Главная » Красота » Вышивать гобелены с чего начать. Народный учебник вышивки

Вышивать гобелены с чего начать. Народный учебник вышивки

Хочу показать, как я вышиваю гобелен по рядам методом парковки .

Мне кажется, что самый удобный вариант - это гибрид двух техник вышивания
Петит-поинта(гобеленового стежка) и полукреста.

  • Вышивая диагональными столбиками - значительно уменьшается количество нитей, одновременно находящихся в работе;
  • Шить ряды туда-сюда - гобеленовым стежком и полукрестом - уменьшается количество перекрестных протяжек, следовательно, толщина изнанки.
Мое рабочее место - самодельный (сделанный мною) станок.



Примерная вышивка для показа этого способа вышивания - это Иерусалимская икона от Стоянки Ивановой-
Ткань 22 count , такая же как в наборах от Стоянки (с фабричной разметкой желтыми нитями в плетении ткани), нитки DMC , схема - распечатка из РМ.

Здесь нет смешанных цветов, поэтому нить складываю пополам (игла на середине нитки), закрепляю хвостики на изнанке, иголка висит на нитке, упасть не может.
Хвостики я креплю только на изнанке . При большом количестве припаркованных ниток трудно уследить за хвостиками выведенных на лицо ниток для закрепки.

При повороте на изнанку раму поворачиваем от себя , иголки висят вниз.
И обратное движение - к себе. И только так. (И если работа шьется сверху-вниз, то все наоборот.)
При вышивании смешанных цветов, или в нечетное количество ниток, когда из ушка иглы выходит свободная нитка, чтобы не собирать иголки по полу, то можно попробовать заправить нитку в иголку так: вставить нитки в ушко один раз, потом обвернуть одну сторону ушка и вставить нитки в ушко еще раз.
Иголка достаточно свободно двигается по ниткам, но не падает.
Можно еще провести влажными пальцами по ниткам в ушке - когда они подсохнут, то лучше примут это положение.

Ткань я покупала отдельно. Нитки тоже.
Я почти не покупаю наборов, потому что не хочу сидеть и бояться, что мне не хватит ниток и переживать что я буду делать потом.

Моток мулине на 8 частей режу сразу. Короче можно, но не длиннее.

Для того, чтобы удобно было брать ниточку с висящей иголкой в работу я придумала (вернее модифицировала) стежкоукладчик .
Обычно стежкоуладчик надевается на указательный палец, но это совершенно неудобно, потому что, первые три пальца держат иголку и длинная игла стежкоукладчика очень мешает.
Поэтому я решила, что удобнее
1)уменьшить длину иглы,
2)надеть наперсток на безымянный палец той руки, которая у вас сверху при способе вышивания двумя руками.
3) наперсток следует расположить так, чтобы игла, как бы, лежала на ткани



Мастер-класс по самостоятельному изготовлению gem-наперстка .
У меня всегда сверху левая рука. Наперсток надевается на безымянный палец левой руки. Правая рука снизу и наверху ей делать нечего.
Т.е. если у вы шьете наоборот, то слово "левая" надо поменять на "правая" и все.

Ткань 22 каунта самая крупная для вышивания гобеленом в две нитки .
И при обычном вышивании часто видны неаккуратные просветы канвы. Темные стежки приходится подправлять, чтобы ниточки лежали параллельно и меньше просвечивало.
Это можно делать иголкой, но ее нужно взять, потом положить, потом опять взять и т.д., а так иголка уже на пальце.

Вот фото фрагментов Стоянкиной "Феи богатства " - там много темных участков.
Работа закончена и уже постирана, простветов совсем нет.

Петит при вышивке парковкой рядами выглядит отлично.

очень хорошо описала () последовательность выполнения стежков.
Для идеального лица начало стежка – из чистой дырочки ткани. Стежок идет сверху-вниз, если вы шьете снизу-вверх и наоборот, стежок шьется снизу-вверх, когда работа выполняется сверху-вниз.
Как бы от "пустого" к "полному". Тогда получается ровно.

Описание процесса:

Вышиваю я рядами. Начинаю вышивку всегда снизу .
СТЕЖОК выполняется всегда только СВЕРХУ ВНИЗ , справа налево //////.

Последовательность рядов такая :

  • Первый (нечетный) ряд - слева направо - гобеленовый стежок - на изнанке косые стежки.
  • Следующий (четный) ряд - справа налево - полукрест - на изнанке вертикальные стежки.
И опять ряд - нечетный - гобеленовый стежок, потом ряд - четный - полукрест и т.д.

С какого ряда (полукрест или гобеленовый стежок) вы начнете работу не важно, следует обратить внимание на то, чтобы ряд, где присутствует желтая нить, обзначающая границу, должен зашиваться только гобеленовым стежком. Это позволит избежать просвета желтой нити на светлых участках вышивки.


Чтобы не путаться, я стараюсь держаться в границах 10 клеточек.


Выполнив стежок, я паркую его в пределах 10 клеточек так: если ряд шьется слева направо
(нечетный), то ищу в следующем ряду ближайший к правой границе предела символ и паркую там, в верхний (правый) угол.
Если ряд справа налево (четный), то паркую ближе к левой границе пределов 10 клеточек.
Если ближайший символ находится на несколько рядов выше, то считая последовательность рядов - четный или нечетный - выбираю по правой или левой границе следует парковать иголку.

Один ряд - от края до края 250 стежков - я вышиваю за 40 минут.

Стежки выполняются так :
стежкоукладчиком я подцепляю нить, аккуратно, немного приподнимая и отводя от себя руку, вытаскиваю иголку.

Затем беру иглу, втыкаю в ткань, нижней рукой начинаю протягивать нить вниз и в этот момент вставляю в колечко нити иглу стежкоукладчика и прижимаю нити к ткани, разглаживая их, что лежали параллельно. Когда нижняя рука затягивает нить, то иглу убираю и все.
Стежок готов.

Затем паркую нить и отбрасываю иглу от себя. Нижней рукой иногда нужно поправлять висящие нити.
НИКОГДА НЕЛЬЗЯ пользоваться ДЛИННЫМИ нитями. Висящие нити могут сильно запутаться.

Если парковать нить нужно выше следующего ряда, то иглой стежкоукладчика аккуратно раздвигаю нити и паркую.

Путь каждой нити очень разный. Все зависит от рисунка схемы .
Иногда нить двигается в каждом ряду в пределах 10 клеточек, иногда удобнее одной нитью и 50 клеточек пройти.
Чтобы избежать лишних перекрестных протяжек на изнанке, иногда я ввожу дополнительные нити. Т.е. в пределах 10 клеточек у меня может быть несколько нитей одного цвета.
Такие нити могут идти или по вертикальным столбикам или позволяют делать очень короткие протяжки. Перекрестные протяжки очень увеличивают толщину изнанки.

Вот здесь лицо и изнанка одного фрагмента. На изнанке видно в нижней половине перекрестные протяжки, а потом я добавила нити и пошли вертикальные стежки.


Хотя в идеале можно сделать изнанку только из вертикальных столбиков, но мне это кажется лишним.

Одинаковые символы я вышиваю по горизонтали подряд . Это удобно.

А изнанка может выглядеть и так и так.

Все зависит от схемы, может и настроения и еще чего-нибудь:

Как поступать в случае ошибки?

Бывает, из намеченной вами для выведения нитки дырки уже торчит какой-то непонятный хвост выведенный раньше? Если можно безошибочно определить, какой символ обозначает этот хвост, то следует исправить ошибку и перепарковать нитку, если она припаркована не в ту дырочку.
Но может быть вы в эту дырку уже припарковали правильную нитку ранее и забыли и пытаетесь туда же припарковать вторую такую же? У меня так бывает (ну много их у меня).
Если непонятен цвет, есть сомнения, какой символ, то лучше отрезать и шить правильной ниткой.
Можно из-за освещения перепутать близкие оттенки и наделать ошибок.

Когда я попробовала первый раз парковку , это была сумочка в руках у "Феи богатства" Стоянки. Сначала было трудно! И наперстка такого я еще тогда не придумала.

А сейчас даже самую обыкновенную картинку вышивать могу только парковкой, иначе приходится пересчитывать клеточки и ниточки по нескольку раз и все равно могу ошибиться.
Очень рекомендую начать со Стоянкиных схем, там есть и сложные и простые участки одновременно.

ВНИМАНИЕ!

У вышивальщицы, которая стягивает стежки вышивая, если не контролировать особо каждый стежочек, при вышивании смешанной техникой петит-полукрест может получиться т.н. «Полосатость»

При одинаковом натяжении нитки при вышивании, если это натяжении хоть чуть-чуть сильнее оптимального, именно из-за обвивающего изнаночного диагонального стежка на изнанке - петит ложится всегда гарантированно ровненько и красиво, а полукрест, с кратчайшим расстоянием (вертикальной палочкой на изнанке) и будет давать в результате вот такие валики.
Еще зависит, на какой ткани мы вышиваем. Аида благодаря своей блочной структуре "держит" стежок. И на Аиде полукрест и гобеленовый стежок будет получаться одинаковым. А вот на равномерке, с подвижными нитями основы желателен петит как лучшая техника. Потому что длинная диагональка на изнанке дает и плотность вышивке и аккуратность стежку.
От затягивания стежков случаются и перекосы готовой вышивки.

* *

Мне очень понравился способ gem , но я вот тоже переживаю, не будут ли у меня отличаться ряды гобеленовым стежком и ряды петитом, хотя возможность избавиться от лишних протяжек на изнанке - заманчивая.

Попробовала способом gem отшить пробный кусочек и просмотреть, будут ли различаться на внешний вид гобеленовый стежок и полукрест. Вот что получилось (лицо и изнанка):


Как на мой взгляд, разницы действительно нет

Мне кажется, что полукрестики могут получаться более наклонными именно из-за того, что вертикальный изнаночный стежек слишком сильно натянут. т.е. клеточка как бы стягивается все время по вертикали. При петите же нижний стежок если и тянет, то как раз больше в горизонтальном направлении, и палочки на лице получаются ближе к 45 градусов.
А если приучиться следить, чтоб не затягивать не только верхнюю часть стежка, но и нижнюю, то по идее разница в наклоне лицевых палочек должна сильно уменьшиться, если не пропасть окончательно.

А если при переходе с ряда на ряд парковать с длинной диагональной (почти горизонтальной) протяжкой, тогда не случится у нас стягивания вышивки?
Чтобы протяжки (а я их делаю до приблизительно 3 см) не стягивали ткань, есть 2 условия:
1. канва должна быть хорошо натянута,
2. когда вышиваем крестик - не натягиваем нитку.
Я всегда тяну ниточку до тех пор, пока она не ляжет ровненько, но свободно на ткань.
Главное, чтоб у стежка не было натяжения.
Я думаю, что если придерживаться такого правила, причем как для лицевых, так и для изнаночных стежков-протяжек, то не будет перекашивать ткань даже при вышивании полукрестом.
Почему полукрест может отличаться от петита?
При полукресте короткая палочка на изнанке (если она не лежит свободно, а имеет натяжение) стягивает клеточку. И получается у нас клеточка стает не квадратная, а пусть на десятые доли миллиметра, но все же прямоугольная. И визуально разницу заметно. А при петите., если его все таки затягивать (хотя это сделать намного труднее), стяжка пойдет по противоположному направлению и немного по диагонали. Так что деформация будет намного меньше и перпендикулярного направления.
Поэтому я думаю что у некоторых и отличается ряд петита от ряда полукреста.
А что касается перекоса вышивки при полукресте,
то по моему мнению тут влияет еще засильное натяжение лицевых стежков.
В результате каждая клеточка из квадратика немножечко превращается в параллелограмчик.
А так как в высоту работа имеет не 10 рядков, а намного больше, то и умножив это неважное и мизерное на первый взгляд искажение каждого крестика на количество рядов мы и имеем сильный перекос всей работы.

Поэтому я считаю крайне важным научиться вышивать так, чтоб нитка (что на лицевой части стежка, что на изнаночной части либо протяжке) лежала плоско, ровно, но без натяжения.

Тогда вышивка будет не перекошенная в любом случае. И стежки будут одинаковые.
А наперсток, который предложила gem , может здорово помочь по началу с натяжением нитки, если есть привычка слишком сильно затягивать.
Когда шьется стежок, то затянуть с учетом вставленной под него иголочки, потом иголочку вытянуть, а стежок больше не подтягивать. По ходу дела небольшой излишек ниточки в лицевом стежке уйдет на изнанку и скомпенсирует излишнее натяжение нитки там.

* *
Девушки!

Я поддерживаю мнение, что все надо попробовать, чтобы потом понимать, от чего я могу и хочу отказаться. Берите иголку в руки и начинайте.
Может быть вам удобнее будет шить только петитом в классическом варианте или только полукрестом. Попробуйте все варианты!

Год назад я не знала о парковке. Да если бы мне сказали, что я одновременно смогу с таким количеством нитей работать и придумаю свой GEM-наперсток - да я бы просто не поверила!
И что? Сейчас я по-другому уже не могу шить. И мучает меня только одна мысль - как мне теперь не очень аккуратными стежками закончить гобелен Винклера (попугай сидит на корзине), чтобы половинки не отличались друг от друга и разница была не очень видна.

И еще - девочки, рассказывайте, а еще лучше, показывайте ваши успехи!

Секреты гобеленового стежка, особенности и виды работы с этой технологией

Гобеленовый шов используется для создания панно, гобеленовых картин, элементов одежды и ковров. Технология вышивки не отличается сложностью, если у рукодельницы достаточно внимания, усидчивости и терпения.

Гобеленовая картина пейзажа хорошо смотрится, если у неё нечётко выражены контуры. Тогда на ней видны рельефы, рукоделие становится оригинальным и богатым. Также польза гобеленовой техники заключается в сдерживании канвы от растяжений.

Что нужно для создания гобеленового шедевра

  • Схематическая картинка вышивки
  • Канва
  • Плотные шерстные нитки или мулине, состоящие из 4-6 слоев
  • Широкоухая игла
  • Пяльца

Безузловое закрепление нити

Прежде, чем приступить к вышивке следует закрепить нить на канве. Для этого требуется сложить нитку вдвое и концами просунуть в иглу. Далее с лицевой стороны ткани вкалываем её, и вытягиваем из соседней дырочки, оставляя небольшой округлый хвостик. Проникаем иглой внутрь получившейся петельки и затягиваем её, вытягивая через её полость всю нить. Такой метод безузлового закрепления полезен рукодельнице, в случае неправильно рассчитанной длины нитки. Рукодельница может легко укоротить её с помощью ножниц.

Использование любых узлов для закрепления нити категорически запрещено!

Начало вышивки

Начало вышивки происходит слева на право. Если игла находится на изнанке, то стоит вывести её на лицевую сторону и вколоть в соседнюю клеточку по диагонали, после чего вернуть на лицевую, опуская на 1 клеточку вниз. Такой метод вышивания называется полукрест , который чаще всего используется начинающими рукодельницами.

При полукрестовой гобеленовой вышивке следует контролировать натяжение нити. Если её сильно перетянуть, то исказиться ровность стежков, вызывая перекос картины. Изнанка должна быть в виде прямых и коротеньких стежков, умеренной натянутости.

Гобеленовый стежок имеет небольшие отличия от полукреста . Требуется сделать 1 стежок по диагонали в соседнюю клетку, а вывести её в противоположном углу следующей клетки, продолжая работу в обратном направлении и т. д. Визуально с лицевой стороны гобеленовый шов иполукрестовые стежки выглядят одинаково.

Если мастерице требуется перейти на следующий ряд, она переворачивает канву на 180 ° и работает, как обычно, только в левостороннем направлении.

Как вариант рассматривается отказ от переворота канвы для перехода на другой ряд. Тогда рукодельница работает в обратном порядке. Работа начинается с иглового прокалывания лицевой стороны нижнего угла, в правый диагональный ряд. Остальные ряды вышиваются таким же способом.

Гобеленовая строка визуально напоминает обычную вышивку полукрестом , однако имеет небольшие отличия. При вышивке гобеленом из верхнего правого угла выводят в левый участок пересечения, а полукрестом – начинается снизу, и проходит через верхний правосторонний угол.

Единственные правила, делающие готовую картину гобеленовым швом безупречной: изготовление мелких стежков и их равность . Однако понадобиться вдвое больше ниток для создания шедевра.

Использование прямого гобеленового шва

Прямой гобеленовый шов наиболее часто используется для каймы, узоров и трафаретов. Эта техника не отличается трудностью и выполняется уже привычным способом лево -право. Единственное его отличие от других техник – получение прямых стежков.

Для одного стежка здесь задействуется только правая или левая сторона клетки. Например, выводя иглу из правого отверстия сверху, вернуть на изнанку её нужно, проникая в правый нижний угол. Тоже самое происходит со всеми последующими клетками.

Чтобы заполнить пустое пространство между стежками нужно использовать: толстую нить шерстяного происхождения или 5-6 слоев мулине.

Вышивка косым швом

Ещё один гобеленовый шов прозван косым, и он совмещает несколько шовных разновидностей. Его применяют, чтобы усовершенствовать фоновые элементы.

Вышивка косым гобеленовым швом выполняется, когда нужно обработать малые участки, переходы, различные цветовые узоры и т. д. Выполнение рядов может выполняться в прямом и обратном направлении (лево -право, право-лево ).

Чтобы воспользоваться этой техникой потребуется условно поделить 1 клетку канвы на 4 зоны:

  • Левый верхний угол (1)
  • Правый верхний угол (2)
  • Левый нижний угол (3)
  • Правый верхний угол (4)

Когда игла находится в зоне «4» на лицевой стороне, требуется сделать стежок, пропуская её через «2». Так получаем 1 косой стежок.

Чтобы возвратить широкоухую иглу на лицевую сторону потребуется вытянуть её через «3» и возвратить на изнанку в точке «1». Далее процесс вышивания идёт аналогичным способом. Единственное отличие – требуется действовать в обратном направлении.

Использование захватывающего гобеленового шва

Захватывающий гобеленовый шов требуется, чтобы придать пейзажным картинам незабываемой рельефности. При вышивании косые стежки касаются друг друга, образовывая линии и гармонию заднего фона рукоделия.

Начало использования техники происходит стандартным способом. При этом с верхнего угла справа проводиться диагональный шов через 1 секцию. Далее выполняется 2 стежок, но он должен касаться первого шва, несмотря на пропущенную клетку.

Удлиненный шов

Удлиненный гобеленовый шов необходим для вышивания крупных фактур. Благодаря этой технике можно изменять длину и угол стежкового наклона. Стежок позволяет выполнять работу, как в прямом направлении, так и обратном.


Техническим преимуществом этого стежка является одновременное использование нескольких клеток. Для этого требуется провести диагональную линию через 1 секцию из верхнего угла в нижний. Такие манипуляции проводятся, пока картина не закончится. Особенностью этой вышивки являются её требования:

  • Требуется следить за ровностью стежков
  • Нить должна хорошо закрывать вышиваемые участки
  • При работе не рекомендуется использовать шерстяную нить более 30 см. Это может повлечь появление распушивания и катышки, утончение, рвение нити

Гобеленовый шов – один из прекраснейших способов придать картине незабываемый объём и рельефность. Используя эту технологию можно легко сделать пейзажную картину, радующую глаз контрастом нитей и особенностью выполнения.

Кто и когда начал украшать свои наряды, а затем создавать целые полотна с помощью вышивки, конечно, неизвестно. Это один из древнейших видов рукоделия. Сегодня существует множество техник вышивания. Гладью, крестиком и гобеленовым швом мастерицам удается создать целые шедевры, которые восхищают всех без исключения. Но тем, кто только начинает осваивать вышивку, не стоит торопиться делать большие работы. Нужно сначала потренироваться на маленьких изделиях.

Необходимые инструменты

Прежде чем приступить к выполнению даже своего первого рисунка, нужно сначала освоить азы вышивания. Одним из первых вполне может стать гобеленовый шов. Мастер-класс по работе с ним отлично поможет начинающей рукодельнице. При любой вышивке важно изначально правильно выбрать весь необходимый для работы инвентарь.

Для изготовления гобелена подходит ткань или канва с хорошо видимым переплетением нитей, чтобы их можно было легко посчитать. Еще нужна специальная игла с тупым концом, нитки мулине в несколько сложений, а также пяльцы с винтом и ножницы. Для некоторых видов швом может потребоваться специальный крючок для подобного рукоделия. При выборе нитей следует отдавать предпочтение мулине не менее чем в 6 сложений либо шерсти для вышивки. Это нужно для того, чтобы создать плотный, без просветов, рисунок.

Техника вышивания гобеленовым швом

После того как все для вышивки готово, выбрано рабочее место и понравившаяся схема, можно приступить к рукоделию. Важно понимать, что закреплять нить нужно без узелков, так как картины, выполненные гобеленовым швом, более тонкие и изящные. Это можно сделать следующим образом. Отделить от общей нити мулине в 2 раза меньше, чем указано в прилагаемой инструкции к схеме. Продеть через одно из переплетений канвы, соединить концы вместе и продеть в иглу. Получившейся нитью далее вышивать, как показано на рисунке.

Сама же техника вышивания заключается в следующем. Нужно из верхнего правого угла продеть иглу с нитью в нижний левый. Затем стежки повторять столько раз, сколько требуется вышивать этим цветом по схеме. Важно помнить, что в работе с гобеленами изнанка должна полностью повторять рисунок с лицевой стороны. Как только работа закончена, нить закрепить с обратной стороны, просто продев ее через несколько стежков. Важно, чтобы вышивка была плотной, и рисунок ложился ровно.

Маленькие хитрости

Чтобы вышивка гобеленовым швом получилась с первого раза, можно воспользоваться хитростями опытных рукодельниц. Удобнее всего начинать работу с середины полотна. Это нужно для того, чтобы не перекосилось полотно, и по краям остались широкие поля. Их желательно делать не менее 4-5 см. Если предполагается оформить работу еще и в паспарту, то нужно их еще увеличить.

Начинающие рукодельницы часто путают гобеленовый шов с полукрестом. Однако это две принципиально разные техники. При использовании второго шва с изнаночной стороны стежки будут вертикальными, а первый создает иллюзию тканного полотна с обеих сторон. К тому же на гобелен требуется в 2 раза меньше нитей. Картины, выполненные гобеленовым швом, получаются более легкими и воздушными. Так что не стоит один подменять другим.

Многие начинающие рукодельницы путают гобеленовый шов с ковровой техникой. Гобеленовое ткачество создается при помощи специального инструмента, а вот вышивка подразумевает выполнение несколько видов стежков при помощи иглы.

Особенно копирует «ткачество» бархатный шов, где создаются одинаковые петельки, закрепляемые в каждом ряду крестиками, а в конце работы они разрезаются и подравниваются. Но некоторые из гобеленовых стежков по внешнему виду напоминают ковровую технику. Рассмотрим несколько разновидностей данного шва.

Гобеленовый шов: схемы исполнения

Гобеленовый стежок по внешнему виду напоминает полукрест, но на изнанке будет иное исполнение. Наклон стежка может быть выполнен вправо, влево или вертикально, но всегда создается справа налево. Благодаря этой технике и использованию толстых ниток (пасма мулине, шерсть, ирис, хлопок) полотно становится плотным, без просветов ткани. Вышивают гобеленовым стежком на жесткой крупной тканевой или пластиковой канве при изготовлении картин, объемных сувениров.

Гобеленовый стежок имеет несколько названий:

  1. Косой. Этот гобеленовый шов напоминает полукрест. Вводить иглу нужно в один и тот же угол. То есть если начали вышивание с нижнего левого угла в правый, то все последующие стежки, ряды идут в этом же направлении.
  2. Косой с прокладкой или колодки. На лицевую сторону выводится нить по количеству клеток, а потом она гобеленовым стежком перекрывается. То есть полотно становится без просветов, а стежки напоминают выпуклые бисеринки. В этой технике выполняются все стежки всех цветов.

Пошаговая техника вышивки гобеленовым швом

  1. При использовании четного количества нитей закрепляете мулине петлей, как при вышивке крестом. То есть оба конца вводите в ушко иглы, образуя на конце петельку. Вводите иглу в нужном месте с изнанки, делаете полукрестик и через петлю закрепляете нить на изнаночной стороне. Все остальные стежки делаете из того же угла, с которого начат первый.
  2. Если нить ординарная, то на изнаночной стороне, откуда начинается ряд нужного цвета, через переплетения ткани «завязывается» мулине. С лицевой стороны гобеленовые стежки перекроют эту нить.
  3. Все ряды начинаете вышивать справа налево.
  4. Чтобы наклон был вправо, начинаете вводить иглу в правый верхний из левого нижнего угла. Второй и последующий стежки выполняются в такой же последовательности. Чтобы наклон был влево, вводите нить из правого нижнего уголка в верхний левый.

Некоторые мастерицы вышивают, не выводя руку на изнанку, то есть на лице сразу иглой «захватывают» оба угла диагонали клетки. При таком способе можно стянуть ткань, если она мягкая.

Выполнение рядов и закрепление нити

  1. Вышивание гобеленовым швом с нового ряда может быть выполнено двумя способами. В первом варианте после окончания ряда нить обрывается и работа начинается с правой стороны вышивки.
  2. Второй способ выражается в плавном переходе на второй ряд и вышивании слева направо, но чтобы направление стежков на лице и изнанке было одинаковым. То есть иглу вводите во втором ряду в правый верхний угол с изнанки и выводите в противоположном левом нижнем. Далее все стежки выполняете в той же последовательности из правого верхнего в левый нижний угол.
  3. Изнанка при гобеленовом шве должна быть такой же, как лицевая сторона, то есть состоять из сплошных полукрестов, выполненных в одном направлении.
  4. После окончания работы нить прячется под стежками и обрезается. На изнанке не должно быть ни узелков, ни хвостиков.
  5. Если нужно нить сменить на другой цвет, то все правила сохраняются, как при начале работы.
  6. При использовании мягкой ткани применяйте рамы, которые можно переворачивать для работы на изнанке.

Пошаговое выполнение колодок

Теперь рассмотрим, как выглядит техника вышивки гобеленовым швом при прокладывании нити. Этот способ называется еще колодками.

  1. Закрепляется нить любым способом, описанным при обычном выполнении гобеленового стежка с конца ряда.
  2. Выводится нить наружу посередине клетки до начала ряда. То есть на лице прокладываете нить той длины, которая соответствует числу клеток нужного цвета.
  3. Иглу с изнанки выводите также с левого угла наверх в правый. Последующие стежки выполняются в этой же последовательности. То есть полукресты закрывают нить.
  4. Следующий ряд делаете так же. Сначала выводите нить на лицо посередине клеток. Затем в той же последовательности справа налево вышиваете гобеленовым швом.
  5. Закрепляете нить после окончания цвета или ряда так же, как описано при классическом выполнении гобеленового стежка.

Ряды получаются очень объемными, плотными. Поэтому вышивать «участками», как в вышивке крестом, не получится. Работу делаете строго по рядам (горизонтальным, вертикальным, диагональным).

Вертикальное исполнение гобеленовых стежков

Чаще всего мастерицы делают вертикальный гобеленовый шов (его еще называют прямым стежком) с проложенной нитью и без нее. Прямые стежки картин сразу привлекают внимание людей необычным исполнением.

  1. Закрепляете нить уже знакомым способом.
  2. Выводите иглу снизу вверх в каждом «отверстии» клетки канвы. Если используете ткань, то старайтесь, чтобы стежки были одинаковой длины, отсчитывайте одинаковое количество переплетений.
  3. Обратите внимание, что с изнанки и лица стежки вертикальные, только на лицевой стороне более выпуклые.
  4. Чтобы перейти к следующей линии, из верхнего угла первого ряда опускаетесь в нижний второго строя.
  5. Далее все стежки делаете в той же последовательности снизу вверх. Старайтесь избегать просветов между рядами.
  6. Если нужен шов с проложенной нитью, то выполнение такое же, как и при колодках, только стежок делаете прямым, а не наклонным.
  7. При закреплении нити все правила остаются теми же, что и при простом выполнении гобеленового стежка.

Выполнение захватывающего шва

Захватывающий стежок выполняется для плавного перехода схожих оттенков при вышивании больших участков. Часто эта вышивка гобеленовым швом используется при создании абстрактных геометрических фигур. Он может быть выполнен короткими и удлиненными, косыми и прямыми гобеленовыми стежками. Но при исполнении длинных полукрестов лучше виден захват.

  1. Закрепление нити аналогичное, как при выполнении простого косого шва.
  2. Начинаете работу справа налево удлиненными стежками, вводя иглу снизу с левого угла в верхний правый. Последующие стежки выполняете аналогично.
  3. Новый ряд начинается в обратном направлении с конца стежка в треть предыдущего ряда. То есть иглу снизу левого угла второго ряда вводите в правый, который располагается между двумя стежками первого ряда. Выглядит это следующим образом: если стежок равен двум клеткам в высоту, то второй ряд оканчивается половиной клетки предыдущего ряда в правом верхнем углу. Ряды как будто держатся друг за друга.

Мозаичное гобеленовое плетение

Существует еще мозаичная вышивка гобеленовым швом. Применяется она при создании орнаментов или заполнении фона. Состоит данная техника из трех стежков: двух коротких и одного удлиненного. Вышивка как бы создается блоками также справа налево.

  1. Длина одного ряда соответствует высоте удлиненного стежка. «Блок» представляет собой квадрат из четырех клеток.
  2. Начинаете работу с короткого шва с нижнего левого уголка в правый верхний. То есть если высота ряда составляет две клетки, то косой стежок заполняет нижнюю клеточку.
  3. Далее из верхнего правого угла короткого стежка переходите в нижний левый угол, делаете удлиненный полукрест. То есть стежок равен двум клеткам.
  4. Следующий короткий полукрест располагается в первой верхней клетке напротив нижнего такого же стежка. То есть из правого верхнего угла удлиненного стежка вводите иглу в левый нижний верхней клетки.
  5. Следующий блок начинается с короткого стежка в той же последовательности. Это значит, что ряд представлен чередованием двух коротких стежков с удлиненным швом.
  6. Новый ряд начинается также с короткого гобеленового полукреста.

Выполнение шахматного стежка

Оригинальный шахматный гобеленовый шов. Техника немного сходна с мозаичным блочным плетением, только содержит не три, а семь стежков. Каждый полукрест удлиняется на одинаковое расстояние, а самый длинный делит квадрат (блок) пополам. То есть от срединной линии по три стежка разной длины в каждую сторону.

  1. Работа начинается с левой стороны квадрата. Все стежки делаются аналогично с левого угла в правый. Каждый последующий полукрест удлиняется.
  2. Заканчивается вышивка таким же коротким стежком, находящимся в противоположном углу квадрата.
  3. Следующий блок начинается также по диагонали с короткого полукреста.

Такие квадраты вышиваются разноцветными нитками. Если на вышитых блоках затем надшить треугольники в разных направлениях, то получите шотландский шов. Такая техника подходит для выполнения ковриков, подушек толстыми нитками. При комбинировании различных блочных и ординарных стежков, получается красивая вышивка гобеленовым швом (мастер-класс всех стежков описан выше).

Дополнительная информация мастерицам

Длина гобеленового стежка может составлять одну-две клетки в высоту. В первом случае такой шов называют укороченным, а во втором варианте - удлиненным. При этом он может быть косым или прямым. Работы можете вышивать горизонтальными, вертикальными или только диагональными рядами.

При диагональном исполнении вышивка идет с первого верхнего угла. Следующий ряд начинается с верха вниз и снизу вверх. Такое исполнение стежков называют еще корзинкой, так как начало нового ряда захватывает предыдущий.

Гобеленовый шов с проложенной нитью подходит для небольших работ, а если они более объемные, то применяют шов «ренессанс». То есть линия в рядах прокладывается справа налево и слева направо, оставляя по бокам небольшие переходы. На лице же вышиваете вертикальные прямые стежки.

Существует плетеный гобеленовый шов. Мастер-класс данного стежка очень прост. Для начала делаете первый ряд удлиненных гобеленовых стежков справа налево, а потом второй ряд начинаете с нижнего левого угла, который находится перпендикулярно верхнему углу первого ряда. И вводите иглу в треть клетки первого ряда. То есть получается своеобразная елочка.

Как применять гобеленовые швы?

При вышивке пластиковой канвы, подушек, панно, ковров можно варьировать швы по длине, наклону, направлению. Мастера пошли дальше и создают целые картины по фотографиям. К примеру, на ткань переводят границы пейзажа (траву, поляну, цветы, небо, облако и прочие детали), затем вышивают гобеленовым швом. Меняя направление и длину стежков, мастер подчеркивает дальний и передний планы.

Некоторые мастерицы используют гобеленовый шов при создании простых картин. Для этого подойдут обычные детские сюжеты. Картину вышиваете горизонтальными или вертикальными линиями, при этом длина стежков может быть неравномерной и соответствовать определенному цвету.

При создании картин используются обычные косые гобеленовые стежки. От полукреста их отличает изнанка. То есть если в вышивке полукрестом на изнанке идут короткие прямые переходы, то у гобеленовых стежков длинные диагональные. При гобеленовой вышивке за счет создания объемов уходит много ниток.

Краткие выводы

Перед тем как вышивать гобеленовым швом, новичкам стоит завести рабочие картонные или тканевые «карточки» с примерами стежков. Это позволит в дальнейшем создавать свои авторские композиции, орнаменты, играя с цветом.

Делайте картотеку работ мастеров, особенно с приближенными фото, чтобы видеть направления стежков. Попробуйте сначала повторить аналогичный сюжет, а затем создать свой пейзаж.

Техника вышивки: гобеленовый шов Многие начинающие рукодельницы путают гобеленовый шов с ковровой техникой. Гобеленовое ткачество создается при помощи специального инструмента, а вот вышивка подразумевает выполнение несколько видов стежков при помощи иглы. Особенно копирует «ткачество» бархатный шов, где создаются одинаковые петельки, закрепляемые в каждом ряду крестиками, а в конце работы они разрезаются и подравниваются.

Гобеленовый шов: схемы исполнения Гобеленовый стежок по внешнему виду напоминает полукрест, но на изнанке будет иное исполнение. Наклон стежка может быть выполнен вправо, влево или вертикально, но всегда создается справа налево. Благодаря этой технике и использованию толстых ниток (пасма мулине, шерсть, ирис, хлопок) полотно становится плотным, без просветов ткани. Вышивают гобеленовым стежком на жесткой крупной тканевой или пластиковой канве при изготовлении картин, объемных сувениров. Косой Этот гобеленовый шов напоминает полукрест. Вводить иглу нужно в один и тот же угол. То есть если начали вышивание с нижнего левого угла в правый, то все последующие стежки, ряды идут в этом же направлении. Косым швом создают фоновую часть картины, а также переходные детали узоров, рисунки. Рядки по горизонтали можно выполнять как слева направо, так и в обратном направлении. Косой с прокладкой или колодки На лицевую сторону выводится нить по количеству клеток, а потом она гобеленовым стежком перекрывается. То есть полотно становится без просветов, а стежки напоминают выпуклые бисеринки. В этой технике выполняются все стежки всех цветов.

Прямой гобеленовый шов Прокладывайте стежки справа налево. Выведите иглу на лицевую сторону ткани внизу справа. Вколите иглу в ткань на две ячейки выше от места ее выхода. Продолжайте аналогичным образом до конца ряда. Чтобы перейти к следующему ряду, выведите иглу на две ячейки ниже от нижней точки последнего стежка. Работая слева направо, вышейте ряд вертикальных стежков под первым рядом. Чередуйте эти два ряда, заполняя фрагменты вышивки.

Захватывающий гобеленовый шов Захватывающий гобеленовый шов используют для заполнения больших областей фона. Он отлично подойдет для плавного и мягкого перехода цветов. Шитье состоит из сплошных косых стежков, покрывающих четыре клетки канвы вниз и одну клетку в сторону налево. Можно высоту стежка уменьшить. В каждом следующем ряду стежки вышивают таким образом, чтобы верхним концом стежка выполняемого ряда захватывать нижнюю клетку канвы верхнего ряда. Сначала вышивается как удлиненный гобеленовый шов. В следующем ряду выводят иглу на лицевую сторону в точке 5 и делают диагональный стежок в точку 6, расположенную между двумя верхними стежками.

Мозаичное гобеленовое шитье Такой шов подходит для выполнения орнаментальных композиций, а также для фонового вышивания. Шитье состоит из блоков, а в каждом блоке по три стежка. Можно вышивать как слева направо, так и справа налево.

Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и сделайте диагональный стежок на одну клетку канвы в точку 2. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите ее на лицевую сторону в точке 3, сделайте диагональный стежок на две клетки канвы в точку 4. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите ее на лицевую сторону в точке 5, сделайте диагональный стежок в точку 6. Таким образом можно вышивать большие площади.

Можно вышивать блоки как в горизонтальном и вертикальном направлении, так и в диагональном. Выведите иглу на лицевую сторону в точке 1 и сделайте диагональный стежок в точку 2. Проведите иглу по изнаночной стороне вниз и выведите ее на лицевую сторону в точке 3. Сделайте диагональный стежок на две клетки в точку 4. Проведите иглу по изнаночной стороне и выведите ее на лицевую сторону в точке 5. Сделайте диагональный стежок на одну клетку канвы в точку 6 . Вышивая следующий ряд, двигайтесь снизу вверх. Можно увеличить длину среднего стежка и вышивать его на три клетки канвы. При использовании четного количества нитей закрепляете мулине петлей, как при вышивке крестом. То есть оба конца вводите в ушко иглы, образуя на конце петельку. Вводите иглу в нужном месте с изнанки, делаете полукрестик и через петлю закрепляете нить на изнаночной стороне. Все остальные стежки делаете из того же угла, с которого начат первый. Если нить ординарная, то на изнаночной стороне, откуда начинается ряд нужного цвета, через переплетения ткани «завязывается» мулине. С лицевой стороны гобеленовые стежки перекроют эту нить. Все ряды начинаете вышивать справа налево. Чтобы наклон был вправо, начинаете вводить иглу в правый верхний из левого нижнего угла. Второй и последующий стежки выполняются в такой же последовательности. Чтобы наклон был влево, вводите нить из правого нижнего уголка в верхний левый. Некоторые мастерицы вышивают, не выводя руку на изнанку, то есть на лице сразу иглой «захватывают» оба угла диагонали клетки. При таком способе можно стянуть ткань, если она мягкая. Вышивание гобеленовым швом с нового ряда может быть выполнено двумя способами: 1. В первом варианте после окончания ряда нить обрывается и работа начинается с правой стороны вышивки. 2. Второй способ выражается в плавном переходе на второй ряд и вышивании слева направо, но чтобы направление стежков на лице и изнанке было одинаковым. То есть иглу вводите во втором ряду в правый верхний угол с изнанки и выводите в противоположном левом нижнем. Далее все стежки выполняете в той же последовательности из правого верхнего в левый нижний угол. Изнанка при гобеленовом шве должна быть такой же, как лицевая сторона, то есть состоять из сплошных полукрестов, выполненных в одном направлении. После окончания работы нить прячется под стежками и обрезается. На изнанке не должно быть ни узелков, ни хвостиков. Если нужно нить сменить на другой цвет, то все правила сохраняются, как при начале работы. При использовании мягкой ткани применяйте рамы, которые можно переворачивать для работы на изнанке.

Теперь рассмотрим, как выглядит техника вышивки гобеленовым швом при прокладывании нити. Этот способ называется еще колодками. 1. Закрепляется нить любым способом, описанным при обычном выполнении гобеленового стежка с конца ряда. 2. Выводится нить наружу посередине клетки до начала ряда. То есть на лице прокладываете нить той длины, которая соответствует числу клеток нужного цвета. 3. Иглу с изнанки выводите также с левого угла наверх в правый. Последующие стежки выполняются в этой же последовательности. То есть полукресты закрывают нить. 4. Следующий ряд делаете так же. Сначала выводите нить на лицо посередине клеток. Затем в той же последовательности справа налево вышиваете гобеленовым швом. 5. Закрепляете нить после окончания цвета или ряда так же, как описано при классическом выполнении гобеленового стежка. Ряды получаются очень объемными, плотными. Поэтому вышивать «участками», как в вышивке крестом, не получится. Работу делаете строго по рядам (горизонтальным, вертикальным, диагональным). Вертикальное исполнение гобеленовых стежков Прямые стежки картин сразу привлекают внимание людей необычным исполнением. 1. Закрепляете нить уже знакомым способом. 2. Выводите иглу снизу вверх в каждом «отверстии» клетки канвы. Если используете ткань, то старайтесь, чтобы стежки были одинаковой длины, отсчитывайте одинаковое количество переплетений. 3. Обратите внимание, что с изнанки и лица стежки вертикальные, только на лицевой стороне более выпуклые. 4. Чтобы перейти к следующей линии, из верхнего угла первого ряда опускаетесь в нижний второго строя. 5. Далее все стежки делаете в той же последовательности снизу вверх. Старайтесь избегать просветов между рядами. 6. Если нужен шов с проложенной нитью, то выполнение такое же, как и при колодках, только стежок делаете прямым, а не наклонным. 7. При закреплении нити все правила остаются теми же, что и при простом выполнении гобеленового стежка. Выполнение захватывающего шва Захватывающий стежок выполняется для плавного перехода схожих оттенков при вышивании больших участков. Часто эта вышивка гобеленовым швом используется при создании абстрактных геометрических фигур. Он может быть выполнен короткими и удлиненными, косыми и прямыми гобеленовыми стежками. Но при исполнении длинных полукрестов лучше виден захват. 1. Закрепление нити аналогичное, как при выполнении простого косого шва. 2. Начинаете работу справа налево удлиненными стежками, вводя иглу снизу с левого угла в верхний правый. Последующие стежки выполняете аналогично. 3. Новый ряд начинается в обратном направлении с конца стежка в треть предыдущего ряда. То есть иглу снизу левого угла второго ряда вводите в правый, который располагается между двумя стежками первого ряда. Выглядит это следующим образом: если стежок равен двум клеткам в высоту, то второй ряд оканчивается половиной клетки предыдущего ряда в правом верхнем углу. Ряды как будто держатся друг за друга. Мозаичное гобеленовое плетение Существует еще мозаичная вышивка гобеленовым швом. Применяется она при создании орнаментов или заполнении фона. Состоит данная техника из трех стежков: двух коротких и одного удлиненного. Вышивка как бы создается блоками также справа налево. 1. Длина одного ряда соответствует высоте удлиненного стежка. «Блок» представляет собой квадрат из четырех клеток. 2. Начинаете работу с короткого шва с нижнего левого уголка в правый верхний. То есть если высота ряда составляет две клетки, то косой стежок заполняет нижнюю клеточку. 3. Далее из верхнего правого угла короткого стежка переходите в нижний левый угол, делаете удлиненный полукрест. То есть стежок равен двум клеткам. 4. Следующий короткий полукрест располагается в первой верхней клетке напротив нижнего такого же стежка. То есть из правого верхнего угла удлиненного стежка вводите иглу в левый нижний верхней клетки. 5. Следующий блок начинается с короткого стежка в той же последовательности. Это значит, что ряд представлен чередованием двух коротких стежков с удлиненным швом. 6. Новый ряд начинается также с короткого гобеленового полукреста. Выполнение шахматного стежка

Длина гобеленового стежка может составлять одну-две клетки в высоту. В первом случае такой шов называют укороченным, а во втором варианте – удлиненным. При этом он может быть косым или прямым. Работы можете вышивать горизонтальными, вертикальными или только диагональными рядами. При диагональном исполнении вышивка идет с первого верхнего угла. Следующий ряд начинается с верха вниз и снизу вверх. Такое исполнение стежков называют еще корзинкой, так как начало нового ряда захватывает предыдущий. Чтобы вышивка гобеленовым швом получилась с первого раза, можно воспользоваться хитростями опытных рукодельниц. Удобнее всего начинать работу с середины полотна. Это нужно для того, чтобы не перекосилось полотно, и по краям остались широкие поля. Их желательно делать не менее 4-5 см. Если предполагается оформить работу еще и в паспарту, то нужно их еще увеличить. Гобеленовый шов с проложенной нитью подходит для небольших работ, а если они более объемные, то применяют шов «ренессанс». То есть линия в рядах прокладывается справа налево и слева направо, оставляя по бокам небольшие переходы. На лице же вышиваете вертикальные прямые стежки. Существует плетеный гобеленовый шов. Мастер-класс данного стежка очень прост. Для начала делаете первый ряд удлиненных гобеленовых стежков справа налево, а потом второй ряд начинаете с нижнего левого угла, который находится перпендикулярно верхнему углу первого ряда. И вводите иглу в треть клетки первого ряда. То есть получается своеобразная елочка. При вышивке пластиковой канвы, подушек, панно, ковров можно варьировать швы по длине, наклону, направлению. Мастера пошли дальше и создают целые картины по фотографиям. К примеру, на ткань переводят границы пейзажа (траву, поляну, цветы, небо, облако и прочие детали), затем вышивают гобеленовым швом. Меняя направление и длину стежков, мастер подчеркивает дальний и передний планы.

Некоторые мастерицы используют гобеленовый шов при создании простых картин. Для этого подойдут обычные детские сюжеты. Картину вышиваете горизонтальными или вертикальными линиями, при этом длина стежков может быть неравномерной и соответствовать определенному цвету. При создании картин используются обычные косые гобеленовые стежки. От полукреста их отличает изнанка. То есть если в вышивке полукрестом на изнанке идут короткие прямые переходы, то у гобеленовых стежков длинные диагональные. При гобеленовой вышивке за счет создания объемов уходит много ниток. Перед тем как вышивать гобеленовым швом, новичкам стоит завести рабочие картонные или тканевые «карточки» с примерами стежков. Это позволит в дальнейшем создавать свои авторские композиции, орнаменты, играя с цветом. Делайте картотеку работ мастеров, особенно с приближенными фото, чтобы видеть направления стежков. Попробуйте сначала повторить аналогичный сюжет, а затем создать свой пейзаж.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта