Главная » Красота » Празднование рождества христова на руси. Личный Наташин дневничок…

Празднование рождества христова на руси. Личный Наташин дневничок…

Рождество Христово на Руси

На Русь праздник рождества Христова проник вместе с христианством в X в. и слился здесь с зимним древ-неславянским праздником святками.

Славянские святки были многодневным праздником. Начинались они с конца декабря и продолжались всю первую неделю января. Только с проникновением в быт славян христианства за святками закрепились твердые даты - с 25 декабря, дня мифического рождества Христова, и до крещения, т. е. до 6 января.

В быту древних славян время этого праздника имело важное хозяйственное значение. Заканчивались зимние работы, наступала полоса деятельной подготовки к весне. Хозяйственная жизнь наложила на святки заметный отпечаток и в значительной степени определила праздничные святочные обряды и обычаи. Многие из них, претерпев значительные изменения, перешли в рождественские обряды.

Большое значение славяне придавали магическому очищению от всякой нечисти, скверны, нечистой силы, с чего, собственно, и начинались святки. Для этого тщательно убиралось и мылось жилище, люди мылись сами, окроплялся водой скот. Огнем и дымом отгоняли злых духов.

Большое место в праздновании святок занимали общинные собрания - сходки. На этих собраниях обсуждались важнейшие хозяйственные вопросы, намечался распорядок дальнейших работ. Общинные собрания заканчивались общими праздничными пиршествами, длившимися зачастую несколько дней. Часть пищи «отдавалась» при этом богам, духами душам умерших предков, чтобы таким образом привлечь их на свою сторону. Одновременно устраивались различные увеселения, игрища, гадания, хождение ряженых, святочные торжища (торги, базары). Большое место в святочных обрядах славян занимал также культ растительных духов, производственная земледельческая магия. Выполнение различных обрядов должно было, по мнению верующих, обеспечить хороший урожай, большой приплод скота.

Пережитки всех этих обрядов, обычаев и поверий, правда в значительно изменившемся виде, во многих местах сохранялись до недавних пор.

Еще недавно в некоторых местностях нашей страны праздник рождества начинали так: в сочельник жилище убирали колосьями, стол и пол застилали свежим сеном, в переднем углу, под иконами, ставился необмолоченный сноп. С появлением первой звезды на небе семья усаживалась за праздничный стол. Одним из главных обрядовых блюд на празднике была кутья, или сочиво, т. е. жидкая каша из разваренных хлебных зерен, подслащенная медом. Перед самой праздничной трапезой хозяин брал горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг хаты, затем выбрасывал несколько ложек кутьи через окно или дверь на улицу, символически угощая духов. Мороз приглашался в хату есть кутью и его просили не нападать весной «на жито, пшеницу и всякую пашицу», т. е. не губить весной посевы.

Большое место в рождественском праздничном угощении занимали также специально приготовленные колбасы, свинина. Праздничный стол стремились так загромоздить украшениями и всякими яствами, выпеченными из теста фигурками домашних животных, украшениями из колосьев, чтобы, сидя за этим столом, домохозяева не могли видеть друг друга. Считалось, что изобилие праздничного стола может магически содействовать изобилию, достатку семьи в течение всего года. По окончании праздничной трапезы ложки оставляли в кутье для того, чтобы и духи могли попировать.

Распространенным святочным обрядом было также колядование. При колядовании распевались особые песни - колядки. Первоначально это были магические, колдовские заклинания, якобы обеспечивающие хозяйственное благополучие общины, семьи. Позже появились специальные песни, прославляющие хозяев дома и желающие всяческого благополучия. В отдельных местностях колядующие, приходя в хату, сыпали на пол хаты зерно, преследуя цель магическим путем призвать высокий урожай.

После внедрения христианства церковь увязала колядование с евангельским мифом о появлении вифлеемской звезды, возвещающей рождение Христа. Так языческое колядование превратилось в хождение христославов со звездой из дома в дом. Славящие распевали специальные рождественские церковные песни. К славлению Христа широко привлекались дети. Верующие награждали их подарками, сластями.

Большую активность в «христославлении» проявляло духовенство. Это стало для него крупным источником дохода. В результате обхода домов с краткими молебнами духовенство собирало в рождественские праздники целые подводы продуктов и крупные суммы денег.

В праздновании православного рождества Христова сохранились также пережитки святочных увеселений. О характере рождественских, святочных гуляний свидетельствует следующий документ. В грамоте царя Алексея Михайловича шуйскому воеводе в 1649 г. писалось: «Да на Рождество Христово и до Богоявленного дня (т. е. в продолжение всех святок, до крещения. - Ред.) собираются на игрища бесовские, да пьяные же ходят по Москве попы и иноки и всяких чинов православных христиане, и бесчинной бранью бранятся, и дерутся, и бьются, кричат и вопят, и без памяти упиваются».

Непомерное насыщение пищей и вином являлось пережитком поверья, что таким путем можно магически обеспечить себе сытую и веселую жизнь в течение всего года.

Широко было распространено на святки (а затем перешло и в рождественский обряд) хождение ряженых. Древние славяне, рядясь в шкуры различных животных, верили, что таким образом могут колдовски повлиять на увеличение количества этих животных. С другой стороны, считалось, что в праздник особенно велик разгул нечистой силы. В это верили и христиане, считая, что бог, обрадовавшись рождению сына, открыл двери рая и ада и выпустил ангелов и всю нечистую силу «погулять по земле». Чтобы избежать вредоносного влияния злых духов, верующие по примеру далеких предков рядились, надевали страшные звериные маски, чтобы этим нарядом отпугнуть злых духов или хотя бы сделаться неузнаваемыми и таким образом избежать козней нечистой силы.

Составной частью святочных увеселений было гадание. Возникло оно в результате стремления людей как-то предвидеть будущее и даже магически повлиять на него. Люди хотели заранее знать, каков будет урожай, приплод скота и т. п. Об этом, например, свидетельствуют такие приемы гадания, как вытаскивание зубами соломинки из снопа или травинки из сена, принесенных на святки в избу. Вытянутый полный колос с зерном предвещал хороший урожай, длинная травинка- хороший сенокос.

В более позднее время обычай гадания сохранился главным образом среди молодежи, особенно среди девушек, и свелся к стремлению узнать свою судьбу, узнать или увидеть суженого.

И наконец, остановимся еще на одном святочном, рождественском обычае - украшении елки. Обычай этот не славянский, а перенесен в Россию с Запада. Среди древнегерманских племен был широко распространен культ духов растительности. Эти духи якобы могли оказывать могущественное влияние на урожай хлебов, плодов, фруктов, на приплод скота. По поверьям германцев, обитали эти духи в деревьях, и прежде всего в вечнозеленых елях. Для того чтобы ублаготворить духов, им приносили жертвы - развешивали все свои приношения на елях. Позднее ель украшали уже не в лесу или на поляне, а срубали ее и приносили в селение. Здесь вокруг украшенной ели устраивали праздник. Этот древний обычай христианская церковь включила в рождественские обряды. С развитием экономических связей обычай украшать елку на рождество был завезен в Россию (XVIII в.). В нашей стране украшение елки приурочено к празднованию встречи Нового года. Елка устраивается как забава для детей.

Таково было бытовое содержание славянских святок и слившегося с ними христианского праздника рождества Христова. Православная церковь придавала этому празднику исключительно важное значение. Рождество, по учению церкви, - это вторая пасха.

Центральное место в идеологическом содержании праздника церковь отводила учению о рождении Иисуса Христа в образе человека для искупления грехов людей, для указания человечеству путей спасения. Определяя содержание праздника рождества, один из церковных деятелей писал: «Прославляя в родившемся богочеловеке истинное соединение бога с человеком, праздник рождества Христова нравственно поучает нас святой жизни, достойной родившегося господа» (Дебольский. Дни богослужения... православной церкви, т. I, 1901 г., стр. 38).

В своих богослужениях церковь отводит рождественскому празднику целых 12 дней. Начиная с 20 декабря 5 дней считаются предпразднеством рождества. Наиболее торжественное богослужение совершается в день самого праздника. Это настоящий спектакль, который призван воздействовать на религиозные чувства верующих, поднять их религиозное настроение и сделать их более восприимчивыми к поучениям духовных отцов.

Все идеологическое содержание праздника, вся его богослужебная сторона преследуют одну главную цель: доказать, что все земные неурядицы, вся социальная несправедливость есть результат греховности рода человеческого. И выход из тяжелой земной жизни - в достижении райского блаженства в потустороннем, загробном мире, достичь которого можно только путем выполнения учения Христа.

Призывая людей примириться с жестокой действительностью, отвлекая их от борьбы за улучшение условий жизни, за истинное человеческое счастье на земле, церковь верой и правдой служила феодалам, крепостникам, помещикам и капиталистам. И не случайно царское правительство России считало рождество государственным праздником и весь церковный и полицейский аппарат ревностно следил, чтобы рождественский ритуал строго соблюдался всеми. Делалось это для того, чтобы в дни рождества дать трудящимся обманчивое утешение во «вновь родившемся их спасителе и искупителе их грехов».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги автора

«Ты грустишь, что Руси не нужна ты…» Ты грустишь, что Руси не нужна ты, Что неведом тебе ее путь? - В этом сердце твое виновато: Оно хочет забыть и уснуть. Пусть запутана стезя! Спать нельзя! Забыть нельзя! Пусть дремуч и темен лес - Не заслонит он небес! Выходи поутру за

Из книги автора

Кому на Руси жить плохо? В: Кому на Руси жить плохо? О: Говорливому меньшинству. Появились удивительные люди. Их появление было вполне предсказуемо, но когда исполняются прогнозы, сделанные по исторической аналогии, это как раз самое обидное: значит, все действительно

Из книги автора

Рождество Звонким колокол ударом Будит зимний воздух. Мы работаем недаром - Будет светел отдых. Серебрится лёгкий иней Около подъезда, Серебристые на синей Ясной тверди звезды. Как прозрачен, белоснежен Блеск узорных окон! Как пушист и мягко нежен Золотой твой

Из книги автора

Быкова Н. Г Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» В январе 1866 года в Петербурге вышел очередной номер журнала «Современник». Он открывался строками, которые теперь знакомы каждому: В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай… Эти слова как бы обещали ввести

Из книги автора

6. Волшебник всея Руси – Стою я в туалете Кремля, справляю малую нужду. Скрип дверки, кто-то вошел… встал рядом со мной, и справляет в соседнее очко… Я глазки аккуратно скосил, – не каждый день в такой туалет хожу, кто же тут… Гляжу, а это волшебник Чуров! Держится обеими

Из книги автора

Рождество и Воскресение О романе Александра Солженицына «В круге первом» Среди бесчисленных споров, что ведут между собой герои романа «В круге первом», есть один, на первый взгляд, не самый впечатляющий и памятный, но, несомненно, весьма важный для внимательного

Из книги автора

Народный подвиг (Из жизни Пряшевской Руси) В Пряшевской Руси, и именно в Пряшеве, издается Русской Народной Партией Народная Газета. До апреля месяца этого года газета выходила два раза в месяц, но теперь, благодаря помощи из Америки своих братьев карпатороссов, газета не

Из книги автора

НАРОДНЫЕ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Возникновение религиозных праздников у славян Научные данные о жизни и быте племен и народов, населявших древние земли Руси, весьма невелики. Известно, что наши далекие предки жили отдельными племенами вдоль берегов лесных

Из книги автора

Крещение Руси Летопись рассказывает, что в 988 г. киевский князь Владимир, разочаровавшись в языческих богах, решил переменить веру. После обстоятельного знакомства с различными религиями князь Владимир признал истинной верой христианство. И над Киевом «воссиял свет»

Из книги автора

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО 25 декабря (7 января) Праздник рождества Христова православная церковь относит к числу своих двунадесятых праздников. Это - один из важнейших праздников христианства, основанный целиком на евангельских мифах, освещающих чудесное рождение Иисуса

Из книги автора

Пасха на Руси На Руси страстная неделя и пасха слились с древнеславянским многодневным весенним праздником.Основным содержанием весеннего праздника славян было чествование духов предков и жертвоприношение полевым и растительным божествам. Очистительные магические

Из книги автора

РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ (МАЛАЯ ПРЕЧИСТАЯ) 8(21) сентября Праздник рождества богородицы, или, как часто православные христиане называют его, малая пречистая, является одним из крупнейших праздников культа богородицы и относится церковью к двунадесятым праздникам.Церковь

Из книги автора

Глава VII. ДИККЕНС И РОЖДЕСТВО В июле 1844 года Диккенс совершил путешествие, которое позже описал в книге «Картины Италии». Картины эти, конечно, очень хороши, но не следует судить по ним об Италии; не следует судить по ним и о том, что чувствовал и думал Диккенс, уехав из

Из книги автора

Миф о Руси-хранительнице Во второй половине XIX в. активизировался интерес к фольклору и начало формироваться новое отношение к истории страны. Народная культура начинает восприниматься как основа и философия крестьянской жизни. В это время проводятся научные

Из книги автора

«Кому на Руси жить хорошо» (Поэма) Пересказ ПрологВ сказочной форме автор изображает спор семерых крестьян о том, «кому живется весело, вольготно на Руси». Спор перерастает в драку, затем мужички мирятся и решают между собой спросить царя, купца и попа, кто счастливее, не

Одним из главных праздников в православии считается Рождество Христово (по-церковнославянски правильно говорить Рожество). В этот день отмечается рождение Иисуса Христа от Девы Марии. Торжественные богослужения длятся всю ночь и утром, а в течение дня 7 января христиане празднуют великую дату.

История праздника

Рождество Христово в православии является вторым по важности праздником после Светлой Пасхи. 7 января – это примерная дата рождения Христа, точный день никому не известен. Первые празднования упоминаются в I веке. Вплоть до IV века Рождество отмечалось в один день с Крещением — 6 января. Этот знаменательный день называли Богоявлением.

Первый раз отмечать отдельный праздник Рождества начали в начале IV века в Римской церкви. На востоке разделение Крещения и Рождества произошло на полвека позднее. Православные верующие долгое время не могли назначить точную дату празднования. Первые христиане вообще никак не отмечали Рождество. Дело в том, что это, как правило, были евреи, а они отождествляли рождение младенца с болью и муками. Праздник Рождества появился, когда греки примкнули к христианству.

На Руси массовые празднования начались в конце X века, после крещения князя Владимира. В начале XIII века на праздничные гуляния 7 января из Польши приезжал вертепный театр, в точности воспроизводящий историю появления младенца Иисуса на свет и преследование его царем Иродом. Такая традиция продержалась целых шесть веков, вплоть до Октябрьской революции. В конце XIX века неотъемлемым атрибутом праздника стала рождественская елка, которая ставилась не только в городских домах, но и в деревенских. В начале XX века на манер Запада появился Дед Мороз.

В 20-х годах XX века в стране началась антирелигиозная пропаганда, и празднования Рождества прекратились. Но, не смотря на это, вплоть до 1929 года день 7 января в календарях помечался как праздник и был выходным. В 1929 году Рождество Христово стало под запретом. Рождественскую елку обозвали «поповским обычаем». Русские люди, для которых январская ель в доме стала традицией, стали украшать ей жилище на Новый год.

Возрождение праздника Рождества Христова произошло в 1991 году. Накануне Нового 1990 года правительство объявило 7 января нерабочим днем.

История рождения Иисуса Христа

В то время, когда Мария носила во чреве дитя и до появления младенца на свет оставались считанные дни, было дано объявление о переписи населения. Все люди должны были находиться в месте своего постоянного проживания. Мария вместе с мужем Иосифом были вынуждены отправиться в Вифлеем. На пятый день к вечеру они добрались до города и стали искать ночлег. Подходящего места не нашлось и им пришлось заночевать в пещере, куда пастухи в непогоду загоняли скот. Именно в эту ночь Спаситель появился на свет. Мария запеленала новорожденного Христа и положила в ясли, наполненные сеном. В момент рождения Христа на небе над пещерой засияла новая звезда, названная Вифлеемской.

Первыми о рождении Божьего сына узнали пастухи, находившиеся неподалеку от пещеры. Темноту ночи неожиданно озарил яркий свет и с небес явился ангел, оповещающий о свершении долгожданного события. Затем по сияющей дороге спустилось божественное войско и радостной торжественной песнью приветствовало маленького Христа. Когда ночная темнота опять окутала землю, пастухи увидели свет, исходящий из одной пещеры. Войдя туда, они увидели Иосифа, Марию и младенца в яслях.

Царь Иудеи Ирод Великий узнал о рождении Сына Божьего и решил, что он может занять его место на престоле. Сначала он пытался узнать местонахождение младенца у волхвов, но те не сказали, так как предполагали злой замысел. Тогда Ирод пошел на жестокие варварские меры. Он приказал убивать всех младенцев младше двух лет. Во время кошмарного бедствия погибло 14000 детей. Иисуса спас ангел, явившийся к Марии и посоветовавший искать убежища в Египте. В этой стране семья проживала до тех пор, пока не скончался царь Иудеи.

Когда отмечают Рождество в России

Рождество Христово в России отмечается православным народом 7 января . Этот день с 1991 года считается государственным праздником и официальным выходным. В ночь перед Рождеством во всех православных храмах России проходят торжественные богослужения. 7 января граждане страны собирают богатые столы и отъедаются после длительного поста.

Как в России отмечают Рождество Христово

По православным законам Русской Церкви Рождеству предшествует рождественский пост. Накануне Рождества идет особая суббота, заканчивающая рождественским сочельником. Ночью в церкви проводятся всенощные бдения, в начале праздничного дня устраиваются торжественные богослужения и чтится память Христа и Божьей Матери. Когда наступает великий праздник, христиане по обычаю обмениваются словами: «Христос родился!». В ответ нужно сказать «Славим его!».


После посещения церкви на Руси начинались гуляния. Народ проводил время весело: устраивались колядки, рядились, пели и танцевали. Строились вертепы, и разыгрывалась сцена рождения Христа. Детям полагалось отнести своим крестным родителям вечерю. Те в ответ угощали ребят и одаривали подарками.

По старому русскому обычаю на Рождество запекается гусь, и вся семья собирается к столу. На святки устраиваются вечерние гадания.

Святки-колядки

После празднования Рождества наступает святочная неделя, заканчивающаяся накануне Крещения. Во время святок на Руси устраивались катания на санках, общественные и семейные гуляния, забавы и театрализованные представления. В народе из уст в уста переходили святочные истории, повествующие о добрых чудесах, происходящих в эти дни. На Руси среди молодежи было популярным устраивать святочные гадания. Незамужние девушки пытались таким образом узнать, когда они выйдут замуж и кто станет их суженым. Православная церковь всегда противилась этому обычаю и считала его не только кощунственным, но и опасным.

На святочную неделю в народе было принято колядовать. Молодые юноши и девушки, а также дети наряжались в разные костюмы, скрывающие их личность, и обходили дома. Когда хозяева открывали дверь, ряженые должны были спеть песню, называемую колядкой. За это их угощали сладостями. Колядовщиков всегда ждали и приветливо встречали. Отказать ряженым в приеме и угощении – значит накликать беду в дом.

Приметы на Рождество

На Руси на рождественский праздник существовали свои приметы, которым народ свято верил и в связи с этим придерживался определенных правил.

  • Если на Рождество в гости первой заходит женщина – это не к добру: женщины в семье будут хворыми весь год.
  • Если в рождественский день в избе будет убрано, на столе чистая скатерть, хозяева одеты в новую одежду – жди хорошего урожая.
  • За утренней трапезой не полагалось пить чистую воду, считалось, что человек, испивший воды в рождественское утро, целое лето будет страдать от жажды.
  • Чтобы домашний скот не убегал из стада, на Рождество нужно было спутать веревками ножки стола.
  • Недоеденную за вечерним столом еду выносили за околицу и отдавали «волкам». Таким образом крестьяне пытались прикормить диких зверей, чтобы они не воровали домашний скот.
  • Теплый день на Рождество предвещает весну. Если верить другой примете, то это к густому хлебу.
  • Множество звезд на небе предвещает обильный урожай ягод.

Современные традиции празднования

Празднование Рождества в России было разрешено сравнительно недавно, поэтому, в отличие от западных стран, в нашей стране нет устоявшихся обычаев и традиций для этого праздника. Основные религиозные мероприятия проходят в православных соборах и церквях, а российский народ праздно отдыхает на новогодних каникулах. Основные гуляния еще с 1929 года перенесены на Новый год, поэтому Рождество проходит тихо и спокойно. Но все-таки приверженцы старых традиций пытаются возобновить прежние игрища и гуляния на Рождество. В некоторых городах нашей страны местные власти устраивают для горожан праздник на центральной площади.


Русская церковь торжественно отмечает праздник Рождества Христова. В сочельник православные храмы наполняются множеством христиан, многие из которых проводят там всю ночь. Общественное телевидение в прямом эфире транслирует всенощные бдения и утреннюю литургию по центральным каналам.

Что нельзя делать на Рождество

  • На Рождество Христово христиане стараются не работать.
  • Под особенным запретом находится рукоделие: шитье, вязание, плетение, вышивание. Ручная работа в этот день привлекает в дом беды и напасти.
  • В этот день нельзя надевать старую или черную одежду.
  • Накануне Рождества запрещено гадать.
  • До старого Нового года нельзя убираться. 14 января нужно вымести весь мусор и сжечь во дворе.
  • Накануне праздника нельзя ходить в баню и мыться.
  • На святочной неделе охота запрещается. Считается, что души умерших в эти дни вселяются в животных.

У большинства из нас слово «Рождество» ассоциируется с песенкой «MerryChristmas», Санта-Клаусом, полосатыми чулками, повешенными над камином и прочими «фишками», позаимствованными из американских фильмов. Однако мало кто задумывается о том, что все это относится к католическому Рождеству, которое празднуется 25 декабря по Грегорианскому календарю. А вот приверженцы православия отмечают этот праздник 7 января, опираясь при этом на календарь Юлианский. У православных стран, в первую очередь у России, как и у католических, есть свои традиции, которые уходят корнями в глубокое прошлое. Итак, как праздновали Рождество на Руси?

История праздника

Говоря об истории празднования Рождества на Руси, необходимо прежде всего отметить, что начинается она в Х веке – именно тогда произошло повсеместное распространение христианства. Однако славянам было сложно сразу отказаться от языческой веры, и это обусловило очень интересное с точки зрения культурологи явление: некоторые христианские святые были наделены функциями древних богов, а многие праздников сохранили отчетливые элементы язычества. Речь идет об обрядах: рождество на Руси, например, совпало с Колядой – днем зимнего солнцестояния, символизирующим удлиняющиеся дни и укорачивающиеся ночи. Впоследствии Коляда стала открывать Святки – череду рождественских праздников, которая длилась с 7 по 19 января.

Вечер 6 января назывался у славян . Слово это произошло от существительного «сочиво» - оно обозначало блюдо из разваренных зерен пшеницы и ячменя, сдобренное медом и сухофруктами. Кушанье ставили под иконы – в качестве своеобразного дара Спасителю, который должен был вот-вот появиться на свет. В этот день было принято воздерживаться от еды до того, как на небе появится Вифлеемская звезда. Ночью люди шли в церковь на торжественное богослужение – Всенощную. После службы раскладывали в «красном углу» под образами охапки сена, ржи и кутью – кашу из зерен. Изначально это было подношением Велесу, богу плодородия в языческом пантеоне, но постепенно утратило первоначальный смысл и стало восприниматься как символ Рождества Христова.

Традиции празднования Рождества на Руси включали в себя и «разговленье»: после поста в каждом доме накрывался пышный стол с угощением. Гуси, поросята, русские щи, студень, кутья, блины, пироги, пряники… Обязательным атрибутом праздничного стола были «сочни» - фигурки животных, вылепленные из теста.

Рождественские обряды и обычаи

Как уже отмечалось выше, Рождество и Святки на Руси продолжались 13 дней – с 7 по 19 января. Все это время было посвящено исполнению многочисленных святочных обрядов, гаданиям, играм и прочим увеселениям. Особой популярностью среди молодежи пользовалось колядование: юноши и девушки собирались группками и обходили все дома в деревне, распевая под окнами колядки (ритуальные песни, восхваляющие хозяина и его семью) и получая за это угощенье.

Второй день Рождества назывался «Собор Богородицы» и посвящался Пресвятой Деве Марии – матери Христа. С этого дня начинались гадания и хождения ряженых: парни надевали вывернутые наизнанку шубы, разрисовывали лица сажей и ходили по улицам, разыгрывая сценки и даже целые представления. Незамужние девушки гадали – главным образом, конечно, на женихов – лили расплавленный воск, кидали башмачок за ворота, заглядывали в зеркала при свете свечи, надеясь увидеть суженого.

Праздник Рождества на Руси традиционно заканчивался водосвятием: истово верующие люди окунались в прорубь возле Иордани, смывая с себя грехи перед .

В отличие от большинства христианских стран, в России Рождество отмечается не 25 декабря, а 7 января. Это связано с тем, что, в отличие от государства, перешедшего на григорианский календарь еще в 1918 г., церковь продолжает придерживаться юлианского, который отстает от ставшего общепринятым григорианского на 13 дней. Согласно церковному календарю, 25 декабря как раз выпадает на 7 января.

Вместе с Россией 7 января отмечают Рождество и в странах, входящих в зону канонического влияния Русской православной церкви - Белоруссия, Украина, Молдавия, а также русское население стран ближнего и дальнего зарубежья. Кроме того, тогда же рождество отмечают две другие православные церкви - Грузинская и Сербская, а также некоторые группы верующих в других православных странах - Греции, Болгарии и Румынии. А Армянская апостольская церковь, по традиции, отметит Рождество одновременно с крещением - 19 января.

В свою очередь, официальные церковные организации Греции, Болгарии и Румынии, как и большинство православных верующих этих стран, отмечают Рождество вместе с западными христианами - католиками и протестантами - 25 декабря.

Отметим, что Рождество практически слилось с языческим праздником Святок, отмечавшимся еще в те времена, когда наши далекие предки были язычниками. Многие святочные обряды стали неотъемлимой частью празднования Рождества на Руси. При Советской власти, во времена господства официального атеизма, практически все традиции, связанные с празднованием Рождества Христова, были утеряны. Слава Богу, небезвозвратно, и ниже мы попробуем восстановить картину того, как русский народ праздновал приход Спасителя в наш мир.

Рождества ждали долго, подготовка к нему была
весьма скорпулезной и основательной. В прежние времена к празднику готовились загодя: проводили в доме генеральную уборку, ставили и украшали елку, делали заготовки к праздничному столу.

Рождеству предшествовал четырехнедельный строгий пост, заканчивавшийся в канун праздника - Сочельник, в который люди обычно воздерживались от еды до самого позднего вечера, “до первой звезды”. Ужин в Рождественский сочельник был постным по возможности постным. Ели только рыбу да овощи. Благо, в России рыбы было много - белуга, осетрина, судак, навага, селедка, сом, лещ…

Настоящее пиршество с мясными блюдами начиналось в Рождество - после посещения ночной праздничной службы в церкви.

Рождественский стол украшали по-особому: под скатерть обычно клали немного сена или соломы (воспоминание о яслях маленького Иисуса), а под стол - какой-нибудь железный предмет, на который все сидящие за столом поочередно должны ставить ноги, чтобы сохранить здоровье в течение предстоящего года (железо символизирует здоровье и крепость).

После появления в небе первой звезды вся семья собиралась за столом. В праздник потчевали домашних и гостей всевозможными закусками, мясными и рыбными, заливным и студнем. И, уж конечно, трудно было представить рождественскую трапезу без запеченного гуся с яблоками. Жареная птица - украшение рождественского стола. Курицу подают холодной, гуся или утку - горячими. Курицу ели с солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую птицу - с жареным картофелем. Отдельно подают салаты из огурцов, помидоров, капусты, свежие и соленые огурцы, моченые яблоки и бруснику. На Рождество в каждом доме выпекали пироги и пирожки, которыми угощали и тех, кто приходил “колядовать”. Колядки - веселые песни, прославлявшие рождение Христа, но после восславления Спасителя их содержание становилось вполне обычным, праздничным по-светски.

За столом ели, пили, желали друг другу счастья, поздравляли с Рождеством Христовым, а потом раздавали подарки, доставляя огромную радость детям. На следующий день все принимали гостей и ходили в гости сами.

Факт № 1. С временем празднования Нового года на Руси многие столетия был полный разнобойВ стародавние времена с датой празднования главного зимнего праздника были полный разброд и шатание. Древние славяне-землепашцы считали первым днем нового года 1 марта, когда начинались работы на полях после зимы. По другим источниках, это было 22 марта - день весеннего равноденствия. А предки-язычники, считавшие своим божеством злобного морозного колдуна Трескуна (Карачуна), с которым им удалось «подружиться» лишь благодаря хитрости, отмечали Новый год в самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы - на «зимний солнцеворот». В 988 году, после введения князем Владимиром Святославичем христианства на Руси, был принят и византийский календарь. Празднование Нового года было перенесено на 1 сентября - время, когда урожай уже был собран, все сельскохозяйственные работы завершены - и можно было начинать новый жизненный цикл. С тех пор на Руси параллельно существовали два праздника: по-старому - весной и по-новому - осенью. Разногласия продолжались до ХV века, тогда указом царя Ивана III официальной датой празднования Нового года на Руси стало 1 сентября и для церкви, и для мирских людей. Факт № 2. Дату главного зимнего праздника в России ввел император Петр IТолько в 1699 году Петр I своим указом повелел считать отсчет Нового года с 31 декабря на 1 января 1700 года. Молодой царь внедрял европейские обычаи, так что дома в праздничную ночь по его велению были украшены сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями по образцам, выставленным в Гостином дворе - так, как это исстари делали в Голландии. Петр I считал, что 1700-й - это начало нового столетия. В исторических документах зафиксировано, что в первую «петровскую» новогоднюю ночь на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк, пушечные и ружейные салюты, москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. Бояре и служивые люди было облачены в венгерские кафтаны, а женщины - в нарядные иноземные платья. Отметили новый праздник, как говорится, по «полной программе». Бурные торжества продолжались вплоть до 6 января и окончились крестным ходом на Иордань. Вопреки обычаю русский император не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом. Факт № 3. Морозные январские дни были для русских людей ярким и ожидаемым праздником Испокон веков Рождество Христово считалось праздником милосердия и доброты, призывавшим заботиться о немощных и нуждающихся. В нашей стране этот праздник берет начало с Крещения Руси князем Владимиром в 988 году. В праздничные дни, начинавшиеся 7 января по григорианскому календарю, в русских городах устраивались благотворительные аукционы и балы, организовывались праздничные столы с «государевыми» пирожками, кренделями и графинчиками с «горькой» для нищего люда, дарились подарки больным и сиротам. А в морозные зимние деньки от Рождества до Крещения (19 января), именуемые святками, праздничная трапеза чередовалась с бурным весельем. Устраивали катания с гор на санях и ледянках, игры в снежки, кулачные драки, колядки. Название этой древнерусской забавы происходит от имени языческого божка пиршеств и мира Коляды. Колядовать на Древней Руси любили и молодежь, и старики. Вечерами, облачаясь в звериные шкуры или смешные наряды, толпа отправлялась по домам за угощениями и деньгами. Если скупые хозяева пытались отделаться от навязчивых визитеров парой баранок или конфет, то острые языки сыпали недобрыми пожеланиями - «на двор чертей, а в огород - червей» или собрать урожай пшеницы «сплошь с пустыми колосками». И чтобы гости свои страшные слова забрали, их нужно было щедро одарить. Факт № 4. В праздничные дни любили и погадать - святочные гадания считались самыми правдивымиОсобое место в эти дни занимали святочные гадания. Как и сейчас, девушки мечтали заполучить завидного жениха. «Хочу суженого - красавца писаного и щеголя, кудри длинные, сапожки высокие сафьяновые, рубаха красная, кушак золотой», - читали они старинный заговор. В дни святок девушки гадали, разложив на полу у печки пшеничные зерна. В дом приносили черного петуха. Считалось, что если петушок склюет все зерна, то жених наверняка вскоре объявится. А если «вещая» птица от угощения откажется, то суженого в Новом году ждать не стоит. Особой популярностью пользовались восковые гадания - растопленный воск наливали в таз с водой, а затем рассматривали получившиеся фигурки: сердечко - к «амурным делам», вилы - к ссоре, медальон - к богатству, а бублик - к безденежью. Факт № 5. В начале ХХ века Новой год, Рождество и Дед Мороз оказались в России под запретомВ начале ХХ века Российская империя переживала очень тяжелые времена. В 1914 году, во время Первой Мировой войны, правительство царской России запретило все новогодние торжества - елки, Новый год, Рождество Христово и даже Деда Мороза. Считалось, что эти праздничные традиции переняты у немцев, которые в то время были врагами. После прихода к власти большевиков в конце октября 1917-го зимние праздники то возвращали, то запрещали, а в 1929 году 1 января и вовсе сделали рабочим днем. Однако в 1935-м Новый год, Рождество, праздничные елки и Дед Мороз в Советском Союзе были реабилитированы. Новый год был признан светским праздником, а Рождество оставлено церкви, отделенной от государства. Статус выходного дня Рождество получило лишь в 1991 году, уже после развала СССР. А вот Старый Новый год в России впервые отметили 14 января 1919 года. В 1918 году по решению Совета Народных Комиссаров был утвержден «Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря». Связано это было с тем, что европейские страны давно жили по григорианскому календарю, названному так в честь Папой Римского Григория XIII, а Россия - по юлианскому (от имени Юлия Цезаря). С тех пор у русских людей установился обычай праздновать Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января, и тем самым отмечать любимый зимний праздник еще раз.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта