Главная » Дом » Волейбол верхняя передача мяча. Связующий в волейболе — верхняя передача мяча

Волейбол верхняя передача мяча. Связующий в волейболе — верхняя передача мяча

Методика обучения верхней передаче в волейболе.

Сторожева Людмила Валентиновна учитель физического воспитания

ГБОУ школа 118 Выборгского района Санкт-Петербург.

Волейбол - спортивная игра, которая пользуется большой популярностью среди учащихся. Сущность игры в волейбол заключается в том, что каждая из двух команд, состоящих из шести игроков, стремится точно разыграть мяч руками направить его через сетку в сторону противника, причем направить его таким образом, чтобы игрокам противоположной команды трудно было бы его отбить. Игра в волейбол начинает изучаться в школе, в пятом классе. Передача мяча сверху двумя руками составляет основу игры, что дает возможность выполнять учащимся различные упражнения по технике, а так же играть через сетку тем, кто еще не освоил подачу и прием мяча, посланного подачей. Техника игры в волейбол отличается тем, что касание мяча руками должно быть кратковременным и отрывистым, задерживать мяч нельзя. Это требует умения быстро передвигаться по площадке, чтобы своевременно выйти к мячу и занять удобное исходное положение, затем, разгибая ноги и руки, отрывистым касанием кончиков пальцев рук мячу придается нужное направление. Встреча рук с мячом над лицом несколько впереди, нельзя мяч отбивать ладонями - это нарушение правил игры.

Упражнения для обучения верхней передаче.

I. Положение кистей рук при приёме мяча.

Упр. 1. Мяч на полу - правильно положить руки на мяч (пальцы врозь, кисти развернуты)

Упр. 2. Мяч в руках над головой, держать при правильном положении кистей.

Упр. 3. Подбросить мяч снизу, невысоко над головой - правильно поставить руки, поймать мяч.

Упр. 4. 2, 3 с набивным мячом (1кг).

II. Прием - передача мяча сверху.

Упр. 1. Подбросить мяч, отбить вверх, поймать.

Упр. 2. Используя набивной мяч (1кг) упр. 1.

Упр. 3. Передача в стену, многократно, постепенно увеличивая расстояние от стены.

Упр. 4. Многократная передача над собой.

Упр. 5. Чередование передач в стену и над собой.

Упр. 6. Передача в парах. Передача над собой, затем, вторым касанием- партнёру, партнёр ловит мяч.

Упр. 7. И. П, сидя, ноги врозь. Партнёр набрасывает мяч, сидящий отбивает верхней передачей, партнёр ловит.

Упр. 8. Ударить мяч перед собой в пол, так, чтобы отскок был выше головы, верхней передачей направить партнёру.

Упр. 9. Верхняя передача мяча в парах.

Упр. 10. Передача мяча над собой, затем партнёру. Партнёр принимает мяч, делает передачу над собой, затем первому.

Упражнения у сетки:

Упр. 1. Верхняя передача мяча в паре через сетку.

Упр. 2. Учащиеся стоят в колонну по три лицом к сетке с обеих её сторон на расстоянии 2-3 метра. Задача: передать мяч через сетку и убежать назад в свою колонну.

Упр. 3. То же, что описано в Упр. 2, но перебежать под сеткой в противоположную колонну.

Упр. 4. Учащиеся стоят в колонну лицом к сетке на линии нападения. Один - в третьей зоне. Мяч у первого в колонне. Задача: передать мяч стоящим в третьей зоне, получить пас от него обратно и передать мяч через сетку, стоящему за ней ученику. Он ловит мяч и с ним идёт в колонну, отдает мяч, становится в конец колонны, первый игрок идёт в третью зону, а игрок из третьей на место ловящего мяч.

IIIИгры с элементами волейбола.

Упр. 1. Передача мяча в парах. Задача: за определенный период времени сделать как можно больше передач.

Упр. 2. Передача мяча в тройках. Задача: за определенный период времени сделать как можно больше передач.

Упр. 3. Игроки стоят в кругу 6-8 человек, передача мяча, допустивший ошибку выбывает. Оставшийся один игрок - победитель.

Упр. 4. Игра в волейбол по упрощенным правилам. Начало игры - передача мяча из второй зоны. Принимающая команда может ловить мяч, затем игроки используя верхнюю передачу разыгрывают мяч.

Упр. 5. Игра в волейбол по упрощенным правилам.

Описываем технику выполнения верхней передачи двумя руками.

Исходное положение. Различают верхнюю, среднюю и низкую стойки. При высокой стойке ноги слегка согнуты в коленных суставах, при средней стойке - ноги согнуты в коленных суставах больше, а в низкой стойке игрок глубоко приседает.

Наиболее выгодна для исходного положения средняя стойка: из нее в случае необходимости легче сделать перемещение. Средняя стойка и есть основное исходное положение при верхних передачах.

В исходном положении при средней стойке важны такие моменты:

I. Ноги не должны находиться на одном уровне. Когда игрок одну ногу на полшага выставляет вперед, это облегчает последующие его перемещения. Какую ногу лучше выставить вперед? Если игрок располагается в зоне 1 или зоне 2,- впереди обычно ставится правая нога, так как здесь чаще всего перемещения приходится делать влево. Если игрок находится в зоне 4 и или зоне 5,- вперед ставится левая нога, чтобы облегчить быстрое перемещение вправо. Труднее указать расположение ног игроков, стоящих в зонах 3 и 6, это зависит от взаимного расположения игроков, их привычек.

II. Стойка не должна быть напряженной. Чтобы этого избежать, игроку в первую очередь надо следить за правильным положением рук. Руки должны быть опущены, слегка согнуты в локтевых суставах, предплечья - на уровне пояса, кончики пальцев направлены вперед. В таком положении игроку удобно делать все последующие движения.

Некоторые игроки в исходном положении занимают напряженную стойку только вследствие того, что кисти держат наготове на уровне лица. В этом случае при приближении мяча игрок вынужден оставлять кисти почти без движения и лишь в самый последний момент делает ими встречное движение к мячу; это ведет к двойному удару или захвату.

III. Туловище игрока слегка наклонено вперед так, чтобы грудь находилась на одной линии с выставленной вперед ногой.

Выход игрока под мяч. Термин «выход игрока под мяч» широко распространен среди тренеров и игроков; он правильно отражает сущность приема - подчеркивает роль перемещения и дает характеристику положения игрока по отношению к мячу в момент приема.

При выполнении любой передачи очень важно, чтобы игрок сделал правильный выход под мяч, для этого ему надо выполнить следующие три условия:

I. Своевременно сделать перемещения и занять такое место, чтобы мяч, летящий на игрока, приближался к нему по направлению средней линии тела на уровне головы. Если после перемещений игрока мяч приближается к нему не по средней линии, а правее или левее нее, то будет бросок, захват или двойной удар, так как движение при приеме мяча в этих случаях трудно координировать.

II. Пальцы должны соприкасаться с мячом на уровне верхней части лица игрока. Это обеспечивает большую точность передач в любом направлении, и выполнить их можно более скрытно. Если соприкосновение руке мячом происходит выше головы, то возможны ошибки: броски, мяч «срывается» с рук.

III. Принимать мяч в средней стойке.

Прием мяча. Разберем варианты приема низко летящих мячей способом сверху.

Вариант первый. Прием мяча в низкой стойке. Игрок делает глубокий присед без перемещения и принимает мяч в низкой стойке (рис. 15). Рекомендовать такой прием нельзя; низкая стойка более напряженная и не способствует последующим перемещениям. Игроки в таком положении принимают мячи вынужденно, когда обстановка не позволяет им сделать предварительных перемещений.

Рис. 15. Прием мяча в низкой стойке


Рис. 16. Прием мяча вытянутыми вперед руками (не рекомендуется)


Рис. 17. Прием мяча в броске с падением (не рекомендуется)

Вариант второй. Прием мяча вытянутыми вперед руками. Игрок без перемещения наклоняет туловище и вытягивает руки далеко вперед (рис. 16). Способ приема мячей вынужденный, крайне напряженный, и игроку трудно контролировать направление передачи. Таким способом мяч можно направить только перед собой и почти нельзя сделать передачу вправо или влево.

Вариант третий. Прием мяча в броске с падением. Еще совсем недавно при приеме сильных низких мячей игроки использовали броски вперед с падением на грудь (рис. 17). Зрительно это очень эффектный прием, особенно в исполнении таких виртуозов техники, каким был С. Нефедов. Но девизом, советских тренеров при выборе вариантов технических приемов является: «Простота выполнения и стабильность результатов», так что этот сложный, но малорезультативный прием большинством тренеров отвергается: игроки часто делают технические ошибки, а в точности выигрыша особого нет.

Как же быть в тех случаях, когда мяч летит низко, а игрок не успевает сделать перемещения? Лучше принять мяч способом снизу, что требует значительно меньше усилий, редко влечет за собой технические ошибки и почти равноценно в точности приему мяча с падением на грудь в этих условиях (см. ниже).

Вариант четвертый. Прием мяча в средней стойке после перемещения. Игрок резко выходит вперед и своевременно этим обеспечивает себе правильный «выход под мяч» в средней стойке (рис. 18). Такие действия игрока при приеме низко летящих мячей обеспечивают не только точность передачи, но и свободу действий игрока.

Разберем более подробно этот основной вариант - прием мяча в средней стойке, поскольку, как указывалось выше, средняя стойка есть основное исходное положение при верхних передачах. В момент приближения мяча кисти рук из исходного положения (на уровне пояса) поднимаются вверх до уровня груди, затем приближаются к телу и отсюда перемещаются навстречу (вперед-вверх) к мячу. Все движения выполняются координирование.

Рис. 18. Прием мяча в средней стойке после перемещения

Особо важное значение имеет встречное движение кистей рук к мячу, благодаря чему происходит амортизация удара при приеме даже очень сильно летящего мяча. Принимающими частями кистей являются кончики пальцев. Максимальную нагрузку при приеме несет большой палец, затем указательный и т. д. Если мяч вымазать сажей или чернилами и дать поиграть, то по запачканным частям ладоней игроков можно наглядно показать правильный и неправильный прием мяча. На рис. 19 показаны запачканные пальцы игроков, выполнявших прием мяча правильно (вверху) и неправильно (внизу). Грубой ошибкой при приеме мяча является, когда мяч соприкасается с поверхностью ладоней, в этих случаях судья всегда фиксирует ошибку (двойной удар). Происходит она часто потому, что игрок боится принять сильный мяч на кончики пальцев и поэтому подставляет всю ладонь. Такие опасения напрасны! Даже самый сильный мяч можно принять на пальцы, только при этом расстояние между большими пальцами обеих рук надо уменьшить вплоть до их соприкосновения. У начинающих игроков большие пальцы играют второстепенную роль при приеме и почти не соприкасаются с мячом. Это является крупным недостатком, уверенный прием и точность передачи во многом зависят от активной роли больших пальцев.


Рис. 19. Следы на ладонях рук от правильного (вверху) и неправильного (внизу) приема запачканного сажей мяча

Соприкосновение пальцев с мячом должно происходить на уровне верхней части лица игрока и на расстоянии 15 - 20 см от него. Положение кистей в момент приема указано на рис. 20. Из рисунка видно, что соответственные кончики пальцев находятся на одном уровне, угол между кистями слегка открыт книзу. Если пальцы выпрямить и максимально напрячь, а затем расслабить их, то это и будет состояние ладоней в момент приема. Напряжение пальцев зависит от силы нападающего удара. При приеме несильных мячей пальцы должны быть почти расслабленными, при сильных мячах напряжение пальцев надо увеличить.


Рис. 20. Положение кистей рук при верхней передаче мяча.

В движении игрока, которое он выполняет при приеме, участвуют и ноги. Общая координация движений рук и ног такая: в момент сгибания рук в локтевых суставах (приближение их к груди) игрок приседает, сгибая ноги в коленных суставах; при разгибании рук ноги выпрямляется в коленных суставах, это способствует более мягкому приему мяча. Работа ног играет существенное значение при передаче мяча на большое расстояние. Касание мяча пальцами не должно быть слишком коротким; кисти должны как бы «сопровождать» мяч на участке 10-15 см, что придает передаче большую точность. При кратковременном касании труднее сделать точную передачу. Но нельзя и слишком длительно касаться мяча - судья может фиксировать бросок. При отрыве мяча от пальцев руки находятся в состоянии неполного разгибания в локтевых суставах. Этот «запас разгибания» необходим по следующим соображениям: предварительный расчет при приеме мяча иногда несовершенен и в момент приема необходимо дополнительно корректировать движение за счет этого «запаса разгибания». Только при передачах мяча на очень большое расстояние руки выпрямляются полностью.

Волейбол включен в учебную программу 5 классов. Это вполне оправдан¬но, ибо методически продуманные, хорошо построенные уроки физической культуры на материале данной спортивной игры весьма эффективны. Во-первых, они способствуют разносторонней физической подготовке учащихся. Во-вторых, создают прочную основу для освоения основных приемов игры в волейбол. И, в-третьих, проходят в атмосфере особого эмоционального подъема.

Каждому учителю физической культуры ясна основная задача, состоящая в том, чтобы учащиеся успешно овладевали основами навыков игры в волейбол. Надо научиться быстро передвигаться по площадке, останавливаться и изменять направление, изучить передачу сверху двумя руками, нижнюю подачу и прием снизу двумя руками. Хорошо изучив эти приемы на уроках в 5-6 классах, можно уверенно играть по правилам мини-волейбола. Все это станет основой успешного изучения программного материала в последующих 7-11 классах.
Учащиеся должны усвоить определенные правила поведения на уроках при изучении приемов игры в волейбол. Упражнениям с волейбольным мячом обязательно должны предшествовать упражнения вводной части урока. Надо познакомить учащихся с навыками самостраховки при прыжках, падениях которых в волейболе много. Занимающиеся должны следить, чтобы при прыжках мяч не попал под ноги, в случае опасности обязательно подать сигнал другим. Учащиеся не должны торопиться выполнять приемы игры, которые еще не изучили. Особое внимание учащихся учитель обращает на то, чтобы они следили за правильной постановкой рук при передаче сверху двумя руками, не выставляли большие пальцы вперед - это может привести к травмам.
Пятиклассники должны освоить основные способы перемещений в волейболе, рациональные исходные положения для выполнения приемов игры - так называемые стойки волейболиста, изучить верхнюю передачу мяча двумя руками, освоить игры, подготовительные к волейболу. Разучивать элементы игры волейбол невозможно без качественной спортивной обуви например такой женские air max .

Перемещения и стойки

Перемещения и стойки входят в технику игры юного волейболиста, от их совершенства
зависит успешность разнообразных действий с мячом. В 5 классе учащихся надо научить выполнять остановки по сигналу во время ходьбы и бега. Стойкой называют положение готовности волейболиста выполнить прием игры, например передачу (рис. 1).
Рекомендуем использовать следующие упражнения:

Упражнения для разучивания и совершенствования перемещений и стоек

1. Ходьба обыкновенная, по сигналу остановка и поворот налево (направо).
2. То же, но после остановки присесть и встать. То же после остановки и поворота.
3. Во время ходьбы остановка скачком, правая нога впереди.
4. Бег обыкновенный, по сигналу остановка скачком (как в упражнении 3).
5. Ходьба скрестным шагом правым и левым боком вперед.
6. Бег скрестным шагом правым и левым боком вперед. При передвижении правым боком вперёд левая нога один раз перед правой, а второй раз - за ней и т. д. При передвижении левым боком вперед это же делается правой ногой.
7. Во время ходьбы и. бега по сигналу остановка и принятие стойки волейболиста.
8. То же, но имитация верхней передачи мяча двумя руками.

Передача мяча сверху двумя руками

Обучение верхней передаче, пожалуй, решающий этап на пути овладения навыками игры, так как освоив этот прием, можно, исключив подачи, играть в волейбол. На рис. 2 видны основные положения волейболиста при выполнении верхней передачи. Играющему надо «выйти под мяч». Без этого невозможно правильно выполнить передачу. Вот почему так важно умение быстро передвигаться и останавливаться, занимая стойку волейболиста.

Техника выполнения передачи мяча сверху

В исходном положении ноги согнуты в коленях, руки - в локтях, кисти рук с расставленными пальцами на уровне лица образуют место для мяча. Прием начинается с разгибания ног, затем начинают движение руки. В момент соприкосновения рук с мячом ноги разгибаются быстро, заключительным движением кистей мячу придается необходимое направление. При верхней передаче основная нагрузка приходится на указательные и частично средние пальцы, большие пальцы смягчают воздействие мяча на руки, а безымянные и мизинцы поддерживают мяч. Прочувствовать положение пальцев на мяче можно, положив руки на мяч, который удерживает партнер. Мяча надо касаться только пальцами, касание ладонями - грубая ошибка, это нарушение правил игры.

Очень важно, как уже отмечалось, своевременно выйти под мяч. Не менее важно (и очень трудно) найти правильное место соприкосновения рук с мячом. Все это и определяет характер упражнений, которые даются ниже и служат для обучения верхней передаче мяча двумя руками.

Упражнения для разучивания передачи мяча с верху

1. В парах, бросок набивного мяча (1 кг) из положения руки над головой в положение передачи сверху.

2. В парах, ловля набивного мяча (1 кг) над головой, в положении приема сверху.
3. В парах, броски и ловля набивного мяча (упражнения 1 и 2 объединенные).
4. Ученик принимает стойку волейболиста и располагает руки над головой - в точке удара по мячу. Партнер вкладывает волейбольный мяч в «воронку» из ладоней с расставленными пальцами (повторить это несколько раз).
5. То же, но в положении удара мяч удерживается на месте, а учащийся (пасующий) приседает, отнимая руки от мяча, и разгибает ноги, снова располагая руки на мяче.
6. Передача сверху двумя руками подвешенного мяча: стоя на месте, после ходьбы, бега и остановки.
7. Подбрасывание мяча над собой и передача сверху двумя руками на расстояние 1,5-2,0 м.
8. Передача мяча сверху двумя руками - мяч с расстояния 1,5-2,0 м набрасывает партнер.
9. Передача мяча в парах на расстояние 1-2 м.
10.Передачи мяча у стены - многократно, с ударом о стену.

Подводящие игры

Занимающиеся хотят как можно быстрее перейти к самой игре. Однако учитель должен им объяснить, что настоящее удовольствие от игры могут получить только те, кто хорошо овладел приемами игры. Ступенью к волейболу служат подготовительные игры. Они тоже очень интересны, более доступны, быстрее приближают учащихся к «настоящему» волейболу.

«Пионербол».

В каждой команде 6-8 учеников, игра проводится двумя мячами. Начинается игра с подбрасывания мяча над собой и верхней передачи через сетку. Задача заключается в том, чтобы мячи оказались на одной стороне площадки, в этом случае команде на противоположной стороне присуждается очко. Побеждает команда, раньше набравшая установленное количество очков.

«Мяч в воздухе».

В каждой из команд 6-8 учеников, образующих свой круг, в середине которого водящий с волейбольным мячом в руках. По сигналу водящий своей команды поочередно набрасывает мяч игрокам, которые передачей сверху двумя руками возвращают ему мяч. Побеждает команда, быстрее всех выполнившая заданное количество передач и при этом совершившая меньше ошибок (падение мяча и т. п.)

Страница 1 из 2

Передачи. Технический прием, с помощью которого мяч направляется партнеру для продолжения игры или переправляется на сторону противника, называется передачей. По направлению относительно передающего различают передачи вперед, над собой и назад. По длине траектории различают: длинные передачи – через зону; короткие- в соседнюю зону; укороченные – в свою зону. По высоте различают передачи низкие (до 1 м над сеткой), средние (свыше 2 м), а по расстоянию от сетки – близкие (менее 0,5 м) и отдаленные (более 0,5 м).

Наиболее распространенной является передача двумя руками сверху (рис.8,а). Ее главные преимущества заключаются в надежности и точности. При выполнении этой передачи в исходном положении ноги игрока согнуты в коленях, руки вынесены перед лицом так, что большие пальцы находятся примерно на уровне бровей. Кисти рук слегка повернуты внутрь, концы пальцев образуют овал в форме ковша (рис.8,б). Пальцы оптимально напряжены.

При приближении мяча встречное движение к нему начинают ноги – они выпрямляются в коленных суставах и поднимают тело игрока. Вслед за этим в движение включаются руки -они поднимаются и выпрямляются на встречу мячу. Основную амортизирующую нагрузку принимают на себя большие пальцы. Указательные (главным образом) и средние пальцы являются ударными. Безымянные пальцы и мизинцы удерживают мячс боков,не захватывая его. Эти движения ног, туловища и рук, выполненные слитно,обеспечивают короткое касание мяча упругими пальцами, позволяют направить его в нужную точку по задуманной траектории.

Изучите позы и движения волейболиста при передачах двумя руками сверху, обратите внимание на положение ног, туловищарук в основной стойке (рис.8,а); расположение пальцев рук на мяче (рис.8,б); движения волейболиста при передачах мяча вперед, над собой и назад (рис.9).

Другие виды передач применяются реже: двумя руками сверху в прыжке (рис.10,а), одной рукой сверху(рис.10,б),двумя руками снизу(рис.16).

В современной игре передача –важный элемент организации нападения, связывающий защиту с атакой. Задача передающего игрока в связи с этим – создавать партнерам наилучшие условия для атаки нападающими ударами. Каждый волейболист должен овладеть всем арсеналом быстрых и точных передач, уметь чередовать (менять) их по длине, высоте,направлению, своевременно выполнять отвлекающие действия.

Рис.8 Передача мяча двумя руками сверху (а) ; положение кистей рук

и расположение пальцев на мяче вмомент выполнения передачи (б).

Рис.9 Передача двумя руками сверху, Рис. 10 Другие виды выполненная

Линия Мондзолевского
«Верхняя передача мяча двумя руками - основной технический прием волейбола. Не овладев верхней передачей в совершенстве, невозможно добиться сколько-нибудь значительных успехов в волейболе», - пишет в своей книге «120 уроков по волейболу» кандидат педагогических наук Ю. Железняк. Да, это совершенно правильно. Не случайно игроков-распасовщиков, умеющих искусно передавать мяч, называют «мозгом» команды.

Мне довелось играть с выдающимися распасовщиками, инициаторами комбинационной игры в нападении, с такими, как Владимир Гайлит, Семен Щербаков, Георгий Мондзолевский и Юрий Поярков. У каждого из них свой почерк, свое мастерство- паса, превосходное тактическое чутье, излюбленная комбинация. Но всех этих замечательных мастеров объединяет одна черта- безграничная преданность игре, горячая влюбленность в свое амплуа разыгрывающего. Вспоминаю, как Гайлит часами вычерчивал схемы новых вариантов атаки, а затем неустанно их наигрывал вместе с нападающим.

Имя Георгия Мондзолевского не вычеркнешь из истории отечественного и мирового волейбола. В команде ЦСКА и в сборной страны говорили о «линии Мондзолевского». Да, это была результативная линия. Кроме Мондзолевского, в тройку, составляющую эту линию, входили такие виртуозы атаки, как и Виталий Коваленко. Атаки строились на точной и неожиданной для блокирующих игроков команды противника передаче Мондзолевского. «Пас - душа атаки», - говорили у нас в команде. И, конечно, тогда перед мысленным взором каждого из нас вставал Мондзолевский.
Я стремился вникнуть в сущность мастерства Мондзолевского, наблюдал за его тренировкой. На одной из тренировок Мондзолевский сделал 617 передач у стенки, баскетбольного щита, просто над собой, в паре с партнером, у сетки, в комбинациях, в игре. Сосчитал это я сам.

Наблюдения за выдающимися мастерами паса и совместная игра с ними позволили мне яснее увидеть особенности мастерства передачи и сделать некоторые обобщения.
1. Выходить под приближающийся мяч надо с таким расчетом, чтобы своевременно занять позицию, из которой наилучшим образом можно сделать пас. Без скоростных рывков вперед, назад и в стороны здесь не обойтись. Приобретая эти качества, Мондзолевский включал в свою разминку перед тренировкой скоростной бег-рывок на 10-12 метров. Георгий имитировал передачу мяча после 2-3 резких шагов в сторону, бежал спйной от сетки к лицевой линии.
2. Передавать мяч удобнее всего в статичном положении, в средней или высокой стойке, стоя лицом по направлению намечаемой передачи. Делать пас в движении не рекомендуется. По моим наблюдениям, тот же Мондзолевский, едва успевая переместиться к далеко уходящему мячу, все же выкраивает доли секунды, чтобы на мгновенье замереть перед мячом и именно в этот момент выполнить пас.
3. При передаче мяча пальцы рук должны быть широко разведены и слегка согнуты. Некоторые мастера волейбола и тренеры считают, что пальцами нужно плотно обхватывать мяч, другие специалисты рекомендуют касаться мяча только кончиками пальцев. А что думает на этот счет ? Мяча, как правило, касаются первые две фаланги 3-4 пальцев каждой руки, - советует Мондзолевский, - Исключаются, соответственно, безымянный и мизинец. Кисти на мяче в момент передачи симметричны.
4. Руки в локтях следует сгибать, но весьма незначительно. При этом зрительный контроль мяча получается более четким.
5. Посыл мяча обеспечивается плавным выпрямлением ног, туловища, мягким разгибанием рук в локтевых и лучезапястных суставах.
6. При передаче в прыжке и откид-ке мяча у сетки разгибать руки в локтевых суставах следует с большой амплитудой. Активно участвуют в передачах кисти. К кистевым передачам прибегают зачастую и после обманных движений корпусом, дезориентирующих блокирующих.
7. Иногда целесообразно дать пас способом сверху своему нападающему или партнеру после атаки противника - прямо с подачи или после удара.
Техника передачи таких мячей, летящих с большой скоростью, в принципе такая же, как и при других передачах, Но необходимо сильнее напрягать пальцы и почти полностью выпрямлять руки. Это так называемый жесткий прием-передача мяча. Чтобы избежать двойного касания, некоторые игроки (например, заслуженный мастер спорта Геннадий Гайковой) фронтально сводят обе кисти пальцами несколько внутрь, как бы пряча ладони от мяча.
8. О тактике нападения со вторых передач написано немало. Можно поручать распасовку мяча игроку, выходящему из тыловой зоны, можно просто посылать мяч нападающему на удар и играть комбинационно. Практикуют также короткие скоростные передачи и так называемые взвешенные мячи. Выбор тактики зависит от подбора игроков в команде, от их исполнительского мастерства.

Передача - это маневр по фронту с целью создать максимально удобные условия для нападения. Это основа комбинационной игры у сетки.
Пас должен быть точным и по возможности неожиданным. Не следует слишком увлекаться внезапными передачами, такими, которые, могут дезориентировать овоих же партнеров.. Из трудных положений пасовать следует ближайшему нападающему. Такой пас получается более точным. Пасующий игрок должен сравнительно равномерно распределять мячи между нападающими, даже если один из них играет более удачно. Лучшему нападающему надо, как правило, доверять завершение атак в конце партии. Преимуществом обладает тот нападающий, против которого играет слабейший блокирующий из команды противника. Вот этому нападающему и следует чаще адресовать мяч.

Из глубины площадки посылать мяч рекомендуется не Прямо к нападающему, а несколько перед ним, чтобы он успел разбежаться и выбрать способ удара и его направление. Мяч пасуется так, чтобы к моменту удара нападающего он оказался не ближе 50-60 см от сетки, иначе блокирующие соперники смогут легко накрыть его.
Выполнив передачу, волейболист не должен выключаться из игры, как довольно часто поступают неопытные игроки. После передачи активная подстраховка своего нападающего - прямая обязанность пасовавшего игрока.

Теперь о приеме мяча снизу- Этот способ приема мяча стал основным при сложных подачах и сильных нападающих ударах.
При подачах мяч летит со скоростью примерно 10-15 м/сек., а при нападающих ударах скорость полета достигает 45 м/сек. Значит, игрок обороняющейся команды располагает всего лишь секундой или даже ее долями для ответных действий. Чтобы всегда быть в предельной готовности, волейболист принимает низкую стойку, немного наклоняется вперед, руки опускает и выносит вперед.
Интересную и, думается, правильную рекомендацию стойки волейболиста, принимающего трудный мяч, дал мастер спорта из Львова Борис Пилипчук в мартовском номере «Спортивных игр». «Как только нападающий сделает замах на удар, - пишет тов. Пилипчук, - защитник приподнимается на носки и начинает быстро перебирать ногами на месте. При этом он отрывает носки примерно на 1-2 сантиметра от земли. Таким образом, защитник все время находится в движении, и ему легче среагировать на неожиданный мяч».
Игрок поступает разумно, если непрерывно, вплоть до момента касания, следит за мячом. Перед Олимпийскими играми 1964 года наша мужская сборная усиленно тренировала прием подачи. Нападающего Дмитрия Воскобойникова мяч никак не слушался. Принятый Дмитрием, он не летел по адресу, а отскакивал в сторону. Объяснялось это просто. Дмитрий не следил до конца за полетом мяча, и мяч часто срывался с рук. Воскобойникову объяснили природу его ошибки, и через два-три дня он уже стал принимать мяч более точно.

Требование до последнего момеНта смотреть на мяч безусловно логично? В этом я убедился, играя в теннис. Там это требование - непреложный закон.
Принимать мяч надо предплечьями сведенных вместе рук, чуть повыше запястья. Кисти образуют своеобразный замок, и принимать ими мяч ни в коем случае нельзя. Не случайно прием мяча способом снизу называют «приемом на манжеты».
Волейболисту, принимающему мяч снизу, рекомендуется руки совершенно
выпрямить в локтях и подставить их под мяч как можно дальше от туловища. При этом защитник лучше зрительно контролирует мяч, да и диапазон его действий увеличивается.
Если мяч приближается стремительно, не следует делать встречного движения руками. Вернее всего здесь лишь выставить предплечья на пути мяча и в момент касания чуть отвести руки назад-вниз, амортизируя удар.
Подстраховывая нападающего, которому противодействует блок, или принимая мяч, отскочивший от сетки, волейболисты часто играют снизу одной рукой. В этом случае особо нужен острый зрительный контроль за мячом. Такие мячи, как правило, волейболист поднимает вверх над площадкой тыльной стороной ладони или кулаком, оттянув кисть на себя.
Тактику игры с подачи или с игры, тактику защитных действий на задней линии, способ подстраховки - все это каждая команда избирает в зависимости от технического умения своих игроков и стиля игры соперников. Я ограничусь только советом игрокам тыловых зон: при нападающем ударе соперника не бросайтесь опрометчиво навстречу мячу,
как часто поступают неопытные защитники. Хороший игрок стремится заранее определить направление удара, выходит в зону, где предполагает принять мяч, и в этой зоне действует максимально активно.
В заключение еще раз повторю: передача мяча -основа мастерства в волейболе. Не скупитесь, не жалейте труда на изучение искусства паса. Без этого невозможно стать настоящим мастером волейбола. Нередко бывает так: молодой игрок с хорошими физическими данными начинает довольно сильно играть в нападении. Завершающий удар становится для него главным и, пожалуй, единственным оружием в игре, всепоглощающим элементом в тренировке. Все остальное он считает для себя второстепенным. Такой однобокий игрок, если даже он весьма результативен в нападении, никогда не станет большим мастером в современном волейболе. Стоит ему неудачно сыграть у сетки (ни на что другое он не способен), и от этого бомбардира команда отказывается, заменяя его более разносторонним игроком.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта