Главная » Диеты » Проведение опытов в средней группе. Картотека игр и экспериментов (средняя группа)

Проведение опытов в средней группе. Картотека игр и экспериментов (средняя группа)

Барно Одинаева
Картотека игр и экспериментов (средняя группа)

ЖИВАЯ ПРИРОДА

Зачем зайчику другая шубка.

Задача : выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Материалы : кусочки плотного и редкого меха, рукавички из тонкой, плотной ткани и меховые.

Ход эксперимента:

Дети представляют, что рука –это зайчик, и выбирают ему шубку (рукавичку) на лето и на зиму. Выходят на прогулку в этих «шубках» и сравнивают ощущения обеих рук. Взрослый выясняет, какую бы шубку дети хотели на зиму, какие шубки нужны зверям зимой (тёплые, плотные, с длинным мехом, пушистые) .

Как спрятаться бабочкам?

Задача : найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющих приспособиться к жизни в окружающей среде .

Материалы : изображение ярких цветов, бабочек и одной птички, коллекция бабочек.

Ход эксперимента:

Дети рассматривают изображения, выясняют, кто лишний на иллюстрациях (птичка) почему. Определяют, чем похожи все бабочки и чем отличаются (похожи строением – тельце, усики, крылышки; отличаются размером и окраской). Выясняют, что помогает бабочкам прятаться от птиц (разноцветная окраска помогает им «превратиться в цветы» ).

Прячутся детки?

Задача : выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

Материалы : неглубокая ёмкость, влажные вата и ткань, почва, лист и семена клёна (или другого растения, овощи.

Ход эксперимента : Дети рассматривают лист и семена, называют их, выясняют, что для роста нужна вода или земля. На дно неглубокой ёмкости на влажную вату помещают лист, семена и овощи (плоды, закрывают влажной тканью, ставят в тёплое место. Через 7-10дней выявляют результаты; листья и плод загнили, семечко дало проросток. Ещё через 2-3 недели наблюдают за ростом проростка, пересаживают его в почву. Наблюдение заканчивается с появлением ростка из почвы.

Как развивается растения?

Задача : Выделить циклы развития растения : семя, росток, растения, цветок, плод, семя.

Материалы : семена, предметы ухода за растениями, влажная ткань, лупа.

Ход эксперимента : Младшие дети не знают, как из маленького семечка появляется плод (например, помидор или перец, и просят ребят из средней группы рассказать об этом . Дети рассматривают семена, доказывают, что из них может вырасти растение (есть ядрышко, после предварительного замачивания высаживают в почву, делают зарисовки по ходу наблюдений до появления плодов, отправляют малышам.

Задача : понять причину возникновения звуков речи, узнать об охране органов речи.

Материалы : линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

Ход эксперимента : Воспитатель предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу» по секрету» (шепотом) различные слова, затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняет, что дети для этого сделали (сказали громким голосом, откуда выходили громкие

звуки (из горлышка) . Дети подносят руку к горлышку, подносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и говорят, что почувствовали рукой (когда говорили громко, в горлышке дрожало; когда говорили шепотом дрожания не было).

Весенние игры

Из чего птицы строят гнезда?

Цель : Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Материал : Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Ход : Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.

"Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить".

Предложить рассмотреть почву в клумбе, потрогать её. Какая она на ощупь? (Сухая, твёрдая) . Можно её взрыхлить палочкой? Почему она стала такой? Отчего так высохла? (Солнце высушило) . В такой земле растениям плохо дышится. Сейчас мы польём растения на клумбе. После полива : пощупайте почву в клумбе. Какая теперь она? (Влажная) . А палочка легко входит в землю? Сейчас мы её взрыхлим, и растения начнут дышать.

Вывод : О чём мы сегодня узнали? Когда растениям дышится легче? (Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить) .

Секрет сосновой шишки

Цель. Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

Материал. Две сосновые шишки, ванночка с теплой водой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка) .

Ход эксперимента:

Воспитатель. Белка шишку сорвала – А орешки не нашла. Лежит шишка под сосной, Очень скучно ей одной. Возьми ее и поиграй. А во что? Сам угадай! Потрогайте шишку. Какая она, с какого дерева? (Ответы детей.)

Воспитатель. Почему шишка стал такой?

Дети. Созрела – чешуйки раскрылись, и семена вылетели.

Воспитатель. Хотите увидеть, каков она была раньше?

Первый этап. Дети рассматривай шишку, нюхают ее, катают междуладо ней, пробуют согнуть чешуйки. Почем они не сгибаются? (Они высохли и стали твердыми)

Второй этап. Опустить шишку в теплую воду. Что происходит? (Она плавает на поверхности, потому что легкая.) Оставить шишку в воде на сутки.

Третий этап (проводится на следующий день) . Дети смотрят на шишку, Она изменила форму. Почему? (Пропиталась водой, пластинки сомкнута приняли прежний вид.) А еще она опустилась на дно. Почему? (Стала тяжелой. Воды в ванночке стало меньше.)

Дети рисуют шишки, сухую и влажную, сравнивают их, подводят итоги (сухая шишка легкая, жесткая – не тонет в воде; шишка, погруженная в вод, поглощает ее, становится тяжелойа мягкой – опускается на дно; объел влажной шишки уменьшается наполовину, а вес увеличивается за счет влаги}

Ветка в вазе

Цель : показать значение воды в жизни растений.

Материал : ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода» .

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Проехал мощный грузовик и веточка сломалась,

Упала веточка на снег и там бы пролежала,

Но подняла её рука заботлива и нежно

И отнесла её в тепло воды напиться снежной.

Поставим в вазу ветку мы, откроются все почки,

Из них появятся на свет зелёные листочки.

Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро распускающихся деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё наклейку «живая вода» .

Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После поставьте ветку в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что произойдет, развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте, пройдёт время, почки лопнут и появятся зелёные листочки.

Кто разбудил китёнка

Цель : познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Материал : ванночка с водой, соломинки, мыльная вода в стаканчиках.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Ветер дует-задувает,

«Ну, на что это похоже!

Волны в море поднимает.

Мой китёнок спать не может!

Море синее бурлит,

Ветер очень громко воет –

Недоволен папа-кит :

Не даёт нам всем покоя!

Соглашается китиха :

«Надо, чтобы стало тихо!

Ветер, ветер, не гуди,

Нашу крошку не буди!»

Возьмите соломинку для коктейля, опустите её в воду и попросите ребёнка подуть в соломинку так, чтобы вода забурлила. А если приготовить в ковшике мыльный раствор и подуть в трубочку, начнёт образовываться пена и из ковшика вырастет пышная мыльная «борода» .

Хитрые семена

Цель. Познакомить со способами проращивания семян.

Материал. Семена бобов, кабачков, две баночки с землей. Палочка, маленькая лейка, салфетка из марли, розетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка) .

Ход эксперимента:

Воспитатель. Весной те, у кого есть дачные участки, сеют семена овощей в землю; не все из них прорастают, и не все дают ростки одинаково быстро. Мы научимся, как правильно проращивать семена, узнаем, какие семена прорастают быстро, какие медленно.

Первый этап. Один боб и одно семечко кабачка дети аккуратно закапывают! землю, поливают (устанавливают табличку) ; другой боб и семечко кабачка заворачивают в салфетку из марли, кладут в розетку, смачивают водой.

Второй этап. На другой день дети высаживают семена, пролежавшие во влажной салфетке всю ночь, в землю (устанавливают другую табличку) .

Третий этап. Через несколько дней дети отмечают, какие семена взошли первыми : те, что сажали сухими, или те, которые предварительно замачивали. Почему?


ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Г.КЕМЕРОВО МАДОУ№19 «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является
метод

экспериментирования
, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи). В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки,свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).
Цели экспериментирования - это:
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
В средней группе мы используем только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается:
в характере решаемых задач: они неизвестны только детям; в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они практически безопасны; в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование. По способу применения эксперименты делятся на демонстрационные и фронтальные, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений,
помещённых в разные условия и т.д.) Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). Положительные стороны демонстрационного метода: Практически исключены ошибки при проведении опытов. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределить внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины. Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций. Проще решаются вопросы гигиены. Демонстрационные эксперименты имеют и слабые стороны: Объекты находятся далеко от детей, и дети не могут рассмотреть мелкие детали. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект со всех сторон. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного, реже двух анализаторов; не задействованы тактильный, двигательный, вкусовой и иные анализаторы. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия. Сведена до минимума инициатива детей. Затруднена индивидуализация обучения. Фронтальный метод

это, когда эксперимент проводят сами дети. Эксперименты этого типа компенсируют недостатки демонстрационных экспериментов. Но они тоже имеют свои «плюсы» и «минусы». Сильные стороны фронтальных экспериментов выражаются в том, что дети могут: хорошо видеть мелкие детали; рассмотреть объект со всех сторон; использовать для обследования все анализаторы; реализовать заложенную в них потребность к деятельности; работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности навыков. эмоциональное воздействие фронтальных игр-экспериментов намного выше, чем демонстрационных; процесс обучения индивидуализирован. Слабые стороны фронтального метода: Труднее найти много объектов.Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком. Труднее установить контакт с детьми. Постоянно возникает несинхронность в работе детей. Повышается риск ухудшения дисциплины. Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций. Содержание опытно – экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Структура детского экспериментирования:

Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
; Например, познакомившись с героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», задумались – как помочь героям перебраться через реку. В ёмкость с водой поочерёдно опускали бумажную салфетку, кусочек ткани, железную и деревянную пластины. Увидели, что бумага, ткань и металл тонут, а деревянная пластина нет. Сделали вывод, что если предмет не тонет, значит, на нём можно плавать. Решили узнать, какими же свойствами и качествами обладает дерево и как его можно использовать. Так возникла идея исследования и желание познакомиться со свойствами древесины.
Выдвижение гипотезы
было таким – обладает ли дерево различными свойствами?
Поиск и предложение возможных вариантов решения:
Составили схему. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы (игрушки, посуду, мебель, двери, музыкальные инструменты и т. д.). По количеству колец на спилах деревьев определили возраст дерева. Рассмотрев, установили, что дерево непрозрачное и каждое имеет свой рисунок.
Сбор материала:
Сначала решили выяснить - откуда появилась деревянная пластина. Рассмотрели иллюстрации. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев; это «фабрика», производящая древесину. Отгадывали загадки о деревьях; уточнили из каких основных частей состоит дерево.
Обобщение полученных данных.
По результатам проведённого исследования делаем вывод: Дерево лёгкое, плавает в воде. Дерево твёрдое, хорошо поддаётся обработке. Древесина непрозрачная и имеет свой рисунок. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась – дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому героями сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» перебраться через реку лучше всего на деревянном плоте. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого мы создаём специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В группе оборудован уголок экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Наблюдая за детьми, я определила объекты неживой природы, которые вызвали познавательный интерес у детей, и в соответствии с этим составила перечень занятий, и игр по экспериментированию по следующим разделам: жидкость, свойства воды, воздух и его свойства, условия необходимые для жизни растений, твердое тело: песок, глина, почва, дерево, железо, резина, бумага, стекло, пластмасса, свет: отражение света, источники света, цвет: что такое радуга, смешение цветов, звук, магнетизм: магнит и его свойства, увеличительное стекло.
После нескольких наблюдений дети сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обратили внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а из лужи для питья не подходит. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем простые опыты. Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что: бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д. дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д. пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д. стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д. вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д. воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д. В средней группе познакомили детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода- лёд-вода), показали взаимосвязь с живой природой. Для этого использовали следующие опыты:
«Путешествие льдинки»
превращение воды в лёд,превращение льда в воду. С помощью иллюстраций выяснили: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвели к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран. Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. У детей 4-5 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность Так же с детьми 4-5 лет исследуем и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, пробуем делать пену и пр. Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы провели ряд опытов: - мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки) - можно ли поймать воздух? - может ли воздух быть сильным? - движение воздуха. Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Так эксперимент прошел незаметно для детей. Предложили детям слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов- песчинок, этим объясняется свойство сухого песка –сыпучесть. Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры - опыты с песком («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится», с водой («Плавает? », «Что быстрее
утонет?»). При знакомстве с овощами дети определяли их на вкус. Попробовав морковку, дети узнали, что она сладкая, а не горькая и из рассказа воспитателя узнали, что в ней много витамин и она полезна для нашего здоровья. Так же в процессе экспериментирования стимулируем детей задавать вопросы, выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: что мы делали? что мы получили? почему? Прививаем детям навыки межличностного общения и сотрудничества: уметь договариваться, отстаивать свое мнение, рассуждать в диалоге с другими детьми. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаем внимание детей на мнение других, учим слушать друг друга, предлагаем более активным детям помочь застенчивым. Работа в лаборатории требует соблюдение правил техники безопасности. Мы их составили совместно с детьми и игровыми персонажами. Они очень просты и легко запоминаются:
С песком:
Если сыплешь ты песок – Рядом веник и совок.
С огнем:
Помни правило: огонь Никогда один не тронь!
С водой:
Коль с водой имеем дело, Рукава засучим смело. Пролил воду – не беда: Тряпка под рукой всегда. Фартук – друг: он нам помог, И никто здесь не промок.
Со стеклом:
Со стеклом будь осторожен – Ведь оно разбиться может. А разбилось – не беда, Есть ведь верные друзья: Шустрый веник, Брат-совок И для мусора бачок – Вмиг осколки соберут, Наши руки сберегут.
По окончании работы:
Ты работу завершил? Все на место положил? Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. После каждого эксперимента приучаем детей к самостоятельности при уборке рабочего места. Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема. В уголках живут сказочные персонажи, которые удивляются, задают вопросы, делают открытия вместе с детьми (Почемучка, Звездочёт, Каркуша). Они маленькие, а младшему можно передать свой опыт и чувствовать свою значительность, что укрепляет в ребенке позицию «Взрослого». На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством воспитателей – моделируют проблемные ситуации. Впоследствии дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки осуществить практические действия, делать выводы. Интересно было наблюдать, как дети в средней группе ставили перед собой Каркушу и рассказывали ей, как правильно посадить лук, или что может утонуть, а что не тонет.
В настоящее время я использую проектную деятельность по развитию деятельности – экспериментирование, благодаря которой происходит связь детского экспериментирования с другими видами детской деятельности, у детей формируется целостное представление о мире.Такие как: «Доктор Витаминкин», во время которого дети в игровой и экспериментальной форме узнали о том, как беречь свое здоровье и заботиться о нем, получили знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека; во время реализации проекта «Моя любимая игрушка», каждый ребенок смог не только познакомить окружающих со своей самой любимой игрушкой, но и узнать какие они бывают; Например: в ходе реализации образовательного проекта «Осень» при знакомстве с овощами проводили с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают.
Работа с родителями
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей, провели анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовали консультационный день для родителей на тему «Экспериментальная деятельность дома». Так же разработали буклеты и памятки для родителей: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к экспериментированию», «Занимательные опыты на кухне». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой предлагают родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике). Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе изготавливали дома мыло, бумагу, выращивали кристаллы, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки, Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Опыт «В гостях у профессора Любознайкина»
В средней группе
30.07.2015 г.



Цель
: показать свойства мыла и его применение.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами мыла и его видами;
- сформировать и закрепить умение (навык) мыть руки с мылом через практикование и экспериментирование;
- закрепить представления о мыле, его полезных свойствах;
- развивать любознательность, наблюдательность, смекалку;
- закреплять правила безопасности при работе с мылом;
- воспитывать у детей чувство взаимопомощи, радости.
Материал : кусочки мыла, жидкое мыло, салфетки, трубочки, таз с водой, полотенца, письмо, схемы по ТБ,стаканы.

Ход опыта:

Воспитатель: здравствуйте,ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо, давайте прочитаем?
Дети:да!
Читает письмо.
«Здравствуйте любознательные девчонки и мальчишки, приглашаю вас в гости в мою лабораторию. Я хочу вас познакомить со свойствами мыла. Буду ждать.
Ваш профессор Любознайкин.»
Воспитатель: ребята,вы хотите отправиться к профессору Любознайкину в лабораторию?
Дети: да!
Воспитатель: тогда отправляемся!
Помощник воспитателя с детьми идут в лабораторию,а воспитатель переодевается.
Помощник воспитателя:
Мы идем к нему лесочком
Слева кочки, справа кочки
Впереди у нас мосток,
По нему мы скок- поскок.
Перешли мы все мосток,
Пойдём дальше на восток.
Вот и в гости мы пришли:
Эй, Любознайкин выходи.
Профессор: здравствуйте, ребята, хотите поиграть с мылом?
Ответы детей.
Но для начала давайте вспомним,что нельзя делать с мылом!
Ответы детей.
- ничего не пробовать на вкус
- глаза мыльными руками не трогать
Первый эксперимент «Какое мыло бывает?»
Профессор: мы с вами выяснили,что нельзя делать с мылом.А что с ним можно делать?
Ответы детей(стирать и мыть руки)
Профессор:как вы много знаете про мыло,Так вот в зависимости от применения, мыло бывает хозяйственное и туалетное.Хозяйственное для стирки,а туалетное для мытья рук.
Давайте по внимательнее рассмотрим туалетное мыло. Какое оно бывает?
Ответы детей(жидкое и твердое,разной формы,цвета и запаха).
Вывод:свойства мыла- бывает твердое и жидкое;разной формы,цвета и запаха.
Второй эксперимент : «Главная роль мыла».
Профессор: давайте опустим мыло в воду,но не будем ничего с ним делать.
Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки.
А теперь поднимем, какое оно стало?
Ответы детей(скользким,мокрым).
Профессор берет мыло и хорошо намыливает руки,предлагая ребятам сделать тоже самое, показывая детям необходимые действия.
Профессор:ребята а давайте мы с вами по моемем ручки.
Ответы детей:да!
Потом обращает внимание на форму мыла, рассматривает ее с детьми, ищет, что изменилось.
Профессор:что же изменилось с мылом? С нашими руками? С водой?
Ответы детей(мыло стало меньше,руки стали чистые,а вода грязная).
Вывод:форма мыла изменилась,мыло уменьшилось в размерах,руки стали чистыми, а вода грязной.
Профессор моет руки вместе с детьми в тазу и вытирает их полотенцем.
Третий эксперимент: «Мыльные пузыри».
Профессор:ребята,а вы знайте из чего делают мыльные пузыри?
Ответы детей(из мыла и воды).
Профессор:да,но только из жидкого мыла.Давайте мы с вами попробуем сделать их?
Ответы детей:да!
Дети берут стаканчики,профессор каждому в стаканчик наливает жидкое мыло.
Профессор:теперь мы возьмём ложки и добавим в стакан по 5 ложек воды.
Дети добавляют воду и считаю ложки(профессор и помощник воспитателя помогают).
Профессор: опускаем в мыльную воду конец трубочки, вынимаеми медленно в нее дуем.
Что происходит? Ответы детей:мыльные пузыри!
Профессор:а если мы погрузим конец трубочки в воду и будем дуть в нее. Что появляется на поверхности воды?
Ответы детей: (много мыльных пузырей) .
Вывод:Из жидкого мыла и воды получается раствор из которого можно сделать мыльные пузыри.
Вывод :мыло бывает твердое и жидкое;сухое мыло гладкое; мыло смоченное в воде тоже гладкое, но скользкое; при попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри;мыльная вода вызывает жжение- глаза надо беречь.Главная роль мыла в нашей жизни это чистота.
Профессор благодарит детей и прощается.
Помощник воспитателя в месте с детьми уходит.
Мы идем к себе домой
Слева кочки, справа кочки
Впереди у нас мосток,
По нему мы скок- поскок.
Перешли мы все мосток,
Пойдём дальше на восток.
Вот на площадку мы пришли:
Вы рады малыши?

Подготовил воспитатель:
Савенко Маргарита

Анатольевна.

Домик для капельки

Программное содержание игры-экспериментирования с водой:

1. Конкретизировать и систематизировать знания о воде: зачем она нужна, для чего её используют.

3. Воспитывать сенсорную восприимчивость к окружающей действительности.

5. Обогащать жизненный опыт детей действиями и .

Развивающая среда: звуковой дизайн - фонограмма с голосом капельки, журчанием воды; модель Капельки; картинки-иллюстрации с моделями, где и как можно использовать воду; набор пластмассовых прозрачных ёмкостей на каждого ребёнка, соль, сахар, лимон, гуашь, кубики льда, зеркала, кисточки.

Проектирование воображаемой ситуации: Жила была маленькая Капелька. У неё был домик и много-много друзей. Но вот однажды ребята забыли закрыть кран и все её друзья-капельки уплыли. Теперь у Капельки нет ни друзей, ни дома.

Проблемно-поисковая ситуация: Как помочь Капельке найти её дом?

Поисковая задача: Где может быть домик Капельки.

Ход проведения игры-экспериментирования с водой

Дети сидят полукругом.

Воспитатель (В.).

Поудобней садитесь

Не крутитесь, не вертитесь.

Дети, ой что утром было

Я же вам сказать забыла.

Только в садик я зашла

Ко мне Капелька пришла.

Плачет бедная, грустит,

А потом мне говорит…

Дети кран закрыть забыли

И все капельки уплыли…

Теперь у меня нет ни друзей, ни дома.

В. И сказала я в ответ.

Нет, таких детей здесь нет.

Воду попусту не льём,

Мы водичку бережём.

Показ, демонстрация Капельки.

В. Ребята, давайте расскажем нашей Капельке о воде. Что мы оней знаем: для чего нужна вода и как её надо беречь.

Воспитатель показывает схемы-модели где и как можно использовать воду, подводит итог сказанного детьми:

Вода везде - вода в стакане

И в чайнике и просто в кране.

Когда водички вовсе нет

То и не сваришь ты обед.

Не могут рыбы без воды,

Я не могу, не можешь ты

Давайте все вместе водичку беречь

И каждую капельку дружно стеречь.

— Почему наша Капелька грустит?

— Можем ли мы помочь найти Капельке домик? (Рассуждения детей.)

— Как вы думаете, где может быть домик Капельки? (Рассуждения детей.)

В. Давайте посмотрим где может жить Капелька. (Индивидуальная работа детей.)

— Как вы думаете, что в стакане?

— Какая вода по вкусу? (пресная, безвкусная и т.д.)

— Можно ли воду сделать сладкой? Как? (Рассуждения детей.)

— Можно ли воду сделать солёной? Кислой? Цветной? (Экспериментируют.)

В. А теперь послушаем песенку воды. (Дети переливают водичку из стакана в стакан.)

Вывод : Вода льется, мы слышим её журчание. А если она льется, то значит она какая? (Жидкая.)

Воспитатель обращает внимание на кубики льда. Предлагает взять в ладони и подержать.

— Что происходит со льдом? Почему он тает?

Вывод: Значит лёд - это замерзлая вода.

— А как вы думаете, может ли наша Капелька жить везде: в жидкой, и в твердой? (Рассуждения детей.)

Вывод : любое место, где есть вода - дом для Капельки. И нужно очень бережно к нему относиться, чтобы капельки чувствовали, как о них заботятся.

— Замечательно! Вы самые умные, самые любознательные дети на свете. За то, что вы помогли мне найти домик я хочу вам подарить этот конверт.

Дети вместе с воспитателем раскрывают конверт и находят там диск. Воспитатель предлагает всем вместе полюбоваться красотой водного царства.

Картотека опытов для экспериментальной деятельности дошкольников

Картотека опытов для экспериментальной деятельности дошкольников

Описание : Картотека может быть полезна воспитателям детей дошкольного возраста, педагогам - психологам ДОУ.

Цель : познакомить со свойствами живой и неживой природы
Опыт № 1
Материалы:
Почва, лист и семена клёна (или другого растения), овощи.
Ход:
Незнайка не сумел вырастить дерево – просит помочь. Дети рассматривают лист и семена, называют их, выясняют, что для роста нужна вода или земля. На дно неглубокой ёмкости на влажную вату помещают лист и семена, закрывают влажной тканью, ставят в тёплое место, поддерживая ткань и вату во влажном состоянии. Через 7-10 дней выявляют результаты (с зарисовкой): лист загнивает, семечко даёт проросток. Ещё через 2-3 недели наблюдают за ростом проростка, пересаживают его в почву (зарисовка). Наблюдение заканчивается с появлением ростка из почвы. Зарисовки оформляются в виде дневника и отправляются посылкой к Незнайке.

Опыт № 2
Материалы:
Семена, предметы ухода за растениями; влажная ткань, лупа.
Ход:
Младшие дети не знают, как из маленького семечка появляется плод (например, помидор или перец), просят ребят из средней группы рассказать. Дети рассматривают семена, доказывают, что из них может вырасти растение (есть ядрышко), высаживают в почву после предварительного замачивания, делают зарисовки по ходу наблюдений до появления плодов, отправляют малышам.

Опыт № 3
Материалы:
Два- три одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений.
Ход:
Дети ухаживают за тремя одинаковыми растениями по- разному: первое - своевременно пропалывают, поливают, рыхлят; второе – своевременно поливают, пропалывают без рыхления; третье – только поливают. Длительно наблюдают за ростом, состоянием, плодоношением с зарисовкой каждого результата, делают выводы о необходимости ухода для роста и состояния растений.

Опыт № 4
Материалы:
а) цветы с клумбы, ёмкость для растения, предметы ухода;
б) веточки разных деревьев, ёмкости с водой (весной и зимой); семена овощей (огурцов, гороха, фасоли), ёмкости для замачивания, ткань.
Ход:
1. Дети наблюдают за вянущими растениями на клумбе. Выясняют, почему они вянут, если воды достаточно для роста (вянут, потому что не могут питаться в холоде). Пересаживают растение вместе с почвой в подходящую ёмкость, вносят в помещение, наблюдают за изменениями, происходящими с цветами в помещении и на клумбе. Взрослый предлагает зарисовать результаты в дневнике наблюдений.
2. Дети рассматривают веточки голых деревьев. Выясняют, почему нет листочков (холодно) и как сделать, чтобы они появились (растениям для роста нужно тепло). Вносят веточки в помещение, рассматривают почки, помещают в воду, наблюдают за ростом почек, появлением листьев. Зарисовывают наблюдения в дневнике в сравнении: на участке – в помещении.
3. Дети рассматривают семена. Выясняют, можно ли высаживать их на грядку в апреле (нет, холодно, они погибнут). Замачивают семена - «будят» их. Помещают семена во влажную ткань, ставят в разные по температуре места, поддерживают во влажном состоянии. Через 2-3 дня проверяют результаты: выясняют, что помешало «проснуться» одним семенам и помогло другим (семена в тепле и влаге проросли, остальные – лишь набухли от воды). Высаживают проросшие семена в ящички для получения рассады.

Опыт № 5
Материалы:
Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Ход:
Взрослый и дети рассматривают в воде 2 – 3 предмета. Выясняют, почему предметы хорошо видны (вода прозрачная) и что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками. Определяют, что рисунок размылся, а вода изменила цвет, обсуждают, почему это произошло (частички краски попали в воду). Выясняют, как еще можно окрасить воду (добавить краситель). Взрослый предлагает окрасить воду самим (сразу в стаканчиках с теплой и холодной водой), потрогать сначала оба стаканчика, догадаться, почему один теплый, а другой – холодный, потрогать воду рукой, понюхать (без запаха). Взрослый ставит перед детьми задачу узнать, в каком стаканчике краска быстрее растворится, для чего предлагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик; как изменится окраска, запах воды, если красителя будет больше (вода станет более окрашенной, запах сильнее). Дети выполняют задания, рассказывают, что получилось. Взрослый предлагает положить в теплый стакан еще одну ложку красителя и зарисовать результаты опытов. Затем воду разных цветов сливают в разные емкости (для дальнейшего изготовления цветных льдинок), рассматривая, какой получился цвет.

Опыт № 6
Материалы:
Емкость с водой, рукавички с «перепонками», перчатки, иллюстрации: утка, лягушка, воробей; лягушка в аквариуме.
Ход:
Взрослый выясняет у детей, может ли воробей плавать и нырять, как утка и лягушка; зачем утке и лягушке такие лапки. Надевает на одну руку перчатку с перепонками, на другую – с коготками. Дети имитируют движение лапок при плавании и определяют, с какими лапками будет удобно плыть и почему (удобнее плыть лапками с перепонками, ими лучше отгребать воду, у воробья их нет). В конце занятия дети наблюдают за плаванием лягушки в аквариуме.

Опыт № 7
Материалы:
Емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.
Ход:
Дети рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда (холодный, гладкий, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к льдинки). Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Дети изготавливают льдинки: заливают две формочки горячей и холодной водой, запоминают свою форму, ставят на два подноса и выносят на улицу. Наблюдают, какая вода (холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинками.

Опыт № 8
Материалы:
Крылья птицы из бумаги, контур крыла из тонкой проволоки, картонная и резиновая птички, иллюстрации птиц, животных.
Ход:
Дети рассматривают иллюстрации, выбирают птиц. Взрослый предлагает доказать, что это птицы (у них есть крылья), и выясняет, зачем им крылья. Вместе с детьми отпускает с небольшой высоты картонную птичку со сложенными крыльями. Определяют, что с ней случилось и почему (с нераскрытыми крыльями она не может держаться в воздухе). Взрослый прикрепляет к ней раскрытые крылья из бумаги, отпускает и выясняет, что произошло; почему домашние птицы (куры, гуси) не летают (они тяжелее, крылья не могут поднять их в воздух). Рассматривают иллюстрации с изображением диких и домашних птиц. Взрослый предлагает детям прикрепить “крылья” резиновой птичке и выясняет, что с ней произойдет. Показывает иллюстрацию страуса и спрашивает, птица это или нет; умеет ли она летать (это птица, но очень большая и тяжелая, крылья не могут поднять ее в воздух).

Опыт № 9
Материалы:
Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки).
Ход:
Взрослый утверждает, что сможет удержать в руках и не пролить воду (жестом показывает, как много), затем демонстрирует это с комком снега. Дети рассматривают воду и снег; выявляют их свойства; определяют, потрогав стенки, какая емкость с водой теплее. Взрослый просит детей объяснить, как они узнали, что происходит со снегом в теплой комнате; что произойдет (с водой, снегом), если снег опустить в воду; где снег быстрее растает: в стакане с теплой или с холодной водой. Дети выполняют это задание – в тарелку, в стаканы с водой разной температуры кладут снег и следят, где быстрее снег растает, как увеличивается количество воды, как вода теряет свою прозрачность, когда в ней растаял снег.

Опыт № 10
Материалы:
Кусочки меха (старого), кора деревьев.
Ход:
Взрослый предлагает детям подумать, что делать зверям которым нужны зимой теплые шубки, но купить они их не могут (отрастить новый мех, плотный, тяжелый). Рассматривают старую вылезшую и плотную пушистую шкурку лисы. Выясняют, какую из них лиса могла бы носить летом, какую зимой, откуда зимой появилась пушистая шубка и куда она исчезает летом. Взрослый подводит детей к пониманию того, как звери “развешивают” в лесу зимние шубы (проводит старой шкуркой по коре дерева, на ней остаются волоски).

Опыт № 11
Материалы:
Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.
Ход:
Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет и др.).

Опыт № 12
Материалы:
Емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это (воздух); откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).

Опыт № 13
Материалы:
Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.
Ход:
Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выясняют, что лучше всего сыпалось (песок), и проверяют, пересыпая вещества из стакана в стакан. Затем высыпают песок в большую емкость горкой и смотрят, что происходит (песок остается в виде горки с ровными краями). Таким же образом высыпают глину и определяют, одинаковые ли получились горки (горка из глины неровная). Выясняют, почему горки разные (частички песка все одинаковые, глины – все разной формы, размера). Дети с помощью лупы рассматривают из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравнивают их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему. Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыпятся, прилипают друг к другу).

Опыт № 14
Материалы:
Емкость с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики.
Ход:
Взрослый предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины; дать им высохнуть, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Угадывают, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам («песчаная посуда» воду не держит, ломается; глиняная какое – то время сохраняет форму).

Опыт № 15
Материалы:
Иллюстрации пейзажей, событий в разные части суток.
Ход:
Дети заранее вместе с родителями наблюдают на улице за освещенностью в разные части суток (утро, день, вечер, ночь), за луной. Вспоминают свои наблюдения и сравнивают освещенность солнцем и луной. Взрослый предлагает детям изготовить модель (круговую диаграмму) частей суток: подобрать цвет (объясняя свой выбор степенью белизны бумаги и цвета) и закрасить сектора или проклеить их цветной бумагой. Дети подбирают иллюстрации (пейзажи и изображения режимных моментов) по каждой части суток.

Опыт № 16
Материалы:
Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.
Ход:
Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делают из нее самолетик, подвязывают его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивают его и, поднося “волшебную рукавичку”, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться (нет). Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит “волшебную рукавичку”, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что – то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать). Потом взрослый “нечаянно” роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки (поднести рукавичку с магнитом к стакану).

Опыт № 17
Материалы:
Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.
Ход:
Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают из серии опытов:
- рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее “голос” (если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают – возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание рукой и уточняют, есть ли звук (он прекращается);
- рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким – нибудь предметом);
- лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали (звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется);
- дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй – проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; выясняет, как сделать, чтобы звук смолк (прижать предмет, взять его в руки – прекратить колебание предмета).

Опыт № 18
Материалы:
Зеркала, 4 блюдца (с сахаром, солью, горчицей, кусочком лимона), деревянные палочки (с ваткой на конце), стаканы с водой (для смачивания палочек) по количеству детей.
Ход:
Взрослый предлагает детям выполнить опыт: смочить палочку в воде, обмакнуть в содержимое блюдца и приложить палочку поочередно к средней части языка, к основанию, к боковым частям, к кончику языка. Подумать и назвать после пробы из каждого блюдца, где живут «сладкие сосочки», «соленые» и т.п. Затем подвести итог: какая часть языка какой вкус лучше воспринимает. Для развития логического мышления предложить подумать, как лучше класть на язык горькую таблетку и почему (нельзя класть ближе к корню языка там вкус ощущается лучше всего). Предложить определить вкус продуктов аналогично предыдущему, предварительно осушив (!) язык салфеткой. Сделать вывод (сухой язык вкус не ощущает).



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта