Главная » Беременность » Воспитание патриотических чувств старших дошкольников. Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников

Воспитание патриотических чувств старших дошкольников. Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников

Мария Чернецкая
Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь ? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Академик Д. С. Лихачёв

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы , которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников .

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей .

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <. > воспитание патриотов России , граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение , гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются :

- воспитание

- воспитание уважения к труду ;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства

чувства

деятельности воспитывают чувства

По данным последней переписи населения в России 80% населения составляют русские, на втором месте – татары, на третьем – украинцы, затем мордва и чуваши. В среднем Поволжье, где находится и республика Мордовия славянские, тюркские и финно-угорские национальные корни переплетаются гораздо сложнее и гуще, чем в других полиэтнических регионах.

Мы сегодня видим новый расцвет культур коренных народов Поволжья. Открываются детские сады, школы, классы с обучением на родном языке. Национальные праздники собирают тысячи людей самых разных национальностей.

Проблема раннего формирования у дошкольников ценностных отношений в сфере национальных интересов может решаться лишь в ходе изучения и общения представителей культур данного региона. Т. е. поликультурное воспитание – это формирование знаний и уважительного отношения к культуре в целом и к представителям этой культуры в ближайшем окружении ребенка.

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Работа ведется последовательно, от более близкого, знакомого (семья, детский сад, микрорайон, к более сложному - город, страна.

Основой формирования у детей социального опыта , воспитания привязанности к близким людям является работа по ознакомлению с традициями семей воспитанников . В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.

Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию ?

1. Приучать ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объяснять ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию. Сходить с ребенком в библиотеку и посмотреть, как там хранят книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.

2. Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организовать к ним экскурсии и рассказать, о том, как чтят память погибших. По нашей стране и по всему миру можно совершать увлекательные путешествия по глобусу, картам и фотографиям.

3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему поострить дом. Когда дом построен, поиграть с ребенком в «новоселье» , разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотреть, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.

4. Воспитывать у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдать за тем, как привозят и разгружают хлеб. Рассказать, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.

5. Рассказать ребенку о своей работе : что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Рассказать, что вам нравится в вашем труде .

6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложить ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?» , «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложить ребенку нарисовать, что больше всего понравилось .

7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.

По данной теме также возможно использование других форм организации совместной работы педагогов и родителей : выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; совместные праздники.

Знакомство с двором, улицей, на которой живут дети, микрорайоном кладут начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях.

Большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной» , «любовь к Отечеству» , «ненависть к врагу» , «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности : семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения) . Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци : семья - подлинный орган воспитания , она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность . Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Исходя из этого нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач :

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду ;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о городах России;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства , но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения , которое необходимо вводить в общеобразовательную программу детских садов, поскольку в результате мы можем получить патриотически настроенных детей , которые будут любить свою страну и оберегать ее.

Воспитание патриотических чувств у дошкольников.

Педагогика - наука об образовании, исследующая процесс воспитания человека. Дошкольная педагогика - фундамент будущего человека. Нравственно-патриотическое воспитание один из императивов современного непрерывного образования.

"Воспитание патриотических чувств дошкольников в системе художественно-эстетического развития"

Патриотизм - это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней.

А.Н. Толстой

Человечество на протяжении своего существования и развития неразрывно связано с педагогикой, о чём свидетельствует древнегреческая, древневосточная и средневековая теология и философия. Как наука, педагогика - единственная специальная наука об образовании, исследующая процесс воспитания человека. Воспитание человека (по проф. В.В. Кумарину) - выработка в нём устойчивых привычек поведения, таких как честность, порядочность, трудолюбие и т.д. Цель воспитания - не только знание о том, что такое честность, но именно устойчивая привычка быть честным, что является первоочередной задачей. В противном случае, при дурном воспитании (как писал ещё К.Д. Ушинский), дополнительные знания сделают такого человека только более опасным для общества.

В современном научном мире определение педагогики имеет многообразие трактовок, каждая из которых заслуживает внимание. Так В.И. Слуцкий трактует педагогику как искусство превращения человека в Человека, знания и умения, необходимые для развития в человеке заложенных в нём от природы возможностей и сил. Помогая стать Человеком другому человеку, воспитатель и сам становится Человеком.

Как только нарушается эта взаимосвязь, взаимовлияние, человечество настигают глубокие нравственные кризисы, ведущие к саморазрушению и уничтожению Человека в человеке. Утрачивается связь поколений, культурный опыт, искажаются вечные ценности и истины, разжигаются войны.

Наш современный мир настолько хрупок и беззащитен, не смотря на уроки истории, что возникает вопрос - почему человечество, как высшая ступень цивилизации допускает на каждом новом историческом витке своего развития те же самые роковые ошибки? Какие механизмы управления приводят к тому, что высоконравственные и культурно просвещённые сообщества и государства порождают такие явления, как фашизм, расизм, терроризм? В наши дни, когда исторические события искажаются и трактуются с позиции "как это выгодно сильным мира сего", проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания встаёт особо остро. Задача педагогики в сложившейся ситуации объединить и сохранить единство процесса передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения на всех ступенях воспитания и обучения.

Дошкольной педагогике здесь отводится особая роль, т.к. фундамент будущего человека закладывается именно в раннем детстве. Дошкольный возраст наиболее сенситивен для развития нравственно-этических норм, эмоциональной отзывчивости. В этот возрастной период ребёнок открывает для себя мир, глубоко переживает свою значимость в коллективе, проявляет интерес к событиям и социальным явлениям.

Работу по патриотическому воспитанию в ДОУ необходимо начинать с создания для детей уютной, доброй атмосферы. Любое общение педагога с детьми должно носить

эмоциональную окрашенность, что даёт свободу и право на выражение своих переживаний, рождает духовную близость и доверие. В процессе общения речь педагога должна быть содержательной, с использованием образных слов, выражений. Педагогу крайне необходимо владеть языком движений, т.к. эмоциональное влияние на детей осуществляется не только в речевой форме, но и невербально. Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В нём объединились ответственность, бережное отношение к окружающему миру, желание быть нужным и полезным. Эта работа должна вестись систематично и планомерно во всех возрастных группах и в разных видах деятельности с учётом дидактических принципов - от простого к сложному, от близкого к далёкому, от конкретного к абстрактному. Этот процесс длительный и сложный, охватывающий нравственные аспекты человека. В дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. В этом тоже проглядывается общепедагогическая проблема, чтобы нравственно-патриотическое воспитание в образовании несло в себе непрерывность развития и цельность во всех направлениях.

В программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой все темы логически взаимосвязаны и раскрывают на каждом возрастном этапе целостную картину представлений о России.

    Родная семья (ребенок впервые осознает себя человеком - членом семьи, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о занятиях, именах близких, семейных историях, традициях).

    Родной город, поселок (дети получают сведения о малой родине, об истории ее возникновения, о достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, зданиях, учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках, воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше).

    Родная природа (любовь к родной природе -одно из проявлений патриотизма, дети получают сведения о природе участка детского сада, родного края, реках, растениях, животных, о России, умение видеть красоту окружающего мира, относиться поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе).

    Родная страна (дети получают сведения о России, государственных символах - гербе, флаге, гимне, об их значении, воспитывается уважение к ним, дети знакомятся со столицей нашей Родины - Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами, формируется представление о том, что Россия - многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируется любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни и судьбе Родины).

    Родная культура (знакомство детей с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством, у детей формируется представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, умение любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда в нашем саду организована как культурное пространство: оформлен мини-музей "Хада", экспонаты которого содержат информацию о культуре и декоративно-прикладном искусстве русского и хакасского народов; музей под открытым небом "Хакасская юрта", где отражен быт и культура хакасской семьи.

В музыкально-образовательной деятельности патриотическое воспитание строится на основе творческого взаимодействия взрослых и детей. Музыкальный репертуар составляют лучшие образцы классики и современности; фольклора русского, хакасского, белорусского, украинского и др. народов России, где отражается уклад жизни, традиции, любовь к природе, к матери, к родине, к своей семье. Чувство патриотизма воспитывается и прививается во всех видах музыкально-образовательной деятельности и во всех группах, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Используются такие формы работы, как беседы-концерты, посвященные "Дню защитников Отечества", "Дню Победы"; экскурсии к памятникам павших воинов с возложением цветов. Доброй традицией нашего сада стали ежегодные выступления воспитанников в железнодорожном музее перед ветеранами ВОВ и ветеранами труда, где ребята знакомятся с историей нашей Родины и подвигами своих прадедов. Маленькие артисты трогают своей искренностью и согревают сердца старшего поколения, даря надежду о том, что труд прадедов и жизненные силы были потрачены не напрасно. Для нас, педагогов эти встречи также дороги и значимы, ведь с каждым годом наших героев-ветеранов становится всё меньше. Нам нельзя забывать их имена, связь поколений необходима для будущего. Для наибольшего развития эмоционального восприятия воспитанников в стенах ДОУ, проводятся государственные праздники и тематические занятия с мультимедийным приложением по темам: "Вечный огонь", "Звезда Победы". Ежегодно проводятся, согласно тематическому плану, народные праздники, где дети приобщаются к истокам своей культуры, к духовно-нравственному наследию. Изготовлены совместными усилиями сотрудников детского сада и родителей костюмы русского и хакасского народов. Разработаны и внедрены сценарии по темам: "День Матери", "Рождественские святки", "Масленица широкая", "Пасха". Были осуществлены музыкально-театральные постановки сказок "Гадкий утёнок" (По мотивам одноимённой сказки Г.Х. Андерса), "Почему замолчали камни" (Хакасский эпос).

Особое место отводится профориентационному воспитанию дошкольников, т. к. воспитанники нашего сада - дети работников железной дороги. Здесь ведётся работа о преемственности поколений, бережное и уважительное отношение к труду на железной дороге. Ежегодно в саду проводится праздник "День железнодорожника". Подобран и пополняется регулярно тематический музыкально-игровой материал, отражающий профессиональные особенности работы на железной дороге. Огромную помощь в воспитании дошкольников педагогам оказывают родители. Они активные участники всех событий нашего сада. Ведь как сказал Ф. Бэкон: "Любовь к Родине начинается с семьи".

Благодаря проводимой работе, сотрудничеству педагогического коллектива и родителей, у детей расширились представления о ценностях ближайшего социокультурного окружения, обогатилась сфера нравственных чувств и отношений. Наблюдается положительная динамика в формировании основ гражданской этики. Жизнь наших воспитанников обогащается также взаимодействием разновозрастного общения в игровой, трудовой, художественно-продуктивной деятельности. Педагоги ДОУ воплощают в своей работе прогрессивные методы и технологии: моделирование ситуаций, проектная и исследовательская деятельность, индивидуально-личностное общение с ребёнком.

В заключение хочется вспомнить слова выдающегося педагога -гуманиста В.А. Сухомлинского: "Чтобы в человеке утвердилась высокая идея, нужно дать ему азбуку человеческой культуры. Ведь идейная жизнь - это жизнь мысли, разума, на страже которого стоит чуткое сердце. В юном сердце и разуме надо воспитывать тонкую чуткость к человеку. Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека, кем бы тот ни был: близкий или далекий, знакомый или незнакомый"

Список литературы

Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград: Учитель, 2007.

Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. М.: АРКТИ, 2003.

Барсукова Н.Г. Музыка в детском саду. Волгоград: Учитель,2011.

Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. М.: Центр педагогического образования, 2007.

Ольга Пашкова
Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста

Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, он выступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране. Укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Русский критик – демократ В. Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества. Он отмечал, что любить свою родину, значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому.

К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания , но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

Патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности к своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент внутреннего мира человека, формирующийся на элементарных чувствах гражданственности . Именно патриотизм должен стать тем стержнем, на основе которого постепенно сформируется зрелая личность. В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых особое значение имеет патриотизм , в элементарном значении, как чувство любви к Родине . Э. К. Суслова отмечает, что быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру.

Развитию патриотизма человека способствует патриотическое воспитание . В Государственной программе и концепции по вопросам патриотического воспитания оно определено как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания , чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это понятие патриотического воспитания в широком смысле .

Патриотическое воспитание дошкольников определяется элементарнее. Важно сформировать у детей положительное отношение к Родине, помочь детям осознать себя неотъемлемой частью родной страны.

Патриотическое воспитание гражданина своего Отечества начинается с детства.

Важность патриотического воспитания подрастающего поколения подчеркивается правительством Российской Федерации, так как формирование отношения к государству, где живет человек, начинается с детства. Общеизвестно, что основы человеческого характера, его личности закладываются в детстве, потому важно, как можно раньше, знакомить ребенка с основными сферами общественной жизни, начинать формировать элементарные патриотические чувства . Эти чувства только зарождаются в дошкольном возрасте , но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности человека, отмечает Суслова Э. К.

Особенности патриотического воспитания детей в том , что они еще не могут воспринимать что-то далекое , неизвестное им. Для дошкольников важно их ближнее окружение. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.

При формировании патриотических чувств у дошкольников необходимо учитывать их возрастные особенности . Процесс познания должен происходить в предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир, у него возникают яркие эмоционально-насыщенные, запоминающиеся образы. Прежде всего, нужно формировать у дошкольников чувства привязанности к тем местам, где они родились и растут, так как именно с ними связаны яркие эмоциональные переживания.

Именно это имел в виду Л. Н. Толстой, когда отмечал : «Без Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». В иной форме, но об этом же писал известный русский писатель Л. М. Леонов : «Большой патриотизм , – отмечал он, – начинается с любви к тому, где живешь».

Н. К. Крупская указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение. Детей знакомят с природным и социальным окружением.

Чувства привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости.

Необходимо учитывать влияние на ребенка взрослых, которые его окружают. Это, в первую очередь, семья ребенка. Необходимо включать семью в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением, знакомить с особенностями у детей основ патриотизма .

Большое влияние на детей оказывает личность педагога. Никакие знания воспитателя не дадут эффекта , если он сам не будет любить свою Родину. «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя , – писал Ушинский, – потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был продуман, не может заменить личности в деле воспитания ».

Теоретической базой для изучения вопросов по теме «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста » могут стать идеи известных представителей отечественной дошкольной педагогики Н . К. Крупской, Р. И. Жуковской, Н. Ф. Виноградовой, С. А. Козловой, Э. К. Сусловой.

Н. К. Крупская отмечала важность краеведческого подхода в патриотическом воспитании . Она указывала, что основной источник впечатлений дошкольников – их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Р. И. Жуковская придерживалась идей Н. К. Крупской, видела последовательность патриотического воспитания дошкольников возрастным группам . Отмечала необходимость знакомства детей с людьми , связанными с краем, их трудом, с защитниками Отечества. Подчеркивала необходимость объяснения детям, что какой бы ни был край, в нем находит отражение что-то типичное для всей страны.

Н. Ф. Виноградова указывала на особую роль ознакомления дошкольников с природой в патриотическом воспитании детей . Она называла любовь к природе, как одно из проявлений патриотизма .

С. А. Козлова наряду с Р. И. Жуковской, Н. Ф. Виноградовой отмечает важность ознакомления детей с родным краем , о необходимости ознакомления с трудом людей. С. А. Козлова подчеркивает, что патриотизм начинается у детей с элементарного чувства привязанности . «Если ребенок ни к чему не привязан, как учить его патриотизму

Э. К. Суслова изучала вопросы патриотического воспитания , отмечала важность воспитания у детей уважения ко всем национальностям, так как Россия многонациональная страна. Такие как С. А. Козлова говорила о толерантности к другим народам и национальностям, говорила о недопустимости превознесения в каких-либо проявлениях, какой бы то ни было национальности. Занималась вопросами патриотического воспитания в игре .

Новицкая М. Ю. отмечает, что суть патриотического воспитания в дошкольном возрасте состоит в том , чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста необходима планомерная работа. В зависимости от возрастных особенностей детей педагог может использовать различные методы и приемы : прогулки и экскурсии, наблюдение, беседы, рассказы, использование картин и иллюстраций, чтение художественно-познавательной литературы. При работе с детьми необходимо учитывать краеведческий подход.

Патриотическое воспитание начинается с младшего возраста . Чувство любви к Родине у маленького ребенка начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада . Постепенно воспитывается любовь к Родине , формируется понятие «родина» . Постепенно чувство привязанности расширяется и углубляется.

Патриотическое воспитание начинается с элементарных представлений детей о себе . Постепенно знания углубляются и расширяются.

Для маленького ребенка Родина начинается с родных мест – с улицы, на которой он живет, где находится его детский сад. Воспитательную работу надо связывать с окружающей социальной жизнью и теми доступными объектами, которые окружают ребенка. Патриотическое воспитание в ДОУ можно отразить в схеме.

Схема последовательного знакомства детей с социальной действительностью.

я - семья / дом - детский сад - улица - район - город - край - страна

Система работы дошкольного учреждения по ознакомлению дошкольников с родным краем состоит из следующих блоков :

Что я знаю о себе;

Я и моя семья;

Мой детский сад;

Моя улица, мой город, мой город отличается от других;

Мой край, его особенности (социальное и природное окружение) .

Полноценная работа по воспитанию патриотических чувств детей через ознакомление с окружающим миром родного края возможна лишь при систематическом, целенаправленном подходе, учитывая возрастные особенности восприятия детей . Основой же должна стать личность педагога, любящего свою Родину, чтобы не автоматически навязать, а пробудить, воспитать в ребенке чувство любви к своей малой Родине, к своему городу, краю. Важно, чтобы работа велась в тесном взаимодействии воспитателя , детей и родителей .

На протяжении всего дошкольного возраста , начиная с младшей группы должна вестись систематическая, планомерная работа по патриотическому воспитанию детей . Должны учитываться возрастные особенности детей . Эта работа должна вестись с использованием различных методов и приемов должна органически охватывать практически все виды деятельности детей .

Педагоги должны понять, что воспитание патриотических чувств у детей процесс сложный и длительный, требующий от воспитателей больших усилий . Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах , в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств.

Образовательные области ФГОС обеспечивают личностное и познавательное развитие дошкольника.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС - актуальная задача, стоящая перед педагогическим сообществом.

Дошкольный возраст: время растить патриотов

Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм.

В младшем возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры.

Нравственность как основа патриотизма не может развиваться путём естественного взросления человека. Её формирует и совершенствует тот поток информации, который сопровождает ребёнка с самых первых лет жизни.

От того, в каких условиях находится и развивается ребёнок, какие средства и методы применяются для его воспитания, зависят в конечном итоге патриотизм и нравственность будущего гражданина.

Личность старшего дошкольника - это важное звено в цепочке преемственности поколений: определяя приоритеты воспитания будущих граждан с детского возраста, общество определяет путь, по которому будет происходить развитие страны через 20-30 лет.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанием духовно-нравственным.

Нормативно-правовая база

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС строится в соответствии с федеральной нормативно-правовой базой.

Её основу составляет Конституция, регламентирующая государственные символы, их описание и правила использования флага, герба и гимна РФ, а также определяющая общечеловеческие ценности, среди которых наряду с ценностями демократии, нравственности, российской государственности провозглашены патриотизм и интернационализм.

Приоритетная необходимость воспитания патриотизма у детей и молодёжи определяется программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», она ориентирована на период до 2020 года.

Базовые ценности и воспитательный идеал на национальном уровне регламентируются «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Отдельные российские законы направлены на практическое решение вопросов патриотической направленности, а именно: увековечена память воинов, которые погибли при защите Отечества, определены дни воинской славы.

Обозначенные в государственных документах приоритеты и направления деятельности, перекликаясь с основными положениями законов и стандартов, касающихся образовательной сферы, предопределяют патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС, то есть социализацию, формирование нравственно-патриотического сознания, инициативы и творчества детей младшего возраста.

Условия формирования патриотических качеств в дошкольном возрасте

ФГОС ДО определяет: нравственно-патриотическое воспитание дошкольников возможно только с учётом создания условий, которые будут способствовать социализации ребёнка в позитивном ключе, морально-нравственному и познавательному развитию формирующегося гражданина. Для этого ребёнок должен заниматься такими видами деятельности, которые соответствуют его возрасту, вызывают у него чувство радости, влияют на гармоничное развитие способностей умственных и физических.

Маленькие дети очень любопытны, эмоциональны, отзывчивы на чужую боль и радость. Это благодатное время для воспитания нравственности. В этот период формируются эмоционально-чувственный мир и мышление ребёнка, поиск себя в мире, окружающем его.

Познание мира начинается с восхищения: будь то утренний рассвет на берегу реки, куда ребёнок приехал с папой на рыбалку, или сверкающие капли росы, которые он увидел по дороге в детский сад, или захлёстывающие душу звуки торжественного марша во время парада в День Победы.

Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу - так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства.

Важным моментом в воспитании патриотических чувств является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.

Так, например, 4-7-летним детям трудно воспринять рассказы о войне, если их рассказывает ветеран, однако в процессе игры они пропускают события через себя, проникаясь гордостью за Отечество и стремлением защитить его от врага.

Моя родина

Тема «Патриотическое воспитание дошкольников» тесно переплетается с понятием «моя Родина».

Ребёнок должен как можно раньше понять, что его Родина - это Россия со своими собственными государственными символами и праздниками, национальными традициями. Это огромное государство, великая держава, единая для всех, кто родился на её территории, любит её и стремится сделать её красивее и сильнее.

Любить Родину - это значит быть ей полезным. А для этого надо многое уметь, многое знать. Помочь ребёнку осознать себя частью большой Родины - основная задача патриотического воспитания как базы для формирования истинного гражданина своей страны, готового служить интересам Отечества и защищать его, если придётся, даже ценой своей жизни.

«Моя Родина» - эти слова должны стать для ребёнка такими же естественными, как «мои родители», «мой город», «мой детский сад».

Современная система российского дошкольного образования одной из приоритетных задач выдвигает патриотическое воспитание в детском саду, где созданы педагогические условия, необходимые для решения этой задачи в полном объёме:

  • эвристическая среда, то есть насыщенная позитивными эмоциями и дающая ребёнку возможность для проявления творческой инициативы и самостоятельности;
  • прочный контакт воспитателей с семьёй ребёнка, выстраивание отношений взаимного доверия, привлечение родителей дошкольника к участию в педагогическом процессе ;
  • подготовленность педагогов к данному направлению деятельности, постоянное совершенствование профессионального уровня.

Основные задачи

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников определяет круг задач, стоящих перед педагогическим коллективом детского сада по формированию у юного гражданина:

  • любви к семье, дому, детскому саду, городу, области, стране в целом;
  • бережного отношения к истории;
  • понимания культурных традиций;
  • гордости за спортивные и культурные успехи представителей своего народа;
  • уважения к национальным особенностям своего народа;
  • толерантного отношения к другим людям;
  • нетерпимости к проявлениям социальных пороков.

Многогранные качества настоящего патриота формируются с младшего возраста. Происходит это бережно, постепенно, непрестанно в сопровождении любящих родителей и компетентных воспитателей.

Патриотическое воспитание: возрастные особенности

Патриотизм включает в себя:

  • содержательный компонент: ребёнок овладевает представлениями и понятиями о мире, который его окружает, в объёме, доступном его возрасту;
  • эмоционально-побудительный: ребёнок получает личные положительные эмоции по отношению к приобретаемым знаниям и окружающему миру, стремится расширить эти знания, испытывает потребность в социально значимой деятельности;
  • деятельный компонент: ребёнок приобретает систему нравственно-волевых качеств.

То, насколько успешным будет нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, зависит, в первую очередь, от верного распределения методов и способов воспитания в соответствии с возрастными ступенями и, соответственно, возможностями и психологическими особенностями детей разного возраста:

  • до четырёх лет ребёнок активно входит в окружающий мир, получает первые социальные представления, усваивает нормы общения людей;
  • в пять лет общественная направленность деятельности становится доминирующей;
  • в шесть лет эмоциональные переживания приобретают глубину и устойчивость, растёт осознанность деятельности, обогащается содержание нравственно-волевых качеств.

Старшие дошкольники

Патриотическое воспитание старших дошкольников осуществляется на качественно новом уровне: в этот период психологические особенности детей позволяют проводить специальную работу в данном направлении.

В старшем дошкольном возрасте у ребят расширяются возможности умственного развития - это ведёт к увеличению объёма знаний об общественных явлениях.

Взрослые, руководя процессом усвоения ребёнком системы новых знаний, формируют у старших дошкольников способности к анализу и сравнению, познавательные интересы, направленные в том числе на социальные явления.

В этом возрасте закладывается деятельное отношение к Родине: стремление и умение проявлять заботу о близких, делать то, что важно для других, беречь труд других людей, бережно относиться к природе, быть ответственным за свои поступки.

Появление мотивов социальной направленности деятельности - это основа формирования нравственно-патриотических качеств маленького гражданина.

Программа и мероприятия

Программа патриотического воспитания разрабатывается и утверждается в образовательной организации самостоятельно на основе ФГОС. Мероприятия по патриотическому воспитанию направлены на то, чтобы формировать у детей представления о мире, который их окружает, а также отношение к малой Родине и Отчизне.

Все мероприятия планируются с учётом особенностей и традиций конкретного детского образовательного учреждения, города, области. Наиболее эффективные и распространённые:

  • ознакомление детей с государственными символами Российской Федерации: гербом, флагом, гимном;
  • проектная деятельность в рамках празднования Великой Победы;
  • подготовка и проведение праздничных концертов для ветеранов, детей войны, тружеников тыла;
  • конкурсы стихов о Победе;
  • акции «Письмо солдату» и «Письмо ветерану»;
  • тематические встречи в городских библиотеках;
  • оформление стенда «Помню и горжусь», уголков Славы, уголков Героев;
  • тематические занятия «Города-герои», «Дети войны»;
  • беседы о природе родного края, родном городе, области, России;
  • тематические игры.

Патриотические чувства у дошкольников - это результат целенаправленной и систематической работы взрослых и их личного примера.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта