лет благодаря развитию интегративной функции мозга оказывается возможным дифференцирование по 2-4 признакам.

Значимыми признаками для детей 5-6 лет по сравнению с детьми более раннего возраста становятся расположение фигур на показываемой картине, их количество, величина. Однако свойство высшей нервной деятельности детей различать предметы по малосущественным, но наглядным признакам сохраняется и в 7-10 лет, когда они, дифференцируя комплексные раздражители, например 2 картинки, обращают внимание на расположение предметов, а не на их количество (А. Н. Кабанов).

Способность выделять основной, существенный компонент развивается в более позднем возрасте. У взрослого человека при замене условного раздражителя обозначающим его словом (например, звучание звонка словом «звонок») возникает без предварительной выработки такая же условно-рефлекторная реакция, как на условный сигнал. У детей 3-4 лет такая замена оказывается неэффективной: на слово, заменяющее условный сигнал, реакций не возникает. Способность реагировать на словесный раздражитель, заменяющий условный сигнал, так же как и на сам сигнал, развивается постепенно. Она становится ярко выраженной лишь в 6-7 лет.

Наряду с относительно постоянными формами реагирования на стабильные внешние и внутренние воздействия (безусловные рефлексы) существует другой тип реакций, позволяющих организму адекватно реагировать на все изменения окружающей среды (условные рефлексы). Условные рефлексы образуются при совпадении во времени и пространстве какого-либо индифферентного (условного) раздражителя и раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. Главный смысл условного рефлекса в его сигнальности (предупреждающем характере) и адаптивности (приспособительном характере). Условные рефлексы разделяются по признаку особенностей безусловного подкрепления, условного сигнала или по временному соотношению обоих сигналов.

И. П. Павлов разработал классификацию феноменов торможения условных рефлексов. К внешнему (безусловному) торможению он отнес гаснущий и постоянный тормозы, а также запредельное торможение. В первых двух случаях условные рефлексы тормозятся при действии ориентировочного или болевого раздражений. К внутреннему (условному) торможению, которое возникает вследствие неподкрепления условного сигнала безусловным рефлексом, относят угасательное торможение, дифференцировочное, запаздывания, условный тормоз. По-видимому, сходство физиологической природы разных типов и видов торможения условных рефлексов не исключает различия в их нейрофизиологических механизмах.

Торможение условных рефлексов начинает формироваться уже у новорожденных: формируются дифференцировочное торможение (3-4-й месяц), условный тормоз на 5-м месяце, запаздывательное торможение на 6-м месяце, т.е. к концу первого года жизни вырабатываются все виды внутреннего торможения.

Литература

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность: учебник для вузов / А.С. Батуев. СПб.: Лань, 2002. 416 с.

2. Кабанов А. Н. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста / А.Н. Кабанов, А. П. Чабовская. М.: Просвещение, 1989. 288 с.

3. Леонтьева Н. Н. Анатомия и физиология детского организма: (Основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опоорн-двигательный аппарат): учебник для вузов. 2-е изд. М.: Просвещение, 1986. 287 с.

4. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: учебное пособие для вузов / В.М. Смирнов. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 400 с.

5. Смирнов В.М. Физиология центральной нервной системы: учебное пособие для вузов / В.М. Смирнов, Д.С. Свешников, В.Н. Яковлев. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 368 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общая характеристика процессов, происходящих в высших отделах центральной нервной системы животных и человека. Рассмотрение путей совершенствования психических процессов. Функционирование инстинктов и условных рефлексов. Изучение физиологии сна.

    презентация , добавлен 20.12.2015

    Особенности развития органов чувств, условных рефлексов ребенка. Роль матери для формирования здоровой психики младенца. Анализ влияния общения между взрослым и ребенком на его физическое и психическое развитие. Изучение познавательной деятельности детей.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2016

    Смысл проблемы сознания. Формирование условных рефлексов. Поведение ребенка с первых дней жизни. Развитие детской психологии. Процесс понимания и порождения метафор у детей. Мышление ребенка раннего возраста. Классификация и особенности явлений мышления.

    контрольная работа , добавлен 05.02.2012

    Сравнительная характеристика ценностно-смыслового компонента здорового и нездорового стиля жизни. Значение условных и безусловных рефлексов человека. Информационно-психологическая безопасность личности, источники опасности. Защитные механизмы и их виды.

    реферат , добавлен 24.01.2012

    Создание нового направления в физиологии И.П. Павловым. Основные принципы павловских исследований. Биография и жизненный путь великого физиолога. Опыты и научные работы, награжденные медалями. Открытие Павловым условных рефлексов как свойства коры мозга.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2011

    Детство И.П. Павлова. Основные его работы по изучению высшей нервной деятельности. Нестандартный подход ученого к изучению человеческой психики. Исследование условных рефлексов. Представления об аналитической и синтетической деятельности коры мозга.

    эссе , добавлен 07.11.2014

    Изучение высшей нервной деятельности. Классификация сигнальных систем. Особенности механизмов условных рефлексов. Компоненты речи с точки зрения резонансной теории. Нейрофизиология речи. Разновидности афазий. Моторная апраксия. Функции слова у человека.

    презентация , добавлен 12.01.2014

    Виды и свойства внимания, их характеристика. Особенности отдельных свойств внимания у детей младшего школьного возраста. Причины подлинной рассеянности. Непроизвольная и произвольная формы внимания. Процесс индукции процессов возбуждения и торможения.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2012

    Взаимодействие живого организма и окружающей среды. Чувствительность как свойство, отражающее влияние внешней и внутренней среды. Понятие цепных безусловных рефлексов. Образование и развитие навыков. Психика как продукт деятельности головного мозга.

    реферат , добавлен 04.09.2009

    Краткая биография И.П. Павлова и его экспериментальные работы по выработке условного рефлекса, выявляющие динамические связи между раздражителем и реакцией индивида. Обоснование эксперимента: условия, возбуждение, торможение и наследование рефлексов.

Способность прекратить какое-либо действие, приостановить реакцию реализуется через состояние торможения в нервных клетках. При задержке реакции прекращается распространение нервного возбуждения, так как клетки приходят в недеятельное, так называемое тормозное состояние. Ученые утверждают, что возбуждение и торможение являются лишь двумя фазами одного и того же возбудительного нервного процесса. Однако при состоянии торможения меняется состояние клеточных мембран.

Различают две основные группы тормозных состояний:

Внешнее, или безусловное, торможение. Это биологически обусловленное торможение, заложенное в самой природе функционирования нервных клеток, их способность находиться либо в возбужденном (деятельном), либо тормозном (бездеятельном) состоянии. Оно не поддается контролю сознания и является врожденным качеством. Видами внешнего торможения являются: охранительное торможение, встреча двух возбуждений и доминанта ;

- внутреннее, или условное, торможение формируется в основном после рождения ребенка под влиянием условий внешней среды. Это состояние требует активного участия сознания, так как в основе его лежит целесообразность задержки реакции.

У человека внутреннее торможение является обязательным компонентом сложных социальных поведенческих актов.

Внутреннее торможение делится на следующие виды: угасание, дифференцировка, запаздывание, условный тормоз, высшее торможение .

Виды внешнего торможения

Охранительное торможение подразделяется на запредельное торможение и сон. Ученые выяснили, что запредельное торможение возникает, во-первых, когда к корковой клетке предъявляются требования, превосходящие предел ее работоспособности, т. е. когда на клетку падает сверхсильный раздражитель, и, во-вторых, когда раздражитель, хотя и оптимальной силы, действует продолжительное время истощающим образом. Поскольку у маленького ребенка предел работоспособности клеток центральной нервной системы невелик, состояние запредельного торможения возникает относительно легко. Так, громкий окрик «Иди сейчас же сюда» может полностью затормозить движение. Если многократно заставлять ребенка повторить одно и то же действие, будет тот же эффект; в какой-то момент для ребенка окажется невозможным произвести данное действие (например, нанизать кольца на пирамиду). Телесные наказания легко приводят ребенка в состояние запредельного торможения.

В педагогической практике при осуществлении воспитательных воздействий не следует использовать состояние запредельного торможения. Наоборот, надо стараться, чтобы такое состояние возникало возможно реже, поскольку при частом его возникновении отмечается некоторое истощение нервной энергии и нарушение возбудимости коры.

Во время сна частично восстанавливается энергетический потенциал клеток центральной нервной системы. В этом охранительное значение сна. У человека сон очень зависим от социальных условий (привычка засыпать в определенной позе, читать перед сном и т. д.). У ребенка социальные условия очень рано начинают влиять на характер и качество сна (укачивание, сон на руках у взрослого и т. д.). Задача взрослого — возможно более полно обеспечить охранительную функцию сна. Ребенок должен спать в затемненном помещении, где нет шума. Очень важно обеспечить достаточное время дневного сна (в соответствии с возрастом). Вредно с точки зрения охраны здоровья ребенка преждевременно переводить его с двух дневных снов на один или вообще лишать его дневного сна.

Сущность вида внешнего торможения «встреча двух возбуждений» заключается в том, что при встрече двух систем возбуждения более сильный и значимый для организма раздражитель тормозит реакцию менее значимую. Этот вид торможения лежит в основе действия систем антагонистов, например, если возбуждена система мышц разгибателей руки, то система мышц сгибателей в состоянии торможения. По тому же принципу осуществляются акты дыхания и глотания.

В онтогенезе высшей нервной деятельности ребенка это тормозное состояние имеет ту особенность, что всякое возбуждение, вызывающее ориентировочную реакцию, является более сильным по сравнению с другим, объективно даже более значимым для организма. Так, ребенок прекращает есть, если кто-то входит в комнату, хотя он еще голоден. На этом свойстве основывается склонность малыша к отвлечению, которое наступает тем легче, чем моложе ребенок. Показом новой игрушки, картинки, привлечение внимания к чему-то («Смотри, птичка летит») можно затормозить у ребенка отрицательные эмоции (например, плач, протест). Физиологической основой такой реакции является очень сильно выраженная у ребенка ориентировочная реакция, относительно малая возможность концентрации процесса возбуждения.

На первом году жизни для прекращения отрицательных эмоций (плач, крик и т. д.) или нежелательной деятельности целесообразно пользоваться отвлечением, так как на уровне речи еще невозможно в чем-то убедить малыша или уговорить его не плакать. В более старшем возрасте эту реакцию можно использовать как реакцию «скорой помощи» (например, ребенок, впервые посетившего детский сад, плачет; чтобы он успокоился, воспитатель показывает игрушку, разговаривает с ним). Часто прибегать к отвлечению нецелесообразно, так как с возрастом, в силу совершенствования системы высшей нервной деятельности, появляется возможность более сложного словесного общения с ребенком, а просто отвлечение ничему не учит и не способствует концентрации внимания.

Доминанта — это особое состояние центральной нервной системы, при котором возникает очень стойкий очаг возбуждения, а близлежащие отделы мозга находятся в состоянии торможения. Всякое дополнительное раздражение еще больше усиливает возбуждение в доминантном очаге, при этом еще более широкие корковые зоны приходят в состояние торможения. Это выражается в поведении человека: например, человек, с увлечением читающий книгу, может не обратить внимания на то, что кто-то вошел в комнату. Ребенок, сосредоточенно играющий, не слышит обращенные к нему слова взрослого.

В воспитании детей очень важно уметь распознать, что ребенок находится в состоянии доминанты, так как на этой основе формируется концентрация внимания, сосредоточенность, способность длительно заниматься одним делом. Если нужно все же прекратить данную деятельность ребенка (например, он сосредоточенно играет, а надо идти обедать), то необходимо приглашать его есть последним, а до этого спокойно несколько раз повторить, что пора обедать, т. е. должна постепенно возникнуть установка на новую деятельность. Можно, конечно, резко прекратить игру, но в этом случае возникает разлитое возбуждение коры на фоне отрицательного эмоционального состояния. Ребенок будет плакать, резко протестовать, а это не принесет ему никакой пользы.

Виды внутреннего торможения

Угасание — это такой вид торможения, который является как бы мостиком между внешним и внутренним торможением. Его основа — это отсутствие подкрепления. Так, если выработанный условный пищевой рефлекс на звонок перестать подкреплять пищей, то через некоторое время условнорефлекторное слюноотделение прекратится, рефлекс угаснет. Именно угаснет, а не исчезнет полностью, так как если при первичной выработке надо было, скажем, десять раз сочетать звук с пищей, то при восстановлении рефлекса после его угасания требуется уже только пять таких сочетаний. Феномен угасания можно наблюдать уже на первом месяце жизни ребенка. Но выработанный условный рефлекс может угаснуть. Если мать перестает брать малыша на руки для кормления, то рефлекс «на положение под грудью» угасает, но если опять начать придавать ребенку это положение во время приема пищи, рефлекс быстро восстанавливается. В обычной жизни малыша многие реакции угасают в связи с их ненадобностью в изменившейся ситуации, или с возрастом менее совершенные реакции сменяются более совершенными. Например, реакция ползания сменяется ходьбой, лепет сменяется словом и т. д. В детском учреждении надо всячески следить за тем, чтобы у ребенка не угасла потребность в общении, так как это обедняет развитие его личности. Однако, если ребенок, обращаясь к воспитателю, не будет получать ответа, т. е. положительного подкрепления, то он перестанет обращаться к нему, потребность в общении у ребенка со взрослым угаснет.

При воспитании ребенка иногда сознательно следует использовать фактор неподкрепления для того, чтобы угасли вредные привычки или нежелательные действия малыша. Так, если он употребляет бранные слова (еще не понимая их смысла), надо на это не реагировать. Отсутствие всякой реакции, т. е. подкрепления, приведет к тому, что ребенку скоро будет неинтересно произносить эти слова, и нежелательная реакция постепенно угаснет.

Дифференцировка, или способность к различению, проявляется на третьем месяце жизни ребенка. Ученые доказали, что в этом возрасте возможно получить зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые дифференцировки. Специалисты провели эксперимент, в ходе которого они выработали у детей на четвертом месяце жизни зрительную дифференцировку на цвет. Были взяты два цветных картонных цилиндра (синий и красный). В красный цилиндр опускалась бутылка с молоком, а в синий — пустая бутылка. Через определенное время при виде красного цилиндра у малыша появлялись условнорефлекторные сосательные движения, а при виде синей их не было.

Первой дифференцировкой в жизни ребенка является узнавание матери.

По мере развития малыш дифференцирует предметы, резко контрастные по своим признакам, а затем у него вырабатываются все более тонкие дифференцировки. На основе дифференцировки осуществляется сенсорное воспитание (формируются умения различать цвет, форму, величину). Способность к дифференцированию важна на протяжении всей жизни человека. Ранние физиологические сроки развития дифференцировок свидетельствуют о необходимости их своевременного формирования, так как это стимулирует всю познавательную деятельность ребенка.

Запаздывающее торможение — вид внутреннего торможения. Оно возникает в том случае, когда подкрепление дается с опозданием. В естественных условиях жизни животных такое торможение можно наблюдать, например, у кошки, которая подстерегает мышь или птицу. Кошка в засаде может сидеть неподвижно многие минуты, не проявлять двигательного условного рефлекса, вернее, затормозив его. Этот рефлекс возникает сразу же, как только появляется добыча.

У детей такой вид торможения может быть выработан с 7—8 месяцев жизни. Это очень отчетливо проявляется при одновременном кормлении детей. Например, если за столиком сидят двое детей в возрасте 8 месяцев, вначале при виде ложки с пищей одновременно оба открывают рот (это ранее выработанная реакция), но затем открывает рот тот ребенок, к которому непосредственно направлена ложка с пищей, а второй ждет своей очереди, т. е. задерживает реакцию до более целесообразного для ее осуществления момента. Однако в первые три года жизни возможность задержать реакцию без отрицательного эмоционального состояния еще очень ограничена в силу малой выносливости клеток центральной нервной системы. Нарастает она постепенно. Нельзя кормить одновременно троих детей в возрасте 7—10 месяцев, третий ребенок будет вести себя беспокойно: вертеться, стучать по столу, плакать. В 11 —12 месяцев уже можно кормить одновременно троих.

Как и все другие реакции, способность активно задержать действие нуждается в определенной тренировке. На втором году жизни не следует использовать для этого процесс кормления, так как после года, опираясь на систему пищеварения, надо вырабатывать навык самостоятельной еды. Правильнее использовать ориентировочную реакцию — предложить ребенку подождать смотреть картинку, если ее смотрит другой ребенок.

На третьем году жизни можно тренировать эту способность, продолжая использовать ориентировочную реакцию, но в этом возрасте опять можно вернуться и к некоторым органическим потребностям. Ребенок может подождать, пока другие дети за столиком съедят суп, а потом всем дадут второе и т. д. На основе запаздывающего торможения формируются многие волевые качества личности, поэтому задача воспитателя — развивать эти свойства у ребенка, но при этом надо следить за тем, чтобы не проявлялись отрицательные эмоции, ибо в этом случае желаемого эффекта не будет.

Более сложная форма торможения — так называемый условный тормоз, требующий определенного уровня зрелости и функциональной активности коры головного мозга. В раннем детстве этот вид торможения можно выработать начиная с конца первого года жизни.

В обычной жизни детей очень многие условия могут оказывать тормозящие действия, если они связаны с запрещением чего-либо. Часто это проявляется при отсутствии единства требований в воспитании ребенка. Если бабушка разрешает трогать вещи на столе у отца, а отец категорически запрещает это, то приход отца домой становится условным тормозом. Точно так же бывает, если два воспитателя предъявляют разные требования — один запрещает что-то, а другой то же самое разрешает. Для человека универсальным условным тормозом является слово «нельзя». При правильном его употреблении оно очень рано становится условным тормозом, и это помогает ребенку в формировании адекватного поведения без излишних отрицательных эмоций.

Высшее торможение, по определению П. К. Анохина, — тормозящее действие коры головного мозга на подкорковую деятельность. Это специфическое качество человеческого мозга. Образование высшего торможения является сложным нервным процессом, требующим большого нервного напряжения. Формирование тормозного условного рефлекса проходит через так называемое «трудное состояние», которое возникает в результате неподкрепления ранее установившегося рефлекса.

У человека высшее торможение в своем крайнем выражении проявляется тогда, когда человек жертвует своей жизнью во имя других людей или высоких моральных идеалов. В обыденной жизни элементы высшего торможения имеют все те поступки человека, при которых он отказывает себе в чем-то ради интересов другого. У ребенка можно стимулировать такой вид реакций начиная с конца второго — начала третьего года жизни, т. е. с того времени, когда ребенок уже способен понять, что другие дети тоже нуждаются в ласке и внимании, что нужно помочь плачущему малышу, не обижать его, дать свою игрушку и т. д. Для того чтобы высшее торможение выполняло свою роль в формировании наиболее адекватного социального поведения, являлось регулятором во взаимоотношениях человека с другими людьми, надо постоянно обращать внимание на поощрение всех связанных с ним форм поведения.

Глубокая неврологическая основа высоких побуждений человека, руководящих его поведением, состоит в том, что социальные мотивы оказываются более сильными и потому могут затормозить все другие, нежелательные или несовместимые с моралью человека поведенческие акты. Черствость, эгоизм, пренебрежение к интересам других людей могут быть результатом недостаточных воспитательных воздействий в этом направлении.

Все виды внутреннего торможения надо целенаправленно формировать соответственно возрастным возможностям ребенка.

В процессе обучения и воспитания ребенка необходимо учитывать, что безусловное (внешнее) торможение наиболее сильно выражено только у детей до 3-4 лет. Н/р, если 3-летний малыш хочет наступить в лужу, бесполезно говорить ему «Нельзя!». Но если ему показать красивый цветок, обратить внимание на птичку ребенок легко может забыть о том, что он хотел сделать. Поэтому, внешнее торможение является важным средством воспитания полезных привычек и навыков у детей первых лет жизни.

Внутреннее торможение приобретает ведущее значение только к 6-7 годам. Особенно важно научить ребенка сдерживать (тормозить) рефлекторную деятельность, научить ждать. Такая тренировка тормозных процессов лежит в основе воспитания у ребенка правил поведения в обществе, научит его считаться не только с собственными желаниями, но и уважать требования окружающих.

Внутреннее торможение (дифференцировочное) имеет большое значение для обучения ребенка письму, чтению, рисованию и т.д.

Торможение обеспечивает нам тонкую коррекцию нашей деятельности соответственно воздействиям окружающей среды, «стирая» уже ненужные, биологически нецелесообразные условные реакции и способствуя образованию новых.

Возрастные особенности условнорефлекторной деятельности.

I этап – Грудной.

Условные рефлексы начинают вырабатываться в первый день после рождения ребенка. Однако они образуются с трудом, после нескольких десятков подкреплений, неустойчивые. Н/р, прикосновение к щеке новорожденного вызывает поворот головы в сторону прикосновения и появление сосательных движений. На 10-14 день тактильно-лабиринтный условный рефлекс (при взятии ребенка на руки в положении кормления он поворачивает голову и делает сосательные движения). Условный ориентировочный рефлекс образуется на 2-4 месяце. Однако, все условные рефлексы первых 3 месяцев в связи с незрелостью коры больших полушарий, образуются очень медленно, после многих подкреплений, и все они неустойчивы. К концу года проявляются условные рефлексы на время, ситуацию, обстановку.



Безусловное торможение условных рефлексов имеется с первых дней после рождения, а условное вырабатывается постепенно. Однако все виды условного торможения до 6 месяцев очень неустойчивы. Все условные рефлексы легко тормозятся за счет безусловного торможения.

II этап – ясельный.

Ребенок на 2-ом году жизни начинает свободно передвигаться в пространстве, у него закладываются основы речи. Безусловный ориентировочный рефлекс «Что такое?» в этот период жизни проявляется как «Что с этим можно сделать?» Бурное развитие ребенка приводит к образованию большого количества новых условных рефлексов. У ребенка складываются образы предметов. Формирование образов возможно только в результате минипуляций ребенка с предметами, в процессе которых он познает весь комплекс раздражителей, характерных для данного предмета (н/р, елка, ее вид, запах, уколы хвоей создают образ елки отличный от всех других предметов). Нельзя ограничивать ребенка в его манипуляциях с предметами, иначе будет обеднение в выработке условных рефлексов, замедление формирования образного мышления.

На базе образов начинают формироваться понятия, т.е. обобщение однотипных образов (кукла, кубик).

В этом периоде вырабатываются первые подражательные условные рефлексы и экстраполяционные. Так, ребенок может спокойно смотреть на далеко стоящую собаку, но пугается, если собака начинает подходить к нему.

Впервые начинают вырабатываться динамические стереотипы, причем их ломка сопровождается резко выраженной отрицательной биологической реакцией.

III этап - дошкольный.

В этот период создается уже солидная база условных рефлексов. Ребенок задает огромное количество вопросов, пытается проникнуть в суть явлений и предметов. В это время легко образуются рефлексы высших порядков (до 6-го порядка). Большое развитие получают подражательные рефлексы. Одной из особенностей в образовании условных рефлексов является быстрота их образования – быстрее, чем на любом другом этапе развития.

Условное торможение все ее вырабатывается с трудом.

IV этап – младший школьный возраст.

Характерной чертой этого этапа является образование различных комплексов, систем из ранее выработанных условных рефлексов. Образуется большое количество динамических стереотипов. К концу этапа дифференцировки образуются легко, становятся прочными.

Запаздывающее торможение к концу этапа вырабатывается достаточно легко. На этом этапе условные рефлексы вырабатываются быстро, легко, становятся стойкими и устойчивыми по отношению к безусловному торможению. В связи с усилением процессов торможения хорошо развит кортикальный тормозной контроль над эмоциями и осуществлением безусловных реакций за счет выработки тормозных условных рефлексов. Все это является немаловажным для воспитания правильного поведения детей.

Родители хотят для своего малыша всего самого лучшего. Поэтому, стараются обеспечить его всем необходимым, отдавать ему свою любовь, внимание, заботу. Но, часто материнская и отцовская любовь ослепляет, и толкает родителей на ошибки, которые тормозят естественный процесс развития ребенка. Что может навредить развитию малыша? Давайте рассмотрим распространенные ошибки родителей, которые вредят ребенку.

1. Самостоятельное принятие решений.

Часто можно слышать от родителей фразы в таком стиле: «Я мама, я лучше знаю, что нужно моему ребенку!». И это действительно так, ведь кто, как не родители, знают потребности и особенности своего малыша. Но, ведь суть воспитания состоит не только в том, чтобы создать для него идеальные условия, в которых ему будет комфортно и безопасно. Нужно постепенно учить его самого принимать решения и понимать их последствия. Поэтому, с маленького возраста нужно доверять малышу принятие решений, пусть и не очень важных. Спросите ребенка, что он хочет надеть сегодня на прогулку? Какую сказку он хочет читать. Иногда, нужно позволять ребенку делать ошибки, чтобы он могу научиться принимать самостоятельные решения. В семьях, где родители не дают такой возможности, дети растут инфантильными, и зависимыми от них. Это однозначно тормозит их развитие и не дает становиться самостоятельными.

2. Предугадывание желаний.

Во-первых, это тормозит развитие речи и навыков выражения своих потребностей. Мамы малышей до одного года вынуждены угадывать потребности малыша. Но, уже ближе к первому дню рождения ребенок вполне способен, пусть не сказать, но хотя бы показать, что он хочет и что ему нужно. В таком возрасте, требуя от малыша, чтобы он говорил, что ему нужно, можно стимулировать развитие речи. Если же мамы и в дальнейшем пытаются определить самостоятельно, что же ребенок ожидает от них, ситуация с развитием может быть печально. По этому поводу есть старый анекдот, в котором рассказывается история немого сына, внезапно заговорившего в 6 лет. Мальчик попросил передать соль за обеденным столом, и все обрадовались, мол, наконец-то заговорил. На что мальчик ответил, просто раньше всегда было все нормально. Так и с детьми, мамы которых наперед предугадывают их потребности и желания, просто не имеют стимула для того, чтобы развивать навыки речи и общения.

3. Тысячи запретов.

Очень опасная ошибка, которая может сломать интерес ребенка к развитию и познанию окружающего мира. Когда на каждом шагу ребенок натыкается на строгое «нельзя», постепенно это уничтожает интерес и любопытство к окружающему миру, из-за чего тормозится развитие. Как решить эту проблему? Очень просто - нужно создать максимально безопасные условия для ребенка, где ему будет можно все, и установить не больше 2-3 запретов, обязательно аргументировав их. В таких условиях дети становятся самостоятельными быстрее, а также стимулируется их исследовательский интерес.

4. Жесткий контроль.

Чаще всего родители жестко контролируют не совсем аленьких детей - дошкольников и школьников. Если каждый раз, когда ребенок садится за выполнение домашнего задания, его ожидает строгая проверка, он не учится самостоятельности, нести ответственность за свои поступки и ошибки. Чрезмерная строгость и жесткий контроль подавляют инициативность, и при регулярном применении негативно влияют на эмоциональное развитие личности маленького человека.

5. Отсутствие дисциплины.

Взрослому человеку бывает сложно дисциплинировать себя, а что говорить о детях, у которых не настолько развиты волевые качества. Поэтому, отсутствие дисциплины не способствует развитию. Абсолютная свобода действий не способствует развитию у ребенка важных для него качеств - терпения, усидчивости. Более того, хаос утомляет ребенка. Но, важно понимать, что чрезмерный контроль, о котором говорилось выше, тоже не является полезным для ребенка. Поэтому, во всем нужен здравый баланс. Но, дисциплинарные правила должны присутствовать.

6. Организация досуга.

Порой родители сами не задумываются о том, что вредят ребенку и тормозят его развитие. При виде скучающего и ноющего ребенка мамы, особенно занятые, сразу же находят ему какое-то занятие, и если оно не подходит, предлагают что-то другое. Конечно же, это удобно, и так можно предложить ребенку что-то, что будет полезно для его развития. Но, если постоянно предлагать готовые идеи занятий своему ребенку, это будет подавлять в нем инициативность, творческое мышление и самостоятельность. Иногда нужно позволять малышу поскучать, чтобы он научился сам занимать себя чем-то интересным, проявлял инициативу и развивал самостоятельность.

7. Недостаток и избыток мотивации.

Ребенку нужна мотивация, чтобы осваивать новые навыки, обучаться чему-то, исследовать. В таких случаях работает абсолютно все - поощрение, вознаграждение, словесная похвала. Когда малышу этого не хватает, его развитие замедляется, ведь он не мотивирован на новые открытия и достижения. Но, проблема возникает и тогда, когда родители захваливают своего ребенка. Такие дети начинают что-то делать уже не ради интереса, а во имя похвалы или награды. Со временем развивается зависимость, снижается самооценка, если похвалы или награды нет.

8. Чрезмерная опека.

Одна из главных обязанностей ребенка - забота о его безопасности. Поэтому, ничего удивительного нет в том, что родители стараются максимально оградить своего малыша от невзгод. Но, чрезмерная защита не дает ребенку развиваться и учится самому заботиться о своей безопасности. Например, если мама всегда крепко держит малыша на руках возле проезжее части, не объясняя почему здесь опасно, малыш не научится сам быть осторожным во время перехода через дорогу и возле нее. Кроме этого, чрезмерная осторожность родителей может стать благоприятной почвой для появления страхов и развития фобий у малыша.

9. Изоляция от информации.

Практически с рождения и до 3-4 лет - это период, когда малыш жаждет любой информации, и схватывает ее буквально на лету. Это идеальное время для того, чтобы выучить буквы, цифры, узнать много интересного об окружающем мире. Но, часто взрослые ошибочно полагают, что из-за раннего развития и предоставления информации, они «крадут» у ребенка детства. Нет, это большая ошибка! Лишать ребенка того, в чем он нуждается больше всего, нельзя. Ведь учить ребенка чему-то новому и полезному - это не «отнимать детство», а наоборот, делать его более насыщенным и интересным.

10. Игнорирование ошибок.

Рассмотрим наглядный пример. Часто можно наблюдать такую картину - ребенок рисует корявую линию и говорит, что это цветок. Взрослые умиленно вдыхают, хвалят малыша, говорят «Ай да молодец». И малыш совершенно искренне считает, что он гений-художник, из-за чего даже не пытается рисовать лучше. Или еще одну ситуацию - ребенок силой выдирает на площадке у других детей их игрушки. Мама автоматически забирает малыша, одновременно отнимая у него игрушки, и молча уносит подальше от них. Малыш еще не настолько развит, чтобы понимать такой тонкий намек - мол, если мама меня унесла, значит, я сделал что-то неправильно. Мало просто остановить неправильные действия, нужно еще и разъяснить малышу, что нужно делать по-другому, и почему именно так, а не как-то иначе. Когда малыш ошибается, ему нужно об этом говорить. Это вовсе не означает, что нужно ругать на каждом шагу, но малыш должен сформировать у себя в голове картину, что хорошо, а что плохо. Ошибки стимулируют развитие, и если их игнорировать, ребенок не будет иметь мотивации к развитию.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта