Главная » Красота » Почему хорошо быть кошкой в Японии . Трогательная любовь японцев к кошкам Народные поверья и приметы

Почему хорошо быть кошкой в Японии . Трогательная любовь японцев к кошкам Народные поверья и приметы

Факт 1 - Вместе с буддистским учением в VI веке н.э. кошка пришла в Японию, кстати, в японском астрологическом календаре есть год кота, соответствующий в китайском году кролика. Император Японии получил из Китая в подарок двух котят, и, согласно преданию, на 19-й день девятого месяца 999 года от этой кошачьей пары было получено потомство. Посчитав это хорошим предзнаменованием, император призвал двух министров и велел им заботится о благополучии кошек. В их распоряжение была предоставлена даже кормилица. Впоследствии великолепные котята были подарены аристократам в знак высочайшей императорской милости.
Но уже 200 лет спустя кошки были объявлены демонами. Старое японское сказание повествует о том, что хвост кошки стали считать сродни змее. И в связи с этим всем кошкам обрубали хвосты. Кошки, у которых не были обрублены хвосты, и кошки старше 10 лет считались самыми опасными дьяволами. На восхитительных японских рисунках того времени почти все кошки изображены с укороченными хвостами. Лишь в 1602 году кошки были полностью реабилитированы императорским указом.

Факт 2 - Первые кошки, привезенные из Китая и Кореи, были белыми, некоторые – черными и очень мало было трехцветных. Дальнейший завоз южноазиатских кошек и последующее скрещивание дали японскую «трехцветную» кошку ми-ке, пользующуюся уважением даже в наше время. Особенно почитают трехцветных кошек рыбаки, которые верят, что они обладают способностью предчувствовать приближение бури. Кошек берут на рыбную ловлю, чтобы обеспечивать безопасность и хороший улов. Считается также, что черные кошки приносят счастье и излечивают разные болезни. Белых кошек, которые встречаются чаще, любят за красоту.

Факт 3 – В Японии кошка занимает особое, почитаемое положение. Особый буддийский храм в Токио предназначается для почитания кошек, и сюда верующие после смерти своих животных приносят в дар изображение любимцев. Статуи или портреты устанавливаются на алтарь, а кошек хоронят на территории храма. Этот обычай помогает кошке в ее путешествии к нирване; он освобождает человеческую душу, которая была заключена в теле животного на земле, и позволяет ей достичь вечного блаженства. Что касается выгоды хозяина кошки, то почести, оказываемые его кошке, обеспечивают ему в жизни удачу и счастье.

Факт 4 - В Токио есть мост, посвященный кошке, которая старалась облегчить бедное существование своей хозяйки, воруя мелкие золотые вещи у живущего по соседству ростовщика. Этот мост, Некомотабаси, часто посещают благоговейные верующие.

Факт 5 - В Японии, в городе Кагосима, есть Храм кошек. Но сооружен он не в честь священной кошки, а в память о семи совершенно конкретных котах, которых некий военачальник в 1600 году взял с собой на войну. Коты служили воинам часами: по расширявшимся или сужавшимся кошачьим зрачкам японцы умели определять время.

Факт 6 – В Изу-Коген,Префектура Шизуока, есть музей кошек

Факт 7 - Наиболее распространенной в Японии кошкой, приносящей счастье, остается манэкики нэко, или «приветствующая кошка». Фигурку этой привлекательной трехцветной кошки изображают ее сидящей с поднятой к уху одной лапой, как бы в знак приветствия. «С приветствием кошки приходит процветание», - гласит старинная пословица.
Происхождение фигурки связано с множеством легенд, одна из которых об известной женщине из Йосивара, чья любимая кошка была убита в тот момент, когда пыталась предупредить хозяйку о близости опасной змеи. Другая же рассказывает нам что в истории храма Гото-кудзи говорится о том, что в 1615 году настоятель храма приютил бездомного кота. Храм находился в плачевном состоянии, но денег на ремонт и достойное поддержание его не было. Как-то настоятель посетовал: "Киска, я не виню тебя за то, что ты не помогаешь, в конце концов ты всего лишь кот. Вот если бы ты был человеком, тогда бы ты мог что-нибудь делать для нас". Вскоре после этого мимо храма проезжал даймё (князь) Ии Наотака (1590-1659), со славой возвращавшийся из военного похода. Внимание даймё привлек сидевший у храмовых ворот кот, манивший его лапой. Он остановился и вошел в храм, где его встретил настоятель. Мудрый монах произвел на князя впечатление, и тот дал средства для восстановления обители, которая затем стала родовым храмом семьи Ии. Храм сохранился до наших дней и проводит в начале весны церемонию, посвященную своему "кошачьему благодетелю", в связи с чем в одном из храмовых зданий продаются Манэкинэко.
Существует много разных вариантов Манэкинэко, выполненных из глины и фарфора, папье-маше и дерева, сохранились даже старые каменные образцы. Имеются четыре особо значимых элемента: поднятая лапа, нагрудник, цвет и монета.
С лапами так и нет точной определенности - какая что обозначает. Наиболее распространенная версия трактует левую лапу как приманивающую деньги, а правую - удачу. Есть вариант - левая приманивает клиентов, правая - деньги. Нагрудник, нередко нарядно орнаментированный, связывается с синтоистским божеством Дзидзо - покровителем детей и путников. На каменные скульптуры Дзидзо надевают нагрудники, обычно красного цвета, обращаясь к нему с просьбами. Прежде цвета манэкинэко были не столь разнообразны, как в настоящее время, но имели определенное значение. Так, купцы Киото любили черных котов, а в Эдо (Токио) их считали не очень благоприятными. В то же время в некоторых местах черные варианты выступали талисманами против болезней, а красные - специально против кори. Есть истории про золотую Манэкинэко, так же как и про добродетельного кота, стащившего две золотые монеты у своего богатого хозяина для заболевшего соседа-торговца, который его постоянно угощал свежей рыбой. Так появилась монетка на шее манэкинэко.
Созданная фольклором Манэкинэко в руках народных мастеров превратилась в очень симпатичную игрушку-символ, доставляющую радость и детям, и взрослым. Разница в том, что дети видят в ней просто забавное существо, а взрослые при всем своем реализме втайне рассчитывают на ее помощь в процветании, прибылях и удаче.

Факт 8 - Изображение спящей кошки, японский символ мира и спокойствия, украшает многие храмы. Самое известное из них находится в Никко, древней столице Японии, в храме Тошогу.

Факт 9 – 22 февраля Япония отмечает общенациональный праздник – День кошек
Праздник проводится 22 февраля неслучайно: три двойки подряд звучат по-японски примерно как «нян-нян-нян», что в переводе на русский язык означает тройное «мяу».

Факт 10 – В 2001 году крупнейший в Японии производитель систем промышленной автоматизации компания Omron решила не отставать от электронного гиганта Sony и представила собственного домашнего робот - кошку по имени NeCoRo. Как и большинство домашних кошек NeCoRo не умеет выполнять команды и выделывать разные фокусы, не умеет она и ходить.
Разработчики сделали упор на "личном контакте" хозяина и животного - NeCoRo мурлычит когда ее гладят, давая понять, что ей приятно, при помощи по-настоящему кошачьих звуков и движений.
Для достижения высокой степени достоверности поведения робота разработчики разместили тактильные датчики за и под "ушами" NeCoRo и на спине - то есть в местах особенно чувствительных для кошек. Кроме этого робот оснащен звуковыми и визуальными сенсорами, что позволяет ему реагировать на громкие звуки, резкие движения и распознавать свое имя. "Словарь" NeCoRo насчитывает 48 кошачьих звуков, а кроме мяуканья кошка-робот может жмурить глаза, поднимать уши, растягивать и сжимать лапы, выражая таким образом чувства удивления, усталости и т.п. По словам разработчиков, наиболее сложным моментом в разработке NeCoRo было создание "кожи" и "шерсти", адекватно реагирующей на мимику робота.

Факт 11 – В Японии изобрели контактные линзы для котов. Создатели новинки из компании "Мэникон" говорят, что их изобретение стало ответом на многочисленные жалобы хозяев, чьи питомцы страдают глазными болезнями и терпеть не могут лечиться.

Житель Японии Джун Йошизуки приготовил ужин в честь дня рождения своего кота. Об этом пишет Mashable.В качестве эксперимента мужчина поставил перед питомцем по кличке Кохаку две миски: с праздничным блюдом и кошачьей едой. К сухому корму животное не притронулось. Джон опубликовал видеозапись приготовления в своемYouTube-канале 19 сентября. За сутки ее просмотрели более 440 тысяч раз.

А сегодня 23 сентября в 2 часа ночи я была 1 202 657, кто порадовался за японского котика и поздравил его с днем рождения.

В целом японцы действительно с любовью относятся к кошкам. В Токио давно популярны кафе с кошками, куда приходят японцы, которые не могут себе позволить завести домашнюю кошку из-за строгого жилищного законодательства.

А еще в Тихом океане расположен отровок Тасиро или остров кошек, где популяция свободно живущих кошек превысила 150 животных, а точное их количество никто так и не подсчитал.

Гигантская кошачья стая является основным населением острова и значительно превышает здесь число местных жителей.

На Тасиро проживает около 50 людей, средний возраст которых превышает 70 лет. Молодые люди давно покинули остров, перебравшись в крупные города. Даже школа и больница теперь здесь закрыты.

Островитяне преданно заботятся о питании и здоровье своих хвостатых соседей — ежедневно делят с ними улов свежей рыбы и угощают кошек молоком. Однако, основное пропитание кошки добывают себе сами.

Туристы, также не приезжают на кошачий остров с пустыми руками и подкармливают животных, которые здесь настолько привыкли быть всеобщими любимцами, что совершенно не ведают чувства страха.

Многие любители кошек приезжали на Тасиро неоднократно, чтобы снова полюбоваться кошачьим островом и свободными животными.

Остров Тасиро жестоко пострадал после трагического землетрясения и цунами в 2011 году. Несколько поселений были разрушены или смыты в океан.

Интересно, что в отличие от других районов Японии, человеческих жертв здесь было сравнительно немного. За несколько часов до начала бедствия кошки истошными криками стали предупреждать людей о надвигающейся беде и местные жители успели перебраться в безопасное место.

Вскоре после трагедии среди кошачьего прайда острова Тасиро разразилась эпизоотия опасного вируса. Старейшина деревни вместе с девушкой-ветеринаром, регулярно приезжающей из Токио лечить кошек на острове, ухитрились за один день отловить и вакцинировать более 80 кошек (!!!), спасая четвероногих друзей от верной смерти.

На острове имеется храм, которому насчитывается более 100 лет. Здесь островитяне раньше молились богу — покровителю Тасиро. Даже в этом священном месте кошки раньше свободно расхаживали среди молящихся людей и возлежали на мягких подушках. Люди вспоминают, что ходили мимо четвероногих прихожан чуть ли не на цыпочках, чтобы не потревожить мурлыкающих любимцев. Теперь этот храм закрыт, а кошки переживают непростые времена вместе с оставшимися в живых пожилыми людьми, которые относятся к ним, как к собственным детям.

У каждого дома острова стоят фигурки кошек – «Манэки-нэко» (по мнению японцев эти фигурки приносят удачу), а прогонять кошек, свободно забредающих в любой дом за угощением здесь не принято.

Собак на Тасиро ввозить категорически запрещено, дабы ничто не тревожило счастливую жизнь кошачьего прайда.

Местные жители до сих пор предсказывают изменения погоды по поведению кошек и твердо верят, что их четвероногие любимцы могут излечивать туристов и приносят людям счастье.

Японский кошачий рай на острове Тасиро стал знаменитостью и привлекает фотографов и любителей кошек из разных стран мира.

В трогательном и необыкновенно добром фильме (который был опубликован совсем недавно — 2 сентября 2016 года) рассказывается о чудесных и мужественных жителях острова Тасиро, которые даже в трудные времена не желают покидать любимый остров, обожают кошек и надеются возродить прежнюю счастливую жизнь.

А во Внутреннем Японском море, в 30 минутах езды на пароме от берега префектуры Эхимэ на юге Японии, обнаружили второй кошачий островок Аошима длиной чуть более километра. Здесь нет ресторанов, автомобилей, магазинов и даже закусочных, и тем не менее о нем наслышаны туристы.

В небольшой рыбацкой деревушке здесь проживает всего два десятка человек и более 150 кошек.

К концу Второй мировой войны на Аошима жило около 900 человек, которые в основном занимались рыбным промыслом. Рыбацкие лодки часто прогрызали мыши, и для борьбы с ними на остров завозились кошки. После войны молодежь в поисках работы стала перебираться на большие острова, а кошки остались и продолжили активно размножаться.

Сегодняшние жители острова, в основном уже пенсионеры, по-разному относятся к стремительно размножающимся кошкам и постоянно нарушающим их повседневный покой туристам.

Но в целом бездомные животные чувствуют себя на острове вполне вольготно: здесь нет собак и каких-либо хищников, а туристы всегда щедры на угощения. Причем местные кошки не особо капризны — едят почти все, включая рисовые шарики и картошку.

Власти префектуры острова даже предпринимают попытки ограничить кошачью популяцию: известно, что недавно на острове было кастрировано как минимум несколько десятков котов.

Примечание. В этой статье использованы фотоматериалы из открытых источников в интернете, все права принадлежат их авторам, если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь со мной при помощи формы в разделе , фотография будет немедленно удалена.

┏━────╯⌬╰────━┓

Каждый из нас хоть раз в жизни имел дело с пушистыми пожирателями (нет, не смерти) вкусной свежей рыбки. Однако далеко не все знают, откуда, как и почему кошки появились в Японии.

┗━────╮⌬╭────━┛

┏━────╯⌬╰────━┓

История эта берёт своё начало ещё в VI веке (а если быть уж совсем точным, в 538 году), когда когтистых завезли в Японию. В самом начале своего пребывания в качестве обитателей Страны восходящего солнцакошки жили преимущественно во дворце Императора и храмах. Такое обстоятельство в итоге обернулось превращением этого животного в символ статуса и богатства. Ну а первое письменное упоминание о представителях семейства кошачьих относится к дневнику императора (где-то 884 год) Уда (宇多), ставшего, между прочим, синтоистским божеством (не каждый правитель может похвастаться столь богатой биографией).

┗━────╮⌬╭────━┛

┏━────╯⌬╰────━┓

Поначалу среди кошачьих было распространено только два цвета – чёрный и белый, однако с течением времени и вмешательством ферамонов появилась знаменитая трёхцветная кошка – японский короткохвостый бобтейл или «ми-ке» по-2японски (三毛 что значит «три меха»). Эта царапка стала настоящей визитной карточкой родины манги и аниме и появлялась во всевозможных легендах, сказаниях и прочих выражениях японского фольклора. Но особое почтение такие трехцветные кошки имеют у рыбаков – считается, что они умеют предсказывать приближение бури.

┗━────╮⌬╭────━┛

┏━────╯⌬╰────━┓

Именно ми-ке стала прообразом манэки-нэко (招き猫) – фигурки кошки с поднятой вверх лапкой, которую часто окрашивают именно в три цвета бобтейла. Считается, что такая скульптура, сделанная из фарфора или керамики, приносит её владельцу удачу (кстати говоря, однозначного мнения, какая именно из лап должна быть поднята вверх, не существует). Старинное предание гласит: «С приветствием кошки приходит процветание». Манэки-нэко обладает четырьмя особыми символами – поднятой лапкой, нагрудником, монетой и цветом. В совокупности каждое сочетание этих элементов может приносить ту или иную добротную вещь, которая нужна владельцу (почему у нас в стране все проблемы нельзя кошкой решить?).

┗━────╮⌬╭────━┛

┏━────╯⌬╰────━┓

Манэки-нэко в буквальном переводе означает «Манящая кошка» (хотя существует достаточно много вариаций). Такая интерпретация связана с одной из самых известных японских легенд (а теперь приготовьтесь послушать интересную и поучительную сказку

┗━────╮⌬╭────━┛

┏━────╯⌬╰────━┓

Когда-то давно на обочине одной из старых, поросших травой, дорог, в прохладной тени могучих деревьев был построен величественный храм. Его образ был столь прекрасным, что многие люди стекались в это забытое место чтобы посетить священную обитель мира и спокойствия на земле. Но шло время, появлялось все больше монастырей, до которых было легче добраться, и о храме в тени пришлось забыть. Лишь один старый монах, чтивший традиции предков, остался наедине с некогда посещаемым краем. Его единственным другом и спутницей стала кошка, случайно забредшая в монастырь. Монах напоил её молоком и рассказал о бедах некогда роскошного храма. Тогда кошка стала каждый день выбегать на дорогу, поднимая лапу вверх и как бы «зазывая» путников. С течением времени их становилось всё больше, ведь весть о «приветствующей кошке» быстро разлетелась по округе. Так храм в тени снова стал посещаемым и популярным местом.

Ещё одно сказание, гораздо более жестокое (предупреждаю заранее) повествует о непростых взаимоотношениях человека и животного (устройтесь поудобней, ибо вас ожидает ещё одна необычная легенда)

┗━────╮⌬╭────━┛

┏━────╯⌬╰────━┓

История периода Эдо (1603-1868 гг.) хранит воспоминания о «районе красных фонарей» в Токио – так называемом Ёсивара (吉原, где 吉 это «удача»). Женщины публичных домов того времени делились на гейш (芸者 – «человек искусства») – профессиональных исполнительниц мужских желаний и юдзё (遊女, 女 значит «женщина») – простых девушек без образования (хотя даже без особых навыков такая барышня могла неплохо заработать). Самые знатные и красивые гейши носили гордые звания тайю (太夫 – «исполнитель») в Киото и ойран (花魁) в Токио. Так, в публичном доме Ёсивара жила ойран по имени Усугумо. Она очень любила кошек и постоянно окружала себя ими (правда, красавица была в самом расцвете сил). Как-то раз, проснувшись посреди ночи, Усугумо захотела попить воды. Но любимая кошка вцепилась в кимоно хозяйки с такой силой, что та не могла двинуться с места. На непонятный шум в комнату явился стражник (ему только повод дай) и отрубил кошке голову. Отрубленная голова взлетела под потолок и вцепилась зубами в притаившуюся там змею. Так жизнь Усугумо была спасена, а кошка-жертвенница стала её покровительницей.

Бакэнэко - это тип японского ёкая, или сверхъестественного существа. Из названия становится понятно, что это кошка, которая превратилась в оборотня. Ее часто путают с нэкомата, другим кошачьим ёкаем, и действительно, различия между ними весьма неоднозначны.

Описание бакэнэко

Японцы верили в то, что, если кошка проживёт больше 13 лет, то она может стать бакэнэко. Также ёкаем могла стать кошка весом 1 кан (3,75 кг).

Причина, по которой в японской мифологии существует множество кошек-ёкаев, объясняется характеристиками, которыми они обладают. Примером может послужить то, как радужка их глаз меняет форму, в зависимости от времени суток, а также то, как их мех "генерирует" искры из-за статического электричества, когда их гладят (особенно зимой).

Примечательно и то, как они иногда зализывают раны, и как могут бесшумно передвигаться. Кошки принадлежат дикой природе, несмотря на мягкость, которую они иногда демонстрируют в поведении. Их труднее выдрессировать (в отличие от собак). Их когти и зубы острые.


Внимания заслуживают их ночные привычки, а также скорость и ловкость. В древних японских сказках есть много животных ёкаев, отличных от кошек, но имеющих схожие свойства: ловкость змей, способность лис (кицунэ) превращаться в женщин, жестокость тануки в отношении людей, изображенную в народной сказке Кати-кати Яма из периода Эдо.

Кошки обросли множеством слухов и суеверий, окружающих их, благодаря уникальному положению, которое они занимают между природой и цивилизацией. Когда были основаны города и поселки, и люди стали жить вдали от природы, кошки сопровождали их. Поскольку они жили рядом с людьми, но сохраняли свою дикую сущность и атмосферу таинственности, про них сочиняли истории. Так постепенно и сформировался образ бакэнэко.

Народные поверья и приметы

Одно из народных убеждений, касающихся бакэнэко, состоит в том, что они лижут масло из ламп. В энциклопедии периода Эдо, "Вакан Сансай Цюэ", говорится, что для кошки лизать такое масло - это предзнаменование какого-то странного события, которое должно произойти. Японцы раньше использовали дешевые лампы на основе масла рыбы, например, масла сардины, и это могло объяснить, почему кошкам нравилось облизывать его.

Кроме того, диета японцев в то время основывалась, главным образом, на зерне и овощах, а остатки со стола скармливались кошкам. Однако, поскольку кошки являются плотоядными, в таком меню не хватало белка и жира, и поэтому их еще больше привлекало масло в лампах.

К тому же некий ареол тайны создавал вид кошки, стоящей на задних лапах и пытающейся добраться до лампы. Ее лицо в этот момент озарял свет, а глаза округлялись от нетерпения.

Как и в случае с нэкомата, еще одним кошачьим ёкаем, в Японии существует поверье, согласно которому, пожилые кошки превращаются в бакэнэко. В префектурах Ибараки, Окинава и Нагано рассказывали о кошках тринадцати лет, которые стали бакэнэко.

Говорили, что в районе Ямагата (префектура Хиросима) кошка старше семи лет убивала того, кто ее воспитал. Есть также много регионов, где люди перед тем, как заводить кошку, заранее решали, сколько лет они будут держать её дома из-за этого суеверия. Также есть истории, в которых кошки, которые были убиты людьми жестоким способом, становились бакэнэко и проклинали их.

Способности, приписываемые бакэнэко, разнообразны. Они включают в себя:

  • танцы,
  • произнесение человеческих слов,
  • насылание проклятий на людей,
  • манипулирование мёртвыми людьми,
  • п роживание в горах вместе с волками,
  • нападения на путешественников.

Особенно примечательна легенда о том, что кошки могут говорить. Люди неверно толковали мяуканье кошки, соотнося его с человеческом языком, и по этой причине некоторые утверждали, что кошка не относится к ёкаям.

В 1992 году в газете Yomiuri появилась статья. В ней утверждалось, что люди, путавшие кошачий и человеческий языки, при повторном прослушивании понимали, что это не более чем мяуканье кошки, и что имело место лишь совпадение с произношением слов в человеческом языке.

В период Эдо (1603-1867 гг) существовало народное убеждение, что кошки с длинными хвостами, напоминающими змеиные, могут околдовать людей. Кошек с длинными хвостами не любили, и существовал обычай обрезать их животным. Предполагается, что это является причиной, почему в Японии сейчас так много кошек с короткими хвостами.


Поверья за пределами Японии

Народные убеждения, что кошки могут вызывать странные явления, не ограничиваются Японией. Например, в Цзиньхуа, провинции Чжэцзян, в Китае, говорят, что кошка, после того, как ее растили в течение трех лет, начинает околдовывать своих хозяев. Поскольку, согласно поверью, кошки с белыми хвостами особенно опасны в этом плане, возник обычай воздерживаться от разведения белых кошек.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта