Главная » Анатомия еды » Презентация "развитие детской инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности". Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности Развитие инициативности детей изобразительная деятельность

Презентация "развитие детской инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности". Поддержка детской инициативы в различных видах деятельности Развитие инициативности детей изобразительная деятельность

1. Восточный административный округ, ГБОУ гимназия № 1476.

Темы выступлений:

  1. «Развитие и поддержка детской инициативы в разных видах деятельности, взаимодействие дошкольной организации с семьей» – презентация старшего воспитателя Харитоновой Н.В.
  2. «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в разных культурных практиках»:

- «Мультфильм для малышей» – воспитатель Молчанова А.А.;

- «Виды минералов (камни)» – воспитатель Горохова Е.А.;

- «Волшебный сундучок» – воспитатель Розанова А.А.

3. «Совместная партнерская деятельность взрослого и ребёнка. Проект "Волшебница вода"» – презентация воспитателя Плужниковой О.Б.

https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwVGprWWJOTmJxYW8

2. Восточный административный округ, ГБОУ СОШ № 1852.

Темы выступлений:

  1. Презентация старшего воспитателя Спесивцевой Н.Н. «Развитие детской инициативы через расширение развивающего пространства для свободной деятельности детей».
  2. Презентация опыта работы воспитателя ГБОУ СОШ № 1852, дошкольное отделение, Котелевец Л.В. «Поддержка детской инициативы в речевом общении посредством использования технологии ТРИЗ».
  3. Презентация опыта работы воспитателя ГБОУ СОШ № 1852, дошкольное отделение, Тонконоговой Н.В. «Создание предметно-развивающей среды как условие поддержки детской инициативы».

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwTlQ1VXAxdVhhZDg

3. Восточный административный округ, ГБОУ «Школа с углублённым изучением английского языка № 1352»

Темы выступлений:

  1. «Образовательная деятельность с детьми 3–4 лет «Как мы помогали Мишке» – воспитатель Угольникова Светлана Дмитриевна.

2. «Образовательная деятельность с детьми 4–5 лет «Письмо от учёного Филина» – воспитатель Крисанова Галина Васильевна.

3. «Образовательная деятельность с детьми 5–6 лет «Путешествие в Цифроград» – воспитатель Кутловская Татьяна Петровна.

4. «Образовательная деятельность с детьми 6–7 лет «Чудеса из ларца» – воспитатель Беляева Татьяна Николаевна.

5. ФГОС ДО. Развитие детской инициативы в разных видах деятельности. Презентация методиста Криворучко Татьяны Владимировны.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwQ3kwVnlvVzc4N00

4. Восточный административный округ, ГБОУ Гимназия № 1512.

Темы выступлений:

  1. «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности» – презентация старшего воспитателя А.А. Лыковой.
  2. «Приёмы и способы поддержки детской инициативы» – педагог-психолог Е.В. Ковальчук.
  3. «Инсценировка по мотивам русской народной сказки «Кот и лиса» – воспитатель Л.Н. Павлухина, музыкальный руководитель Г.В. Нестерова.
  4. «Формы поддержки детской инициативы в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей». Практический опыт работы педагогов: музыкального руководителя О.В. Колябиной, учителя-логопеда В.А. Муравьевой, воспитателя Т.В. Толстых.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwczVycUtEcThFYWM

5. Западный административный округ, ГБОУ Гимназия № 1596.

Темы выступлений:

  1. «Открытое мероприятие (в рамках проектной деятельности) по ОБЖ «Письмо из Простоквашино» – воспитатели старшей группы Ершова Елена Владимировна, Фёдорова Виктория Андреевна.
  2. «Доминантное занятие по детскому творчеству «Играем в сказку» (по мотивам музыкального цикла С.М. Майкапара «Бирюльки»)» – музыкальный руководитель высшей категории Шамиданова Лидия Вениаминовна, воспитатель подготовительной группы Михеева Любовь Николаевна.
  3. Презентация «ФГОС. Развитие детской инициативы. Работа с детьми старшего дошкольного возраста по созданию сказки» – старший воспитатель ГБОУ Гимназия № 1596, СПДО № 1755 Котова Светлана Алексеевна, воспитатель подготовительной группы Полуэктова Валентина Николаевна.
  4. Презентация «ФГОС. Развитие творчества как высшая форма развития инициативности» – старший воспитатель ГБОУ Гимназия № 1596, СПДО № 1755 Котова Светлана Алексеевна, музыкальный руководитель Шамиданова Лидия Вениаминовна.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwUHd4b1lzdEpzM0k

6. Западный административный округ, ГБОУ Школа № 37.

Темы выступлений:

  1. «Развитие инициативы и самостоятельности у дошкольника в процессе образовательной деятельности: обучение началам грамоты через организацию детского театра» – воспитатель Оноприенко Екатерина Элитовна.
  2. «Предметно-пространственная среда как средство развития детской инициативы и самостоятельности у детей с ОВЗ» – педагог-психолог ГБОУ Школа № 1329 Ковалева Светлана Юрьевна, учитель-логопед ГБОУ Школа № 1329 Назари Галина Рафаиловна.
  3. «Развитие детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности» – воспитатели Черминская Марина Анатольевна, Тиханская Екатерина Олеговна.
  4. «Современные формы взаимодействия с семьей по развитию детской инициативы» – педагог-психолог ГБОУ СОШ № 13 07 Лунина Надежда Александровна.
  5. «Развитие творческой инициативы в различных культурных практиках» – воспитатели Дегтярева Елена Викторовна, Заварзина Ирина Александровна.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/0Bwy77u-Zt1FwdEJvMjZvcVpEV1k

7. Зеленоградский административный округ, ГБОУ Гимназия № 1528.

Темы выступлений:

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Развитие детской инициативы в разных видах деятельности» – старший методист Балаева Нина Михайловна, старший воспитатель Аветисян Кристина Грачиковна, педагог-психолог Голубкова Галина Гурьевна. Текст и презентация.

8. Северный административный округ, ГБОУ ЦО № 1296.

Темы выступлений:

  1. «Развитие детской инициативы в игровой деятельности с детьми второй группы раннего возраста "Разноцветная сказка"» – воспитатели ГБОУ ЦО №1296 (ДО № 1). Медведева Татьяна Николаевна, Сяткина Галина Анатольевна.
  2. «Развитие детской инициативы в изобразительной деятельности: использование возможностей графических материалов в ИЗО» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Гижицкая Ирина Алимовна.
  3. «Развитие детской инициативы в коммуникативной деятельности: "Путешествие по континентам" (комбинированная подготовительная к школе группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Головина Елена Эдуардовна.
  4. «Развитие детской инициативы в познавательно-исследовательской деятельности "Чудеса про четыре колеса" (старшая группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Фадиури Лариса Владимировна, методист ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Серебрякова Татьяна Анатольевна, воспитатель Романова Ольга Юрьевна.
  5. «Развитие детской инициативы в коммуникативной деятельности: развитие речи детей с использованием речевых упражнений (комбинированная старшая группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 1) Блинова Татьяна Михайловна.
  6. «Развитие детской инициативы в двигательной деятельности: "Такие разные мячи" (подготовительная к школе группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО №1296 (ДО № 1) Кудинова Елена Валентиновна.
  7. «Развитие детской инициативы в конструктивной деятельности: "Маленькие строители" (младшая группа)» – воспитатель ГБОУ ЦО № 1296 (ДО № 3) Бакотина Татьяна Сергеевна.
  8. «Детская инициатива по изобразительной деятельности: развитие детской инициативы при обучении детей декоративно-прикладному творчеству» – воспитатель ГБОУ Школа № 183 (ДО № 4) Хренова Ольга Анатольевна.

С материалами мероприятия можно ознакомиться по ссылке

Смирнова Евгения Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Звездочка"
Населённый пункт: г. Воркута, Республика Коми
Наименование материала: Эссе
Тема: «Развитие инициативы и творческого потенциала у детей дошкольного возраста на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования»
Дата публикации: 19.03.2019
Раздел: дошкольное образование

«Развитие инициативы и творческого потенциала у детей дошкольного возраста на основе

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в изобразительной деятельности посредством

использования нетрадиционных техник рисования»

Смирнова Евгения Александровна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г. Воркуты

Та страна, которая будет учить своих детей искусству,

превзойдет все остальные

Дошкольный возраст – яркая и неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в

этом возрасте ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением

открывающего для себя такой незнакомый, но удивительный окружающий мир. Именно в этот

начинается

социализации,

устанавливается

природы, предметным миром, а значит, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим

ценностям. В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного

стандарта

дошкольного

образования

возникла

необходимость

обновления

повышения

качества

дошкольного

образования,

направленного

выявление

развития

способностей, творческого и познавательного потенциала детей.

Согласно

Федеральному

государственному

образовательному

стандарту

дошкольного

образования

приоритетных

является

развитие

способностей

творческого

потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми.

В связи с этим ключевая роль педагога – создание условий для формирования гармоничной,

духовно богатой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками

культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению.

Формирование

культуры

личности

происходит

процессе

художественно-

эстетической деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в

изобразительной деятельности дошкольников. Из всех ее видов рисование является едва ли не

самым интересным видом деятельности для дошкольников.

Современные

психолого-педагогические

исследования

убедительно

доказывают,

рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить

своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность

закрепить

процессе

рисования

совершенствуется

наблюдательность,

эстетическое

восприятие,

эстетические

художественный

творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного

процесса на РАЗВИТИЕ ребенка, учет его личностных особенностей, индивидуальной логики его

развития.

особенностью

развитию

творческого

потенциала

дошкольников

Развитие у ребенка позиции активного участника в творческой деятельности;

Ориентир на возрастные и индивидуальные особенности, т.е. на конкретную ситуацию

развития ребенка;

Учёт детских интересов и предпочтений;

развитие инициативы и самостоятельности, т.е. личностных качеств ребенка, что позволит

достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.

Наиболее полно эту задачу можно осуществить в процессе продуктивной деятельности.

Важно лишь побудить детей к деятельности, заставить их поверить в то, что они очень просто

могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. Таким стимулом по праву

может являться рисование с использованием нестандартных техник. Нетрадиционные техники –

это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы,

выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном

рисунке, дошкольники учатся мыслить, самостоятельно решать, какую технику использовать,

получился

выразительным.

нетрадиционные

техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции,

дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и

способами

изображения

предметов

окружающего

получает

возможность

выбора, и чем

разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать.

Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не

просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию

творческого воображения.

В своей работе в соответствии с возрастными особенностями я активно использую самые

разнообразные нетрадиционные техники рисования:

Младший дошкольный возраст:

Рисование руками, ладошками, пальцами, ребром ладони, кулаком

Оттиск печатями из картофеля, моркови, пенопласта

Рисование ватными палочками

Средний дошкольный возраст:

Тычок жесткой полусухой кистью

Печать поролоном, пробками

Восковые мелки и акварель

Свеча и акварель

Печатки листьев

Рисунки ватными палочками, мятой бумагой

Монотипия предметная

Старший дошкольный возраст:

Кляксография

Монотипия пейзажная

Рисование солью, песком, манкой, мыльными пузырями, мятой бумагой

Ниткография

Тиснение

С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности

образов в детских работах. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость,

они с удовольствием покрывают пятнами, мазками, штрихами один лист бумаги за другим,

изображая

кружащиеся

листочки,

опускающиеся

снежинки. Дети смело берутся за художественные материалы, их не пугает многообразие и

перспектива самостоятельного выбора. Они готовы многократно повторить то или иное действие.

И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы

демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

В данном взаимодействии, мною были продуманы этапы и направления работы с детьми:

накопления

обогащения.

Накопление

сенсорного,

эмоционального,

интеллектуального опыта является основой для творчества.

2. Этап подражания и имитации. Происходит освоение эталонов творческой деятельности,

ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта

ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.

3. Этап преобразований. Применение освоенных эталонов и их трансформация в новых

условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.

альтернатив.

Направлен

индивидуализацию

творческой

деятельности,

самостоятельное выражение художественных образов.

Обучение

нетрадиционных

рисования

происходит

следующих

направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному

рисованию;

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более

использования

готового

оборудования,

материала

применению

необходимо самим изготовить;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

применения

использованию

смешанных

изображения;

индивидуальной

коллективному

изображению

предметов,

нетрадиционной техники рисования.

Развитие

художественно-творческих

способностей

рассматривается

образовательной

«Художественно-эстетическое

развитие»

осуществляется

основных формах:

Непосредственно образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей;

И, конечно, совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как: беседы,

путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки

рисунков, конкурсы, развлечения.

Побудить ребенка к деятельности возможно с помощью таких методов и приемов, как:

игра, которая является основным видом деятельности детей;

сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости, и

приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

откажутся

почувствовать себя значимым;

музыкальное сопровождение, художественное слово.

желательно

эмоционально

объяснять

действий

показывать

изображения.

привлекают

нетрадиционные

материалы,

разнообразнее

художественные

материалы,

интереснее

работать.

рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов,

главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с

передавать

пропорции,

сравнивать

величину

сопоставлять

натурой, с работами сверстников. В процессе рисования дети учатся рассуждать и делать выводы.

Происходит обогащение их словарного запаса. В связи с этим, особое внимание следует обратить

на такое понятие, как «восприятие». Ребенок по-своему воспринимает художественные образы,

обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Одна из главных задач в этом направлении - развитие эмоциональной отзывчивости. Через

сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-

эстетической культуры личности дошкольника.

Совместная

художественно-творческая

деятельность

воспитанниками

основана

системно-деятельностном

способствует

развитию

индивидуальных

способностей

становится

активным

деятельности,

становится

субъектом

деятельности,

соответствует

требованиям ФГОС ДО.

Развитию

творческого

воображения

повышение

интереса

изобразительной

деятельности будет способствовать использование современных развивающих технологий:

личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

коммуникативные (беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

проектная деятельность. Так, нами был реализован проект «Овощи и фрукты - полезные

продукты»,

(фруктов)

наблюдали,

придумывали способы его использования, все это фиксируя в дневнике и изобраая его

разыми способами и техниками.

Организуя

педагогический

обращаем

внимание

художественно-эстетической деятельности с разнообразными играми. Поэтому предусмотрено

создание изображений предметов для игр: «Красивые салфетки в кукольный уголок», «Угощение

для игрушек», «Подарки игрушкам», «Поделки для кукол» и др.

значение

эмоциональное

благополучие

процессе

формирование у ребенка уверенности в своих возможностях уважительное отношение взрослых к

результатам детской художественной деятельности. Поэтому при организации образовательной

деятельности я уделяю внимание такой форме работы, как выставки детских и совместных работ

по темам: «Дары осени», «Осенние краски», «Мастерская Деда Мороза», «Пасхальное чудо». В

результате у детей формируется уверенность в своих возможностях; дети активно используют

средства выразительности для образности рисунка; воплощают в художественной форме свои

представления,

переживания;

совершенствуют

изобразительные

экспериментируют с разными художественными материалами; развивают творческую фантазию.

Работы детей служат украшением группы, приемной. В группе постоянно действует выставка,

готовятся подарки к праздникам, что оказывает положительное влияние на интерес к творчеству.

Часто к нам в гости приходят любимые герои - Смешарики, Фиксики и др., которым нужна

помощь (они чего-то не знают, допускают неточности и т.п.), тем самым появляется мотив

деятельности, который помогает ее организовать.

Формированию

положительной

самооценки

стимулирование

интереса

дальнейшей

деятельности способствует ситуация успеха. В своей работе я поощряю не только творческую

деятельность детей и самостоятельность, но и любые усилия, направленные на приобретение

новых знаний.

Одним из приемов совместного творчества детей и взрослого считаю прием сотворчества,

когда все участники в равной степени вносят свой вклад в изготовлении продукта, так называемая,

коллективная

воспитатель

подготавливает

создания

композиции, а дети дополняют ее соответствующими деталями. Так, нами были изготовлены

коллективные

композиции,

посвященные

празднованию

Международного

женского

защитника Отечества и др. Каждый ребенок выбрал, то, что он хочет сделать, каким материалом,

какой техникой.

Одной из важнейших составляющих работы в данном направлении - обеспечение условий

для развития творческих способностей - создание развивающей предметно-пространственной

насыщенной

разнообразными

предметами

игровыми

материалами,

способствующая

художественно-эстетическому

развитию

дошкольников.

поддержания

интереса

продуктивной деятельности и с целью развития художественно-творческих способностей в группе

оформлен

детского

творчества,

варианты

раскрасок,

заготовки

нанесенным рисунков или его частью), детские журналы с творческими заданиями; размещены на

видном месте листы разной формы и цвета для рисования, заготовки с нанесенными фигурами,

художественный материал для индивидуальной и коллективной работы.

подобраны

репродукции

художников,

музыкальные

произведения

использования синтеза искусств и интеграции разных видов деятельности.

Для рассматривания и

обыгрывания представлены предметы народных промыслов, интересные фотографии, элементы

росписей (альбомы, листы), иллюстрации.

обогащения

образных

представлений,

развития

эстетического

восприятия

воображения в группе мною разработаны:

упражнения

способствующие

обогащению

сенсорного

развитию

исследовательских действий, аналитических умений, освоению сенсорных эталонов;

Настольно-печатные игры для развития умений различать, сравнивать узоры, элементы,

Игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей:

«Недорисованные картинки», «Превратим предметы в героев сказок», «На что похоже»;

Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта;

Презентации и виртуальные экскурсии.

Привлечь детское внимание и зажечь искру творческой активности, формировать умение

самостоятельно

создавать,

применять,

использовать

различный

нетрадиционный

материал

нетрадиционные техники в художественном творчестве призвана «ИЗО-лаборатория», организация

которой в доступной форме позволяет детям проводить эксперименты по смешиванию цветов,

опыты с фактурными отпечатками, рисованием соком овощей (свёкла, морковь) и ягод (смородина,

Работа в исследовательской лаборатории включает в себя такие формы работы как:

1. Изучение цветового круга.

2. Нахождение новых цветов и оттенков путем перемешивания красок друг с другом и с

водой. Рисунок 1. Работа с палитрой

3. Изучение «холодных» и «теплых» цветов. Опыт «Огонь и лед» (Как один цвет можно

сделать и холодным и теплым, путем добавления желтой или синей краски). Рисунок 2. Рисование

дома в теплых тонах

Рисунок 3. Рисование с использованием холодных тонов

Исследование

художественных

материалов

(пастель,

акварель,

карандаш разной мягкости и т. д.).

5. Рисование манной кашей, предварительно окрашенной пищевыми красителями.

Рисунок 5. Рисование манной кашей

Смешивание

жидкостями

(изучения

скорости

смешивания

7. Работа лаборатории на прогулке. Знакомство с начальными знаниями воздушной и

предметной перспективы (В дали лес синее, а предметы меньше).

9. Исследование силы нажатия карандаша, для передачи какого либо материала (мягкое

нажатие: облака, дым, шерсть, волосы. Сильное нажатие: камень, здания).

10. Исследование натуральных пищевых красителей.

11. Роспись различных предметов. Исследуем легкость нанесения. Рисунок 7. Роспись

пасхальных яиц

12. Окрашивание манной крупы и муки с помощью цветных мелков.

13. Роспись заготовок из соленого теста. Рисунок 9. Фигурки из соленого теста

Включение родителей в процесс развития творческих способностей детей реализовывался в

следующих формах: мною разработаны памятки и буклеты, в форме творческих мастерских

проведены мастер-классы, оформлена серия наглядной информации - «Рисуем пальчиками», «Не

бойтесь экспериментировать», «Нетрадиционные техники рисования в совместной со взрослым

деятельности».

Большинство

родителей

использовать

предлагаемый

материал

совместной

деятельности

главными

помощниками

активными

участники мероприятий, таких как совместные праздники, акции, выставки творческих работ.

появилась

создания

«Портфолио

художника».

Родители

огромным

удовольствием и гордостью участвовали в оформлении портфолио своих детей, а дети не только

выполняли творческие работы, но и вносили предложения, по их размещению в альбоме.

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что

направлении

эффективен

развития

творческого

потенциала

дошкольников в процессе изобразительной деятельности и использования нетрадиционных техник

рисования,

подтверждается

итоговой

диагностикой.

положительная

динамика отмечается по всем критериям:

Повысился

сформированности

художественно-образных

представлений,

эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; технических

умений и навыков;

развития

познавательных

процессов

(воображение,

мышление,

восприятие);

Уровень художественных умений и навыков;

Развитие

личностных

характеристик

воспитанников

(проявление

инициативы,

самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения,

согласовывать ее с другими и т.д.);

Творческие способности.

несомненно

является

школьном

обучении.

воспитанники

Победители и лауреаты творческих конкурсов различных уровней, в которых

проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для

воплощения. Их шедевры живут, дышат, а главное, каждый рисунок по праву можно назвать

маленьким

произведением

искусства.

уверенность

чувствуют

настоящими художниками. Творческий процесс - это настоящее чудо! Я люблю наблюдать, как

раскрывают

уникальные

способности

радостью,

доставляет

рисование. Наша задача как педагогов, помочь им и поддержать творческую инициативу, а главное,

желание фантазировать и творить.

Не каждый ребенок приходит в это мир, чтобы стать художником. Но верно и то, что

определенным

потенциалом

художественного

развития

обладает

вступающий

человек, и этот потенциал надо раскрыть. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой

путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов.

закончить

выступление

знаменитыми

красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей - к красивой жизни и от

красивой жизни – к абсолютной Красоте». Спасибо за внимание!

Презентация: Развитие познавательной инициативы детей раннего возраста в изобразительной деятельности 

Развитие детской инициативы одна из актуальных тем на сегодняшний день, а поскольку у детей очень развит интерес познать что-то новое мы решили посмотреть как можно развивать инициативу у детей в раннего возраста в изобразительной деятельности.

Одно из условий развёртывания детьми самостоятельной деятельности - оснащение групп нужным оборудованием и пособиями, удобное их расположение

В уголке творчества мы собрали различные средства художественной деятельности и материалы, в том числе и нетрадиционные:

*широко представлены изобразительные и пластические материалы знакомые детям;

*бумага разного цвета, формата, фактуры;

*аппликативный материал (клей, ножницы, линейки и т. д.);

*трафареты, силуэты;

* дидактический материал, образцы, схемы и т. д.

Первоначальные ростки творчества появляются у детей на занятиях, если для этого созданы необходимые условия. Очень важно доверять ребенку те задания, которые ему по силам и которые он в своем раннем возрасте выполняет охотно.

С помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности, поэтому целесообразно организовывать работу с детьми с применением нетрадиционных способов.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционная техника играет важную роль в общем психологическом развитии ребенка.

Для того чтобы завлечь ребенка обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, желание помочь. Всё это помогает заинтересовать ребёнка, настроить его на творческую деятельность.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам изобразительной деятельности и, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Малыши воспринимают занятия изодеятельностью как новый, необычный и интересный опыт.

Маленького ребёнка поначалу мало интересует результат, ему интересен сам процесс. Тем не менее, даже такой карапуз уже способен по-своему оценить прекрасное и готов создавать собственное произведение искусства.

Так для детей раннего возраста подходит пальцевая живопись.

Терапевтический эффект пальцевой живописи наблюдается не только в момент создания, но и в последующем, являясь мощной позитивной доминантой. Как заверяют психологи, у ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти, зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Существует несколько приемов рисования в технике пальцевой живописи: рисование, пальчиком возможно на песке, манке, пальчиковыми красками одни из первых наших работ были «Цветы на окне», «Листопад».

Рисование ладошкой вызываем не менее яркие эмоции у детей, так с помощью волшебных ладоней были созданы следующие работы «Аквариум», «Золотой петушок», «До свидания лето»

С удивлением и восторгом дети воспринимают такую технику, как проступающий рисунок. Это смешанная техника рисования различными материалами. Основная цель - ознакомиться со свойствами и особенностями материалов.

Раскрывать изобразительные возможности тех или иных материалов, их многообразие и варианты комбинирования следует постепенно, но так, чтобы у ребенка по возможности возникало ощущение встречи с чудом. Это повышает интерес ребят к процессу изобразительной деятельности и его результатам. Одна из таких работ «Природные явления»

Рисования штампами, нравится всем без исключения детям и даже взрослым.

Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать

Рисование штампами способствует развитию у детей:

Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

Внимания и усидчивости;

Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

Ватными палочками «Любимая игрушка»

Яблоками «Компот»

Фигурными штампами «Бусы для мамы»

Поролоновыми штампами «Цветок желаний»

Аппликация из песка из цветного песка Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. развивать чувство цвета, творчество, фантазию, мелкую моторику пальцев рук, «Елочка красавица», «Фрукты»

Накладная аппликация способствует развитию творчества, созданию образа из готовых деталей, развивает эстетическое восприятие, творческие способности, аккуратность «Платье для матрешки», «Божьи коровки» аппликация с элементами конструирования

Мозаика успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы «Весна», «на лужайке»

Обрывная аппликация Так развивается мелкая моторика. Данная техника хороша тем, что она доступна маленьким детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в деятельность детей, делает ее более увлекательной и интересной,»«Утята на прогулке», «Кораблик для Зайчика»

Формируя у детей умение, самостоятельно работать, творить, думать, фантазировать мы способствуем тому, что жизнь ребёнка становится более интересной, содержательной, насыщенной. Очень хочется, чтобы наши дети смотрели и видели мир глазами творца и созидателя.

1

Проведен теоретический анализ понятий «творческая инициатива младшего школьника» и «художественно-практическая деятельность». Показано, что творческая инициатива в младшем школьном возрасте имеет свою специфику (ребенок может планировать свои действия, ставить перед собой задачи и последовательно выполнять их, самостоятелен, стремится к самореализации, общителен, имеет творческое отношение к деятельности и познавательную активность, но главное – готов к выдвижению нестандартных идей) и формируется в различных культурных практиках, в том числе и художественно-практической деятельности. Художественно-практическая деятельность младшего школьника раскрывается как совокупность или отдельные самостоятельные творческие проявления ребенка, выполняемые на основе знаний, умений и навыков, приобретенных самостоятельно или на занятиях под руководством педагога. Этот вид деятельности выполняется по собственному замыслу, инициативе, т.е. ребенок способен самостоятельно планировать свои действия, имеет цель и направлен на результат. Обосновано, что средствами формирования творческой инициативы младшего школьника в художественно-практической деятельности являются создание педагогических ситуаций, требующих нестандартного решения (они могут быть связаны с изменением структуры урока, сменой или заменой художественных материалов, выбором места проведения занятия и др.); использование педагогических методов, приемов, техник, активизирующих творческое мышление и воображение (творческий подход к формулировке заданий, методы развития креативного мышления – аналогии, синектика, др.; работа нетрадиционными изобразительными материалами); вариативность видов художественно-практической деятельности (по видам искусства, по принципу интеграции искусств, по типам заданий и др.); опора на личный опыт ребенка. Раскрыты педагогические условия, влияющие на процесс формирования творческой инициативы младшего школьника: вариативность организации занятия; опора на личный опыт, впечатления, полученные младшим школьником в реальной действительности и самостоятельной художественно-практической деятельности; индивидуальный подход к ребенку.

младший школьник

художественно-практическая деятельность

художественная деятельность

творческая инициатива

творчество

инициативность

инициатива

1. Большаков В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры). – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 112 с.

2. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок: монография. – М.: Педагогика, 1972. – 288 с.

3. Зебзеева В.А., Русакова Т.Г. Проектирование образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое пособие для факультетов дошкольного и начального образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2014.

4. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Изд. Питер, 2009. – 368 с.

5. Короткова Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / Н.А.Короткова, П.Г. Нежнов. – М.: ПИ РАО, 2003. – 152 с.

6. Крылова Н.Б. Личность в социокультурном измерении: история и современность. – М.: «Индрик», 2007.

7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. – М., 2006.

8. Русакова Т.Г. Искусство как фактор формирования и обогащения духовного опыта личности // Грани познания: электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ. - №2(29), февраль 2014. – www.grani.vspu.ru.

С раннего детства ребенок участвует в различных видах художественной деятельности - с интересом рассматривает иллюстрации к сказкам, воплощает свои замыслы в рисунках, фантазирует. Б. Теплов, исследуя основные виды художественной деятельности (восприятие, исполнительство, импровизацию) указывал на односторонний подход в процессе обучения детей художественному творчеству [по: 6, с.7]. Эта ситуация в последнее время изменилась - деятельность младших школьников довольно часто организуется с учетом взаимодействия разных видов искусства - изобразительного, литературного, музыкального. В результате у ребенка накапливается более обширный опыт восприятия искусства и собственного творчества, в том числе и с использованием механизмов синестезии. В изобразительном творчестве опыт восприятия воплощается в процессе изучения творчества художников, рассматривания и обсуждения их творческих произведений. К первоначальным исполнительским действиям относится опыт накопления практических знаний и умений различных технологических приемов графических и живописных материалов. Опыт импровизации воплощается в процессе создания творческой композиции. Развитие этого вида опыта в онтогенезе обусловлено процессом целенаправленного формирования творческой инициативы.

В связи с этим одной их важнейших задач педагога является оптимальный выбоp педагогических средств, методов, условий формирования творческой инициативы ребенка в сензитивном для изобразительного искусства возрасте - младшем школьном - творческой инициативы в доступной и актуальной художественно-творческой деятельности.

Цель исследования . Целью исследования является теоретическое обоснование проблемы формирования у детей младшего школьного возраста творческой инициативы в процессе художественно-практической деятельности.

Задачи исследования . Задачи исследования заключаются в выделении эффективных педагогических средств и условий формирования творческой инициативы младших школьников в процессе художественно-практической деятельности.

Материал и методы исследования. В исследовании использовались общенаучные методы познания - формально логический, анализ, синтез, сравнение, обобщение; конкретнонаучные методы - наблюдение, анализ документов и объектов образовательного процесса.

Применительно к процессу обучения творчество представляется как форма деятельности. Ребенок, познавая мир, осваивает множество разных видов деятельности, количество и разнообразие которых можно соотнести только с его потребностями и видами его практики. Практика - область социальной деятельности человека, отличная от теоретической деятельности. Практика включает виды деятельности, направленные на решение конкретных жизненных практических задач при помощи реальных действий с материальными предметами [по: 2, с.307]. Н.Б. Крылова особое внимание уделяет культурным практикам ребенка, которые обеспечивают его активную и продуктивную образовательную деятельность до школы, в- и вне школы . Под «культурными практиками» автор понимает виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта ребенка, складывающегося с первых дней его жизни, и относит всё разнообразие исследовательских, социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, художественных способов действий.

Одним из видов практической деятельности человека, активно осваиваемых в детском возрасте, является художественная. Художественной называется деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. В исследованиях речь идет о разных аспектах художественной деятельности:

  • это деятельность, которая интегрирует познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую деятельности на основе эстетического компонента и обусловлена потребностью обособить эстетическоеотношение от других человеческих отношений и видов деятельности;
  • самостоятельноеэстетическое творчество в области различных видов искусства;
  • это специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, на-правленная на эстетическое освоение мира и развитие творческой одарённо-сти ребёнка посредством искусства ;
  • особый вид человеческой активности, главным содержанием, смыслом которой является создание, хранение, функционирование и передача духовных ценностей, она направлена на «обработку», оформление, облагораживание, одухотворение мира, окружающего человека, и на самого человека .

Художественную деятельность условно можно разделить на теоретическую и практическую. К художественно-теоретической мы относим такие специфические виды деятельности как художественное восприятие и художественное общение. Результатами такого вида деятельности является приращение индивидом личностных смыслов, заложенных в произведении искусства .

Художественно-практическая деятельность - это самостоятельные творческие проявления ребенка, выполняемые на основе знаний, умений и навыков, приобретенных самостоятельно или на занятиях под руководством педагога. Художественно-практическая деятельность выполняется по собственному замыслу, инициативе, т.е. ребенок способен самостоятельно планировать свои действия, имеет цель и, возможно, план действий, и направлена на создание некоего художественного продукта. Художественно-теоретическая деятельность может инициироваться как взрослым, так и самим ребенком. В силу сензитивности ребенка младшего школьного возраста к изобразительному искусству, инициатором художественно-практической деятельности чаще всего выступает сам ребенок.

Инициатива (от франц. initiative, от лат. - initium - начало) - почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, это важнейший показатель развития ребенка. Стремление к новым формам деятельности формирует у ребенка инициативность. Такой ребенок любознателен, он сам организует игры, соответствующие собственному желанию, умеет общаться.

Среди ученых нет единого мнения о том, что следует понимать под словом «инициативность». Е.П. Ильин рассматривает инициативность как частный случай самостоятельности ; для других психологов инициативность - это прежде всего характеристика личности человека, его поведения и деятельности, обеспечивающая способность действовать по внутреннему побуждению; педагоги под инициативностью понимают качество личности обучающегося, способствующее тому, чтобы усилия были направлены на удовлетворение познавательных интересов и потребностей.

Первые проявления инициативности присутствуют уже в поведении ребенка дошкольного возраста. Н.А. Короткова и П.Г. Нежнов предложили карту развития, основанную на интегральном представлении об уровне развития дошкольника как активной самоопределяющейся личности . Нормативная часть карты отражает становление инициативности ребенка в разных видах деятельности, психологический фон развития, который отражает базисное доверие и самостоятельность ребенка-дошкольника, авторы идеи предлагают фиксировать во второй части карты. Для нас интерес в данной карте развития представили четыре сферы инициативы: творческая; целеполагания и волевого усилия; коммуникативная; познавательная. Каждую из этих сфер авторы предлагают оценивать, предлагая ребенку конкретный вид культурной практики - познавательно-исследовательскую деятельность, продуктивную деятельность или сюжетную игру. Наблюдение за поведением ребенка позволит оценить его инициативность: инициативный ребенок будет реализовывать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность .

Инициативный младший школьник - это ребенок, который может планировать свои действия, ставить перед собой задачи и последовательно выполнять их, самостоятелен, стремится к самореализации, общителен, проявляет творческое отношение к деятельности.

Творческая инициатива отличается от инициативности направленностью получение нового продукта деятельности. От уровня развития творческой инициативы, включающей произвольность деятельности и поведения, широту ориентировки ребенка в окружающем мире и его общую осведомленность зависит развитие творчества. Для развития творческой инициативы ребенка младшего школьного возраста необходимо создать условия, где одной из ведущих будет художественно-творческая деятельность. Такая деятельность развивает самостоятельность, активность, позволяет закреплять приобретенные на занятиях художественные знания, умения, навыки. Художественно-практическая деятельность вызывает яркие впечатления, повлиявшие на воображение, эмоции ребенка, снимает напряжение, укрепляет веру в свои возможности. По результатам художественно-практической деятельности видно не только что и как ребенок нарисовал, но и как он относится к своей работе, к занятию, готов ли он к самостоятельной творческой деятельности, способен ли критически оценивать свою работу. Обеспечение эмоционального отношения детей к своей художественно-практической деятельности в обучении технике рисунка является одной из трудных, но важных задач. Другая задача заключается в приближении ребенка к реалистическому характеру отражения своих переживаний в рисунках. В процессе художественно-практической деятельности дети работаю красками, экспериментируют с инструментами и материалами, получая новые техники и приемы изображения.

Важным средством развития творческой инициативы младшего школьника являются творческие задания, которые побуждают детей самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать новое произведение при использовании прошлого опыта, обнаруживают способности, позволяющие выполнить задание в незнакомой ситуации. Мы предлагаем такие задания, как «Образ из заданных линий» (педагогом на листах бумаги рисуются самые разнообразные варианты линий - от «загогулины», выполненной непрерывной линией, до набора штрихов, которые обучающимся предлагается объединить в законченный образ, используя минимум средств), «Образ из отпечатков ладоней» (дорисовать монохромный или цветной отпечаток, используя средства выразительности графики), «Фантастическое животное» (из пятна, линии, отпечатка, на основе заданного образа или описания его образа жизни, методом агглютинации), «Стилизация цветка, дерева, животного, птицы» (их превращение в дом, транспорт, город, мотив для орнамента, фрагмент декоративной композиции) и т.д. Содержание заданий усложняется в зависимости от возрастных особенностей детей, что поможет им действовать по собственной инициативе.

Эффективным приемом формирования творческой инициативы младшего школьника в художественно-практической деятельности является освоение навыков работы в нетрадиционных техниках. Эти техники предоставляют возможность, достаточно простыми способами, получить красивый, необычный результат. Необычные технические приемы дают больше возможностей для самовыражения. Использование знакомых материалов в новой технике изображения дает возможность ребенку применять их в самостоятельной художественно-практической деятельности. Например: рисование нитками, применение в работе штампов, работа мастихином, мастерком, губкой, типографскими красками; работа с тканью, пластилином, бумагой и др. В данном случае творческую инициативу ребенок может проявить в выборе набора инструментов и материалов и способов деятельности, темы и сюжета композиции, формата листа.

Опыт показывает, что для успешного проявления инициативы и самостоятельности в художественно-практической деятельности необходимо соблюдение ряда педагогических условий, первым из которых является вариативность организации самого занятия: необычное начало занятия использование новых материалов, возможность самостоятельного выбора изобразительных средств, работа в необычных условиях (например, не в классе, а на пришкольном участке, в рекреации школы, в кабинете физики). Второе условие - опора на личный опыт, впечатления, полученные младшим школьником в реальной действительности и самостоятельной (не организованной педагогом) художественно-практической деятельности. Это повышает личностно значимую мотивацию занятий, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности и инициативы. Индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога, который знает особенности каждого ребенка, учитывает уровень развития изобразительных умений и навыков, это следующее условие для эффективного проявления детьми творческой инициативы и самостоятельности.

Формирование творческой инициативы младшего школьника в художественно-практической деятельности целостно раскрывает личность ребенка и его отношения к окружающему миру.

Рецензенты:

Попова В.И. д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики высшей школы, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.

Библиографическая ссылка

Русакова Т.Г., Русакова Т.Г., Солдатенкова О.П., Шустова Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18721 (дата обращения: 19.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Катюша» г. Волгодонска

Городское методическое объединение воспитателей

МБДОУ г. Волгодонска

МАСТЕР – КЛАСС

«Педагогическая поддержка детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности»

Воспитатель высшей

МБДОУ ДС «Катюша» г. Волгодонска

г. Волгодонск, 2017

Цель:повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах создания условий для поддержки детской инициативы.

Познакомить педагогов со способами, приёмами и принципами работы, вариантами создания условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности в изобразительной деятельности. Создать условия для педагогов в практическую деятельность в процессе мастер-класса.

Материалы и оборудование: презентация, различные изобразительные материалы, силуэты посуды.

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой является одной из приоритетных.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие самостоятельности, инициативы и творчества у детей в изобразительной деятельности.

Уважаемые коллеги, как вы думаете, что означает слова «инициатива»? Подберите синонимы к слову «инициативный».

Ответы педагогов

Для того, чтобы воспитать самостоятельную, инициативную, творческую личность в изобразительной деятельности первым делом необходимо дать ребёнку определённый багаж знаний, умений и навыков, обучить его способам действия с различными материалами.

В своей работе я использую парциальную авторскую программу «Цветные ладошки», которая способствует созданию условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами, а так же воспитанию художественного вкуса и чувства гармонии, самостоятельности и инициативности.

Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей: сделать подарок маме, смастерить игрушку для игры и др. Задача педагога – не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость.

Самостоятельная инициативная деятельность может носить как индивидуальный характер, так и коллективный. Иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе создают художественный образ, декорации, изготавливают атрибуты для игры.

Все дети умеют и хотят фантазировать, но если в 2-3 года ребенок может раскрепоститься в рисунке, то, подрастая, он может заявить: «Я не умею рисовать!».

Уважаемые коллеги, как вы поступаете в такой ситуации?

Ответы воспитателей

Это ситуация, с которой сталкивается каждый воспитатель, в ней отражается неуверенность, излишняя осторожность, страх ребенка перед оценками окружающих людей.

Приобретая эти качества с детства, мы не просто сможем от них освободиться и во взрослой жизни. Почему же так происходит? Причины могут быть разные, в том числе и неверный подход педагога к изобразительной деятельности, который заключается в следующем:

    ребенку навязываются определенные штампы и стереотипы (трава - только зеленая, дом - только такой формы); отрабатываются алгоритмы изобразительной деятельности (повторение образца); исключается возможность самовыражения ребенка в цвете, линии. И еще одна причина - боязнь педагогов предоставить ребенку множество материалов для изодеятельности.

Чаше всего детям предлагают карандаши, кисти и краски. Известный художник отмечал: «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно карандаши, краску и бумагу, это, несомненно, ошибка: необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге, на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья, делает для себя костюмы из газет».

Художественная самостоятельная деятельность возникает почти всегда по инициативе детей и проходит, казалось бы, без непосредственного руководства воспитателя. Однако эффективность воспитания самостоятельности в изобразительной деятельности зависит от соблюдения педагогом определенных условий.

Опыт показывает, что одним из наиболее важных условий является разнообразие и работы с детьми.

Предлагаю вам стать на некоторое время детьми. Приглашаю 4 желающих.

Мотивация: на электронную почту пришло письмо от директора фарфорового завода с просьбой придумать узоры для посуды. Как вы думаете, мы сможем помочь? Перед вами тарелки различного размера, цвета и формы. Предлагаю выбрать любую, наиболее вам понравившуюся. Для оформления вы можете использовать разнообразные материалы.

Педагоги выполняют задание. Подведение итогов.

В своей работе с детьми использую разнообразные, художественные материалы: восковые мелки, гуашь, тушь, пальчиковые краски, пластилин, соленое тесто, глину, природный, бросовый, нетрадиционный материал. Знакомлю ребят с разными нетрадиционными техниками выполнения картин и поделок, таких как воскография, акварельная живопись, живопись пальцевая, печатание, отпечатывание, коллаж, монотипия, рисование кусочками поролона, куском ткани, мылом, щеткой, свечой, пластилином, нитками и т. д. Изучив разные техники, малыш в будущем может стать художником, дизайнером, архитектором и т. д.

Итак, уважаемые коллеги, вернёмся к условиям. Другое важное условие: опора на личный опыт ребенка. Детям интереснее и доступнее изображать то, что им хорошо знакомо, что привлекает их внимание. Это повышает личностно значимую мотивацию, развивает фантазию и творчество, способствует проявлению самостоятельности.

Следующим условием для эффективного проявления детьми самостоятельности и инициативности выступает индивидуальный подход к ребенку со стороны педагога.

В своей деятельности создаю ситуации успеха для каждого ребёнка. Для этого использую такие приёмы как:

«Убеждение»: «Ты это сможешь, тебе это обязательно удастся». Если педагог будет убеждать ребёнка и на первых порах поддержит его, то успех обязательно придет.

«Эмоциональное поглаживание» - констатация любого даже малого успеха ребенка, который даст силу поверить в возможность получить положительный результат, вера в себя и свои силы.

«Поиск» - педагог обязан найти тот , который ребёнку по силам и он сможет реализовать себя успешно, тем самым обеспечив себе успех.

Немаловажным является организация личностно ориентированного взаимодействия педагога с ребенком. Необходимо использовать разные типы общения. В какие-то моменты требуется руководство детьми, когда-то возможны партнёрские отношения или предоставление детям свободы.

Следующее условие - создание и обогащение предметно-развивающей среды, обеспечивающей право самостоятельного выбора деятельности, проявление своей индивидуальности. В группе организуется зона самостоятельной художественной деятельности. Материалы и оборудование периодически меняются и дополняются. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению самостоятельности.

Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:

Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться изобразительными материалами. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности ребенка создавать для детей все необходимые условия. Содержать в открытом доступе различные материалы и изобразительные средства. Поощрять различные творческие начинания ребенка.

В заключении хочу рассказать вам притчу.

Одной женщине приснился сон: за прилавком магазина стоял сам Бог.

Господи! Это действительно ты? - воскликнула женщина с радостью.

Да, это я, - ответил Бог.

А что у тебя можно купить? - решила спросить женщина.

У меня ты можешь купить абсолютно всё, - ответил Бог.

Тогда дай мне, пожалуйста, счастья, здоровья, успеха, много денег и любви.

Бог улыбнулся ей в ответ и удалился в подсобное помещение за всем заказанным. Спустя некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой в руках.

Разве это всё! - удивилась разочарованная женщина.

Да это всё, - ответил Бог. - А разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?

Мы сеем вечное и доброе и не куда-нибудь, а в души детей и что прорастет, культурные семена или сорняки, зависит только от нас.

Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. Поощрение высказывания оригинальных идей. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. Планомерное обогащение жизненного опыта детей.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта