Главная » Беременность » Как научить читать малыша 4 лет. Как быстро и легко научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Как научить читать малыша 4 лет. Как быстро и легко научить ребенка читать по слогам в домашних условиях

Для каждого возраста существуют свои критерии сформированности навыков, которых стоит придерживаться, оценивая общее развитие ребенка. Если до 3 лет специалисты говорят о возможных вариантах нормы, то в 4 года эти критерии становятся более устойчивыми. Несоответствие большинству из них может свидетельствовать о проблемах в развитии, в то время как своевременно замеченные отклонения позволят скорректировать процесс воспитания и обучения, чтобы избежать отставания.

Содержание:

Внимание и память

Малыш хорошо ориентируется в знакомых местах, знает дорогу из детского сада домой или из дома до магазина. Можно притвориться, что мама забыла дорогу и предложить проводить ее. Это служит отличной тренировкой памяти и внимания. Специалисты советуют выполнять подобные упражнения ежедневно, ведь именно сейчас все психические процессы совершенствуются:

  • ребенок способен концентрировать внимание до 7 минут, а в поле зрения удерживает до 5 предметов;
  • запоминает события, произошедшие на текущей неделе, воспроизводит наиболее яркие моменты и их последовательность;
  • быстро запоминает стихи и тексты песен, сказки и детские рассказы;
  • узнает однажды прочитанное произведение по небольшому отрывку или иллюстрации к нему;
  • повторяет определенную сложную последовательность движений в игре, танце или гимнастике;
  • находит несколько признаков сходства или отличий на картинках, объясняя, в чем они заключаются;
  • находит и группирует предметы по определенному признаку самостоятельно;
  • собирает пазлы, состоящие из 6-10 элементов;
  • называет увиденные предметы по порядку, определяет, какой из них исчез;
  • повторяет произнесенную взрослыми цепочку слов;
  • посмотрев на сюжетные рисунки, может пересказать изображенные на них действия.

Мышление

Познавательный интерес ребенка достигает своего пика, именно в этом возрасте многие родители начинают подготовку к школе. Специалисты не против раннего обучения, но советуют проводить его не самостоятельно, а руководствуясь советами методистов, определяющих, что именно должен знать и уметь ребенок в 4 года:

  1. С этого возраста можно начинать обучение иностранному языку, поскольку малыш все легко запоминает, способен отличить слова родного языка от иноязычных.
  2. Запоминает буквы и цифры, считает до 10 и больше, соотносит названную букву и цифру с ее графическим изображением. Некоторые дети способны сами изобразить нужный символ.
  3. Без труда находит пару представленному предмету, «лишний» предмет в заданном ряду.
  4. Сравнивает два или несколько предметов по форме, размеру, расставляет их от большего к меньшему и наоборот.
  5. Сам подбирает антонимы (днем светло – ночью (?) темно), решает простые головоломки, загадки, логические задачи.
  6. Находит несоответствия на рисунках и объясняет их, предлагая правильное решение.
  7. Знает и различает не только простые, но и некоторые сложные геометрические фигуры.
  8. Определяет правую и левую стороны, показывает соответствующие руки и ноги.
  9. Учится ориентироваться в схеме сборки конструктора, способен сам соорудить несложные конструкции. Из кубиков строит не только башенки, но более сложные сооружения.

Видео: Чем занять четырехлетнего малыша. Развивающие игры.

Развитие речи

Словарный запас четырехлетнего ребенка растет стремительно. Он осваивает все новые слова, активно используя знакомые, узнавая значение незнакомых. Речь представляет не отдельные фразы, а связный текст с использованием сложных синтаксических конструкций: придаточных предложений и однородных членов. Минимальные речевые навыки ребенка в 4 года:

  • четко произносит гласные и согласные звуки;
  • умеет отвечать на вопросы, логично ведет диалог;
  • составляет связный текст до 6 предложений;
  • с легкостью описывает изображенное на картинке, может дать полное описание игрушки, увиденного, услышанного;
  • называет имя, отчество и фамилию, знает по именам своих близких и друзей, в детском саду называет воспитателя по имени и отчеству;
  • называет свой возраст, домашний адрес;
  • различает интонацию говорящего, сам может придать любую интонацию своей речи;
  • использует единственное и множественное число;
  • не путает мужской и женский род, согласовывает слова в роде, числе и падеже, правильно и к месту употребляет предлоги;
  • в разговоре использует все части речи, включая междометия, вводные и звукоподражательные слова.

Допускается, что ребенок может еще путать понятия «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи: «завтрак», «обед», «ужин». Нормой является западение шипящих звуков и [р]. В целом же речь малыша этого возраста понятна не только близким, но и посторонним людям.

Видео: Нормы речевого развития четырехлетнего ребенка.

Мелкая моторика

Специалисты отмечают взаимосвязь развития мелкой моторики ребенка, его речи и мышления. Развивая моторику, родители подготавливают руку малыша к письму. Мелкая моторика в этом возрасте должна быть достаточно развита:

  • ребенок без труда показывает по отдельности указательный и большой пальцы, несколько пальцев вместе;
  • нанизывает бусины средней величины на нитку;
  • завязывает и развязывает узлы на толстом шнуре, застегивает и расстегивает молнии, пуговицы, крючки;
  • учится правильно держать в руках кисточку, карандаш, ручку;
  • проводит линию по нескольким точкам, не отрывая руки, разукрашивает картинки, не выходя за контуры;
  • обводит фигуры по трафарету, может сложить из нескольких фигур одну: квадрат и треугольник – домик;
  • из пластилина лепит не просто шарики и колбаски, но и собирает элементы вместе, превращая их в снеговика или цветочек.

Ребенок должен неплохо владеть ножницами: уметь вырезать определенные фигуры по контуру. Очень полезным будет вырезание снежинок к новому году. Это и совместное творчество, и развитие фантазии, и прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.

Физическое развитие

В 4 года ребенок развит физически. Этот возраст характеризуется крайней подвижностью, ведь малыш понимает возможности своего тела и пытается поскорее их проверить. Развитие навыков совершенствуется с каждым днем:

  • ребенок хорошо и быстро бегает;
  • без труда забирается на вертикальную лестницу и спускается с нее;
  • прыгает в высоту и длину;
  • кидает мяч в заданном направлении далеко и точно, учится играть в футбол;
  • подтягивается на перекладине или кольцах (не без помощи взрослого);
  • преодолевает препятствия на пути.

Четырехлетнего ребенка уже можно отвести в спортивную секцию. Занятия укрепят мышцы и направят энергию малыша в правильное русло.

Эмоциональное развитие

Психологи настаивают на том, что в эмоциональном развитии малыш нуждается так же, как и в физическом. Мимика и жесты – это часть эмоций, освоить их сам ребенок вряд ли сможет, ему необходимо помочь. В этом возрасте он учится улавливать настроение близкого человека, сопереживать и утешать:

  • распознает настроение человека на фотографии или рисунке;
  • по просьбе родителей изображает мимикой ту или иную эмоцию;
  • может признать свою вину и попросить прощения;
  • выражает радость при приближении близких, пугается незнакомых людей.

В 4 года приходит осознание, что не все его шалости смешны, многие обижают или доставляют боль. Ребенок, порой, осознанно совершает подобные действия, проверяя, какие эмоции они вызовут.

Бытовые навыки

Ребенок должен уметь выполнять необходимые гигиенические процедуры без напоминания: чистить зубы, мыть руки перед едой и после улицы, контролировать физиологические потребности даже в ночное время. Некоторые малыши к этому времени предпочитают унитаз горшку. Дети едят самостоятельно, пользуясь столовыми приборами и салфеткой.

Одеваясь на прогулку, четырехлетний малыш выбирает вещи соответственно погоде, без труда одевается и раздевается. Многие уже знают переднюю и заднюю сторону в одежде, правую и левую ноги и правильно надевают обувь.

Социальная адаптация

Дети подолгу играют самостоятельно, однако игры со сверстниками для них предпочтительнее. Они очень общительны, стремятся к новым знакомствам. Преобладают ролевые игры, игры на проверку своей ловкости и физических навыков.

В этом возрасте ребенок способен порадовать родителей игрой в спектакле, замечательно справляясь с несложной ролью, рассказать со сцены стихотворение или спеть песню. Кстати, все малыши очень любят аплодисменты и похвалу.

Именно в этом возрасте приходит осознание пола. Девочки начинают интересоваться куклами, мальчики – машинами и самолетами. Девочек все чаще можно застать перед зеркалом, их привлекают красивые платья и мамины украшения. Мальчики стремятся помочь папам, с удовольствием разбирают его инструменты, помогают ремонтировать автомобиль.


Математика для детей 4 лет, что должен знать ребенок в 4 года? В 4 года ребенок уже обладает многими математическими знаниями. Ребенок в этом возрасте должен знать, как и где располагаются предметы: сверху, снизу, сбоку, сзади, слева, справа или посередине.

Геометрические фигуры в возрасте четырех лет для ребенка должны уже изучаться. В этом возрасте нужно знать ребенку цифры от 0 до 9. Ребенок должен уметь считать до десяти свободно, уметь расставлять в правильном и обратном порядке цифры от одного до 5-ти. Математика для детей 4 лет это и умение сравнивать количество: предметов, цифр и т.д. Малыш должен понимать чего меньше, а чего больше. Что выше, что ниже. Уже пора уметь правильно писать цифры. Безусловно, математика это основной предмет, который ребенок четырех лет просто обязан знать, точнее его азы. Что ни говори, а именно математика развивает в человеке, ребенке острый ум, учит выполнять логические задачи, задания, помогает мыслить гибко. При помощи математики ребенок учитывает форму и размеры предметов, учится ориентироваться во времени и пространстве.

Как обычно учат детей четырех лет азам математики

Начнем с такого вопроса: как учить малыша считать правильно. Все-таки особенность памяти ребенка состоит в запоминании ими чего-либо, что оказывает на них сильное влияние и вызывает какие-либо эмоции: удивление, интерес, испуг, радость и т.д. По этой причине очень важно, чтобы малышу нравилось заниматься математикой для детей 4 лет. Обычно малыш не сразу понимает, почему после десяти идет именно одиннадцать, а не иная цифра, а после двадцати идет двадцать один. Детям свойственно часто путаться и менять цифры местами или же вообще пропускать их.

Когда занятия малышу интересны, время летит быстро и ребенок и сам не успеет заметить, когда выучит все цифры.

К тому же, что очень удобно: для обучения счету не нужно обязательно сидеть за столом, а есть возможность передвигаться как угодно по помещению. Например, можно попросить посчитать малыша тарелки на кухне и сколько человек может поесть из пяти тарелок.

А как же учить малыша счету, чтобы ему было интересно это делать? В этом ребенку помогут стихи-считалки. Дома можно играться в магазин, детям четырех лет нравится процесс оплаты продуктов, вещей, игрушек и т.д. Можете даже поручить ему в магазине, расплачиваться за что-либо.

Стоит учесть, что просто зазубривать числа нельзя, нужно чтобы малыш усвоил, что цифры это количество. Ребенку четырех лет вы уже можете объяснять, откуда берутся цифры. В какое-то определенное время можно увеличить количество изучаемых цифр, на пять, потом десять, двадцать и т.д.

Для обучения математике ребенка 4 лет очень важно и играть с ним в специальные игры для этого.

Игра «Зайчики-мячики»

В этой игре взрослый помогает малышу познать пространственные характеристики мира изображений и предметов. Но так как возраст уже более трех лет полагает и изучение более сложных предметов, то сейчас нужно делать уклон и на количество. Пока детям еще нелегко дается счет, но сдаваться нельзя и нужно настаивая на своем заниматься с детьми математикой в свободное время каждый день.

Цели данной игры

Формировать умение ориентироваться на листе бумаги. Уметь правильно искать пространственные положения: справа, вверху, внизу, слева. Формировать умение сравнения многих предметов по их количеству. Уметь отвечать на такие вопросы как: чего больше, чего меньше при помощи выражений - «больше», «меньше», «столько», сколько», «поровну».

Для игры вам понадобится:

три карточки, разделенные по-разному на клетки

шесть изображений мечей: два маленьких, три очень маленьких, один большой.

Правила игры

Ребенку показывают игру зайчиков с мячиками, для этого положив мячики в клетку зайчиков.

Что делать в игре

Находить мячики нужной величины, определять на карточке пространственное направление заданное взрослым и раскладывать там мячики.

Вы должны рассказать ребенку, что зайчик или много зайчиков пожелали поиграть в мячик. Нужно предложить малышу подобрать мячик нужной величины: большой зайчик, значит большой мячик. Спросите ребенка: чего больше, чего меньше. Побудите его к ответу такими выражениями как: меньше, поровну, больше. Расскажите ребенку о том, как зайчик играл с мячиком: подбрасывал его вверх ил вниз, влево или вправо. Дети должны показывать то место, куда попал мячик: кладется мяч внизу, вверху, слева, справа от зайчика.

Нужно следить за тем, что делает ребенок, обращать внимание на ошибки ребенка, хвалить его за успехи.

Стоит обратить внимание на такой факт при обучении математике для детей 4 лет при помощи данной игры. Вы должны предложить взять мячик, который по своему размеру подойдет зайчику: маленький мячик - маленькому зайчику и т.д.

Игра под названием «Три медведя»

Наблюдая за малышом можно заметить, как он собирает без ошибок пирамидку, умеет хорошо складывать матрешку, собирать вкладыши-стаканчики. Только вот объяснить словами как предметы отличаются по величине, он не всегда может. Поэтому важно научить малыша не только просто подбирать предметы по величине, учить строить из них ряды в разных порядках: убывающем или возрастающем порядке, но и учить отражать свои любые действия в речи.

Цели данной игры

Формировать умение сравнения предметов по величине и учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке. Обучая математике для детей 4 лет учить их обозначать словами размерные отношения: поменьше - самый большой - самый маленький.

Для игры нам понадобятся такие предметы:

Карточка, которая разделена на три полосочки: на первой - самый большой медведь Михайло Потапыч, на 2-ой - медведь который поменьше - это Настасья Петровна, на третьей - самый маленький медвежонок Мишутка.

Много различных карточек со стульями, ложками, чашками, столами разных размеров три рисунка каждого из предметов, по размеру.

Правила игры

Нужно каждому медведю давать предмет в зависимости от того какая величина его. Сравните предметы между собой и скажите словами об итогах своего сравнения.

Действия в игре:

Подбирать предметы, которые разные по величине.

Вы должны предложить дать предмет каждому мишке: самому большому медведю - самый большой предмет и т.д. Нужно следить за действиями ребенка, обращать внимание его на ошибки, хвалить за успехи.

И чем раньше он освоит чтение, тем большие перспективы его ожидают в будущем. Life Reactor расскажет, как научить ребенка читать в 3 года в домашних условиях без насилия со стороны взрослого. Только искренний интерес и от полученных знаний!


Как правильно научить ребенка читать в домашних условиях - учим с помощью звука (фонетический метод)

Этим способом пользовались наши мамы и папы и даже бабушки! Он прост и не требует особой подготовки.

Положительный результат гарантирован. Поможет, если вы не знаете, как научить ребенка читать в 6 лет в домашних условиях, но для более раннего возраста, к примеру, трех лет - не подходит.

Известный учитель Ушинский внедрил метод в нашу реальность, пользуясь немецкими педагогическими наработками. И даже Лев Николаевич Толстой адаптировал звуковой способ с учетом особенностей русского языка.

Доказано, что человек мыслит буквами, за долю секунды собирая их в слова. То есть чтобы научится читать, нужно различать звуки и соотносить эти знания со словами.


Увлеките ребенка чтением с юного возраста

Нам повезло. В русском как слышится - так и пишется (в большинстве случаев), а если и есть разница, то на значение слова она не влияет. Обучение базируется на ряде принципов.

Сначала осваиваются звуки, их виды, выделяется каждый из них в слове, они сопоставляются с письменным обозначением (буквой). Затем из двух отдельных звуков формируются и разучиваются слоги («р» и «о»=РО, «м» и «у»=МУ и т. д.).

Структура усложняется до 3–4 букв в одном слоге, добавляется твердый и мягкий знак. Далее, родитель и ребенок проходят путь от освоения слов и фраз, а затем и целых предложений.

Кроха начинает «проглатывать» книги самостоятельно. Частично научить ребенка читать в домашних условиях могут помочь видеоуроки.

Если этот классический метод вам ближе прочих, начинайте подготавливать ребенка с самого детства - читайте ему сказки на ночь. Причем лучше всего будет выбор книг более сложных, чем те, к которым привык ваш ребенок.


Каждый родитель мечтает отправить своего ребенка в школу уже читающим

Это как равняться на старшего, успешного и талантливого товарища - полезно. Внутренний словарный запас будет расти и в будущем ребенок обгонит своих сверстников в развитии. Только позаботьтесь, чтобы дефектов в речи не было.

Узнать, как научить ребенка читать в 5 лет в домашних условиях поможет этот свод правил:

  1. Каждое занятие основано на принципе игры , весело и непринужденно.
  2. Выбирайте только оптимальное время для обучения. Малыш должен быть сыт, в хорошем настроении, бодр и замотивирован.
  3. Комбинируйте нагрузку. Переходите от умственной работы к физической, каждые 10 мин вносите творческий элемент.
  4. Начинайте с одного упражнения (около 5 минут) и постепенно увеличивайте длительность урока.
  5. Проявите фантазию и организуйте интересный, захватывающий процесс, где предмет, к примеру, ведет любимая кукла, а все учебные пособия - яркие и заманчивые.
  6. Никогда не применяйте явное или скрытое насилие. Это убьет всякий интерес.
  7. Задействуйте все каналы восприятия: путь он услышит, потрогает, увидит.
  8. Все, что изучили, вешайте на большой ватман в комнате. Дайте ребенку возможность, наталкиваясь взглядом на объект, вспоминать и закреплять уже изученное.

Совет: чаще выполняйте разнообразные упражнения. Например, пусть ребенок самостоятельно придумает слово, которое начинается на последнюю букву от предложенного вами (капитан-нос-солома).


Одним из наиболее эффективных считается метод Марии Монтессори

Как научить ребенка бегло читать в 4 года в домашних условиях - метод Марии Монтессори

Изначально Мария Монтессори работала с умственно отсталыми детьми и выяснила, что особая развивающая среда и свободный доступ к простым предметам обихода значительно повысили их способности.

Чуть позже изучение окружающего мира без вмешательства взрослых и ее революционный метод помогли абсолютно здоровым детям опережать своих сверстников в развитии как минимум на 3 года!

Разработки Монтессори стали основой для открытия множества специализированных детских садиков и школ для быстрого изучения языков.

С ней задача, как научить ребенка читать по-английски в домашних условиях, не является сложной и тем более не может считаться недосягаемой.

Методика основывается на ее личных открытиях:

  1. Каждый ребенок - индивидуален. Главное - не мешать ему развиваться самостоятельно. Возраст, темп постижения знаний и прочее могут отличаться от мнимой нормы.
  2. Задача родителя - не обучать, а выявить момент наступления сенситивного интереса к языку и просто дать возможность узнать все самому. Она считала, что развитие речи происходит с рождения до шести, сенсорное - с рождения до пяти, а социальное - с двух до шести лет.
  3. Интерес к чтению обычно возникает с четырех лет и длится еще несколько. Это оптимальный возраст для изучения родного или иностранного языков. Хотя руки для письма стоит подготавливать, начиная с двух с половиной лет.
  4. Для плодотворной работы следует подготовить так называемый «монтессори-материал» - это предметы для лучшего постижения учебного материала. Также стоит позаботиться об особой обучающей среде.

Помните, что каждый ребенок индивидуален

Все предметы должны быть в любое время доступны ребенку, полки соответствовать его росту. Каждое место разделено на зоны: практическую, математическую, языковую, сенсорную. Комплект материала только один.

Это обеспечит поочередное использование его без подсказок и подглядываний, плюс малышам придется самостоятельно договариваться, чья очередь, а значит налаживать социальные контакты.

Монтессори-материал (игрушки) тоже следует сделать особым:

  1. Отвлекающие, яркие цвета исключаются.
  2. После одного наглядного примера ребенок должен уметь с ними взаимодействовать самостоятельно.
  3. Игрушки просты и понятны. Головоломки только вносят сумбур в юные головы.
  4. Как научить ребенка читать в 7 лет в домашних условиях? Используйте необычные предметы, например, геометрические фигуры.
  5. Выбирайте подсобные материалы, привлекательные для целевой аудитории.

Попробуйте методику Монтессори

Выберите, какой язык будет осваивать ваш сын или дочка и, исходя из этого, создайте карточки со словами и картинками. Добавьте в набор мелкие предметы для развития фонематического слуха, ножницы для вырезания.

Изготовьте тактильный алфавит, рамки-вкладыши (геометрические фигуры из пазов вытаскиваются с помощью ручек), большое блюдо с манкой для письма и пр. По желанию оборудование можно купить в специализированных магазинах.

Вначале займитесь заштриховыванием рисунков и обводкой рамочек. Это поможет сформировать твердость пальцев и будущую технику. Затем давайте ощупывать тактильно приятные буквы, отвечайте на сопутствующие вопросы малыша.


Не забывайте о том, что ваш ребенок в первую очередь личность

После изучения небольшого количества согласных и гласных начинайте потихоньку составлять слова (используя перестановку букв из алфавита). Следующим шагом становится переход к письму.

Не торопите ребенка и дайте работать с индивидуальной скоростью. Он может долго вырисовывать одну и ту же букву, это нормально.

Дайте возможность крохе действовать самостоятельно, не одергивайте. Пусть в конце он сам соберет игрушки и разложит все на свои места.

Совет: переделывать работу малыша или критиковать не стоит. Вы скорее наблюдатель, чем строгий учитель.


Уникальная методика Гленна Домана: развиваем ребенка во всех направлениях

Автор методики считает, что раскрывать высокий умственный потенциал малыша можно и нужно с самого рождения. И нет чудесней учителей, чем родители. Только они любят и понимают малыша на 100%.

Смешно думать, что посторонний человек справился бы с поставленной задачей лучше. Ключ к методике - стимулирование определенных зон мозга и развитие в разных направлениях.

Маленькие последователи школы Доман могут не только читать, но и писать на родном и нескольких иностранных языках, открывают в себе музыкальный и спортивный дар.

Дети способны развиваться сразу в нескольких направлениях, ведь жажда к знаниям у них присутствует с рождения.


Не торопите ребенка и дайте работать с индивидуальной скоростью

Для освоения этого метода, следует понимать несколько моментов:

  1. В период роста ребенок проходит 7 стадий развития. Они соответствуют 7 разделам мозга, которые и регулируют деятельность. Способности постепенно повышаются до 7 лет. После этого возраста научиться чему-либо будет намного сложнее, поэтому начинать следует как можно раньше.
  2. По мнению Г. Домана маленькие дети больше всего на свете хотят учиться. Только вспомните, сколько раз за день он задает вам вопросы про все вокруг. Просто взрослые привыкли отмахиваться от таких порывов ребенка.
  3. Похвала - главный стимул. Учить стоит лишь тому, к чему проявлен интерес. Любое насилие может все испортить.
  4. Буквы - абстрактные понятия, которые в жизни не встречаются. Сразу осознать, что это такое - сложно. Слова можно объяснить, поэтому они предпочтительны. Отложите букварь подальше.
  5. Получать удовольствие от урока должен и малыш, и родитель, это совместный процесс. Лучше сделать паузу, чем морально насиловать себя.
  6. Начинать обучение нужно с рождения, идеальное время: от 0–5 лет. В комнате не должно быть отвлекающих предметов (животные, игрушки, раскраски).
  7. Детская психика быстро схватывает новое, но и забывает его тоже стремительно. Периодичность уроков играет особую роль. А также темп. Показывайте карточки быстро, не повторяйте их позже. Важно сохранить живой интерес к предмету.
  8. Плохое настроение является серьезным поводом, чтобы отложить занятие.
  9. Никто не любит экзамены. Не проверяйте знания ребенка до тех пор, пока он сам не захочет похвастаться перед вами.

Изготавливаются карточки из плотного белого картона, рисовать на нем лучше толстым красным маркером. Всегда сохраняйте одинаковый шрифт. Со временем цвет заменится на черный, а буквы будут постепенно уменьшаться.

Первые несколько десятков карточек должны быть известны чаду и выражать окружающие предметы и знакомые понятия (мама, собака, пирожок).

Показывайте карточку, проговаривайте слово слух и переходите к следующей без лишних объяснений. После пятой похвалите малыша и закончите. На очередном уроке трижды покажите старый материал и столько же новый.

Следующий этап - изучение по группам предметов обихода, личных вещей, домашней мебели и т. д.


Обучение должно доставлять ребенку удовольствие

После этого переходите к исследованию глаголов, словосочетаний, цветов и комбинаций. Пример: синяя роза, желтый стул, белый снег. После этого объясните значение антонимов.

Сделайте самодельную книжку, где словесно и с помощью картинок приводится несколько предложений. Ребенок должен сам проговорить их. Увеличивайте количество слов, делая их веселыми, возможно даже нереалистичными: «Красная груша летит в небе», «Девочка веселит носорога» и пр.

Новый этап - чтение небольшой книги (словарный запас - до 100 слов). Возможно, вам придется сделать ее вручную.

Совет: обязательно заведите «дневник матери» - настаивает автор методики. Это поможет точно отследить прогресс и слабые места в знаниях крохи.

https://youtu.be/iX2OJrL3Hk4?list=PLYuRHPRuzQOipmBtvdhazbVQ5CqpTDjY3

С чего начинается чтение? Конечно же, с изучения букв, скажете вы. А вот и нет! Освоение азбуки — лишь одно из четырех умений (причем последнее), которыми ребенку предстоит овладеть, чтобы научиться читать. Итак, с чего же начать родителям, которые готовы заняться обучением чтению своего малыша?

С чего начать обучение чтению? Прежде чем дети начнут читать, им необходимо развить четыре базовые способности:

  • приобрести хороший словарный запас,
  • уметь рассказать историю,
  • понять, как звуки складываются в слова (ученые называют это «фонологическим осознанием»),
  • освоить азбуку (или «письменный код»).

Сегодня поговорим о том, почему так важны первые два умения и как их развить.

Словарный запас

Чтение лишь дополняет языковую систему, которая у детей уже имеется. Это означает, что ребенок, который в совершенстве владеет речью, будет иметь преимущества, когда дело дойдет до чтения.

На самом деле объем словарного запаса — это самый верный предсказатель последующего развития способностей в области чтения и грамотности. А лучший способ расширения словарного запаса — это говорить, говорить, и еще раз говорить.

Исследователи обнаружили, что, даже не сознавая того, родители соотносят свою манеру речи с уровнем . Причем, похоже, они практически всегда действуют с небольшим опережением. Так что если, например, ребенок разговаривает преимущественно предложениями, состоящими из трех слов, родители склонны добавлять к своим предложениям одно-два слова, но не говорить целыми параграфами, как в разговорах с другим взрослым.

Мастерство рассказчика

Второй критически важный навык для умения читать — это мастерство рассказчика. Оказывается, умение рассказывать истории — это один из мостиков, которые помогают детям перейти от устной речи к чтению.

В своей чудесной книге «Истории, которые рассказывают дети» профессор Сюзан Энгель одаривает нас полузабытым искусством рассказывания историй и показывает, как этот навык развивается у детей. Она приводит, например, одну историю, рассказанную двухлетним ребенком своей матери: «Мы играли в „кошелек или жизнь“. Мне дали конфету, большой красный „чупа-чупс“, и я потерял шапку» .

В качестве контраста она приводит следующую историю, рассказанную пятилетним ребенком, — историю гораздо более развитую и подробную.

«Знаешь, что? Знаешь, что?! А к нам на балкон чуть не залез енот! Большой, огромный енот. Он сидел на дереве и пытался съесть птичкину еду. И мы хотели спугнуть его, но мама не хотела, чтобы папа его спугнул. Но он все равно его спугнул, бросил в него камешком, и енот убежал! Может быть, он пошел за своими друзьями, и теперь все они придут обратно, чтобы съесть птичкину еду?».

Хорошая история включает в себя вступление, которое обрисовывает обстановку и некоторых персонажей, постановку некоторой проблемы, цель, сценарий, благодаря которому действующие лица осмысленно движутся к цели, а также концовку, в которой персонажи достигают цели.

По мере того как дети становятся старше, они добавляют больше элементов в структуру рассказа. История двухлетнего ребенка имеет завязку и концовку, но ей недостает тех деталей, которые присутствуют в истории пятилетнего ребенка. К 9 годам в рассказах детей присутствуют все эти компоненты.

По мере взросления ребенка становится более изощренной не только структура его рассказов, но и язык. Истории двухлетнего ребенка часто сосредоточены на местоимении «я», в то время как детям постарше легко рассказывать истории о других людях или о вымышленных персонажах.

Учимся читать: как помочь ребенку стать рассказчиком

К счастью, детям от природы свойственно получать удовольствие от рассказывания историй, и мы можем многое сделать, чтобы развить их способности. Профессор Энгель предлагает несколько способов.

Профессор также предлагает нам реагировать по существу . Задавайте вопросы и слушайте ответы с целью понять ребенка, а не поправить.

И наконец, сотрудничайте: самые лучшие истории получаются, когда мы распространяем сказанное детьми .

Как понять, умеет ли ваш 3-5-летний ребенок рассказывать истории? Проведите такой эксперимент . Купите новую иллюстрированную книжку. Подойдет любая детская книжка с картинками, в которой есть связный сюжет. «Прочтите» такую книжку вместе с ребенком и обратите внимание на то, каким образом малыш излагает свой рассказ. Описывает ли он обстановку? А персонажей? Задает ли он задачу, ставит ли цель, определяет ли решение задачи?

Вы можете ставить этот эксперимент примерно каждые полгода и наблюдать, как растет умение вашего ребенка рассказывать связные истории. Ведите дневниковые заметки, описывая, как он рассказывает одну и ту же историю, становясь старше. Вот будет здорово заглянуть в эти записи, когда ребенок начнет сам писать рассказы!

Еще один способ развить мастерство рассказчика — побуждать ваших 3—5-летних детей к самостоятельному составлению историй . Рассказ о себе нетрудно придумать. Задайте ребенку начало примерно такой фразой: «Самое смешное, что случилось со мной сегодня, — это...» Или такой вариант: «Самое лучшее, что сегодня случилось со мной в детском саду, — это...», а потом дайте ребенку возможность развивать историю самостоятельно и наблюдайте, какие у него возникнут мысли.

Дайана Айер американский детский психолог

Обсуждение

Отвечу на все интересующие вопросы пишите на почту ([email protected])

Комментировать статью "Как научить ребенка читать? Буквы подождут!"

Как научить ребенка читать?. Обучающие программы. Образование детей. Как научить ребенка читать? Может есть какие программы или методы... я не педагог) но к школе подготовиться хочется) В детском саду кроме алфавита ничего не учат (Сажаю, начинаю что...

Нашему было 10 лет в 4 классе. Читал хорошо, т.к. его научили это делать повара ДД. У ребенка могут быть логопедические проблемы, и из-за этого он не может читать. Моему ребенку тоже 10 лет, дома с 3 лет, 4 года посещали хороший логопедический сад, во 2-3...

Как научить ребенка читать? Буквы подождут! Доман это не значит только карточки сейчас народ перешел на призентации которых в нете привеликое множество. Очень помогло в складывании букв в слога то, что учили как буква произноситься (то есть звучит...

Родители научили детей произносить буквы (вэ,гэ и т.д.), а не звуки (в,г). Ребенок запомнил, чему его научили и не может понять папа. тоже было, правда года в 2 - читал МАМА, как Мама А Мама А. А вообще по многим рекомендациям лучше учить с ребенком слоги, а не буквы.

Как научить ребенка читать. На днях я разговаривала с директором очень престижного детского сада, умнейшей женщиной, которая как научить сливать буквы в слоги? в букваре Жуковой есть раздел Учимся соединять буквы. 1. Учить слиянию букв в один слог нужно так...

Как научить читать? Опытные мамочки! Помогите советом, плз Ребенку 5 лет. Хочет научиться читать, но никак не поймет принцип соединения в слоги. еще нам подарили детский компьютер - меленький гений, там буквы произносятся не как звуки а как в алфавите они идут...

Научить читать неусидчивого мальчика в 4 года??? Это из области фантастики. Как научить усидчивости? Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков.

А зачем? зачем ребенка УЧИТЬ читать в 3 года? Она же не просит Вас научить ее читать, значит ей еще рано. Мой брат научился читать сам в 4 года, а я в школе в первом классе. Ну и что? оба любим читать. А вот подруга, приложив массу усилий, научила ребенка читать к 5...

Раздел: Что читать ребенку (что читать в 4 года мальчику). Вслух читает, на мой взгляд, не очень хорошо: с запинками, невыразительно; но технику чтения теперь, в четвёртом классе, слава Богу, уже не как научить читать? А зачем? зачем ребенка УЧИТЬ читать в 3 года?

Как научить ребенка читать? Буквы подождут! Конечно же, с изучения букв, скажете вы. (ИМХО, лучше сперва научиться говорить, а потом уже читать и подводить под этот разговор какие-то грамматические правила (заметьте, именно так мы учим Буквы могут означать один...

3. Павел Тюленев считает, что можно научить читать ребенка в этом возрасте: «При нормальных условиях развития ХОДИТЬ, ГОВОРИТЬ и ЧИТАТЬ ребенок может начинать практически одновременно – в период между первым и вторым годом жизни.

Моя дочь научилась читать в 4 ,5 года. Как научить ребенка читать? Моим детям по 6 лет, а читать они никак не хотят, не интересно им. Я сама работаю, хотя наверно, это не оправдание, но теперь, сходив в школу, поняла, если мы за 2 месяца не научимся читать и пересказывать...

Нельзя начинать учиться читать, когда у ребенка серьезные проблемы с общим развитием речи, с произношением (полная "каша" во рту), со слухом и т.д. Если дело только в неверном произношении нескольких звуков, то это не может служить препятствием к обучению чтению.

Как научить читать правильно? Чтобы ему читали - не выносит:((. Книжками пользуется своеобразно - смотрит картинки и требует У нас в классе есть мальчик, который научился САМ читать в 4 года (читал про себя запоем), а первые слова у него появились в 6 лет.

Как научить ребенка читать? Буквы подождут! Мы пока только буквы учим (2.5 года)... Пусть пока не бегло, но набираем темпы день за днем... Недавно купила книгу * Как научить ребенка читать * Ольга и Сергей Федины,Айрис-пресс,В Москве по адресу-пр,Мира...

Как научить ребенка читать? Буквы подождут! Учим малыша читать. Учим малыша читать: как и когда начинать занятия. Описание наиболее популярных методик обучения чтению детей в возрасте от младенчества Овладение языком, точной, правильной устной и...

Уровень развития читающего ребенка гораздо выше, чем у того, который читать не умеет. Кроме чисто технического умения читать, с Если правильно подойти к делу, то в 4 -5 лет научить читать гораздо проще, чем в 6-7, когда трудно преодолеть психологические барьеры...

Обычный ребенок итак легко и просто научится читать в 6-7 лет. В 3 года лучше развивать его эмоционально. Конечно, знакомиться с буквами никто не запрещает, но, поверьте, знание букв даже в этом возрасте, это не показательно большого умственного развития.

Недавно купила книгу * Как научить ребенка читать * Ольга и Сергей Федины,Айрис-пресс,В Москве по адресу-пр,Мира 106,киоск,Методика похожа на Зайцева,без кубиков, Дети должны знать буквы,Ниже поищите информацию о том,как мама учила своего ребенка читать с...

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

На что обратить внимание?

С ребенком постоянно нужно заниматься. Обратите внимание на следующие направления:

Развитие антиципации (или предугадывания). Когда взрослый человек читает, то он предугадывает следующие далее слова, словосочетания, смысл, видит структуру и у него появляется общее видение текста. Ребенок не владеет чтением в такой степени, он распознает напечатанное на уровне слогов и следующего слова. У него все силы направлены на это, поэтому он не понимает что читает, а нужно же еще видеть подтекст, смысловое значение каждого слова в отдельности и всей фразы целиком…

Развитие памяти, внимания, восприятия, ускорение мыслительных операций. Половину времени на обучение быстрому и качественному чтению нужно тратить именно на формирование интеллектуальной базы, а потом уже начинать работать с текстом. Смысл не в том, чтобы научить ребенка скорочтению, а в том, чтобы ускорить мыслительные операции, те самые когнитивные навыки, которые являются познавательными. Именно благодаря им у малыша появляется развитие в чтении, в письме, в счете и так далее. Учтите, сами по себе эти навыки не развиваются. Соответствующие упражнения вы найдете в статьях и .

Формирование интереса к чтению. Для этого нужно стараться ребенка. Отсутствие интереса - результат неправильного обучения, которое может убить желание ходить в школу и познавать что-то новое.

Развитие мелкой моторики и физическая подготовка. Каждый родитель должен знать . Это готовит руку вашего малыша к письму, формирует у него красивый почерк. Упражнений для огромное количество. К ним относятся все виды творчества, например, оригами, аппликации, квиллинг, шитье, лепка, пазлы и так далее - главное найти то, что нравиться именно вашему малышу и предоставить ему все условия и возможности.

Вас может удивить, но спортивные секции, танцы, турпоходы, подвижные игры, зарядка, прогулки и так далее тоже очень важны для развития навыков чтения.

Чего делать нельзя?

Как быстро? Многие родители думают, что для этого нужно заставлять прочитывать за раз много страниц. Но в итоге вы рискуете наткнуться на сопротивление, что может привести к замкнутости и усугубиться нежеланием учиться дальше. Не нужно подавлять волю ребенка!

  • короткие слова тем, кто только научился (3 и 5 букв) и столько, сколько сможет сам;
  • короткие тексты тем, кто читает 30 слов, постепенно наращивая объем;
  • 1-2 страницы тем, кто читает 60-80 слов, начиная с одной страницы и, если ребенок не устал, можно давать вторую; этим детям разрешайте читать про себя;
  • 2-8 страниц тем, кто читает более 120 слов, начиная с двух страниц и постепенно прибавляя их количество.

Если в школе задали 10 страниц, а для вашего ребенка это многовато, можно с ним меняться - он читает одну страницу, вы следующую и так далее. Таким образом, вы будете давать ему возможность отдыхать, и процесс не вызовет в нем неприязнь.

Как тренировать ребенка?

Предлагаем несколько эффективных упражнений для детей любых возрастов, которые читают с разной скоростью:

1. Отработка отрывков

Суть в следующем: к действительной скорости чтения прибавляем 30 слов. То есть, если ребенок читает 30 слов, прибавляем ему еще 30, в итоге он будет отрабатывать 60. Тем, кто может за минуту одолеть 60 слов, даем текст из 90 слов и так далее. Отрывок нужно прочитать три раза подряд. В первый раз малыш, скорее всего, будет неуверенным и медленным, за одну минуту он не справится со всем количеством слов: прочтет или половину, или больше, но не до конца. Задача - научиться преодолевать этот отрывок до конца ровно за 1 минуту. То есть каждый день нужно по три раза читать выбранный текст до того момента пока не получится попадать в одну минуту. Отработка отрывка должна идти вслух, потому что наша задача дойти до 180 слов в минуту.

2. Чтение «Волной»

Это упражнение подходит детям, которые, не напрягаясь, читают как минимум 50-60 слов в минуту и более. Сначала дайте ребенку прочитать текст в обычном положении, потом поверните книгу на 90 градусов - пусть он прочтет отрывок так, затем вверх ногами и, наконец, на 180 градусов по отношению к нему. Начинать нужно с нескольких предложений и довести в итоге до целой страницы. Есть такой интересный показатель - если дать ребенку прочитать текст вверх ногами, то вы можете узнать его настоящую скорость.

3. Чтение таблиц звуков, слогов, слов

Это очень эффективное упражнение для тех, кто читает 30-60 слов. Оно помогает выйти с послогового чтения на пословное, ускорить распознавание букв и слогов. Таблицы нужно читать правильно: только столбиками, на время (30 секунд - одна таблица), результаты - записывать (для того, чтобы отслеживать динамику), начинать необходимо с одной и стремиться выйти на чтение трех за раз. Следите, чтобы ребенок произносил на одном дыхании пол столбика - это поможет в будущем отрабатывать интонацию. Таблицы вы можете написать сами или найти в книге С. Г. Зотова «Повышение скорости чтения».

4. Чтение с пересказом - 1-2 стр, 4-8 стр

Такое упражнение нужно обязательно выполнять каждый день. Если совсем плохо, тогда вы можете делать это сами, а малыш пусть пересказывает. Сначала попробуйте учить пересказывать по абзацу, находить его суть. Затем переходите к полному тексту. При этом не нужно заставлять ребенка говорить все подробно от третьих лиц - пусть он расскажет в общем какие были события, кто участвовал и чем закончилось.

5. Текст-рассуждение - 12 предложений на заданную тему

Обычно это упражнение проводится с детьми 3-4 классов. Им дается некая мысль, проблема, какое-нибудь утверждение или вопрос, и ребенок должен развернуто порассуждать на заданную тему. Следите, чтобы его предложения были логичными, шли друг за другом в единой связи и их было не менее 12. Поэтому обязательно давайте время на обдумывание - где-то 5-10 минут. Фактически это психологическая подготовка к устному экзамену в будущем.

Ежедневные тренировки

Определимся, какие упражнения могут входить в ежедневные тренировки с ребенком, чтобы научить его читать быстро и качественно:

  1. Задания на развитие памяти, внимания, логики, антиципации (обязательно).
  2. Работа с отрывком на 60-80, 120-180 слов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  3. Чтение вверх ногами, боком (по желанию).
  4. Чтение трех таблиц 1-2 раза в день (по желанию).
  5. Пересказ небольших текстов (обязательно, можно совмещать со школьными домашними заданиями).
  6. Развитие мелкой моторики (обязательно).

Имейте в виду, что нельзя заставлять ребенка тренироваться, если он устал или болеет. Результат вы не получите, поскольку все силы его организма будут уходить на восстановление.

Если ваш график позволяет, то можно делать две тренировки в день: утром и вечером. И запомните: одно занятие - наработка, второе - закрепление. Даже если вы работаете с ребенком раз в день, на следующий должно быть закрепление пройденного «вчера» материала. Утреннюю тренировку не проводите больше 30 минут, а вечернюю - 10-15 минут. В первое занятие старайтесь делать все, что указано в списке выше. Во второе - пусть ребенок прочитает отрывок только один раз и только одну таблицу, а если останется время, то можно заняться пересказом или выполнить пару заданий на развитие памяти, внимания или моторики.

Обязательно попробуйте с ребенком данную методику и поделитесь результатами в комментариях к статье.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта