Главная » Мода » В какое время лучше ребенку 1 год. Первый год: ходим, говорим, играем

В какое время лучше ребенку 1 год. Первый год: ходим, говорим, играем

Ребенку исполнился год, и это меняет многое: он становится более самостоятельным и любопытным. Теперь для хорошего настроения ему недостаточно быть просто сытым и сухим, маленький человечек активно начинает познавать мир. На смену простым действиям, таким как учусь пить, кушать, ходить, приходят более сложные: учусь говорить, думать, анализировать.

Малыш в 1 год активно познает мир

Как же развивать способности годовалого ребенка, чтобы это приносило ему не только пользу, но и удовольствие?

Основные моменты

Мозг малыша гиперактивен и способен впитывать большой объем информации. Ученые еще более 100 лет тому назад установили, что в период до 3-х лет закладывается фундамент интеллекта в будущем. На сегодняшний день существует множество методик раннего развития. Какой же из них отдать предпочтение? Здесь нет и не будет единого мнения, ведь все мы разные, и наши дети тоже. Кто-то предпочитает воспитывать ребенка «по старинке», кто-то придерживается определенного автора, а некоторые мамы делают «микс» из всевозможных рекомендаций, и это их вполне устраивает.

Самое главное – занятия должны приносить ребенку радость, поэтому знания в столь нежном возрасте подаются через игру.


Развивающий центр для самых маленьких

Если мама решила посещать с дитем, столь модные в наше время, развивающие центры, то следует уточнить, в какой форме проводятся занятия. Сидение за столом не будет продуктивным для малыша. Маленьких детей невозможно заставить получать знания. Ребенок усваивает и делает только то, что ему интересно и приносит удовольствие.

Игра – вот основной элемент в процессе развития ребенка с года до семи лет. Играйте со своим ребенком понемногу (можно добавить это в ), но каждый день; выбирайте время, когда вы и он в хорошем настроении и полны сил.

Развитие мелкой моторики у детей в год

  • Простые занятия на пальцах со считалочкой нравятся детям и развивают их двигательные способности.

Сенсорные коробки придумала Мария Монтессори
  • Расшитые подушки придутся по душе почти всем малышам. Нашейте на наволочку пуговки разных размеров или наполните подушки крупами, сухими травами и т.п.
  • С 12 – 18 месяцев ребенок пытается взять в руки карандаш и процарапать им что-то по поверхности. Поддержите его в первых попытках творчества.
  • Книжки-шуршалки, тактильные книги, а также, защитная пузырчатая пленка – оказывают влияние на развитие мелкой моторики ребенка в годик.

Игра с крупами развивает моторику

Мама может и сама соорудить тактильную книжку, страницы которой будут обклеены разнообразными по ощущениям материалами: шерстью, джинсой, шелком и т.д. Джинсовая ткань грубая, шелк нежный – все это обостряет чувствительность и стимулирует развитие детских пальчиков.

  • Не забудьте про перебирание круп. Стоит отдать предпочтение более безопасным, мелким крупам: манке, гречке и т.д. В крупе можно спрятать какой-либо предмет, который ребенок должен найти.
  • Игры с макаронами – это полет фантазии: макаронные аппликации, бусы из макарон или просто их перебирание.

Игры с тестом -развитие моторики

Как стимулировать развитие речи у малыша в год


Помните: больше говорить с малышом вовсе означает, что нужно говорить без остановки. Логопеды утверждают, что для детей полезно устраивать минуты тишины. Пусть дите научится прислушиваться к другим звукам, кроме голоса мамы.

Игры для развития интеллектуально-логического мышления детей в год


Как подобрать книжку для малыша?

Годовалых детей обычно не интересуют сказки, им ближе стихи и потешки. Книга должна нравиться и самой маме, ведь читать крохе нужно эмоционально и с удовольствием.


Сейчас можно купить удивительные развивающие книжки

Игры для психомоторного развития ребенка в 1 год

  • Юного исследователя заинтересуют игрушки на колесах, которые можно тащить и толкать. Они позволяют изучать движение предметов. Ребенку радостно приводить их в действие.

  • Нет ничего страшного, что у малыша появится страсть к разбиранию игрушек. Состав вещей в таком возрасте интересует куда больше, чем игра.
  • Всем известные пирамидки и кубики развивают лучше, чем дорогие игрушки на батарейках. Чем проще игрушка, тем больше они интересует годовалого карапуза, ведь у него остается простор для творчества.
  • Занимательной игрушкой может стать самодельный развивающий тренажер: доска с прикрепленной к ней дверной ручкой, замком, щеколдой, кнопочным дверным звонком, колокольчиками и т.д.

Игры с водой — любят все дети

Игры с водой нравятся всем детям без исключения: вылавливание предметов из воды; переливание воды из одной емкости в другую; впитывание воды губкой, ее отжимание и многое другое.

  • Издавна полюбившиеся «Ладушки» очень хороши для ребенка в год, пусть он изображает летящих птичек, хлопает в ладоши, как умеет. Побуждайте малыша к действию.

Веселая физкультура для малыша

Учите кроху жестам и словам приветствия – прощания: «пока-пока», «привет» и др.

Развитие творческих способностей в год

  • В раннем возрасте дети очень естественны во всех проявлениях, поэтому в танцах им нет равных. Чаще включайте музыку и танцуйте с ребенком.
  • Годовалым малышам нравятся простые и ритмичные мелодии.
  • Пойте ребенку. Малыши вслушиваются в пение, они стараются подражать взрослым, воспроизводя звуки, жесты, мимику.
  • Выбирайте музыкальные игрушки со спокойным звучанием и как можно проще, ведь множество звуков не даст ребенку возможности сосредоточиться.

Первые музыкальные игрушки

Развитие социальных навыков у годовалых детей

  1. В жизни каждого ребенка большое значение имеет общение с ровесниками. Он учится играть с другими детьми, пользоваться общими игрушками, делиться ими. Так формируется способности к социальному общению. Одиночество не идет на пользу детям. В годик рекомендуется общение не только со сверстниками, но и с детьми постарше на год или два. От них кроха может научиться многим бытовым навыкам.
  2. В таком раннем возрасте, как 1 год, совместные игры еще не столько интересуют детей, сколько само общение. Карапузы еще не умеют организовать игру, родители должны помочь в этом: показать, что делать с совочком, формочками; научить катать машинку и т.д.
  3. Дети от одного года до трех лет любят все, что связано с животными. Они подражают лаю собаки, мяуканью кошки. В годик общение с животными должно быть особенно осторожным, малыша может напугать кукареканье петуха или громкое ржание лошади.
  4. Контакт с природой очень важен для развития детей в год. Ребенок будто только открывает для себя, что на деревьях есть листья, впервые осмысленно смотрит на снег, дождь. Рассказывайте ребенку о явлениях природы.

Даже самым маленьким нужна компания

Каждая мама, задумывающаяся над вопросом: «Как развивать способности ребенка в годик?», должна помнить, что самое главное – это помочь крохе вырасти полноценным, уверенным в себе человеком, как в интеллектуальном, так и в физическом плане.


Познание мира — главная задача ребенка в 1 год

Развитие ребенка в год невозможно без двигательной активности. Устраивайте веселые игры на природе, познавайте мир совместно. Не пренебрегайте потребностями ребенка из-за желания вырастить гения. Помните, что любая методика раннего развития – это всего лишь модель, и в какой мере ее придерживаться решать вам и вашему малышу. Человечек, которому исполнился год, уже имеет свое мнение, с которым стоит считаться.

Достигнув годовалого возраста и научившись передвигаться самостоятельно, ребенок переходит к новому этапу открытий и опытов. Каковы особенности его развития в этот период?

На первом месте для годовалого малыша – знакомство с большим миром, который он познает всеми доступными способами. Он бесконечно экспериментирует, изучает, наблюдает и с каждым днем становится более ловким. Для него важны новые звуки и новые зрительные образы.

Нет такого периода в жизни, когда развитие шло бы такими гигантскими скачками. Ребенок этого возраста осваивает столько новых действий, что взрослому человеку было бы просто не под силу.

Каковы же его главные достижения к этому возрасту?

Психофизическое развитие ребенка в 1 год

К первому году жизни обычно ребенок вполне способен:

  • уверенно вставать на ноги;
  • самостоятельно ходить;
  • бегать при поддержке взрослых;
  • пить из чашки, перекладывать ложку из одной руки в другую;
  • повторять за взрослыми простые действия;
  • понимать требования взрослых;
  • идентифицировать предмет и его образ на картинках;
  • произносить простые слова;
  • называть близких людей по имени;
  • проситься на горшок.

Годовалые дети отличаются невероятной подвижностью. Больше всего им нравится совершать всевозможные действия с предметами, ставить «осязательные» эксперименты – дотрагиваться до еды, стучать ложкой по миске, стакану, стульчику, изучать свои возможности звукопроизношения, подражать разговору и пению.

У малыша начинает проявляться ощущение высоты и опасности. Изучая свойства предметов, малыш постепенно привыкает использовать предметы по назначению.

Возрастные нормы


Речь

  • У каждого ребенка свой темп формирования речи. Большинство детей начинают произносить первые различимые слова от 9,5 месяцев до 1, 4-1, 5 года.
  • Если малыш в годик почти не разговаривает, это еще не значит, что он отстает в речевом развитии. Для этого возраста характерно более быстрое пополнение пассивного словаря, нежели активного. Ребенок знает и понимает во много раз больше слов, но использует 3-5 удобных для него звукосочетаний, которые относят к «детскому лепету».

  • Уже через несколько месяцев его активный словарь увеличится до 20 слов, а в районе двух лет – до 50. Пока словесно ребенок выделяет близких: «маму», «папу», «дядю», ему нравятся звукоподражательные слова, вроде «ав-ав», «му-у» и др. При этом ребенку легче произносить только ударный слог длинного слова (например, «ки» вместо «киска».
  • Если ребенок спокойный, мало говорит, но его психическое и физическое развитие соответствует норме, волноваться не стоит. Обратите внимание на то, достаточно ли ребенок общается с родителями. Недостаток общения со значимыми взрослыми (а это на данном этапе его главный круг общения) могут привести к замедленному развитию речи.
  • Следует знать, что отделы в коре головного мозга, которые ответственны за развитие ручной и артикуляционной моторики связаны ввиду их близкого расположения. Потому хорошее развитие моторики детских ручек обуславливает и более скорое освоение речи. Ребенку полезно дотрагиваться до предметов, о которых идет речь, совершать мелкие действий руками.

Режим дня и сон годовалого ребенка

  1. Режим дня годовалого ребенка включает сон дважды в день по 1-1,5 часа при ночной продолжительности сна не менее 10 часов.
  2. Днем кормление чередуется с прогулками на свежем воздухе, играми и сном. Постепенно ребенок начнет переходить на единоразовый сон днем. При этом расписание сна постепенно начнет смещаться, однако нужно постараться укладывать малыша в одно и то же время. При скользящем графике сна дети с трудом засыпают как днем, так и ночью, спят беспокойно и часто просыпаются.
  3. Гигиенические процедуры важная часть всего распорядка дня. Утром лицо и попку ребенка моют водой, совершают обязательное мытье рук после прогулки и перед едой и купание перед сном.

Питание

Развитие желудочно-кишечного тракта у годовалого малыша происходит еще не в полной мере. Нормальный интервал между завтраком, обедом, полдником и ужином — 3-4 часа. Это достаточно удобный и полноценный режим питания. Перед сном можно предложить ребенку легкую пищу, например, печенье и кефир. Как правило, в ночные часы прием пищи не требуется.

Дети, получающие грудное молоко, могут продолжать принимать прикорм от груди, однако меню годовалого ребенка уже достаточно разнообразно:

  1. Он хорошо знаком с разными видами каш, овощными, фруктовыми пюре, мясом в протертом виде и рыбой.
  2. Основной объем рациона (примерно 800 грамм) должны составлять молочные продукты: молоко, творожок, кефир, каши на молоке.
  3. Малышу необходимо давать как мясные, так и растительные продукты: запеканки, овощные протертые супчики, свежие фрукты и овощи (лучше в тертом виде), суфле из мяса кролика, курицы, нежирной говядины, заменяя их пару раз в неделю рыбными блюдами.
  4. Для лучшего усвоения крупы перед варкой лучше измельчать в кофемолке.
  5. Постепенно в рацион добавляют белый хлеб, начиная с одного пшеничного ломтика, более легкого для детского кишечника.
  6. Соки дают понемногу, чтобы не вызвать аллергии. Готовят кисели, компоты.
  7. Если ребенок просить есть в перерывах между кормлениями, можно дать ему печенюшку, компот, кисель или немного кефира.

Игры и игрушки


Игра для подрастающего ребенка – лучший и активный способ познания мира.

Что могут годовалые дети:

  • нанизывать кольцо на кеглю или на стержень пирамидки;
  • толкать, тащить на веревочке предметы, кидать их;
  • качать и убаюкивать куклу и игрушки, кормить их (начало освоения ролевых игр).

Различать цвета и формы ребенок сможет к 2-3 годам, однако и годовалый малыш запоминает их и использует их свойства для различения предметов.


Удержать внимание малыша на одном занятии удается не более 15 минут.

Кроме игрушек есть много полезных занятий:

  • Работа с мягким пластилином или специальной массой для лепки (отщипывать кусочки массы, делать лепешки и шарики, размазывать их по бумаге).
  • Рисование акварелью и гуашью, пальчиковые краски (еще лучше карандашами или ручками на рулоне обоев).

  • Чтение в сочетании с рассматриванием картинок («Что это?», «Найди…»).
  • Игра с матрешками (знакомство с «маленькими» и «большими» предметами, развитие мышц кисти).
  • Пазлы . Для малыша в год сложить пазл даже из двух деталей – задача невыполнимая. Именно потому большинство игр советуют после 3-х лет. Однако постепенно ребенок понимает, что от него требуется, игра развивает его моторику, помогает сформировать представление о целом и частях.
  • Подвижные игры (чередовать со спокойными занятиями). Догонялки, перегонки, прятки (прятаться самим или прятать игрушку), игры с мячом.
  • Танцы .

Самое важное замечание: ребенок развивается в игре не сам по себе, а только во взаимодействии со взрослым. Он повторяет его действия, учится общению. Озвучивая свои действия и действия малыша, взрослый создает у него связь между действием и его словесным обозначением.

Кризис первого года жизни


Так называемый кризис в жизни ребенка означает переход его на новую ступеньку развития. Для взрослых этот период может показаться крайне сложным, поскольку он часто вызывают «сбой» в поведении самого послушного ребенка.

Например, ребенок только научился ходить, казалось бы, стал взрослее, многое понимает, но некоторое время он будет капризничать сверх обычного, а сон его ухудшается.

Связано это с тем, что ребенок не успел перейти к другой форме поведения. Малыш до года, не умея выразить словами свои потребности, добивался внимания взрослых плачем, истериками. Теперь ребенок подрос, а новые способы привлечения внимания еще не освоил.

Родители, в свою очередь, также не успевают приспособиться к новым потребностям ребенка. Истерики годовалых детей сами не проходят, ввиду слишком сильного мышечного тонуса. Ребенка важно покачать, успокоить, поддержать.

Признаками кризиса являются:

  • непослушание, упрямство, «трудновоспитуемость», желание привлекать внимание своим поведением;
  • отказ от выполнения обычных процедур агрессивная реакция на замечания (или обида, недовольство);
  • не свойственная капризность;
  • противоречивое настроение и поведение;
  • демонстрация самостоятельности.

Важно понимать, что отклонения в поведении — естественные проявления этапа взросления и при лояльном отношении к малышу это никак не повлияет на характер ребенка в будущем.

Видео: Консультация для родителей

Вот малышу уже год и месяц! Для родных наступают горячие деньки. Мало того, что нужно ответить на все вопросы, изложенные младенческим языком, но необходимо и удержать ребенка от опасных опытов. Маме и всей семье понадобится хороший ресурс любви и терпения.

Физические параметры

Сначала поговорим о самом важном – физическом здоровье. Всемирная Ассоциация здравоохранения разработала шкалу роста и веса для младенцев всех рас и обоих полов. Приводим данные для нашего региона.

Для мальчиков:

  • рост: от 73,5 до 78,4 см;
  • вес: от 8,7 до 11 кг;
  • окружность головы: от 44,9 до 47,6 см;
  • должен иметь 8 передних зубов.

Для девочек:

  • рост: от 70,5 до 76,8 см;
  • вес: от 8 до 10,2 кг;
  • окружность головы: от 43,7 до 46,4 см;
  • ребенок должен иметь 8 передних зубов.

Небольшое отклонение от нормы – не повод для тревоги, а вот более серьезные отклонения в большую или меньшую сторону обсудите с педиатром, особенно если раньше малыш развивался нормально. Серьезные заболевания лучше выявить на ранней стадии.

Режим сна малыша

Интересно, что уже в столь малом возрасте дети начинают делиться на сов, жаворонков и голубей.

  • Жаворонки укладываются спать в 20-22 часа, но уже в 4-5 начинают «трудовую» деятельность, просят грудь.
  • Совы могут бодрствовать до 23-х, но первый раз просыпаются в 6-7 утра.
  • Голуби не имеют определенного режима, чем вводят в ступор родителей.

Дети в большинстве своем делят ночной сон на две части. Днем такие малыши тоже спят в два приема – минимум по часу. В сумме в этом возрасте малыш должен спать 10-13 часов в сутки.



Как раз в этот период родители могут выявить, к какому суточному типу относится ребенок. Так, поднятая рано утром “сова” будет постоянно стараться прикорнуть и добрать утренние часы сна

Навыки и умения малыша

В норме 13-месячный ребенок не только умеет распознавать, но и демонстрирует всю гамму человеческих настроений, чувств и поступков (рекомендуем прочитать: ). Он будет проявлять не только любовь, но и независимость, страх, злость, упрямство, непослушание, грусть. Во всех этих проявлениях ему нужна безусловная любовь мамы и папы, но уже стоит выставлять границы и внушать слово «нельзя». Пока малыш очень привязан к маме, однако нужно нежно подталкивать его к общению с другими людьми.

  • Примите чувства вашего ребенка. Он имеет на них право.
  • Если отучаете от груди, старайтесь вознаградить это лаской и забавой. Не отучайте во время болезни или важных изменений в его жизни (переезд, например). Во время отлучения постарайтесь занять его чем-то новым и захватывающим.

В 1 год и 1 месяц дети проявляют большую активность и стремление к самостоятельности. Их проще занять и направить. Они уже умеют ходить сами или с помощью взрослых или ползают с изумительной прытью. Исследование домашней территории переходит на более высокий уровень: открываются полки, двери и окна, все пробуется на зуб и засовывается в нос или ухо. Некоторые уже умеют приставить стульчик и влезть довольно высоко.

Ходят годовалые дети неумело, но с большим энтузиазмом. Они стремятся ходить, как все взрослые вокруг них. Тем более, что прямохождение позволяет расширить горизонты.



Малыш очень гордится своим новым навыком хождения, поэтому применяет его в любой удобный момент. Мамочке нужно быть осторожной, потому что ребенок становится очень любопытным и может оказаться в опасности

Что должен уметь ваш ребенок?

  1. Сам сидит за столиком и пытается есть без вмешательства взрослого. Не следует пресекать эти попытки, даже если ребенок перемажет все вокруг.
  2. Малыш в год и месяц выполняет простые просьбы: «дай мячик», «принеси мишку», знает, как называются предметы и игрушки.
  3. Кроме гуления и агуканья, уже формирует фразы с повторяющимися словами (мама, баба, папа, биби), имитирует голоса животных (гав, му, мяу, ко-ко-ко). Понимает важные слова: «на» и «дай», «да» и «нет». Различает звуки, разговаривает сам с собой на младенческом языке. Слушает свой голос, изменяя громкость и интонации.
  4. Ребенок понимает, что может влиять на предметы – толкать, тянуть, хватать, бросать, прятать. Он делает это с наслаждением – таков его способ владеть окружающим.
  5. Общения с семьей уже мало – ребенок тянется к сверстникам и детям постарше, на прогулке рассматривает других малышей. Ищите компанию – ранняя социализация большое благо. Дети друзей, родственников, соседей, компания из песочницы или кружка развития дают бесценный опыт ранней дружбы и умение вести себя в конфликте.
  6. Если ваш малыш в год и месяц не ходит, а энергично ползает и встает, примените мягкую педагогическую силу. Дайте ему уцепиться за ваши пальцы обеими ручками и водите. Поощряйте хождение интересными вещами: «давай подойдем к той игрушке, к тому красивому цветочку». Предметы лучше показывать на уровне его глаз, чтобы малыш понимал – чтобы много увидеть, надо много ходить. Сядьте на диване за 3-4 м от малыша и протяните к нему руки, позовите его. Если он приползет, не ругайте, опуститесь сами на четвереньки, а потом встаньте, показывая пример. Проявите бурную радость, когда малыш решит подойти, обнимайте и качайте его.


Дети в этом возрасте уже начинают более осознанно разговаривать, поэтому понять их куда легче, чем раньше. Нужно поощрять эти разговорные навыки и побольше заниматься с малышом

Развивающие и вспомогательные занятия

Развивающие занятия и игры призваны облегчить и ускорить созревание малыша. Раннее развитие человека всегда происходило одинаково: он лезет так высоко, как только может, не думая об обратном спуске (рекомендуем прочитать: ). Следите за ребенком, не оставляйте его даже на короткое время: дети очень реактивны, если им что-то интересно (рекомендуем прочитать: ). Снимайте малыша с высоты, научите спускаться самостоятельно, но не рискуя, с малой высоты, сопровождайте действия словом «нельзя».

Выводите ребенка «в люди» – в торговые центры, на разные детские площадки, в парки, соблюдая меры безопасности (например, во время эпидемий). Новые впечатления пробудят его исследовательские инстинкты, научат не бояться нового.

Игрушки , подходящие для возраста в 1 год и 1 месяц:

  • книги, иллюстрированные яркими и понятными картинками, энциклопедии малыша, сказки, говорящие книги и т (рекомендуем прочитать: ).д.;
  • большие игрушки, которые можно бросать и толкать (машинка, мишка, пупс), каталки с трещотками и мигалками, разные стучалки и звучалки.

Эффективные занятия для ребенка в 1 год и 1 полный месяц могут быть самыми разнообразными. Купите куб с прорезями разных геометрических форм: пусть ребенок впихивает в соответствующие отверстия звезду, квадратик, треугольник и т (см. также: ). д. Хороша и копилка, в которую малыш будет опускать пуговицы и монеты (строго следить, чтобы не проглотил). Покажите, как получить бренчание, тряся копилкой. Звуковые игры – это то, чем стоит заниматься каждый день.

Спрячьте игрушку на глазах у малыша простым способом (накрыв коробкой, тканью или заведя руки за спину). Пусть малыш ищет. Привяжите к игрушке яркую ленточку на его глазах и спрячьте так, чтобы он видел кончик ленты. Найдет – бурно радуйтесь и восхищайтесь.

Полезно развивать и чувство цвета. Листы цветной бумаги раскладываем по полу, поставив на них предметы и игрушки того же цвета, проговариваем названия цветов. Потом игрушки убираем, играем ими с ребенком и просим его самостоятельно разложить по цветам на листочке бумаги. В 13 месяцев он уже вполне справится с этим.



Чувство цвета для развития ребенка очень важно – оно помогает лучше понимать окружающий его мир и выражать ощущения при помощи художественных инструментов

Чем можно кормить малыша?

Пора обогатить питание. Да, ваша радость пока почти не имеет зубов, но уже в состоянии оценить новый вкус и усвоить новые блюда. У ребенка в этом возрасте формируется кулинарный вкус. Делайте здоровую, простую и вкусную еду, измельчайте ее так, чтобы не было проблем с глотанием и перевариванием. Например, бутерброд с маслом и сыром – обрежьте корочки, порежьте на маленькие кубики и посыпьте тертым сыром. Пусть ест самостоятельно. Кстати, в интернете есть множество видеорецептов для малышей.

Сбалансированное меню на 3 дня:

День первый День второй День третий
Завтрак
  • Омлет на пару
  • Молочная каша
  • Ломтик хлеба с маслом
  • Травяной чай
  • Пюре овощное
  • Ломтик хлеба с маслом и сыром
  • Чай, забеленный молоком
  • Суфле из манки с морковкой
  • Молоко
  • Ломтик хлеба с маслом
Обед
  • Борщ протертый
  • Суфле из куриной грудки
  • Картофельное пюре на молоке
  • Компот
  • Суп-пюре из брокколи или цветной капусты
  • Кабачковое пюре
  • Вегетарианские щи
  • Картофельная запеканка с мясом
  • Несладкое печенье
  • Компот
Полдник
  • Кефир
  • Несладкое печенье
  • Протертое яблоко
  • Кефир
  • Молочные сухарики
  • Фрукты
  • Нежирный творог
  • Кефир
  • Фрукты
Ужин
  • Гречневая каша
  • Молоко
  • Ломтик хлеба
  • Запеканка из творога
  • Молоко
  • Ломтик хлеба
  • Пюре овощное
  • Чай, забеленный молоком
  • Ломтик хлеба

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 02.07.2019

Не расстраивайтесь, если ваш малыш не умеет что-либо из перечисленного ниже. Некоторые дети развиваются быстрее, другие медленнее. Это среднестатистические показатели того, что должен уметь годовалый ребенок. Это нормально, если ребенок немного отстает от норм для своего возраста.

Что должен уметь ребенок в 1 год? Запомните, ребенок никому ничего не должен. Он развивается так, как заложено его природой. Попробуйте позаниматься с ним, больше уделяйте времени познавательным и развивающим полезным занятиям. И не делайте поспешных выводов. Альберт Эйнштейн заговорил в три года, и в своем детстве далеко не был похож на вундеркинда. Так что предоставленная информация ниже никак не должна повлиять на ваше мнение о ребенке.

Что может уметь дитя в двенадцать месяцев?

  • говорить около пятнадцати легких слов и их имитаций;
  • ходить без посторонней помощи;
  • менять поведение при разных людях;
  • делать самостоятельные поступки;
  • ярко выражать отрицательные эмоции;
  • складывать пирамидки, делать башню из нескольких фигур;
  • делать из пластилина колбаски или лепешки;
  • проявлять интерес к определенным занятиям, выражать любовь или неприятие к ним;
  • комментировать происходящее при рисовании;
  • откусывать и пережевывать твердую еду;
  • самостоятельно пользоваться ложкой с чашкой;
  • приседать, вставать самостоятельно на ноги;
  • залезать на диван и слазить с него;
  • открывать и закрывать крышечки банок, складывать и доставать оттуда предметы;
  • имитировать поведение взрослых – кормить, ругать, ухаживать за своими игрушками;
  • открывать и закрывать шкафчики, доставать и складывать оттуда вещи;
  • эмоционально показывать различные чувства;
  • реагировать на музыку;
  • имитировать речь взрослых;
  • махать ручками по типу прощания, делать ладушки;
  • различать и указывать на предметы;
  • делать гримасы.

Первый годик самый знаменательный. Малюсенький, мало ориентирующийся в происходящем человечек стал увереннее, самостоятельным, теперь кроха знает, чего хочет и требует этого от других. Сейчас вы уже общаетесь с ним с помощью слов, у него их целых десять или пятнадцать.

В большинстве своем произношение ребенка эмоционально, не поддается законам грамматики и больше похоже на сплошные междометия. Малыш чаще говорит сам себе, но обращаясь к остальным – ждет понимания со своевременной реакцией. Он может жестикулировать, чтобы вы понимали, что ему нужно. Он с удовольствием делает все, что вы ему поручите.

Ребенок воспринимает слова запрета и поощрения, понимает, когда его бранят, а когда дают свободу действий. Он уже знает название занятий. Например, гулять, кушать, отдыхать, и дает реакцию на них соответственно. Может радоваться либо сопротивляться.

Проявление упрямства

Ребенок чаще действует самостоятельно, он становится гордым и настаивает на своем. Если на него не реагируют, он может падать на пол, топать ножками, пищать.

Следует простить малышу такую истерию и помочь научиться справляться со своими эмоциями. Если он этому не научится с вашей помощью, в дальнейшем у него могут появиться проблемы со здоровьем.

Когда ребенок себя ведет таким образом, попытайтесь ему объяснить, что поняли чего он хотел, постарайтесь успокоить, покачать. Когда у малыша снова появиться настроение, вернитесь к произошедшей ситуации и проясните что не так и почему его поведение было неприемлемым. Так вы сможете научиться преодолеть с ребенком его эмоциональные кризисы и переходные периоды.

Старайтесь давать малышу возможность проявлять самостоятельность, делать выбор.

Например, вы знаете, что оденете ребенка быстрее или спешите, но позвольте ему хотя бы натянуть шапочку или носок. Предоставляйте возможность чаду выбирать одежду, которую он сегодня хочет одеть. Спрашивайте, куда ему хочется пойти или как поиграть. Предложите выбрать обед. Эти простенькие самостоятельные решения помогут ему понять, что он важен и с ним считаются. Он будет развиваться в своей самостоятельности.

Не нужно принуждать малыша делать то, что он не хочет делать. В рамках разумного.

Например, не нужно заставлять рисовать, складывать кубики, если он этим заниматься сейчас не хочет. Пользы от подобного принуждения нет, а ребенок может психологически пострадать от насилия родителей.

В годик дети ходят без посторонней помощи. Они очень любят вещи, которые можно катать перед собой. Это может быть коляска, например.

Если чадо не ходит вообще, не нужно огорчаться. Стоит уделить больше времени для гимнастики с массажем. Довольно скоро он начнет ходить.

Испытание на выносливость для мамы

Одним из его прогрессов является умение проявлять себя по-разному при разных людях. И чем ближе к нему человек, тем он больше капризничает и балуется. С чужими людьми он самый воспитанный и скромный ребенок.

Когда рядом мама, крошечка дерется, балуется, топает ножками, выплевывает еду. Маме может показаться, что он испытывает ее любовь на прочность.

Действительно, ребенку важно убедиться, что мама его будет любить всяким.

И чем раньше он это поймет, тем меньше будет вредничать. Если мама неадекватно реагирует на такое баловство – поведение чада только усугубиться.

В годик в рацион крохи уже могут быть введены почты все продукты.

Но необходим запрет на сладкое, острое, приправы, помидоры, обычный творог, колбасные изделия.

Радует то, что ребенок с ловкостью держит ложку с вилкой, умеет ими орудовать. Привычные бутылочки с соской можно сменить на чашечки или поильники. Хотя бы дома.

Игры для развития годовалого ребенка

Толкание – игры на уверенность и координацию

В годик деткам нравится умение толкать предметы. Они любят следить за движением, им по нраву, что это они заставляют эти вещи двигаться. Игровое толкание дает детям ощущение власти и собственную силы. Это прекрасный метод воспитания уверенности и развитие детской координации.

Можно взять пару вещей, которые легко толкаются. Это могут быть всякие игрушки, машинки. На счет три толкайте ее и мотивируйте сделать то же самое ребенка. Когда малыш будет постоянно повторять этот счет, значит ему понравилось так играть.

Забота – как воспитать ласкового ребенка

Чтобы ребенок рос ласковым, поиграйте в такую игру. Сев на пол, разложите вокруг малыша его мягенькие игрушки. Из них возьмите одну, приласкайте, покачайте, поговорите с ней ласково, сделайте ей парочку комплиментов. Потом также нежно поласкайте ребенка. Потом какую-нибудь из игрушек отдайте ребенку и попросите ее погладить. Продолжайте так играть, пока ему не надоест. Потом вы увидите как ребенок начнет в нее играть сам. Так вы прививаете умение проявлять любовь к остальным.

Пищалки – творческие игры

Попробуйте тонким голосом перепеть любимые песни. Возьмите его на руки, спойте песенку обычным тоном, затем тонким голосом. Внимание ребенка будет выше во второй раз. Если тонким голосом говорить слова, ребенок больше концентрируется на них.

Бум!

Посадите чадо на коленки к себе личиком. На счет: один…-три-бум осторожно прислоните его лобиком к себе. После на тот же счет прислоните его носик, и с каждым таким разом прижимайте новую часть тела.

Доверие и любовь

Возьмите кроху на ручки и, укачивая, напойте колыбельную либо другую успокаивающую песенку по типу «Баюшки». Подобные движения кроху будут успокаивать и укрепят доверительные связи между вами. В конце песенки обязательно прижмите его к себе крепко и поцелуйте.

Попасть в отверстие – развитие мелкой моторики и ловкости

Нужен сосуд с большой горловиной, либо даже кастрюля. Дайте ребенку предметы засовывать туда. И каждый раз выбирайте посудину с более узким горлышком, пока не дойдете до пластиковой бутылки. Привязываете предмет на ниточку длиной двадцать сантиметров, и показывайте ребенку как можно засовывать и высовывать предмет в бутылку и из нее. В таком упражнении вы развиваете мелкую моторику рук ребенка, а также ловкость, зоркость.

Можно купить что-нибудь наподобие в магазине – к примеру, настольную рыбалку, где с помощью магнита можно ловить рыбок на удочку. Но если сделать такую игрушку своими руками, то можно, во-первых, проявить фантазию, а во-вторых, периодически модернизировать ее, чтобы игра ребенку не наскучила.

Все дети индивидуальны, не забывайте об этом! Не подстраивайте дитя под общие шаблоны, воспитывайте личность.

Читайте далее:

Добрый день, мои чудесные, самые внимательные и отзывчивые читательницы! Помните, когда ваш малыш впервые пошёл, а сказал первое словечко? Наверняка, около годика, а то и чуть раньше. Именно это время является важным рубежом в развитии крохи. Этакий переход от пелёночного бессознательного возраста к самостоятельности.

Но малыши - народ капризный, в прямом и переносном смысле, и порой ну никак не желают укладываться в положенные сроки и стандарты. «У меня молчун растёт, ни слова не вытянешь», — жалуется одна мама. «А моя принцесса всё ползает, ленится ножками ходить», — вторит ей другая.

Так что же является нормой для детишек этого возраста, а где можно говорить об отставании? Давайте разберёмся, каким должно быть развитие ребёнка в годик, что малыши обычно умеют и делают к этому возрасту.

А какой у вас прирост

И вот он настал. Ваш первый день рождения. Море игрушек, огромный торт с одной свечкой и нарядный именинник, восседающий в детском стульчике, как на троне. Все гости с нетерпением ждут, когда же юный юбиляр вымолвит хоть словечко. Но соловей, как известно, по заказу не поёт. Вы вздыхаете и уже подумываете, что пора накупить развивающих речь пособий и игр, а также сводить малютку к детскому психологу. Подождите наводить панику. Все ваши переживания - от незнания того, что должен уметь ребёнок к первому году жизни. И эти пробелы, как и ваши сомнения, мы сегодня ликвидируем.

Начнём с физических показателей. Припомните-ка, сколько весил ваш карапуз, когда только родился. Вот примерно в 3 раза больше он должен весить на свои первые именины. Примерно - 9-11 килограмм - средний вес годовасика. С этого времени ежемесячно он будет прибавлять около 250 грамм. Приблизительный рост в это время может колебаться в зависимости от анатомических особенностей, ну и, конечно, генов. Если рост мамы и папы невелик, то и их девочка к году будет выглядеть, как дюймовочка, а сынок - как мальчик-с-пальчик. Если вас интересуют средние показатели, то длина тела будет колебаться от 72 до 80 см.

Пока не 32

Крошечный именинник настолько важный, что гости так и смотрят ему в рот. Но не только, чтобы не упустить ни слова, а и полюбоваться на малюсенькие белые зубки. Сколько их у вас? Подскажу: должно быть около 12. по 4 резца сверху и снизу, плюс 4 коренных молочных зубика. Недосчитались двух-трёх? Не переживайте! Всё индивидуально. Ну засиделись ещё зубки, значит, догонят своих собратьев в ближайшие 2-3 месяца.

Плоскостопие в год

Обратите внимание и на ножки вашего крохи, точнее, на стопы. Многие мамы в ужасе прибегают к ортопеду, обнаружив плоскостопие. Спешу успокоить - плоская стопа абсолютно нормальное явление в этом возрасте. Малютка только-только делает первые шажки, и жировая подушечка под сводом ещё не ушла. Вскоре она исчезнет, и стопа приобретёт изгиб. Впрочем, к ножкам мы вернёмся чуть позже.

Теперь о знаниях и умениях. В концу первого года жизни ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью. Он вовсю передвигается по квартире, где-то с помощью маминой поддержки, где-то опираясь на стену. Некоторые предпочитают совершать вылазки на четвереньках. Это нормальное - значит, ему пока так удобнее. Мой сынишка, например, ленился до последнего. Шагал только за ручку, и пошёл сам только в год и неделю, и то, пришлось заставлять.

Ходоки без ходунков

Некоторые мамочки покупают ходунки, и сначала прямо не нарадуются: и малыш при деле, и сама свободна. А потом замечает, что при попытках самостоятельной ходьбы, сын или дочка, как звезда балета, ходит на носочках. Как ни печально, пользы от такого изобретения, как ходунки, мало. На мой взгляд, это для ленивых или чересчур занятых мам. Пусть лучше малютка шагает, опираясь на вашу руку, шкафы, стены, стулья, чем сидит в ходунках и перебирает ножками, не прилагая особых усилий.

Помните: в норме ребёнок должен наступать на всю стопу целиком. Ходьба на цыпочках, вошедшая в привычку и сохранившаяся до 3-х лет не грозит ничем хорошим. Если заметили у своего годовасика задатки «балерины», на всякий случай отведите его к неврологу и ортопеду.

Если малыш не ходит сам в годик, подождите бить тревогу, у вас в запасе ещё есть время: примерно в год и два месяца все здоровые детки начинают ходить, а к полутора - резко бегать. А пока мой вам совет: помогайте ему развиваться физически. Купите для игры дома и на улице игрушки-каталки, мячики, помогайте ему исследовать каждый уголок квартиры. Одновременно следите за безопасностью. Смягчите (в прямом смысле) все острые углы, которые могут поранить малютку, уберите подальше режущие предметы, ртутные градусники и таблетки. Тяга к знаниям не должна омрачаться синяками, шишками и болячками.

Молчуны и говоруны

Именно в 1 год детки начинают активно лепетать. Говорят они пока не очень внятно, зато по делу. Если кроха выговаривает всего 3-4 словечка в этом возрасте - не страшно. Поверьте, в пассивном словаре у него в десятки раз больше слов, а то и целые словосочетания. Сейчас он как губка впитывает всё, что слышит дома и на улице, но пользуется всего несколькими словами, и ведь вы его понимаете, правда?

«Мама, дай, ням-ням, баба, папа», — это, пожалуй, хит-парад из самых популярных малышковых слов. Остальное - их непереводимая игра, которую могут расшифровать только родители. Любят детки и звукоподражание: коровка — «му», киса — «мяу», собачка — «гав-гав». Если кроха пока отказывается говорить, не беда. Почаще общайтесь с ним, комментируйте увиденное на улице: «Вот светит большой фонарь», «А это проехала красная машина».

Дома также сопровождайте свои действия простыми фразами: «Я мою посуду: чашки и кастрюлю», «Сейчас я тебя причешу расчёской». Всё это остаётся на подсознании малыша.

Помню, мой сын в год и три совсем неохотно разговаривал, и как-то в такси водитель удивился: «Ну надо же, такая разговорчивая мама, а сынишка молчун». Так через месяц мой «молчун» выдал такой фонтан слов и даже словосочетаний, что все удивлялись. Да и теперь болтает без умолку.

Дома, в быту, ваш сын или дочурка начинают чувствовать себя маленькими хозяевами, полноценными членами семьи. Они стремятся дотянуться до каждой полочки, потрогать и попробовать на вкус каждую вещь. Сейчас нужно не препятствовать, а помогать вашему исследователю узнавать всё новое и новое. Привлекайте его к вашим делам по хозяйству.

Дайте попересыпать муку на кухне из стакана в стакан, покопаться к гречке и горохе, попросите помочь вытереть пыль, помыть игрушки. Всё это способствует развитию мелкой моторики, а значит, и речи. К тому же малыш привыкает помогать вам, у него появляются свои обязанности дома. Сейчас нужно приучать чистить зубки, умываться и мыть ручки, самостоятельно кушать, орудуя ложкой и вилкой. Вы удивитесь, как быстро ваш сынок или дочка освоят эти премудрости. Особенно, если вы будете подавать личный пример.

О горшке, играх и капризах

Отдельная тема - это горшок. Памперсы наконец то отходят на второй план, дети в годик постепенно учатся контролировать свои позывы и проситься в туалет. Способствуйте этому стремлению, и тогда уже к 1,5 годам кроха не будет пачкать штанишки и, как взрослый сам .

Самой важной деятельностью, через которую сейчас ребёнок познаёт всё окружающее, является . Играя, он учится запоминать названия предметов, их размеры, цвета. Матрёшки, пирамидки, кубики – вот лишь несколько .

Не всё идёт гладко? Вместо того, чтобы спокойно нанизывать кружочки на ось пирамидки, кроха начал скандалить и разбрасывать их по комнате? Эта картина, думаю, знакома многим. На ваши уговоры ребёнок не реагирует, начинает топать ножкой, а то и замахиваться игрушкой на вас. Тут всё ясно. С первым вас . Плаксивость, капризы, непослушание, беспокойное поведение не должны вас пугать. Поверьте, малютку они пугают не меньше вашего. Вы, родители, должны помочь ему справиться с противоречиями, лаской, заботой, пониманием, ведь перед вами – маленькая личность.

Режим без нажима

Часто перед мамами годовалых деток встаёт ещё одна проблема: малыш плохо спит ночью. Зубки, вроде, пока не лезут, сказку на ночь прочитали, спели колыбельную, но ничего не действует. В годик дети в течение дня сильно эмоционально устают, настолько, что не могут заснуть. Парадокс? А вы сами-то сразу засыпаете после насыщенного событиями дня? А у крохи сейчас, что ни день, то открытие. Не забывайте, что важен для его развития не меньше, чем, к примеру, питание.

Видите, какая ответственность лежит сейчас на ваших плечах? Вы должны по возможности всё упорядочить и в то же время дать малышу время для импровизации, творчества и самопознания. Ваше вмешательство в его развитие должно быть ненавязчивым, без нравоучений, но в то же время ребёнок должен чувствовать ваш авторитет. Непростая это наука – деток растить, но мы с вами справимся. Дальше будет ещё интереснее. Ждите новых публикаций, и до новых встреч!



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта