Главная » Мода » Использование технологий триз в экологическом воспитании дошкольников. Использование триз в экологическом воспитании дошкольников

Использование технологий триз в экологическом воспитании дошкольников. Использование триз в экологическом воспитании дошкольников

Транскрипт

1 ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников. Сегодня экология не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это мировоззрение. Поэтому на первый план в системе работы по экологическому воспитанию необходимо вывести формирование основ экологического сознания, понимания общих законов развития материального мира, а не просто набор сведений о природных объектах и явлениях. Процесс формирования личности в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему научных природоведческих знаний. Чтобы эти знания стали частью внутренней культуры и начали влиять на систему потребностей, диктующих мотивы поведения ребенка, необходимо сделать их приобретение и усвоение эмоционально окрашенными радостью от встреч с природой, стремление глубже понять ее, эмпатией, любовью к родной земле, чувством ответственности перед ней. Маленький человек должен постепенно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского, экологического плана), которые поставит перед ним жизнь, полная противоречий и проблем. Чтобы научиться решать их, требуется сформировать определенный образ мышления, раскрыть творческий потенциал каждого ребёнка. Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий. На мой взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире. В повседневной жизни ребенок сталкивается с незнакомыми предметами и явлениями природы. Непосредственный опыт ребенка не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, для установления зависимостей между ними. Установить постоянные и необходимые связи и отношения между значит открыть закон. Ребенок сделать этого не может, поэтому ему следует помочь дать способ познания мира, а не просто вооружить знаниями. ТРИЗ технология как универсальный инструмент используется в различных видах деятельности: продуктивной, игровой, познавательной (опытно экспериментальной),

2 бытовой и находит отражение в рисунках, рассказах, движениях, поделках, и конечно в играх. Учитывая актуальность данной темы и педагогическую ценность ТРИЗ технологии определила цель и задачи: Цель: создание условий для экологического воспитания дошкольников. Задачи: 1. Создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе; 2. Развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире. 3. Привлечь внимание родителей к данной теме, вооружить их элементарными знаниями и навыками в использовании ТРИЗ технологии. Изучив ТРИЗ технологию, опыт работы в данном направлении других педагогов, я определила основные методы и приемы, по решению задач экологического воспитания. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. Расскажу о некоторых из них: - Метод противоречия (проблемные ситуации). Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия начала с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо плохо». Дети отвечали, что хорошо, что плохо на примере природных явлений «Мороз это хорошо, потому - что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз - это плохо, потому что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т.д.» Иногда делила детей на группы одна группа говорит, что хорошо, а вторая что плохо. В методе противоречий также использовала игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения. На примере животных: Волк злой, а лиса хитрая (повадки) Волк серый, а лиса рыжая (внешность) Олень большой, а заяц маленький (размер) Собака живет в будке, а медведь в лесу (среда обитания) Петух - птица, а кошка - животное (вид) В старших группах этот вариант игры используется для того, чтобы наделять животных обратными качествами. «Заяц был трусливым, а стал храбрым; был маленьким, а стал большим». Так же один из вариантов решения противоречия - игра «Опасно не опасно» например: собака опасна, когда её дразнишь. Игра «Нравиться - не нравиться» например: нравится, что лось высокий, не нравится что нельзя сесть и покататься. - Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов

3 решений, в том числе самых фантастичных. Отличительной особенностью метода является запрет на критику и оценку. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот метод я использовала для решения различных экологических проблем. Например: «Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?» и т.д. Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является - синектика. В основе метода синектика лежит использование различных аналогий: прямой, функциональной, фантастической. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать. - Прием прямой аналогии начала использовать с детьми младшего возраста. Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными объектами. Игры «Кто на что похож?», «Узнай меня» (по внешнему виду). Например: на что похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т.д. В старших группах эти сравнения усложняются. - Прием функциональной аналогии. Игра «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т.д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т.д.) Очень интересный - Прием фантастическая аналогия. Дети сравнивают животное (птицу) с его игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т.д. прототипом. Например: что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная? Этот прием я начала использовать с детьми среднего возраста как часть занятия по познавательному развитию, рисованию, лепке, аппликации, в наблюдениях за живым объектом. - Прием эмпатии. Использую с младшего возраста. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту. Игры эмпатии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение. Обучение этому объекту я проводила поэтапно. Сначала я сама рассказывала, что чувствую в роли того или иного объекта, мой рассказ могли дополнять дети. Потом дети сами рассказывали, что представили или почувствовали в роли объекта, а я дополняла, уточняла и расширяла их представления. Итогом было самостоятельно рассказать, без помощи взрослого, о том. Что представил или почувствовал ребенок в роли объекта. Ребенку трех лет проще почувствовать себя живым объектом и показать несложные действия и рассказать что чувствует объект. Поэтому мы с детьми перевоплощались в кузнечиков, которые устали прыгать, в зайчика который спрятался за пеньком, медведя который спит в берлоге.

4 Детям среднего возраста я предлагала отождествить себя с рукотворным объектом и найти выход из проблемной ситуации. «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?». - Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). («Что было бы, если бы..?»). Например: что было бы, если бы не было воды? Этот прием широко использую в практике. И, конечно, он приносит свои результаты. - Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Он позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Метод фокальных объектов начала использовать со средней группы как и рекомендуется, т.к. дети уже знают характерные особенности, повадки животных и птиц; знают основные отличительные признаки диких и домашних животных, и птиц на основе этого можно создавать фантастический образ животного, птицы. Как мы с детьми проводили эту игру. Предлагала детям выбрать 2-3 объекта, потом назвать их признаки (не менее 4 для каждого) сама фиксировала. То что говорят дети. Потом я предлагала перенести эти признаки или значения признаков поочередно на фокальный объект. Например: задуманное слово весна (т.е фокальный объект). Называем еще два - три объекта, солнце, кошка. Называем признаки этих слов солнце - лучистое, яркое, теплое, светлое. Кошка - черная, мягкая, серая, гладкая. Теперь переносим эти признаки на фокальный объект: весна лучистая, весна черная, весна серая, весна теплая. Затем с детьми обсуждали каждое сочетание, лучше обыгрывать через игры «Хорошо - плохо», «Нравиться не нравиться», «Удобно - неудобно». Итогом можно организовать продуктивную деятельность: рисование, лепка, предмета с необычными свойствами или составление сказки. - Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. Очень важно при ознакомлении детей с окружающим миром показать: все, что нас окружает, взаимосвязано, состоит из частей и частью чего - то является. Этот метод я использую с младшей группы. В этом возрасте не обязательно строить перед детьми экраны, достаточно строить занятия, давая объект (систему) в целом. Для знакомства с детенышами животных я использовала системный анализ по горизонтали: Зайчонок - заяц - зайчище Волчонок - волк - волчище По вертикали, знакомила с частями тела животных и средой обитания. В старших группах используются все 9 экранов. - Метод маленьких человечков заключается в использовании ассоциативных рисунков для объяснения изучаемых объектов. Знакомила с этим методом детей со среднего возраста. С помощью этого метода дети составляли схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии или

5 сами становились этими человечками. С помощью метода маленьких человечков дети отображают переход объекта из одного состояния в другое, например: «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар». Опыт работы показал, что дети с большим интересом осваивают предложенные методы и приемы и успешно их применяют. Каждый метод технологии ТРИЗ в образовательной деятельности это игра. После окончания таких игр дети не устают, они просто играли. Все выше изложенные методы помогли мне добиться определенных результатов: дети научились свободно высказываться, думать вслух, нестандартно мыслить, умеют рассуждать, делать простейшие выводы. Выводы о результатах моей работы по формированию экологических знаний и представлений у детей можно будет сделать в конце года на основании диагностического обследования.


Куфтырькова Эльвира Владимировна студентка Педагогический институт ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет» г. Иркутск, Иркутская область К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Технические средства обучения ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Симашко Любовь Шакирьяновна воспитатель МБДОУ «ДС КВ «Буратино» г. Тарко-Сале, ЯНАО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ КАК ФАКТОР

Подготовила Рыжинская Е.В. МБДОУ «ДС 6 «Буратино» ТРИЗ это теория решения изобретательских задач. ТРИЗ схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический

Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи детей. В настоящее время одним из условий качественного образования является применение инновационных технологий. Одной из таких технологий смело можно назвать

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 8 «Берёзка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности познавательно-речевого развития детей Тема: «Использование

«ЧТО ТАКОЕ ТРИЗ? ДЛЯ ЧЕГО ОН НУЖЕН ДОШКОЛЬНИКУ?» Составила: педагог высшей квалификационной категории МАДОУ 11 «Улыбка» города Краснокаменска Тимофеева Светлана Ивановна «ТРИЗ ЭТО УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» (дошкольное отделение на ул. Новикова дом 4 кор.3) Отчет по инновационной работе «Технология ТРИЗ в развитии творческого

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 5 2018 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ЗПР) Сидорова Ольга Валяевна

ПЕДАГОГИКА Дядюрина Наталья Анатольевна воспитатель МАДОУ «Д/С 47 КВ» г. Стерлитамак, Республика Башкортостан ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИКИ И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия г. Гурьевска Рабочая программа курса внеурочной деятельности мир загадок в классе Составила Елпидина С.Е., учитель начальных классов Гурьевск

Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писательфантаст, организатор и преподаватель Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию Теорию

Толстоухова Татьяна Александровна, воспитатель 1 квалификационной категории, МБДОУ «Детский сад «Теремок», д. Черномуж, Нижегородская обл., Россия ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Школа 1874» Дошкольное отделение ул. Маршала Новикова, дом 4, кор.3 План по инновационной деятельности на 2015-2016 учебный год «Технология

Методы и приемы развития творческого воображения старших дошкольников По мнению Л.А. Лебедевой, эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы

Описательный рассказ это изложение характерных признаков отдельных предметов. В таком рассказе всегда присутствует много определений, обстоятельств, элементов образности. Описательные рассказы бывают 3-х

Долгушева Светлана Александровна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад 5 «Березка» г.о. Краснознаменск Московской области ДОКЛАД ИЗ

МБДОУ Детский сад 2 «Сказка» План работы творческой группы «Лаборатория ТРИЗ» на 206 208 г.г. Состав творческой группы:. р.п. Некрасовское 206 206-207 уч.год Цель: Ознакомление педагогов МБДОУ Детский

Проект Тематического дня «Экология нужна, и полезна, и важна!» 15 апреля 2015 год Цель: Формировать у детей любовь и бережное отношение к природе, воспитывать основы экологических знаний, желание заботиться

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами: - Федеральным законом РФ от 29 декабря 202 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - приказом МО

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «ПИН и ГВИН» городского округа город Агидель Республики Башкортостан Игровые технологии в работе с детьми второй младшей группы

ТРИЗ Теория решения изобретательских задач для детей Теория решения изобретательских задач была разработана бакинским ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером около 50 лет тому назад. Автор пришел к выводу

Роль элементарных опытов в развитии любознательности детей младшего дошкольного возраста к окружающему миру Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно

Семинар ТРИЗ и Парная педагогика Возможности использования в ДОУ ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 449 Консультация для воспитателей «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Воспитатель подготовительной

Используемые парциальные программы и краткое описание каждой. Программа С.Н. Николаевой «Юный эколог» Данная программа основана на ряде теоретических и практических в области экологического воспитания

Краткосрочный проект. МКДОУ Бутурлиновский детский сад 10 Автор проекта: воспитатель 1 младшей группы «Радуга» Панченко Л.И. Паспорт проекта. Проект: «Дикие животные». Вид проекта: познавательно-творческий,

«Животные Севера Красноярского края» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Актуальность: наш край очень красив и богат, на его территории представлено несколько природно-климатических зон,

Педагогический проект на тему: «Здравствуй осень золотая». во второй младшей группе. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Возраст детей: 2-ая младшая группа. Продолжительность проекта: 1 месяц

ГБДОУ 126 Экологический творческий ПРОЕКТ младшей группы 5 «Дикие и домашние животные» Воспитатели: Самсонова Т.В. Максимкина А.А. Апрель 2017 г. Проект «Дикие и домашние животные» Тема проекта: «Экология»

Проект «Посадка семян цветка Бальзамин» Методический паспорт проекта Тип проекта: исследовательский средней продолжительности групповой. Срок реализации проекта: (1 месяц) Участники проекта: воспитанники

Мастер-класс «Синквейн для развития связной речи и мышления детей дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель МКДОУ «Голухинский детский сад»семенькова Елена Иосифовна Современная жизнь диктует свои

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Капелька» Города Протвино Московской области ПРОЕКТ «ДЕРЕВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Вид проекта: Практико-ориентированный. Разработали:

Толстикова А.Б. ТРИЗ-задания как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников // Материалы по итогам I ой Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы

Шмырева Наталья Геннадьевна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей 5 г. Воронеж ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Два мира

Кодякова Наталья Леонидовна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад 179 «Дюймовочка», г. Чебоксары, Чувашская Республика Приобщение детей дошкольного возраста к фольклору посредством русской народной сказки «Заюшкина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗЕМЛЯНИЧКА» П. САГАН-НУР» Конспект НОД во второй младшей группе с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ

Конспект занятия по развитию речи (1 младшая группа) «Цыплята» Тема: «Кто живет в лесу?» Подготовила и провела воспитатель МБДОУ детского сада 111 «Гнездышко» Евтеева Т.А. Брянск, 2016 г. Занятие по развитию

Подготовила: Мальцева О.Я. Воспитатель 2 младшей группы 3 «Гномики» г. Нефтеюганск 2016 год Вид проекта: информационно-творческий, коллективный. Участники проекта: воспитатели второй младшей группы, дети,

Прием ТРИЗ «Системный оператор» в работе с дошкольниками Подготовил: Т.В.Сульдэ, учитель-логопед фил. МБДОУ 19 Системный оператор (СО) это один из приемов ТРИЗ теории решения изобретательских задач. Важной

Главные цели проблемного обучения: -развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; -усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Берестова Наталья Леонидовна воспитатель первой квалификационной категории МБОУ «Школа развития 24» г. Нефтеюганск, ХМАО Югра РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация:

Дошкольная педагогика 223 (обобщает): «Вот видите, теперь действительно получился квадрат: у него 4 равные стороны 4 прямых угла». В настоящей работе обобщены индивидуально-возрастные особенности детей

Экологическое воспитание немыслимо без чувства восхищения природой. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту - помочь увидеть её, услышать, что нас привлекает в природе – это палитра красок, разнообразие форм, запахов.

Например: когда расцвела в группе кливия, то она произвела на детей впечатление бутоном цветов, многие дети быстро запомнили название цветка, до этого цветок ещё не разу ни цвёл или, когда расцвела ветка черёмухи в группе, дети все нюхали её и высказывали своё мнение. Инна задала вопрос, а почему она расцвела? Потому что дети также в первый раз увидели, что дерево зацвело в группе… Так мы смотрим не только глазами, но и сердцем, испытываем восхищение необходимое как пища для души, а порой и как лекарство. Поэтому, стремясь воспитывать детей, как хранителей природы, мы должны, прежде всего, помочь детям, научиться - восхищаться красотой природы.

В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты.

Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью.

Только при системном подходе к ознакомлению с природой – позволяет реализовать воспитательную задачу, на первый план сегодня выходит ТРИЗ – педагогика, т.е. (теория развития изобретательских задач).

Актуальность и значимость ТРИЗ – педагогики для дошкольников – это коллективные игры и занятия, и она призвана не, заменить основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить её находить. Педагог ставит ребёнка в ситуацию, когда нужно самому найти ответ в какой-то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления, например: (дерево - лес - семя - росток - корень - ствол - ветки - листья - свет - тепло - питание - выросло - молодое - состарилось - высохло).

Цель ТРИЗ – не только развивать фантазию детей, но и научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире. Основные методы работы:

1) наблюдение не только в природе, но и за деятельностью человека

На познание и классификацию «Назови, одним словом»

На развитие чувственного восприятия 5 анализаторов – глаза, нос, уши, язык, кожа «Мир звуков», «Чудесный мешочек».

На самосознание «Что будет, если …»

На развитие ситуации через сужение поля поиска «Да – нет», «Овощи».

3) системный анализ «Волшебный экран» «Птицы».

Формы работы по экологическому воспитанию – это различные виды активной деятельности, т.е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре:

Не сдерживать двигательную активность детей

Вовлекать детей в исследовательскую работу – проведение опытов.

Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать и обсуждать ожидаемый результат опыта.

Программа ТРИЗ состоит из 4 разделов, в каждом разделе 2 части: обучающая – первоначальные сведения о природе, воспитывающая – понимание значения природы, бережное отношение к ней.

1 раздел. Мир вокруг нас – наблюдение, экскурсия по территории д/с и близлежащим окрестностям. Воспитание интереса ко всему, что нас окружает, создано либо природой (природный мир), либо человеком (рукотворный мир). Используя богатства природы, человек научился готовить еду, шить одежду, строить дома, добывать полезные ископаемые. Как человеку отблагодарить природу за её щедрые дары? Главный принцип: «Не навреди!». Например: на занятиях по ознакомлению с окружающим мы с детьми учились различать предметы природного мира дерево, камень, шерсть, мех и рукотворного мира пластмасса, стекло, железо - дети должны были назвать предметы, сделаны из этих материалов. Занятие «Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты» - дети узнали, что из свежих фруктов, можно получить сухофрукты и варить компот. После занятия у детей появился интерес, часто спрашивали из чего ещё можно получить сухофрукты (апельсин, помидор) т.е. используя богатства природы, человек научился создавать окружающий мир во благо себе. Полученные знания закрепляем играми: «Узнай по вкусу». «Из чего сделано». «Цепочка» (мяч - резиновый, круглый, лёгкий, синий и т. д.).

2 раздел. Живая природа – наблюдая за растениями, животными, обитателями уголка природы, развиваем интерес к объектам живой природы. Воспитываем стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой. Даём представление детям, о том, что животные и растения так же имеют анализаторы, как мы ощущают своё присутствие в мире, только они не могут об этом рассказать. Они так же чувствуют боль, холод, страх, тепло и как люди рождаются, растут, взрослеют, стареют, болеют и умирают. Рассказы детей из личного опыта: (Линиза, Даша, Вика, Лера и Руслан). Чтобы растения росли и были здоровыми им тоже нужны свет, тепло, вода и чистый воздух, если человек не будет заботиться о природе, то может случиться экологическая катастрофа. В старшей группе было проведено занятие – опыт «Растения просят помощи» - мы с детьми посадили цветы, наблюдали и ухаживали за ними, через некоторое время один цветок расцвёл, первой обратила внимание Инна, что цветок расцвёл – после рассматривания мы с детьми провели обсуждение, почему он расцвёл? Потому что мы за ним ухаживали. В группе и на прогулке закрепляем знания детей с помощью игр «Что где растёт» - плоскостные игры – задачи. «Хорошо – плохо» - ситуационные игры – задачи. «Зоопарк» линейные игры – задачи «Назови и покажи» - объёмная – игра задача дети называют цветок в группе и показывают где стоит. «Береги природу» и другие игры.

По изодеятельности дети изображают живую природу разными приёмами и материалом: салфетки, обрывная аппликация, мятая бумага, ткани, крупы, пластилином барельеф, рисование пальчиками. Объёмные работы из природного материала птицы, цветы, деревья, траву, животных, насекомых.

3 раздел. Неживая природа – систематизируем и углубляем представления детей о компонентах неживой природы – свет, воздух, вода, почва, - как факторы экологического благополучия. Все живые организмы живут и развиваются только при наличии соответствующих условий, в природе всё взаимосвязано. Наблюдая за не живой природой на участке детского сада, т.е. состояние погоды природные явления снег, дождь, град, солнце, ветер, облака, в группе дети отмечают в календаре погоды. Проводим опыты по состоянию жидкости (вода, снег, лёд). Растворимые и не растворимые вещества (краски, соль, сахар, песок). Тонущие и не тонущие, впитывающие и не впитывающие воду материалы, например; губка и кубик, дерево и железо. Также закрепление проводим с помощью игр на познание «Когда это бывает», «Назови соседей», «Из чего сделано», «Да – нет» на развитие внимания. По изо - дети часто работают по замыслу и личным впечатлениям.

4 раздел. Планета наш дом и мы хозяева в нём – обобщение и закрепление правил поведения в природе, нравственно - экологическое воспитание, формирование основ экологического сознания – «Мы живём на планете Земля».

Наблюдение с детьми за трудом взрослых по озеленению территории детского сада - признаков деятельности человека. Рассказываем детям, что деревья и кустарники на участке, цветы на клумбе всё это посадили сотрудники детского сада и что они за всем этим следят, заботятся о них, поливают, пропалывают, рыхлят землю, пересаживают, убирают старые и сажают молодые и новые растения, чтобы было красиво. Играя в познавательные игры, дети легко запоминают правила поведения в природе «В лесу, в городе», «На лугу, на воде», «Назови одним словом», «Что лишнее». Заходя с прогулки в группу, дети сами предлагают поиграть в слова, «а давайте будем называть слова на букву, и т.д.» (Даша, Вика, Азалия, Владик, Лера)

В рисовании дети по собственному опыту и замыслу передают своё отношение к окружающей природе «Берегите лес», «Мы друзья природы». Дети любят составлять рассказы на заданную тему и по сказкам самостоятельно (я знаю эту сказку, можно я сама расскажу сказку по картинкам).

Чтобы развивать творческое мышление детей, необходимо научить их выбирать из всей известной им информации ту, которая нужна для решения конкретной задачи. Мировосприятие ребёнка в большей степени, чем у взрослого, базируется на чувствах и эмоциях от встречи с природой.

Внедрение ТРИЗ в познавательную деятельность дошкольников

В наш детский сад ТРИЗ пришел не с учебниками или методическими разработками, а с журналами “Дошкольное воспитание” и двумя брошюрами: “Обучение по методу ТРИЗ в детском саду” и “Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста”.

Изучив все эти материалы, начала создавать условия для работы с использованием элементов ТРИЗ. Начальным этапом внедрения был материал, привезенный с курсов повышения квалификации, Попробовали сначала включить элементы ТРИЗ в познавательные занятия. А затем начали проводить целые занятия с элементами ТРИЗ.

Курс по развитию творческого воображения с использованием ТРИЗА, в основе которого лежит целенаправленное, закономерное движение ребёнка к познанию, творчеству, нестандартному мышлению, позволил нам по-новому взглянуть на проблемы воспитания, обучения и найти пути их решения.

Традиционные подходы к воспитанию и обучению обычно складывались в последовательности: знания - умения - навыки. Тем самым мы приучили ребенка мыслить конкретными категориями: вот это плохо, а что хорошо. Иначе быть не может. Простой пример. Утверждение драться - это всегда плохо. А так ли это? Мы развернули с детьми целую дискуссию по данному вопросу. Когда драться хорошо, а когда плохо? Когда ты дерешься, кому от этого хорошо, а кому плохо? И вот, ответы детей:

Когда защищаешь слабого - это хорошо;

Когда заступился за мацу - хорошо.

А слабого обязать плохо, нельзя.

А бокс - это хорошо. Они тоже дерутся, только честно.

В каждом ребенке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр (здесь дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи). Я начали такую работу с простых игр и упражнений, предлагаемых Л.А.Венгер "На что похожи?", "Волшебные картинки". “Игра в слова”, “Морфологический ящик”, “Хитрые картинки”.

Все игры, ситуации по развитию творческого воображения воспитатели используют как на занятиях, тая и в свободное время. Обязательным условием должна быть естественность обстановки. Если дети видят розыгрыш, они сразу начинают шалить, подыгрывать. Данная теория дала нам новые подходы к подаче материала. Кроме того, воспитатели строят работу с детьми комплексно, переходя от одного вида деятельности к другому, без резких границ начала одного или окончания другого занятия.

Воспитатели приучают детей не следовать готовым штампам, образцам, а учат искать как можно больше собственных решений. Не приучают их с детских лет получать знания пассивно, а стремятся развивать в них самостоятельность мышления, познавательные интересы.

Каждая педагогическая индивидуальность, о чем, к сожалению, забываем, так же ярка, неповторима, как и детская. Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших проблем, привлекающих внимание исследователей разных специальностей.

Одной из важных проблем в нашем саду на сегодняшний, день является проявление творчества педагогов я работе с детьми, формирование "системного, многоэкранного педагогического мышления. В решении этих задач как раз и помогает ТРИЗ не заменяет обычные формы методической" работы, а эффективно дополняет их.

Наблюдая и анализируя практическое мышление детей, можно сделать вывод, что в группе, где использовался ТРИЗ, ребята стали раскрепощенными в своих рассуждениях, проявляют смекалку в решении проблем, задач и мыслят более масштабно. Это отметили специалисты, занимающиеся с детьми в ДОУ.

Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе Л.А. Венгера “Развитие”, дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.

Программное содержание.

1. Задачи на развитие познавательных способностей:

  • обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера);
  • упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);
  • уточнить представления о пользе насекомых.

2. Задачи на развитие связной речи: формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;

  • развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

3. Воспитательные задачи:

  • формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации;
  • воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле;
  • не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Материал к занятию. Модель муравья, аудиозапись “Голоса птиц”, картинки из серии “Насекомые”. Игрушки (паук, жук, муравей). Разрезные картинки “муравей набор веточек для изготовления муравейника.

Ход занятия

Воспитатель. Расскажу я вам, ребята, интересную историю.

Однажды я была в лесу. Мне повстречался муравейник. Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал муравьишку и куда-то унес. Я очень расстроилась. Хотите посмотреть, каким он был? (Показ игрушки муравья).

Дидактическая игра “Собери картинку из частей”

Каждый ребенок собирает картинку “муравей” из отдельных частей.

Воспитатель. Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом и понаблюдать за его путешествием?

Ответы детей.

Воспитатель. Муравьишка говорит, что дорога к его лесному домику проходит через речку, лужайку. Отправимся в путь! А муравья понесем по очереди. (Под музыку весело шагаем к речке).

Воспитатель. А вот и речка. Но муравьишка не умеет плавать, как мы. Как же его переправить на другой берег?

Ответы детей.

Проводится Физминутка.

Физкультминутка

Дети имитируют, как они переплывают через речку.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно:
Вместе - раз, это брасс,
Один, другой - это кроль.
Все как один - Плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой,
Отведем муравьишку домой!

Воспитатель. А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах! Почувствуйте его. Угадайте, кого можно здесь увидеть? (Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет картинки.)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья - у морошки,
Ножки - у блошки.

(Кузнечик.)

Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит - стрекочет.

(Стрекоза.)

Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз.

(Муравей.)

Разбойник садовый,
Поясок медовый.

Воспитатель. На земле великое множество насекомых. На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда “насекомые” - от слова “насекать”.

Выставляется мнемотаблица.

У насекомых три части тела, шесть ног, цикл развития включает: яйцо, куколка, гусеница, взрослое насекомое.

Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека можно сказать: “Трудолюбив, как пчела”. “Назойлива, как муха”.

Дидактическая игра “Хорошо - плохо”

Воспитатель. Ребята, мы проделали большой путь, но так и не нашли домик муравьишки.

Вот высоко летит жучок. Попробуйте его поймать, только осторожно, не повредите жучка. (Дети подпрыгивают, ловят.)

Игра “Поймай жучка”

Воспитатель. Жук-жучок, не знаешь ли ты, где дом нашего любимого муравья, он около трех берез, растущих вместе?

Жук. Знаю, и выручу вас. Только объясните мне, чем похожи и чем нет: стрекоза и вертолет; бабочка и воздушный шарик; паук и ткач; жук и трактор.

Ответы детей.

Жук. А домик-муравейник только что кто-то сломал!

Дети находят разбросанные спички или веточки, палочки.

Воспитатель. Кто же это сделал?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте скорее построим новый домик для муравьишки и его друзей.

Дети складывают палочки и строят домик.

Воспитатель. Ребята, а кого поставим для охраны домика?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте придумаем фантастическое насекомое.

Дидактическая игра “Лимпопо”

Воспитатель. Какие части от других насекомых мы возьмем?

Жало от осы, большие глаза от стрекозы, крылья от бабочки, ноги от кузнечика, рога от жука, туловище от пчелы.

Воспитатель. Вот какое сказочное животное у нас получилось. Теперь дом муравьишки под надежной охраной.

Муравей благодарит детей за помощь, в подарок раздает игрушки насекомые.

В конце занятия воспитатель читает стихотворение про муравья:

Муравью нельзя лениться,
Муравей живет трудом:
И жука, и гусеницу
Тащит в свой подземный дом.

Цель Систематизировать знания педагогов в области ТРИЗ – педагогики Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.


Методика ТРИЗ Методика ТРИЗ была придумана и разработана приблизительно 50 лет назад Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.


Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.


" ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.


Алгоритм решения изобретательских задач Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать.


Игра "Да-Нетки или "Угадай, что я загадала Например: воспитатель загадывает слово "Слон, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да или "нет, пока дети не угадают задуманное. Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты, "Машина, "Роза, "Гриб, "Береза, "Вода, "Радуга и т.д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: "Хорошо – плохо, "Черное – белое, "Адвокаты – Прокуроры и др. Игра "Черное-белое Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества. (Пример: "Книга.Хорошо – из книг узнаешь много интересного... Плохо – они быстро рвутся... и т.д.) Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница, "Волк, "Цветок, "Стульчик, "Таблетка, "Конфетка, "Мама, "Птичка, "Укол, "Драка, "Наказание и т.д. Игра "Наоборот или "перевертыши (проводится с мячом). Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению и возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход).


Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов Пример "Помоги Золушке Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто? Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – не будь тяжелым прижимать. На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма. Пример: "Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить? Ответы детей: (На черного зайца легче охотиться лисе...Особенно его хорошо видно на снегу... Теперь ему только под землей надо жить...Или там, где вообще нет снега, а только черная земля... А гулять ему теперь надо только ночью...Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его...) Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, "тайну двойного. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.


Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки... Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные, "пиктограммы, назвать их и сделать презентацию. Например "Левообезьян. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева... Метод "Системный анализ помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому под системному и над системному элементу. Например: Система "Лягушонок, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем. Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?, "Для чего они нужны?, "Какую пользу они приносят? (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система). Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое – газообразное) Игра "Кубики (на гранях которого изображены фигурки "маленьких человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы. С помощью таких "человечков дети составляют модели "Борща, "Океана, "Извержение вулкана и т.д.


Приемы фантазирования: Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в анти объекты. Пример: анти свет делает предметы невидимыми, в то время, когда свет делает предметы видимыми. Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов. Увеличение или уменьшение может быть в неограниченных пределах. Динамика – статика. Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными). Чтобы получить фантастический объект, нужно по приему "динамика превратить постоянные свойства в переменные, а по приему "статика – переменные свойства в постоянные. Пример: Компьютер, измененный по приему "динамика, мог бы изменять форму (превращать во что-нибудь). А человек, измененный по приему "статика, имел бы всю жизнь, начиная с годика, одинаковый рост (рост взрослого человека). Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик


Коллаж из сказок Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. " Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание... Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными. Сказка "Гуси – лебеди. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк. Сказка от стишка (Э. Стефановича) - Не знахарка, не ведьма, не ворожка, Но обо всем, что в Миске, знает Ложка. (Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой...)


Спасательные ситуации в сказках Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств. "Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть... Предложите свои варианты спасения котенка. Сказки, по-новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты. Старая сказка – "Крошечка -Хаврошечка Сказка по – новому – "Хаврошечка злая и ленивая. Сказки от "живых капель и клякс. Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: "на что похожа твоя или моя клякса? "Кого или что напоминает? далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы "живых капель, клякс помогают сочинить сказку.


Моделирование сказок Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой – то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии. Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой...) На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже готовым схематичным изображением героев (люди, животные, сказочные персонажи, явления, волшебные объекты). Детям остается только сделать выбор и придумывание сказки пойдет быстрее. Когда дети освоят упрощенный вариант работы со схемами к сказке, они уже смогут самостоятельно изобразить схему к своей придуманной сказочной истории и рассказать ее с опорой на модель. Работа педагога – тризовца предполагает беседы с детьми на исторические темы: "Путешествие в прошлое одежды, "Посуда рассказывает о своем рождении, "История карандаша и т.п. рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать что изобретать – это значит решать противоречие. На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д.


ТРИЗ на прогулке На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т.д. Например, воспитатель обращается к детям: "давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево? Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: "А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь? В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.


Подготовительный этап Можно начать с игровых упражнений типа "Дорисуй, "Дострой, "Составь картинку из геометрических фигур, "На что это похоже?, "Найди сходства, "Найди различия. Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые ("построй домик из 6, 12 палочек), затем посложнее (какую палочку надо преложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону?). На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками), шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды. Загадка – это серьезное упражнение для ума, важнейший путь пополнения знаний и средство упражнения в остроумии. "Загадалки-узнавалки Кто стучит, как в барабан На сосне сидит...(дятел) Ай, какой я молодец, Красный, круглый.(помидор) Такие загадки очень нравятся детям, они поднимают эмоциональный настрой, учат сосредотачиваться, проявлять умственную активность. Обучать детей классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи помогают игры – упражнения: "Что лишнее?, "Что вначале, что потом?, "Какую фигуру надо поставить в пустую клетку? Игры: "Логический поезд, "Большое Лу – Лу. Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны. Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д. При подготовке детей к школе целесообразно использовать упражнения и задачи: На общее развитие; На проверку инерции мышления; На использование приемов фантазирования.


C целью получения необходимых навыков использования приёмов и методов ТРИЗ хорошо использовать «тренажёры ума» Комплекс упражнений "Тренажер ума: Тренажер Повтори слова в том же порядке (не больше 6 слов) Окно, корабль, ручка, пальто, часы; 2. Вспомни, как выглядит твоя кухня. Не заходя туда, перечисли предметов, которые находятся на виду (при этом можно уточнить детали: цвет, размер, форму, особые приметы). 3. Одно из этих слов лишнее. Какое? - Хлеб, кофе, утюг, мясо. Почему?


Тренажер 2. (Упражнения с числами) 1. Как получить числа: 0, 2, 5..., пользуясь числами и математическими знаками. 2. Продолжи цифровой ряд 2, 4, 6, Какое число должно находиться вместо вопросительного знака? (Считать по столбикам) ? Игра "Скелет Предлагаются определенные сочетания согласных букв. Например: КНТ или ЗБ. Чтобы найти слово, надо добавить в него гласные. Могут получиться слова: КНТ (канат, кнут, кант) ЗБ (зуб, зоб, изба, зябь) 5. Трудное задание (после прогулки) 1. Сколько ты встретил или видел мужчин, женщин, детей? 2. Какие машины стояли, какие проехали мимо? 3. Гулял ли кто-нибудь с собакой? Опиши ее. 4. Были ли на улице велосипедисты? 5. Были ли люди с детскими колясками? Рассмотри рисунок и составь рассказ. Например: путешественник собирает рюкзак в поход: приготовил топорик, нож, веревку, не может найти второй ботинок, а часы показывают, что через 15 минут ему выходить ит.д. Придумай сказку, используя изображенные предметы (колокол, лестница, корона, корзина с яблоками, кувшин, расческа, роза, змея, топор, сундук).


Тренажер Составь рекламное объявление для газеты так, чтобы лова начинались на одну букву. Пример: продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть. Текст телеграммы: Срочное сообщение: "Сбежала собака Сушка, светло-коричневая, среднерослая. Срочно сообщите. Скучаю 2. Составь цепочку слов (ассоциация) Исходное слово. Книга - лист - дерево - липа - чай Тренажер 4. Задания на проверку инерции мышления Требуется быстро отвечать на вопросы заданий. Подумать при этом можно, но не долго. 1. Сколько пальцев на 2-х руках, а на 4-х? 2. На болоте сидит по-французски говорит. Кто это? (объясни с каких пор лягушки стали говорить, да еще и по-французски). 3. К реке подошли два человека. Как им переправиться на противоположный берег. Если имеется ода одноместная лодка. На улице довольно холодно, но еще не совсем зима речка не замерзла. 4. Как глухонемой в хозяйственном магазине объяснит продавцу, что ему нужен молоток? А как слепому попросить ножницы?


Тренажер 5. Системность и системный разбор. 1. Найди лишнее слово в каждой строчке Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги). Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода). 2. Предлагаю систему, подбери слова, входящие в эту систему: Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа. Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина. Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т.д. 3. Составь цепочку подсистем для системы "настольная лампа Это может быть такая цепь: настольная лампа - свет - лампа - стекло и т.д.


Тренажер 6. Приемы фантазирования. Прием "Перспективы "Посмотри, что получится. С далекой планеты прилетели инопланетяне и приземлились в нашем городе. У них какие-то коварные планы и для исполнения своих тайных замыслов они отключили свет во всем городе. Город погрузился во мрак: не светят включенные лампы, фонари. Чтобы не дать инопланетянам завладеть городом (страной), надо как-то пробраться туда, где они отключили энергосистему, включить ее и помешать их замыслам. Как это сделать? При этом не попасть в руки инопланетян, а в темноте они ориентируются очень хорошо. Прием "увеличения или "выдумляжа.Проснувшись однажды утром, жители нашего города увидели, что трава в городе "выросла до пятого этажа. Что будет происходить дальше? Кому это понравится, а кому нет? Какие проблемы возникнут у жителей города? Какие будут последствия? Прием "уменьшения. Предложить детям уменьшить все автомобили в городе до размеров детских, игрушечных автомобилей. Как тогда люди будут решать проблемы с транспортом? Как использовать уменьшенные автомобили? После практического применения "тренажеров ума проводится игровой тренинг для проверки способностей усвоения навыков творческого мышления. "ВНИМАНИЕ! РЕЙТИНГ! Использование в работе методов и приемов ТРИЗ позволяет отметить, что малыши почти не имеют психологических барьеров, но у старших дошкольников они уже есть. ТРИЗ позволяет снять эти барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить. Кроме того, ТРИЗ подразумевает гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных для окружающих проблем. Воспитатель Фаткулина В.В.




Занятие 1 Противоречия в погоде 1. Знакомство с помощником воспитателя 2. Диалог с Игрушкой о погоде 3. Подвижная игра «Солнышко и дождь» 4. Обсуждение с детьми противоречий в погоде 5. Подведение итогов Занятие 2 Противоречия в предметах 1. Классификация игрушек по различным признакам 2. Подвижная игра «Разбежались!» 3. Обсуждение противоречий в предметах


Занятие 3 Противоречия в предметах (продолжение) 1. Беседа о профессиях 2. Игра «Дрессировщики» 3. Дидактическая игра «Магазин» 4. Подведение итогов Занятие 4 Противоречия в ситуациях 1. Противоречия в болезни 2. Игра «Простуда» 3. Анализ ситуаций 4. Подведение итогов


Занятие 5 Противоречия в размерах 1. Анализ проблемной ситуации 2. Игра «Большие маленькие» 3. Упражнение «Расставь по порядку» 4. Подведение итогов Занятие 6 Противоречия в количестве 1. Анализ проблемной ситуации 2. Игра «Много мало» 3. Противоречия в количестве 4. Подведение итогов


Занятие 7 Противоположные признаки 1. Противоречия в зиме 2. Игра на внимание 3. Проблемная ситуация 4. Подведение итогов Занятие 8 Обобщающее занятие по противоречиям Занятие 9 Подсистемы человека 1. «Сборка робота» 2. Игра «Руки, ноги, голова» 3. Обсуждение «Что для чего?» 4. Подведение итогов


Занятие 10 Подсистемы предметов: объект «чайник» 1. Обсуждение «Какой чайник лучше?» 2. Игра-эстафета «Наполни чайник» 3. Анализ подсистем 4. Подведение итогов Занятие 11 Подсистемы предметов: объект «машина» 1. Анализ подсистем 2. Игра «Светофор» 3. Обсуждение «Какие бывают машины по назначению» 3. Обсуждение «Какие бывают машины по назначению» 4. Подведение итогов


Занятие 12 Обобщающее занятие по подсистемам 1. Обсуждение «Конструкторы» 2. Игра «Кто больше?» 3. Сочинение загадок 4. Подведение итогов Занятие 13 Метод маленьких человечков 1. Обсуждение «Что не делится на части?» 2. Игра «Назови твердое» 3. Инсценирование маленькими человечками 4. Подведение итогов




Упражнения по методике ТРИЗ Старшая сестра закрылась в комнате и не пускает брата. Как малышу решить проблему. Можно пожаловаться маме, барабанить в дверь, плакать…Мальчик нашёл эффективный способ. Подвинув стул к двери, он сказал девочке: «Всё, теперь ты заперта и не сможешь выйти». Дверь тут же отворилась. Методика ТРИЗ направлена на обучение дошкольников находить нестандартные и действенные способы решения проблем. Упражнения на раскрытие функций предмета 1. «Что умеет делать?». Ведущий называет предмет, а дети рассказывают, что он умеет делать. Например, велосипед может катать, перевозить груз, падать, его можно разобрать на запчасти, подарить, поменять и.т.д. Предложите детям поместить предмет в фантастические условия. К примеру, велосипед можно «подарить» Красной Шапочке. Как велосипед помог бы ей? 2. «Мои друзья». Ведущий «превращается» в какой-то предмет и «ищет» друзей. - Я – водяной. Мои друзья – те, кто живёт в воде. Дети подбегают или подходят к ведущему, называя подходящие предметы. Заниматься по методике ТРИЗ лучше с группой детей. Так они будут учиться и друг у друга. Но и выполнение заданий только с мамой способствует развитию нестандартного, творческого мышления.по методике ТРИЗ


Упражнения на нахождение путей развития ситуации 1. «Что было – чем стало». Можно предложить детям называть предметы, изготовленные из названного материала: - Что изготовлено из дерева? (бумага, мебель, спички). - Было зёрнышком, а стало…(деревом) - Чего было много, а стало мало? (Звёзды, потому что днём их не видно; снег, потому что растаял и.т.д. - Было зелёным, а стало жёлтым. Что это? Вариант задания: называем предмет, а дети рассказывают, из чего он сделан. 2. «Паровозик». Детям предлагаются карточки с изображением предметов в разных временных периодах. Например: зёрнышко, колосок, мука, тесто, пирог. Дети составляют «паровозик». Вариантов заданий множество, все они направлены на формирование понятий «объект в прошлом», «объект в настоящем», «объект в будущем».


Упражнения на выявления связей между объектами и их ресурсов 1. «Помоги Золушке» (нахождение внутренних и внешних ресурсов решения задачи) Злая мачеха велела Золушке на обед напечь пирожков. Золушка замесила тесто, сделала начинку. Теперь ей нужно раскатать тесто, но скалки нигде нет. Наверно, вредные сёстры спрятали скалку специально, чтобы досадить бедной Золушке. Как теперь поступить? Варианты: попросить у соседей, купить в магазине новую, сделать самой из полена или бутылки, формировать лепёшки рукой и.т.д. 2. «Коллаж из сказок» В чудесном лесу жили Незнайка, Колобок и Буратино. Однажды пошёл Колобок в лес за грибами и не вернулся. Пошли Незнайка и Буратино его искать. Видят, навстречу им Красная Шапочка идёт и горько плачет… Затем сказка продолжается совместно с ребёнком. 3. «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Предлагаем детям пофантазировать о действиях и поведении сказочного героя в другой обстановке. Пример. Нашёл Вини-Пух в лесу башмаки, решил их примерить. Только не знал, что они волшебные. И очутился в Африке. Вокруг пальмы и тропические растения. Удивился медвежонок, идёт и всему удивляется. Вдруг видит, костёр горит. А вокруг костра Бармалей скачет. 4. «Аукцион». На аукцион выставляются различные предметы. Они могут быть настоящими или нарисованными. Детям нужно описать возможности их использования. Кто последним предложит способ применения предмета, тот его забирает. - Что можно делать ложкой? (кушать, перемешивать, копать, и.т.д.)

Татьяна Борисовна Гулько
Экология и ТРИЗ (из опыта работы)

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Экологическое воспитание подразумевает ознакомление детей с природой. Природа-неиссякаемый источник обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с ней. Их привлекают зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужайки. Бесконечно разнообразный мир природы побуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает интерес их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным.

Я задаюсь вопросом : «Что знают дети о природе? Каково их отношение к ней?»

Мои наблюдения показали, что дошкольники проявляют большой интерес к природе, но знания, которые они получают порой отрывочны и бессистемны.

Я стала искать пути решения этих проблем, определив основное содержание экологического воспитания как формирование осознанно-правильного отношения к природе, к ее явлениям и объектам.

Я предлагаю непростое накопление знаний об окружающем мире, а частично самостоятельное понимание, с подачи воспитателя, нужной информации для последующего решения природных противоречий; объяснения происходящих явлений и имеющихся свойств в живом мире; для накопления знаний о природе и умения жить в ладу с ней.

Всем известно, что ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес. Поэтому первая и главная задача, которую я ставлю перед собой в работе с детьми – это сначала заинтересовать объектом, а потом уже о нем говорить, исследовать, раскрывать его сущность, взаимосвязи в окружающем мире.

Я отобрала некоторые методы и приемы и предлагаю учить детей решать экологические задачи с помощью ТРИЗовских противоречий . Чем такое решение эффективней? Выявление противоречий позволяет ребенку выявить саму суть : проблему. Поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые могут помочь решить эту задачу, так, чтобы не навредить окружающим. Этот подход позволяет ребенку глубже понять системность окружающего природного мира, его «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к природе.

Большое значение для развития умственных способностей детей имеют наблюдения за различными явлениями природы. Небо, вода и земля, поля и леса, гроза, шум ветра, краски золотой осени, пробуждение природы весной – все это эмоционально воздействует на ребенка, побуждает его высказаться.

Например, наблюдение за «живыми облаками» . Задаю детям вопросы : «Куда они плывут?» , «Какие вести несут?» , «О чем мечтают?» , «О чем расскажут, что покажут?» . Затем предлагаю детям «оживить ветер» . Подумать, порассуждать : Кто его мама? Кто его друзья? Какой бывает характер у ветра? О чем спорит ветер с солнцем? Во время наблюдения использую прием эмпатии- предлагаю детям представить себя на месте наблюдаемого.

Наблюдая за падающим снегом и рассматривая снежинки, они сравнивали их с палочками, крупинками, красивыми звездочками, используя прямую аналогию. Замечали, что снежинки быстро тают на ладошке, хорошо видны на темных предметах. Я знакомила детей со свойствами снега в разную погоду. Наиболее доступно и точно показать детям свойства воды помог ТРИЗ- ский прием «Моделирование маленькими человечками» .

М. М. Ч. позволяет каждому из играющих испытать на себе, что чувствует моделируемый объект. Сущность в том, что нужно представить себе : все, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков.

Интересно проходит отгадывание загадок по моделям : дается готовая (или составляется детьми) графическая модель, дети отгадывают, что изображено на модели.

Например : я предлагаю детям карточку с графическим изображением и спрашиваю : «что может быть здесь изображено?»

Ответы детей :

Газ в трубе, пустая банка, вулкан, пустой холодильник, вход в пещеру.

В.: а если в эту загадку прибежит водный человечек и встанет рядом с воздушным?

Д.: вода под водой, кастрюля с кипящей водой, шприц с лекарством, шланг с водой.

При обсуждении я стараюсь не показывать детям готовые ответы, ситуации,-а подвести их вопросами к правильному решению, так, чтоб у них создалось впечатление, что они это придумали.

Это позволяет воспитывать в детях такие необходимые качества, как уверенность в себе, умение разрешать жизненные задачи самостоятельно, без помощи взрослого, снимает боязнь придумать что-то совершенно новое, до сих пор ребенку не известное

Публикации по теме:

«Система работы по привлечению родителей в образовательный процесс» Из опыта работы подготовительной группы Образовательный процесс – это социально-организованная деятельность, развивающаяся во времени и рамках определенной педагогической системы.

Уважаемые коллеги работая в коррекционном ДОУ (дети с ОНР)пришла к выводу, использования здоровьесберегающих технологий в логопедической.

Из опыта работы «Совместный досуг как одна форм работы с родителями» Семья для ребенка – это маленький мир, в котором он находит примеры для подражания, учится жить в обществе. Но, к сожалению, у родителей.

«Родительские собрания как инновационная форма работы с семьей в условиях современных требований» (из опыта работы) Родители - самые главные воспитатели в жизни своего ребёнка. А дошкольные учреждения, школы, ВУЗы направляют, поддерживают детей в их дальнейшей.

Обобщение опыта работы «Разнообразные формы работы с семьей для создания единого пространства» Условия возникновения опыта Контингент моих воспитанников разнообразен и представлен разными социальными слоями. Итоги наблюдений, анализ.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта