Главная » Анатомия еды » Занятия логопеда с детьми. Логопедические упражнения для детей — дефекты речи и их устранение

Занятия логопеда с детьми. Логопедические упражнения для детей — дефекты речи и их устранение

Процесс становления речи у каждого ребенка происходит индивидуально. На определенных этапах этого пути подавляющее большинство детей в той или иной степени говорят неправильно. Чаще всего наблюдаются проблемы с произношением пар звуков «р» - «л», «з» - «с» и «ж» - «ш». Кроме того, малыши часто пропускают труднопроизносимые звуки в словах или заменяют их другими. К пяти годам у здорового ребенка, растущего в нормальных условиях, эти недостатки, как правило, исправляются. При наличии органических нарушений строения речевого аппарата, слуха или задержки психического развития (ЗПР), для коррекции речи у детей приходится прибегать к помощи специалистов.

Что должны знать родители, если их ребенку показаны занятия с логопедом

Занятия по коррекции речи у детей назначаются по результатам обследования. При этом учитывают уровень физического и психического развития малыша, состояние его речевого аппарата. Чтобы лечение было эффективным, врач составляет подробную карту нарушений произношения, имеющихся у ребенка, определяет общее направление занятий и конкретное содержание каждого из них.

Большинство логопедов приветствуют присутствие родителей при лечении, так как его успех в значительной степени зависит от настроя ребенка и всех членов его семьи. Мама или папа, собираясь вместе с малышом на занятия, должны сделать следующее:

  • По возможности ознакомиться с методикой, которая применяется при коррекции речи у детей (с учетом особенностей своего крохи);
  • Поговорить с ребенком, подготовить его, успокоить, если он испытывает страх и неуверенность;
  • Узнать, какими инструментами пользуется доктор для воздействия на артикуляционный аппарат. Некоторые из них (например, специальные зонды) выглядят довольно устрашающе, хотя никакой боли их применение ребенку не причиняет. Кроха может испугаться, увидев эти приспособления впервые, особенно в том случае, если он часто болеет и подвергается осмотрам ЛОР-органов. Возможно, малыша придется предупредить о том, что доктор будет его лечить с помощью «волшебных палочек», которые помогают научиться хорошо говорить, или придумать какое-то другое разъяснение происходящего;
  • Заранее выяснить, как специалист проводит дезинфекцию своего оборудования. Если в этом смысле логопед не вызывает доверия, стоит обратиться к другому специалисту во избежание инфицирования крохи стоматитом;
  • Запомнить, а лучше записать, какие приемы применяет доктор при общении с ребенком (игры, сказки и т. д.), и как он разговаривает, исправляя ошибки в произношении. Это можно будет повторить в домашних условиях, и привычный стиль занятий поможет малышу контролировать свою речь в быту.

Коррекция речи у детей дошкольного возраста тесно связана с развитием мелкой моторики. Родители должны позаботиться о том, чтобы у ребенка была возможность каждый день не только делать упражнения, рекомендованные врачом, но и рисовать лепить, собирать игрушки из небольших деталей. Важно, чтобы взрослые принимали активное, заинтересованное участие в этих занятиях, постоянно давали малышу понять, что гордятся его успехами.

Коррекция речи у детей с ЗПР

При задержке психического развития ребенок испытывает трудности не только с правильным воспроизведением звуков, но и с пониманием смысла слов. Особенно сложно таким малышам даются обобщающие понятия, например, «яблоко, груша и персик - это фрукты», «чашка и тарелка – это посуда» и т. д. Ребятишки, страдающие ЗПР, даже к 6-7 годам нередко не умеют правильно строить фразы, ставить существительное в нужный падеж, а глагол – в нужное время. Из-за этого им трудно научиться читать, писать и высказываться по поводу прочитанного.

Работа по коррекции речи у детей с ЗПР содержит не только исправление произношения, но и расширение словарного запаса, а также устранение описанных недостатков. Как правило, занятия проводятся в небольших группах, так как специалисты считают, что совместная работа способствует более полному раскрытию возможностей каждого ребенка. При этом опытный логопед подходит к малышам индивидуально, и дает каждому из них посильные задания. из 5 (6 голосов)

Когда моему малышу исполнилось полгода, я активно занялась изучением книжного рынка в поисках лучших книг о пальчиковой гимнастике, об упражнениях для развития речи .

В итоге приобрела вот такое ёмкое

В книге три раздела:

1 часть - Пальчиковая гимнастика - интересная вводная часть для родителей об особенностях упражнений, а затем много нетипичных (для нас - очень интересных) упражнений. На каждом развороте - стихи для занятия + описание положения рук + проиллюстрированы пальчики в движении + большая красочная картинка (ребенку нравятся):

Когда малыш запомнит и будет свободно выполнять движения пальчиками и ладошками, можно вместе с ним показывать и разыгрывать итоговую сказка (их две - одна в прозе, вторая - в стихах) или придумывать сказки собственного сочинения и разыгрывать их на пальчиках - весело и полезно. Главное - заниматься! Заниматься ежедневно!!

2 часть - Гимнастика для развития речи - полезная вводная статья для родителей, для чего нужна артикуляционная гимнастика, а затем масса уроков-упражнений, не разрозненных, а связанных между собой главным героем - Язычком. Читается как сказка. И занимаемся по ходу повествования. Важно для раздела по развитию артикуляционной моторики то, что есть фотография логопеда, выполняющего артикуляционное упражнение,дополненное стихами и сюжетной картинкой - что очень привлекает внимание ребят. Еще иллюстрации в разделе не простые - каждая с дополнительным заданием - найди предмет, сосчитай - не заскучаешь!

В этом разделе - также Игры для развития высоты и тембра голоса (Кто кричит, Заведи мотор, Постучи как дятел и др.)

3 часть - Говорим правильно и красиво - вводная статья, как работать со скороговорками, далее скороговорки, содержащие простые и сложные для произношения звуки, и предложение - соперничать с мамой и папой в произношении их. Картинки - это не только картинки, но и задания на внимательность - найди, сравни и др. Так как многие скороговорки современным детям непонятны - внизу есть сноски с разъяснениями. Например, «Валерий кавалерию раскрасил акварелью» (в пояснении - Кавалерия - конное войско)

В конце книги даны карточки к разным темам, которые надо вырезать (обклеить скотчем для сохранности) и использовать для разучивания упражнений.

Об издании: страниц: 192 (хороший белоснежный нетонкий офсет), масса:826 г, размеры: 288x217x20 мм, твердая обложка;

книгу «Уроки логопеда. Игры для развития речи» можно найти в , Read .ru .

Самое главное - у меня издание 2010 года - в более поздних изданиях содержание, формат остались такими же, но изменились иллюстрации, с которыми можно ознакомиться .

Помимо данного издания, для занятий с ребенком я использую раздел «Разговорчивые пальчики» книги (о ней я подробно рассказывала

Разделы: Работа с дошкольниками

Известно, что у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психомоторного развития, т.к. речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности.

Об общепедагогическом влиянии ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека писали В.А. Гринер, Н.С.Самойленко, Н.А.Власова, Д.С.Озерецковский. Использование ритмических упражнений способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры головного мозга, развитию внимания, памяти, что, несомненно, позитивно влияет на коррекцию речевых нарушений у дошкольников.

Организуя коррекционную работу в логопедической группе, мы предаем большое значение использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д. Используются следующие формы работы:

  • Логоритмика
  • Графоритмика
  • Развивающий массаж
  • Игры с сухими бассейнами, крупяными куклами, игрушками народных промыслов
  • Аквапроцедуры
  • Пальчиковые игры

Таким образом, мы решаем следующие задачи:

  1. становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
  2. развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
  3. воспитание чувства ритма и темпа;
  4. формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
  5. развитие физиологического и речевого дыхания;
  6. активизация речевых процессов;
  7. воспитание умения работать сообща.

Использование ритмических упражнений в координации с речью помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.

Логоритмика

Ритмические упражнения используются не только на занятиях логоритмики с музыкальным сопровождением, но и в других видах деятельности ребенка: во время логопедических пятиминуток, на индивидуальных и подгрупповых занятиях, физминутках.

Речевой материал для данных упражнений подбирается небольшой по объему, простой для запоминания. Это могут быть прибаутки, небольшие четверостишья, чистоговорки и т.д. Если ставится задача-автоматизация какого-либо звука, то речевой материал должен быть насыщен данным звуком.

Звук [с]

Дифференциация звуков [с]-[ш]

Звук [л]

Звук [р]

Занятия логоритмики проводятся один раз в неделю и являются одним из эффективных средств воздействия в комплексе коррекционных мероприятий. Конспект занятия в приложении 1 .

Графоритмика

Графоритмика-это сочетание речи и графических движений. Такие задания довольно сложны для дошкольников с ОНР и требуют неоднократного повторения. Сначала необходимо выучить четверостишье (оно так же должно быть простым по содержанию), затем отработать графическое упражнение. Затем ребенок выполняет графические действия под речевое сопровождение педагога. И только потом координирует речь с движениями самостоятельно. Если при этом ставится задача-автоматизация звука, ребенок должен еще и контролировать правильное произношение отрабатываемого звука. Несмотря на сложность поставленных задач, эти упражнения являются достаточно эффективными при коррекции, как звукопроизношения, так и психомоторного развития ребенка. Дошкольникам очень нравятся такие упражнения.

Звуки [с]-[з]-[ц]

На голубом фоне листа бумаги рисуем птиц в форме «галочек» и проговариваем:

Птицы весело летают
И весну к нам зазывают

Звуки [ш]-[ж]

На листе бумаги нарисован душ. Проговариваем четверостишье и рисуем струйки воды.

Вот от ножек и до ушек
Моет Женю жаркий душик.
От макушки и до ног
Женю жаркий душ польет.

Звук [л]

На листе бумаги нарисован ствол елочки. Проговариваем четверостишье и одновременно рисуем веточки на стволе.

Елочка, елка,
Колкая иголка,
Не коли нас, елка,
Ты своей иголкой

Звуки [р]-[рь]

На листе бумаги нарисована речка. Проговариваем четверостишье и рисуем по реке кружочки (раки).

Тики-таки, тики-таки,
Ходят в нашей речке раки,
Ходят задом наперед,
Ищут раки в речке брод.

Развивающий массаж

Массаж кистей, пальцев рук, лица проводится с использованием даров природы (орехов, шишек, перьев) и без них. Массаж позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Исследования В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.К. Анохи­на доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Мы проводим массаж в координации с речью. При этом содержание и ритм стихотворных комплексов максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ.

Рисунок 1

От сосулек-звон, звон!

катаем орех в правой руке

Просыпайся-клён, клён!

катаем орех в левой руке

Растопился снег, снег.

катаем орех прав. рукой по тыльной стороне левой руки

Ручейки - в бег, бег.

катаем орех лев. рукой по тыльной стороне правой руки

Гром шагает: топ, топ.

катаем орех между ладоней

Почки слышно: хлоп, хлоп .

кидаем орех на прав. ладонь, затем на лев. ладонь

Эта птичка - соловей,

водим пером по левой ладони

Эта птичка - воробей,

водим пером по тыльной стороне лев. ладони

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка.

протягиваем перо между пальцев

Эта птичка - свиристель ,

водим пером по правой ладони

Эта птичка - коростель,

водим пером по тыльной стороне прав. ладони

Эта птичка-скворушка,

протягиваем перо между пальцев

Серенькое пёрышко.

протягиваем перо между пальцев

Эта - зяблик,

похлопываем пером по ладони

Эта - стриж,

похлопываем перо по тыльной стороне лад.

Эта - развесёлый чиж

Игры с сухими бассейнами, крупяными куклами, игрушками народных промыслов

Эти игры можно проводить как в свободное время, так и на занятиях. Например, перебирать куклу, наполненную крупой и проговаривать стихотворение на занятии по развитию речи.


Рисунок 2

Или на занятии по математике доставать мелкие детали из емкости (бассейна), наполненного крупой, внимательно слушая воспитателя и проговаривая количество.

Педагог:

Еду с мамой в зоосад

И считаю всех подряд.

Прибегает дикобраз

Ребенок:

Педагог:

Чистит перышки сова,

Ребенок:

Педагог:

Третьей стала росомаха,

А четвертой-черепаха.

Серый волк улёгся спать,

Ребенок:

Это-пять.

Педагог:

Попугай в листве густой,

Ребенок:

Он-шестой.

Педагог:

Вот лосёнок рядом с лосем,

Это будет

Ребенок:

Семь и восемь.

Педагог:

Девять-это бегемот.

Рот, как бабушкин комод.

В клетке ходит лев косматый,

Он последний,

Ребенок:

Надо снова начинать!

Стихотворные комплексы к самомассажу в сухом бассейне подбираются самые разнообразные. Так же возможно одновременно закреплять автоматизируемый звук.


Рисунок 3

Звуки [с]-[з]-[ц]

Опустить кисти рук в бассейн с горохом, сжимаем и разжимаем пальцы, проговаривая:

В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили.

Звук [ч]

Опустить кисти рук в бассейн, изображаем, как месят тесто.

Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи

Звук [щ]

Выполнять круговые движения кистью по часовой стрелке и в обратную сторону.

Будем мы готовить щи.
Нам не надо помощи!
Тащит воду Ванечка,
Аня чистит овощи!

В нашей практике широко используются деревянные игрушки народных промыслов: матрешки, стучалки, балансиры, головоломки, волчки. Особенно эффективны такие упражнения при закреплении звуков на всех этапах: в слогах, словах, чистоговорках.

Звук [с]

Изолировано: раскручиваем волчок, пока он крутится, длительно произносим «с-с-с…»


Рисунок 4

В слогах: проводим гусеницу по дырочкам лабиринта, как только она попадает в дырочку, проговариваем слог «са» (то же со слогами «со», «су», «сы»)


Рисунок5

В словах: придумываем слова на звук «с», ударяем на каждое слово молоточком по колышку стучалки, затем сравниваем, кто больше «забил» колышков.

В чистоговорках: проговаривая четверостишье «Самолет построим сами» А.Барто, раскручиваем маятник балансира так, чтобы курочки клевали в такт четверостишья.


Рисунок6

Такие игры можно проводить при автоматизации любого другого звука.

Аквапрцедуры

Игры с водой проводятся систематически во время умывания дошкольников. Ладони более послушны, чем язык. Они изображают артикуляционные позы и выполняют движения.

Звук [с] : растираем струю воды прямыми ладонями и произносим слоговицы со звуком «с»;

Звук [ш] : набираем в ладонь-«чашечку» воду и проговариваем слоговицы с этим звуком;

Звук [ч] : «ловим» большим и указательным пальчиком струю воды и проговариваем слоговицы с этим звуком;

Звук [щ] : «ловим» большим и средним пальчиком струю воды и проговариваем слоговицы с этим звуком;

Звук [л] : делаем «колечки» из указательного и большого пальца вокруг струи воды и проговариваем слоговицы с этим звуком

Звук [р] : бежим» пальчиками по струе воды и тоже проговариваем слоговицы.

Пальчиковые игры

Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Игры с пальчиками используются нами самые разнообразные и в различные режимные моменты. Таких игр большое множество, на сегодняшний день имеется большое количество литературы с различными пальчиковыми упражнениями. Хочется лишь отметить, что особое внимание мы уделяем пальчиковому театру. Деревянные наперстки-укладки по сказкам, кукольные театры на пальцы очень нравятся ребятам. Использование этих атрибутов повышает мотивацию, развивает воображение, творчество, активизирует внимание, память, повышает речевую активность. Уже с середины учебного года дошкольники совместно с педагогом самостоятельно сочиняют сценки к пальчиковым представлениям, с удовольствием выступают перед родителями и младшими ребятами.


Рисунок 7

Детей, имеющих дефекты звукопроизношения, за последние годы значительно прибавилось. Еще десятилетие назад картина была другой. Самые распространенные проблемы - в картавости, искажении звуков, замене или пропуске тех из них, которые труднопроизносимы. Эти виды дефектов считаются легкими и обозначаются термином дислация. Они относительно легко поддаются корректировке на занятиях с логопедом.

Но существуют и более сложные варианты их кроются в поражении ЦНС, при котором имеются проблемы с нормальным функционированием языка или всей нижней челюсти. Такие дефекты исправляются очень и очень тяжело. При этом, произнося шипящие и свистящие звуки, ребенок высовывает язык между зубов, отчего вместо свистящего звука у него выходит звук "ф" ("мафына" - вместо "машина"). Очень распространено и неправильное произношение звука "р" (гортанное или полное его отсутствие). Как правило, начинают логопедические 3-4 лет, иногда раньше.

Природа логопедических нарушений

Сложные дефекты возникают по целому ряду причин - таких как перенесенные инфекционные заболевания мамой на протяжении беременности, родовые травмы или гипоксия плода. Если родившийся ребенок подвергся впоследствии серьезной болезни, результатом может оказаться нарушение кровообращения с поражением нервных окончаний и, как следствие, речевые дефекты.

К числу причин относится и неправильный прикус, а источником определенных нарушений (например, горлового "р") может стать даже подражание малыша кому-то из взрослых, кто так же коверкает речь. Кроме того, копировать ребенок может и героев современных мультиков, весьма вредных для развития.

Неграмотность напрямую зависит от неправильного произношения. Именно поэтому родители каждого дошкольника должны позаботиться о том, чтобы у малыша были вовремя исправлены. Проблема может заключаться в неспособности родителей обнаружить у детей речевой дефект. Считается, что любой малыш картавит, и это пройдет само.

Когда начинать беспокоиться

Но чаще всего без регулярных занятий с логопедом не обойтись. Если полуторагодовалый малыш не умеет составлять фразы из отдельных слов, или речь у двухлетнего ребенка практически отсутствует, обращение к логопеду, скорее всего, потребуется. Планирование логопедических занятий предусмотрительными родителями ведется загодя, с учетом динамики детского развития.

С каждым из детей логопед работает в индивидуальном порядке. Постановка одного отдельного звука, как правило, происходит в течение нескольких занятий. Если же имеют место серьезные отклонения в развитии, посещать логопедические сеансы придется гораздо дольше.

Бывает, что причиной нарушений служит слишком плотная уздечка языка, при этом органических поражений нет. Тогда дома следует проделывать с малышом упражнения на ее растяжку. Уроки логопеда в этом вам помогут.

Родительская семья - основа всего

Зачастую в семье не принято много разговаривать с малышом. С ним могут общаться на сюсюкающем "детском" языке. Или же он становится свидетелем семейных скандалов. Во всех этих случаях, как правило, развитие речи бывает заторможено.

Для нормального становления языковых навыков чрезвычайно важна благоприятная домашняя обстановка. С малышом нужно беседовать всегда - во время игры или прогулки, за едой и перед сном. Обязательно нужно учить наизусть стихи и читать малышу вслух книги.

Если вами зафиксировано даже незначительное нарушение звукопроизношения у сына или дочки, не отгораживайтесь от проблемы. Вполне возможно организовать логопедические занятия дома, благо специализированной литературы сейчас пруд пруди. Например, можно устроить игру с напеванием специальных песенок. И лишь когда домашние занятия не дают желаемого эффекта, следует задуматься о посещении специалиста.

Нужен ли логопедический детсад?

Часто родители стремятся отдать своего малыша не в обычный детский сад, а в логопедический. Бытует мнение, что условия там предпочтительны для решения возникших проблем. Действительно ли настолько важно туда попасть? Если да, то с какого возраста? Принесут ли реальную пользу логопедические занятия в детском саду именно вашему ребенку?

Как правило, отдавать ребенка моложе 3-4 лет в руки специалистов не слишком эффективно. С самыми маленькими успешно могут заниматься родители, предварительно проконсультировавшись с логопедом. Тот подскажет комплекс мер и нужных занятия с ребенком 3-4 лет уже способны дать стойкий эффект.

Арсенал родительского общения с детьми огромен. Это постоянное правильное и активное речевое общение с малышом, пальчиковая гимнастика, множество речевых игр, кистевой массаж, специальные упражнения, призванные развивать мелкую моторику, рисование, лепка и так далее.

Когда туда отправляться

Чаще всего дефекты речи малыша, не достигшего 3-4 летнего возраста, относятся к разряду физиологических. Если к четырем годам самостоятельного исправления речи не произошло, можно обращаться к специалистам. К этому моменту первоначальные речевые навыки у ребенка должны быть уже сформированы. И именно тогда есть смысл отдать малыша в логопедический детсад.

Преимуществом последнего является экономия родительского времени и средств на занятиях со специалистом в частном порядке. В государственных детских садах существуют бесплатные логопедические занятия. Если же польза от посещения группы долгое время не обнаруживается, вероятнее всего, вам потребуются услуги логопеда-дефектолога с целью общего развития речи.

Постарайтесь в общении с малышом навсегда отказаться от забавного детского языка, чем нередко страдают мамы и, особенно, бабушки. Как было упомянуто выше, общение в такой "исковерканной" манере тормозит развитие нормальной детской речи.

Что должен уметь малыш к 4 годам

Но даже если в семье все говорят правильно, а проблемы, тем не менее, имеются, не спешите расстраиваться. Организовать логопедические занятия с ребенком 3-4 лет в домашних условиях не так уж сложно. А главное здесь - чуткое отношение к речи малыша и внимательное отслеживание любых изменений.

Как правило, словарный запас двух-трехлетнего ребенка составляет порядка тысячи слов. Четырехлетний малыш в норме должен уметь что-то рассказать или описать с использованием предлогов и различных частей речи, построить несложный диалог. Но речевой аппарат его может быть еще недостаточно натренирован, отчего чистого произношения сложных фонематических конструкций не получается.

Ну а если же и в 5-6 лет имеют место речевые нарушения, это серьезный повод задуматься. Приведенные ниже несложные упражнения, относящиеся к помогут родителям в домашних условиях получить результаты.

Занятия с ребенком на дому

Для растяжения короткой уздечки языка по 5 или 10 минут ежедневно следует выполнять следующие действия. Нужно попросить ребенка облизать верхнюю губу язычком, предложить ему постучать им по зубам, как лошадка копытами, пошире раскрыть рот и попробовать дотянуться языком до верхних зубов.

Все знают, что участки мозга, отвечающие за мелкую моторику и развитие речи, взаимосвязаны. То есть чем более ловко малыш орудует руками и пальцами, тем меньше проблем у него с речью.

Существуют несложные упражнения для логопедических занятий, обучающие выговариванию свистящих звуков ("с", "з"), а также шипящих ("ж", "ш", "ч" и "щ"). Кроме того, часты проблемы со звуками "р" и "л", но и это можно откорректировать самостоятельно в домашних условиях. Занимаясь, ребенка нужно посадить, поставив напротив него зеркало для самоконтроля. Домашние логопедические занятия "р" смогут "поставить" не всегда, этот звук считается одним из самых сложных и обычно требует вмешательства специалиста.

Примеры упражнений

  • Упражнение "Дудочка". Попросите малыша сомкнуть зубы, вытянуть губы дудочкой так далеко, как сможет. Проследите, чтобы при подъеме языка нижняя губа оставалась неподвижной. Упражнение следует повторять от 3 до 5 раз.
  • Упражнение "Чашечка". Открыть рот пошире, высунуть язык и попробовать придать ему форму чашечки, приподнимая кончик и края. Пока вы считаете до определенного числа, пусть ребенок пытается удержать язык в таком положении. Упражнение также повторяется от 3 до 5 раз.
  • Упражнение "Маляр". Улыбнуться, затем открыть рот. После этого кончиком языка, словно кисточкой, "покрасить" небо изнутри.
  • "Барабанщик". Быстро ударять кончиком языка за верхним рядом зубов, держа рот открытым. Еще одно - убирать кончик языка поочередно за верхние и нижние зубы. Делается упражнение под счет.
  • "Едим варенье". Улыбнуться, приоткрыв рот. Широко облизать верхнюю губу, следя за неподвижностью нижней челюсти.

Закончив выполнение упражнений, переходите к повторению слов, содержащих проблемные звуки. Можно заранее приготовить карточки с ними. Звук, над которым идет работа, следует повторить вначале отдельно несколько раз (от 7 до 10), затем в словах. Очень полезно подобрать с нужными словами скороговорки, их проговаривание значительно ускоряет коррекцию недостатков.

Откуда берутся нарушения речи

Дефекты речи могут появиться и у взрослого человека - из-за тяжелой операции, перенесенной травмы или серьезного эмоционального переживания. Таковым может стать потеря или смерть близкого, развод, серьезные финансовые неурядицы. Возникают речевые недостатки и тогда, когда травмированы основные органы, связанные со звукопроизношением - язык, зубы, губы, связки и мышцы гортани, а также нёба.

Происходит это в том случае, когда имеются повреждения центра, находящегося в коре головного мозга и отвечающего за нашу речь. Даже хроническое эмоциональное напряжение может послужить причиной речевых проблем.

Под нормальной речью подразумеваются произношение всех без исключения букв языка внятно и четко. Такая речь обязана быть ритмичной и плавной. Если же слова говорящего трудно разобрать, речь несомненно идет о нарушении. Взрослым и детям с нарушением речи присущи одни и те же виды речевых недостатков. К ним относятся немота, заикание, шепелявость, отсутствие правильного произношения отдельных звуков и многое другое.

Виды речевых патологий

Наиболее широко распространенными из них являются:

  • Афония . Под этим термином понимается нарушенная фонация (то есть неправильное звукопроизношение). Развивается афония (или дисфония) как результат изменений в речевом аппарате, носящих патологический характер.
  • Дислалией называют фонетические дефекты речи взрослого или ребенка при нарушенном слухе и грамматически правильной речи.
  • Заикание - вид расстройства, имеющий место в случае судорожного сведения мышц, относящихся к голосовому аппарату. Обнаруживается как нарушение темпа речи, ее ритма и размеренности.
  • Еще одно нарушение, проявляющее себя в ненормально медленном речевом темпе, именуется брадилалией .
  • Противоположное ему (когда человек говорит излишне быстро) - тахилалией .

  • Ринолалия - вид речевой патологии, связанный с нарушением анатомического характера органов, образующих речевой аппарат. Проявляется в искаженном звукопроизношении и голосовом тембре.
  • Дизартрия - вид нарушения, когда обеспечивающие связь коры мозга с речевым аппаратом нервные окончания функционируют недостаточно.
  • Афазией именуют полную или частичную потерю речи, возникающую как следствие поражения центральной нервной системы.
  • Если же речь ребёнка или взрослого недоразвита, что часто имеет место при поражениях коры головного мозга, речь идет об алалии .

Специалисты вам помогут

Причинами перечисленных аномалий могут служить различные факторы. Это врожденные дефекты типа незаращения неба или верхней губы, аномальный прикус, неправильно сформированные челюсти, дефекты губ, языка или зубов. Приобретенными нарушения оказываются в случаях заболеваний ЛОР-органов или ЦНС. Нарушения могут быть как постоянными, так и временного характера.

Особенность маленьких детей в том, что у каждого из них строго индивидуально протекает такое явление, как развитие речи. Логопедические занятия проводятся в каждом детском саду - не только в специализированном.

Если вашего ребенка направили на логопедические занятия, отказываться не следует - никакого вреда ребенку они не принесут, а польза будет несомненной.

Для детей 3-4 лет логопедические занятия существует в двух формах - индивидуальной или групповой. Занятия один на один со специалистом (индивидуальные) наиболее эффективны. В свою очередь, занимаясь в группе, малыш чувствует себя более комфортно и раскованно.

Индивидуальное логопедическое занятие

В чем же заключаются такие занятия по развитию речи? Обычно они проходят в виде простых игр и мероприятий. Малыши чаще всего не понимают, что с ними ведется какая-то целенаправленная работа. С логопедом они играют, веселятся и развлекаются.

На индивидуальное логопедическое занятие ребенок направляются обычно, когда нарушение заключается в неправильном произношении каких-либо отдельных звуков. С помощью специально подобранных игр и упражнений логопед корректирует дефект. Если малыш заикается, уже упомянутые упражнения для языка (а также другие) сочетаются с обучением навыку правильно распределять дыхание.

Напевая песенки, ребенок тренируется правильно дышать, и заикание самопроизвольно исчезает. Постепенно дети учатся контролировать собственное дыхание, и чем лучше усвоен данный навык, тем больше вероятность, что от заикания удастся избавиться раз и навсегда.

Фронтальные занятия

Групповые логопедические занятия (по другому их называют фронтальными) ведутся среди детей с разнообразными отклонениями в развитии речи. К таковым относятся не только нарушение звукопроизношения и проблемы со слухом. Например, малыш может не различать парные звуки. Другие проблемы этого же ряда - нарушение речевой грамматики, отсутствие связи между произносимые словами.

Группы для занятий подбираются в количестве 6-8 человек одинакового возраста, имеющих сходные речевые проблемы. Планы логопедических занятий содержат общую цель - расширить словарный запас и улучшить Дети целенаправленно обучаются устной речи, занимаются практической отработкой усвоенных на индивидуальных занятиях навыков. Чаще всего большинство детей занимаются как в группе, так и индивидуально.

Логопедическое занятие на тему "Осень"

Рассмотрим, как можно построить коррекционное занятие с детьми, используя определенную тематику, например времена года. Пусть у нас будет "осеннее" занятие. Его хорошо проводить в сентябре или октябре, украсив помещение желтыми листьями.

На занятии логопед, используя тематику осени и природных явлений, расширяет и активизирует лексику по теме, учит детей по картинкам составлять вначале отдельные предложения, а затем из них - связный рассказ. Попутно дети закрепляют навыки ответа полным предложением и согласования речи и движений.

Логопедическое занятие на тему "Осень" решает задачу коррекционно-развивающего плана - улучшение мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики, развитие памяти, мышления путем упражнений и игр. Дети разучивают стихи русских поэтов об осени, слушают музыку «Звуки осеннего леса», перечисляют погоды, отгадывают загадки на "осеннюю" тему.

Малыши собирают букеты из листьев, сжимая пальчики в кулачки дуют на листочки, изображая осенний ветер (дыхательная гимнастика).

Продолжаем дома

Те навыки, что дают уроки логопеда, должны быть обязательно отработаны и закреплены в семье, в домашних условиях. Для этого специалисты ведут разъяснительную работу с родителями, дают самые подробные рекомендации по построению домашних занятий.

Очень многое здесь зависит от ответственного подхода родителей к решению проблемы. Если мама или папа не ленятся регулярно выделять несколько минут в день на развитие речи ребенка, то успех не заставит себя ждать. Важнейшая задача родителей при этом - помощь ребенку в обретении чувства уверенности в борьбе со страхом общения и выступлений на публике.

Будущим мамам и папам следует поощрять ребенка. Даже самый маленький успех должен быть оценен по достоинству. В результате самооценка малыша растет, появляется стимул к дальнейшим достижениям.

Будьте тактичны

В то же время не следует слишком усердствовать и принципиально заставлять ребенка постоянно употреблять лишь правильно выстроенные слова и фразы. Это приведет к лишнему напряжению, может отбить у малыша желание заниматься. Позвольте ему остаться ребенком. Напоминаем еще раз - логопедические занятия с ребенком 3-4 лет должны строиться исключительно в форме игры!

С малышом упражнения следует выполнять ненавязчиво, не заостряя внимание на имеющихся проблемах. Если в результате малыш будет в расстроенном или подавленном состоянии, успехов такое обучение не принесет. Вы ничего не добьетесь, кроме замкнутости и агрессивной реакции.

В промежутках между занятиями позвольте ему говорить по-прежнему с ошибками, которые могут исчезнуть самопроизвольно. В один прекрасный момент родители с удивлением и радостью обнаружат, что малыш сам пытается контролировать правильность речи.

Для развития мелкой моторики полезно массировать ребенку каждый пальчик, сгибать и разгибать их, играть в настольные игры. Почаще давайте малышу перебирать крупу или возиться в песке. Дома вместо него годится любой сыпучий материал. Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Как можно больше внимания уделяйте чтению, разучивайте с малышом несложные песенки и стишки.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта